Методическая разработка "Музыкальное путешествие в 19 век. ... и божество , и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь ..."
методическая разработка по музыке
Автор методической разработки стремится сделать близким и понятным образное содержание русской музыки 19-го века. В доступной и занимательной форме автор раскрывает исторические события, характерные черты художественной культуры, особенности моды, интересные биграфические факты из жизни русских композиторов 19-го века.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
Дополнительного образования детей «Детская школа искусств г.Лобня»
«Музыкальное путешествие в 19 век.
«… и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и
любовь…»
Методическая разработка.
Концерт-лекция.
Автор: преподаватель I категории
Золотова Л.К.
Лобня – 2012 г.
Приглашение
22 мая в 17. 00
Концертный зал ЛДШИ Ленина 15 А
Концерт Концерт – лекция
«Музыкальное путешествие в 19 век.
« …И божество, и вдохновенье, и жизнь , и слёзы и любовь…»
Пояснительная записка.
….уважение к минувшему - вот черта,
отличающая образованность от дикости….
А.С.Пушкин
Цель данного мероприятия - воспитать интерес и любовь к русской музыке 19 века.
Задачи:
- максимально доступно раскрыть образное содержание музыкальных произведений 19 века
- развить художественное воображение, фантазию, образное и ассоциативное мышления учащихся
- воспитать в учащихся умения держаться на эстраде.
Данная методическая разработка может рассматриваться как этап в работе над методической темой «Воспитание образного и эмоционального мышления на основе личностно-ориентированного подхода к учащимся».
Главной задачей исполнителя – музыканта является глубокое постижение и точная передача художественного образа сочинения.
Часто бывает, ученик, исполняя музыку композитора, совершенно не представляет эпохи, в которой написано это произведение, не знает образ жизни композитора, его круг мыслей, взглядов на жизнь, творчество.
В таком случае не может быть и речи об осмысленности художественного содержания произведения, тем более его яркой и достоверной интерпретации.
.. Между тем, сочинения русских композиторов 19 века составляют немалую часть школьного репертуара.
Центральная задача настоящего мероприятия – исправить это упущение, максимально приблизить современных детей к художественной культуре, мышлению и быту человека 19 века, тем самым сделать близким и понятным образное содержание русской музыки 19 века и дать возможность учащимся исполнять музыку осмысленно, с большим интересом и любовью.
Эта непростая задача потребовала проведения мероприятия в форме концерта – лекции с доступным и занимательным по содержанию словесным пояснением к каждому номеру. Содержание словесного комментария составили:
- исторические события России соответствующей эпохи (Отечественная война 1812 г., отмена крепостного права в 1861 г.);
-характерные черты русской художественной культуры 19 века: архитектуры (стиль «ампир» и «псевдорусский» стиль), живописи, декоративного убранства дворцов, науки, литературы;
- особенности женской и мужской моды того времени;
- такие явления русской жизни 19 века как «музыкальный салон», «романс», «русская тройка», «ямщицкий колокольчик», «табакерка», «бальный этикет» и др.;
- интересные биографические факты из жизни русских композиторов, в том числе любовная сторона их жизни (М.И.Глинка – Е.Е.Керн; А.С.Грибоедов – Н.А. Чавчавадзе).
С целью повышения эффективности восприятия художественного образа была использована компьютерная программа POWER POINT 2010. Особенно ценно сопровождение соответствующими слайдами непрограммной музыки, что способствует более полному раскрытию её образного содержания.
Благодаря программе POWER POINT 2010 на сцене слились воедино музыка, архитектура, скульптура, живопись, декоративное убранство и мода 19 века. Что наряду с соответствующими костюмами участников, декорациями и словесными пояснениями создало своеобразную атмосферу «погружения» в 19 век. Это позволило выполнить немаловажную задачу мероприятия - расширить круг образов музыки 19 века , раздвинуть рамки ассоциативного образного мышления, разбудить фантазию и художественное мышление участников и зрителей концерта.Для создания нарядной обстановки музыкального салона 19 века были использованы соответствующие театральные декорации, старинные подсвечники, статуэтки, цветочные вазоны.
Концерт – лекция состоит из двух крупных разделов: первый посвящён музыкальному творчеству России 1-ой половины 19 века, а второй –музыкальному творчеству 2-ой половины 19 века. Концерт обрамлён кратким вступлением и заключением.
Концерт – лекция рассчитан на школьников среднего и старшего возраста.
Сценарный план.
Вступление.
I – я половина XIX века.
1. Русская художественная культура и наука первой половины 19 века.
2. Михайловский дворец.
3.Музыкальный салон Елены Павловны. Романс.
4.М.И.Глинка. Детство.
5. М. И. Глинка и Е. Е. Керн
6. М. И. Глинка. Оперы.
7.Балы
8.Мода первой половины 19 века.
9. А. С. Даргомыжский. Табакерка.
10. А. С. Грибоедов и Н. А. Чавчавадзе.
II –я половина XIX века.
11.Русская художественная культура и наука второй половины 19 века.
12. Мода второй половины 19 века.
13. П. И. Чайковский
14.В. С. Калинников
15. С. В. Рахманинов
Заключение.
Программа концерта.
1 отделение.
- А. Л. Гурилёв. Вариации на тему терцета из оперы « Иван Сусанин»
Исп. Кривецкая А. (преп. Моллекер И. Ю.)6 м
- М. И. Глинка. Вариации на тему р. н. п. « Среди долины ровныя»Исп. Назарова Е. (преп. Павлова Н. Г.) 3 м
- П. П. Булахов. Тройка. Исп. Касплер Е. и Пономарёва А. 3м
- А. Л. Гурилёв. Однозвучно гремит колокольчик. Исп. Ерохова М.(пр. Бойцова Г. И.) 1м
- А. Л. Гурилёв. Сарафанчик. Исп. Ерохова М.(пр. Бойцова Г. И.) 1м
- М. И. Глинка. Чувство. Исп. Флегентова М. (пр. Золотова Л. К. )1м
- М. И. Глинка. « Я помню чудное мгновенье.»Исп. Касплер Е. и Пономарёва А. 3м
- М. И. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила.» 3,5 м
Исп. Яковлева М. и Илларионова М. (преп. Матросова Е. Н.)
- М. И. Глинка. Краковяк из оперы «Иван Сусанин». Исп. Золотова Л. К. и Громцева А.1м
- А. Гречанинов. Мазурка. Исп. Золотов М. (преп. Чернышёва И. И) 1м
- М. И. Глинка. Мазурка до минор. Исп. Панфилов Г. (пр. Моллекер И. Ю.) 3м
- А. Л. Гурилёв. Полька – мазурка. Исп. Мясникова А. (пр. Золотова Л. К. )3м
- К. Ю.Давыдов. Романс. Исп. Гурова Е. и Трофимова К. 4м
- А. С. Даргомыжский. Табакерочный вальс. Исп. Флегентова М. (преп. Золотова Л. К.)1м
- А. С. Грибоедов. Вальс ми минор. Исп. Громцева А. (Пр. Золотова Л. К. )1м
2 отделение.
- П. И. Чайковский. Святки. Исп. Панфилов Г. (преп. Моллекер И. Ю.)6м
- П. И. Чайковский. Подснежник. Исп. Ромахина М. (преп. Павлова Н. Г.)3м
- П. И. Чайковский. Старинная французская песенка. Исп. Золотов В.(Преп. Чернышёва И. И.)1м
- П. И. Чайковский. Песня жаворонка.Исп. Золотов В.(пр.ЧернышёваИ.И.)2 м
- .В. С. Калинников. Элегия. Исп. Романчук М. (преп. Мартынова Е. Г.)6 м
20.С. В. Рахманинов. Прелюдия до диез минор. Исп. Панфилов Г. (пр.Моллекер И. Ю.) 5м
21. С. В. Рахманинов. Итальянская полька. Исп. Мясникова А. (преп. Золотова Л. К. ) 3м
Текст читает Золотова Л. К.
