И жизнь, и слезы, и любовь.
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i_zhizn_i_slezy_i_lyubov....doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СНЕЖНОГОРСКАЯ СОШ
«И жизнь, и слёзы, и любовь»
(Литературная композиция в 10 классе)
Учитель: Клюева Надежда Владимировна
2009 год
ЦЕЛИ: дать возможность на примере творчества лучших мастеров слова увидеть и осознать гармонию чувств и слов, красоту человеческих отношений; пробудить стремление познавать прекрасное.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: на двух сторонах разным шрифтом и в разных направлениях написаны имена, фамилии возлюбленных поэтов (Лилия Брик, А.Ахматова, А.Керн, Татьяна Яковлева, Н.Гончарова, Беатриче).
Люблю тебя, люблю как в первый час,
Как в первый миг внезапной нашей встречи.
Люблю тебя. Тобою я зажглась.
В душе моей не молкнущие речи.
И как мою любовь я назову?
Восторгом ли? Мученьем ли? Борьбою?
Ей нет конца, покуда я живу,
Затем, что я живу одним тобою.
М. Цветаева
Слово учителя:
Мне хотелось начать наш урок с высказывания американского музыканта Меркюри:
Чтоб не случилось, верю я в судьбу свою-
Кричит от боли сердце – я растерзан,
О, сцена, знаю, силы дашь жизнь сыграть,
чужую и свою, затем исчезнуть…
Встает заря, ей нет дела до меня –
Я одинок во всей Вселенной.
Любовь. Сколько тайного, загадочного скрывает в себе это обычное и, казалось бы, простое слово.
Любовь. Именно оно имеет огромную власть над людьми, заставляет пережить целую бурю эмоций: страдания и радость, сомнения и надежду, ревность. Ведь недаром говорят, что влюбленный подобен безумцу. В Библии сказано, что любовь дарована человеку от Бога. Что же это за дар, над тайной которого бьется не одно поколение писателей, поэтов, музыкантов. Любовь к каждому человеку приходит по-разному. Иногда она обрушивается внезапно, как лавина. А иногда людям нужны годы, чтобы узнать её, рассмотреть в толпе. И, конечно, у каждого из нас в памяти остается тайна первой любви. Это чувство способно перевернуть мир человека и наполнить его жизнь новыми красками.
Человек ждет любви. К немногим любовь приходит, как пришла к Джульетте – под шум безумствующего маскарада в маске «Печали». Перенесемся же вместе на несколько веков назад. Представим себе старую Италию, в которой два могущественных семейных клана Монтекки и Капулетти враждуют между собой уже много лет. Двое юных сердец: 13-летняя Джульетта, дочь семейства Капулетти, и Ромео, наследник семьи Монтекки,- искренне влюблены друг в друга. Но из-за человеческой ненависти и злобы их хрупкие и нежные чувства заканчиваются трагически. Сам Шекспир скажет: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Вот что написала Алигер в своем стихотворении « Ромео и Джульетта»
Высокопочтимые Капулетти,
Глубокоуважаемые Монтекки,
Мальчик и девочка – ваши дети.
В мире прославили нас навеки.
Не родовитость и не заслуги,
Не звонкое злато, не острые шпаги,
Не славные предки, не верные слуги,
А любовь, исполненная отваги…
К немногим приходит любовь, как она пришла к Золушке – с двенадцатым ударом дворцовых часов. Она, может быть, приходила и к вам. Только никто не предупредил, в какое время, и под какими парусами придет КОРАБЛЬ ВАШЕЙ ЛЮБВИ. А сами вы не почувствовали. И всплеск весел был слишком далеко, чтобы вернуть уплывающий корабль.
Любовь – загадочное слово, это маленькая драма
Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всем, старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себя утрата
Иль обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката
Иль ночь, опустошившая сердца?
А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждет:
С природою, с беспамятством слиянья
И вечный мировой круговорот.
О любви писали во все времена. Ведь переживание всегда ищет выхода в слове, радости и муки любви взывают к поэзии.
