Связь музыки и литературы в песенном твочестве
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Данный урок музыки предназначен для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolkacheva_i._v._rol_muzyki_v_tvorchestve_pisateley.doc | 115.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Темы: «Роль музыки в творчестве писателей»
Толкачева Инна Валентиновна
учитель музыки и пения
МКС(К)ОУ «С(К)О Ш-И VIII вида № 13 »,
г. Юрга
Предмет: урок музыки
Класс: 5 класс коррекционной школы VIII вида
Тип урока: открытие новых знаний
Продолжительность занятия: 40 мин.
Педагогическая цель:
- Познакомить с творчеством Пушкина. Проанализировать тесную связь музыки и литературы.
Задачи
Образовательные:
- уточнить и обобщить знания детей о романсе ;
- распознавать в музыке новое направление на основе пройденного материала.
- познакомить с понятием опера.
Коррекционно-развивающие:
- развивать музыкальное восприятие;
- развивать умение чувствовать характер музыки и передавать свои чувства;
- развивать слуховое, зрительное внимание
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к музыке как к виду искусства;
- формировать художественную культуру обучающихся;
- способствовать сохранению здоровья учащихся, снятию утомляемости на уроке.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
- общеучебные –выделяют признаки романса, как вокального жанра
- логические – распознают творчество Пушкина в музыкальных жанрах.
Коммуникативные УУД:
-соблюдают простейшие нормы речевого этикета.
Методы и приемы используемые на уроке открытия новых знаний
словесные: беседа, слово учителя, игра, пение;
практические: анализ стихотворения, анализ музыкального произведения,
наглядные: схемы, ребусы, работа с иллюстрацией; работа по карточкам.
Используемые технологии:
- Технология на основе деятельностного подхода
- Здоровьесберегающие технологии
- Информационно-коммуникативные технологии
- Технология поэтапного формирования умственных действий
Для организации урока было применено оборудование:
на доске три плаката - острова: «Стихи», «Повести», «Сказки»
портрет Пушкина, портрет Римского – Корсакова, иллюстрации «три чуда», шмель, музыкальная игрушка белочка, орешки с вопросами, карточки с композиторами, музыкальными инструментами, ребусы со словами «опера», «романс» иллюстрация к повести Пушкина «Метель», аккордеон, гитара, аудиозаписи.
Музыкальный материал: «Полет шмеля» Н.А. Римский-Корсаков,
Романс «Я помню чудное мгновение», М. Глинка «Романс» к повести Пушкина «Метель» Г.Свиридова .
Ход урока:
1.Орг. момент: «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте учитель»
«Добрый день, добрый час, очень рады видеть вас!»
2. Актуализация опорных знаний:
Прекрасные, возвышенные чувства,
Воспитывает в нас искусство,
Литература учит говорить,
А музыка - прекрасное любить.
И сердце в небеса взлететь готово,
Когда сольются музыка и слово
- Ребята, а какой музыкальный жанр появляется, когда музыка и слово объединятся? (песня)
- Правильно, песня, а человеку без песни нельзя. Сели поудобнее. Поем песню «Человеку без песни нельзя» (доучиваем 2 куплет). (Приложение 1)
3. Нацеливание:
Ребята, но не только песни
Вдруг появляются на свет,
Лишь музыка с литературой
Начнут свой пламенный дуэт.
- Посмотрите, сколько музыкальных жанров появилось (на доске: «романс», «балет», «опера»). Дети читают. Отодвигаю дальше, появляется надпись на доске: «Романс – это …и музыка»
«Балет – это …танец и музыка»
«Опера – это …музыка танец и театр»
- Ребята, а какого слова здесь не хватает, чтобы эти музыкальные жанры появились на свет? (литературы).
- Ребята, а у нас что сегодня будет урок литературы?
- А это чей портрет, композитора? (нет)
- А стихи, повести, сказки – это музыкальные жанры? (нет)
- Может вы ошиблись кабинетом?
«Что происходит? Просто мы увидим чудо!
Когда неведомо откуда,
Стихи и повести и сказки
От музыки преобразятся
В мир музыкальный окунуться
И звуки чудные польются»
- Итак, тема нашего урока «Пушкин и музыка».
Звучит музыка «Полет шмеля» Н.А. Римского – Корсакова.
Кто изображен в этой музыке? (шмель).
Кто из сказочных героев Пушкина превращался в шмеля? (Гвидон)
Как называется эта сказка? (Сказка о царе Салтане)
(показываю шмеля)
- Вот этот волшебный шмель и поможет нам совершить волшебное превращение. Готовы?
