Материал по разработке и анализу открытых уроков в дши
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Николаева Елена Николаевна

В данном материале разработана подборка  примерных  схем по разработке открытых уроков в дши и дмш  и форма их  анализа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primernaya_skhema_obsuzhdeniya_otkrytogo_uroka.doc107.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                   

                                        Муниципальное казённое образовательное

                                     

                                       Учреждение дополнительного образования детей

                                      «Терновская детская школа искусств»

                                          Подбор материала для анализа и разработки открытых уроков.

                                            Подготовила преподаватель  первой категории

                                                  Николаева Елена Николаевна

АНАЛИЗ

урока (открытого урока)

Дата посещения

Предмет

Цель посещения

Ф.И.О. преподавателя

Тема урока

Цель урока

Тип урока

Содержание и ход урока

(Далее идет непосредственно анализ)

Соответствие содержания принципам:

-сочетание доступности с интенсивным творческим трудом учащегося

-научность на уровне достижений педагогики, психологии, передового опыта

-наличие приемов, развивающих умственную деятельность учащегося

Целевая установка урока

-воспитательная направленность

-логичность (оправданный выбор приемов)

-сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения)

-связь изучаемого материала с предыдущим и последующим материалом

-насколько реализована цель

Приемы работы преподавателя (педагогические технологии, методы):

рассказ, демонстрация, создание театральной обстановки, использование дидактического материала.

 Соответствие форм и методов, выбранных преподавателем

Уровень совершенствования знаний:

-уточнение, углубление, расширение, систематизация

Качество знаний учащихся:

-осознанность

-прочность

-системность

Наблюдается ли четкая структура и законченность урока, а также его динамичный ход и ощутимость действий.

Осуществление дифференцированного подхода в обучении с учетом обученности и обучаемости ученика.

Атмосфера на уроке.

Приемы развития способностей учащихся.

На уроке наблюдались:

-самостоятельная работа учащихся над новым материалом

-преемственность тематических знаний

-проблемные ситуации

-использование ТСО  

Показатели наличия интереса у учащихся:

-эмоциональный отклик

-сосредоточенность

-увлеченность процессом деятельности

-стремление по собственному побуждению принять участие в ходе урока

-активность в течение всего урока

 

Преподаватель

Типология уроков

Классические типы уроков:

1 - вводный

2 - контрольный (проверочный)

3 - изучение нового материала

4 - комплексное применение знаний и умений (закрепление)  

5 - урок самостоятельной работы  

6 - урок практической работы

7 - комбинированный урок

8 - обобщения и систематизации знаний

9 - урок повторения

10-урок формирования умений и навыков

 

Нетрадиционные типы уроков (подходят для групповых дисциплин):

1 -  урок-игра

2 – урок-сказка

3 - урок фантазирования

4 - деловая игра

5 - круглый стол или конференция

6 - пресс-конференция

7 - викторина

8 - урок-соревнование

9 - урок-КВН

10 - урок-диалог

11 - урок взаимообучения

12 - аукцион знаний

13 -  урок-спектакль

14 - урок-турнир

15 - урок-путешествие

16 - волшебный конверт

17 - межпредметный интегрированный урок

18 - урок-конкурс

19 - урок творчества

20 - урок-зачет

21 - урок-турнир

22 - урок-лекция:

  • проблемная;
  • лекция;
  • лекция-консультация;
  • лекция-провокация;
  • лекция-диалог.

Номенклатура формулировок общих целей обучения.

Цели обучения:

  • сформировать новое понятие на уровне....(указывается уровень усвоения);
  • обеспечить усвоение учащимися: признаков, свойств и т. д.;
  • обучить новому способу действия (указывается способ действия);
  • устранить пробелы в знаниях (перечисляются какие конкретно);
  • обобщить и систематизировать знания (называется раздел, тема);
  • сформировать у учащихся представление о....;
  • сформировать умение видеть связи между понятиями...;
  • сформировать навыки познавательного мышления;
  • сформировать навыки творческого мышления;
  • развивать познавательные процессы (внимание, воображение, память, восприятие).