Любовь слишком хрупка! Она боится грубого слова и неверного жеста.
Любовь – это поэзия, это музыка человеческого сердца, мелодия удивительная, прозрачная, как слеза.
Человек ждет любовь…
Но и любовь ждет к себе тоже особого внимания, особых поступков. Любовь ждет особой музыки вашего сердца. Вслушайтесь в музыку любви. И пусть она затронет струны ваших сердец.
Я гитару настрою на лирический лад,
И знакомой тропинкой уйду в звездопад.
Быть красивой, как песня, попрошу я её.
И гитара взорвется, как сердце мое.
К долгожданной гитаре я тихо прильну,
Осторожно и бережно трону струну.
И она отзовется, призывно звеня.
Добротою наполнит тебя и меня.
В сопровождении гитары звучит песня « Я тебя никогда не забуду».
Ученица: В конце 1828г. На балу у знаменитого московского танцмейстера Йогеля А.Пушкин увидел юную девушку. Ей только минуло 16 лет, но о ней уже заговаривали как об одной из первых московских красавиц. « В белом воздушном платье с золотым обручем на голове она поражала всех своей классической царственной красотой, и Пушкин не мог оторвать от неё глаз. Он был знаменит, слава его гремела на всю Россию. Она же стыдливо отвечала на его восторженные фразы, но эта врождённая скромность, столь редкая спутница торжествующей красоты, только возвысила её в глазах влюблённого поэта». Звали эту девушку Натали, Наталья Гончарова. Через два года она стала его женой. Исполнилась мечта: в дом его вошла « Мадонна», «чистейший образец». Он был счастлив своей любовью к ней, тосковал в разлуке, часто писал ей.
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному суждению знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах - Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона!
Исполнились мои желания, Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец
Учитель
Но в жизни Пушкина была еще одна женщина, которая, дожив до глубокой старости, до конца дней носила в сумочке поэтический подарок великого поэта. Этой женщиной была Анна Петровна Керн.
Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с 19-летней А.Керн в доме президента Академии художеств А.Н.Оленина. Шли годы. После шестилетнего перерыва встреча с Керн произвела на поэта огромное впечатление. Сколько нежности, женственности заметил он в ней! Несколько дней спустя они гуляли.
Глубокой ночью после встречи с Керн Пушкин сидел за столом. Он писал. Рядом с листком бумаги лежал камешек, о который споткнулась Керн во время прогулки.
Горела свеча. В раскрытое окно влетали ночные бабочки и, опаленные пламенем ложились на листок. А рядом с ними ложились пушкинские строки…
Ученик читает стихотворение « Я помню чудной мгновенье»
Ученица. Наяву, во сне ль увидел, встретил
Девушку большой своей мечты.
Вился локон золотистый, светлый,
Были нежны милые черты.
Вот иду, иду я напевая.
И слова у песенки просты:
- Где ж ты, где ж ты, милая, родная,
Девушка моей, моей мечты.
Человек мечтает найти свою любовь. Ведь она – источник жизни и вдохновения. В сопровождении гитары звучит песня из телефильма « Ирония судьбы».
Я спросил у ясеня: « Где моя любимая?»
Ясень не ответил мне, качая головой.
Я спросил у тополя: « Где моя любимая?»
Тополь забросал меня осеннею листвой.
Я спросил у осени: « Где моя любимая?»
Осень мне ответила проливным дождем.
У дождя я спрашивал: « Где моя любимая?»
Я спросил у месяца: «Где моя любимая?»
Месяц скрылся в облаке, не ответил мне.
Я спросил у облака: «Где моя любимая?»
Облако растаяло в небесной синеве…
Именно в состоянии влюбленности многие ученые делали открытия, люди физического труда совершали невозможное, художники писали картины, поэты слагали стихи…
Анна Керн, Татьяна Яковлева, Лаура, Беатриче, Лилия Брик, Наталья Гончарова, Екатерина Раевская. Им посвящали стихи великие поэты. Как красиво и нежно, восторженно писал Пушкин о Наталье Гончаровой! « Еще бы! Натали. Первая красавица в России, избранница поэта, его любовь, его жена, его Мадонна…»
На фоне музыки говорит учитель.
