Предпрофильная учебная программа по вокалу
рабочая программа на тему
Данная программа рекомендована для работы с учащимися, которые уже закончили основной курс обучения в ДШИ и собираются поступать в профильные ССУЗы и ВУЗы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_predprofilnaya_uchebnaya_programma.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Основной целью создания классов сольного пения является приобщение учащихся к основам мировой вокальной культуры, развитие их музыкально-эстетического вкуса, формирование у них исполнительских вокальных умений и навыков, обеспечение условий для обучения профессионально ориентированных детей, с целью их поступления в средние и высшие профессиональные учебные заведения.
Данная адаптированная программа по предмету «Вокальное исполнительство» составлена на основе примерной программы «Хоровое и вокальное исполнительство» для хоровых отделений ДМШ и ДШИ. (Министерство культуры РФ. Научно-методический центр по художественному образованию. Москва 2003 г).
Данная программа рекомендуется для учащихся, окончивших 5 (7) класс музыкального отделения ДШИ и обладающими хорошими профессиональными данными, но по причинам не отвечающим условиям приёма в средние и высшие музыкальные заведения (несоответствие возрастным требованиям, продолжение обучения в общеобразовательной школе и т.д.).
Организация учебного процесса
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 14 – 17 лет.
Срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год.
Основной формой учебной и воспитательной работы в классе вокального исполнительства, является урок, проводимый в форме индивидуального занятия преподавателя с учеником.
Формой работы с учащимися является индивидуальный урок, продолжительностью 45 минут, периодичность - 3 раза в неделю. В год учащийся получает 102 учебных часа.
В задачи обучения сольного пения входят формирование и развитие у учащихся:
накопление вокальных навыков (организация певческого дыхания, формирование естественности в звукообразовании и правильной артикуляции)
совершенствование качеств звучания голоса (тембра, звуковысотного и динамического диапазонов, вокального интонирования, подвижности голоса, чёткости дикции)
развитие музыкального слуха и, как особое проявление его, вокального слуха
установление взаимосвязи между слуховым восприятием звукового образа, вокально-слуховым представлением и воспроизведением голосом
накопление исполнительских навыков (развитие художественного восприятия музыки; умение донести до слушателей содержание исполняемого произведения)
навыков работы с фонограммой;
навыков сольного исполнения с сопровождением фортепиано, других инструментов.
Контроль и учёт успеваемости
С целью определения соответствия уровня подготовки обучающихся в школе требованиям учебной программы, проводятся:
Декабрь – прослушивание 2-х произведений выпускной программы.
Март - проверка технической подготовки учащихся (вокализы, знание музыкальной и вокальной терминологии).
Май - исполнение сольной программы (4 разнохарактерных вокальных произведения и басня, стих).
Основным показателем успеваемости учащегося является оценка (пятибалльная шкала), выставляемые педагогом в дневнике и четвертные оценки.
Нормой освоения учебной программы является оценка 3 (три).
При окончании курса обучения учащиеся исполняют:
Народную песню
Романс
Произведение современного автора
A capella
Басня
Критерием оценки является:
Вокально - технические навыки: дикция, артикуляция, «опёртое»
дыхание, ровность, напевность голоса.
Пение высокой позиции
Преодоление переходных нот
Навык красивого, выразительного пения
Эмоциональность исполнение.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Процесс обучения в вокальном классе подразделяется на несколько этапов:
развитие голоса, где в основном используются вокальные упражнения, ставящие своей задачей:
приведение вокального аппарата в рабочее состояние (распевание)
формирование вокальных навыков на упражнениях и вокализах.
работа над вокальным произведением, включающая в себя изучение произведений разных стилей и жанров: народная песня, романсы русских и зарубежных композиторов, современные сочинения.
Более совершенной ступенью развития можно считать форму самостоятельного ознакомления с вокальным произведением.
Обучение пению – это не только обучение данному виду искусства. В процессе занятий активно развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с проблемой формирования личности школьника и его общего развития. Поэтому обучение пению - это прежде всего педагогическая задача. Уровень общего развития детей проявляется прежде всего в качестве их музыкально-слухового восприятия и образного мышления в процессе анализа эмоционального содержания и исполнения вокальных произведений, их формы и средств художественной выразительности, в умении сравнивать, находить сходства и различия отдельных художественно-технических элементов вокального исполнения.
Говоря о качестве звучания детского голоса, мы имеем ввиду прежде всего его основные физические характеристики: тембральную, интонационную и динамическую.
К тембральной характеристике относятся: спектральная насыщенность или обертоновый состав звука; плавность регистровых переходов; звонкость и полётность голоса; степень свободы или напряженность звучания; вокальная позиция; степень округлости гласных; качество певческого вибрато.
К интонационной характеристике относятся: точность или чистота интонирования; ширина звуковысотного диапазона; его высотное расположение.