        Не обязательно ставить цели обучения на каждом уроке разные: возможно достижение какой-то одной цели в течение нескольких уроков.

Номенклатура целей развития частично совпадает с перечнем общих целей, так как большинство элементов, составляющих различные сферы, может развиваться и совершенствоваться одновременно почти на каждом уроке. Отличие же частных целей (целей урока) от общих заключается в их большей детализации.

Формулировки целей воспитания на конкретных уроках могут приобретать соответствующее выражение:

  • вызвать заинтересованность...,
  • пробудить  интерес, любознательность...,  
  • побуждать учащихся к активности...,
  • закрепить уверенность в ... и т.п.

Цели воспитания предполагают формирование определенных отношений учащихся к Родине (государству, обществу, природе; месту, где родился; месту, где живешь),   к окружающим людям, к себе, к знаниям, к труду, к профессии и т.д.

В общем виде можно предложить следующую номенклатуру  целей воспитания:

  • воспитывать чувство гордости к своему народу, к его истории и культуре; формировать бережное отношение к природе — народному достоянию;
  • формировать привычки оказывать помощь товарищам в учении, труде, повседневных делах,  
  • развивать требовательность к себе;    
  • воспитывать положительное отношение к знаниям;  
  • воспитывать ответственность за свои действия и поступки   и др.

Примерная номенклатура целей уроков:

В дидактике выделяют ТРИЕДИНУЮ ЦЕЛЬ УРОКА - это заранее запрограммированный преподавателем результат, который должен быть достигнут преподавателем и учащимися в конце урока.

Триединая цель урока - это сложная составная цель, вбирающая в себя,   три аспекта: познавательный, воспитательный и развивающий. В цели урока сформулирован тот ключевой результат, к которому должны стремиться преподаватели и ученики.  

 

Познавательный (Образовательный) аспект ТЦУ

Это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:

Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность.

"...целесообразно при планировании образовательной цели урока указать, какого уровня качества знаний, умений и навыков учащимся предлагается достигнуть на данном уроке: репродуктивного, конструктивного или творческого"

Формировать навыки - точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.

Формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.

Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.

Возможные формулировки:

  • изучение новых знаний;
  • сообщение новых фактов;
  • введение новых понятий и терминов;
  • обучение новым способам деятельности;
  • обобщение, углубление уже известного материала;
  • закрепление уже известного способа;
  • обучение работе с источником знаний: книгой, учебником, справочной литературой;
  • систематизация знаний; обзор, упорядочение изученного.

Развивающий аспект ТЦУ

Это наиболее трудный для преподавателя аспект цели, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Чем это объясняется? Думается, что в основу затруднений заложены две причины. Первая заключается в том, что нередко преподаватель стремится формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку, забывая, что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития очень относительна и что оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания . Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.

Развивающий аспект складывается из нескольких блоков.

Развитие мышления

Очень часто в качестве развивающего аспекта ТЦУ ставится задача учить учащихся мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком. Однако в таком виде цель не будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно.

 Развитие речи:

Речевое развитие - показатель интеллектуального и общего развития ученика. Преподаватель ДМШ, ДШИ  работает над  обогащением   словарного запаса; усилением коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладением учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

Развитие сенсорной сферы.

Здесь речь идет о развитии  муз. данных, точности и тонкости различения   звуков и их оттенков. ориентировки   во времени,    

Развитие двигательной сферы.

Оно предусматривает: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движения и т.п.

Возможные формулировки:

  • развивать муз. данные (ритм, муз память, внутренний слух, гармонический слух и т.д.) ... и т.п.
  • формировать умения анализировать,  
  • тренировать память, развивать способности концентрировать внимание и его распределять;
  • развивать умение сравнивать и находить различия и сходства;  
  • развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение;
  • развивать умение обобщать и синтезировать знания;
  • развивать ассоциативного мышления, воображения.