Великий Пушкин писал. А свеча всё горела. Свеча. В ней всегда какая-то тайна, загадка, что-то вечное… Свеча – от слова « свет», своеобразный символ жизни. А воск, стекающий слезами, измеряет время любовных встреч. Свеча. Она горела и в летнюю ночь у Александра Пушкина, и в зимнюю ночь у Бориса Пастернака…
Ученик: Мы погасили свечу. И дымка таинственности рассеялась. Сердца пусть наполнятся эмоциями. Человек умеет,и восхищаться, и удивляться, и радоваться, и грустить, и страдать…
Каждый поэт по-своему пишет о любви.
Ученица
Сердце поэта объемлет весь мир, его чувства приобретают вселенские масштабы.
Маяковский! Такая боль!
Такая боль- Маяковский!
С такою болью к тебе только.
Как будто на раны насыпали соль.
Как будто по сердцу… сухою коркой.
Любовь, тебя такую громаду,
Скрутила в гранит, изломало в память.
Любовь- это уличная баррикада,
И в ней уязвимым падать.
Мне трудно, мне б крикнуть вдоль улицы людной:
« Плачьте, люди! Люди, молчите!»
Любовь умирает, большая и трудная,
Труднее любых великих открытий.
Здесь слез не сдержу и обиды не спрячу.
Тебя ведь тоже при жизни намучило.
И ты любил смешно и незряче.
Где, когда и кому ты выменял
И тоже, наверно, не самых лучших.
Смерть несказанных слов путину?
Ты помнишь ее, с озерным именем,
С фамилией, похожей на бригантину
Рукам уплывать тихо, как в штиле.
Всякому чувству приходит крах.
Любовь начинается с рук любимых,
Кончается где-то на чердаках.
С тела любимой начнется неистовая,
Эта трехмачтовая тоска.
Конец – в тебе у виска.
Пришла я к тебе от всех неверных.
Пришла, как крик! И пришла, как месть.
Какой же коварный влюбленный первым.
Придумал назначить свидание здесь.
Приходят ждать под твою ладонь.
Целуются рядом с твоим отчаянным.
Не понимая, что ты – это боль
Не состоявшегося в Париже свидания.
Ночь простою, простою до рассвета,
Всех живых в эту ночь разлюбив.
Если таких, как ты, нету, то
К кому и зачем мне идти от тебя?
Возле тебя продрожу неприкаянно,
Под тенью твоей буду греться и стыть.
Тебя, большого, убитого, каменного,
За всех не любивших буду любить.
Учитель. Чтобы вам не грустить сейчас слишком, мы расскажем о другой любви, хотя и в ней есть страдания, но, надеемся, вы, слушая это стихотворение, улыбнетесь.
Общеизвестно, что возраст для любви – не самое главное. Впервые это чувство может возникнуть и в 12, и в 15, и в 20 лет. Говорят, у любви нет возраста, прийти она может очень рано…
Каждый может догадаться –
Антонина влюблена!
Ну и что же? Ей скоро двадцать,
А на улице весна.
Только звякнет телефон,
Таня шепчет: «Это он»
Стала ласковой и кроткой,
Ходит легкою походкой,
По утрам поет, как птица.
Вдруг и младшая сестрица
Просыпается чуть свет.
Говорит: «Пора влюбиться!
Мне почти 13 лет».
И Наташа на уроке
Оглядела всех ребят.
Юрка? Слишком толстощекий,
Петя – ростом маловат.
Вот Алеша – славный малый.
Я влюблюсь в него, пожалуй.
Повторяет класс по карте,
Где Иртыш, где Енисей,
А влюбленная за партой
Нежно шепчет: « Алексей»
Алик смотрит огорченно:
« Что ей нужно от меня?
