урок в 6 классе
план-конспект занятия по музыке (6 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа В.В.Алеева, Т.И.Науменко.
6 класс, 4 четверть, 6 урок
Тема: Жизненная сила музыки И.И.Чайковского. Интервью с композитором.
Тип урока: Обобщение изученного материала.
Цель: Составить вопросы для интервью с известным человеком (П.И. Чайковским.)
Задачи:
- Обобщить знания о жизни и творчестве композитора.
- Выявить стилистические черты музыки П.И.Чайковского
- Развивать способность к изложению мыслей.
- Воспитывать чувство коллективного сотрудничества.
Музыкальный материал: П.И.Чайковский. «Времена года». «Апрель» (слушание)
П.И.Чайковский. «Неаполитанская песенка» (исполнение)
П.И.Чайковский. «Танец маленьких лебедей» (приветствие)
План урока
- Орг. Момент. Приветствие - 3мин.
- Беседа - 5мин
- Слушание - 7мин
- Вокально-хоровая работа - 10мин
- Работа с тестом - 5мин
- Составление вопросов - 10мин
- Оценка деятельности - 5мин
Ход урока
Приветствие на музыку из балета Чайковского «Танец маленьких лебедей»
-Учитель: Я очень рада видеть вас
-Ученики: Мы очень рады видеть вас
- Учитель: Ваш дружный класс
- Ученики: наш дружный класс
- Знакома ли вам эта мелодия? В каком произведении встречается?
-О каком композиторе пойдёт речь?(о П.И.Чайковском)
Сегодня вам предстоит встреча с великим русским композитором.
Представьте, что вы работаете в модном музыкальном журнале. Вас редакция журнала отправляет в командировку на машине времени, чтобы взять у него интервью.
-Что вы должны как журналисты знать о композиторе, чтобы ваше интервью попало на первые полосы журнала?
- Известные факты его жизни, его произведения, его вкусы, взгляды, высказывания.
-Давайте вспомним, что вам уже известно об этом композиторе.
-Что вы запомнили из его детства, юности, зрелых лет?
Слайд.
-Какую первую профессию получил П.И.Чайковский?
Слайд. -
-. Что воспевал П.И.Чайковский в своих произведениях? (красоту, богатство природы, человека и самой жизни)
Слайд.
-Ещё в прошлом веке регулярно стали проводить Международный конкурс им. П.И. Чайковского. Перед вами 3 марки. Определите, как часто проводится этот конкурс. Когда он был впервые.
Слайд.
-Какая картинка лишняя, почему?
Слайд.
-Что объединяет две фотографии?
Слайд.
- Вспомним, в каких жанрах работал П.И.Чайковский.
Работа в парах.
- Романс, концерт.
Слайд.
- Какое произведение зашифровано?
Слайд.
1.-Времена года
2.-Детский альбом
3.-Патетическая симфония №6
Назовите 2оперы и 3 балета
Слайд.
Пиковая дама, Евгений Онегин, Лебединое озеро, Спящая красавица, Щелкунчик.
Проверяем ответы.
Слайд.
Времена года.
Слайд.
- Сколько пьес в этом фортепианном цикле? (12)
- У каждой пьесы есть свой подзаголовок. Сейчас прозвучит один из весенних месяцев, а вы попробуйте сопоставить музыкальный образ с названием.
1) Песня жаворонка
2) Подснежник
3) Белые ночи
Слушание «Апрель»
- Какой характер пьесы? (трепетный) Есть ли повторения? Определите музыкальную форму (3х ч)
- Что можно сказать о средствах музыкальной выразительности (ритм, темп, динамика, лад)?
В мелодии — короткие фразы, устремляющиеся вверх, причем каждый раз все выше и выше, как бы навстречу пробуждающейся жизни, солнцу. У Чайковского это — переживания цветка, хотя, конечно, в этой аллегории угадываются человеческие чувства.
- Черты какого жанра вы услышали? (танцевальность).
- Какой образ открылся вашему воображению?
Слайд.
Апрель – «Подснежник». Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Все ярче и теплее греет солнце. В лесу появились первые цветы. Первый цветок весны, маленький голубой подснежник. О нем и рассказывает нам музыка «Апреля»
В качестве эпиграфа Чайковский взял стихотворение А.Майкова
Голубенький чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы,
О счастье ином...
Повторное прослушивание в исполнении оркестра.
- Какие новые краски приобрела пьеса?
- Определите, какие характерные черты музыки Чайковского вы услышали в этом произведении.
"Времена года" Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее вспоминал его брат М.И.Чайковский: "Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь<...> Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа." Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла "Времена года".
Слайд.
Детский альбом
-Какие пьесы в него входят?
Одну из них мы исполним.
Работа над песней.
Настройка (по трезвучию)
- Как вы думаете, что самое сложное в исполнении?
Пропеваем припев медленно с мелодической поддержкой. Активно и быстро, но не громко, произносим слова в ритме песни (слежу за артикуляцией и чётким замыканием слов).
Исполняем в темпе (обращаю внимание на высокую вокальную позицию, атаку звука «сверху»).
Первый куплет. (внимание на лёгкое стаккато и плавное окончание в конце фраз «мо-ря», «спо-рит»). Слежу за дыханием.
П. Чайковский писал: «в Италии я испытал приятные музыкальные впечатления».
В этой стране композитор слышал много профессиональной и народной итальянской музыки, которую позже использовал в своем творчестве. Мелодия, использованная в этой пьесе, является подлинной итальянской песенкой. Композитор дважды ее использовал: в "Детском альбоме» и в III действии балета «Лебединое озеро».
- Как нужно исполнить песню, чтобы передать итальянский колорит, тёплое море, яркие краски?
- Повторяющееся четверостишье куплетов исполним с разной динамикой.
«парус в море» – споём трепетно.
Вместе с учащимися составляем исполнительский план.
Динамика: p
Исполнение Неаполитанской песенки.
Прошу петь не по слогам, а по фразам, делая смысловой акцент на последнем слове, окончания пропевать «прикрытым» звуком на хорошем дыхании.
Слайд.
- Последнее произведение П.И.Чайковского (Шестая симфония)
Мы повторили с вами основные моменты жизни и творчества П.И.Чайковского и теперь можем приступить к работе над интервью с композитором.
Разделимся на 4 группы.
Каждая группа должна выбрать одно из высказываний как эпиграф для интервью.
Составить 6 вопросов для интервью.
Выступающую группу оценивают 3 остальные.
Д/З Придумать вопрос, который мог бы задать П.И.Чайковский, оказавшись в нашем времени.
Используемые материалы и технологии:
- Презентация в MS Power Point
- Сайт http://music-fantasy.ru
- Википедия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...