Стихи читает учащаяся 5 класса театрального отделения Рудакова М.
Сценарий
Концерт – лекция.
Музыкальное путешествие в 19 век.
«… и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и
любовь…»
<Слайд 1.
Вступление.
Дорогие друзья!
Великий русский поэт А. С. Пушкин завещал потомкам: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно... Уважение к минувшему вот черта, отличающая образованность от дикости...». Обращаться к прошлому человечества сквозь призму музыкального искусства стало для нас доброй традицией.
Прошёл ровно год с тех пор как мы прогуливались по дворцовым залам Версаля, наслаждались архитектурой барокко и рококо, слушали органную и клавесинную музыку 18 века.
И сегодня мы снова отправляемся в удивительное прошлое. Нас ждёт музыкальное путешествие по волнам русской музыки 19 века.
19 век – удивительный век! Его называют « золотым» веком России. Это столетие, как никакое другое, подарило нашей истории целую плеяду образованных талантливых людей, проявивших своё незаурядное дарование в разных областях искусства и науки.
В 19 веке жили люди, поражающие нас настоящим благородством, высокой ответственностью, поразительной честностью, широчайшей палитрой чувств.
Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил : «Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг.»
Я бы добавила к этим словам: «запечатлевает в кристаллах музыки». Сегодня мы прикоснёмся к этим потрясающим «кристаллам музыки» , в которых есть всё, о чём писал А. С. Пушкин : «..и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…».
1. Русская художественная культура и наука первой половины 19 века.
<Слайд 2.
Начало века…1812 год. Лето. Граница России. Мосты через реку Неман. Колонна за колонной, полк за полком идут солдаты. Слышна непонятная речь. Это идёт полумиллионная армия французского императора Наполеона, чтобы завоевать нашу Родину. На борьбу с захватчиками поднялась вся Россия. Мужество, самопожертвование, сила духа и бесконечная любовь к своему Отечеству подвигли к небывалому героизму и простых солдат, и знаменитых генералов.
<Слайд 3. <Титры« Сей день пребудет вечным памятником мужества
И отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно»
Фельдмаршал М. И. Кутузов,
главнокомандующий русской армией
Ровно 200 лет назад в России произошло событие, повлиявшее на дальнейший ход развития всей художественной и научной жизни нашей страны. Победа в Отечественной войне разбудила в русском народе небывалое чувство гордости за свою Отчизну, вызвала сильные патриотические чувства. Победа воодушевила русское общество настолько, что оно ощутило острую потребность в самовыражении. Стремительный подъём народных творческих сил вылился в расцвет литературы, науки, музыкального, изобразительного, архитектурного искусства.
<Слайд 4.(Русский музей)
Первая половина XIXвека ознаменовалась блестящим развитием архитектуры.
На волне патриотических чувств и любви к отечеству в России сформировался новый художественный стиль –«ампир».
Стиль ампир ( от фр. – «империя» ) должен был утверждать идею императорского величия, прославлять государственное могущество и воинскую силу. Стиль «ампир» был призван воспитывать в человеке любовь и верность Родине, готовность к самопожертвованию, чувство долга. С этого времени военная служба, верность государю непременно входят в кодекс чести дворянина.
Образцом совершенства стиля «ампир» воспринималась архитектура Древнего Египта, Рима и Греции, античные статуи людей, животных, многочисленные колонны, портики, фронтоны.
В это время были сооружены триумфальные арки, конные скульптурные группы, колоннады, широко использовалась военная эмблематика – изображения доспехов, оружия, шлемов и щитов, мечей, лавровых и дубовых венков.
Как правило, парадный вход здания располагался в его центре и оформлялся в виде портика - выступающей вперёд части здания с колоннами и фронтоном в виде треугольника.
Для стиля ампир характерна торжественная монументальность, парадное великолепие и помпезность, богатство украшений – лепного, резного ,литого декора.
М. И. Глинка. Вариации на тему терцета из оперы «Иван Сусанин».
Исп. Кривецкая А. 6мин
Слайды 5 - 15 (деятели) интервал в 15 с. Нажимать только на фон слайда!
<А. С. Пушкин (1799 - 1837)
<И. А. Крылов (1769 - 1844)
<М. Ю. Лермонтов (1814 -1841)
<Н. В. Гоголь (1809 – 1952)
<К. Брюллов (1799 – 1852)
<В. Л. Боровиковский (1757 – 1825)
<Б.С.Якоби(1801-1874) изобрёл первое телеграфное устройство
<<В 1833 г.отцом и сыном Черепановыми был построен первый паровоз,
<<Н.Лобачевский(1792-1856), известный математик и ректор Казанского университета, создал неевклидову геометрию
<<Б.Я. Струве(1793-1864) основал школу русских астрономов.
<<Н.Карамзин(1766-1826) занимался исторической наукой , стремился связать её с жизнью, поставить на службу общественным интересам.
Слайды 16 – 24(архитектура ампир) интервал в 10 с.
О.Бове. Большой театр .
А. Д. Захаров. Адмиралтейство.
О. Бове. Триумфальная арка в Москве.
Д.Жилярди. .Московский университет.
Тома-де- Томон. Биржа на стрелке Васильевского острова.
А.Н.Воронихин. Казанский собор.
К. Тон. Храм Христа Спасителя в Москве
К.И. Росси. Арка Главного штаба на Дворцовой площади в Петербурге.
К.И.Росси. Михайловский дворец.
2. Михайловский дворец.
Михайловский дворец в Петербурге, а ныне Русский музей – типичное здание в стиле ампир .Дворец был построен под руководством архитектора Карла Росси и торжественно передан императором Николаем I своему младшему брату великому князю Михаилу Павловичу и его жене Елене Павловне.
<Слайд 25 (Елена и Михаил)
Дворец вызывал восторженные отзывы современников: «по изящности вкуса внешней и внутренней отделки дворец сей может считаться в числе лучших европейских дворцов».
Широкая гранитная лестница у входа в здание украшена двумя статуями львов. Эти львы – настоящая копия античных статуй, найденных в 16 веке при раскопках в Риме.
< Слайд 26 (львы)
Читаем отзывы далее :« Там залы, стены которых отделаны под палевый и лазоревый мрамор, лоснятся, как стекло, и украшаются во всю высоту широкими зеркалами. Двери из берёзы под лаком с резьбою и позолотою, и отделки потолков лепною работаю и живописью, довершают убранство. Гирлянды, как будто живых цветов вплелись и вьются по стенам белым как снег.
< Слайд 27 (красная комната)
Нельзя умолчать о ярких золотистых и малиновых штофах, устилающих стены комнат, о полах из розового, фиолетового, чёрного, пальмового дерева.» Вся мебель дворца выполнялась пышной и роскошной. Ведь стиль ампир-это императорский стиль!
М. И. Глинка. Вариации на тему р. н. п. «Среди долины ровныя».
Исп. Назарова Е. (3 мин) интервал 15 с.
<Слайд 28 – 36 (лестница дворца)
3. Музыкальный салон Елены Павловны.
Давайте ненадолго представим себе: мы прогуливаемся по Михайловскому дворцу, поднимаемся по просторной лестнице на второй этаж. Нас встречает очаровательная, необыкновенно радушная княгиня Елена Павловна.