Повторяем за мной слова – заклинания:
4.Физминутка
«Отправляемся в полет, (машут руками)
Шмель волшебный нас зовет, (манят к себе)
Все, к чему он прикоснется, (берутся за руки)
Музыкою обернется» (руки вверх)
(звучит «Полет шмеля»)
5. Первичное усвоение знаний.
- А теперь помогите шмелю долететь до первого острова под названием «стихи» (передают по кругу шмеля, на ком музыка останавливается, выполняет желание шмеля) Прикрепляем шмеля к острову «стихи»
- Итак, мы попали на остров, где живут стихи Пушкина.
- Ребята, а какие стихи Пушкина вы знаете? (читают стихи)
Учитель: Стихотворения Пушкина были такими музыкальными, что на них писались….(открываю портрет Пушкина – дети читают) песни и романсы.
- Ребята, а чем романс отличается от песни?
- Его поют хор или солисты?
- А какой инструмент аккомпанирует?
(Дети читают сообщение о романсе) (Приложение 2)
- Ну что же, солисты у нас есть, гитара – тоже, давайте попробуем исполнить романс.
Исполняют романс «Буря мглою небо кроет»
- А теперь давайте послушаем еще один романс, но уже в исполнении профессионала.
Слушаем «Я помню чудное мгновение»
- Итак, в какой музыкальный жанр превратились стихи Пушкина? (песни и романсы)
- Молодцы, летим дальше (беру шмеля).
«Отправляемся в полет,
Шмель волшебный нас зовет
Все к чему он прикоснется
Музыкою обернется».
Звучит «Полет шмеля». (Дети передают шмеля по кругу).
6. Знакомство с новым материалом.
- Посмотрите, шмель весь дрожит от холода.
- Мы оказались в самой холодной точке нашей музыкальной страны. Это повесть Пушкина «Метель».
- Тот, у кого остался шмель, прикрепляет его и описывает картину «Метель».
Описание:
«Мы видим завывание ночной вьюги. Снежная вьюга кружит и кружит над бесконечными русскими просторами. Заплутавший путник стоит на дороге в чистом поле, посреди дикой бушующей снежной стихии. Метель, ворвавшаяся в жизнь главных героев, навсегда разлучает их».
Слушаем Романс «Метель» Свиридова.
Читаю на фоне музыки:
«Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл, и вот сама,
Идет волшебница – зима.
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою».
- Итак ребята, во что превратилась повесть Пушкина «Метель»?
Мы слушали музыку и смотрели иллюстрацию, значит, повесть превратилась в … (музыкальную иллюстрацию). Снимаю иллюстрацию «Метель»
- Ребята, а чтобы шмелю не было так холодно, давайте уберем лишние снежинки. Оставим только те слова, которые подходят к музыкальной иллюстрации (убирают лишние слова) (Приложение 3)
- Итак, что у нас получилось, прочитаем:…
- Похоже на нашу «Метель»?
- Молодцы! Продолжаем наш полет,
Шмель волшебный нас зовет,
Все, к чему он прикоснется
Музыкою обернется!
- Ой, посмотрите, шмель прямо бьется и гудит у меня в руках. Наверное, он чувствует, что мы приближаемся к его сказке.
- Как она называется? (Сказка о царе Салтане).
- Найдите на сказочной иллюстрации шмеля.
- Сказка – это всегда чудеса, а какие чудеса происходили в сказке о царе Салтане?
- Сколько их было?
- Найдите их на иллюстрации.
- А сейчас мы узнаем, в какой музыкальный жанр превратилась «Сказка о царе Салтане»? (разгадывают ребус со словом «опера» (Приложение 4)
- Читаем – «опера».
- Что такое «опера»? (музыкальный спектакль, где все артисты поют)
- Так вот в оперу нашу сказку превратил великий русский композитор – сказочник Н.А. Римский – Корсаков. При чем сюжет этой сказки сохранен точно таким же, как его придумал Пушкин.
- Ребята, как называется сюжет, сценарий для оперы и балета? (либретто)
- Посмотрите на эти волшебные часы, и прочитайте, какие два отрывка стали в этой опере самыми популярными. (Читают) (Приложение 5)
- Какой из отрывков слушали сегодня? («Полет шмеля»)
- Осталось послушать «Три чуда» (выставляю на иллюстрации с «чудесами»).
- Ну что же, слушайте, смотрите и угадывайте.
1 чудо: «Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом,
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Кучки ровные кладет,
Да с присвисточкй поет
При честном при всем народе
«Во саду ли, в огороде»
- Какой инструмент исполняет партию белочки? (флейта).
- Найти флейту на карточках.
- Какую русскую народную песню использует Пушкин в изображении белочки? («Во саду ли в огороде»).
2 чудо: «Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя
Тридцать три богатыря».
3 чудо: «За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает.
А сама то величава,
Выплывает, будто пава,
А как речь то говорит
Словно реченька журчит.
