Э.Григ. "В пещере горного короля"
план-конспект урока по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ «Большечакинская СОШ»
Тема урока
Э.Григ «В пещере горного короля»
План-конспект урока в 3 классе
Подготовила учитель музыки
МБОУ« Большечакинская ООШ»
Урмарского района ЧР
Яковлева Ирина Леонардовна.
2014 г.
Цели и задачи урока: 1.Углубить знания учащихся по теме четверти «Развитие музыки», продолжить знакомство с творчеством норвежского композитора Э.Грига.
2.Развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
3.Воспитание музыкальной отзывчивости на музыку, формирование положительных сторон характера.
Музыкальный материал:
« Шествие гномов» Э.Григ
« Утро» Э. Григ
« В пещере горного короля» Э.Григ из сюиты «Пер Гюнт»
« Пестрый колпачок» Г. Струве
« Добрый день» приветствие
«Хлоп, раз» музыкальная минутка
Оборудование:
Баян, вентилятор, мультимедийный проектор, экран, удлинитель, компьютер,скоч.
Наглядность:
Портреты композиторов: Э. Грига, П.И.Чайковского, игрушка гномик, сундучок с конфетами и отметками, акварельные краски, ватман, карточки с буквами, книга К.Г. Паустовского « Корзина с еловыми шишками»
План – конспект урока.
.
I.Организация класса к уроку.
Звучит музыка Э.Грига « Шествие гномов».
II.Сообщение темы и задач урока.
-Сегодня мы окунемся в прекрасный и неизведанный, таинственный и всем интересный мир музыки и театра. Мы будем слушать музыку и не просто слушать, но и попробуем изобразить это средствами изобразительного искусства На наш урок пришел сказочный герой, вы его узнали? Правильно, это гном. Гном – это карлик, охраняющий подземные сокровища .Эта игрушка не разговаривает, но его мысли мы можем прочитать .А в этом нам поможет компьютер и конечно музыка .Он пришел со своим сундучком .Что в нем? Это мы узнаем в конце урока .Он нам его откроет, если мы будем работать дружно и выполним все его задания
III.Музыкальное приветствие.
Это первое задание гномика.
-Добрый день, добрый день
Встретились мы снова.
Слушать музыку и петь
Мы всегда готовы.
-Споем еще раз.
- Мальчики.
- Девочки.
- А теперь повернемся к гостям и споем еще раз как вальс.
- Молодцы.
IY.Основная часть.
1. Отгадывание имени и фамилии композитора.
-Это второе задание гнома. Ответьте на вопросы и отгадайте имя и фамилию композитора по первым буквам отгадок .
Имя композитора.
- Как называется сказочное существо, дух, благожелательный к людям.( Эльф)
Первая нота (До)
Популярный бальный танец конца 18 века с трехдольным размером. (Вальс)
Объявление о спектакле, концерте.(Афиша)
Первая нота (До).
Получилось первое слово - Эдвард. Отгадаем фамилию
Бородатый карлик, охраняющий подземные сокровища (Гном)
Вторая нота (Ре)
Отчество Петра Чайковского (Ильич)
Звучание, производимое колебанием связок, находящихся в горле или певец должен обладать прекрасным ...(Голос)
Получилось слово Григ
-Правильно, это Эдвард Григ - норвежский композитор, пианист, дирижер, критик, писавший народную музыку. ( смотрим на слайд )
-Вот что говорил Э. Григ о себе.
« Я записывал народную музыку родной страны…и из этого до сих пор не исследованного излучения норвежской народной души пытался создать национальное искусство»
2.Исполнение главной мелодии « Утро»
-Какое произведение вы слушали Э. Грига и пели главную мелодию?
-Утро.
-Давайте исполним его.
Солнышко всходит и небо светлеет
Природа проснулась и утро пришло
.
3.Беседа о сюите «Пер Гюнт»
-Когда вы слушали это произведение « Утро» говорили о том, как из маленького зерна интонации вырастает картина утра
-Из какого произведения это « Утро»?
-Из сюиты « Пер Гюнт».
-Сначала Генрик Ибсен –это писатель, написал драму. Драма-это литературное произведение в диалогической форме для исполнения на сцене. Музыку к своей драме Ибсен попросил написать Э. Грига. Хотя композитор и признавался ,что эта работа шла с трудом, музыка стала бессмертной. Получилась сюита «Пер Гюнт»
-Что такое сюита?
-Сюита – это музыкальное сочинение, состоящее из нескольких (4 и более ) частей, разных по характеру.
-О чем идет речь в драме « Пер Гюнт»?
-О том, как главный герой Пер Гюнт покинул родину и о его дальних приключениях, как он старался остаться « самим собой».
4. « В пещере горного короля»
а) вступительное слово учителя
-Сегодня мы послушаем фрагмент из этой сюиты под названием « В пещере горного короля» Представьте как главный герой Пер Гюнт попадает в пещеру, где живет горный король и его поданные.
Б) задание для прослушивания:
Попробуем ответить на вопросы гнома:
- Какой характер музыки?
- Какой инструмент ( оркестр) исполняет?
- Расскажите о ваших впечатлениях.
В) Слушание « В пещере горного короля»
Г) Анализ прослушивания:
1.Музыка таинственная,сказочная, танцевальная, волшебная, фантастическая.