Окружая теплом и вниманием, она провожает нас в гостиную, где изысканно одетые гости ведут светские беседы. Проходит немного времени и у старинного камина начинает звучать музыка. Мы очутились в атмосфере аристократического салона XIX века.
<Слайд 37 (музыкальный салон) Салоны, иными словами собрания людей из высшего общества, были распространённым культурным явлением начала 19 века. Посещение салонов было необходимой жизненной потребностью одаренных и образованных людей того времени.
<Слайд 38 (Княгиня)
Великая княгиня Елена Павловна была очень умной, образованной женщиной. Собирая вокруг себя образованнейших людей, она сама демонстрировала широкий кругозор и блестящие знания, по словам князя В. Ф. Одоевского «вечно училась чему-нибудь». Елена Павловна приглашала к себе во дворец видных общественных деятелей, учёных, музыкантов, писателей, оказывала им всяческую поддержку. Она дружила с Пушкиным, Тютчевым, Жуковским, Тургеневым, помогала молодым художникам Брюллову, Айвазовскому.
Посетители салонов читали стихи, спорили о политике, науке, искусстве, танцевали, филосовствовали, и, конечно же, наслаждались слушанием и исполнением любимых музыкальных произведений. С огромным интересом и любовью они пели романсы, аккомпанируя себе игрой на гитаре, арфе или рояле.
<Слайд 39(пение под гитару)
Удивительное это явление – романс. Услышишь, и все в тебе перевернется, охватит невыразимой нежностью. Встреча с ним всегда приятна и желанна.
Родиной романса считается Испания. Именно здесь странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр. Песни исполнялись на родном романском языке. Отсюда и пошло название «романс».
В России этот жанр появился в начале XIX века и сразу завоевал всеобщую любовь. Благодаря задушевности, искренности и мелодической красоте лучшие романсы русских композиторов А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва, П. П. Булахова популярны и в наши дни. Эти произведения, краткие по объёму, обращены к небольшой аудитории слушателей. Академик Асафьев писал: “Романс – это вид домашней, салонной песни, отзывчивой в отношении передачи тончайших оттенков психики – личных душевных настроений”.
Многие романсы 19 века близки к русской народной песне. Одно из ведущих мест среди героев их содержания занимает образ тройки лошадей, ямщика и ямщицкого колокольчика .
<Слайд 40(тройка лошадей)
Тро́йка — старинная русская запряжка лошадей. Тройка была придумана для быстрой езды на длинные расстояния. Лошадь в центре упряжки называется коренник, а лошади сбоку — пристяжными. Троечная упряжка обильно украшалась. Особенно богато декорировалась дуга коренника, она покрывалась живописной росписью, ажурной резьбой и тисненой кожей, расписывалась яркой золотой краской, что делало её заметной на фоне поля или леса.
С конца 18 века тройка лошадей служила для перевозки по бескрайним российским дорогам почты и пассажиров. Почтовую службу несли ямщики – крестьяне на собственных лошадях. Профессия ямщика была потомственной, и управлению тройкой обучали с раннего детства. Образ лихой, удалой русской тройки мастерски воплощён в романсе Петра Петровича Булахова « Тройка».
Муз. П. П. Булахова сл. П. Вяземского
Романс «Тройка».
Исполняют Пономарёва А. и Касплер Е. 3м.
<Слайд 41(тройка)
Дороги в России длинные, трудные. Как управлять мчащейся тройкой, чтобы избежать столкновения упряжек на дорогах ? Сначала русские ямщики свистели и кричали во весь голос, чтобы освободить дорогу, пока не придумали привязывать к середине дуги колокольчик. Колокольчик этот назвали ямщицким.
Мелодичный звон колокольчика с одной стороны служил благозвучным предупредительным сигналом, с другой – скрашивал однообразие утомительной езды, которая нередко растягивалась на много дней. Музыка романса Александра Львовича Гурилёва «Однозвучно звенит колокольчик» поэтична, согрета искренним чувством, проникнута задумчивым лирическим настроением.
<Слайд 42 (снежные просторы)
Далека и необозрима дорога, раскинувшаяся перед глазами, грустна и задумчива песня ямщика, однообразен звон колокольчиков.
Сл. И. Макарова. Читает Рудакова М.
Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка,
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.
Столько грусти в той песне унылой,
Столько грусти в напеве родном,
Что в душе моей хладной, остылой
Разгорелося сердце огнем
А.Л.Гурилёв. «Однозвучно гремит колокольчик».
Исп. Ерохова М. 1 мин.
<Слайд 43 (Девушка с венком)
Следующий романс композитора Гурилева близок к шуточной народной песне. Музыка романса «Сарафанчик» описывает грациозную и кокетливую молодую девушку.
сл. А. Полежаева. Читает Рудакова М.
Мне наскучило, девице,
Одинёшенькой в светлице,
Одинёшенькой в светлице
Шить узоры серебром!
И без матушки родимой
Сарафанчик мой любимый
Я надела вечерком –
Сарафанчик, расстеганчик,
Сарафанчик!
А.Л. Гурилёв. «Сарафанчик».
Исп. Ерохова М. (1 мин.)
4.М.И.Глинка. Детство.
<Слайд. 44 (портрет).
М.И. Глинка(1804-1857)
Творчество выдающегося русского композитора первой половины 19 века Михаила Ивановича Глинки легло в фундамент прекрасного здания, известного нам сегодня под названием русской классической музыки.
Роль Глинки в музыке сопоставима с ролью Пушкина в литературе: поэт создал русский литературный язык, а композитор одарил Россию языком музыкальным.
<Слайд 45 (Родители)
Михаил Иванович Глинка родился в семье помещика в селе Новоспасское Смоленской губернии. Родители будущего композитора, Иван Николаевич и Евгения Андреевна едва оправились после смерти первенца, поэтому на Мишеньку боялись даже дышать. Всячески оберегая его, они лелеяли и баловали своего мальчика. Мишенька рос изнеженным ребёнком, «мимозою» по его собственным воспоминаниям. Он никогда не спорил и не нарушал запретов, ему даже нравилось, что родители всё решают за него.
<Слайд 46 ( Церковь)
Уже в эти годы в нём исподволь развивалось музыкальное чувство. Мальчик был потрясён искрящимся колокольным перезвоном соседнего храма и ловко подражал искусству звонарей посредством битья в два медных таза. Папа Мишеньки, замечая что музыка производит на сына слишком уж сильное впечатление, делая его неприлежным во время уроков, сердился. «Что же делать, - однажды ответил мальчик на эти упрёки, - музыка – душа моя.»
<Слайд 47( Спасское)
Как и все дворянские дети того времени, Михаил получил прекрасное домашнее воспитание. Уже будучи взрослым, он очень любил путешествовать, прекрасно знал географию и шесть иностранных языков, в том числе персидский.
Михаил Иванович обладал очень тонкой, ранимой душой, это был по мнению его современника «чрезвычайно нервный, чувствительный человек, и ему было всегда то холодно, то жарко, чаще всего грустно, так что некоторые называли его «Миша, которому грустно». Сам композитор так рассказывал о себе: « В молодости я был парень романтического устройства и любил поплакать сладкими слезами умиления.» Тонкий, ранимый, крайне чувствительный, он в музыке выражал всю многокрасочную палитру своих чувств.
М. И. Глинка. Чувство.
Исполняет Флегентова М. (1,5 мин.) интервал 10 с.
