«Развитие творческих способностей детей, использование этюдного тренажа на занятиях»
план-конспект занятия по музыке на тему
Дружная семья. Этюд на выразительность жеста.
Дело было вечером, делать было нечего.
Кто-то книжку в руки взял,
Кто-то что-то рисовал,
Ну а кто-то мыл посуду…
Долго говорить не буду.
Что же делали в семье?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
irina.docx | 47.39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
тема: «Развитие творческих способностей
у детей дошкольного возраста
через музыкально-театрализованную
деятельность»
Воронова
Ирина Александровна
музыкальный руководитель
Содержание
- Введение
- Актуальность проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность.
- Классификация детского музыкального творчества.
- Цели и задачи.
- Теоретическая часть
- Взгляды ученых на проблему развития творческих способностей детей через музыкально-театрализованную деятельность.
- Конструктивное построение моей работы.
- Значение музыкально-театрализованной деятельности в работе с неуверенными в себе детьми.
- Система работы.
- Практическая часть
- Результаты работы по развитию творческих способностей детей через музыкально-театрализованную деятельность.
- Заключение
- Список использованных источников и литературы
- Приложение
Введение
Актуальность проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность
Одной из важнейших проблем современности является гуманизация общественной жизни. В нынешнем социальном развитии России высший гуманистический смысл приобретает утверждение, что человек - это высшая ценность бытия, и в связи с этим особую актуальность приобретает задача создания условий для его свободного развития.
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.
Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства и позволил нам обратиться к театральной деятельности в ДОУ не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.
Современная парадигма дошкольного образования вступает в противоречие с традиционной концепцией развития ребенка - дошкольника средствами театральной деятельности, утверждавшей, что приобщение ребенка к театральному искусству в этом возрасте ограничивается лишь обучением детей элементарным выразительным умениям и формированием конкретных навыков исполнительского мастерства.
Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития творческих способностей ребенка и утверждать необходимость и целесообразность существования программы деятельности не только с одаренными детьми, но и со всеми воспитанниками ДОУ.
Анализ существующих образовательных программ и методических пособий приводит нас к выводу, что "театральная деятельность" - это наименее разработанный раздел в системе художественного воспитания дошкольника, который характеризуется отсутствием единой целостной методики и образовательной технологии, отвечающими современным требованиям. По этой причине сложно однозначно ответить на вопросы: с какого возраста обучать детей театральной деятельности? чему учить и как учитывать возрастные особенности? как обучать детей актерскому искусству и т.д.
Ответы на эти и другие вопросы следует, по нашему мнению, искать в огромном положительном опыте театральной педагогики, накопленном К.С.Станиславским, М.О. Кнебель, П.М.Ершовым, А.П.Ершовой, Н.И.Сац, Р.М. Быковым и др., одинаково эффективном для всех возрастных периодов человеческой жизни, способном с самого раннего детства развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать его телесную пластичность и формировать творческую жизненную активность. Секрет эффективности их театральной методики прежде всего в сближении игры актера и игры ребенка дошкольного возраста, основанной на вере в правду вымысла, искренности в переживании и перевоплощении, на активном творческом воображении.
Следовательно, очевидной становится идея необходимости развития творческой индивидуальности ребенка дошкольника с позиций передовой педагогики русской драматической школы "театра переживания", требующая пересмотра целей, содержания и технологии образования дошкольника в театральной деятельности. Кроме того, иной смысл приобретает даже самоопределение деятельности: не театрализованная, как это было принято ранее, ограничивающая творческую активность и самостоятельность ребенка, а театральная, предоставляющая большие возможности для самостоятельного действия и творческой самореализации детей.
Потребность синтезировать теоретические, методические и практические разработки театральной педагогики, работающие на эффективное гармоничное развитие личности ребенка, нашла свое отражение в курсе "Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства", разработанном с учетом возрастных особенностей детей.
Название курса основано на принятии:
∙ принципа гуманизма;
∙ принципа индивидуального, личностно ориентированного подхода к
воспитанию и образованию дошкольника;
∙ принципа преподавания курса посредством профессионально-творческой
учебно-воспитательной деятельности.
Основной целью программы по театральной деятельности является обеспечение интеллектуального развития дошкольника; воспитание творческой индивидуальности ребенка; пробуждение интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи программы:
∙ Создание условий для воспитания и творческой самореализации
раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
∙ Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности
детей через театральные игры, упражнения актерского тренинга и игры, развивающие творческие способности дошкольников.
Актуальность моей работы ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности и отвечает утвержденной в 1989 году Государственным Комитетом по народному образованию «Концепции дошкольного воспитания», которая наметила курс на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми и пробудила интерес к психологическим особенностям периодов детского развития.
Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства – это одна из версий решения проблемы гуманизации образования ребенка дошкольного возраста в театральной деятельности ДОУ.
Классификация детского музыкального творчества
Н.А. Витлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником. Другое условие – это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые умения, навыки, знания для того, чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.
Были определены этапы развития детского творчества: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности (при этом дается установка на создание нового – измени, придумай, сочини), к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий в жизни (Н.А. Витлугина, А.И. Ходькова и другие).
Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т.е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, умение применить свой опыт в новых условиях.
Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков. Тем не менее, песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста (спеть своё имя, колыбельную или плясовую кукле ит.д.).
Кроме того, разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:
- Импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;
- Импровизация музыкальных вопросов и ответов;
- Сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.
Творчество рождается на интуитивных и сознательных действий, их
сочетание постепенно становится более прочным. Если работа проводится методически правильно, самое главное без принуждения, через заинтересованность к творчеству, то в театрализованных играх дети нередко сами сочиняют такие диалоги.
Творческое проявление детей в ритмике так же как и в пении является важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками.
Когда дети слушают русскую народную мелодию «Как у наших у ворот», у них должно возникнуть желание инсценировать её, показать в разнообразных движениях персонажи: муху, комара, стрекозу и муравья, а в конце песни поплясать всем вместе.
Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, в семье нужно целенаправленно учить ребят воплощать характер, образы музыки в движениях. Педагог должен особо позаботится о создании благоприятных условий для обучения. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность.
Вместе с тем, ребятам предлагают и классическую и современную музыку, чтобы постоянно обогащались их музыкальные впечатления. При этом педагог должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а так же их склонность и интересы. Но полного успеха можно добиться только, если в музыкальном воспитании активно участвуют родители, которые так же должны позаботиться о всестороннем развитии детей. А оно предполагает и формирование творческих способностей музыкально-ритмических движений.
Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном выражении впечатлений. Оно возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений – непременное условие творческих проявлений детей.
Слушание инструментальных и вокальных произведений, беседы о выразительных средствах музыкального языка, сравнение тембров инструментов, их выразительных возможностей – все это необходимо детям для последующего творчества, в том числе и инструментального.
Одно из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество – владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах.
В старшем дошкольном возрасте дети способны запоминать, а затем повторять свои импровизации, т.е. сочинять несложные мелодии.
Один из приемов, стимулирующих и обогащающих творческие проявления детей, - аранжировка наиболее удачных сочинений музыкальным руководителем, исполнение их на фортепиано с сопровождением. Звучание придуманной ребенком мелодии с аккомпанемента, сочиненным взрослым, придает «произведению» законченный вид, что радует малышей и стимулирует творчество.
Основное назначение музыкального воспитания не формирования навыков копирования и механического воспроизведения, а развитие творческих сил ребенка (К.Н. Вентцель). Поэтому, надо опираться на свободную активность детей, исходить из природы ребенка, смотреть на него, как на «маленького художника».
Цели и задачи
Основные задачи
- Последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный театр).
- Поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам.
- Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Задачи
- Побуждать детей сочинять сказку с помощью воспитателя, используя для этой цели кукол настольного театра.
- Использовать импровизационные формы диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках. Развивать память, внимание, мышление детей.
- Формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции. Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию: понимаю эмоционального состояния другого человека и умению выразить свое.
- Обучать детей сопровождать движение куклы песенкой, придуманной самостоятельно на отдельных слоги.
- Поощрять желание участвовать в танцевальных импровизациях.
- Поддерживать стремление играть с музыкальными игрушками, импровизировать на шумовых музыкальных инструментах.
- Вызывать желание по собственной инициативе участвовать в песенных, игровых и танцевальных импровизациях.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Задачи
- Подводить детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях.
- Использую верховых кукол, побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать новые с помощью воспитателя и без него.
- Обучать детей сопровождать движение куклы по ширме песенкой, придуманной на заданный текст самостоятельною.
- Продолжать развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях с куклами и без них.
- Поддерживать инициативу детей в импровизации на металлофоне.
- Формировать у детей стремление включать в самостоятельные игры песенные, танцевальные импровизации.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Задачи
- Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.
- Поддерживать попытки детей самостоятельно составлять небольшие рассказы, используя кукол-марионеток.
- Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения индивидуально и коллективно, используя марионеток и кукол с «живой рукой».
- Побуждать детей использовать импровизации на заданный текст в жанре песни, танца, марша для создания образа персонажа кукольного и драматического спектаклей.
- Продолжать развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях, стремление пластикой своего тела создать яркий запоминающийся образ.
- Поощрять стремление детей подбирать знакомые попевки от разных звуков, включать их в игровые импровизации с куклами с «живой рукой».
- Развивать умение использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации.
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)
Задачи
- Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
- Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации, импровизацию на детских музыкальных инструментах.
- Совершенствовать умение составлять небольшие рассказы, сказки из личного опыта.
- Закреплять навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые, используя персонажей известных сказок, изменив характеры героев на противоположные.
- Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.
- Совершенствовать песенные импровизации детей, формируя устойчивый интерес к коллективным формам работы.
- Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий танцевальный образ героя.
- Поддерживать инициативу детей в индивидуальных и коллективных импровизациях на детских музыкальных инструментах, сопровождающих кукольные спектакли и драматизации.
- Поддерживать стремление детей использовать игровые, песенные, танцевальные импровизации и импровизацию на детских музыкальных инструментах в самостоятельной деятельности.
- Поощрять желание принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях.
Теоретическая часть
Взгляды ученых на проблему развития творческих способностей детей
Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.
Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, создающим его и видоизменяющим своё настоящее. Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией. Обычно под воображением или фантазией имеется в виду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке.
В обычном представлении творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия. Мы охотно признаем и легко узнаем творчество в деятельности Толстого и Дарвина, но нам обычно представляется, что в жизни рядового человека этого творчества нет вовсе. Однако, как уже сказано, такой взгляд является неправильным. Громадное большинство изобретений сделано неизвестно кем, как совершенно правильно говорит по этому поводу Рибо. Научное понимание этого вопроса заставляет нас, таким образом, смотреть на творчество скорее как на правило, чем как на исключение. Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.
Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже с самого раннего детства. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для развития и созревания у детей. Уже в самом раннем возрасте, мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей. Ребенок, который, сидя верхом на палке, воображает, что едет на лошади, девочка, которая играет с куклой и воображает себя ее матерью, ребенок, который в игре превращается в разбойника, в моряка, - все эти играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества. Вот это умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и составляют основу творчества.
Однако возникает вопрос: как же происходит эта творческая комбинирующая деятельность? Откуда она возникает, чем она обусловлена и каким подчиняется законам в своем течении? Психологический анализ этой деятельности указывает на ее огромную сложность. Она возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные, на каждой возрастной ступени она имеет своё собственное выражение, каждому периоду детства свойственна своя форма творчества.
Для того чтобы понять психологический механизм воображения и связанной с ним творческой деятельности лучше всего начать с выяснения той связи, которая существует между фантазией и реальностью.
Педагогический вывод, который можно сделать заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества, он накапливает материал из которого в последствии будет строить его фантазия. Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала.
«Каждая потребность, - говорит Рибо, - стремление или желание отдельно или же вместе с несколькими другими может, поэтому служить импульсом к творчеству.»
Зависимость творчества от среды поясняет Вейсман. Он говорит: «Предположим, что рождается ребенок, обладающий своеобразным и исключительным гением Моцарта. Что он может сделать? Самое большое – распространить гамму с трех или четырех тонов до семи и создать несколько более сложных мелодий, но он столь же неспособен был бы составить симфонии, как Архимед – изобрести динамоэлектрическую машину». Всякий изобретатель, даже гений, является всегда растением своего времени и своей среды. Его творчество исходит из тех потребностей, которые созданы до него, и опирается на те возможности, которые опять-таки существуют вне него.
Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. Совершенно понятно поэтому, что эта деятельность не может быть одинакова у ребенка и у взрослого, потому что все факторы принимают различный вид в различные эпохи детства. Вот почему в каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок. Мы видим, что воображение зависит от опыта, а опыт ребенка складывается и растет постепенно. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение ребенка работает иначе, чем у взрослого.
И действительно, там, где сохраняется хоть незначительная доля творческой жизни, там имеет место и воображение.
«Если педагог-практик, - говорит Г. Рос, - желает правильно развить драгоценную способность творческой фантазии, то ему предстоит трудная задача – обуздать этого дикого и пугливого коня благородного происхождения и приспособить его к служению добру».
Паскаль, называл воображение лукавым учителем. Гете называл его предтечей разума. И тот и другой были одинаково правы. Возникает вопрос: не зависит ли деятельность творческого воображения от одаренности? Существует очень распространенное мнение, что творчество является уделом избранных и что только тот, кто одарен особым талантом, должен его развивать в себе и может считаться призванным к творчеству. Это положение не является правильным. Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития.
Конструктивное построение моей работы
Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой ит.д. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднится. Кукольный театр, как вид искусства наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Сознавая все это, мы стремимся организовать в нашем детском саду кукольный театр.
В детском саду были созданы условия для театральной деятельности. (изготовлена ширма, закуплены набор кукол), нужно было только заинтересовать воспитателей, вовлечь их в театральную деятельность. С этой целью провела ряд консультаций, организовала несколько практических занятий, поставили ряд спектаклей «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок». Эти спектакли вызвали у детей живейший интерес. Они потом долго отражали свои впечатления в самостоятельном творчестве: рисовали, лепили, разыгрывали отдельные сценки и не только в детском саду, но и дома.
Ребятам очень хотелось самим участвовать в кукольном театре, и их мечта осуществилась. Несколько небольших спектаклей «Лиса и Заяц», «Три медведя» - поставили силами детей. В спектакле «Лиса и заяц» играла Настя из старшей группы ЗПР – очень стеснительная девочка, она даже разговаривает полушепотом, а из-за ширмы она так сыграла свою роль, что никто не поверил бы в это. После спектакля Настя обрела уверенность в себе, речь ее стала более отчетливой, яркой, интонационно-выразительной.
Таким образом, у детей родилось желание самим активно действовать. Появилась необходимость создания групповых кукольных театров, для того, чтобы каждый ребенок имел возможность принять активное участие в театрализованной деятельности. Для этого во всех группах были сделаны стационарные (небольшие) ширмы, куплены куклы для детской руки и декорации.
