Организация самостоятельных занятий учащихся класса флейты.
методическая разработка по музыке на тему
Некоторые заметки на основе опыта тридцатилетней работы с детьми в ДШИ в классе флейты и саксофона...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_pedagoga_v_formirovanii_samostoyatelnoy_raboty_uchashchikhsya.docx | 25.22 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОД ДШИ №3 ГОРОДА РЖЕВА
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
РОЛЬ ПЕДАГОГА
В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИГРЕ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.
Составил: ЛЕВИН Г.Л.
Преподаватель МОУ ДОД ДШИ №3 г. Ржева
Г.Ржев,2012г.
Обучение - это искусство, творчество, которое развивается по определенным законам. Знать их и применять - значит владеть этим искусством. Овладеть этими законами помогает изучение дидактики /раздел педагогики, изучающий вопросы теории обучения/. Обучение - процесс бесконечный, творческий. Учитель - руководитель этого процесса. Педагог-воспитатель обязан направлять деятельность обучающихся, ставить перед ними задачи, вызывать активную работу мысли, искать и находить лучший путь в их решении. Педагог обязан научить учиться!
Глагол учиться имеет возвратную форму. Это не случайно. Объект возвращает действие на самого себя /.учить себя, учить-ся/. Возвратная форма подчеркивает, что в процессе учебы главенствующее место занимает самостоятельная работа. Получив первоначальные навыки игры во время урока /т.е. под руководством педагога/, учащиеся должен закреплять и развивать их в ходе самостоятельных занятий. От умения учителя правильно организовать самостоятельную работу ученика зависит качество подготовки к следующему уроку, интенсивность и эффективность всего процесса обучения. Развитие культуры самостоятельного труда - предмет постоянной заботы мыслящего педагога.
Педагог – музыкант должен знать и применять наиболее общие принципы обучения, определяющие ход обучения и воспитания. Такими принципами являются:
1.Доступность.
2.Систематичность.
3.Сознательность и активность процесса,
4.Наглядность.
5.Прочность усвоения /умение самостоятельно применить знания на практике.
Раскроем эти принципы.
Доступность. Под этим мы понимаем в первую очередь:
1.Простоту и ясность целей и задач, поставленных перед учеником, определение главных и второстепенных.
2.Четкость изложения /устная речь/, профессиональный язык/терминология/.
3.Соответствие материала /от простого к сложному/.
Систематичность . Последовательное расположение и изложение материала, изучение нового на основе уже известного, в том числе и по другим дисциплинам /межпредметные связи /; стройная система проверки заданий.
Сознательность и активность. Создание условий для активной, творчески осознанной работы. Отсутствие зубрежки. Постоянное побуждение к самостоятельному решению пусть самых простых задач методом постановки проблемы.
Наглядность. Вопрос об играющем или не играющем учителе уже поднимался неоднократно и всегда решался в пользу играющего. Учитель обязан играть. Нельзя учить тому, чего ты сам не умеешь делать. Главная цель при этом, конечно, не копирование, а создание в этот момент особой творческой атмосферы, необходимой будущему исполнителю, и выработка умения вслушиваться в детали чужого исполнения. Только при этом условии можно воспитать у ученика умение слышать и самого себя.
Прочность усвоения. Значимость этого принципа вряд ли необходимо раскрывать. Однако следует подчеркнуть, что для проверки прочности усвоения полученных навыков нужно давать сочинения более легкие в художественном и техническом отношении.
Эти принципы являются наиболее общими и основополагающими на всех стадиях обучения.
Основной формой организации учебной работы является урок. Он позволяет учителю последовательно и систематически формировать личность исполнителя, развивать его умения и профессиональные навыки. То, что такая форма служит очень давно и еще не изжила себя, говорит о ее гибкости.
На уроке учащийся овладевает не только новыми знаниями, но и методами активной самостоятельной работы. Этот вид работы является не менее важной формой обучения, чем урок. Успешная самостоятельная работа учащихся - основа профессионального формирования будущего исполнителя. Владение навыками самостоятельной работы, умение ставить цели и задачи, находить и применять методы и приемы - все это определяет уровень культуры самостоятельного труда. Воспитывая высокопрофессионального музыканта-исполнителя, мы воспитываем прежде всего человека, умеющего организовать свой труд. Объяснить, научить, заставить учащихся организовывать свой труд - обязанность педагога. Для этого учителю необходимо знать некоторые дидактические правила организации и определения содержания самостоятельной работы. Они заключаются в следующем :
- Регулярность занятий.
- Соблюдение распорядка дня и регламента занятий.
- Учет психофизиологических данных ученика.
- Определение характера и методов домашней работы.
- Разбор в классе наиболее трудных элементов домашнего задания.
Регулярная самостоятельная работа совершенно необходима. Нужно требовать от учеников неукоснительного соблюдения этого правила, оно должно стать профессиональной привычкой. Нерегулярная работа сравнима с "топтанием на месте". Уместен пример человека, плывущего вверх по реке: стоит только перестать грести, как течением его снесет назад.