2.В данном музыкальном произведении звучит симфонический оркестр.
- В самом начале музыка тихая, достаточно медленная. Затем она постепенно меняется: усиливается звук и ускоряется темп. В конце музыка похожа на бешенную скачку.
-Да, Норвегия – это удивительная страна. Это родина гномов, троллей, ( у северных народов сказочные существа, враждебные человеку ), озер, фьюрдов ( узкий и глубоко вдавшийся морской залив со скалистыми берегами ). Это страна викингов.
Y. Музыкальная минутка.
Хлоп, раз. Еще раз.
Мы похлопаем сейчас.
А теперь скорей, скорей
Хлопай, хлопай веселей.
Д).Изобразительная деятельность. Настрой на работу.
-Сегодня мы попробуем посмотреть на эту музыку глазами художника. Музыку вы послушали. А как это изобразить? Художник знакомиться с содержанием произведения, слушает музыку. И затем свои впечатления, свои видения он воплощает в эскизах, которые будут поняты и близки зрителю. Например художник к создает декорацию к спектаклю
И сейчас мы попробуем с вами создать рисунок к сцене «В пещере горного короля». Настроение у вас сложилось.
-Какие цвета будем использовать?
_Самые разные, больше темные. Ведь действие происходит в пещере, а там нет окон.
-А может, чтобы передать таинственность, сказочность, фантастичность происходящего рисовать как-то необычно? (Набрызг)
Е) Разделение на группы.
На доске вы видите ватман. Три человека будут работать у доски, создавать фон пещеры, а остальные раскрашивать таинственных, фантастических существ.
Чтобы легче было вам работать, я включу вам музыку из сюиты «Пер Гюнт»
( Звучит «Утро» и «Танец Анитры»
-Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось.
-Определим, насколько ваша работа соответствует музыке.
( Вновь звучит «В пещере горного короля»,Подключаем вентилятор. Воздух заставляет двигаться бумажные существа.
-Как вы считаете, гости, соответствует наша работа музыке?
-Да, очень соответствует. Это просто удивительно и фантастично!
-Как вы думаете, зачем Григ и Ибсен представляли этих существ уродливыми?
_Они изображали человеческие качества: зависть, подхалимство, злобу, ложь и т. д.
YI.Обобщение темы урока.
-Итак, мы познакомились с творчеством какого композитора?
-Какое музыкальное произведение звучало на уроке?
-Ребята, скажите с какой страной можно сравнить Норвегию?
-С Россией – своими снегами, мужественными, сильными людьми, лесами, горами, озерами. Даже Э. Грига сравнивают с русским композитором П. И. Чайковским. А вот, что говорил П.И.Чайковский о Э. Григе.
«Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца. В его музыке есть что-то нам близкое и родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувствененый отклик.»
YII Задание на дом.
Прочитайте рассказ К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».Прочитайте его. Это удивительный рассказ.
YIII. Подведение итогов урока.
-Посмотрите на гномика. Что-то он невеселый. А вы знаете, почему? Наверное, мы не спели про него песенку. Давайте споем. Может он откроет свой сундучок и покажет сокровища .Исполнение песни «Пестрый колпачок»
Слова Н. Соловьевой
Музыка Г. Струве
1.Раз сидел веселый гном
На пеньке под елкой.
И латал свой колпачок
Хвойною иголкой.
Припев: Ти-ла-ла да ти-ла-ла
2.Гному было много лет
Он не удивлялся
Что колпак за много лет
У него порвался.
Припев: Ти-ла-ла да ти-ла-ла
3.От заплаток колпачок
Пестрый был у гнома:
Синий, красный, голубой,
Розовый, зеленый.
Припев: Ти-ла-ла да ти-ла-ла.
4.Ну, а гномик песню пел
На пеньке под елкой
И латал свой колпачок
Хвойною иголкой.
Припев: Ти-ла-ла да ти-ла-ла
Выставление оценок.
-Гном стал веселый. Открывает свой сундучок, а в нем конфеты «Музыка любви», связанная с отметками «пять».
Молодцы!
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный фильм "Рыцарский турнир короля Рене" и "Виртуальный музей средневековой книги. Король Рене. Книга турниров"
Сноска на фильм - "Рыцарский турнир короля Рене"(Примечания - я монтировал фильм в моло распространенной программе Serif, как выяснилось в процессе монтажа, программа практически не работает с к...
Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".
Тема: Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии горных...
урок географии в 6 классе "Разнообразие горных пород и минералов. Практическая работа "Изучение свойств горных пород и минералов"
Этот урок второй в изучаемой теме "Строение земной коры". Дети уже знакомы с составом земной коры, умеют определять свойства горных пород. С целью закрепления этих умений проводится практическая работ...
Э.Григ "В пещере горного короля"
Рок-обработка...
Горные породы, минералы, полезные ископаемые. (маленькая экскурсия в мир камней) Горные породы, минералы, полезные ископаемые. (маленькая экскурсия в мир камней)
Конспект урока...
Урок географии на тему: " Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы "
Предмет: географияКласс: 5Тема урока: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы», Раздел IV: «Земная кора», урок № 2...
Горный пейзаж в живописи и стихотворении М.Ю. Лермонтова "Горные вершины"
материал для уроков по литературе и ИЗО в 6 классе...
Комментарии
Интересный урок. Спасибо.
Интересный урок. Спасибо.