Музыка Востока
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Музыка Востока в творчестве русского композитора»
Цель: проанализировать своеобразие музыкального языка. Выявить интонационно-ритмические особенности русской и восточной музыки. закрепить представления о поэтизации Востока русскими композиторами
Задачи:
1. Закрепить и расширить ранее полученные знания об особенностях музыкального языка народов России;
2. Выявить особенности претворения «восточной темы» в русской культуре 19 века.
3. Развивать навыки анализа музыкальных произведений; развивать ассоциативное мышление, устанавливать интонационно-образные связи музыки с литературой и изобразительным искусством; творческие навыки
4. Воспитывать уважение к различным мировым культурам.
Музыкальный материал:
1. «Во поле береза стояла» - исполнение , анализ;
2. «Восточная мелодия» - слушание, ритмопластическое изображение на бумаге;
3. Симфоническая сюита Н. Римского-Корсакова Шехеразада (1часть, фрагмент, Шехеразады);
Оборудование:
портреты композитора Н. Римского-Корсакова,
музыкальный центр,
компьютер,
медиа-проектор;
в ходе урока использован дидактический материал, представленный в виде иллюстрированного приложения в среде Power Point XP (слайды на тему "Василий Верещагин. Восток.”, слайды "Дивный восток” на музыку, сочинённую ученицей и слайд "Особенности музыкального языка”).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Доброе утро, ребята. Я принесла вам необычный подарок - это книга, но она не простая. Она хранит много секретов. Нам предстоит прочесть и разгадать много тайн и загадок, скрытых в этой книге!
- Вы готовы отправиться в волшебный мир?
- Скажите, пожалуйста, ребята, как называется урок, на который вы сегодня все пришли – такие красивые и очень внимательные? (МУЗЫКА.)
МУЗЫКА ___________ в творчестве ____________ _______________.
- Обратите внимание – вы открыли первое слово – нашей загадки. МУЗЫКА………..
- Ребята, а кто пишет музыку? (композиторы).
МУЗЫКА ___________ в творчестве ____________ КОМПОЗИТОРОВ.
II. Активизация ранее полученных знаний.
- Я знаю, что вы много путешествовали в этом году по России. Расскажите, с какими жанрами русской музыки вы познакомились?
(если дети затрудняются ответить, то напеть фрагменты песен хороводных, солдатских, частушек, колыбельных)
- Ребята, вы молодцы – много жанров русской музыки вы знаете и помните. Я предлагаю вам сейчас исполнить песню «Во поле береза стояла», при этом исполнить не совсем обычно, так как вам нужно будет петь, и рисовать мелодию этой русской народной песни.
«Стоит Алена: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан»
- Ребята скажите , пожалуйста, как двигалась мелодия? ( сверху вниз, плавно, напевно ,протяжно, певуче, широко, …)
- Молодцы, правильно, русская мелодия протяжная и напевная, образ березы во многих книгах , олицетворяется с образом русской девушки.
( достать из книги стих о березе)
Березка, над рекой склонившись,
Слегка качает головой,
Как будто девушка, влюбившись,
Сидит в раздумьях пред зарей.
Ах, как красиво отражалась
На белом платьице заря
И как, играя, заряжались
Зеленой бодростью глаза!
- Но сегодня из России мы отправляемся очень далеко…. Мы полетим на самолете.
- Прошу пристегнуть всех ремни безопасности. Наш самолет взлетает. Я попрошу Вас сейчас проверить работу двигателя ( жужжим), турбин( гудим), Итак, мы взлетаем!
III. Углубление в тему
Достать билет из книги
- Вот Ваш билет, но чтобы прилететь в эту страну, нужно внимательно вслушаться в музыкальные интонации.
- Я уверена , что сейчас вы сами определите , куда мы прилетели. Для этого я прошу Вас взять маркеры, слушая музыку и не отрывая карандаша – рисовать направление мелодии.
Музыка востока и фото - восточного замка
- вы догадались куда мы совершили приземление???
Почему вы так считаете??? Восток – дело тонкое – почему так говорят??? Знаете ли вы восточные сказки???
МУЗЫКА Востока в творчестве ____________ КОМПОЗИТОРОВ.