У динамической – ширина динамического диапазона на различных звуковысотных уровнях.
В процессе обучения необходимо развивать у учащихся тембровое чувство и мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных произведений, создавать условия, в которых учащийся испытывает радость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта.
Особенно сложной и трудной является работа по постановке голоса, так как голоса учащихся, в период обучения, могут находиться в состоянии мутации или постмутации. Тем не менее, задача преподавателя состоит в обучении правильному пению в единстве его сложных проблем: проблемы звукообразования и напевности голосоведения, певческого дыхания и дикции.
Во время работы над чистотой интонации одновременно следует добиваться полётности, звонкости и вибрато голоса, а так же естественность звучания.
Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся материале. Подбирать репертуар следует, учитывая вокальные данные учащегося, постепенно усложняя его.
Концертный репертуар необходимо составлять только из произведений, пройденных с преподавателем в классе.
Особо важное значение в обучении пению имеет овладение певческими навыками. Эта работа часто протекает без достаточного осознания учащимися её цели, без понимания роли тех упражнений, которые они выполняют. Следует даже на самом первом этапе обучения доводить до сознания детей, для чего поётся данное упражнение, чего следует добиваться в работе над ним, как его надо исполнять.
Ученики должны понимать, что упражнения помогают овладению певческими навыками, необходимыми для того, чтобы исполняемая песня звучала красиво, чисто, выразительно. Для улучшения качества интонации большое внимание следует уделить точному воспроизведению первого звука.
Очень важно с самого начала обучения воспитывать у учащихся вокальный слух, умение внимательно слушать себя и отмечать свои ошибки.
Основа пения - гласные звуки. От правильного формирования гласных звуков зависит красота тембра. У учащихся школьного возраста тембр неровный, что обусловлено, главным образом, «пестротой» гласных. Ровность звучания достигается при сохранении высокого звучания (позиции) на всех звуках певческого диапазона. Для этого следует использовать попевки и упражнения на все гласные, добиваясь правильного формирования каждой из них:
в «чистом» звучании: А, О, У, Э
в «йотированном» звучании: А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е
особо обратить внимание формирование гласных И, Ы
пение гласных звуков в сочетании с согласными
Кроме работы над гласными звуками, постоянными должны быть:
1. упражнения стабильного блока:
- на дыхание,
- на медленный долгий выдох,
- на развитие артикуляции,
- на подвижность диафрагмы (staccato),
- на развитие ровности тембрового звучания,
- гибкости голоса;
2. упражнения периодически обновляющегося блока:
- на лёгкость и подвижность голоса,
- на зубные язычные согласные: д, з, т, р, л, н,
- на губные: б, п, в, м.
Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, чётко артикулирующие каждый звук. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.
В практических занятиях, наряду с упражнениями, рекомендуется пение вокализов или песен напевного характера для выработки кантиленного звучания. Это необходимо также для осознания учащимися малой формы в целом и на уровне отдельных построений: фразы, предложения, периода, для усвоения ими понятий кульминации произведения, коды и других.
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
В течение учебного года преподаватель должен проработать с учащимся 4 разнохарактерных произведения.
Продолжать заниматься вокальным чтением с листа.
Работа над развитием всех качеств голоса на основе материала разнообразных упражнений.
Особое внимание уделить развитию сценической речи, основам актёрского мастерства.
Вокальное воспитание певца неразрывно связано с развитием его музыкальных данных и общего культурного уровня.
Стимулом для развития дыхания является дыхательная гимнастика, а так же вокальные упражнения, развивающие длительность выдоха, умение правильно делать вдох.
В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции и дикции. Стимулом для развития дикции являются специальные упражнения, например, скороговорки, чтение текста вслух, без спешки, тщательно выговаривая слова, а так же вокальные упражнения, развивающие звукообразующие органы: губы, язык, челюсти, гортань, зубы. У начинающих певцов артикуляционный аппарат часто работает слабо, он скован, зажат. Этот недостаток необходимо устранять.
Важную задачу в вокальном воспитании учащегося представляет формирование тембра, характера окраски звучания голоса.
В результате обучения учащийся должен получить элементарные представления не только о строении голосового аппарата, но и о том, что такое:
- правильная постановка при пении: выполнение обязательных требований, способствующих правильному звукообразованию;
- певческое дыхание: грудобрюшное дыхание, спокойно, без напряжения вдох, задержание вдоха перед началом пения (люфт - пауза), выработка равномерного выдоха;
- звукообразование, атака звука;
- правильное певческое формирование гласных в сочетании с согласными звуками, четкое произношение согласных звуков.
- слуховое осознание чистой интонации.