Воспитывающий аспект ТЦУ.  Развивающее обучение не может не быть воспитывающим.  

Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных,   эстетических, патриотических,   и других качеств личности учащегося. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям,   чувства гражданского долга.

"Воспитывающее обучение - это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель урока будет охватывать одновременно целый ряд отношений

С какими же нравственными объектами вступает ученик во взаимодействие на уроке?

Во-первых, - это «другие люди». Все нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, должны целенаправленно формироваться и развиваться преподавателем на уроке независимо от его предметной принадлежности. Отношение к другим людям  проявляется через гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность.

Вторым нравственным объектом, отношение к которому постоянно проявляет ученик, является он сам, его "Я". Отношение к самому себе проявляется в таких качествах, как гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, ответственность и честность

Третий объект - общество и коллектив. Отношение ученика к ним проявляется в таких качествах, как чувство долга, ответственность, трудолюбие, добросовестность, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам - все это проявляет отношения школьников к коллективу, к классу.  

Четвертый объект. Важнейшей нравственной категорией, отношение к которой необходимо формировать и все время развивать и которая постоянно присутствует на уроке, является труд. Отношение ученика к труду характеризуется такими качествами: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие.  

Пятым объектом, который как нравственная ценность постоянно присутствует на уроке, является Родина. Отношение к ней проявляется в добросовестности и ответственности, в чувстве гордости за ее успехи, в озабоченности ее трудностями, в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести ей пользу, в общем отношении к учению и своему учебному труду.  

Возможные формулировки:

  • воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности (исполнительности, дисциплинированности, внимательности, добросовестности, деловитости, уверенности, эмоциональности, уравновешенности, ответственности, трудолюбия, работоспособности);
  • воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, увлеченности, целеустремленности, настойчивости, наблюдательности, волевых качеств, интуиции, сообразительности, самостоятельности);

  • воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность существования и деятельности в ученическом коллективе (требовательности, принципиальности, критичности и самокритичности, великодушия, благородства, человечности, чуткости и гуманности, вежливости, тактичности, уважительности, самообладания, выдержки, умеренности, скромности, верности, постоянства, достоинства, смелости, осмотрительности, характера, оптимизма, жизнерадостности, дружелюбия, приветливости, солидарности, женственности, мужественности, стремления к взаимовыручке);
  • формирование   активной жизненной позиции.

Анализ урока

Преподаватель – Кузьмина И.В.

Предмет – Слушание музыки

Группа - 1 класс  

Посетила – директор ДШИ  ….

Тема:  «Танцевальные движения в музыке»

Цель урока: 

  • Закрепить представления о своеобразии танцевальных жанров  музыки.  

Задачи, поставленные педагогом на данный урок  

Образовательные: 

  • сопоставление различных танцев, выявление сходных и различных черт в их музыке;

Развивающие:

  • развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять, используя разнообразные виды музыкально-практической деятельности;
  • развивать творческое мышление, внимание, память.

Воспитательные

  • воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру.

Тип урока:  закрепление пройденного материала.

 Урок направлен на активизацию познавательной и умственной деятельности.

Реализация задач осуществлялась через следующие виды деятельности:

  • слушание музыки и размышление о ней
  • анализ музыкальных произведений
  • музыкально-ритмические задания
  • пластическое интонирование
  • теоретические знания

    Музыкальную основу урока составили произведения композиторов-классиков, народная музыка. Музыкальные произведения подобраны с учетом их доступности, музыкальной выразительности. Наряду с повторением старого материала, на уроке происходит знакомство с  новым.  

  Важным моментом на уроке является воспитание чувства метроритма. На уроке используются  элементы ритмического сольфеджио, специальные ритмические упражнения, пластическое интонирование. Дети с большим интересом работают с ритмическими карточками.  Таким образом осуществляются межпредметные связи.

   Учащиеся показали неплохие знания основ музыкальной грамоты, владение терминологией.

