Статья "Неразделимая связь музыки и литературы"
статья по литературе (9 класс) на тему
Статья "Неразделимая связь музыки и литературы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nerazdelimaya_svyaz_muzyki_i_literatury.docx | 17.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Неразделимая связь музыки и литературы
Что не выскажешь словами,
Звуком на душу навей
А.А.Фет
В повседневной жизни и на уроках в общеобразовательной школе мы постоянно обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературными произведениями. Это и балеты, и оперы, и оперетты, и романсы. В основе их сюжета чаще всего лежит литературное произведение (роман, сказка, рассказ, повесть). А без стихов невозможно представить ни песню, ни романс.
Музыка и литература не разделимы. У музыкальных и литературных произведений общий источник (сюжет, темы, образы). И для музыкальных творений, и для литературных материал берется из окружающей нас действительности. Хотя в каждом из этих ветвей искусства свои методы и способы выражения мысли и чувств. Но в то же время, например, разнообразные интонации есть и в музыке, и в разговорной речи, и в литературе.
В данной статье хотелось бы уделить особое внимание романсу. Как мы помним, романс – это камерное вокальное произведение для голоса с инструментом. В романсах раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе. Как правило, в этих произведениях каждую партию исполняет только один инструмент (голос).
Романсы были написаны и на стихи таких классиков русской и мировой литературы, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.А.Фет. Романсы писались и на творения поэтов XX века. Хотелось бы более подробно остановиться на романсах на стихотворения А.А.Ахматовой, написанных композитором С.С.Прокофьевым.
Сергей Прокофьев был одним из тех, кто почтительно и с большой любовью относился к творчеству Ахматовой. Именно поэтому он создал цикл романсов под опусом 27, в основе которого лежат стихи из ее первых сборников («Вечер» 1912 и «Четки» 1914 гг.). Сюда вошли «Солнце комнату наполнило» (авторское название «8 ноября 1913 года»), «Настоящая нежность», «Здравствуй!» («Четки»,1913), «Память о солнце» (сборник «Вечер», 1911) и «Сероглазый король» – из «Вечера» (декабрь 1910 года). Цикл романсов был написан композитором в 1916 году. Этот цикл покоряет своей чистотой, силой чувств и переживаний, страданий.
Почему С.Прокофьев обратился к творчеству Ахматовой? Насколько нам известно, написанию этого цикла предшествовали две личные трагедии в жизни композитора. Первое – самоубийство преданного друга, с которым они часами могли обсуждать всевозможные темы. Этого друга звали Макс Шмидтгоф. Второе – первая любовь и затем разрыв отношений с Ниной Мещерской. Это был тяжелый период в жизни композитора. Он чувствовал свое одиночество. Безусловно, эти трагические события не могли пройти бесследно. Он всегда был скрытным человеком, но преодолевал все неприятности своим творчеством. Это преодоление имело и обратную сторону. Наступал момент, когда все скрытое прорывало наружу, приобретало реальные музыкальные образы, звуки и чувства. Именно в этом цикле случился такой «прорыв».
Как мы знаем, сама Ахматова весьма критически относилась к своим ранним произведениям. Эти стихи перепечатывались уже тринадцатый раз, а она «прятала под диванные подушки номера журналов, где они должны были появиться, чтобы не расстраиваться». Особенно ее раздражал «Сероглазый король».
Главными «героями» произведения становятся Жизнь и Смерть, а сюжет строится на их столкновении. И побеждает в этом сражении Смерть. Неспроста автор отбирает именно эти стихотворения, драматургия каждого имеет мотив обреченности. Все эти настроения ярко и по-прокофьевски воплощены в творении: начинается произведение скупой мелодией, которую выдает нам долбящий по одной и той же ноте рояль. Вокальную партию можно сравнить с изломанной линией, в кульминационной второй части романса происходит взрыв, выходит наружу ранее скрываемое чувство, но потом все утихает и заканчивается однотонным, скорбным речитативом. Безусловно, ярче всего эти чувства передает своим исполнением Тамара Синявская.
Литературные критики отмечают, что в этом маленьком стихотворении четко описана драма жизни, душевная боль и страдания героини, потерявшей любимого. Те же чувства пережил и композитор. Пронзительное и трагическое начало и столь же печальный шелест тополя в конце произведения подводит к итогу: «Нет на земле твоего короля…».
Да, литературные и музыкальные произведения могут передавать абсолютно разные чувства. Это и безграничная любовь, и страдание, и одиночество, и смерть, и жизнь. Все эти переживания есть и в романсах. Видимо, поэтому романс звучал и звучит по сей день. Он волнует души великих людей и простых смертных. Годы идут, а романс продолжает жить в наших сердцах.
Список используемой литературы:
- Долинская Е. Литературный текст в художественном мире С.С. Прокофьева // Научные чтения памяти А.И. Кандинского: материалы науч. конф. / ред.-сост. Е.Г. Сорокина, И.А. Скворцова. – М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2007. С. 285–297
- Гаврилова В. С. С. ПРОКОФЬЕВ. «ПЯТЬ СТИХОТВОРЕНИЙ А. АХМАТОВОЙ ДЛЯ ГОЛОСА И ФОРТЕПИАНО» ОР. 27// Музыкальный журнал «Израиль XXI», № 32 (март 2012)
- Марк Арановский: «Во всём мне хочется дойти до самой сути…» // Этот многообразный мир музыки…Сборник статей к 80-летию М.Г. Арановского. – М.: ГИИ, 2010.
- Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева. – М.: Советский композитор, 1973
- Прокофьев, Дневник 1907–1933, 1:623 (ноябрь, 3, 1916).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщающий урок по всем разделам технологии в 5 классе, межпредметные связи с музыкой, ИЗО, литература .
Интегрированный урок инсценировки русской народной сказки с элементами театрализации....
Методическая разработка по теме: «Связь музыки с живописью и литературой»
Взаимосвязь различных видов искусств....
Связь музыки и литературы в песенном твочестве
Данный урок музыки предназначен для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида....
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)
Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком, литературой, ИЗО и музыкой. При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...
Презентация по теме "Связь музыки и литературы в оперном творчестве Римского-Корсакова" в 5 классе.
Презентация используется на уроке для закрепления теоретических знаний о жанре -опера, знакомит с биографией и оперным творчеством Римского-Корсакова, содержит видио фрагменты из оперы "Садко", провер...
Повышение познавательной активности учащихся путём реализации межпредметных связей музыки и литературы
В работе говорится о необходимости предметных связей на уроках музыки с литературными произведениями, приводятся конкретные примеры таких связей....
Викторина для 7-8 класса по музыку на тему "Связь музыки и литературы"
Викторина для 7-8 класса. В ней просматривается связь между музыкой и литературой....