Рабочая программа по музыке 5-7 класс
рабочая программа по музыке на тему
Музыка
5-7 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5-7 классов образовательных учреждений составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерными программами по музыке для основного общего образования и важнейшими положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского.
В большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановления эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.
Цель общего музыкального образования и воспитания- развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры- наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_2.doc | 77.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыка
5-7 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5-7 классов образовательных учреждений составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерными программами по музыке для основного общего образования и важнейшими положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского.
В большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановления эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.
Цель общего музыкального образования и воспитания- развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры- наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
Основными методическими принципами программы являются: принцип увлеченности; принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане(34 часа).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определённые результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного бережного отношения окружающей среде;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерия для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей школьников, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественно образ;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность;
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
- сотрудничество в ходе реализаций коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Планируемые результаты
По окончанию 7-ого класса школьники научатся:
- наблюдать за многообразными явлениями в жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству;
- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;
- раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме воплощения в музыке;
- понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
- осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
- разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения;
- определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;
- применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Таблица тематического распределения часов:
№ п\п | Разделы, темы | Количество часов | |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа | ||
5 класс | |||
1 | Музыка и литература | 17 | 17 |
П | Музыка и изобразительное искусство | 18 | 17 |
Итого | 35 | 34 |
Таблица тематического распределения часов:
№ п\п | Разделы, темы | Количество часов | |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа | ||
6 класс | |||
1 | Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 17 | 17 |
П | Мир образов камерной симфонической музыки | 18 | 17 |
Итого | 35 | 34 |
Таблица тематического распределения часов:
№ п\п | Разделы, темы | Количество часов | |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа | ||
7 класс | |||
1 | Особенности драматургии сценической музыки | 17 | 17 |
П | Особенности драматургии камерной и симфонической музыки | 18 | 17 |
Итого | 35 | 34 |
Содержание курса
Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образное, жанровая стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыку.
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства. Композитор-поэт-художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
Взаимодействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и формы.
Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки.
Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество. Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.
Отечественная и зарубежная музыка композиторов двадцатого века, её стилевое многообразие. Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная, рок-музыка, мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, а capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстродно-джазовый.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса:
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.) -находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; -размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, средствах и формах ее воплощения; -участвовать в коллективной исполнительской деятельности ; -развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования ; Требования к уровню подготовки учащихся 6-го класса: Обучение музыкальному искусству в 6-ом классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность: -понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы; -иметь представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений; -знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений; -уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная; -владеть навыками музицирования: «народных, классического репертуара, современных авторов»,напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений; -совершенствовать умения и навыки самообразования.
Требования к уровню подготовки учащихся 7-го класса:
-понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности ;
-раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей
-понимать специфику и особенности музыкального языка;
-осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности;
-разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры;
-определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки;
-наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического Заместитель директора по УМР
объединения учителей МБОУ СОШ№2
от ________________№___ __________/___________
___________/_________/ подпись
подпись «___ »___________2014г.
«___ »___________2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по музыке для 5 класса по программе Усачёвой
рабочая программа для 5 класса по программе Усачёвой включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы в соответствиии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по музыке для 3 класса по программе Г. С. Ригиной
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы Г.С. Ригиной «Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание...
рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак
рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по музыке 5-7 классы, по программе Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.
Очень подробно описаны содержания тем учебного курса, а также используемый музыкальный материал....
Рабочие программы уроков музыки 1-4 классы ,музыка 5-7 классы, искусства 8-9 классы и светской этики
1.Рабочая прграмма "Музыка" - 1 класс2. Рабочая прграмма " Музыка" - 2 класс3.Рабочая программа "Музыкы" 3 класс4. Рабочая прграмма " Музыка" - 4 класс5.Р...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...