Малыши уже в самом раннем возрасте склонны к творческой деятельности. Через это творчество они познают окружающий мир. Познавая через мир сказки, через мир театра, что такое добро и зло, они учатся по-доброму относиться к друзьям, к родителям, к взрослым и к животным. Совершенно необходимо, чтобы эти истины дети познавали посредством ярких театральных впечатлений. В старших группах для самостоятельной театрально-игровой деятельности в доступном месте расположены куклы, заготовки для пальчикового театра, различные ткани, резинки – дети обыгрывают их.
В самостоятельной творческой деятельности детей важно незаметное участие взрослого.
Для того чтобы творческая активность продолжалась и дома, мы старались привлечь в этой проблеме и родителей. Давали им консультации, приглашали на спектакли; со слов детей узнавали, что в некоторых семьях стали практиковаться театральные развлечения.
На формирование творческих способностей влияние кукольного театра огромно.
Общаясь непосредственно изо дня в день с искусством театра, дети учатся быть более терпимыми друг к другу, уживчивыми, сдержанными, собранными, так как, находясь за ширмой, они должны быть предельно внимательными, чтобы вовремя включиться в театральное действие, уступить за ширмой друг другу место, не споря и не толкаясь, уметь подавать свою реплику вовремя и эмоционально. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость.
Театральные импровизации способствуют эмоциональному воспитанию детей, умению выплеснуть свою энергию, передать своё видение мира.
Задачи музыкально-театральной деятельности не направлены на то, чтобы воспитать артистов-профессионалов, но кем бы ни были в будущем наши дети, мы верим, что они будут творчески относиться к своему делу.
Надеюсь, что искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь. В человеке всегда заложено творческое начало, и важно уметь его развить.
Значение музыкально-театрализованной деятельности в работе с неуверенными в себе детьми.
Занимаясь театрализацией, мы иногда наблюдали случаи отказа детей от участия в этом виде деятельности. Спрашивала ребят, почему не принимают участия? Они мотивировали отказ тем, что им это неинтересно. Однако, из опыта работы знаю, что в общей игре хотят участвовать все дети, но некоторые из них в силу своих психологических особенностей боятся принимать участие в театрализованной деятельности. Как привлечь таких ребятишек? Как помочь им преодолеть неуверенность в себе, научить их общаться со сверстниками и взрослыми?
Главное – создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви. Желание педагога понять психологические проблемы ребенка, стремление помочь ему выйти победителем из тупиковой ситуации, создают предпосылки для дальнейшей творческой деятельности. Надо вовремя помочь малышу справиться с возникающими проблемами. Иначе боязнь общения, замкнутость в своих переживаниях, страх быть осмеянным сверстниками, нежелание получить негативную оценку своей деятельности со стороны взрослых – все это, как снежная лавина обрушивается на маленького человека, загоняя его в мир страхов и сомнений. В этой ситуации на помощь ребенку приходят театральные куклы. Они никого не могут оставить равнодушным, потому что напоминают малышу те привычные детские игрушки, с которыми он играет в повседневной жизни. Чем раньше начать заниматься с детьми кукольным театром, тем меньше маленьких людей придется впоследствии выводить из тупиковой ситуации.
Год назад, проводя музыкальное занятие с детьми старшей группы, мы обратили внимание на упорное нежелание Насти участвовать в общей игре. Понимали, что отказывается она из-за боязни быть неумелой и неловкой. Не мало усилий пришлось приложить нам, взрослым, прежде чем она согласилась быть дирижером в игре «Оркестр». Долгое время она отказывалась участвовать и в кукольных спектаклях, хотя всегда внимательно следила за происходящим на сцене. Мы видели, что этот вид деятельности заинтересовал ее, но робость, неуверенность в своих силах мешает ей принять участие. Тогда мы ей предложили сыграть роль Лисы в кукольном театре «Заяц и Лиса». Настя робко приняла предложение, но когда прошел кукольный театр, и все дети с куклами на руках вышли из-за ширмы, мы поняли, что «лед тронулся», дальше будет проще. И действительно, с каждым занятием она становилась все увереннее в своих силах. Мы очень часто хвалили её. В этом году она не отказывается участвовать в общей игре, у нее появился устойчивый интерес к театрализованной деятельности. В нашем спектакле «Заяц-портной» она играла одного из героев (Мышку). Роль у юной исполнительницы получается яркой и запоминающейся. Она ищет выразительные особенности для своей героини, ее творческие находки встречают самый живой отклик и у детей, и у взрослых. Всеобщее одобрение вызывает у Насти желание еще более выразительно сыграть полюбившуюся роль.
Понимая огромное значение кукольного театра для всестороннего развития ребенка, мы стремимся к тому, чтобы театральная кукла стала для ребенка мостиком, соединяющим игру с творчеством. «Детям, пока они еще не совсем ушли из сферы игр и игрушек и полны творческой динамики, надо что-то переходное, ведущее их от игры к театру, так, чтобы последний являлся естественным следствием первой». К театру, как к таковому, как к «очень сильно действующему средству, необходимо подходить очень постепенно, чтобы не повредить нежных и оригинальных ростков детства, а повредить трафаретом изжитых уже переживаний взрослых весьма легко».
Система работы
Выдающийся русский психолог Л.С. Выготский писал: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности». Решению это задачи способствуют театральные занятия, которые я провожу один раз в неделю в каждой возрастной группе по программе «Театр – творчество – дети».
