программа по вокалу
рабочая программа по музыке по теме

Новоселова Вера Алексеевна

Программа по вокалу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vokal.doc192.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программа по вокалу


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг.

        К общей проблеме совершенствования методов воспитания школьников относится и проблема поиска новых путей эстетического развития детей. Приобщение учащихся к музыкальному искусству через пение как один из доступнейших видов музыкальной деятельности является важным средством улучшения их художественного и эстетического вкуса.

        На современном этапе возрос интерес к новым музыкальным синтетическим жанрам, и одна из задач педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку разобраться во всём многообразии музыкальной палитры и дать возможность каждому ученику проявить себя в разных видах музыкальной деятельности.

        Вокальное воспитание детей осуществляется главным образом через хоровое пение на уроках музыки. Из-за ограниченности учебных часов данного предмета в образовательной школе реализация задач, связанных развитием детского голоса, возможна при введении дополнительного курса.

        Дополнительная образовательная программа «Школьная вокальная студия «Капель» по содержательной, тематической направленности является художественной, по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой; по времени организации – трёхгодичной.

        Актуальность данной программы обусловлена также её практической значимостью: занимаясь в вокальной группе, дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях (школа, муниципальные  конкурсы, фестивали).

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

        Создать условия для реализации творческого потенциала учащихся в рамках популярного жанра – эстрадная песня и данной программы.

        Логика освоения учебных тем определяется обучающими, развивающими, воспитательными задачами:

  • Образовательные: изучить стилевые особенности вокального эстрадного жанра, приёмы стилизации в контексте эстрадной песни; освоить приёмы сольного и ансамблевого пения;
  • Развивающие: развивать музыкальные способности учащихся: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма; осуществлять индивидуальный подход в развитии творческих способностей учащихся; развивать интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства;
  • Воспитательные: формировать эмоциональную отзывчивость на музыку и умение воспринимать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания.

Программа предназначена для детей 9-15 лет, учащихся начальных и средних классов общеобразовательной школы, и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по вокалу.

        Содержание программы « Школьная вокальная студия «Капель» направлено на формирование у учащихся певческой культуры, творческого отношения к исполняемым музыкальным произведениям, на развитие у школьников знаний и умений, связанных с усвоением способов вокальной техники, на воспитание любви к музыке, эстетического вкуса, способности наслаждаться красотой, испытывать чувства радости от общения с прекрасным. В основе развития музыкальных способностей лежат два главных вида деятельности учащихся: изучение теории и творческая вокальная практика. Содержание программы расширяет представления учащихся о музыкальных жанрах, стилях и направлениях в эстрадном искусстве, знакомит с традициями и новаторством вокального пения.

        Программа рассчитана на три года. Занятия проводятся два раза в неделю по два часа (в год - 140 часов). В группу первого года обучения принимаются дети младшего школьного возраста, то есть учащиеся 2 – 4 класса, желающие заниматься в объединении. Набор на второй и третий год обучения рассчитан на учащихся 5 – 9 классов, прошедших обучение первого года и соответственно второго года обучения.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ:

  •  система специальных вокальных упражнений,
  •  индивидуальная работа с учащимися,
  •  работа в группе,
  •  организация практической деятельности,
  •  творческое выступление, как результат этапа деятельности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

По окончании полного курса обучения воспитанники должны

  • иметь чёткое представление о специфике музыкального жанра эстрадная песня, приёмов стилизации;
  • знать приёмы работы над песней;
  • уметь:

        - соблюдать певческую установку,

        - чисто интонировать,

        - петь сольно и в ансамбле,

        - самостоятельно создавать образ исполняемой песни,

        - видеть другие сферы применения своим знаниям, умениям и навыкам.

        Дети, продолжающие заниматься по истечении трёхгодичного срока занятий в объединении, не только совершенствуют полученные навыки, но и проходят педагогическую подготовку.

        В течении учебного года, по окончании каждого тематического блока, учащие представляют творческий отчёт в рамках представленного мероприятия, также принимают участие в конкурсах, смотрах, внеклассных мероприятиях, в концертной деятельности на разных уровнях (школа, муниципальные  конкурсы, фестивали).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

Содержание и виды работы

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1.

Вводная часть. Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения.

2

2

4

2.

Фонограмма, её особенности и возможности. Пение учебно-тренировочного материала

2

8

10

3.

Приёмы работы с микрофоном. Пение учебно-тренировочного материала.

2

8

10

4.

Пластическое интонирование. Пение учебно-тренировочного материала.

1

9

10

5.

Сценический имидж. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа.

4

24

28

6.

Вокальный ансамбль. Пение учебно-тренировочного материала.

1

7

8

7.

Приёмы ансамблевого исполнения. Пение учебно-тренировочного материала.

