Особенности музыкальной памяти
учебно-методический материал (музыка) по теме

Останина Ольга Владимировна

Целью данной работы является расширение и углубление теоретических знаний об особенностях музыкальной памяти, а также показать возможность применения полученных знаний в практической работе педагога-музыканта. В процессе написания работы целевая установка обусловила ряд задач: I. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросу о специфике музыкальной памяти II.Рассмотреть различные подходы к определению понятия музыкальной памяти, дать характеристику её видам и функциям, а также показать взаимосвязь музыкальной памяти и законов общей психологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1munitsipalnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Городской Дворец детского (юношеского) творчества

им..Н.К.Крупской»

Особенности музыкальной памяти

Доклад

        

                                 Выполнила:

                                                  Преподаватель высшей

                                                              квалификационной категории

О.В.Останина

Новокузнецк

ноябрь 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………….……………. 3

1. Музыкальная память как основа музыкальной деятельности ……………....4

          1.1 Определение  понятия музыкальной памяти …………….…….…….4

1.2 Виды и функции музыкальной памяти ………………...…………….5

Заключение……………………………………………………………...………..20

Список используемой литературы…………..………………………….………21


ВВЕДЕНИЕ

Писать о музыкальной памяти начали ещё в середине прошлого века, когда концертное исполнение без нот не только не считалось обязательным, но напротив, рассматривалось как акт нескромности со стороны исполнителя, и даже как «искушение самого господа бога». В последнем десятилетии XIX  века публичное исполнение наизусть стало эстетической нормой.

Можно было бы думать,  что обилие современной литературы позволяет считать проблему музыкальной памяти решённой как с практической, так и с теоретической стороны, и что в современной музыкальной педагогике и исполнительстве вопросы запоминания и воспроизведения музыкального материала уже никого не волнуют. На самом деле это далеко не так и игра наизусть в наши дни является столь же острой проблемой, как и сто лет назад.  В современном музыкальном исполнительстве, пожалуй, нет более сложной, более запутанной и вместе с тем более актуальной проблемы, чем проблема музыкальной памяти.

Поэтому, целью данной работы является расширение и углубление теоретических знаний об особенностях музыкальной памяти, а также показать возможность применения полученных знаний в практической работе педагога-музыканта.

В процессе написания работы целевая установка обусловила ряд задач:

 I. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросу о специфике музыкальной памяти;

II.Рассмотреть различные подходы к определению понятия

музыкальной памяти, дать характеристику её видам и функциям, а также показать взаимосвязь музыкальной памяти и законов общей психологии.

1.МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ КАК ОСНОВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Определение понятия музыкальной памяти

В истории человечества памяти всегда отводилась большая роль. Это видно уже из древнегреческой мифологии, в которой богиня памяти Мнемозина была матерью муз, покровительницей поэзии, искусства и наук. "Запоминание, накопляясь мало-помалу у человека, составляет все его умственное богатство, - писал И.М. Сеченов. - Сохраняясь в какой-то странной скрытой форме, оно составляет умственный запас, из которого человек черпает элементы, смотря по потребностям минуты".

Г.М. Коган в книге "У врат мастерства" подчеркивает, что "память - резервуар воображения; богатство или скудость последнего (воображения) зависит в значительной мере от богатства или скудости образов, хранящегося в этом "резервуаре".

Вопрос музыкальной памяти – это отдельный вопрос в музыкальном воспитании и в музыкальной педагогике. Музыкальная память (англ. music memory) – это способность узнавать и воспроизводить музыкальный материал. Хорошая музыкальная память — это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания. Необходимое условие музыкальной памяти - достаточное развитие музыкального слуха.

Содержанием музыкальной памяти, так же как и в других видах деятельности, является накопление, сохранение и использование индивидуального опыта, который оказывает решающее воздействие на формирование личности музыканта и непрерывное его развитие.

Музыкальная память лежит в основе всех видов музыкальной деятельности, ее развитие способствует совершенствованию восприятия, воображения, музыкального мышления, является необходимым условием понимания музыки в процессе слушания.

Звуковая природа музыки обусловливает процесс обучения, включающий слушание, понимание и запоминание музыкальных произведений. От того, насколько осознанно происходит запоминание музыки, зависит и степень профессионализма музыканта.

1.2  Виды и функции музыкальной памяти

Как считает Алексеев А.Д., «Музыкальная память - понятие синтетическое, включающее слуховую, двигательную, логическую, зрительную и другие виды памяти».

Различают память моторную, то есть память на игровые движения и действия; образную - зрительную и слуховую; память на слова и мысли - вербальную и логическую; память эффективную - на чувства, переживания.