<Слайд 48 – 52 (Комната певчих птиц)
5.М. И. Глинка и Е. Е. Керн
<Слайд 53( Глинка сочиняет музыку)
Неудивительно, что Михаил Иванович был совершенно далёк от жестокой реальности, беспомощен в бытовых вопросах и всю жизнь нуждался в заботливом уходе. Он очень страдал от того, что не мог сочетать творчество с повседневными заботами. Друзья частенько подшучивали над такой неприспособленностью и в в один голос советовали ему жениться на какой-нибудь хозяйственной девушке. Наконец Михаил Иванович женился. Но уже через несколько месяцев после свадьбы, он горько сожалел о своём поступке. Глинка понял, что женился на женщине, которую не интересует ничего, кроме красивых нарядов и шикарного выезда. « Мишель женился на некой барышне Ивановой, молодой особе без состояния и образования, и которая, в довершение всего ненавидит музыку», - судачили друзья Глинки. Вскоре Глинка влюбился в молоденькую преподавательницу Смольного института Екатерину Ермолаевну Керн, дочь той самой Анны Керн, которой в своё время был так увлечён Пушкин.
<Слайд 54 (Пушкин – Керн)
Ему было 35, ей – 21.В тот год Глинка написал свой знаменитый романс на стихи Пушкина « Я помню чудное мгновенье», посвящённые Анне Керн. Поэт написал стихи матери, а композитор посвятил музыку её дочери. Так сложились жизненные обстоятельства, что влюблённые сердца не смогли обрести взаимное счастье. Слишком много разочарований было пережито. Композитор прожил остаток жизни холостяком, детей у него так и не было.
Для вас прозвучит романс «Я помню чудное мгновенье». В его музыке - нежность и страсть расцвета влюблённости, горечь разлуки и одиночества, восторг новой надежды. В одном романсе, в нескольких строчках – вся история любви, которая повторяется из века в век. Но никто и никогда уже не сможет выразить её так, как это сделали Пушкин и Глинка.
Муз. М. И. Глинки. сл. А.С. Пушкина.
Романс «Я помню чудное мгновенье». 3 мин.
Исполняют: Пономарёва А. и Касплер Е.
<Слайд 55 - 57 (дамы поют у рояля )
6.Глинка. Оперы.
<Слайд 58
Великими сокровищами русской музыки можно считать оперы Михаила Ивановича Глинки - «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила».
Сейчас мы перенесёмся в удивительную сказку «Руслан и Людмила», в волшебные сады Черномора. Черномор - это злой колдун и коварный карлик , вся сила которого сосредоточена в длинной бороде.
<Слайд 59( Черномора несут арапчата)
Уродливый карлик с огромной бородой, которую несут на подушечках арапчата, в опере не поёт и не говорит ни слова. Впрочем, за него необычайно красноречиво «говорит» музыка. Удивительно яркий и красочный марш рисует картину причудливого шествия. Вначале угловатая, грозная, устрашающая музыка вдруг переходит из низкого регистра в высокий и становится похожа на игрушечный марш.. Создается впечатление, что КАРЛИК изо всех сил старается казаться МОГУЧИМ, хотя в действительности он тщедушен и смешон.
М. И. Глинка. Марш Черномора.
Исполняют Илларионова М. и Яковлева М. 3,5 м.
<Слайд 6о, 61(Черномор)
Героическая опера «Иван Сусанин» получила большую любовь и признание публики при жизни композитора, чем опера «Руслан и Людмила» . Сам император Николай I в качестве благодарности преподнёс Глинке роскошный подарок – перстень с топазом в окружении бриллиантов.
<Слайд 62( Бал)
Пышный бал в замке польского короля Сигизмунда. Поляки хвастают своими победами и уверены в скором завоевании Руси. Поляки танцуют национальные польские танцы полонез, краковяк и мазурку. С помощью музыки Глинка метко характеризуют польскую шляхту - гордую и надменную.
Для нас прозвучит польский танец краковяк.
М. И. Глинка. Краковяк. (1 мин.)
Исполняют Золотова Л. К. и Громцева А.
<Слайд 62, 63. (Бал. Танц. пара)
7. Балы
<Слайд Бал.64
19 век - эпоха балов. Бал - совершенно особенное событие в жизни человека XIX века. Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинён подготовке к ним.
Обучение музыке и танцам было неотъемлемой частью дворянского воспитания. Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество.
<Слайд 65( Девушки)
Дворянский бал был школой общения для людей. Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха. В 16-18 лет девочки входили в возраст невест, и родители старались найти им подходящую партию. Признаками хорошего воспитания молодой барышни считались прямая осанка и изящество движения. Успех на балу обеспечивали не только костюм, причёска, но и цвет лица, грациозность талии. Кстати, нормой считался объём талии всего в 50 см. Поэтому девушки накануне бала обычно ничего не ели, кроме хлеба с чаем, ели мел и даже пили разведённый уксус, дабы приобрести модную тогда бледность лица.
На свой первый бал девушки одевали простое белое платье с розовой или голубой лентой.
А. Т. Гречанинов.Мазурка. 1 мин.
Исполняет Золотов М.
<Слайд 66 ( Бал в огромном зале)
<Слайд 67
Балы проходили в огромных и великолепных танцевальных залах.
Великая княгиня Елена Павловна устраивала в Михайловском дворце незабываемые удивительные балы.
Маркиз де Кюстин, поражённый увиденным, писал: « большая галерея, предназначенная для танцев, была декорирована с исключительной роскошью. Полторы тысячи кадок и горшков с редчайшими цветами образовали благоухающий боскет. В конце залы виднелся бассейн, из которого беспрерывно вырывалась струя фонтана. Брызги воды, освещённые яркими огнями, сверкали как алмазные пылинки и освежали воздух. Роскошные пальмы, банановые деревья, казалось росли на родной почве, и чудилось, будто кортеж танцующих пар был перенесён с дикого севера в тропический лес. Блеск зала увеличивался благодаря обилию огромных зеркал. Эти зеркала, охваченные золочёными рамами отражали свет бесчисленного количества свечей, горевших в богатейших люстрах. Свет живописно отражался на колоннах дворца и на деревьях сада, в глубине которого несколько военных оркестров исполняли симфоническую музыку. Я нигде не видел ничего более красивого….»
<Слайд 68 ( Общение)
Любой бал начинался с приглашения. Адресаты должны были получить их за три недели до бала, и составить ответ – будут или нет. Незыблем был порядок бала. После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем- шествием, в котором должны были принять участие все приглашённые.. Далее чередовались вальс, полька, кадриль, мазурка, краковяк, падеспань, падекатр…. В середине бала ,после мазурки был ужин, на который каждый кавалер провожал даму. Кроме танцев и ужина гости развлекались играми в карты, в фанты.
А завершал бал котильон.К нему выносили большие короба с цветами. Кавалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам.
М. И. Глинка. Мазурка до минор.
Исполняет Панфилов Г. 3 мин. Интервал 15 с.
<Слайд 69 -73 (Агенд – танц. пары много цветов на одежде)
Текст на слайдах:
Дама, отправляясь на бал, брала с собой бальную книжку – агенд – куда, напротив списка танцев, вписывала имена кавалеров, желающих танцевать с ней тот или иной танец. Агенд прикреплялся к поясу платья и служил подспорьем для памяти- дать обещание двум кавалерам на один танец не только считалось дурным тоном, но могло привести и к дуэли между претендентами.
Бальный внешний вид строго регламентировался. Платья дам непременно дополнялись бутоном живых или искусственных цветов. Символика цветов:
Мак – сохраним нашу тайну; лист клевера – жду ответа; подсолнечник – чем больше вижу. Тем более люблю, розовая гвоздика – брак, тюльпан – гордость и неблагодарность, белая роза – невинность.