Знакомство детей с театрализованными играми начинается в первой младшей группе. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и инсценировки, которые разыгрывают старшие дошкольники и воспитатели. Встреча с театральной куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Занимаясь с детьми, мы стремимся вызвать у них положительные эмоции по отношению к театрально-игровой деятельности. Так, незаметно для себя малыши включаются в театрализованные игры.
Начиная со второй младшей группы и до выпуска, мы последовательно знакомим детей с различными видами кукольных театров. Для этого используем этюды, обучающие способам управления куклами. После того, как приемы кукловождения освоены, приступаем к постановке спектакля.
Параллельно в каждой возрастной группе обучаем детей основам актерского мастерства. Для этой цели используем этюдный тренаж, который способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения и восприятия.
Начиная со второй младшей группы, работу над кукольными спектаклями и театрализованными играми ведем параллельно.
В средней группе и далее стремимся объединить кукольный спектакль и театрализованную игру в единое целое. Этот вид деятельности мы называем театрализованными играми с элементами кукольного театра.
В старшей и подготовительной группах театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев. Театрализованные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творческие способности в различных видах деятельности.
Сохраняя здесь принцип импровизации, мы сознательно делаем наши спектакли менее театральными, менее зрелищными, чем постановки, целиком поставленные взрослыми, в которых творчество детей сведено к нулю, но зато ярко и пышно продемонстрированы творчество и талант педагогов. Мы стараемся увести детей от театра, в котором роли ребенку диктуют, где его заставляют принимать заученные позы, рабски повторять движения, зазубривать реплики ит.д. Такие представления лишь по названию театр, а в сущности они лишены самого главного, без чего театр не может существовать – творчество.
Творческий подход к работе с малышами дает возможность развивать одновременно из всех, независимо от уровня подготовленности. Нам не приходится ориентироваться на развитие среднего ребенка, тем самым тормозя развитие одаренного. Каждый развивается в том темпе, в каком он может.
Используя в работе с детьми театрализованные игры, мы основываемся на представлениях выдающегося русского психолога Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества.
Виды творческой деятельности | Методы развития творческих способностей | Средства развития творческих способностей | Репертуар |
1 | 2 | 3 | 4 |
Сентябрь – ноябрь. Вторая младшая группа, I квартал | |||
Игровое творчество | Привлекать детей к сочинению коротких сказок, историй | Настольный театр резиновой игрушки | «Встреча в лесу», «Медведь и лиса», «Зайка и ослик» (сочиняют дети) |
Песенное творчество | Сопровождение движения куклы песенкой, придуманной ребенком самостоятельно на отдельные слоги | Настольный театр дымковской игрушки | Песенки Маши и Медведя («Маша и медведь») |
Танцевальное творчество | Вызывать эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку | Фонограмма | Свободная пляска персонажей сказки «Репка» |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Вызывать интерес и желание играть с музыкальными игрушками | Беззвучные игрушки-инструменты, балалайки, дудочки, баянчики, пианино | Имитация игры на балалайке в свободной пляске («Репка»). Имитация игры на дудочке в свободной пляске («Маша и медведь») с музыкальными игрушками |
Декабрь – февраль. Вторая младшая группа, II квартал | |||
Игровое творчество | Поощрять стремление детей придумывать диалоги действующих лиц в сказках | Настольный театр конусной игрушки | «Бабушка и внучка», «Лиса и кот», «В костях у деда Мороз» (сочиняют дети) |
Песенное творчество | Предлагать детям сочинять песенки на отдельные слоги в жанре колыбельной и плясовой | Крупная мягкая игрушка | «Колыбельная для мишки», «Пляска куклы» |
Танцевальное творчество | Побуждать детей импровизировать простейшие танцевальные движения под разнохарактерную музыку | Фонограмма, атрибуты для танцевальных импровизаций (цветы, листья, ленты, флажки, султанчики) | Танцевальные импровизации «Танец петрушек» (муз. Д. Кабалевского), «Танец снежинок» (муз. П.И. Чайковского) |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Дать представления и способы звукоизвлечения на детских музыкальных инструментах со звуков неопределенной высоты | Ложки, погремушки, бубны, барабаны, колокольчики, фонограмма | Оркестровое сопровождение танцевальных импровизаций «Танец снежинок», «Танец петрушек» |
Март – май. Вторая младшая группа, III квартал | |||
Игровое творчество | Поддерживать желание детей коллективно сочинять небольшие сказки, рассказы, придумывая диалоги действующих лиц | Настольный театр мелкой мягкой игрушки | «День рождения слоненка», «Тигренок заболел», «Маша и Жучка» (сочиняют дети) |
Песенное творчество | Побуждать детей сочинять песенки на заданный текст и использовать их в кукольных спектаклях и драматизациях | Настольный театр конусной игрушки. Костюмы, декорации и атрибуты | Песенка петушка («Заюшкина избушка») |
Танцевальное творчество | Прививать интерес и любовь к музыке, развивать музыкальные способности ребенка, воспитывать эмоциональное отношение к музыке через танцевальное движение | Фонограмма, шапочки зверей и птиц, мягкая игрушка, куклы | Свободная пляска козы и козлят («Волк и семеро козлят»). Танцевальная импровизация с куклами |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Поощрять стремление детей использовать детские музыкальные инструменты со звуком неопределенной высоты в драматизациях и кукольных спектаклях | Фонограмма, звучащие игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты | Оркестровое сопровождение свободных плясок в кукольном спектакле и драматизации («Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят») |