- Охарактеризуйте, пожалуйста, особенность мелодического рисунка этой темы. (Извилистый, волнистый, затейливый, вьётся тонким узором, орнаментальный, убаюкивающий, завораживающий)
ИЗВИЛИСТЫЙ
ВОЛНИСТЫЙ
ЗАТЕЙЛИВЫЙ
ВЬЕТСЯ ТОНКИМ УЗОРОМ
ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ
УБАЮКИВАЮЩИЙ
ЗАВОРАЖИВАЮЩИЙ
Этот чудный Восток – Небылицей прикрыто Былое,
Где в дороге увидишь знакомый из сказок пейзаж…
Здесь всё так же, как встарь… и волшебное в ранге простого…
И сакральное… с кофе – для будней обычный пассаж…
–какой же настоящий Древний Восток.… Вспомнить Древний Восток нам поможет сборник арабских сказок "Тысяча и одна ночь”, который знаком и любим нами с детства.
– А почему эти сказки нам так нравятся? (много увлекательных приключений и т.д.)
– Назовите героев сказок, которых вы помните? (Синдбад, Алладин, Али-баба и т.д.) Чем они так известны? (ответы детей)
– Представьте, что вы оказались среди этих героев. Каким вы себе представляете Древний Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова? Без чего он невозможен? (верблюды, песок, шумный рынок, ковры с узорчатым орнаментом, причудливая мозаика дворца султана…)открываем страницу книги – с изображением Восточной улиц, и параллельно слайды
Далее учитель дополняет ответы детей показом слайдов:
– серия живописных восточных картин (слайда),
– иллюстрации из восточных сказок (слайд)
– Сегодня мы с вами приоткрыли дверь в сказочный мир Востока, который не перестает удивлять нас во все времена. Примерно также, давным-давно, увлек Восток и русского композитора Николая Римского-Корсакова (показ портрета). Русский композитор, юный юнга любил море, и путешествия.
- И мы теперь полностью раскрыли и можем прочесть тему нашего урока.
МУЗЫКА Востока в творчестве русских копозиторов.
- Он написал симфоническую сюиту "Шехеразада” в четырех частях всего лишь за два месяца.
– Трудно ли будет догадаться, что послужило источником создания сюиты? (сказки "Тысяча и одна ночь”)
– Эти сказки создавались многими поколениями разных народов Востока: арабами, персами, индусами, турками. В России перевод сборника сказок появляется лишь в начале 19 века. Впервые прочитав его, Н. Римский-Корсаков, пораженный сказочным миром Востока, сразу же написал симфоническую сюиту "Шехеразада”.
– Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с "Русским Востоком”. В симфонической сюите "Шехеразада” можно услышать, представить и увидеть чудеса Востока. Свое сочинение Н. Римский-Корсаков предваряет небольшим программным вступлением (на доске появляется слайд):
Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая из ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.
IV. Слушание музыки
– Итак, слушаем фрагмент из первой части сюиты, который начинается с показа главных героев Шахриара и Шехеразады. Представьте, какими они показаны? Какие чувства испытывают? (слушание)
– Каков нрав восточного повелителя? Каким вы его себе представляете? (грозный, могучий, злой, властный султан, который величаво лежит на подушках и раздает приказы…)
– Как вы это почувствовали? (воинственно и грозно звучат инструменты медной духовой группы…)
– А какую картину рисует в твоем воображении тема Шехеразады? (мягкая, нежная…) Учитель дополняет ответы детей, обращая их внимание на доску, – переворачиваем карточки и читаем вслух:
НЕЖНАЯ
ТОНКАЯ
ИЗЯЩНАЯ
ПЛЕНИТЕЛЬНАЯ
МЯГКАЯ
ЗАДУМЧИВАЯ
МЕЧТАТЕЛЬНАЯ
– Какой инструмент помог нам все это почувствовать? (скрипка и арфа)
– С чем можно сравнить здесь мелодический рисунок? (ответы детей)
– Скрипка и арфа поют нам пленительную мелодию: редкого обаяния напев вьется тонким, извилистым узором и умиротворяет все вокруг. Пожалуй, это самая поэтическая восточная мелодия в русской музыке.