2

36

38

8.

«Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре. Пение учебно-тренировочного материала.

1

25

26

9.

Творческий отчёт.

2

2

Итого

15

125

140

Основное содержание программы

Тема «Эстрадное творчество» - 4 часа

Занятие 1-4 - знакомство,

 - инструктаж по ТБ,

 - постановка певческой задачи,

 - расширение представления о жанре «Эстрадное пение»,

 - понятие «манера исполнения»,

 - индивидуальное прослушивание.

Тема «Фонограмма, её особенности и возможности» - 10 часов.

Занятие 5-14 - понятие фонограмма, её виды и особенности,

 - слушание и анализ «плюсовок» и «минусовок»,

 - подбор песенного репертуара,

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистоты интонирования, унисона, мягкой атаки звука, глубокого певческого дыхания…),

 - запись фонограмм.

Тема «Приёмы работы с микрофоном» - 10 часов

Занятия 15-24 - знакомство с техническим устройством – микрофон, его типами (стационарный проводной, радиомикрофон) и возможностями,

 - индивидуальная работа с обучающимися по формированию технических умений и навыков работы с микрофоном (положение в руке, направление, приближение и удаление),

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистота интонирования, унисона, дикции),

 - разучивание песенного репертуара.

Тема «Пластическое интонирование» - 10 часов

Занятия 25-34 -знакомство с понятием «сценическое движение», «сценическая пластика»,

 - просмотр видиозаписи-примера эстрадно-вокальной коспозиции с включением хореографических элементов,

 - пение учебно-тренировочного материала с введением элементов хореографии в рамках жанра эстрадной песни.

Тема «Сценический имидж» - 28  часов

Занятия 35-64 - знакомство с понятием «сценический имидж», приёмы

 его создания,

 - знакомство с понятием – культура эстрадного мастерства,

 - знакомство с понятием – образ песни,

 - выявление певческой наклонности обучающихся,

 - индивидуальный подбор песенного материала,

 - индивидуальная работа с обучающимися по составлению исполнительского плана песни,

 - введение тренировочных занятий по формированию навыков сценического мастерства (манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем),

 - индивидуальная работа с обучающимися по созданию сценического образа исполняемых песен.

Тема «Вокальный ансамбль» - 8 часов

Занятия 65-72 - знакомство с понятием – вокальный эстрадный ансамбль,

- слушание записей примеров вокального ансамбля в рамках жанра эстрадного пения,

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие) и разучивание песенного репертуара.

Тема «Приёмы ансамблевого исполнения» - 38 часов

Занятия 73-112 - знакомство с приёмами ансамблевого исполнения-солист + подпевка, смена солистов,

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие),

 - индивидуальная и групповая работа, направленная на разучивание песенного репертуара со сменой солистов.

Тема ««Бек-вокал» и его роль эстрадном жанре» -26 часов

Занятия 113-138 - знакомство с понятием «бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре,

 - слушание записей примеров сольного исполнения с «бек-вокалом»,

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения соло + бэк-вокал,

 - подготовка к творческому отчёту в рамках представленного мероприятия.

Занятие 139 - творческий отчёт 2 часа. Отчётный концерт.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В процессе первого года обучения решаются следующие задачи:

  • формирование представлений о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра,
  • знакомство с основами теории эстрадного жанра (сценический имидж, пластика),
  • обучение приёмам работы с песней,
  • формирование основных навыков работы с ТСО (кассета, СД-диск, микрофон),
  • развитие вокальных навыков,
  • формирование навыков ансамблевого пения,
  • охрана детского голоса,
  • воспитание интереса к песенному творчеству, эмоциональной отзывчивости на музыку и вкуса.

Решение этих задач осуществляются в процессе изучения следующих разделов:

  1. Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения.
  2. Фонограмма, её особенности и возможности.
  3. Приёмы работы с микрофоном.
  4. Пластическое интонирование.
  5. Сценический имидж.
  6. Вокальный ансамбль.
  7. Приёмы ансамблевого исполнения.
  8. «Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре.

На первом этапе

Учащие знакомятся с особенностями вокального эстрадного жанра, техникой безопасности обращения с ТСО и основами работы с фонограммой. Под руководством преподавателя совершенствуют свой голосовой аппарат, занимаются постановкой голоса.

На втором этапе

Учащиеся знакомятся с основами работы над песней, над созданием своего сценического образа и образа песни. Учащиеся разучивают песенный репертуар, инициируемый педагогом.

На третьем этапе

Учащиеся знакомятся с приёмами эстрадного ансамблевого пения. Изучение материалов осуществляется в ходе кружковых занятий.