В музыкально-слуховой памяти можно различать способность запоминать мелодию, гармонию, тембр и ритм. Следует говорить и об интонационной памяти, т. е. памяти на музыкальные интонации.

Музыкально-ритмическая память - также сложное явление. В ней слиты слуховое и мышечное запечатление. Соединение этих компонентов способствует остроте восприятия и силе запечатления.

Хотя мелодия, тембр и ритм существуют в единстве, но нередко можно наблюдать, что человек, легко запоминающий мелодию, с трудом и не очень точно запоминает гармонию или ритм. Еще чаще выпадает способность запоминать тембр. Нередко слушатель, даже музыкант, не помнит, какой инструмент оркестра играл понравившуюся ему и хорошо запомнившуюся тему.

Запоминание исполнительских движений опирается на мышечную память. Но без музыкально-слухового компонента исполнительские движения едва представимы: они воплощают звуковое представление. В восприятии играющего доминирует слуховой компонент памяти, мышечные же ощущения могут быть обнаружены лишь в специальном анализе. Однако двигательная память иногда спасает пианиста: когда он вдруг забывает, «что идет дальше», руки играют помимо сознания, как бы «сами».

На это обратил внимание Ф. Бузони: «Есть и другой род памяти в отличие от зрительной памяти, - «пальцевая память». Пальцы бегут по знакомой дороге,… и я могу сделать ошибку, если вмешается сознание».

Слухомоторная память - специфически исполнительская, игровая память. Если вместе с запоминанием музыки слухом рука не будет «запоминать» те движения, которыми она воплощает музыку на инструменте, то исполнитель окажется неполноценным. Причем речь идет не только о запоминании, необходимом для исполнения наизусть. Даже при исполнении по нотам, как это принято при игре ансамблей, произведение должно быть «выученным». Это означает, что оно должно быть, как часто говорят, «в руках» или «в пальцах».

Зрительная память сказывается в способности запоминать картину, как нотного текста, так и пианистических движений, поскольку они связаны с представлением клавиатурного пространства и клавиатурной «топографии». (Здесь под «топографией» подразумевается расположение белых и черных клавишей в пассажах и аккордах.)

Обычно зрительные компоненты памяти исполнителя играют побочную роль. Существенно они сказываются в относительно редких случаях.

Остается сказать о памяти эмоциональной и интеллектуальной. Эмоциональная память фиксирует характер самой музыки, ее эмоциональный строй, характер и степень интенсивности переживания музыки, а также ощущений, связанных с игровыми действиями, как особого рода выразительными действиями.

Интеллектуальная память имеет дело с понятиями и логическими категориями, относящимися к материалу, структуре произведения и к технике его исполнения. Для исполнителя, претворяющего музыкальное переживание и игровые действия, эмоционально-интеллектуальная память является как бы дирижером и суфлером, подсказывающим слуху и рукам, что предстоит сыграть и как оно должно быть сыграно. А в случаях, когда слуховая и моторная память отказывают, и подсознательно текущий процесс исполнения нарушается, интеллектуальная память помогает налаживать его заново.

По  мнению Алексеева А.Д. необходимо, «чтобы у пианиста были развиты, по крайней мере, три вида памяти: 1)слуховая - служащая основой для успешной работы в любой области музыкального искусства; 2)логическая - связанная с пониманием содержания произведения, закономерностей развития мысли композитора; 3)двигательная - крайне важная для исполнителя-инструменталиста».

Этой же точки зрения придерживался и Савшинский С.И., который считал, что «память пианиста комплексная -- она и слуховая, и зрительная, и мышечно-игровая». Английская исследовательница проблем музыкальной памяти Маккиннон Л. также считает, что «музыкальной памяти как какого-то особого вида памяти не существует. То, что обычно понимается под музыкальной памятью, в действительности представляет собой сотрудничество различных видов памяти, которыми обладает каждый нормальный человек - это память уха, глаза, прикосновения и движения». По мнению исследовательницы, «в процессе заучивания наизусть должны сотрудничать, по крайней мере, три типа памяти: слуховая, тактильная и моторная. Зрительная память, обычно связанная с ними, лишь дополняет в той или иной степени этот своеобразный квартет». Теплов Б.М., говоря о музыкальной памяти, слуховой и двигательный компоненты считал в ней основными. Все другие виды музыкальной памяти считались им ценными, но вспомогательными. К настоящему времени в теории музыкального исполнительства утвердилась точка зрения, согласно которой наиболее надежной формой исполнительской памяти является единство слуховых и моторных компонентов.