А. С. Гурилёв. Полька – мазурка.
Исполняет Мясникова А.
<Слайд74 – 77 (Веер - Танец )
Текст на слайдах:
Важной составляющей дамского костюма являлся веер, служивший не только для создания свежего дуновения, но и в качестве языка общения, ныне почти утраченного.
Язык веера: веер закрывается – «вы мне безразличны», открыть один лепесток –«будьте довольны моей дружбой», веер полностью раскрыт – «вы мой кумир».
Важнейшим атрибутом было наличие безукоризненно чистых и белоснежных перчаток. У дам они часто были выше локтя, шёлковые или лайковые. Перчатки никогда не снимались, даже если они лопнули – в этом случае рекомендовалось иметь с собой запасную пару.
8. Мода первой половины 19 века.
<Слайд 78 (пикник)
В 19 веке идеалом женской красоты считались осиные талии, бледные лица, изнеженность и утончённость. Если красавица 18 века пышет здоровьем и ценится полнотой, то в 19 веке начинает нравиться худоба и бледность. Здоровье и дородность представлялись тогда чем-то вульгарным, обязательным элементом женской привлекательности стало хрупкое и утончённое телосложение . Меняется идеал женской красоты , а вместе с тем и взгляд на одежду, причёски.
На протяжении XIX века Франция была непререкаемым авторитетом в области дамского костюма. Что касается мужской моды, то её диктовала Англия. Роскошные туалеты для модниц привозили из Парижа или шили по европейским модным образцам.
<Слайд 79 (принцесса Мюра)
В начале века популярным стало платье-шемиз.
Модным оно стало благодаря принцессе Мюре , родственнице Наполеона, а также его прекрасной возлюбленной Жозефине . Благодаря им в моду на все времена вошли женственные наряды, в которых каждая женщина может почувствовать себя настоящей богиней. Завышенная талия, низкая линия декольте и короткие рукава-фонарики – вот типичные черты женского наряда в стиле ампир. Так женщины отказались от роскошных юбок, корсетов и тяжёлой парчи. Отныне дамы предпочитали носить тонкие, почти прозрачные ткани.
<Слайд 80( девушка в диодеме)
Отказавшись от париков, женщины стали носить причёски, выполненные в греческом и римском стилях. Очень популярными стали короткие волосы, завитые в мелкие кудри. Причёску держали золотые гребни, шпильки, бриллиантовые диадемы в виде букетика цветов или колосьев. Тёмный цвет волос отлично оттенял романтическую бледность, потому и оказался в то время самым модным.
В 20-е, 30-е годы XIX столетия корсеты вновь стали необходимым элементом женской одежды. В моду снова входят пышные юбки , они расширились и стали напоминать колокол. В это время очень популярны были рукава «баранья нога», отличавшиеся резким расширением у плеча и столь же резким сужением к манжете.
<Слайд 81 (Н. Гончарова)
Со временем юбки продолжали расширяться. В 40-е годы благодаря изобретению кринолинов юбки достигли поистине необъятной ширины. Кринолин - это нижняя юбка, изготовленная из вплетённого в плотный лён (lin) конского волоса (crin).
Самой распространённой причёской стала следующая : волосы расчесывались на боковой пробор, пряди с боков завивали в крупные локоны и укладывали над висками. Длинные пряди волос сзади поднимали наверх и укладывали в различные шиньоны.
<Слайд 82 (капор)
Самым распространённым головным женским убором был капор, богато украшенный лентами и кружевами, цветами и перьями.
Цветной, пышный, всегда разнообразный женский костюм заслонял скромные формы мужского наряда.
<Слайд 83 (муж. мода)
Излюбленная мужская одежда того времени – шерстяной фрак с высоким воротником –стойкой. Фраки туго обхватывали талию и имели пышный в плече рукав, что помогало мужчине соответствовать идеалу красоты той поры: тонкая талия, широкие плечи при высоком росте. Фрак носили вместе с жилетом, под которым была белая рубашка со стоячим крахмальным воротником. Галстук имел вид шарфа, обвязанного вокруг шеи. Спереди он завязывался различными способами – то в виде большого банта, то узлом; концы его прятались под жилет.
К. Ю. Давыдов. Романс.
Исполняют Гурова Е. В. и Трофимова К. 4 мин. Интервал 10 с.
<Слайд 84 – 92(девушка на розовом фоне – группа мужчин)
Текст на слайдах:
Короткие, завитые волосы мужчины приподнимали надо лбом в виде петушиного гребня - «кока»
Основными украшениями мужского костюма служили запонки и пуговицы из золота, серебра или драгоценных камней. Часы в основном носили на короткой цепочке, висящей из жилетного кармана.
Дополняли мужской костюм перчатки, трость и часы. Перчатки в 19 веке были возведены в такой высокий ранг, что являлись чуть ли не опознавательным знаком, по которому можно было судить о достоинствах или недостатках владельца. Самой модной вещью была трость. Трость делали из гибкого дерева, что не давало возможности на неё опираться. Её носили в руках или под мышкой исключительно для щегольства.
Основным головным убором мужчин был цилиндр.
9.Табакерка.
Помимо безукоризненно чистых перчаток, трости и веера в XIX веке существовал ещё один предмет, пользующийся большой популярностью - это табакерка.
<Слайд 93 (табакерка)
Табакерка – это маленькая изящная коробочка, в которой хранится горстка ароматного табака.
Считалось, что нюхание табака благотворно влияет на здоровье.
Писатель Л. Н. Толстой говорил:
« Ведь это не курить….. Если бы вся Россия не курила табак, а нюхала, наполовину меньше бы пожаров было и вдвое больше здоровых людей….» К нюхательному табаку прибегали как мужчины, так и женщины. Табакерки носили с собой люди совершенно разных сословий : дворяне, чиновники, купцы, крестьяне.
В то время пользовался популярностью «розовый» нюхательный табак, в состав которого помимо табака входила осиновая зола, эликсир соснового масла и самое наилучшее розовое масло.
В высшем свете табакерка являлась существенной частью парадного антуража, она была своего рода символом знатности и богатства. Прусский король оставил после себя полторы тысячи табакерок. Цифры впечатляют! А всё дело в том, что каждая перемена костюма требовала от модника смены табакерки.
Люди высшего света держали нюхательный табак в табакерках из серебра, золота, перламутра, черепахового панциря, акульей кожи, слоновой кости, фарфора, украшали бриллиантами, драгоценными камнями, финифтью. Каждую из них можно назвать шедевром прикладного искусства.
Табакерки людей меньшего достатка делали из папье – маше , бересты.
Нередко табакерки снабжали специальным механизмом, и тогда можно было насладиться тончайшими звуками табакерочного вальса.
А. С. Даргомыжский. Табакерочный вальс.
Исполняет Флегентова М. 1, 5 мин. Интервал 15 с.
<Слайды 94 -96 ( Даргомыжский - круглая табакерка)
10.А. С. Грибоедов и Н. А. Чавчавадзе
<Слайд 97( овальные портреты Ч. И Г.)
Следующий номер концерта прозвучит для нас как напоминание о восхитительной, но неимоверно короткой истории любви известного русского поэта, драматурга, дипломата и композитора Александра Сергеевича Грибоедова и княгини Нины Александровны Чавчавадзе.
Грибоедов, проходивший воинскую службу в столице Грузии Тифлисе, часто бывал в доме князя Чавчавадзе и давал его дочери Нине уроки музыки. Юная Нина очаровала Александра Сергеевича необыкновенной красотой, изысканностью манер и душевной добротой.