Виды занятий:

  1. занятие-беседа – проводится в начале или в конце изучения курса или раздела;
  2. комбинированное занятие – проводится по плану, сочетания теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записей – образцов, пение учебно-тренировочного материала),
  3. практические занятия – индивидуальные или групповые формы работы над песенным репертуаром, публичные выступления-концерты.

ПО ЗАВЕРШЕНИЮ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:

- знать о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра;

- иметь представление о средствах создания сценического имиджа;

- уметь пользоваться ТСО (кассета, СД-диск, микрофон);

- овладеть следующими вокальными навыками:

 петь в диапазоне: первые голоса СИм – РЕ2;

 Вторые голоса СИм – СИ1;

- соблюдать певческую установку;

- петь только с мягкой атакой, чистым, лёгким звуком;

- формировать правильно гласные и чётко произносить согласные звуки;

- не форсировать звучание при исполнении песен героического склада;

- петь выразительно. Осмысленно простые песни;

- петь чисто и слаженно в унисон, несложные двухголосные музыкальные упражнения;

- уметь исполнять сольно;

- знать правила охраны детского голоса.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Теоретический блок

1. Введение.

- Инструкция по технике безопасности работы с используемым оборудованием (муз. центр, кассеты, СД-диски, микшерский пульт, стойки под микрофон).

- История развития вокального эстрадного жанра (менестрели, трубадуры, труверы – французские шансонье – современная эстрада).

- Особенности вокального эстрадного жанра (условия, предназначение).

2. Фонограмма, её особенности и возможности:

- раскрытие значения слова «фонограмма»,

- возможности фонограмм: «плюсовки» и «минусовки»;

- понятие «аранжировка» и её связь с фонограммой.

3. Приёмы работы с микрофоном:

- виды микрофонов (стационарные, проводные, беспроводные);

- приёмы работы с микрофонами: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук»;

- передвижение с микрофоном по сцене.

4. Пластическое интонирование:

- понятие «пластическое интонирование»;

- сценическое движение и его роль.

5. Сценический имидж:

- понятие «имидж»;

- виды сценического имиджа;

- связь сценического имиджа с пластикой и образом песни.

6. Вокальный ансамбль:

- виды ансамблей вокальных и инструментальных,

- состав ансамблей: «дуэт», «трио», «квартет», «квинтет», «секстет»…

7. Приёмы ансамблевого исполнения:

- понятие «приёмы ансамблевого исполнения»,

- понятие «многоголосие».

8. «Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре:

- понятие «бек-вокал» и его задачи,

- роль «бек-вокалистов» и их состав,

- приёмы исполнения «бек-вокалистов».

9. Пение произведений:

- беседы о разучиваемых произведениях,

- современная эстрадная песня: сообщение о композиторе, раскрытие содержания музыки и текста, её актуальности, музыкально – выразительных средств.

Практический блок

Учебно-тренировочные задания (УТЗ) на:

- обучение умению соблюдать певческую установку; правильному звукообразованию, спокойному вдоху, экономному выдоху;

- формирование основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, вибрато, ровности, разборчивости;

- обучение правильному формированию гласных и согласных звуков;

- развитие певческого рабочего диапазона ре1 – си1, опевание этой зоны;

- формирование ансамблевого строя: унисона, ритмического, динамического, орфоэпического, темпового, тембрального.

Развитие умения анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания:

- обучение осмысленному и выразительному пению.

Слушание музыки:

- слушание записей-примеров вокального ансамблевого пения как фактор расширения музыкального кругозора ( «Биттлз», «Лицей»...).

Пластическое интонирование

(музыкально-двигательные упражнения):

- развитие умения координировать движения с музыкой;

- развитие умения образно-ритмического восприятия музыки.

Примерный песенный репертуар:

«Куда уходит детство»

«Проснись и пой»

«Как прекрасен этот мир»

«Замыкая круг»

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

«Дорога» муз.Баневича

«Топ-топ, топает малыш»

«Балтийский берег»

«Колокола» муз. Е.Крылатова

«Песня гардемаринов» муз.Е.Крылатова

«Вечерняя песня» муз.Соловьёва-Седова

«Здравствуй, песенка моя» сл. и муз. И. и Е.Челноковых

«Наша школа» __________\\_________

«Кот на крыше» ___________\\________


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второй год обучения

Содержание и виды работы

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1.

Вводная часть. Народная песня. Виды народных песен. Индивидуальная вокальная работа (прослушивание).

1

5

6

2.

Понятие стилизации в контексте эстрадного пения.

1

3

4

3.

Лирические народные песни. Приёмы работы. Пение учебно-тренировочного материала.

1

31

32

4.

Плясовые народные песни. Приёмы работы. Пение учебно-тренировочного материала.

1

31

32

5.

