Особенности обучения искусству хорового пения в общеобразовательной школе.
статья по музыке (5 класс) на тему
Для чего мы учим детей в общеобразовательной школе хоровому искусству? На первый взгляд ответ прост, научить их правильно и красиво петь. Существует множество мнений, взглядов, методик обучающих хоровому пению- но увы, нет такой методики которая оказалась бы совершенной. Из моего личного опыта , как руководителя хором в общеобразовательной школе пение это не только чисто выстроенное звучащее полотно, это живая эмоция, музыкальная мысль, вызывающая в слушателях ответные мысли и эмоции. Это прежде всего развитие личности ребенка в процессе хорового пения, познание законов человеческой морали. Участие детей в хоре позволяет осознать необычные по сравнению с другими , неординарные качества своей личности. Хоровой коллектив становится для подростка своеобразным социумом, в котором он моделирует свои отношения с людьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_3.docx | 17.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги, тема моего доклада: Особенности обучения искусству хорового пения в общеобразовательной школе.
Хоровой коллектив это своеобразный социум для подростка, в котором он моделирует свои отношения.
Попробую начать с постановки цели. Для чего мы учим детей в общеобразовательной школе хоровому искусству? На первый взгляд ответ прост, научить их правильно и красиво петь. Существует множество мнений, взглядов, методик обучающих хоровому пению- но увы, нет такой методики которая оказалась бы совершенной. Из моего личного опыта , как руководителя хором в общеобразовательной школе пение это не только чисто выстроенное звучащее полотно, это живая эмоция, музыкальная мысль, вызывающая в слушателях ответные мысли и эмоции. Это прежде всего развитие личности ребенка в процессе хорового пения, познание законов человеческой морали. Участие детей в хоре позволяет осознать необычные по сравнению с другими , неординарные качества своей личности. Хоровой коллектив становится для подростка своеобразным социумом, в котором он моделирует свои отношения с людьми.
1.Занятия с детьми любого уровня музыкальной подготовки.
Школьная хоровая студия -зто особенный коллектив по составу, по учебному плану и количеству учебных часов; по принципу работы она так же сильно отличается от профессионального детского хора. В школьный хор, принимаются все желающие и "гудошники" в том числе
Контингент такого коллектива, очень сложен по уровню развития.
1.Дети хорошо интонируют, но не обладают вокальными данными и наоборот
2.Есть дети,которые не могут воспроизвести ни одной фразы.
3.Много детей имеющих хороший слух и вокальные данные, не знают как правильно оформить звук.(легкий, полетный, округлый).
4.Слабо развито динамическое восприятие (тихое, громкое пение F P).
5.Отсутствие навыков певческого дыхания.
6.Слабое развитие артикуляционного аппарата, ограниченный диапазон.
В хор приходят дети, которые любят музыку, хотят научиться петь и педагог не имеет права лишить их такой возможности. Естественно при таком подходе страдает технология. Предстоит большая работа для всех участников хорового коллектива. Стремление шаг за шагом к чистому и стройному пению.
Проблема занятий хоровым искусством в условиях ограниченного времени.
Хоровая студия должна вписываться в стиль и формы работы школы, взаимодействовать со всем сложным механизмом ее функционирования. В хоровой студии, руководителем которой я являюсь занятия проводятся 2 раза в неделю. Участники хорового коллектива делятся на 3 возрастные группы:
1.младший хор: (7,8 лет).
2.средний хор:(9-11 лет).
3.старший хор:(12-15ле
Дети, которые занимаются в хоровой студии как правило задействованы в других кружках художественно-эстетического направления, возникает проблема ограниченного времени. Я как руководитель хора и учитель нашла выход во взаимодействии уроков музыки и внеклассной работы. Учитывая конечно специфические формы и методы певческой работы на уроке и в хоре. Обеспечивая тесную взаимосвязь комплекса классной и внеклассной работы, целесообразно формировать единое качество певческого звука, систему вокальных и хоровых навыков. Использовать единую систему методов обучения.
В каждом классе, есть дети которые занимаются в хоре, т.к. они обладают более глубокими знаниями хорового музицирования, они образуют "ядро", вокруг которого формируется классный хор. В нашей гимназии каждый класс- это хор.
Индивидуальное прослушивание участников хорового коллектива.
Индивидуальное прослушивание всех, без исключения, необходимо прежде всего для работы учителя музыки. Это помогает представить в целом уровень музыкального развития детей, отметить некоторые особенности поведения и характера каждого ребенка. Работа очень сложная, но на мой взгляд необходимая.
Начиная с прослушивания детей начальной школы, видна музыкальная подготовка каждого класса. Всегда заготовлены списки детей, где отмечаются результаты прослушивания, куда в последствии вносится информация о динамике музыкального развития ребенка.
1.Выделены "гудошники".
2.Способные дети.
Индивидуальное прослушивание детей, в дальнейшем помогает в расстановке хора.
1 ряд.(самые слабые)
2 ряд.(дети, требующие постоянного внимания педагога).
3ряд.(Дети, которые поют правильно, но допускают ошибки).
4ряд.(самые сильные).