Необходимость твердого соблюдения распорядка дня не нуждается в особых комментариях. Это необходимо всем. И ученикам, и учителям. При этом следует помнить, что наиболее продуктивное время занятий на инструменте - утреннее.
Принято считать наиболее рациональной двухразовую систему занятий /утром и вечером/. При такой схеме утренний тренаж музыканта-духовика занимает гораздо меньше времени. Губной аппарат скорее приходит в норму и меньше утомляется, продуктивность работы повышается. Важно научить самостоятельно в каждом конкретном случае принимать оптимальное решение.
Регламент занятий. Преподаватель должен помочь учащемуся определить, а в дальнейшем научить самостоятельно решать, когда, сколько и каким видом домашней работы следует заниматься в настоящий момент.
Определяя объем, характер и методы самостоятельной работы, педагог должен учитывать особенности возрастной и индивидуальной психологии учащегося, его физическое развитие, реакцию, умение сосредотачиваться, утомляемость. Цели и задачи ставить четко, определять минимум и максимум задания, очерчивать магистральную проблему, создавать предпосылки для самостоятельного движения вперед в нужном направлении, развивать творческую самостоятельность. Некоторый материал /упражнения, гаммы, арпеджио, этюды/ музыканты используют повседневно на всех этапах своей деятельности, однако цели и задачи при этом меняются, меняются также характер и методы работы над ним. Следует заострять внимание учащегося на особенности новых проблем и необходимости самостоятельного выбора путей их решения.
Наиболее трудные стороны домашнего задания следует определить в классе и наметить пути их выполнения. Например: разбор новой пьесы начать в классе, а продолжить дома; освоить сложный аппликатурный переход; из нескольких аппликатурных вариантов выбрать наиболее удобный ; разъяснить особенности сложного ритмического рисунка.
Безусловно, этими правилами арсенал педагога не ограничивается.
Следующий очень важный вопрос. Как донести учебный материал до сознания учащегося? Как вызвать его активную деятельность, превратить знания в убеждения? Для этого существую свои методы. Лучшими следует признать методы, развивающие творческие способности, вырабатывающие профессиональные навыки с помощью самих учащихся.
Совершенно ясно, что для того, чтобы добиться высоких педагогических результатов уже в первые годы своей деятельности, педагогу-музыканту необходимо знать общие принципы дидактики и руководствоваться ими. В этом случае ему не придется «ломиться в открытую дверь» и «изобретать велосипед».
Педагог должен шире рассматривать свои задачи, главнейшая из которых - приучить своего воспитанника к самоанализу. Значение этого организующего элемента велико. Его подчеркивают многие педагоги-музыканты, например, известная английская пианистка Л. Маккинон . Она рекомендует метод самовопросов во время занятий. На взгляд автора, это очень полезный метод. Вот список подобных вопросов:
1.Составляю ли я хоть какой-нибудь план занятий?
2.Не занята ли моя голова во время работы посторонними вещами?
3.Разделяю ли я в процессе работы произведение на фразы или музыкальные разделы?
4.Не останавливаюсь ли я в середине фразы?
5.Стараюсь ли найти ошибку?
6.С какой целью я повторяю?
7.Уделяю ли я выразительности такое же внимание, как нотам?
8.Пытаюсь ли я находить оттенки выразительности, не указанные в тексте?
9.Интересно ли мне заниматься этой пьесой?
Анализируя этот круг вопросов, понимаешь, что они не случайны, в них есть четкая направленность. Они подсказывают, какие же основные качества необходимо развивать учащемуся для повышения уровня культуры самостоятельного труда.
Давайте их выделим:
- Организованность.
- Сосредоточенность в работе.
- Грамотность.
- Умение анализировать ошибки.
- Озабоченность художественно-смысловой стороной исполнения.
Несомненно, что такой подход к обучению и воспитанию будущего профессионала приведет к более глубоким, осмысленным результатам, на качественно иной основе, и его следует активно внедрять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАБОТЕ С ДВУМЯ, ТРЕМЯ КЛАССАМИ
Выпускная квалификационная работа...
Организация самостоятельной работы учащихся на занятиях по рукоделию
• Презентаөия на тему "Организациясамостоятельнойработыучащихсяназанятияхпорукоделию"...
Повышение эффективности и качества подготовки к ГИА по физике через организацию самостоятельной деятельности учащихся при решении экспериментальных "задач роста" (занятие лабораторного практикума)
В соответствии с общей концепцией модернизации российского образования в старших классах нашей школы с 2006 года введено профильное обучение учащихся. Поэтому встал вопрос дифференциации учащихся при...
Организация самостоятельной работы учащихся 5-6 классов на уроках математики
Организация самостоятельной работы (с/р) — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихс...
Методическое сообщение "Организация самостоятельных занятий учащихся. Развитие навыков самоконтроля"
Материал предназначен для преподавателей ДШИ и ДМШ....
Организация самостоятельной деятельности учащихся 5 класса на занятиях физической культурой, с использованием дифференцированного и индивидуального подходов.
В конспекте урока применяются современне технологии, используется работа по карточкам, соблюдается индивидуальный подход....
Эффективность организации самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях как фактор повышения качества образования
Роль организации самостоятельной работы...