Народный ансамбль; особенности и приёмы исполнения.

2

28

30

6.

Приёмы исполнения а, капелла. Индивидуальная вокальная работа.

2

28

30

7.

Творческий отчёт.

2

2

Итого

14

126

140

Основное содержание программы

Тема «Народная песня». Виды народных песен. – 6 часов

Занятия 1-2 - постановка певческой задачи,

 - знакомство с фольклорной музыкой в контексте эстрадного жанра,

 - индивидуальное прослушивание.

Занятия 3-6 - расширение представления об особенностях народной песни её жанрах (лирические, плясовые, скоморошины, хороводные), её видах (бытовые, игровые, трудовые, военные, календарно-тематические),

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование народной манеры исполнения (стилизация).

Тема «Понятие стилизация в контексте эстрадного пения» - 4 часа

Занятия 7-10 - знакомство с понятием стилизация,

 - слушание и сравнивание образцов аутентичного и стилизованного фольклора (фольклорная музыка разных регионов

 записи стилизованного фольклора эстрадных коллективов «Русская песня» под рук. Н.Бабкиной, «Золотое кольцо» исп. Н.Кадышева),

 - подбор песенного репертуара с учётом индивидуальных особенностей обучающихся,

 - пение учебно-тренировочного материал, направленного на формирование народной манеры исполнения (стилизация),

 - запись фонограмм.

Тема «Лирические народные песни. Приёмы работы» -32 часа

Занятия 11-42 - углубление представлений о лирической народной песни, её особенностях (распевы, штрих легато, кантилена, фразировка),

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование народной манеры исполнения (стилизация), формирование навыка пения распевов, навыка кантилены, работа над певческим дыханием,

 - индивидуальная работа с обучающимися по формированию певческих навыков, навыков работы с лирической песней.

Тема «Плясовые народные песни. Приёмы работы» - 32 часа

Занятия 43-74 - углубление представлений о плясовых народных песнях, их особенностях (распевы, штрихи нон легато и стаккато, фразировка…)

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование народной манеры исполнения (стилизация), развитие подвижности гортани и чёткости дикции, работа над певческим дыханием,

 - индивидуальная работа с обучающимися по формированию певческих навыков, навыков работы с плясовой песней.

Тема «Народный ансамбль: особенности и приёмы исполнения» - 30 часа

Занятия 75-106 - знакомство с особенностями стилизованных фольклорных ансамблей,

 - формирование представлений о роли солиста в фольклорном ансамблевом пении,

 - слушание записей примеров подголосочного исполнения и канонов,

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие гармонического слуха,

 - подбор и разучивание стилизованных народных песен с приёмами многоголосного пения канон и пение с подголоском.

Тема «Приёмы исполнения а капелла» - 30 часа

Занятия 107-138 - знакомство с понятием а капелла и выразительными особенностями этого приёма исполнения,

 - слушание фольклорных образцов с использованием приёма а капелла,

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие гармонического слуха, пения без музыкального сопровождения,

 - разучивание народных песен с приёмами а капелла.

Занятие 139 - творческий отчёт (концерт) – 2 часа

.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В процессе второго года обучения решаются следующие задачи:

- формирование представлений о стилевых особенностях фольклорной музыки,

- знакомство с основами теории фольклорных жанров (лирическая песня, плясовая песня),

- развитие вокальных навыков (огласовка, распев, а капелла),

 - формирование навыков фольклорного ансамблевого пения (подголосок, канон),

- формирование осноных навыков работы с ТСО (кассета, СД-диск, микрофон),

- охрана детского голоса,

- воспитание интереса к песенному творчеству, эмоциональной отзывчивости на музыку.

Решение этих задач осуществляется в процессе изучения следующих разделов:

  1. Народная песня. Виды народных песен.
  2. Понятие стилизация в контексте эстрадного пения.
  3. Лирические народные песни. Приёмы работы.
  4. Плясовые народные песни. Приёмы работы.
  5. Народный ансамбль особенности и приёмы исполнения.
  6. Приёмы исполнения а капелла.

На первом этапе

Учащиеся знакомятся с особенностями фольклорной музыки, понятием «стилизация». Под руководством преподавателя совершенствуют свой голосовой аппарат, знакомятся с народной манерой исполнения, занимаются постановкой голоса.

На втором этапе

Школьники знакомятся с жанрами «лирическая песня» и «плясовая песня». Изучают и совершенствуют элементы народной манеры исполнения, разучивают песенный репертуар, инициируемый педагогом и по своему выбору. Также разучивают приёмы двухголосного пения канон и подголосок.

На третьем этапе

Учащиеся знакомятся с приёмом исполнения а капелла. Изучение разделов осуществляется в ходе кружковых аудиторных занятий.