Когда влюблённые обвенчались, Грибоедову было 33 года, Нине – всего лишь 16.
К сожалению, их брак продлился всего 5 месяцев. В столице Персии Тегеране разъярённая толпа религиозных фанатиков зверски растерзала русских дипломатов, и возглавлявшего их А. С. Грибоедова. От горя Нина преждевременно родила ребёнка, который через несколько часов умер. На семнадцатом году жизни она одела черное платье и не снимала его 28 лет, до самой могилы. Когда в Тифлисе вспыхнула холера, Нина отказалась уехать из города и, ухаживая за своими родственниками, заболела сама. Она умерла от холеры в возрасте 45 лет так и не познав счастье супружества и материнства. Горе её было безутешно.
<Слайд 98 (памятник )
Высоко над Тбилиси, в монастыре св. Давида, что на горе Мтацминда, покоится их прах. Сюда, к увитой плющом нише с двумя могилами, приходит много людей. На одном из надгробий, обхватив распятье, рыдает коленопреклоненная женщина, отлитая из бронзы. Все свое великое и трепетное чувство вложила Нина в слова: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!"Нина очень любила исполнять на рояле нежную мелодию вальса ми минор, вальса, написанного Грибоедовым для неё. В мелодии этого вальса слёзы о былом счастье, о несбывшихся мечтах, воспоминание о трепетной и безоглядной любви двух сердец.
А. С. Грибоедов. Вальс ми минор.
Исполняет Громцева А. 1, 5 мин. Интервал 20 с
<Слайд 99- 100 (чёрная вдова)
<Слайд 101 (Вторая половина 19 века)
II отделение
Вторая половина 19 века.
11. Русская художественная культура и наука второй половины 19 века.
<Слайд 102 (Тройка. Перов)
Зимние сумерки. Вьюга. Два мальчика и девочка запряглись в сани и с трудом тянут по городской улице огромную обледеневшую бочку с водой. Дети выбились из сил. Какой-то добрый человек помогает им втащить сани на пригорок. Художник Перов назвал картину «Тройка». Сколько боли и горечи в этом названии! Мы привыкли к песням о лихой тройке, о резвой тройке – а тут – тройка измученных детей.
В ту пору тысячи детей работали на фабриках, в мастерских, в магазинах и лавках. Их называли «учениками». Один человек позже вспоминал о каторжном детстве : « Нас заставляли таскать тяжёлые ящики на спине из подвала на третий этаж. Поднимаясь по лестнице, мы часто падали и разбивались. После работы мы должны были колоть дрова, топить печи, ставить самовары, бегать в булочную, в мясную лавку, в трактир за чаем и водкой. Утром и вечером мы ходили с огромной бочкой за водой и привозили всякий раз по десять бочек.» Так жили и дети, изображённые на картине Перова.
Во второй половине XIX века жизнь простых людей стала невыносимо тяжёлой. Поднималась волна народного возмущения. Чтобы предотвратить назревающую крестьянскую революцию, правительство Александра II вынуждено было отменить крепостное право. Однако реформа, не предоставившая крестьянам земли, на деле привела к дальнейшему разорению деревни.
Сложная политическая обстановка в стране не могла не отразиться на культурной жизни страны. Передовые мыслители, наиболее образованная часть общества глубоко сочувствовала жизни бесправного русского крестьянина и мечтала о всеобщем равноправии и свободе. «Это было удивительное время. Каждый захотел думать, учиться, хотел высказаться громко. Спавшая до этого времени мысль заколыхалась, дрогнула, начала работать. Обдумывались и решались судьбы будущих поколений, судьба всей России.»
Коренные сдвиги произошли во всей музыкальной жизни России. Русская музыка, развивавшаяся до того в аристократических салонах , придворных театрах и домашнем быту, теперь получает широкую аудиторию. В пропаганде музыкального искусства особенно неоценима роль ранее упоминавшейся княгини Елены Павловны . Она профинансировала проект об учреждении Русского музыкального общества и консерватории, и первые начальные классы консерватории открыла в своём доме, в Михайловском дворце.
<Слайд 103( Могучая кучка)
Стремление правдиво запечатлеть образы народной жизни, приблизить творчество к народу и замечательное народное искусство сделать достоянием русской классической музыки стало лозунгом нового содружества композиторов «Могучая кучка».
Поиск национального, глубоко русского искусства, отказ от всего иностранного, чуждого русской культуре , занимал умы видных русских композиторов, художников, архитекторов.
<Слайд 104(собор Василия Блаженного)
Постепенно архитекторы отказались от блестящих достижений архитектуры классицизма, ампира и стали проявлять интерес к архитектуре Древней Руси 14 - 17 веков. Например, ими рассматривался как объект для подражания Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Так в архитектуре второй половины 19 века возник «псевдорусский» стиль.
Здания, построенные, как правило, из кирпича или белого камня, стали обильно украшаться многоцветными фресками, приобрели теремообразные крыши, массивные «пузатые» колонны, низкие сводчатые потолки и узкие окна – бойницы.
Вторая половина XIX века - время необычайного роста национального самосознания, духовных сил народа, период высочайшего расцвета науки и культуры.
П. И. Чайковский. Времена года. Святки.
Исполняет Панфилов Г. 6 мин. Интервал в 15 c.
<Слайды 105 -118(Тургенев – Измайловский Кремль )
И.С. Тургенев
Ф. М. Достоевский
А. П. Чехов
Н. И. Пирогов Впервые в истории мировой медицины применил
гипсовую повязку. Считается основателем
военно- полевой хирургии.
К. А. Тимирязев Основоположник русской школы
физиологов растений. Исследовал
механизм фотосинтеза
растений.
И. П. Павлов(1849 -1936) учёный-физиолог, сделал открытия в области физиологии и медицины.
В. И. Суриков
И. И. Левитан
И. Н. Крамской
А.А.Парланд(1842 – 1912) Фрагмент собора Воскресения Христова «Спаса-на-Крови» в Петербурге.
В. В. Шервуд Исторический музей в Москве.
А. Н. Померанцев. Верхние торговые ряды в Москве (ныне ГУМ)
Измайловский Кремль.
12. Мода 2-ой половины 19 века.
<Слайд 119 (турнюр)
Время идёт, меняются ценности, меняется мода. Около 1870 года в женскую моду вошёл турнюр. Турнюр – накладка-валик, набитый самым разным материалом. Этот элемент нижней одежды придавал женскому силуэту особую выразительность. Очень модно стало собирать юбки и верхнюю одежду в складки на спине.
Для моды того периода характерно обилие складок, воланов, оборок и украшений в виде букетов цветов и цветочных гирлянд. Давайте под чудесную музыку П. И. Чайковского полюбуемся женскими образами безвозвратно ушедшей эпохи.
П. И. Чайковский. Времена года. Подснежник.
Исполняет Ромахина М. 3 мин. Интервал 12с.
<Слайды 120 - 127 (дама на розовом фоне)
13. П. И. Чайковский.
<Слайд 128 (портрет)
В творчестве величайшего русского композитора Петра Ильича Чайковского воплотился богатый и сложный душевный мир человека, его мечты о счастье, его борьба за самоутверждение и личное счастье.
<Слайд 129 (семейное фото)
Давайте посмотрим на эту фотографию из семейного альбома Чайковских. Мы видим счастливое семейство- Александра Андреевна и Илья Петрович Чайковские с детьми. Крайний слева мальчик, нежно прильнувший к маме, - восьмилетний Петруша, так ласково называли будущего композитора родные.
В 19 веке дворянских детей обучали на дому домашние учителя, их называли гувернёры или гувернантки. В основном это были люди иностранного происхождения, чаще французы и немцы.
