Спортивная и олимпийская тематика на уроках музыки 6 класс
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему

Жердецкая Галина Николаевна

Приведенный материал может быть использован как фрагмент урока

либо полностью, либо частично в зависимости от выбора педагога.

Теоретический материал сопровождается музыкальными примерами,

как для слушания, так и для исполнения. Некоторый песенный материал

предложен в формате караоке.

Иллюстративный материал предложен в приложении в виде

мультимедийных презентаций, которые могут быть использованы и

дополнены по усмотрению учителя.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Предлагаемые рекомендации по включению спортивной и олимпийской тематики могут быть использованы педагогами, работающими по  рабочим программам,  разработанным на основе авторских программ  Д. Кабалевского, Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, В. Алеева.

Выбор материала по музыке в 6 классе основывался на соответствии основной теме года «В чем сила музыки».

В уроки  включены такие темы, как: музыкальные произведения на спортивную и олимпийскую тематику, музыкальное сопровождение спортивных соревнований, виды спорта, в которых музыка играет важную роль, значение музыки на Олимпийских играх и спортивных праздниках, гимны прошедших Игр, композиторы, посвящающие свое творчество спорту и Олимпийским играм.

Теоретический и музыкальный материал подобран с учетом возрастных особенностей учащихся.  Виды музыкальной деятельности:  хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, а также музыкально-ритмические движения.

Отбор музыкальных произведений осуществлялся согласно заданной спортивной и олимпийской тематике, с учетом художественной выразительности, образовательной и воспитательной направленности.

Приведенный материал может быть использован как фрагмент урока либо полностью, либо частично в зависимости от выбора педагога.

Теоретический материал сопровождается музыкальными примерами, как для слушания, так и для исполнения. Некоторый песенный материал предложен в формате караоке.

Спортивная и олимпийская тематика в содержании предмета «Музыка»

6 класс

1 четверть. Урок 4.

Фрагмент урока «Искусство – память человечества».

С незапамятных времен музыка сопутствовала людям в труде, отдыхе, радости и горе. В музыке отражена история, выражены мысли и чаяния человечества.

Так, музыка, которая звучит на крупных спортивных соревнованиях остается в памяти людей на долгие годы и через много лет ассоциируется у нас с теми чувствами и эмоциями, которые испытали когда-то.

Слушание: «Олимпиада. Спорт. Москва»

Одна из самых трогательных песен была исполнена на закрытии Олимпиады 1980 года в Москве. Когда огромный Мишка взмывал на воздушных шарах в небо, звучала песня «До свиданья, Москва». Ее исполняли Лев Лещенко и Татьяна Анциферова. Многие зрители на стадионе плакали под слова «На трибунах становится тише, тает быстрое время чудес.

До свиданья, наш ласковый Миша, возвращайся в свой сказочный лес». Необычный дуэт звучал на открытии Олимпийских игр 1992 года в Барселоне. Оперная звезда Монсеррат Кабалье и знаменитая рок-звезда Фредди Меркьюри спели композицию «Барселона». А на зимних Олимпийских играх в Альбервилле норвежская исполнительница Сессил пела песню, сидя на белом медведе. На Играх 1998 года в Нагано 9-ю симфонию Бетховена исполнил огромный хор во главе с израильтянином русского происхождения Денисом Седовым.

Конечно, поют не только на Олимпиадах. Крупные футбольные соревнования тоже не остаются без музыкальных гостей. Например, для финала Чемпионата мира по футболу 2002 года певица Anastacia специально написала песню «Boom». На Евро-2008 Энрике Иглесиас пел хит «Сan you hear me». Более того, специально для Евро-2008 был написан гимн футбольного соревнования. Его авторами стали звезда регги Shaggy и рок-группа из Гамбурга Revolverheld.

Слушание музыки: «Олимпиада. Спорт. Москва».

Фредди Меркьюри «Барселона».

Энрике Иглесиас «Сan you hear me».

Исполнение. Гимн заявки «Сочи-2014»

1 четверть. Урок 8.

Фрагмент урока «Музыка объединяет людей».

Как никакое другое искусство, музыка объединяет людей для общих дел и радостей, для укрепления духа.

Были ли в вашей жизни наблюдения о том, как музыка объединяет

людей? (Подвести учащихся к ответу о музыке, звучащей на крупных спортивных мероприятиях.)

