Организация самостоятельных занятий учащихся класса флейты.
методическая разработка по музыке на тему

ЛЕВИН ГЕННАДИЙ ЛЬВОВИЧ

Некоторые заметки на основе опыта тридцатилетней работы с детьми в ДШИ в классе флейты и саксофона...

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОД ДШИ №3 ГОРОДА РЖЕВА

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ 

РОЛЬ ПЕДАГОГА

В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИГРЕ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.

                                             

                                             

                                                                  Составил: ЛЕВИН Г.Л.

Преподаватель МОУ ДОД ДШИ №3 г. Ржева

Г.Ржев,2012г.

Обучение - это искусство, творчество, которое развивается по определенным законам. Знать их и применять - значит владеть этим искусством. Овладеть этими законами помогает изучение дидактики /раздел педагогики, изучающий вопросы теории обучения/. Обучение - процесс бесконечный, творческий. Учитель - руководитель этого процесса. Педагог-воспитатель обязан направлять деятельность обучающихся, ставить перед ними задачи, вызывать  активную работу мысли, искать и находить лучший путь в их решении. Педагог обязан научить учиться!

Глагол учиться имеет возвратную форму. Это не случайно. Объект возвращает действие на самого себя /.учить себя, учить-ся/. Возвратная форма подчеркивает, что в процессе учебы главенствующее место занимает самостоятельная работа. Получив первоначальные навыки игры во время урока  /т.е. под руководством педагога/, учащиеся должен закреплять и развивать их в ходе самостоятельных занятий. От умения учителя правильно организовать самостоятельную работу ученика зависит качество подготовки к следующему уроку, интенсивность и эффективность всего процесса обучения. Развитие культуры самостоятельного труда - предмет постоянной заботы мыслящего педагога.

Педагог – музыкант должен знать и применять наиболее общие принципы обучения, определяющие ход обучения и воспитания. Такими принципами являются:

1.Доступность.

2.Систематичность.

3.Сознательность и активность процесса,

4.Наглядность.

      5.Прочность усвоения /умение самостоятельно применить знания на практике.

Раскроем эти принципы.

Доступность.  Под этим мы понимаем в первую очередь:

1.Простоту и ясность целей и задач, поставленных перед  учеником, определение  главных и второстепенных.

2.Четкость изложения /устная речь/, профессиональный язык/терминология/.

3.Соответствие материала /от простого к сложному/.
Систематичность . Последовательное  расположение  и изложение материала, изучение нового на основе уже известного, в том числе и по другим дисциплинам /межпредметные  связи /; стройная система проверки заданий.

Сознательность и активность. Создание условий для активной, творчески осознанной работы. Отсутствие зубрежки. Постоянное побуждение к самостоятельному решению пусть самых простых задач методом постановки проблемы.

Наглядность. Вопрос об играющем или не играющем учителе уже поднимался неоднократно и всегда решался в пользу играющего. Учитель обязан играть. Нельзя учить тому, чего ты сам не умеешь делать. Главная цель при этом, конечно, не копирование, а создание в этот момент особой творческой атмосферы, необходимой будущему исполнителю, и выработка умения вслушиваться в детали чужого исполнения. Только при этом условии можно воспитать у ученика умение слышать и самого себя.

Прочность усвоения. Значимость этого принципа вряд ли необходимо раскрывать. Однако следует подчеркнуть, что для проверки прочности усвоения полученных навыков нужно давать сочинения более легкие в художественном и техническом отношении.

Эти принципы являются наиболее общими и основополагающими на всех стадиях обучения.

Основной формой организации учебной работы является урок. Он  позволяет учителю последовательно и систематически формировать личность исполнителя, развивать его умения и профессиональные навыки. То, что такая форма служит очень давно и еще не изжила себя, говорит о ее гибкости.

На уроке учащийся овладевает не только новыми знаниями, но и методами активной самостоятельной работы. Этот вид работы является не менее важной формой обучения, чем урок. Успешная самостоятельная работа учащихся - основа профессионального  формирования будущего исполнителя. Владение навыками самостоятельной работы, умение ставить цели и задачи, находить и применять методы и приемы - все это определяет уровень культуры самостоятельного труда. Воспитывая высокопрофессионального музыканта-исполнителя, мы воспитываем прежде всего человека, умеющего организовать свой труд. Объяснить, научить, заставить учащихся организовывать свой труд - обязанность педагога. Для этого учителю необходимо знать некоторые дидактические правила организации и определения содержания самостоятельной работы. Они заключаются в следующем :

  1. Регулярность занятий.
  2. Соблюдение  распорядка  дня и регламента  занятий.
  3. Учет  психофизиологических  данных  ученика.
  4. Определение  характера  и методов домашней работы.
  5. Разбор в классе наиболее  трудных  элементов  домашнего  задания.

Регулярная самостоятельная работа совершенно необходима. Нужно требовать  от  учеников неукоснительного соблюдения этого правила, оно должно стать профессиональной привычкой. Нерегулярная работа сравнима с "топтанием на месте". Уместен пример человека, плывущего вверх по реке: стоит только перестать грести, как  течением его снесет назад.