Всем известно, что девчонок
Он боится, как огня.
Он понять ее не в силах!
То она глаза скосила,
То резинку попросила,
То она вздыхает тяжко,
То зачем-то промокашку
Подает ему любя.
Алик вышел из себя!
Поступил он с ней жестоко –
Отлупил после урока.
Так, вот с первого свиданья
Начинаются страданья.
Учитель: А когда « взрослеет любовь», она становится серьёзней.
Ученик и ученица читают стихотворение Я.Смелякова « Хорошая девочка Лида»
Учитель: О любви можно говорить бесконечно. Она не имеет границ во времени и пространстве. В этих, казалось бы, беспорядочных записях потерялись время и пространство. Как звезды на небе, рассыпаны эти имена. Но здесь есть особая гармония – гармония чувства, которое « движет Солнце и светила». Оно, это чувство – источник жизни на земле. Ведь любовь есть всё.
О любви написано великое множество стихов. Кому-то нравятся стихи Марины Цветаевой, а кому-то Бориса Пастернака. Кто-то любит стихи Анны Ахматовой, а кто-то в восторге от поэзии Петрарки, кто-то восхищается поэзией любви Пушкина, а кому-то по нраву Шекспир или Маяковский, Гумилев или Блок…
Поэты всех времен и народов писали о любви.
Ученики читают любимые стихи А.Блока « О доблестях, о подвигах, о славе». С.Есенина « Не бродить, не мять в кустах багряных…».
Прослушивание песни на слова В.Высоцкого « Баллада о любви» в исполнении Гурцкой.
В сопровождении гитары звучит песня муз. Ю.Лозы, слова в творческом переложении.
Жизнь, слезы и любовь…
Слово я своё исполню:
Их рифмами наполню,
И не нужно лишних слов
Ну и пусть
Будет нелегким мой путь
Рифмами сложены пусть
Будут слова моих муз
И мой плот,
Свитый из лучших слов,
С нежным словом ЛЮБОВЬ
Пусть он, как ПАРУС, плывет.
О любви написано много: тысячи страниц. О любви написано мало: чувство неисчерпаемо, как сама жизнь. Сколько бы ни писали о ней, её многообразие, драматизм и новизна не могут быть исчерпаны, пока жив человек на земле, пока бьётся его сердце, пока звучат в прекрасных стихах голоса тех, кто оставил нам свои чувства, пока неразлучны преодолевшие все преграды Орфей и Эвридика…
Хотя любовь является сама,
Ее должны мы выстрадать.
И всеми силами ума,
Души и сердца – выстроить.
А если повернётся, чтоб уйти
Должны мы перекрыть её пути
И – выстоять!
Читайте стихи о любви, сами слагайте. Любите красиво, чисто. Учитесь этому у великих мастеров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Музыкальное путешествие в 19 век. ... и божество , и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь ..."
Автор методической разработки стремится сделать близким и понятным образное содержание русской музыки 19-го века. В доступной и занимательной форме автор раскрывает исторические события, характерные ч...
"И жизнь, и слезы, и любовь..."
Сценарий для постановки литературно-музыкальной композиции, посвященной юбилею Царскосельского Лицея....
Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве И.С. Тургенева "И жизнь, и слезы, и любовь..."
Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству И.С. Тургенева (рекомендуется для учащихся старших классов)...
Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве И.С. Тургенева "И жизнь, и слезы, и любовь..."
Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству И.С. Тургенева (рекомендуется для учащихся старших классов)...
Сценарий литературного вечера "И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь".
Сценарий литературного вечера " И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы , и любовь",в котором воспевается великое человеческое чувс...
внеклассное мероприятие "И жизнь, и слезы, и любовь.."
Материал, помещенный в данном мероприятии, рассказывает о малоизвестном русском поэте, литературном критике, философе А.Н. Креницыне...
Поэтическая гостиная "И жизнь, и слезы, и любовь"
Внеклассное мероприятие к 8 Марта...