Музыка помогает объединять людей, дарит им радость эмоционального общения. Будь то национальный праздник или крупное спортивное соревнование. Ведь даже в спорте все начинается с музыки – с гимна. Ярким примером музыки, объединяющей людей надеждой, что человек – сильный, он может преодолеть все преграды и победить, стать чемпионом, является песня «We Are The Champions» группы Queen, без которой не может обойтись практически ни один финал крупного спортивного праздника. Песня «We Are The Champions» – это чествования победителя., сумевшего преодолеть себя и достичь победы. Вот текст припева.

Мы чемпионы, мой друг,

И мы будем продолжать

бороться до самого конца.

Мы чемпионы,

Мы чемпионы.

Это время победителей,

Ведь мы – чемпионы мира.

Слушание.

Трудно переоценить значение музыки во время проведения международных соревнований. И особенно, Олимпийских игр. Ведь в этом случае музыка не только эмоционально объединяет людей, но и помогает поддержать национальный дух, чувство гордости за свою страну, за свою команду.

Слушание музыкального примера (по выбору учителя)

Исполняется олимпийский гимн при поднятии олимпийского флага во время открытия Игр, и на церемонии закрытия игр. А также в некоторых других случаях.

Олимпийский гимн был написан в 1896 году. Автор музыки – греческий оперный композитор Спиро Самара. Слова Гимна написал греческий поэт Константинос Палама. В 1958 г. в Токио олимпийский гимн был официально утвержден МОК. Ноты (партитура) О. г. хранятся в штаб-квартире МОК в Лозанне. Вот как описывается первое исполнение олимпийского гимна: «...И вот наступил долгожданный день – 6 апреля 1896 года. Раздался пушечный выстрел, и ввысь взметнулись звуки олимпийского гимна, сопровождаемого ангельским пением женского хора. Эхо музыки, которая принесла славу оперному композитору Спиро Самара, ныне абсолютно забытому, отозвалось далеко за холмами, обрамляющими город.

На Мраморном стадионе собралось 80 тысяч человек. В глубокой тишине раздаются слова греческого короля Георга I: - Объявляю первые международные Олимпийские игры в Афинах открытыми!»

А вот гимн заявки «Сочи-2014» впервые прозвучал 26 сентября 2006 г. Звезды российской эстрады собрались вместе, чтобы впервые представить публике Гимн Заявки «Сочи-2014» и снятый на него видеоклип.

Слушание и исполнение музыки:

«We are the champions»

«Вперед, Россия - 1», «Вперед, Россия – футбольная», «Давай, Россия!»

Гимн Заявки «Сочи-2014»

2 четверть. Урок 13

Фрагмент урока «О чем рассказывает музыкальный ритм».

А знаете ли вы, ребята, что человеческий организм реагирует на музыку на бессознательном уровне? Он «отзывается» на определенные звуки, входит с ними в резонанс: замедляется дыхание или учащается пульс.

Нам проще работать, когда нам задают четкий ритм движений. Очень интересными оказались результаты исследований зависимости между музыкой и состоянием автопилота. Те, кто занимался аэробикой, наверное, и сами почувствовали этот эффект. Если музыка «правильная», то можно практически впасть в транс, двигаться на автомате, не замечая течения времени. Утомляемость при этом понижается, а психологическое состояние приближается к идеалу. Танцующий словно парит под облаками, он счастлив и доволен жизнью. Повышается физическая активность и энергия бьет ключом.

Давайте попробуем доказать это утверждение на практике.

Музыкальная игра «Зарядка».

Это не просто зарядка. Вы будете выполнять упражнения, и следить за изменением ритма. Будьте внимательны. Ритм будет меняться без предупреждения.

Слушание музыки:

«Подъем на зарядку»

3 четверть. Урок 18

Фрагмент урока «Мелодией одной звучит печаль и радость»

Учитель. А теперь послушайте еще одно музыкальное произведение и постарайтесь найти ответы на следующие вопросы: о каком событии идет речь в песне, почему мы говорим, что в этой песне одной мелодией передается и печаль и радость.

А. Пахмутова. «До свиданья, Москва!»

Варианты ответов:

Эта песня об Олимпиаде в Москве (в каком году проходили в Москве Олимпийские игры?). Мелодия грустная и несколько печальная потому, что речь идет о том, что закончился большой спортивный праздник и его участникам, многие из которых подружились, надо расставаться. Но в мелодии есть и оптимистические, светлые нотки. Спортсмены разъедутся, но останется память об этом событии, останется дружба, новые впечатления и надежда на новую встречу.