Виды творческой деятельности | Методы развития творческих способностей | Средства развития творческих способностей | Репертуар |
1 | 2 | 3 | 4 |
Сентябрь – ноябрь. Средняя группа, I квартал | |||
Игровое творчество | Продолжать сочинять с детьми сказки с помощью воспитателя и без его участия. Поощрять стремление детей самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения, мимики | Театр ложек Шапочки зверей и птиц | «Бабушка и лисичка», «Заяц и медведь», «Колобок и дедушка» (сочиняют дети). «Теремок» (Мышка, Лягушка, Зайчик, Лиса, Медведь, Волк) |
Песенное творчество | Предлагать детям сочинять песенные характеристики персонажей кукольного спектакля | Костюмы, декорации, атрибуты, необходимые для данного спектакля | Песенка Мышки, Лягушки, Зайчика, Лисички, Волка, Медведя в спектакле «Теремок» (русская народная сказка) |
Танцевальное творчество | Побуждать детей сочинять песенные характеристики персонажей кукольного спектакля | Костюмы персонажей спектакля, фонограммы | «Пляски лисы и медведя» в спектакле «Теремок» |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Знакомить детей с игрушками-инструментами, издающими звуки определенной высоты, с помощью которых можно воспроизводить различные ритмы | Свирели, дудочки, рожки | Оркестровое сопровождение танцевальных импровизаций Лисы и Медведя в спектакле «Теремок» (ритмическая импровизация) |
Декабрь – февраль. Средняя группа, II квартал | |||
Игровое творчество | Развивать у детей желание сочинять небольшие рассказы, придумывая диалоги действующих лиц. Подводить детей к созданию углубленных образов знакомых персонажей с помощью движения, мимики, жеста | Верховые куклы. Шапочки зверей и птиц | «В гостях у Белоснежки», «Гном и лиса», «Собака и волк» (сочиняют дети). «Веселый козленок», «Испуганный козленок», «Котик выздоровел» |
Песенное творчество | Предлагать детям сочинять песни в жанре марша и вальса на заданный текст | Костюмы и атрибуты | Песенка Лисички (вальс), песенка Волка (Марш) в игре-драматизации «Три елочки» |
Танцевальное творчество | Подводить детей к сочинению танцевальных импровизаций героев спектакля в жанре марша и вальса | Костюмы и атрибуты | «Вальс Белоснежки», «Марш гномов» в спектакле «Белоснежка и семь гномов» |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Обучать детей приемам игры на игрушках-инструментах с диатоническим звукорядом, уметь сопровождать танцевальные импровизации в спектакле (на одном звуке) | Металлофон, фонограмма | Пляска белочек, русская народная мелодия, «Марш гномов» (муз. С. Прокофьева) |
Март – май. Средняя группа, III квартал | |||
Игровое творчество | Побуждать детей коллективно сочинять истории, активизируя речевое общение детей. Развивать умение сопоставлять различные образы, используя интонацию, жест, мимику, движения | Верховые куклы Шапочки зверей и птиц, фонограмма | «Лесная школа», «Новоселье», «Звериная больница» (сочиняют дети) «Козлик и волк», «Лиса и заяц», «Кошка и мышка» |
Песенное творчество | Подводить детей к сочинению оперы. Сочинение детьми речитативов действующих лиц на заданный текст | Верховые куклы | Речитативы на белые стихи деда, бабы, внучки, Жучки, Кошки, Мышки в кукольном спектакле «Репка», русская народная сказка |
Танцевальное творчество | Обучать детей сочинять танцевальные импровизации в жанре польки | Куклы, мягкие игрушки, фонограмма | «Полька с игрушками», чешская народная мелодия |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Побуждать детей импровизировать на игрушках-инструментах, издающих звуки неопределенной высоты, и на игрушках-инструментах с диатоническим звукорядом | Ложки, погремушки, бубны, барабаны, колокольчики, свирели, дудочки, рожки, металлофоны, верховые куклы | Ритмические импровизации персонажей кукольного спектакля «Веселые музыканты» (Л. Исаева) |
Виды творческой деятельности | Методы развития творческих способностей | Средства развития творческих способностей | Репертуар |
1 | 2 | 3 | 4 |
Сентябрь – ноябрь. Старшая группа, I квартал | |||
Игровое творчество | Побуждать детей вживаться в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения | Шапочки зверей, фонограмма | «Мишки-шалунишки», «Магазин игрушек», «Веселые зайчата» |
Песенное творчество | Предлагать детям сочинять музыку в жанре марша и танца (народная пляска, вальс, полька) | Мягкая игрушка | «По ровненькой дорожке» (марш), «Как у наших у ворот» (народная пляска), «Лето» (вальс), «Мишка с куклой» (полька) |
Танцевальное творчество | Поощрять стремление детей сочинять танцевальные характеристики персонажей кукольного театра марионеток в жанре народной пляски | Театр марионеток, фонограмма | Кукольный спектакль «В гостях у Василисы» |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Обучать детей играть попевки, построенные на интервале секунды. Побуждать подбирать эти попевки от других звуков | Металлофон | «Дождик-дождик», «Сорока-сорока», «Гармошка» (муз Е. Тиличеевой) |
Декабрь – февраль. Старшая группа, II квартал | |||
Игровое творчество | Поощрять инициативу и активность детей при создании образов характерных персонажей, противопоставляя характер движения одного персонажа другому, в соответствии с создаваемым образом | Шапочки зверей, элементы костюмов, фонограмма | «Зайчик и лиса», «Котик и козлик», «Красная Шапочка и волк» |
Песенное творчество | Побуждать детей сочинять коллективно песни в характере своего героя | Шапочки зверей, элементы костюмов, театр марионеток | «Тень-тень», «Барашек и Петя», «Зайка и Мишка» |