Виды используемых занятий:

  1. занятие-беседа – проводится в начале или конце изучения курса или раздела;

  1. комбинированные занятия – проводятся по плану, сочетания теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записей образцов, пение учебно-тренировочного материала, пластическое интонирование),

  1. практические занятия – индивидуальные или групповые формы работы над песенным репертуаром, занятия – театрализации с использованием элементов игры, публичные выступления концерты.

ПО ЗАВЕРШЕНИЮ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:

- знать о стилевых особенностях фольклорной музыки,

- иметь представления о фольклорных песенных жанрах «лирическая Песня», «плясовая песня»,

- уметь пользоваться ТСО (кассета. СД-диск, микрофон),

- овладеть следующими вокальными навыками:

 Петь в диапазоне: первые голоса – СИм – МИ2,

 Вторые голоса –ЛЯм – СИ1,

соблюдать певческую установку,

- стремиться петь «на опоре»,

- знать и применять дикционные правила использования народных песен,

- знать вокальные технические приёмы народной манеры исполнения, не форсировать звучание при исполнении песен в народной манере,

- петь выразительно, осмысленно простые народные песни,

-петь чисто и слаженно в унисон, несложные народные лирические и плясовые двухголосные песни,

- уметь самостоятельно на слух определять народную манеру исполнения и стилизацию народной песни,

- уметь исполнять сольно а капелла и с элементами двухголосия.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Теоретический блок

  1. Народная песня. Виды и жанры народных песен:

- Инструкция по технике безопасности работы с используемым оборудованием (муз.центр, кассеты, СД-диски, микрофон, микшерский пульт, стойки под микрофон,

- Понятие «фольклорная музыка», история развития.

  1. Понятие стилизация в контексте эстрадного пения:

- знакомство с понятием «стилизация»,

- понятие «аутентичный фольклор»,

- понятие «народная манера исполнения».

  1. Лирические народные песни:

- свадебные, трудовые, календарные, лирические песни,

- понятие «распев», «огласовка»,

- понятие «сброс» и «гуканье».

  1. Плясовые народные песни:

- свадебные, казачьи, игровые - плясовые народные песни,

- понятие «театрализация».

  1. Народный ансамбль: особенности и приёмы исполнения:

- понятие «подголосок» и «канон».

  1. Приёмы исполнения а капелла:

- понятие «а капелла» и выразительные особенности этого приёма исполнения,

- вокальная техника исполнения а капелла.

  1. Пение произведений:

- беседы о разучиваемых произведениях,

- стилизованная народная песня: раскрытие её значения как выразительницы исторического прошлого народа, его труда, быта, дум интонационные особенности. Сообщение о региональной принадлежности и жанре, раскрытие содержания музыки и текста, её актуальности, музыкально-выразительных средств.

Практический блок

Учебно-тренировочные задания (УТЗ) на:

- обучение умению соблюдать певческую установку; правильному звукообразованию в народной манере, спокойному вдоху, экономному выдоху;

-формирование основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, вибрато, ровности, разборчивости;

- обучение дикционным правилам исполнения народных песен (нередуцированное произношение окончания…)

- обучение вокальной техники огласовки, сброса, гуканья,, характерных для народной манеры исполнения;

- развитие гармонического слуха, через изучение приёмов двухголосного пения: канон и подголосок;

- развитие певческого рабочего диапазона СИм – СИ1, и опевание этой зоны;

- развитие умения пения на опоре;

- формирование ансамблевого строя: унисона, ритмического, динамического, орфоэпического, темпового, тембрального.

Развитие умения анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания:

- обучение осмысленному и выразительному пению.

Слушание музыки:

- слушание записей примеров вокального ансамблевого пения как фактора расширения музыкального кругозора («Русская песня» Н.Бабкина, Н.Кадышева, «Яблоко», записи аутентичного фольклора…)

Пластическое интонирование

(музыкально-двигательные упражнения)

- развитие умения координировать движения с музыкой,

- развитие умения образно-ритмического восприятия музыки,

- обучение приёмам театрализации.

Примерный песенный репертуар:

«Малым-мало спалось»

«Конь гулял на воле»

«Тонкая рябина»

«Комара женить мы будем»


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Третий год обучения

Содержание и виды работы

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1.

История джаза. Стилевые особенности.

2

4

6

2.

Джазовая манера исполнения (стилизация). Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа.

4

70

74

3.

Приёмы импровизации. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа.

2

14

16

4.

Рэп. История становления жанра. Пение учебно-тренировочного материала.

2

2

4

5.

Поэтический текст в контексте жанра рэп. Пение учебно-тренировочного материала.

3

3

6

6.

Речитатив. Приёмы исполнения. Индивидуальная вокальная работа.

3

25

28

7.