   По ходу урока наблюдалось динамичное развитие темы и способов ее закрепления. Смена деятельности не давала детям скучать.

   Преподаватель использовала следующие приемы развития познавательных способностей учащихся:

  • преемственность тематических знаний
  • самостоятельная работа учащихся над новым материалом

  Познавательный интереса у учащихся проявлялся через:

  • эмоциональный отклик
  • сосредоточенность
  • увлеченность процессом деятельности
  • активность в течение всего урока

 Преподаватель легко вступает в контакт с любым учащимся, направляет его работу в нужное русло.

  Урок методически построен и проведен грамотно, логически выстроен.

На уроке имели место основные элементы педагогического процесса:  

  • повторение, связь изучаемого материала с предыдущим  
  • мотивация к познанию нового материала,
  • закрепление,
  • практическая деятельность на уроке на основе изученного материала.

Все элементы урока   были взаимосвязаны, проникнуты единой логикой.

Содержание урока соответствует принципам:

  • сочетание доступности с   творческим трудом учащихся
  • сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения

    Наблюдается четкая структура и законченность урока, а также его динамичный ход и ощутимость действий.

 

Цель урока достигнута;   задачи, поставленные педагогом, выполнены.

Директор ДШИ       ……                                

 

 24.10.09.

План-конспект

урока в классе домры на тему

«Работа над музыкальным образом в произведениях»

Преподаватель -  …..

Предмет – домра

Дата проведения открытого урока - 11.02.2010г.

Учащийся 4 класса народного отделения (класс домры) - ….  

Присутствовали – директор…., завуч …..

Концертмейстер -  ……

Тип урока - урок практической работы

Цель - добиться грамотного, выразительного исполнения произведений.

 Задачи урока:

1. Обучающие:

  • освоение технических формул и вспомогательного учебного материала;  
  • умение делать простейший структурный анализ произведений

2.Развивающие:

  • работа над звукоизвлечением при исполнении   штрихов;
  • развитие технических навыков исполнительства, художественного вкуса, творческих способностей.

3. Воспитывающие:

  • привитие интереса и любви к музыкальному искусству.

Ход урока.

1.Гамма f-moll  

Исполнение гаммы и тонического трезвучия, а так же всех видов минора

(натуральный, гармонический, мелодический). Параллельно с игрой гаммы идет повторение теории: строение минорной гаммы, аппликатура, повторение устойчивых ступеней в гамме, трезвучие.

2. Пильщиков «Этюд-A-dur»

   Текст этюда уже разобран.

Задача: добиться технических навыков в исполнении, укрепить 4 палец.

Вместе с учеником повторить структурный анализ произведения: тональность, размер, фразировка, штриховые и ритмические особенности.

Работа над аппликатурой и освобождением исполнительского аппарата. Отработка кистевых движений в правой руки, и расслабление большого пальца в левой руке.

По окончании данной работы Этюд исполняется от начала до конца, с учетом   замечаниями.

3. В.Иванов «Юмореска»

Произведение в работе уже несколько уроков, структурный анализ был сделан ранее.

Задача: отработать умение переключать свое внимание на исполнение разных штрихов и приемов игры (tremolo, pizz.).

Детальная работа над отдельными фразами в произведении, а так же над музыкальным образом.

Исполнение произведение целиком вместе с концертмейстером.

4. Объяснение и запись домашнего задания.

Преподаватель                            

Справка

о посещении урока

Дата посещения –  12.11.10

Предмет- хор

Ф.И.О. преподавателя –   ……

Концертмейстер       ……                                          

Группа –  1 класс

Цель посещения – Познакомиться с методами работы  преподавателя.

Тема урока –  «Вокальные и дыхательные упражнения на уроках хора в игровой форме»  

Цель урока –   показать практическое применение навыков правильного дыхания в пении через освоение упражнений.

Задачи:  - развитие элементарных   навыков правильного дыхания.

 

Тип урока: Урок практической работы, сочетающий закрепление знаний, умений, навыков.    