V. Пение и пластическое интонирование (двигательная импровизация)
– Восточные девушки завораживают путников не только волшебным пением, но и необычными танцевальными движениями. Какими вы их видите? Как они двигаются? (мягкие, плавные движения; легкая одежда из шелка; загадочный, нежный взгляд…)
Роль исполнителей восточного танца – представьте, что вы находитесь в волшебном замке сцлтана и должны своим пением, движениями, взглядом поймать в свои сети путника.
Творческое задание с элементами импровизации на подбор подходящих к музыке движений.
- Исполнить песню «Во поле береза» на восточный манер.
- Ребята, почему Римский –Корсаков не изменил русскую музыку на восточный манер , а сочинил Восточную мелодию?
- Что произошло с напевной и широкой мелодией – которая рисовала образ РУССКОЙ ДЕВУШКИ?
- Именно поэтому русские композиторы не изменяли русские народные песни, а наоборот писали – музыку характерную для Восточной Страны, для этого они изучали мелодический строй и ритм восточный народным мелодий.
VI. Работа в группах
- Ребята, нам пора возвращаться домой. Но для того, чтобы вернуться, нам нужно выполнить задания «Волшебной Книги».
- работа в группах
Команда «Знатоки Востока» и «Знатоки России»
1. Подобрать характеристики – для восточной музыки.
2. Из элементов сделать образ Восточной девушки.
3. украсить газету в восточном стиле
1. Подобрать характеристики русской музыки.
2. Из элементов сделать образ русской девушки.
3. Украсить газету в русском стиле.
IV. Итог урока
Вывод по уроку:
В каждой стране, в культуре – свои интонации. Композиторы практически создали интонационно-географическую карту. Каждый музыкант воспринимал и перерабатывал эти интонации по-своему, создавая новые образы, обогащая тем самым культуру своей страны.
– Что помогает композиторам сочинять восточные темы? Обязательно ли для этого отправляться в путешествие на Восток?
– Раскрывая тему нашего урока, мы выяснили, что Восток в русской музыке создан композиторами на основе подлинных народных мелодий и показан не внешне, декоративно, а всегда постигается изнутри, ведь русской культуре свойственна широта интересов и великая способность "входить в образ”, "вживаться” в явления других национальных культур.
VII. Рефлексия
- Ребята , Вы сегодня совершили необычное путешествие и помогли разгадать и прочесть таинственные странички волшебной книги. Мне особенно понравилось , как вы тонко и красиво описывали восточные интонации и изобразили их в ваших орнаментах.
- С что понравилось Вам?
- СПАСИБО, замечательные ответы! Вы настоящие ценители восточной и русской музыки.
VIII. оценивание, домашнее задание
- Ребята , я предлагаю вам провести исследование, дома сравнить башкирскую музыку с музыкой востока и русской музыкой , послушав музыку записанную на этом диске. И это не последний подарок.
- Свои сказки восточная красавица Шезерезада рассказывала ночью, а ночью как известно падают звезды. И можно загадывать желания.
- Я хочу чтобы вы сегодня достали из этой волшебной книги – по одной звездочке – и пусть эти добрые пожелания обязательно исполнятся.
- Спасибо Вам ребята за урок и за замечательное общение!
- Я буду рада, если вы напишите мне о своих исследованиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Восток и Запад". Обществознание 11 кл.
3анятие предполагает изучение и обсуждение одной из наиболее актуальных проблем современного этапа истории человечества. По своей структуре оно является интерактивным, в нем использованы такие методы,...
Походы Александра Македонского на Восток
Презентация к уроку по истории древнего мира в 5 классе....
Древний Восток (повторительно - обощающий урок)
Урок - обобщение проведен в виде игры викторины....
Внеклассное мероприятие Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции и
Внеклассное мероприятие по теме: "Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции" разработано для обучающихся 5х классов. Содержание игры охватывает темы "Древний Восток" и "Древняя Греция"....
Открытый урок по музыке в 5 классе на тему:" Восток в русской музыке."
Восточная тема у русских композиторов 19 века....
технологическая карта урока музыки 4 класс " Русский восток".
технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе Критской Е.Д. "Русский Восток"...
Конспект урока музыки "Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов".
Взаимодействие культурных традиций Запада и Востока в современной музыке (на примере балета Ц. Чжень-Гуаня «Течёт речка»).Претворение в балете китайской музыкальной традиции (опора на наци...