Творческий отчёт.

2

2

Итого

20

120

140

Основное содержание программы

Тема «Вводное занятие. История джаза. Стилевые особенности» -6 час.

Занятие 1 - постановка певческой задачи,

 - знакомство с джазовой музыкой в контексте эстрадного жанра

 - индивидуальное прослушивание.

Занятие 2-3 - джаз, история возникновения,

 - стилевые особенности жанра (манера исполнения, манера звуковедения, особенности ритма…),

 - слушание образцов джазовой музыки (оркестровые композиции Д. Эллинктона, вокальные композиции Э. Фитцжеральд, Б.Смит, Л. Амстронга),

 - пение учебно-тренировочного материала направленного на формирование джазовой манеры исполнения (стилизация).

Тема «Джазовая манера исполнения – стилизация» 74 часа

Занятия 4-23 - знакомство с особенностями джазовой манеры исполнения,

 - слушание образцов джаза (записи джазовых композиций И. Отиевой, Л. Долиной),

 - подбор песенного репертуара с учётом индивидуальных особенностей обучающихся,

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование джазовой манеры исполнения (стилизация),

 - запись фонограмм.

Занятия 24-35 - знакомство с понятием синкопа, синкопированный ритм,

 - выполнение учебно-тренировочного материала направленного на формирование джазовой манеры исполнения (стилизация) и развитие ритмического слуха,

 - индивидуальная работа с обучающимися по формированию певческих навыков стилизованного джазового исполнения,

 - разучивание песенного репертуара с элементами джазовой манеры исполнения.

Занятие 36-40 - знакомство с понятием глиссандо,

 - изучение технического приёма глиссандирования звука,

 - слушание записей примеров инструментального и вокального глиссандирования,

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на освоение техники глиссандирования звука.

Занятия 41-78 - знакомство с джазовой певческой манерой исполнения «бибоп»,

 - слушание записей-примеров исполнения «бибоп»,

 - пение учебно-тренировочного материал, направленного на формирование навыков вокальной импровизации в технике «бибопа».

Тема «Приёмы импровизации» по группам -16 часов.

Занятия 79-96 - знакомство с понятием импровизация,

 -слушание примеров вокальных импровизаций,

 - пение учебно - тренировочного материала, направленного на формирование джазовой манеры исполнения (стилизация) развитие подвижности гортани и чёткости дикции,

 - знакомство с приёмами создания ритмический и вокальных импровизаций,

 - создание, исполнение ритмических и вокальных мини - импровизаций в джазовом стиле,

 - индивидуальная работа с обучающимися по формированию  и развитию вокальных навыков.

Тема «Рэп. История становления музыкального направления» - 4 часа

Занятия 97-100 - стиль РЭП. История становления жанра,

 - слушание записей-примеров стиля РЭП,

 - пение учебно-тренировочного материала, направленное на развитие чувства ритма, на работу с певческим дыханием, над дикцией, орфоэпией.

Тема «Поэтический текст в контексте музыкального направления-рэп»- 6 часов

Занятия 101-107 - значение поэтического текста в жанре РЭП,

 - знакомство с приёмами рифмовки музыкальных текстов, их группировки, разбивки на смысловые фразы,

 - составление и исполнение поэтических текстов в заданном ритме.

Тема «Речитатив. Приёмы исполнения» -28  часов

Занятия 108-137 - знакомство с понятием речитатив и выразительными особенностями этого приёма исполнения,

 - формирование представлений о роли солиста в музыкальных композициях в стиле РЭП,

 - индивидуальная работа с обучающимися по разучиванию музыкальных композиций в стиле РЭП.

Занятие 138 - творческий отчёт (концерт) -2 часа

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В процессе третьего года обучения решаются следующие задачи:

- формирование представлений о стилевых особенностях джаза,

- знакомство с основами теории джазовых жанров (спиричуэл, блюз, регтайм),

- развитие вокальных навыков (глиссандирование, «бибоп»),

- формирование навыков импровизации как основы джаза,

- развитие навыков самостоятельной работы с ТСО (кассета, СД-диск, микрофон,

- охрана детского голоса,

- воспитание интереса к песенному творчеству, эмоциональной отзывчивости на музыку.

Решение этих задач осуществляется в процессе изучения следующих разделов:

  1. История джаза. Стилевые особенности.
  2. Джазовая манера исполнения.
  3. Приёмы импровизации.
  4. Рэп. История становления музыкального направления.
  5. Поэтический текст в контексте музыкального направления «рэп».
  6. Речитатив.

На первом этапе

Учащиеся знакомятся с особенностями джаза, жанрами «спиричуэл», «блюз», «регтайм». Под руководством преподавателя совершенствуют свой голосовой аппарат, знакомятся с элементами джазовой манеры исполнения. Занимаются постановкой голоса.