Необходимость твердого соблюдения распорядка дня не нуждается в особых комментариях. Это необходимо всем. И ученикам, и  учителям. При этом следует помнить, что наиболее продуктивное время занятий на инструменте  -  утреннее.

Принято считать наиболее рациональной двухразовую систему занятий /утром и вечером/. При такой схеме утренний тренаж музыканта-духовика занимает гораздо меньше времени. Губной аппарат скорее приходит в норму и меньше утомляется, продуктивность работы повышается. Важно научить самостоятельно в каждом конкретном случае принимать оптимальное решение.

Регламент занятий. Преподаватель должен помочь учащемуся определить, а в дальнейшем научить самостоятельно решать, когда, сколько и каким видом домашней работы следует заниматься в настоящий момент.

Определяя объем, характер и методы самостоятельной работы, педагог должен учитывать особенности возрастной и индивидуальной психологии учащегося, его физическое развитие, реакцию, умение сосредотачиваться, утомляемость. Цели и задачи ставить четко, определять минимум и максимум задания, очерчивать магистральную проблему, создавать предпосылки для самостоятельного движения вперед   в нужном направлении, развивать творческую самостоятельность. Некоторый материал /упражнения, гаммы, арпеджио, этюды/ музыканты используют повседневно на всех этапах своей деятельности, однако цели и задачи при этом меняются, меняются также характер и методы работы над ним. Следует заострять внимание учащегося на особенности новых проблем и необходимости самостоятельного выбора путей их решения.

Наиболее трудные стороны домашнего задания следует определить в классе и наметить пути их выполнения. Например: разбор  новой пьесы начать в классе,  а  продолжить  дома; освоить сложный аппликатурный переход; из нескольких  аппликатурных  вариантов  выбрать наиболее  удобный ; разъяснить особенности сложного ритмического рисунка.

Безусловно, этими правилами арсенал педагога не ограничивается.

Следующий очень важный вопрос. Как донести учебный материал до сознания учащегося? Как  вызвать его активную деятельность, превратить  знания  в  убеждения? Для этого существую свои методы. Лучшими следует признать методы, развивающие творческие способности, вырабатывающие профессиональные навыки с помощью самих учащихся.

Совершенно ясно, что для того, чтобы добиться высоких  педагогических  результатов  уже  в первые годы своей деятельности, педагогу-музыканту необходимо знать общие принципы дидактики и руководствоваться ими. В этом случае ему не придется  «ломиться в открытую дверь» и  «изобретать велосипед».

Педагог должен шире рассматривать свои задачи, главнейшая из которых - приучить своего воспитанника к самоанализу. Значение этого организующего элемента велико. Его подчеркивают многие педагоги-музыканты, например, известная английская пианистка  Л. Маккинон . Она рекомендует метод самовопросов во время занятий. На взгляд автора, это очень полезный метод. Вот список подобных вопросов:

1.Составляю ли я хоть какой-нибудь план занятий?

2.Не занята ли моя голова во время работы посторонними вещами?

3.Разделяю ли я в процессе работы произведение на фразы или музыкальные разделы?

4.Не останавливаюсь ли я в середине фразы?

5.Стараюсь ли  найти ошибку?

6.С какой целью я повторяю?

7.Уделяю ли я выразительности такое же внимание, как нотам?

8.Пытаюсь ли  я находить оттенки выразительности,  не указанные в тексте?

9.Интересно ли мне заниматься этой пьесой?

Анализируя этот круг вопросов, понимаешь, что они не случайны, в них есть четкая направленность. Они подсказывают, какие же основные качества необходимо развивать учащемуся для повышения уровня культуры самостоятельного труда.

Давайте их выделим:

  1. Организованность.
  2. Сосредоточенность в работе.
  3. Грамотность.
  4. Умение анализировать ошибки.
  1. Озабоченность художественно-смысловой стороной исполнения.

Несомненно, что такой подход к обучению и воспитанию будущего профессионала приведет к более глубоким, осмысленным результатам, на качественно иной основе, и его следует активно внедрять.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы учащихся на занятиях по рукоделию

• Презентаөия на тему "Организациясамостоятельнойработыучащихсяназанятияхпорукоделию"...

Повышение эффективности и качества подготовки к ГИА по физике через организацию самостоятельной деятельности учащихся при решении экспериментальных "задач роста" (занятие лабораторного практикума)

 В соответствии с общей концепцией модернизации российского образования в старших классах нашей школы с 2006 года введено профильное обучение учащихся. Поэтому встал вопрос дифференциации учащихся при...

Организация самостоятельной работы учащихся 5-6 классов на уроках математики

Организация самостоятельной работы (с/р) — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихс...

Организация самостоятельной деятельности учащихся 5 класса на занятиях физической культурой, с использованием дифференцированного и индивидуального подходов.

В конспекте урока применяются современне технологии, используется работа по карточкам, соблюдается индивидуальный  подход....