Развитие творческих способностей обучающихся на уроке музыки
статья по музыке на тему

Усачева Винера Ралифовна

Данная статьясодержит описание приемов, заданий и упражнений, направленных на развитие детского творчества в процессе музыкального образования школьников. Предлагаемые виды работы с учащимися помогут сделать музыкальные занятияболее интересными и современными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey.docx25.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки

(из опыта работы)

«Музыкальное творчество детей

 – самый действенный способ их развития».

Б.В. Асафьев.

Каждый год в первый класс школы приходят совершенно иные дети, иное поколение. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как вдохновить ребёнка, зажечь в нём желание самому творить свой внутренний мир? Это трудно. Прежде всего, надо научить его самому простому – находить радость в каждом мгновении прожитой жизни, видеть вокруг себя прекрасное: пение птиц, шелест опавшей листвы под ногами… Известно, что переживание чувства наслаждения прекрасным – это первое побуждение к творчеству.

Я, как учитель музыки, постоянно ищу пути развития творческих способностей Человека уже в самом начале его пути, в детстве. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию.

Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. По своей удивительной способности вызвать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитании человека. Проблемой развития творческих способностей занимался Д.Б. Кабалевский, первый создатель программы «Музыка»  для общеобразовательной школы.

Конечно, на уроках музыки детское творчество не искусство, в большей степени оно представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику, обучающиеся сами открывают  что-то новое, ранее им неизвестное в огромном мире музыки. На уроке детям необходимо творить,  переживать и учиться понимать музыку. Китайская народная мудрость гласит: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю». Когда ребенок понимает, он творит. А для этого ему нужно научиться придумывать что-то, импровизировать и изменять заданное.  

Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость, применяю приемы артпедагогики (вовлечение учащихся в различные виды деятельности: рисование, лепку, слушание музыки, танец, движение и речь). Ребенок творит, создает что-то свое, уникальное, учится выражать себя. Я заметила, что ученики, испытавшие радость такого творчества, становятся другими.

Например: творческий прием «Перевод образа из одного художественного ряда в другой». Музыкальное произведение «перевести» на язык красок или движений, причем высоким уровнем творческой развитости будут отмечены работы, в которых образ передан наиболее точно и вместе с тем оригинально.

Предлагаю несколько творческих заданий, основанных на данном приеме.

«Рисуем музыку»

Такие задания с помощью изобразительного искусства стимулируют музыкальное воображение, эмоциональное, тембровое и ладово-слуховое восприятие.

Учащимся  во время прослушивания музыкального произведения предлагается сосредоточиться и попробовать увидеть музыку. Чтобы детей ничего не отвлекало, чтобы степень их самовыражения была максимальной, я не сообщаю им названия пьесы. Дети в процессе восприятия видят различные картины. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их «дремлющие» способности.

На уроке музыки ученик может «быть» композитором и музыкантом, актером, и хореографом, художником и исследователем! Заметив на уроке новую «звездочку», чтобы поддержать успех ребенка, я стараюсь отметить его перед классом. На уроке  вручаю ученику диплом в определенной номинации («Знаток Музыки», «Лучший Музыкант, Танцор, Певец, Драматург, Импровизатор, Художник»). Застенчивый, неуверенный в себе ребенок может, участвуя в таком музыкальном действе, почувствовать себя в центре жизни, а более творческий  проявит свое воображение и фантазию в деле. Только в настоящем творческом коллективе дети учатся  терпению, выдержке, взаимопониманию и уважению друг к другу, у них развивается умение и желание сделать что-то индивидуально, даже оригинально. 

В старших классах подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.

Творческий прием «Логическая цепочка». Этот опыт был проделан украинскими учеными Э. Головановым и В. Старицей, которым удалось показать, что между любыми двумя понятиями (слов) можно установить ассоциативный переход в 4-5 этапов.

Например: 8 класс. I четверть  вводный урок тема «Что значит современность».

Задание: Составьте несколько «логических  цепочек» через три – четыре промежуточные ассоциации, чтобы перейти от слова «современность» к слову «музыка».

Примеры обучающихся: 

Современность – жизнь, жизнь – красота, красота-музыка.