У Пети Чайковского тоже была гувернантка, она была родом из Франции и звали её Фанни Дюрбах.
<Слайд 130 (портрет)
Вот так выглядела первая учительница Пети Чайковского. Он очень любил её. Наверное, она была не только очень образованной, но и мудрой женщиной, раз смогла стать для Пети не только любимой учительницей, но и близким другом.
Вот что она рассказывала о своём воспитаннике Петруше:
« Петя был особенным ребёнком, во время уроков самым понятливым и старательным среди детей. К шести годам он свободно разговаривал на немецком, французском языках, свободно сочинял стихи. Музыка занимала особенное место в его жизни , её звуки он слышал постоянно, даже тогда когда их никто другой не слышал. Его каждую минуту тянуло к роялю. Музыка преследовала Петрушу, доводила до слёз, нервных срывов. И тогда было решено запретить ему подходить к роялю. Тогда мальчик стал выстукивать ритм на всём, что попадало под руку. Однажды, барабаня какой-то мотив по оконному стеклу, он разбил его и сильно поранил руку.
Петруша был очень добрым, ласковым, впечатлительным ребёнком. Для него буквально каждое замечание, сделанное взрослыми, становилось целой трагедией . Стоило чуть построже сделать ему замечание, и он мог расплакаться. Мальчик обладал такой хрупкой, ранимой, тонкой душой, что я прозвала его «стеклянным мальчиком».
Тихими зимними вечерами, греясь у камина, детишки усаживались вокруг любимой воспитательницы, и, слушая её интересные истории, мысленно уносились в далёкие страны.
<Слайд 131( рыцарь)
В один из таких вечеров, Фанни читала детям истории о средневековых замках, славных рыцарях, совершающих героические поступки, об их прекрасных дамах, и напевала при этом СТАРИННУЮ ФРАНЦУЗСКУЮ ПЕСЕНКУ….
Мелодия этой песенки крепко запала в душу маленького Пети Чайковского. Он носил её в своём сердце всю жизнь как напоминание о безмятежном детстве, о незабываемых минутах общения с любимой воспитательницей Фанни Дюрбах.
П. И. Чайковский. Старинная французская песенка.
Исполняет Золотов В.
<Слайд 132(дама в замке)
Пётр Ильич Чайковский был удивительным человеком.
Необычным, особенным было его отношение к нашей родной русской природе.
<Слайд 133 (на скамейке)
Он её обожал её до такой степени, что не мог прожить без прогулки на свежем воздухе ни дня! Оставаясь один на один с природой , композитор ощущал, как к нему возвращаются душевные и физические силы, ему хотелось громко петь, рассказывать стихи, и, конечно же, сочинять музыку.
<Слайд 134 (ландыш)
Самым любимым цветком Чайковского всю жизнь оставался ландыш,
Композитор называл его «царём» цветов и посвятил ему стихотворение собственного сочинения.
Как я уже сказала, Пётр Ильич обожал природу, и поэтому неудивительно, что ему хотелось запечатлеть в музыкальных звуках так любимые им трели маленького хрупкого жаворонка.
П. И. Чайковский. Песня жаворонка.
Исполняет Золотов В.
<Слайд 135 (жаворонок)
14. В. С. Калинников.
<Слайд 136 (портрет)
На долю талантливого русского композитора Василия Сергеевича Калинникова выпала трагическая судьба, отмеченная тяжёлой болезнью и ранней смертью. Калинников умер в самом расцвете творческих сил, в возрасте 34лет. Всю свою недолгую жизнь ему приходилось терпеть лишения, голод, находиться в постоянном поиске заработка. Василий Сергеевич вспоминал: «Шестой год борюсь с чахоткой, но она меня побеждает и медленно, но верно берёт верх. А всему виною проклятые деньги! И болеть – то мне приключилось от тех невозможных условий, в которых приходилось жить и учиться.»
Но упоение творчеством, вера в жизнь, любовь к людям как-то поднимали его над унылой прозой житейских будней. «Солнечная душа» - так отзывались о композиторе современники. Его уравновешенная гармоничная музыка, кажется, излучает мягкий тёплый свет.
Василий Сергеевич Калинников жил и творил в 80 – 90 –е годы XIX века.
Это было время разочарования в реформах, тоски, усталости, обречённости. Подобные чувства были присущи многим людям того времени, «когда общество жаждало обновления и очень многие не знали, где его искать».
Чтобы выразить подобные чувства композиторы нередко обращались к жанру элегии – пьесы задумчивого, печального характера.
Элегия Калинникова проникнута печальным раздумьем, умиротворённым спокойствием и тихой скорбью. В среднем разделе пьесы звучит мажорный эпизод светлых воспоминаний, он контрастирует печальной теме крайних разделов произведения.
Василий Сергеевич говорил: «Музыка – это язык настроений, то есть тех состояний нашей души, которые почти невыразимы словом и не поддаются определённому описанию». Музыка элегии искренне рассказывает нам на «языке настроений» о богатом внутреннем мире людей той эпохи, об их печалях, заботах и радостях, их прошлом и грядущем.
В. С. Калинников. Элегия.
Исполняет Романчук М. 6 мин.
<Слайд 137 – 144 (девушка в жёлтом платье) Интервал в 25 с.
15. С. В. Рахманинов.
>Слайд 145 (портрет)
Сергея Васильевича Рахманинова порой называют самым русским из всех русских композиторов. Слушая его произведения, невольно представляешь себе бескрайние просторы, широкие реки, слышишь могучий, далеко разносящийся колокольный звон, улавливаешь что-то глубоко народное.
>Слайд 146 (природа)
Сергей Васильевич известен не только как талантливый композитор, он завоевал мировую известность ещё и как гениальный исполнитель фортепианной музыки.
>Слайд 147 (руки Р.)
Рахманинов обладал уникальными руками. Он свободно охватывал одной рукой двенадцать белых клавиш и брал такие аккорды, с которыми другие музыканты не справлялись просто в силу анатомических особенностей.
Кроме того его руки были просто красивы. Один знаменитый хирург, однажды осматривающий Сергея Васильевича, сказал, между прочим, что никогда не видел столь совершенной по форме руки.
С руками композитора связан забавный эпизод. Один папарацци буквально преследовал нашего героя, не слишком жаловавшего журналистов и фотографов. В последний момент Сергей Васильевич заметил направленную на него камеру и успел закрыть лицо руками. Через несколько часов, казалось бы, испорченный снимок был опубликован в местной газете с подписью: «Руки, которые стоят миллион».
>Слайд 148 (Р. за роялем)
Острым контрастом представал Рахманинов, идущий к роялю, и Рахманинов за роялем. Современники вспоминали : «Он выходит на эстраду, как осуждённый на эшафот. Смотрит перед собой на рояль с таким отвращением, как будто перед ним плаха. Затем он опускает руки на ненавистный предмет, и мы в течение 30-40 минут слушаем такую игру, при сравнении с которой исполнение других ведущих пианистов кажется посредственным.»
Требовательность к себе и самокритика переходили у Рахманинова все границы.
«Не говорите, ничего не говорите….Я сам знаю, что я не музыкант, а сапожник!...»- воскликнул он однажды после удачного выступления на концерте, когда ещё не смолкли бурные аплодисменты зала, и заперся в артистической, не желая никого видеть.» « Я делаю успехи, но , право же, чем больше играю, тем больше вижу свои недостатки. Вероятно, никогда не выучусь, а если выучусь, то накануне смерти разве.»
Сегодня мы услышим одно из самых популярных сочинений Рахманинова – Прелюдию до диез минор.
