Долгосрочный развивающий проект для детей подготовительной к школе группы "Это русская сторонка"
проект

Измайлова Вероника Игоревна

 Долгосрочный  развивающий проект для детей подготовительной к школе группы "Это русская сторонка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgosrochnyy.docx62.66 КБ

Предварительный просмотр:

 

 https://documents.infourok.ru/40eae334-a87a-4861-9e5f-9c650f132009/0/image003.jpg

 

  

 

 

 

 

 

 


Долгосрочный  развивающий проект для детей подготовительной к школе группы

 

"Это русская сторонка..."

Расширение  представлений детей о быте, культуре и традициях русского народа

 

«Русский народ не должен терять своего нравственного

 авторитета среди других народов, завоеванного

русским искусством, литературой. Мы не должны забывать

 о своем культурном прошлом, о наших памятниках,

 литературе, языке живописи...Национальные отличия

сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены

 воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

«У всякого дерева глубоко в земле есть корни. 
И у всякого народа есть корни – его история и культура».

«Культура - это святыни народа, святыни нации»

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

 

Введение

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель -  как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.  

Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы.

 

Актуальность проекта

Дети дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем, они овладевают речью, способами умственной деятельности, у них появляется познавательный интерес, отношение к окружающему.

В дошкольном детстве, когда начинается процесс развития художественной культуры и формирования основ личности, особенно важным является воздействие народного искусства, близкого и понятного детям.

Необходимо, чтобы дети знали: существуют разные культуры, которые отличаются друг от друга своими обрядами, праздниками, игрушками, музыкальными и художественными традициями (например, мы празднуем Новый год в январе, для нас это зимний праздник, а в Китае Новый год начинается в начале февраля, когда зима уже заканчивается, поэтому это праздник весны и т.д.); каждый человек принадлежит к одной или нескольким культурам (двуязычные или многоязычные семьи), которыми он должен интересоваться и которые он должен сохранять и уважать; жизнь людей в современном мире невозможна без уважительного отношения к народам иных культур: войны начинаются тогда, когда люди не могут или не хотят договориться друг с другом.

Исторически сложилось так, что проблемы этнокультурного (национального) воспитания и обучения детей поднимаются в нашей стране тогда, когда происходит реформирование системы государственной власти и настает время соответствующих изменений в сфере образования. Так повелось со времен Киевской Руси и сохранилось вплоть до наших дней. Мне кажется, что мы постепенно перестаем ощущать ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке. Это губительно для нас и нашего Отечества. Мне небезразлично будущее России, и, так как я занимаюсь воспитанием и обучением подрастающего поколения, я считаю эту тему необходимо возрождать. Возрождать национальный дух, национальную культуру и традиции, духовные ценности и самоуважение народа.

 Знакомство детей с русским народным бытом способствует развитию представлений детей о человеке в истории и культуре; формированию основ нравственности, развитию патриотических чувств. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Дети с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.

Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Это русская сторонка…».

Цель:  Формирование чувства патриотизма, бережного отношения к культурному наследию, уважение к русским народным традициям.  

Задачи проекта

  • сформировать у детей  элементарные понятия о фольклоре (песни, пляски, потешки, частушки, загадки, пословицы, игры, прикладное творчество и т.д.) ;
  • познакомить с атрибутикой русского народного костюма;
  • познакомить детей с русскими народными инструментами (жалейка, рожок, гусли, гармонь, баян, ансамблю русских народных инструментов и т.п. )
  • развивать навыки игры на шумовых русских народных музыкальных инструментах;
  • прививать художественно-эстетический вкус в пении народных песен различных жанров, выразительность и эмоциональность в передаче народной сатиры (потешки, дразнилки, частушки и т.д.);
  • развивать артистические навыки, основанные на русском фольклоре;
  • знакомить детей с лучшими образцами современного народного коллектива (фольклорный коллектив «Таусень»);
  • привлекать родителей к совместной творческой деятельности по оформлению фольклорных мероприятий в музыкальном зале.

        

Основные формы реализации проекта:

  • образовательная деятельность -  музыкальные занятия;
  • восприятие  «живой» народной песни (посещение концерта фольклорного коллектива «Таусень»)  
  • творческие мастерские (педагоги-дети-родители) по созданию атрибутики к народному празднику;
  • концертная деятельность – выступление детей на празднике.

Предполагаемый  результат:

  • сформированы элементарные понятия о фольклоре;
  • дети знакомы с русским народным костюмом, русскими народными инструментами;
  • дети владеют навыками игры на шумовых музыкальных инструментах;
  • выразительно и эмоционально владеют певческими навыками народного пения;
  • сформирована компетентность у родителей о значении фольклора в формировании патриотических чувств воспитанников;
  • возрос интерес у детей и родителей к фольклорным мероприятиям;
  • дети узнают знакомые фольклорные коллективы города и различают разновидности оркестров.

 Ресурсное обеспечение:

1. Программа «Приобщения детей к истокам русской народной культуры»  О.Л. Князевой, М.Д.Маханёвой

2. «Детям – о традициях народного мастерства» (под редакцией Шпикаловой Т. Я.

3. Корифский А. А. «Народная Русь», Самара, «Просвещение»

4. Кравцов Н. И. Лазутин С. Г. «Русское устное народное творчество»

5. Науменко Г. М. «Хоровод круглый год»

      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей подготовительной к школе группы «Историческое прошлое России»

Тип проекта: долгосрочный, информационный, творческий.Срок реализации: сентябрь - май.Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители и сотрудники дошкольного обр...

Презентация реализации проекта по патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы "Нам есть у кого учиться родиной гордиться"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашего времени. Патриотизм - сложное человеческое чувство. Это любовь к родным и близким людям, к детскому са...

Анкета для родителей детей подготовительной к школе группы для родительского собрания «Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста»

Анкета для родителей детей подготовительной к школе группы для родительского собрания «Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста»...

Краткосрочный творческий проект для детей подготовительной к школе группы "День знаний".

Проект организован для того, чтобы познакомить детей с историей возникновения праздника "1 сентября - День знаний" и подготовить для первоклашек открытки «Первый звонок»...

Конспект сюжетно - ролевой игры "Школа" для детей подготовительной к школе группы

Конспект сюжетно - ролевой игры "Школа" для детей подготовительной к школе группы....

Беседа для детей старшего дошкольного возраста и детей подготовительной к школе группы

Тема: «День памяти жертв Холокоста»Цель: познакомить детей с Холокостом – явлением бесчеловечным и невиданным по своей жестокости....

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы "Школа юных талантов Василисы премудрой"

Занятие содержит материал. способствующий развитию музыкально - ритмического слуха у детей. Используются инструменты музыкальные и ритмические клавесы. Дети владеют техникой чтения ритмических карточе...