Современность – эпоха, эпоха – человек, человек – душа, душа - музыка.

Это задание можно выполнить как устно, так  и письменно. Дети учатся рассуждать, спорить, выстраивать логические цепочки, делать выводы.

Один из показателей оригинального мышления в процессе творческого задания является  следующий творческий прием «Перевод музыки на язык другого вида искусства».

Пример:

8 класс

Тема: Современность выразительных средств музыки.

Цель: развитие творческих способностей в процессе музыкально-сочинительской деятельности.

Фрагмент урока.

Учитель: Представим ситуацию: каждый из вас композитор, вы посетили выставку картин художника  И. Левитана, и вас поразила картина «Осенний день» (творческий прием «Перевод музыки на язык другого вида искусства».)

Учитель: Постарайтесь для себя действительно открыть в этой картине глубину чувств, проникнуться образом одиноко идущей женщины.

Какие чувства передает картина? (Чувства одиночества, печали, тоски, пустоты в душе…)

Почему? (Женщина в черном, идет одна (личная трагедия) и очень долго, потому что художник пишет длинную дорогу аллеи, уходящую вдаль, небо – серое; деревья – природа замирает в ожидании зимы – все это созвучно настроению женщины.)

Задание. Постарайтесь услышать музыку в этой картине. Расскажите какую музыку вы услышали, охарактеризуйте музыку  картины.

Ученик: Средства выразительности: форма музыкального произведения – одна музыкальная часть (один момент, одно настроение);

музыкальный инструмент – фортепиано (верхний голос – скрипка, средний голос – фортепиано, нижний голос – виолончель).

Музыкальный образ – одиночество.

Учитель: Тема одиночества, тоски и печали присутствовали и присутствуют в жизни многих людей. Эту тему развивали многие композиторы.

Предлагаю прослушать музыкальное произведение. Звучит ноктюрн Ф. Шопена.

Проявить себя в творческой работе можно  не только на уроке, но и дома. Дети очень любят выражать свои впечатления от музыки в рисунках, стихах, рассказах. Вспомните слова Б.Окуджавы:

Каждый пишет, как он слышит,

Каждый слышит, как он дышит,

Как он дышит, так и пишет,

Не стараясь угодить…

Уроки  музыки бывает раз в неделю. Но чтобы знания и впечатления, полученные на уроке, дали ростки, нужно подумать о внеурочной деятельности.  Внеурочная деятельность, она в большей степени, чем учебная, дает опыт творчества, позволяет учащимся пробовать свои силы в разных областях.

Восьмой год в нашей школе проходит традиционный фестиваль юных музыкантов «Музыкальный подснежник».  Этот фестиваль стал уже привычным событием весенней жизни школы, важным составляющим звеном музыкальной партитуры времени; живая атмосфера его действа несет с собой свет, мысль, добро. Девиз этого музыкального праздника  гласит «Весна и творчество без границ».

Из года в год количество участников возрастает. Одни приходят, чтобы вынести на суд зрителей результаты своего творчества, другие идут поддержать товарища, есть и те, кто приходит просто посмотреть и послушать, приобщиться к прекрасному. Ученики регулярно и результативно участвуют в разнообразных районных мероприятиях.

В заключение хочется вспомнить слова Б. Асафьева что, «ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки.

Представлена система деятельности учителя музыки на примере программы развивающего обучения обучающихся 1-7 классов  общеобразовательной школы....

Творческий доклад "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ"

Без творчества немыслимо познание человеком своих сил,  способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива.Василий Алексан...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии с выходом на творческий проект.

Выступление на муниципальном МО учителей технологии, ИЗО, музыки....

Представление собственного инновационного педагогического опыта: "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки."

Представление собственного инновационного педагогического опыта: "Развитие творческих способностей на уроках музыки"...

« Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки в рамках реализации ФГОС»

Главной задачей музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, н...

Презентация: « Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки в рамках реализации ФГОС»

Главной задачей музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, н...

Мастер класс на тему: «Музыка -Творец!!!» «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»

Урок музыки – источник творческого взаимодействия учителя и обучающегосяМузыка – это первое явление окружающего мира, которое эмоционально воспринимается маленьким человеком, и чтобы позна...