Э.Григ. "В пещере горного короля"
план-конспект урока по музыке на тему

Яковлева Ирина Леонардовна

План-конспект урока в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon e.grig_syuita_per_gyunt.doc50 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                      МБОУ «Большечакинская СОШ»  

     

Тема урока

Э.Григ «В пещере горного  короля»                                                    

                                             

                                   План-конспект урока в 3 классе

                                      Подготовила учитель музыки

                                         МБОУ« Большечакинская ООШ»                                      

                        Урмарского района ЧР

                                               Яковлева Ирина Леонардовна.    

                                             

                                                 2014 г.

           

   

   Цели и задачи урока:                                                                                                            1.Углубить знания учащихся по теме четверти «Развитие музыки», продолжить знакомство с творчеством норвежского композитора Э.Грига.

2.Развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

3.Воспитание музыкальной отзывчивости на музыку, формирование положительных сторон характера.

      Музыкальный материал:

« Шествие гномов» Э.Григ

« Утро» Э. Григ

« В пещере горного короля» Э.Григ из сюиты «Пер Гюнт»

« Пестрый колпачок» Г. Струве

« Добрый день» приветствие

«Хлоп, раз» музыкальная минутка

 

    Оборудование:

Баян, вентилятор, мультимедийный проектор, экран, удлинитель, компьютер,скоч.

   

     Наглядность:

Портреты композиторов: Э. Грига, П.И.Чайковского, игрушка гномик, сундучок с конфетами и отметками, акварельные краски, ватман, карточки с буквами, книга К.Г. Паустовского « Корзина с еловыми шишками»

                                План – конспект урока.

.

I.Организация класса к уроку.

Звучит музыка Э.Грига « Шествие гномов».

II.Сообщение темы и задач урока.

-Сегодня мы окунемся в прекрасный и неизведанный, таинственный и всем интересный мир музыки и театра. Мы будем слушать музыку и не просто слушать, но и попробуем изобразить это средствами изобразительного искусства На  наш урок пришел сказочный герой, вы его узнали? Правильно, это гном. Гном – это карлик, охраняющий подземные сокровища .Эта игрушка не разговаривает, но его мысли мы можем прочитать .А в этом нам поможет компьютер и конечно музыка .Он пришел со своим сундучком .Что в нем? Это мы узнаем в конце урока .Он нам его откроет, если мы будем работать дружно и выполним все его задания

 III.Музыкальное приветствие.

Это первое задание гномика.

   -Добрый день, добрый день

Встретились  мы снова.

Слушать музыку и петь

Мы всегда готовы.

-Споем еще раз.

  • Мальчики.
  • Девочки.
  • А теперь повернемся к гостям и споем еще раз как вальс.
  • Молодцы.

IY.Основная часть.

1. Отгадывание имени и фамилии композитора.

-Это второе задание гнома. Ответьте на вопросы и отгадайте имя и фамилию композитора по первым буквам отгадок .

    Имя композитора.

-      Как называется сказочное существо, дух, благожелательный к людям.( Эльф)

       Первая нота (До)

       Популярный бальный танец конца 18 века с трехдольным размером. (Вальс)

       Объявление о спектакле, концерте.(Афиша)

       Первая нота (До).

    Получилось первое слово  - Эдвард. Отгадаем фамилию

      Бородатый карлик, охраняющий подземные сокровища (Гном)

      Вторая нота (Ре)

      Отчество Петра Чайковского (Ильич)

      Звучание, производимое колебанием связок, находящихся в горле или певец должен обладать прекрасным ...(Голос)

  Получилось слово Григ

-Правильно, это Эдвард Григ - норвежский композитор, пианист, дирижер, критик, писавший народную музыку. ( смотрим на слайд )

-Вот что говорил Э. Григ о себе.

       « Я записывал народную музыку родной страны…и из этого до сих пор не исследованного излучения норвежской народной души пытался создать национальное искусство»

2.Исполнение главной мелодии « Утро»

-Какое произведение вы слушали Э. Грига и пели главную мелодию?

-Утро.

-Давайте исполним его.

     Солнышко всходит и небо светлеет

     Природа проснулась и утро пришло

.

3.Беседа о сюите «Пер Гюнт»

 -Когда вы слушали это произведение « Утро» говорили о том, как из маленького зерна интонации вырастает картина утра

-Из какого произведения это « Утро»?

-Из сюиты « Пер Гюнт».

-Сначала Генрик Ибсен –это писатель, написал драму. Драма-это литературное произведение в диалогической форме для исполнения на сцене. Музыку к своей драме Ибсен попросил написать Э. Грига. Хотя композитор и признавался ,что эта работа шла с трудом, музыка стала бессмертной. Получилась сюита «Пер Гюнт»

-Что такое сюита?

-Сюита – это музыкальное сочинение, состоящее из нескольких (4 и более ) частей, разных по характеру.

-О чем идет речь в драме « Пер Гюнт»?

-О том, как главный герой Пер Гюнт  покинул родину и о его дальних приключениях, как он старался  остаться « самим собой».

4. « В пещере горного короля»

а) вступительное слово учителя

-Сегодня мы послушаем фрагмент из этой сюиты под названием « В пещере горного короля» Представьте как главный герой Пер Гюнт попадает в пещеру, где живет горный король и его поданные.

Б) задание для прослушивания:

Попробуем ответить на вопросы гнома:

  1. Какой характер музыки?
  2. Какой инструмент ( оркестр) исполняет?
  3. Расскажите о ваших впечатлениях.

