"Можем ли мы увидеть музыку?"
презентация к уроку по музыке (5 класс) по теме
"Можем ли мы увидеть музыку?" урок с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mozhem_li_my_uvidet_muzyku.rar | 523.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Можем ли мы увидеть музыку?» 5 класс
Цель урока: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.
Ход урока.
Учитель. Сегодня на нашем уроке прозвучит произведение уже знакомого нам композитора Н.А. Римского-Корсакова. С его музыкой мы встречались довольно часто.
Мир сказок и легенд привлекал многих русских музыкантов: Мусорского, Балакирева, Чайковского, Кюи. Но для всех них это лишь романтический эпизод, лишь ступень в творческом развитии, а для Н.А. Римского-Корсакова мир народной фантазии остался до конца жизни источником вдохновения. Среди всех русских композиторов никто так не любил природу, никто так хорошо не знал и не чувствовал её, никто не умел так изумительно передать её красоту в музыке, как Н.А. Римский-Корсаков.
(Показ видеофильма «Н.А. Римский - Корсаков»)
Учитель. Произведение, которое сегодня прозвучит на нашем уроке, - «Три чуда» - симфоническая картина из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.
- Кто написал эту сказку?
Ученик. А.С. Пушкин
Учитель. Сколько чудес описывают корабельщики в сказке А.С. Пушкина?
Дети. Три. Первое чудо-белка. Второе чудо – тридцать три богатыря. Третье чудо – царевна Лебедь.
(Показ фрагмента из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
(три чуда/
Учитель. А сейчас послушаем симфоническую картину «Три чуда» Н.А. Римского – Корсакова. Послушайте, как композитор чарующими звуками музыки передаёт характер каждой пьесы. Композитор всё время помнит, что здесь он сказочник, и музыкой рассказывает нам сказку. У каждого чуда есть своя музыкальная тема – яркая, красочная картина, только написанная не красками, а звуками.
(Слушание. Симфоническая картина «Три чуда» Н.А. Римский – Корсаков)
Учитель. Какой оркестр исполняет это произведение?
Дети. Симфонический.
Учитель. Все три чуда предстают перед нами в полном блеске. Оркестр подробно рисует нам каждое из чудес.
Учитель. Назовите знакомые вам музыкальные инструменты, звучание которых вы услышали в трёх фрагментах этой симфонической картины.
Дети. Струнные, медные духовые, деревянные духовые, ударные.
Учитель. Какое первое чудо звучит в симфонической картине?
Дети. Белочка.
Учитель. Найдите в тексте слова первого чуда, которые помогли композитору услышать эту картину в звучании.
Дети.
Ель растёт перед дворцом,
Белка в нём живёт ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые
Скорлупы-то золотые.
Ядра – чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
(Показ слайда «Белочка»)
Учитель. Какой характер пьесы «Белочка»?
Дети. Музыка весёлая, лёгкая, игривая, сказочная, песенно-танцевальная.
Учитель. Какую песенку исполняет белочка?
Дети. «Во саду ли, в огороде» - русская народная песня.
Учитель. Найдите в тексте слова второго чуда которые помогли композитору услышать эту картину в звучании.
Дети.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге ,
И останутся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор-
С ними дядька Черномор.
(Показ слайда. «Богатыри»)
Учитель. Какой характер пьесы «Богатыри»?
Дети. В музыке слышится тяжёлая поступь витязей – богатырей и шум «Бурливого» моря. Музыка звучит мужественно, громко, словно идут волшебные великаны.
Учитель. Какой динамический приём использует композитор, чтобы показать, как богатыри появляются издалека, а потом вновь уходят в море?
Ученик. Усиление и ослабление звучания (р,f)
Учитель. Найдите в тексте слова третьего чуда, которые помогли композитору услышать эту картину в звучании.
Дети.
А у князя есть жена ,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
( Показ репродукции картины «Царевна-Лебедь» М. Врубеля)
Учитель. Какой характер пьесы «Царевна-Лебедь»?
Дети. Музыка нежная, волнующая, светлая, прозрачная, плавная, певучая, сказочная. Сначала напоминает всплески волн, а затем – напев русских песен.
Учитель. Скажите: Можно ли представить себе царевну Лебедь без музыки?
(Ответы детей)
Учитель. Насколько беднее, суше был бы её пленительный образ, если бы из него ушла музыка. Композитора и художника подтолкнули на создание этого произведения одни и те же события, но каждый по-своему изображает одно и то же жизненное содержание.
Вывод. Живопись и музыка живут в семье муз очень дружно и охотно помогают друг другу.
Исполнение песен.
- «Дорога Добра» (сл. Ю. Энтина, муз. Минкова).
- «Погоня» муз. Я. Френкеля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Можем ли мы увидеть живопись.
О живописи в музыке русских композиторов....
Урок музыки. Тема урока: Можем ли мы увидеть музыку? (Мужественные, героические образы в искусстве)
Тема урока: «Можем ли мы увидеть музыку?». На первый взгляд эти два вида искусства (музыка и живопись), с...
Урок музыки в 5 классе "Можем ли мы увидеть музыку" с презентацией.
Урок музыки в 5 классе, 3 четверть. "Музыка и изобразительное искусство".1 урок. Тема "Можем ли мы увидеть музыку".Тип урока: введение в тему "Музыка и изобразительное искусство".Цель: выявить с учащи...
"Можем ли мы увидеть музыку"
Урок в 5 классе по программе Д.Б. Кабалевского в разделе "Можем ли мы увидеть музыку" по технологии проблемного обучения....
Можем ли мы увидеть музыку?
Презентация к теме "Руслан и Людмила"...
Проект "Можем ли мы увидеть музыку?"
Данный проект направлен наразвитие внутреннего зрения –как основы развития творческого воображения, которое ребёнку да и вообще человеку необходимо не только в искусстве, но и в любой области, в какой...
Презентация к уроку музыки по теме "Можем ли мы увидеть музыку" 5 класс
Презентация к уроку музыки по теме "Можем ли мы увидеть музыку" 5 класс...