Танцевальное творчество | Развивать умение импровизировать движения вальса и польки, используя кукол-марионеток | Театр марионеток | «Кот Леопольд» (муз. А. Резникова, фрагмент) |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Учить детей исполнять попевки, в которых встречаются поступательные ходы в переделах небольших звукорядов, подбирать от разных звуков | Металлофон | «Петушок», русская народная мелодия, «Кап-кап-кап», румынская народная мелодия, «Марш» Е. Тиличеевой |
Март – май. Старшая группа, III квартал | |||
Игровое творчество | Побуждать детей коллективно создавать образы персонажей, постоянно ощущая своего партнера, стремясь подыграть ему | Фонограмма, костюмы, необходимые атрибуты | «Карабас-Барабас и Буратино», «Мальвина и Пьеро» |
Песенное творчество | Воспитывать устойчивый интерес к песенному творчеству, обучать детей сочинять оперу на стихотворный текст | Настольный театр | «Девочка чумазая», стихи А. Барто |
Танцевальное творчество | Побуждать детей к поискам выразительных движений для передачи характерных особенностей персонажей | Костюмы персонажей спектакля, атрибуты, необходимые для танцевальных импровизаций, фонограмма | «Приключения Буратино»: танцевальные импровизации Буратино, Карабаса, лисы Алисы и кота Базилио, Мальвины на муз. А. Рыбникова |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Поощрять стремление детей подбирать знакомые попевки от разных звуков и включать их в игровые импровизации с куклами с «живой рукой» | Металлофон, куклы с «живой рукой! | «Василек», русская народная мелодия, «Зайка», народная прибаутка, «Дин-Дон», народная прибаутка |
Виды творческой деятельности | Методы развития творческих способностей | Средства развития творческих способностей | Репертуар |
1 | 2 | 3 | 4 |
Сентябрь – ноябрь. Подготовительная группа, I квартал | |||
Игровое творчество | Побуждать детей инсценировать хорошо знакомые сказки | Атрибуты, костюмы, необходимые для данной сказки | «Бабушка, внучка да курочка», «Заяц-хвастун», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русские народные сказки |
Песенное творчество | Закреплять умения сочинять песни в определенном жанре на заданные текст в характере своего героя | Настольные игрушки | «Марш солдатиков» (в жанре марша), «Кукла» (в жанре вальса), «Неваляшки» (в жанре народной пляски), «Птичка» (в жанре польки) |
Танцевальное творчество | Побуждать детей передавать настроение музыки танцевальными движениями | Костюмы, атрибуты, фонограмма | «Танец цветов», «Испанский танец», «Битва Щелкунчика с мышиным королем» (музыка из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик») |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Предлагать детям импровизировать простые мелодии индивидуально и в ансамбле, используя ударно-шумовые инструменты и диатонический металлофон | Маракасы, кастаньеты, треугольник, металлофон | «Эхо», «Гроза», «Мы едем, едем» |
Декабрь – февраль. Подготовительная группа, II квартал | |||
Игровое творчество | Предлагать детям сочинять новые сказки. Используя персонажей хорошо знакомой сказки, изменить характеры героев на противоположные | Шапочки зверей, атрибуты и декорации | «Три поросенка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Кот Леопольд» |
Песенное творчество | Поощрять сочинение детьми песен на собственные стихи | Выбор средств по собственному желанию и замыслу | |
Танцевальное творчество | Побуждать детей создавать танцевальные образы персонажей пластикой своего тела, театральными куклами различных систем | Мягкая игрушка, кукла с «живой рукой», люди-куклы | «Танец Мари со Щелкунчиком», «Танец феи Драже», «Танец куклы», «Танец паяца», на музыку П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик» |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Совершенствовать умения детей воспроизводить различные ритмы, мелодии на ударно-шумовых и духовых инструментах. Побуждать детей импровизировать на данных музыкальных инструментах | Бубенцы, пандейра, трещотка, триода, симона | «Отзовись, кого зовут», «Отгадай инструмент», «Сочини сопровождение» |
Март – май. Подготовительная группа, III квартал | |||
Игровое творчество | Побуждать коллективно сочинять пьесы из жизни детей и разыгрывать их | Атрибуты, необходимые для данной постановки | «Счастливый случай» (сочиняют дети) |
Песенное творчество | Предлагать детям коллективно сочинять оперу на заданный текст | Верховые куклы, ширма, декорации, атрибуты | «Зайкин праздник», либретто Н. Найденовой и К. Чернышевой |
Танцевальное творчество | Побуждать детей выразительно и ритмично импровизировать на современную детскую эстрадную музыку, передавая танцевальными движениями разнообразный характер музыки | Выбор средств по собственному желанию и замыслу | «Куплеты Колобка» (муз. В. Мороз), «Кошка Машка» (муз. Ю. Моисеева), «Меня зовут все Ванечка» (муз. В. Окорокова) |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Знакомить детей с приемами игры на клавишно-язычковых инструментах. Побуждать импровизировать на детских музыкальных инструментах, сопровождая кукольные спектакли и драматизации | Аккордеоны, триоды, симоны, металлофоны, бубенцы, пандейры, трещотки, маракасы, кастаньеты, треугольники, бубны, барабаны, театральные куклы, атрибуты | «Репка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Теремок», русские народные сказки |
Результаты работы по развитию творческих способностей детей через музыкально-театрализованную деятельность детей
По результатам обследования развития творческих способностей детей через музыкально-театрализованную деятельность выявилось, что большинство детей младших и старших групп плохо справляются с творческими заданиями во всех видах музыкальной деятельности.