Ход урока:

1. Дыхательные упражнения (активный выдох, долгий выдох)

  • «Полет на Луну», «Обратный отсчет», «Рубить дрова», «Раздуть костер»
  • упражнения на звукоизвлечение (подражание животным)
  • упражнения на «летящий звук» («игра в снежки», «капитан корабля»)

2. Распевание 

  • Упражнения слогами на staccatto  в  средней динамике. Педагогом ставится  задача настроить певческий аппарат на исполнение  одновременно  в унисон, что способствует слитности голосов.  

Работа ведется очень кропотливо, педагог добивается слитности голосов, чистого унисона,  заостряется внимание на верном дыхании.

  • Упражнения на legato.  Задачи:  работа над совместной чистой интонацией, правильным звукоизвлечением, сглаживанием «крикливых» голосов, усиление тихих,  правильное формирование глазных звуков.

Педагог работает индивидуально с каждым учащимся, небольшими группами, добивается ровного  по динамике звука.

  •  Упражнения на дикцию, выработка четкого произношения сложных гласных. Тексты не только пропеваются, но и проговариваются в различных темпах. 

3. Динамическая пауза

4. Работа над репертуаром:

  • «Ежик» - работа над дикцией, отработка на упражнениях
  • «Рождество» - работа над звукоизвлечением, одновременным окончанием.

Содержание урока  соответствует принципу сочетания доступности с   трудом учащегося

Целевая установка урока имеет

  • воспитательную направленность
  • логичность (оправданный выбор приемов)
  • связь изучаемого материала с предыдущим и последующим материалом

Выводы, замечания, предложения:  

Урок преп. ……   в 1 классе в целом был выстроен методически верно, соблюдены все виды и этапы работы: дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения, распевание, работа над произведениями.  

Было показано много игровых приемов  и упражнений на дыхание, при работе над дикцией и при распевании.

На уроке присутствовало сочетание доступности с  творческим трудом учащихся, сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения. Очень доброжелательная атмосфера на уроке.

Присутствие интереса у учащихся было выражено в их эмоциональном отклике,  увлеченности,    активностью в течение всего урока.

Недостаток: не было четкого окончания урока, домашнее задание не конкретно.

Концертмейстеру необходимо следить за звуком, не заглушать исполнителя. При аккомпанементе гаммы выбран очень низкий регистр.

 

               Зав. учебной частью                    И.В.Кузьмина

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия ко дню матери.

Вечер отдыха  в честь празднования дня матери с поздравительной концертной программой. Главный аспект воспитание нравственности в учащихся....

Материал в разработке...

Материал в разработке......

"Бисер - материал" методическая разработка по разделу "Азбука бисероплетения" первый год обучения

Цель методической разработки- активизация познавательной активности учащихся школьного возраста....

Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения геометрического материала учащимися с интеллектуальными нарушениями" 5 класс

Данная разработка поможет педагогам, работающим в специальных (коррекционных) школах дял детей с интеллектуальными нарушениями провести итоговое тестирование обучающихся по геометрическому материалу в...

Свидетельство проекта infourok.ru №ТВ51654856 о размещении авторского материала методическая разработка "Эффективный урок как показатель профессиональной подготовки учителя"

Свидетельство проекта infourok.ru №ТВ51654856  о размещении авторского материала  методическая разработка "Эффективный урок  как показатель  профессиональной подготовки учител...

Свидетельство проекта infourok.ru №ЦА69266290 о размещении авторского материала методическая разработка "Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания"

Свидетельство проекта infourok.ru №ЦА69266290 о размещении  авторского материала  методическая  разработка   "Средства развития учебной  мотивации на уроках истории ...

Свидетельство проекта infourok.ru №ЦВ08814365 о размещении авторского материала методическая разработка рабочий лист Всеобщая история 7кл

Свидетельство проекта infourok.ru №ЦВ08814365  о размещении авторского материала  методическая разработка рабочий лист Всеобщая история 7кл...