Популярность прелюдии была такова, что на одном из благотворительных вечеров фирма механических пианино «Ampiko» оценила её исполнение самим Рахманиновым в миллион долларов.
Иногда Рахманинова в шутку называли «Господин до-диез минор» по тональности его самого знаменитого произведения.
Мрачный, тревожный характер пьесы как бы предвещает грядущие в стране перемены, мятежи. Это настроение передано сквозь призму столь любимых Рахманиновым раскатистых колокольных звучаний. В основе пьесы лежит короткий мотив в низком регистре: его набатная звучность пронизывает всю музыкальную ткань. Этому образу контрастирует жалобная мелодия на фоне гудящих басов – тема душевных страданий, сомнений.
С.В. Рахманинов. Прелюдия до диез минор.
Исполняет Панфилов Г. 5 мин. Интервал в 25 с.
>Слайд 149 – 154(колокола - картина природы на зелёном фоне)
Текст на слайдах:
« В один прекрасный день прелюдия пришла сама собой, и я её записал. Она явилась с такой силой, что я не мог от неё отделаться, несмотря на все свои усилия», - говорил Сергей Васильевич.
«Сочиняю я медленно. Долго гуляю на лоне природы. Мои глаза улавливают отблески света на свежей от дождя листве, тихий шепот деревьев в лесу, или я наблюдаю бледные оттенки неба на горизонте, и в душе возникают голоса – все сразу.»
«Единственное, что я стараюсь делать, когда сочиняю музыку, - это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце.»
И в заключении концерта прозвучит Итальянская полька.
С. В. Рахманинов. Итальянская полька.
Исполняет Мясникова А.
>Слайд 155 – 157 (сирень - терраса)
<<Слайд 158 (Благодарим за внимание).
Заключение.
Благодарим вас за внимание. Мы надеемся, что наш концерт запомнится вам, оставив в душе наилучшие воспоминания, связанные с культурной жизнью России 19 века
Интернет-ресурсы к сценарию
концерта «Путешествие в 19 век»
Мода
http://ria.ru/Tsarist_Russia/20130531/940597379.html
http://www.ocostume.ru/category/entsiklopediya/19-vek
http://kingdom.danceage.ru/library/articles/chapter/226
http://vneshnii-oblik.ru/kultura/istoriya-kulturi/ivagami-moda-19vek.html
http://budeo.ru/view_post.php?id=95
http://www.europe-costume.ru/view_post.php?id=79
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/54268.html
http://costume-history.livejournal.com/580321.html
Причёски
http://gioconda.livejournal.com/425862.html
http://www.nevsky-svetsky.ru/pricheski-i-obrazy-po-mode-nachala-xix-veka
http://www.diary.ru/~LadyStellary/p135733691.htm?oam
http://www.europe-costume.ru/view_post.php?id=84
http://www.liveinternet.ru/users/4723908/post212968904/
http://bibliotekar.ru/Kartiny1/14.htm
http://www.sbornik-stihov.ru/top1.html
Бал
http://ball-sp.ucoz.ru/news/iz_istorii_balov_19_vek_vneshnij_vid_igry_okonchanie_bala/2013-03-25-8
http://www.liveinternet.ru/users/3970050/rubric/1768981/
http://www.gazeta.lv/story/18051.html
http://vintagecafecard.blogspot.ru/2012/09/xix.html
http://derjava-rus.ru/2010/05/29/istoriya-rossijskix-balov-19-veka.html
Архитектура
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://architecture.bir.ru/archives/822
http://architector.ua/post/arch/1566/CHem_interesna_arhitektura_19_veka_v_Rossii/
http://moscow.mgdmar.ru/styli1.htm
http://protown.ru/information/hide/4717.html
http://www.liveinternet.ru/users/roxar/post163453455/
http://www.museum.ru/alb/image.asp?13919
http://grand-piter.ru/Dostoprimechatelnosti/Russkii%20musei.htm
http://sviridenkova.livejournal.com/32981.html?thread=1683669
http://www.cit-service.ru/putevoditel/muzei/mihajlovskij_dvorec/
http://dist-tutor.info/mod/lesson/view.php?id=28122&pageid=6300
Культура
http://www.twirpx.com/file/620231/
http://900igr.net/fotografii/istorija/Kultura-Rossii-19-v/006-Isaakievskij-sobor.html
http://www.mudriyfilosof.ru/2013/01/xix.html
http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-48760.html
http://proznanie.ru/teacher/?class=8rushistory&content=fdcf289e9b3835e50e4ec0ec0b307bf9
Двор. Воспитание
http://newsland.com/news/detail/id/1041847/
http://www.moyforum.biz/t1118-topic
http://www.statusnew.ru/etiket-2/russkoe-dvoryanskoe-vospitanie-chast-i.html
http://ec-dejavu.ru/n/Noble.html
М. Глинка
http://www.calend.ru/person/1893/
http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=636
В.Калинников
http://www.belcanto.ru/kalinnikov.html
http://dirigent.ru/o-proizvedenijah/438-kalinnikov.html
Элегичность
http://rudocs.exdat.com/docs/index-211395.html
А. Грибоедов
http://cocteil.blogspot.ru/2012/01/15011790-1829.html
http://www.lovestuff.ru/lovestory/xix/280.html
С.Рахманинов
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/RAHMANINOV_SERGE_VASILEVICH.html
undry.wmsite.ru/avtomobilnye-istorii/avtomobilnoe-nasledie-sergeja-rahmaninova/
http://www.tambovlib.ru/?view=books.tambovskaja_siren
русская тройка
http://www.ikirov.ru/journal/entsiklopediya-potrebitelya-art-russkaya-troyka.html
http://natureworld.ru/loshadi/istoriya-legendarnoy-russkoy-troyki.html
http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=142905950&journalid=3855778&go=prev&categ=0
Салоны
http://belle-poque.ru/salonnaya_kultura
http://research-journal.org/featured/hist/tipy-i-vidy-salonov-v-rossii-xviii-xix-vv/
http://iclass.home-edu.ru/pluginfile.php/80468/mod_resource/content/19/01-20072008/012/salon.html
А.Гурилёв
http://www.belcanto.ru/gurilev.html
http://abc-guitar.narod.ru/pages/guriliov.htm
http://www.gym075.edusite.ru/istoriaromansa.html
Табакерка
http://ec-dejavu.ru/s-2/Snuffbox.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
И жизнь, и слезы, и любовь.
Литературно-музыкальная композиция в которой используются лирические стихотворения таких авторов,как М.Цветаева, С.Есенин, Я.Смеляков, А.Блок....
"И жизнь, и слезы, и любовь..."
Сценарий для постановки литературно-музыкальной композиции, посвященной юбилею Царскосельского Лицея....
Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве И.С. Тургенева "И жизнь, и слезы, и любовь..."
Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству И.С. Тургенева (рекомендуется для учащихся старших классов)...
Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве И.С. Тургенева "И жизнь, и слезы, и любовь..."
Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству И.С. Тургенева (рекомендуется для учащихся старших классов)...
Сценарий литературного вечера "И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь".
Сценарий литературного вечера " И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы , и любовь",в котором воспевается великое человеческое чувс...
Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкина «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»
Внеклассное мероприятие, целью которого является продолжение знакомства обучающихся с личностью и творчеством А.С. Пушкина, попытка заинтересовать, увлечь школьников этим материалом с помощью ин...
внеклассное мероприятие "И жизнь, и слезы, и любовь.."
Материал, помещенный в данном мероприятии, рассказывает о малоизвестном русском поэте, литературном критике, философе А.Н. Креницыне...