Слушание и исполнение музыки:

А. Пахмутова. «До свиданья, Москва!»

3 четверть. Урок 25

Фрагмент урока «Философия фуги».

Прежде всего, вспомним, что полифония – это особый способ изложения музыкальной мысли, который, по словам И.С. Баха, должен восприниматься как беседа голосов. И одним из видов такой беседы является фуга. Этим словом, ведущим свое происхождение от латинского fuga - бег, называется многоголосное полифоническое произведение, сочиненное по особым, весьма строгим законам.

В основе фуги лежит, как правило, одна музыкальная тема - яркая, хорошо запоминающаяся. Тема эта звучит последовательно в разных голосах. В зависимости от количества голосов фуга может быть трехголосной четырехголосной и т. д.

Музыкальный пример. Слушание с комментариями учителя. (По выбору учителя. Можно исполнить экспозицию фуги до минор И.С. Баха из ХТК.)

Фуга – это высшая, самая сложная форма полифонической музыки. Несмотря на то, что полифоническая музыка появилась очень давно, эта музыкальная форма с успехом используется и современными композиторами. Вот, например одна из музыкальных картин в фильме «О, спорт, ты – мир!» написана композитором А. Пахмутовой именно в форме фуги. Слушаем и постараемся определить, сколько голосов участвуют в этой «музыкальной беседе», как должны вести себя голоса, что бы не навредить гармонии (уметь слушать друг друга, не перебивать, не перекрикивать, в общем, честно и вежливо по отношению друг к другу. Эта музыка посвящена спорту, а актуально ли такое поведение в спорте, почему).

Слушание. Обсуждение.

Слушание музыки: А. Пахмутова. Диалог (Фуга) из к\ф «О, спорт, ты -

мир!».

4 четверть. Урок 34

Фрагмент урока «В чем сила музыки».

Тысячи лет существует музыка на земле, и тысячи лет люди снова и снова пытаются ответить на этот вопрос: ―Почему музыка волнует и трогает? Почему к ней, как к солнечному свету, тянутся не только люди, но и животные, и даже растения? И почему именно с музыкой связывает человек свои представления о прекрасном?» За что мы любим музыку? За настроение? Одну музыку мы выбираем при грусти, другую – в радости. То есть главная ценность музыки – эмоции. А как приятно вставать с постели под радостную, бодрую мелодию! Это неспроста. Музыка непосредственно воздействует на «центры пробуждения» в человеческом мозге. То есть если нужно встряхнуться, задать организму бодрый ритм – мы слушаем быстрые, живые мелодии.

Музыкальный пример. «Зарядка» или «Улыбка»

Открывая для себя новые грани современного мира, каждому из нас приходится неизбежно сталкиваться с тем любопытным фактом, что новое - это иногда забытое старое, хотя и несколько измененное.

Интересным примером может служить история использования музыки в жизни Древнего мира.

Уже в древней Спарте знали об огромной воздействующей силе музыки, особенно во время занятий спортом. В 688 г. до н.э. Фалет завез из Крита исполняемые в ритме гекзаметра песеннообразные «гипнопедии» и «пиррихий», под благозвучные мелодии которых выполнялись различные гимнастические упражнения и приемы борьбы и кулачного боя.

По свидетельству древнегреческого историка Атенея, гипнопедии представляли собой своеобразные специфические песни - пляски, исполняемые атлетами в специальных школах - палестрах, во время выполнения физических упражнений в едином групповом ритме, управляемым музыкой.

Массовое внедрение музыки в физическую культуры Спарты раньше других государств, по всей видимости, сыграло не последнюю роль в том, что спартанские атлеты завоевали в VII в. до н.э. большую часть всех олимпийских наград. По дошедшим до нас античным спискам победителей

Олимпийских игр этого столетия преимущество спартанцев было подавляющим и неоспоримым. Успешному примеру Спарты начинают следовать другие государства, и границы удачного эксперимента быстро расширяются. В середине VII века до н.э. древнегреческий поэт Архолох добавляет к гекзаметру спортивных мелодий ритмы ямба и хорея, заимствованные из трудовых народных песен. А вскоре появляется и еще одна новая форма спортивных песен – «эпиникии», слагающиеся в честь победителей национальных спортивных состязаний.