Музыкальная память имеет свои особенные функции. Первая функция исполнительской памяти состоит в том, что она хранит большое количество осмысленных, эмоционально окрашенных слуховых представлений («эмоционально-звуковых комплексов»). Чем эта часть запаса памяти больше, тем легче исполнителю находить техническое оформление вновь создаваемых художественных замыслов. Вторая функция исполнительской памяти состоит в том, что она во время игры без малейшего опоздания выдвигает в сознании нужные эмоционально - звуко - двигательные комплексы, а также разного рода технические и вспомогательные представления.

Итак, музыкальная память– это способность узнавать и воспроизводить музыкальный материал. Она имеет свои особенные функции, благодаря которым игра пианиста становится яркой и выразительной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успешность овладения инструментом во многом определяется степенью развития музыкальной памяти. Натренированная и развитая музыкальная память помогает раскрытию творческого потенциала каждого ребёнка.

Музыкальная память представляет собой сложный комплекс различных видов памяти, но два из них — слуховой и моторный — являются для нее самыми важными. Люди различаются как по качеству памяти, так и по её силе. Память на музыку нельзя уложить точно в какую-то одну ячейку мозга: она связана с общей памятью, так же как эта последняя связана с привычками, привычки с характером, характер с самой жизнью – логическая цепь, не имеющая конца для людей с воображением. 

Изучение музыкально-педагогической и психологической литературы помогает понять процесс развития взглядов на музыкальную память в течение длительного времени, глубже осмыслить специфику ее формирования.

Проблема музыкальной памяти в фортепианной педагогике продолжает сохранять свою актуальность  и требует конкретной реализации в методике фортепианного урока  в поиске новых методов и способов  работы с учащимися, помогающих  преодолеть  ряд трудностей психологического порядка, начиная с первых шагов обучения игре на фортепиано.  Особенно важным представляется создание благоприятной психологической обстановке на уроке, а также установление отношений сотрудничества педагога и ученика. Для этого требуется умелое педагогическое руководство, для того, чтобы труд учащегося-музыканта стал намного продуктивнее и приятнее. Сосредоточенность на уроке будет стимулироваться интересом,  разумно организованная работа вознаградиться сэкономленным временем, а знание элементарных законов психики – отсутствием излишней нервной напряженности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано [Текст с нот. ил.] /  А.Д.Алексеев.- 2 изд.– М.: Музыка, 1971.-278 с.
  2. Баренбойм , Л.А. Фортепианная педагогика [Текст] / Л.А. Баренбойм.- М.: ИД Классика- XXI, 2007.- 192с.
  3. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко.-  СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2003.- 666 с. (Психологическая энциклопедия)
  4. Бочкарёв, Л. Л. Психология музыкальной деятельности [Текст] /  Л.Л. Бочкарёв. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997 г. — 352 с., илл.
  5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. [Текст] /Л.С.Выготский. – М.: «АСТ», 2005. – 671 с.
  6. Голубовская, Н.И. Работа пианиста / Н.И.  Голубовская // Диалоги. Избранные статьи. - СПб., 1994.
  7. Гофман, И. Фортепианная игра.- Ответы на вопросы  о фортепианной игре [Текст с ил.] / И.Гофман. - М.: Музгиз, 1961.- 224 с.
  8. Коган, Г.М. У врат мастерства: психологические предпосылки успешности пианистической работы. [Текст с нот. ил.] /  3-е, доп. изд. - М.: Музыка, 1969.- 342 с.
  9. Любомудрова, Н.А.   Основные задачи педагога-пианиста / Н.А. Любомудрова  // Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Вып. I.- М. -1955.- С.21-38.
  10. Маккиннон, Л. Игра наизусть[Текст] /Л. Маккиннон.- Л.: Музыка, 1967.- 161 с.
  11. Муцмахер, В.И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано [Текст] / В.И.Муцмахер. - М.: «Музыка». 1984. – 185 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности развития памяти младших школьников с нарушением интеллекта»

Данная работа предназначена для людей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Особенности развития памяти у младших школьников

Память является основой психической деятельности. Без нее невозможно формирование поведения мышления, сознания, подсознания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, пр...

Особенности развития памяти и внимания у детей с умственной отсталостью

Проблеме внимания в общей психологии посвящено очень большое количество исследований. Однако чрезвычайно разнообразное толкование самого понятия «внимание» приводило и до сих пор приводит к тому, что ...

Методический доклад на тему «Особенности музыкальной памяти»

Память - кладезь жизненного опыта и профессионального мастерства. Многие великие музыканты и композиторы, внесшие большой вклад в развитие человечества, оставившие свой след в истории, имели обширную ...