Ведётся работа над углублением музыкально - певческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса, внимания, музыкального мышления, памяти, эмоциональности, творческих способностей, интересов. А также продолжение формирования вокально - технических знаний, умений, навыков, особо важных для индивидуального развития певца. Обучение умению соблюдать в процессе исполнения певческую установку, правильное звукообразование (мягкая «атака»), сохранению устойчивого положения гортани, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно-активному, экономному выдоху.
Формирование у учащихся основных свойств певческого голоса: полётности, тембровой ровности, микстового, то есть смешного звучания, пения с вибрато. Забота о сохранении индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсированно. Обучение непринуждённому, естественному, льющемуся пению, гибкому владению голосом.
В зависимости от способностей учащегося начинается работа над подвижностью голоса в упражнениях, над выработкой всевозможных динамических оттенков, а также знакомство с форшлагами, группетто и т. п.
В процессе работы над музыкальным произведением с текстом следует стремиться к созданию художественного образа, используя эмоциональные возможности учащегося, его творческую мысль.
Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение. Развитие творческих способностей, на основе вариантности мелодии, стремление к самостоятельности в осмыслении трактовки произведения.
Педагог должен идти от слуховых представлений о правильном звучании певческого и внимательно следить за свободой и раскрепощённостью голосового аппарата учащегося. Не следует навязывать учащемуся свои ощущения при пении, так как они не всегда бывают пригодны для других исполнителей.
Каждое новое упражнение и его роль в музыкально-певческом развитии учащегося нуждается в образном раскрытии. Необходим и рассказ о специальных вокальных упражнениях для развития дыхания, гибкости голоса, ровности тембрового звучания. Как правило, у начинающих певцов не развито чувство опоры, дыхание ключичное.
В первую очередь необходимо добиваться от учащихся правильного диафрагматического дыхания. Полезны упражнения, которые дают возможность фиксировать работу мышц диафрагмы.
Необходимо следить за тем, чтобы дыхание было плавным, так как толчок дыхания вызывает зажатие голосовой щели, напряжение связок, которые перестают осуществлять правильное звукообразование. Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры - один из основных принципов развития ровности диапазона.
Вокальные упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной позиции. Глотка всегда должна быть свободна, рот и губы - свободны и активны.
Одна из главных задач обучения - соединение грудного и головного регистров, то есть, микст. Микст - это не понятие облегчённого формирования верхнего регистра, а принцип построения всего диапазона. Хорошо замикстованный средний регистр даёт возможность развивать диапазон, совершенствовать верхний регистр и преодолевать переходные ноты.
При наличии инструмента и определённых вокальных способностей учащиеся должны уметь самостоятельно работать над укреплением ряда технических приёмов.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
СОПРАНО
Алябьев А. «Сладко пел душа соловушко», «Я вижу образ твой»
Аракишвили Д. Песнь пастуха
Балакирев М. «Взошёл на небо месяц ясный», Баркарола
Булахов П. «Нет, не люблю я вас»
Вебер К. Песня Ундины из оп. «Оберон»
Варламов А. «Что мне жить и тужить», «Что ты рано, травушка»,
«Я люблю смотреть в ясну ноченьку»
Василенко В. «По сеничкам Дуняшенька гуляла»
Гендель Г. «Дай мне слезами»
Глазунов А. Романс Нины
Глинка М. «Я помню чудное мгновенье»
Гуно Ш. Баркарола
Даргомыжский А. «Юноша и дева», соло Наташи «Ах, прошло то время» из трио оп. «Русалка», «Летал соловушко»
Джорджани Т. «О милый мой»
Зейдлер Г. Вокализы (по выбору)
Кюи Ц. «Коснулась я цветка»
Лысенко Н. «Ой, не святи месяченько»
Мендельсон Ф. «На крыльях чудной песни»
Народная русская песня «Волга-реченька глубокая»
Овчинников В. «Стояли яблони в цвету»
Пахмутова А. Нежность
Римский-Корсаков Н. «Не ветер, вея с высоты», «О чём в тиши ночей»,
«Запад гаснет»
Рахманинов С. Островок
Шуберт Ф. «Куда»
Чайковский П. «Нам звёзды кроткие сияли»
МЕЦЦО-СОПРАНО
Брамс И. Данко
Балакирев М. «Обойми, поцелуй»
Верстовский А. Цыганская песня «Старый муж»
Гуно Ш. Ария Зибеля «Когда беспечно» из оп. «Фауст»
Гурилёв А. «Сердце - игрушка»
Глинка М. Песня Вани «Как мать убили» из оп. «Иван Сусанин», романс «Скажи, зачем явилась ты»
Дунаевский И. «Расцвела сирень», «Доброе утро»
Даргомыжский А. Ночной зефир, «Не скажу никому», «Я помню глубоко», «Я всё ещё его, безумная, люблю»
Зейдлер Г. Вокализы (по выбору)
Колмановский Э. Песня матери
Монтеверди К. Плач Ариадны
Мартини Ж. Восторг любви
Народная русская песня в обр. А. Гедике «Как по морю», «Уж ты, Сема Симеон»
Народная русская песня в обр. М. Коваля «Позарастали стёжки-дорожки»
Народная русская песня в обр.М. Балакирева «Уж ты поле моё»
Островский А. «Улыбнись, сынок»
Пономаренко Г. Ивушка
Римский - Корсаков Н. «То было раннею весной»,
третья песня Леля из оп. «Снегурочка»
Раков Н. «Ничто в полюшке не колышется»
Шуберт Ф. Жалоба девушки
Чайковский П. Ночь («Отчего я люблю»), Осень, «То было раннею
весной», «Песнь цыганки».
ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ КОНТРОЛЬНЫХ УРОКОВ
Русская народная песня «Ванечка, приходи!»
Дж. Россини, пер. М. Улицкого «Альпийская пастушка»
А. Таривердиев, Н. Добронравов «Маленький принц»
О.Фокина, В.Гаврилин «Черёмуха»
Г. Гендель «Дай мне слезами»
Русская народная песня «Что ты жадно глядишь на дорогу»
А. Харитонов, А. Бабаев «Звездный вечер»
Н.Рубцов, К.Пирожков «Ива»
Н. Клюев, В. Панченко «Вы не пойте вихри звонкие»
Народная русская песня в обр.М. Балакирева «Уж ты поле моё»
Л. Ошанин, А. Островский «Хороша ты, Вена»
О. Фокина, А. Морозов «В горнице»
Басни Крылова (по выбору)
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Милькович Ек. Систематизированный вокально-педагогический репертуар. Часть 1 для высоких и средних голосов. Муз. гиз. Москва 1962г.
2. П. Понтрягин, Е. Вознесенская. Песни, романсы. Хрестоматия для пения. Изд. «Музыка» М. 1973г.
3. С.Фуки, К. Фортунатова. Хрестоматия вокально-педагогического репертуара для сопрано. Часть 1. Изд. «Музыка» М. 1969г.
4. Ф. Мендельсон. Избранные песни для голоса с фортепиано. Тетрадь 2 изд. «Музыка» М. 1966г.
5. А.Даргомыжский. Избранные романсы для среднего и высокого голоса. Изд. «Музыка» 1987г.
6. М.И.Мусоргский. Романсы и песни. Муз. Изд. 1963г.
7. А.Гречанинов. Избранные романсы для голоса. Изд. «Музыка» 1981г.
8. М.Глинка. Избранные романсы для высокого голоса в сопровождении фортепиано. Изд. «Музыка» М. 1975г.
9. Дж. Верди. Избранные Арии из опер. Изд. «Музыка» М. 1968г.
Ю.А.Аренский. Избранные романсы для голоса в сопровождении фортепиано. Изд. «Музыка» М. 1986г.
11 .Л.Бетховен. Песни для голоса с фортепиано. Изд. «Музыка» М. 1967г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.
Москва. Изд. «Прометей» 1992 г.
2. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова В.И. Методика работы с детским вокально - хоровым коллективом. Учебное пособие. Москва «Академия» 1999 г.
3. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором.
Учебное пособие. Москва «Владос» 2002 г.
4. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. Москва 2002 г.
5. Вокально-хоровое обучение в современном музыкальном образовании. Сборник научно-методических трудов. Иркутск 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по вокалу
Рабочая программа по вокалу для детей на три года обучения...
Программа по вокалу на хоровом отделении
Программа по вокалу на хоровом отделении. 1-7 классы...
Программа по вокалу
Программа по дополнительному образованию....
Учебная программа предпрофильного курса «Библиотекарь: идеал и реальность»
Подавляющее большинство выпускников школы более или менее чётко намечают своё будущее. Но некоторое число их ко времени окончания школы так и не определяют свой жизненный путь. Бывает, что старш...
Учебная программа элективного курса «Риторика» (курс предпрофильной подготовки для учащихся 8 – го класса на 17 часов)
Настоящая программа элективного курса «Риторика» составлена для учащихся 8-ых классов. Риторика готовит подростков к будущей жизни – успешной работе в коллективе. Курс школьной риторики, относящийся к...
Рабочая учебная программа предпрофильного курса «Родное слово» для 9 классов
Программа направлена на развитие интереса учащихся к более глубокому изучению русского языка в профильной школе, представлена двумя модулями: "Секреты орфографии и пунктуации" (углубляет, расширяет и ...
Учебная программа по вокалу «Развитие творческих компетентностей средствами музыкального образования» «Учимся петь»
Программа предназначена для детей с 10 до 17 лет. Занятия по программе для учащихся, прежде всего, интеллектуальная работа, в результате которой учащиеся приобретают знания и практические навыки, разв...