В) Слушание « В пещере горного короля»

Г) Анализ прослушивания:

1.Музыка таинственная,сказочная, танцевальная, волшебная, фантастическая.

2.В данном музыкальном произведении звучит симфонический оркестр.

  1. В самом начале музыка тихая, достаточно медленная. Затем она постепенно меняется: усиливается звук и ускоряется темп. В конце музыка похожа на бешенную скачку.

-Да, Норвегия – это удивительная страна. Это родина гномов, троллей, ( у северных народов сказочные существа, враждебные человеку ), озер, фьюрдов ( узкий и глубоко вдавшийся морской залив со скалистыми берегами ). Это страна викингов.

Y. Музыкальная минутка.

  Хлоп, раз. Еще раз.

Мы похлопаем сейчас.

А теперь скорей, скорей

Хлопай,  хлопай веселей.

Д).Изобразительная деятельность. Настрой на работу.

-Сегодня мы попробуем посмотреть на эту музыку глазами художника. Музыку вы послушали. А как это изобразить? Художник знакомиться с содержанием произведения, слушает музыку. И затем свои впечатления, свои видения он воплощает в эскизах, которые будут поняты и близки зрителю. Например художник к создает декорацию к спектаклю

И сейчас мы попробуем с вами создать рисунок к сцене «В пещере горного короля». Настроение у вас сложилось.

-Какие цвета будем использовать?

_Самые разные, больше темные. Ведь действие происходит в пещере,  а там нет окон.

-А может, чтобы передать таинственность, сказочность, фантастичность происходящего рисовать как-то необычно? (Набрызг)

Е) Разделение на группы.

На доске вы видите ватман. Три человека будут работать у доски, создавать фон пещеры, а остальные раскрашивать таинственных, фантастических существ.

 Чтобы легче было вам работать, я включу вам музыку из сюиты «Пер Гюнт»

( Звучит «Утро» и  «Танец Анитры»

-Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось.

-Определим, насколько ваша работа соответствует музыке.

( Вновь звучит  «В пещере горного короля»,Подключаем вентилятор. Воздух заставляет двигаться бумажные существа.

-Как вы считаете, гости, соответствует наша работа музыке?

-Да, очень соответствует. Это просто удивительно и фантастично!

-Как вы думаете, зачем Григ и Ибсен представляли этих существ уродливыми?

_Они изображали человеческие качества: зависть, подхалимство, злобу, ложь и т. д.

YI.Обобщение темы урока.

-Итак, мы познакомились с творчеством какого композитора?

-Какое музыкальное произведение звучало на уроке?

-Ребята, скажите с какой страной можно сравнить Норвегию?

-С Россией – своими снегами, мужественными, сильными людьми, лесами, горами, озерами. Даже Э. Грига сравнивают с русским композитором П. И. Чайковским.  А вот, что говорил П.И.Чайковский о Э. Григе.

     «Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца. В его музыке есть что-то нам близкое и родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувствененый отклик.»

YII Задание на дом.

Прочитайте рассказ К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».Прочитайте его. Это удивительный рассказ.

YIII. Подведение итогов урока.

 

-Посмотрите на гномика. Что-то он невеселый. А вы знаете, почему? Наверное, мы не спели про него песенку. Давайте споем. Может он откроет свой сундучок и покажет сокровища .Исполнение песни «Пестрый колпачок»

Слова Н. Соловьевой  

Музыка Г. Струве

 1.Раз сидел веселый гном

 На пеньке под елкой.

 И латал свой колпачок

 Хвойною иголкой.

   Припев: Ти-ла-ла да ти-ла-ла

2.Гному было много лет

 Он не удивлялся

 Что колпак за много лет

 У него порвался.

   Припев: Ти-ла-ла да ти-ла-ла

3.От заплаток колпачок

Пестрый был у гнома:

Синий, красный, голубой,

Розовый, зеленый.

  Припев: Ти-ла-ла да ти-ла-ла.

4.Ну, а гномик песню пел

На пеньке под елкой

И латал свой колпачок

Хвойною иголкой.

  Припев: Ти-ла-ла да ти-ла-ла

Выставление оценок.

-Гном стал веселый. Открывает свой сундучок, а в нем конфеты «Музыка любви», связанная с отметками «пять».

Молодцы!

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм "Рыцарский турнир короля Рене" и "Виртуальный музей средневековой книги. Король Рене. Книга турниров"

Сноска на фильм - "Рыцарский турнир короля Рене"(Примечания - я монтировал фильм в моло распространенной программе Serif, как выяснилось в процессе монтажа, программа практически не работает с к...

Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".

Тема:  Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые.     Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии  горных...

урок географии в 6 классе "Разнообразие горных пород и минералов. Практическая работа "Изучение свойств горных пород и минералов"

Этот урок второй в изучаемой теме "Строение земной коры". Дети уже знакомы с составом земной коры, умеют определять свойства горных пород. С целью закрепления этих умений проводится практическая работ...

Урок географии на тему: " Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы "

Предмет: географияКласс: 5Тема урока: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы», Раздел IV: «Земная кора», урок № 2...

Горный пейзаж в живописи и стихотворении М.Ю. Лермонтова "Горные вершины"

материал для уроков по литературе и ИЗО в 6 классе...


 

Комментарии

Мальсагова Ольга Аркадьевна

Интересный урок. Спасибо.