Вторая младшая группа Б: средний уровень – 67%
низкий уровень – 33%
Вторая младшая группа В: средний уровень – 67%
низкий уровень – 33%
Старшая группа Б: средний уровень – 56%
низкий уровень – 54%
Подготовительная группа Б: средний уровень – 68%
низкий уровень – 32%
Подготовительная группа А: средний уровень – 47%
низкий уровень – 53%
Вывод: Особое внимание уделить музыкальному творчеству, чтобы дети самостоятельно находили движения, жесты для передачи образа.
Продолжать развивать музыкально-сенсорные способности детей, поощрять их творческие проявления во всех видах музыкальной деятельности.
Больше внимания уделять на индивидуальных занятиях песенному и игровому творчеству. Давать несложные задания детям на дом. Поощрять их любые творческие проявления.
Заключение
От чего же зависит успех или неудача театрализованной игры, утренника, праздника?
Работая одинаково с детьми всех возрастных групп результат, часто бывает разным. Там, где усилий было затрачено больше, не всегда праздник проходил лучше.
Итак, успех гарантирован при условии того, что:
а) Дети и воспитатели любят друг друга;
б) Малыши и музыкальный руководитель также испытают взаимную приязнь;
в) Между музыкальным и руководителем и воспитателями достигнуто обоюдное взаимопонимание.
Если все эти три составляющие присутствуют, то наша взаимная любовь выделяет в зал мощный поток положительной энергии, которая завораживает зрителей и никого не оставляет равнодушным. (Конечно, если предварительно проделана огромная работа по обучению детей, развитию в них творческого начала).
Эта положительная энергия влияет не только на зрителей, но и на нас, взрослых, а так же на самих детей, и они чувствуют себя необыкновенно расковано, играют с большим подъемом и воодушевлением.
Если же одно из звеньев разорвано, то мощного потока не получается, и театрализованная игра становится тусклой, неинтересной. Нет той изюминки, которая может сделать спектакль ярким и выразительным.
Одна из важнейших формул успеха заключается во взаимодействии работы: музыкант – дети – родители. Обращение о сотрудничестве к родителям, обуславливает успешное и очень эффективное проведение театрализованных игр и праздников.
Список использованной литературы
- О.П. Радынова. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: 1994
- Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр. М.: 2002
- Т.И. Петрова. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. М.: 2004
- Г.П. Новикова. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: 2000
- Г.П. Новикова. Развитие творческой активности детей. М.: 2002
- Л.Г. Горькова. Праздники и развлечения в детском саду. М.: 2004
- А.Е. Антипина. Театрализованная деятельность в детском саду. М.:2003
- Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: 1991
- М.А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. г.Ярославль: 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Развитие внимания детей на фронтальных и индивидуальных занятиях в системе коррекционно-развивающего обучения».
При организации коррекционно – развивающей работы необходимо учитывать особенности всех видов внимания. К факторам привлечения внимания относятся:структура организации деятельности (объединение воспри...
Развитие творческихспособностей на уроках английского языка в начальной школе.
Статья о развитии творческих способностей на уроках английского языка в начальной школе....
«Развитие творческих способностей детей, использование этюдного тренажа на занятиях»
В статье представлен практический опыт работы по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность...
Практическое занятие на городском мастер-классе на тему «Использование макетов «Жилище разных народов» в дидактике по развитию речи детей»
протокол мастер-класса...
"Эффективные методы и приёмы по развитию речи детей с ОВЗ на музыкальных занятиях"
Методическая разработка....
Конспект занятия по развитию речи, с использованием ЭОР, для детей младшего дошкольного возраста «В гости к нам пришла весна»
занятие для детей дошкольного возраста...