Даже Пифагор, который был помимо прочего, еще и победителем Олимпийских игр по борьбе и кулачному бою, всячески способствовал широкому внедрению музыки в физическое воспитание на научно- теоретической основе. Для усиления музыкального воздействия на деятельность человека Пифагор в VI веке до н.э. изобрел гармонический канон (монокорд), которым математически размерил музыкальные интервалы на точные пропорции. Пифагор использовал различные звуковые сочетания для изменения тех или иных негативных состояний души человека (скорбь, раздражение, страх и т.д.). Знаменитым сторонником музыкального сопровождения занятий спортивной борьбой был ученик Пифагора, певец, философ, ученый и самый выдающийся борец античности Милон Кротонский. Он выходил победителем в борьбе на шести (!) Олимпийских играх в течение 540 – 516 гг. до н.э., а также неоднократно был первым на других крупнейших межгосударственных спортивных состязаниях того периода. Подобные спортивные достижения уникальны и не имеют аналогов ни в древнем, ни в современном мире.

Являясь активным членом пифагорейского общества, Милон Кротонский собственным примером демонстрировал преимущество спортивной тренировки под музыку. В целях ненавязчивого нравственного и духовного воспитания общества музыка классического периода Древней Греции была пронизана идеями гражданственности, народности, чести и справедливости.

Исполнение: «Спортивная песенка», «Трус не играет в хоккей».

Заключение

Вряд ли кто будет оспаривать магическую силу музыки, способную влиять не только на душу, но и на физическое состояние человека.

Многие виды спорта невозможно представить без союза с музыкой. В спорте музыка всегда использовалась для подчёркивания особой важности происходящего, для создания определённого настроения, как у зрителя, так и соревнующихся спортсменов.

Многие композиторы посвящали своё творчество спорту и Олимпийским играм.

Список ссылок на источники.

Музыка. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/Т.И. Науменко,

В.В. Алеев.М.:Дрофа, 2006

История Олимпийских игр.

http://www.russwimming.ru/data/menu/sportplav/olympic/jkdfk.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/We_Are_the_Champions

Олимпийский гимн. http://ru.wikipedia.org/

http://www.olimpizm.ru/encyclopedia/doc/20061115/48348437-print.html,

dsmitry.ru/Olympic_Flag

I Олимпийские игры 1896 года, Афины, Греция.

http://www.rowingru.com/20/section.aspx/10/i-olimpiyskie-igri-1896-goda-afinigreciya

Музыкальный ритм. http://www.pepsilight.ru/articles/98745

Полифония. http://ru.wikipedia.org/wiki/

Фуга. http://slovari.yandex.ru

А. Пахмутова. http://www.pakhmutova.ru/songs/sport.shtml

Новые грани исторического союза спорта и музыки (история и

современность). http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=861

Ссылки для получения дополнительной информации

Музыка на Олимпийских играх. http://www.olympic.ru/ru/OlympChart.asp?p=1

Олимпийский гимн. http://slovari.yandex.ru, http://www.noc.by/hartiy/htdocs/3/ ,

Футбольные гимны. http://www.ef2012.com/index.php/ru/futbolnye-gimny.html

Музыкальный ритм.

http://fdstar.com/2008/11/21/muzyka_temp_ritm_i_metr.html

Полифония. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/238774

Музыкальная культура Древнего мира.

http://blogs.privet.ru/community/drewni_egipet/36166119, http://greece78-

3.narod.ru/music.html

Терра_Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь. М.:Терра,

1998

Музыка как фактор повышения эффективности занятий спортом.

http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2004N5/p62-63.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивная и олимпийская тематика в содержании предмета «Музыка»

Предлагаемые рекомендации по включению спортивной и олимпийскойтематики могут быть использованы педагогами, работающими порабочим программам,  разработанным на основе авторскихпрограмм  Д. К...

Использование модуля по олимпийской тематике на уроках истории.

Хотелось бы представить примеры использования модуля по олимпийской тематике на уроках истории в 5 и 6 классах, так как наибольший объем материала связан с историей Древней Греции и Средних Веко...

Урок музыки Класс: 7 Тема: "Что значит современность в музыке?"

Закрепление  и расширение знаний о композитарах – классиках. Отвечающему смыслу понятия «современность» (И.С. Бах, Л.Бетховен)...

Проект: « Олимпийская тематика на уроках русского языка»

Использование олимпийской тематики на уроках русского языка...

Спортивная и олимпийская тематика в содержании предмета "Музыка" 8 класс

         Предлагаемые рекомендации по включению спортивной и олимпийской тематики могут быть использованы педагогами, работающими по рабочим программам, разработанным н...