На втором этапе

Школьники знакомятся с приёмами импровизации, разучивают песенный репертуар, предлагаемый педагогом. Также разучивают приёмы джазовой манеры исполнения «глиссандирование» и «бибоп». Учащимся начальной школы для освоения этого блока отводится больше часов.

На третьем этапе

Для учащихся среднего звена вводится знакомство с особенностями музыкального направления «рэп», понятием «речитатив» и техникой его произнесения. Изучение разделов осуществляется в ходе кружковых аудиторных занятий.

Виды используемых занятий:

  1. занятие-беседа проводится в начале или в конце изучаемого курса или раздела,
  2. комбинированное занятие проводится по плану сочетания теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записей-образцов, пение учебно-тренировочного материала, пластическое интонирование),
  3. практические занятия индивидуальные или групповые формы работы над песенным репертуаром, публичные выступления – концерты.

На завершение третьего года обучения учащиеся должны:

- знать о стилевых особенностях джаза,

- иметь представление о джазовых жанрах,

- уметь самостоятельно пользоваться ТСО (кассеты, СД-диск, микрофон),

- овладеть следующими вокальными навыками:

 Петь в диапазоне: первый голос – СИм – СОЛЬ2;

 Второй голос – Лям – РЕ2;

 Соблюдать певческую установку;

 Стремиться петь на опоре;

 Знать вокальные технические приёмы джазовой манеры исполнения «глиссандо» и «бибоп»,

 Не форсировать звучание при исполнении песен;

 Петь выразительно, осмысленно простые песни, подражая джазовой манере;

 Петь интонационно чисто и слаженно;

- пытаться пробовать исполнять лёгкие вокальные или инструментальные ритмические импровизации;

- уметь самостоятельно на слух определять джазовую манеру исполнения;

- уметь исполнять сольно;

- знать и применять дикционные правила исполнения «рэпа».

Содержание программы третьего года обучения

Теоретический блок

1. История джаза. Стилевые особенности:

- знакомство с джазовой музыкой в контексте эстрадного жанра;

- джаз, история возникновения;

- стилевые особенности жанра (манера исполнения, звуковедение, особенности ритма…).

2. Джазовая манера исполнения:

- понятие «джазовая манера исполнения»;

- знакомство с понятием «синкопа», «синкопированный ритм»;

- знакомство с понятием «глиссандо»;

- знакомство с джазовой певческой манерой исполнения «бибоп»;

3. Приёмы импровизации:

- знакомство с понятием «импровизация»;

- виды импровизации вокальные, инструментальные.

4. Рэп. История становления музыкального направления:

- знакомство с понятием «музыкальное направление»;

- понятие РЭП, история развития направления.

5. Поэтический текст в контексте музыкального направления «рэп»:

- значение поэтического текста в жанре РЭЛ;

- знакомство с приёмами рифмовки музыкальных текстов, их группировки. Разбивки на смысловые фразы.

6. Речитатив. Приёмы исполнения:

- знакомство с понятием «речитатив» и выразительными особенностями этого приёма исполнения.

Практический блок

Учебно-тренировочные задания (УТЗ) на:

- развитие умения соблюдать певческую установку;

- развитие умения активного вдоха и экономного выдоха;

- развитие основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, вибрато, ровности, разборчивости;

- изучение приёмов джазовой манеры исполнения «глиссандо», «бибоп»;

- формирование умения исполнять упражнения с элементами вокальной импровизации;

- развитие певческого рабочего диапазона СИм – МИ1, опевание этой зоны;

- развитие умения пения на опоре;

- формирование ансамблевого строя: унисона, ритмического, динамического, орфоэпического, темпового, тембрального;

- развитие ритмического слуха исполнения синкопы;

- развитие чувства ритма, дикции и орфоэпии.

Развитие умения анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания:

- обучение осмысленному и выразительному пению.

Слушание музыки:

- слушание записей –примеров джазовой музыки с целью расширения музыкального кругозора (записи джазовых мастеров: Л. Амстронга, Э. Фитцджеральд, Б. Смитта, Ч. Паркера, Л. Утёсова, Л. Долиной, И. Отиевой).

Пластическое интонирование (музыкально-двигательные упражнения):

- развитие умения координировать движения с музыкой;

- развитие умения образно-ритмического восприятия музыки.

