Особенности введения ФГОС в основной общеобразовательной школе. Система оценивания.
статья на тему

Переход на стандарты второго поколения требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса: в организацию и в содержание учебной деятельности, в отбор учебного материала, а также изменяется и система оценивания. Система оценивания выступает как самостоятельный элемент содержания; как средство повышения эффективности преподавания и учения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_otsenivaniya_po_fgos.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АЛЬМЕТЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА"

Выступление на семинаре:

«Особенности введения ФГОС в основной общеобразовательной школе»

по теме:

«Система оценивания в соответствии с ФГОС»

Выступление подготовили:

замдиректора по УР МАОУ «СОШ №16» Муковнина В. Г.,

замдиректора по УР МАОУ «СОШ №16» Нурутдинова А. Я.

Альметьевск, 2015

 (Слайд 1-2) Переход на стандарты второго поколения требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса: в организацию и в содержание учебной деятельности, в отбор учебного материала, а также изменяется и система оценивания.

(Слайд 3) Какие же изменения произошли в системе оценивания при переходе на новые стандарты обучения?

Прежде всего, поменялась ее роль и функции в образовательном процессе. Система оценивания выступает как самостоятельный элемент содержания; как средство повышения эффективности преподавания и учения.

Оценка делится на – внутреннею оценку и внешнюю оценку. Так и было раньше. Но если раньше внутреннею оценку ставили только учителя, то теперь оценочной деятельностью будут заниматься совместно ученик, родитель и учитель

 (Слайд 4) Раньше предлагалось три вида системы оценивания – стартовая диагностика (для определения уровня знаний, умений, для постановки учащимися целей, для коррекции), текущее оценивание (для наблюдения динамики роста учащихся), итоговое оценивание (для …)

Но, что же нового? Какие же появляются новые формы и методы оценки?

(Слайд 5) Давайте еще раз вспомним, что такое федеральный государственный общеобразовательный стандарт?

ФГОС – это новая система требований к результатам, структуре и условиям основной образовательной программы. А что мы оцениваем? Мы оцениваем результаты! А что понимается под образовательными результатами в ФГОС? Образовательный результат – это развитие личности на основе усвоения универсальных учебных действий (личностных, метапредметных) и предметных результатов.

Посмотрите, как раньше мы оценивали результат обучения. Учитель рассказывает, показывает, ученик запоминает, воспроизводит и получает отметку. При этом даже такие экзамены, как ОГЭ, ЕГЭ были настроены только на воспроизведение полученных знаний.

Теперь при переходе на ФГОС надо еще и оценить универсальные учебные действия (личностные и метапредметные) – поэтому и появляются  новые требования к системе оценки.

 Приоритетным в диагностике (контрольные работы) становятся теперь вместо репродуктивных заданий (воспроизведение информации) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, где обучающийся в ходе своего решения делает выводы, находит новые подходы к решению. Сейчас в ОГЭ, ЕГЭ  задания на воспроизведение информации меняются на задания, применения знаний.

       Оценивание знаний по предмету. Предметные результаты оцениваются в форме бальной отметки.  Результаты фиксируются в классном журнале.

В разное время в России применялись 3-, 5-, 8-, 10-, 12-балльные системы оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, которая и была в 1937 году официально установлена Министерством народного просвещения.

В течение XX века оценка «1» постепенно вышла из употребления, в результате 5-балльная система трансформировалась в современную 4-балльную. А если честно, то наша 5-ти бальная система оценивания перешла уже в 3-х бальную – два мы тоже практически не ставим.

(Слайд 6) Пятибалльная система в том виде, в котором она существует сегодня, противоречит требованиям к системе оценки, предъявляемым Стандартом:

  • отметка выставляется за урок, а не за достигнутый результат;
  • не оценивается динамика (за четверть выводится средний балл, который включает и первоначальный, и итоговый уровень освоения предметного содержания);
  • выставляет отметку учитель, отметка часто субъективна, в этих условиях не происходит формирования универсальных учебных действий.

        (Слайд 7) Что предлагается в новой системе оценивания. Предлагаются следующие уровни достижения планируемых результатов.

        (Слайд 8) Базовый уровень достижений – решение простой типовой  задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем.

Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует оценка «удовлетворительно» (или отметка «3»).

Рассмотрим  следующие два уровня, превышающие базовый: повышенный и высокий.

        Повышенный уровень достижений – это превышение базового уровня. Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме,  либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.

Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»),

       (Слайд 9)  Высокий уровень достижений -  планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»). Решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам - сверх школьных требований. Ученик умеет добывать знания, умеет преподносить материал.

Рассмотрим уровни ниже базового, два уровня – пониженный и низкий:

        Пониженный уровень достижений -  оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»). Недостижения базового уровня. Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что учащимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся; о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. Ученик пробует выполнять задания, но допускает ошибки.