- Молодцы! А поскольку «опера» - это музыкальный спектакль, где все артисты поют, давайте и мы споем песню:
Исполняют «Песню старой сказки». (Приложение 6)
Учитель: Гляньте, белочка пришла (появляется музыкальная игрушка)
Нам орешки принесла,
А орешки не простые
Все скорлупки золотые
Ядра – чистый изумруд,
А внутри вопросы ждут.
Кто на вопросы отвечает
Тот сюрпризы получает.
7. Итог урок.
(У белочки в корзинке орешки с вопросами) (Приложение 7)
Приложение 1.
Человеку без песни нельзя
(сл. А. Кольцова, муз. Г. Березовского)
- Если музыкой сердце наполнится
Если будут слова хороши
Значит песня кому-то запомнится
Значит станет частицей души
Если песня как люди состарится
Сложит звонкие крылья свои
Все равно она с нами останется
Словно память о первой любви
Припев:
Человеку без песни нельзя
Без неё наши дни были б скучными
Песни и люди друзья
Настоящие неразлучные
- Но никто не предскажет заранее
Что ждет песню вначале пути
Песня к людям спешит на свидание
А дорогу не просто найти
Если песня как люди состарится
Сложит звонкие крылья свои
Все равно она снами останется
Словно память о первой любви
Припев: тот же
Приложение 2.
Сообщение о романсе:
Романс – слово испанское. Так называли сравнительно небольшое произведение для голоса с сопровождением. Слово «романс» в средневековой Испании означало песню, исполняемую на романском, то есть на испанском, языке, в отличие от церковных песнопений, которые пелись на латинском языке.
В России романсами стали называть произведения с характерными лирическими, чувствительными оборотами, с текстом непременно любовного содержания
Приложение 3.
Снежинки со словами, характеризующими музыкальное произведение:
Печальная
вьюжная
суровая
грозная
светлая
игривая
бодрая
озорная.
Приложение 4.
Сложить из букв слово:
Приложение 5.
Часы с названием оперы и отрывков.
Приложение 6.
Песня старой сказки
(сл. Б. Тимофеева, муз. Б. Фомина)
- Старая сказка ждет, лишь наступает вечер
К детям она идет и зажигает свечи
Припев:
Вырастем мы до звезд, станем мы мастерами
Только бы Дед Мороз не расставался с нами
- К нам мы зовем друзей старых своих знакомых
Мудрых богатырей, добрых веселых гномов
Припев:
Вырастем мы до звезд, станем мы мастерами
Только бы Айболит не расставался с нами
- В сказке бессильно зло перед хорошим делом
В сказке всегда везло честным, прямым и смелым
Припев:
Вырастем мы до звезд, станем мы мастерами
Только бы Дон Кихот не расставался с нами.
Приложение 7.
Вопросы в орешках:
1. Кто в «Сказке о царе Салтане» превращается в шмеля? (Гвидон)
2. Дом, предназначенный для постановки спектаклей? (театр)
3. Литературная основа оперы и балета? (либретто)
4. Найдите портрет Римского – Корсакова на карточках.
5. Каких героев в «Сказке о царе Салтане» вы знаете?
6. Музыкальный спектакль, где все артисты танцуют? (балет)
7. Какую русскую народную песню исполняет белочка? («Во саду ли..»)
8. Музыкальный спектакль, где все артисты поют. (опера).
9. Кто написал оперу «Сказка о царе Салтане»? (Римский – Корсаков)
10. Назовите два знаменитых отрывка из оперы Римского – Корсакова
«Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля», «Три чуда»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщающий урок по всем разделам технологии в 5 классе, межпредметные связи с музыкой, ИЗО, литература .
Интегрированный урок инсценировки русской народной сказки с элементами театрализации....
Методическая разработка по теме: «Связь музыки с живописью и литературой»
Взаимосвязь различных видов искусств....
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)
Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком, литературой, ИЗО и музыкой. При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...
Презентация по теме "Связь музыки и литературы в оперном творчестве Римского-Корсакова" в 5 классе.
Презентация используется на уроке для закрепления теоретических знаний о жанре -опера, знакомит с биографией и оперным творчеством Римского-Корсакова, содержит видио фрагменты из оперы "Садко", провер...
Повышение познавательной активности учащихся путём реализации межпредметных связей музыки и литературы
В работе говорится о необходимости предметных связей на уроках музыки с литературными произведениями, приводятся конкретные примеры таких связей....
Статья "Неразделимая связь музыки и литературы"
Статья "Неразделимая связь музыки и литературы"...
Викторина для 7-8 класса по музыку на тему "Связь музыки и литературы"
Викторина для 7-8 класса. В ней просматривается связь между музыкой и литературой....