Расстановка в хоре меняется с разрешения руководителя. Целесообразно в 4 ряд (сильные дети), ставит1-2 (слабых, показывающих музыкальный рост) как правило, это дает положительные результаты.
Правильность интонирования в самодеятельном хоре, развитие интонационного мышления.
В основе процесса интонирования лежит интонационно-певческий рефлекс.
Слух- главный регулятор голоса. Слух и звукоизвлечение- два взаимосвязанных компонента. Иными словами ,звукоизвлечение никогда не будет интонационно чистым ,если пение осуществляется без слухового контроля.
Фальшивое интонирование у детей возникает по разным причинам:
1.Слабо развитый музыкальный слух.
2.Ученик недостаточно хорошо слушал.
3.Вялое дыхание.
4.Не хватает техники исполнения.
5.Мутационный период.
6.Слабые навыки координации между слуховым восприятием и работой голосового аппарата.
Обучение правильному интонированию необходимо начинать с начальной школы. Очень важно , чтобы ребенок почувствовал слияние своего голоса с заданным на инструменте тоном. Поверил в свои возможности правильного интонирования.
Обучение начинается с 3-5 звуков(в примарной зоне звучания голосового аппарата (1-октава).
Диапазон и вверх и вниз расширяется постепенно.
Выработка пения кантилены(широкая, распевная мелодия).
Особое внимание уделяется выравниванию и округлению гласных звуков.
Борьба с открытым звуком.
Упражнения и распевки (на гл. "у" и "о", в сочетании с согл."ку" и "гу", В сочетании различных штрихов.
Пение попевок и песенок, в удобной тональности.
Дополнительная индивидуальная работа со слабо интонирующими детьми.
Пение про себя. Самоконтроль при пении.
Обучение детей навыкам пения a capella(р. н. п).
Правильная рассадка при пении(слабые дети сидят впереди и между сильными).
Все эти трудности преодолимы. если ребенок понимает, что он хочет выразить в пении, Если это интересно и значимо для него.
Проблема активного личностного участия детей в хоре.
Хоровому коллективу гимназии 399-2 года.
Наши занятия хоровым искусством начинались с малого состава участников. Было много накладок по времени с другими студиями художественно-эстетического направления. Значимую поддержку в продолжении занятий хором, оказала администрация гимназии в лице директора Бурцевой Н. М. и педагога-организатора Юрьевой Н. В., которые поддержали школьный хор.
За 2 года существования нашего хорового коллектива мы много и успешно выступали, награждались дипломами и грамотами:
1.Хор гимназии 399 получил диплом участника 11 фестиваля" Пасхальный благовест"(9 мая 2013г).
2.Хор гимназии 399, стал победителем конкурса художественной самодеятельности, посвященного 310 годовщине г. Санкт- Петербурга и 40-летию Красносельского района.
3.Хор гимназии 399 Награжден Дипломом 1 степени в конкурсе художественной самодеятельности посвященной 67-ой годовщине Победы в Великой отечественной войне.
4.Учавствовали в гимназическом конкурсе хоров
5.Хор гимназии 399 награжден дипломом за участие в районном конкурсе "Я люблю тебя Россия"
6.Хор гимназии 399 награжден дипломом 3 степени районного конкурса-фестиваля "Весенняя капель".
Голос-инструмент общедоступный, поэтому я считаю что певческая деятельность является в представленном опыте стержнем всей работы по музыкальному воспитанию в общеобразовательной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Особенности обучения учащихся ранне-эстетического отделения школы искусств"
Материал родительского собрания поможет родителям определиться с выбором дальнейшего обучения в школе искусств....
«Углубленное обучение волейболу на базе общеобразовательной школы 5 – 11 классы» /методическая разработка/
Методическая разработка позволяет решать задачи физического воспитания школьников на протяжении всех лет обучения в школе.Методика учитывает возрастные и физические возможност...
Некоторые особенности адаптации учащихся профильных классов общеобразовательной школы
Цель нашего исследования было выявление особенностей, закономерности, динамики процесса адаптации десятиклассников в условиях профильного и непрофильного обучения....
Хоровое пение в общеобразовательной школе как одно из направлений музыкальной педагогики оздоровления
Данная статья раскрывает проблему ухудшения здоровья обучающихся и приводит примеры использования здоровьесберегающих технологий на уроке. Автор показывает, что с помощью здоровьесберегающих технологи...
Доклад на педчтение: «Пути и средства трудового коррекционно-развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе»
План1. Предисловие. Цели и задачи трудового обучения в специальной (коррекционной) школе - интернат.2. Основная часть. Воспитание стойких интересов к пр...
Особенности введения ФГОС в основной общеобразовательной школе. Система оценивания.
Переход на стандарты второго поколения требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса: в организацию и в содержание учебной деятельности, в отбор учебного материала, а также изменяется...
Хоровое пение в общеобразовательной школе как одно из направлений музыкальной педагогики оздоровления.
В статье изложены причины, приводящие к ухудшению здоровья школьников. Автор показывает, что с помощью здоровьесберегающих технологий учитель музыки способен сохранять и укреплять здоровье обуча...