        (Слайд 10) Низкий уровень достижений -  оценка «плохо» (отметка «1»)

Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных отрывочных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Нет мотивации к обучению. Ученик выполняет задания, но неправильно.

       (Слайд11) Совершенно новым для школы является оценка личностных результатов. Оценка личностных  результатов -  осуществляется только в ходе внешних мониторинговых процедур или по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации Учреждения) при согласии родителей (законных представителей). Личностные результаты: любые творческие работы ученика, фото, видео его самых разных выступлений, поделок и т.п.;

Все личностные результаты отражаются в портфолио.

       Жестких требований к портфолио (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти  творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.

        (Слайд 12) Девиз работы с портфолио: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован». Портфолио не должно превращаться в «портфолио грамот».

(Слайд13) Примерная структура портфолио

       (Слайд15) Оценка метапредметных результатов – это оценка регулятивных учебных действий, познавательных учебных действий, коммуникативных учебных действий. Оценка метапредметных результатов предусматривает выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся.

      Результаты оценивания рекомендуется фиксировать в рабочем журнале учителя по оценке УУД и журнале оценивания УУД.

Для оценки регулятивных, познавательных, коммуникативных умений в рабочем журнале учителя и журнале оценивания УУД устанавливаются следующие уровни:

Уровень достижений

Условные сокращения

Высокий

Повышенный

Базовый

Пониженный

Низкий

В

Пв

Б

Пн

Н

Итоговая оценка теперь будет приниматься не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных) накопленных в портфеле достижений ученика за  годы обучения в  школе, на каждой ступени обучения.

Оценка универсальных учебных действий по итогам стартовой диагностики, по итогам комплексной контрольной работы фиксируется в специальном журнале оценивания УУД классным руководителем, по итогам четвертей и учебного года - каждым учителем-предметником на отведенной ему странице.

Проводится анализ таблицы по вертикали по классу в целом, по горизонтали (результаты каждого ученика), делается вывод о динамике развития – улучшении или ухудшении результатов класса или отдельных учеников.

          (Слайд 16) Семь правил технологии: оцениваем

           Что оцениваем? Предметные, метапредметные и личностные результаты

Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика)

Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)

Пример: Ученикам ОБЪЯВЛЯЕТСЯ: общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи от начала до конца.

Кто оценивает? «На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценки), что она завышена или занижена.

Сколько ставить отметок? «За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка»

ПРИМЕР 1: На уроке ученик дважды предъявлял решение двух разных задач – за урок он получает две разные отметки (они могут быть выставлены в журнал на один день, на два дня в рамках общей темы)

ПРИМЕР 2: В проверочной работе – 5 заданий. Значит в контрольной работе ученик видит 5 отметок, которые если необходимо (выставить в журнал одну отметку) усредняются по правилу среднего арифметического. Должно быть видно и понятно ученику.

Где накапливать оценки и отметки? В таблицах результатов образования (предметных, метапредметных и личностных)  (+ в портфеле достижений)! 

Когда ставить отметки? За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку

Как определить отметку? По уровню успешности

Как определить итоговые отметки и оценки? Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифм.баллов),

Итоговая оценка за образовательную ступень – на основе всех результатов:

  • накопленных учеником в портфеле достижений
  • итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов
  • на основе защиты индивидуального итогового проекта (метапредметного или предметного)

(Слайд 17) Правила оценочной безопасности

  • Не скупиться на похвалу
  • Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение
  • «На ложку дегтя – бочка меда»
  • Ставить перед ребенком только конкретные цели
  • «За двумя зайцами…»
  • Формула «опять ты НЕ…» - верный путь выращивания НЕУДАЧНИКА
  • Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки

(Слайд 18) Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании МО Об особенностях введения ФГОС основного общего образования

Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно­-образоват...

Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом. Устная часть.Английский язык Учитель иностранного языка МБОУ "Основная общеобразовательная школа № 12 о.Муром"

ОГЭ по английскому языку в 2016 году. Изменения. Содержание устной части ОГЭ по английскому языку. Обобщенный план демонстрационного варианта экзаменационной работы по английскому языку. Образцы Задан...

Основные требования к системе оценивания в рамках ФГОС ООО

Во ФГОСах ООО прописаны новая цель, содержание, технологии, новые средства обучения и, конечно же, новые требования к системе оценивания. Почему появилась необходимость ввести...

Новые формы оценивания в условиях введения ФГОС в основной школе

Статья, где рассказывается , что с ведением Федерального государственного стандарта основного общего образования требуется переосмысления педагогической деятельности вообще и  оценочной практики ...

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ГЛЯДЕНСКОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ФИЛИАЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ХОЛМОГОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Цель системы наставничества педагогических работников в образовательной организации – реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательной организации, способс...