Методическая разработка по слушанию музыки: Николо Паганини «Каприс № 24»
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам свою разработку по слушанию музыки : "Каприс №24" Николо Паганини по Программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской "Музыка" 5 класс, 3 триместр. Тема урока: "Портрет в музыке и изобразительном искусстве". Материал проработан на уроках, ученики очень хорошо откликаются на предложенные варианты работы. Работают с воодушивлением и ни раз просят ещё раз прослушать это произведение. Желаю Всем УДАЧИ в нашей нелёгкой профессии!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Слушание музыки "Каприс № 24" Николо Паганини | 392.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образование учреждение
средняя общеобразовательная школа № 327 Невского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка по слушанию музыки:
Николо Паганини «Каприс № 24»
Метелевой Татьяны Юрьевны
Учителя музыки
Санкт- Петербург
2014 год
Программа по предмету «Музыка» Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской
5 класс, 3 триместр
Тема урока: «Портрет в музыке и изобразительном искусстве»
Слушание музыки: Николо Паганини «Каприс № 24»
«Ничьей славе не сравниться с его славой, не сравниться и чьему-нибудь имени с его именем… Никогда ничьим следам не совпасть с его гигантскими следами… И я решительно утверждаю: второго Паганини не будет. Такое сочетание колоссального таланта и особых обстоятельств жизни, которые вознесли его на самую вершину славы,- это единственный случай в истории искусства… Он был велик…»
Ференц Лист
Учитель:
-Вы услышали цитату великого венгерского композитора 19 века Ференца Листа о композиторе, чьё имя мы сегодня не раз будем называть. Когда кто-то из вас догадается о ком пойдёт речь – появиться портрет, и мы его увидим!
-А сейчас мы с вами послушаем фрагмент музыкального произведения, который исполнит струнно-смычковый инструмент. Какие струнные инструменты вы знаете?
Обучающиеся:
-Скрипка, альт, виолончель, контрабас.
(в презентации появляются фотографии инструментов и их названия)
Учитель:
-Молодцы! Постараемся понять, чей тембр инструмента сейчас будет звучать.
Звучит «Кампанелла» Николо Паганини (можно дать видео).
-Ребята, кто сможет дать правильный ответ?
Обучающиеся:
-Звучала СКРИПКА!
Учитель:
-Сможете ли назвать фамилии композиторов, которые сочиняли произведения для скрипки?
Обучающиеся:
-Арканджелло Корелли, Джузеппе Тартини, Генрик Венявский, Леопольд Ауэр, Николо Паганини.
Учитель:
- Я услышала фамилию Паганини. Кому известно это имя? Какие интересные факты из жизни и творчества вам известны?
Обучающиеся:
(слушаем ответы)
Учитель:
-Личность Паганини, его биография - необыкновенны. В течении десятилетий многие умы бились над разгадкой этого феномена. Даже в ряду выдающихся музыкантов, какими богат 19 век, артист занимает совершенно исключительное место.
-Таинственность в образ знаменитого скрипача добавляла его внешность, описание которой оставили его современники Гёте и Бальзак: «мертвенно-бледное, как будто вылепленное из воска лицо, глубоко запавшие глаза, худоба, угловатые движения и самое главное – тонкие сверхгибкие пальцы какой – то невероятной длинны, как будто вдвое длиннее, чем у обычных людей»
Учитель:
-«Секрет» Паганини заключался в увлечённости игрой на любимом музыкальном инструменте – скрипке. Вот, что говорил сам Паганини: « Изучай природу своего инструмента. Начни с мысли о том, что ты знаешь его не до конца. Свойства скрипки гораздо богаче, нежели об этом думали, думают, и будут думать все наши предшественники и последователи. И всегда помни – твой бог говорит с тобой языком твоего инструмента».
-История, которая была в книге Виноградова «Николо Паганини» действительна. Паганини выступал на концерте, когда одна за другой у него начали рваться струны. Это сделали злые соперники в надежде на то, что концерт провалится и Паганини опозорится перед публикой. Но Николо Паганини доиграл произведение до конца на одной струне.
Талант гения необычайно ярок. Существуют произведения, написанные Паганини, которые невозможно сыграть музыкантам-скрипачам, по причине необычайной сложности исполнения.
-Сегодня, хочу предложить вам прослушать скрипичное произведение Паганини, которое носит название «Каприс».
-Как вы думаете, почему такое название «КАП-РИС»?
Обучающиеся:
-От слова каприз, капризничать.
Учитель:
-Правильно! Вы, капризничаете, иногда?
Обучающиеся:
- Конечно!
Учитель:
Вы готовитесь к своему капризу заранее?
Обучающиеся:
- Чаще, нет!
Учитель:
-Можете ли сдержать свои эмоции при капризе?
Обучающиеся:
- Во время каприза эмоции контролировать ОЧЕНЬ тяжело!