Примерный песенный репертуар:

«Старый рояль»,

«Папа купил автомобиль»,

«Лягушачий джаз»,

«Грустные капельки дождя»,

«Весна»,

«Школьный блюз» Илья и Елена Челноковы,

«Школьный рэп» _________//__________,

«Два ковбоя» ____________//__________.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

        Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих составляющих её обеспечение:

  1. Общие требования к обстановке в кабинете:
  • оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями;
  • чистота, освещённость, проветриваемость кабинета;
  • физкультпаузы и др.;
  • свободный доступ или возможность организации занятий на сцене актового зала.
  1. Техническое и материальное обеспечение:
  • кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами в количестве - 12 штук;
  • стол педагога - 1 штука;
  • музыкальный центр - 1 штука;
  • пианино или клавишный синтезатор - 1 штука;
  • ученическая доска - 1 штука;
  • микрофоны шнурованные и радиомикрофоны - 2+2=4 штуки;
  • стойки для микрофонов - 1 штука;
  • микшерский пульт - 1 штука;
  • телевизор - 1 штука;
  • DVD – плеер - 1 штука;
  • СD - диски – 10 штук;
  • кассеты – 10 штук.
  1. Кадровое обеспечение:

Педагог руководитель вокальной студии «Капель»», реализующий данную программу владеет следующими профессиональными и личностными качествами:

  • обладает специальным музыкально-педагогическим образованием;
  • владеет навыками и приёмами организации музыкальных занятий;
  • знает физиологию и психологию детского возраста;
  • умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
  • умеет создать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников;
  • умеет видеть и раскрывать творческие способности воспитанников;
  • систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности.
  1. Методическое обеспечение программы:
  • методические разработки и планы – конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
  • развивающие и дидактические процедуры: дидактические и психологические игры и упражнения;
  • дидактические материалы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:

  1. Абидова Лола. «История джаза и современных музыкальных стилей». «Турон Икбол», 2007.

2.        Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства». «Феникс», 2007.

3.        Григорьев В.Ю. «Исполнитель и эстрада». Классика-ХХ1, 2006.

4.         Добровольская В.В. «Распевки в школьном хоре». Метод. реком. руков. дет. хоров.- М., «Вирта», 1987.

5.        Енукидзе Н.И. «Популярные музыкальные жанры из серии «Уникум».-

М., «Классика», 2002.

6.         Исаева И. «Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей».- АСТ, «Астрель», 2007.

7.        Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004.

8.        Коллиер Д.Л. «Становление джаза». –М.: 1984.

9.        Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003.

10.        Медушевский В.В. «Пластическое интонирование»./Метод. пособие для учит. СПб.: «Юность». 1988.

11.        Менабени. «Методика обучения сольному пению».

12.        Народное творчество: По материалам фольклорной экспедиции/Сост. Мельник А. – Красноярск. «Сибирь». 1991.

13.        Романовский Н.В. Хоровой словарь. – М.: «Музыка», 2005.

14.        Руководство самодеятельным народным хором: Методические указания для студентов 1-У курсов культурно-просветительного факультета/Сост. Новикова Т.С., Антонова Л.А., Литвиненко З.П., Шпарийчук И.В.- М.: МГИК, 1987.

15.        Сарджент У. «Джаз»,-М.: 1987.

16.        Симоненко В. «Лексикон джаза»,- СПб.:1981.

17.        Студия звукозаписи. Интернет.

18.        Типы микрофонов. Интернет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

  1. Музыкальные этюды. Сб. муз. номеров/Сост. Яблочков А.Г.-Рига.: «Пятки», 1987.
  2. Речитатив. Интернет. http://www.toke-cha.ru, www.hip-hop.ru.
  3. Пьянков В. «Песни и хоры для детей». - М,: «Владос», 2003.
  4. Рэп-школа. Интернет. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария», 2000.
  5. Учимся понимать музыку. Практический курс./Школа развития личности,- М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007- СД-диск (ИКТ).
  6. Шедевры музыки. СД-диск. «Кирилл и Мефодий» 2001 (ИКТ).
  7. Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия – 2004/Электронное пособие на 2-х СД-дисках (ИКТ)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по вокалу

Рабочая программа по вокалу для детей на три года обучения...

Предпрофильная учебная программа по вокалу

Данная программа рекомендована для работы с учащимися, которые уже закончили основной курс обучения в ДШИ и собираются поступать в профильные ССУЗы и ВУЗы....

Программа по вокалу на хоровом отделении

Программа по вокалу на хоровом отделении. 1-7 классы...

Программа по вокалу

Программа по дополнительному образованию....

рабочая программа по вокалу

Рабочая программа по ФГОС вокальной студии "Звонкие голоса" 4 года обучения...

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ВОКАЛУ

Инновационные образовательные технологии, которые я применяю на занятиях в вокальной студии, описаны на примере учебного занятия "Сочиняем синквейн". Здесь используются эвристическая  и информаци...

Программа по вокалу для детей 5-7 лет

Программа предназначена для детей подготовительного курса ДМШ, расчитана на 2 года....