Учитель:
- Так и в музыке – всплеск эмоций, творческий полёт, яркие краски, свобода и задумчивая меланхоличность – всё это сочетается в жанре «Каприс». Жанр был известен в 17 веке, но популярным стал в 19 веке.
- Сейчас внимательно слушаем «Каприс № 24» Николо Паганини и после прослушивания, постарайтесь ответить на вопросы:
1. Что вы услышали в музыке?
2.В этом произведении один образ или много?
Слушание: «Каприс № 24» Николо Паганини
Обучающиеся:
- Мы услышали музыку виртуозную, яркую, изысканную. В ней много разных интересных эмоциональных состояний.
Учитель:
-Очень хорошо, молодцы! Если есть эмоции, значит, должен быть и главный герой этого музыкального рассказа?
Обучающиеся:
- Да, конечно!
Учитель:
- Какими чертами характера вы бы его наделили? Нарисуйте его в воображении.
Обучающиеся:
- Смелый, решительный, спорящий, порывистый, задумчивый, неспокойный, яркий, гордый.
Учитель:
- Очень хорошо! Посмотрите, подходит ли этот портрет по характеру к нашему герою?
Обучающиеся:
- Да, очень подходит!
Учитель:
- Это сочинение написано в форме вариаций. Вместе с главной темой их двенадцать (12). Я предлагаю карточки со словами, которые помогут вам точнее обозначить каждую эмоцию в вариациях. Пожалуйста, прочтём вместе каждое слово, и если вам что-то покажется не понятным, мы разберём вместе.
Работа с трудными словами.
Учитель:
- Ребята, сейчас, мы ещё раз прослушаем произведение, и вы для каждой вариации выбираете карточку с обозначением эмоции и вписываете в тетрадь.
-Можно придумать СВОЁ СЛОВО, которое, как вам кажется БОЛЬШЕ подходит характеру прослушиваемого фрагмента.
Второе прослушивание (работа в тетрадях)
Учитель:
- Все справились? Очень интересно, что же у вас получилось? Предлагаю, прослушать каждую вариацию, «через паузу», то есть: слушаем- обозначаем слово по очереди – думаем - слушаем следующую вариацию.
Учитель:
-Вам интересно, что получилось у меня? Я тоже составляла таблицу вместе с вами.
Тема и № вариации | Эмоция героя |
1. Тема | Решительно, вдохновенно |
2. | Изящно, стремительно |
3. | Назойливо, капризно |
4. | Печально, тоскливо, слезливо |
5. | Непрестанно торопясь, поспешно |
6. | Разговор двух знакомых |
7. | Догоняя |
8. | Настойчиво, добиваясь своего! |
9. | Бег вперёд, опаздывая |
10. | Воспоминание далёкого, давно ушедшего |
11. | Торжественно |
12. | Неуёмность гения |
Третье прослушивание
(без комментариев, внимательное, сосредоточенное)
Учитель:
-Молодцы! Слушали ОЧЕНЬ внимательно! Работали все активно с большой душевной отдачей! Надеюсь, что это произведение вам понравилось и ещё не раз у вас возникнет желание, вернутся к прослушиванию замечательного произведения Николо Паганини
«Каприс №24»
Пожелание для будущей работы дома:
- Составить генеалогическое древо родственных инструментов скрипки.
- Прочитать книгу «Николо Паганини» Анатолия Виноградова
(срок 3 месяца, обсуждение и работа на уроке по книге обязательна)
- Посмотреть художественный фильм «Николо Паганини» на ближайших каникулах
Материал по фильму будет включён на уроке по творчеству Н. Паганини.
4. Слушать понравившиеся произведения Николо Паганини, используя Интернет-ресурс youtube.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по алгориттму слушания музыки
Методическая разработка по алгориттму слушания музыки.В данной работе представлена методическая разработка по слушанию "Вальса-фантазии" М.И. Глинки...
Методическая разработка по курсу «Развитие речи». Название разработки: «Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности»
Методическая разработка по курсу «Развитие речи». Название разработки: «Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности». Содержание данного материала представялет интерес для учителей русского яз...
Учебно-методическое пособие по слушанию музыки
Учебно-методическое пособие по слушанию музыкиМногие современные концепции гуманизации образования признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценносте...
Методическая разработка Тема: «Развитие эмпатии учащихся младших классов ДШИ через предмет «Слушание музыки».
Методическая разработка посвящена проблеме музыкального развития ребенка. Одним из основных ценностных ориентиров свременного музыкального образования является проблема развития личности ребенка, в ча...
Методическая разработка "Развитие интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков"
В данной разработке представлен материал по изучению современного педагогического опыта в развитии интереса к музыкальным занятиям младших школьников в процессе слушания произведений композиторов-рома...
Учебно-методическое пособие по слушанию музыки
Воспитание музыкального восприятия-умения слушать и эмоционально воспринимать музыку, вовлечение учащихся в обсуждение и сравнение, воспитание креативности мышления. Формирование слушательской культур...