Спортивная и олимпийская тематика в содержании предмета «Музыка»
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Жердецкая Галина Николаевна

Предлагаемые рекомендации по включению спортивной и олимпийской

тематики могут быть использованы педагогами, работающими по

рабочим программам,  разработанным на основе авторских

программ  Д. Кабалевского, Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, В. Алев.

В уроки  включены такие темы, как: музыкальные произведения на спортивную и олимпийскую тематику, музыкальное сопровождение спортивных соревнований, виды спорта, в которых музыка играет важную роль, значение музыки на Олимпийских играх и спортивных праздниках, гимны прошедших Игр, композиторы, посвящающие свое творчество спорту и Олимпийским играм.

Теоретический и музыкальный материал подобран с учетом

возрастных особенностей учащихся.  Виды музыкальной

деятельности:  хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, а также музыкально-ритмические движения.

Отбор музыкальных произведений осуществлялся согласно заданной

спортивной и олимпийской тематике, с учетом художественной

выразительности, образовательной и воспитательной направленности.

Приведенный материал может быть использован как фрагмент урока

либо полностью, либо частично в зависимости от выбора педагога.

Теоретический материал сопровождается музыкальными примерами,

как для слушания, так и для исполнения. Некоторый песенный материал

предложен в формате караоке.

Иллюстративный материал предложен в приложении в виде

мультимедийных презентаций, которые могут быть использованы и

дополнены по усмотрению учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrabota.docx30.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением отдельных предметов»

Спортивная и олимпийская тематика в содержании предмета «Музыка»

Учитель музыки первой

квалификационной категории

Жердецкая Г.Н.

 Волгоград 2013 г.

Содержание:

Введение

Основная часть

1.«Музыка дружит не только с поэзией» фрагмент урока № 7

2. «Песня – верный спутник человека» фрагмент урока № 8

3.Заключительный урок – концерт фрагмент урока № 16

4.«Может ли музыка выразить характер человека» фрагмент урока № 25

5. «Музыка в произведениях изобразительного искусства» фрагмент урока № 34

Заключение

Список используемой литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемые рекомендации по включению спортивной и олимпийской

тематики могут быть использованы педагогами, работающими по

рабочим программам,  разработанным на основе авторских

программ  Д. Кабалевского, Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, В. Алев.

В уроки  включены такие темы, как: музыкальные произведения на спортивную и олимпийскую тематику, музыкальное сопровождение спортивных соревнований, виды спорта, в которых музыка играет важную роль, значение музыки на Олимпийских играх и спортивных праздниках, гимны прошедших Игр, композиторы, посвящающие свое творчество спорту и Олимпийским играм.

Теоретический и музыкальный материал подобран с учетом

возрастных особенностей учащихся.  Виды музыкальной

деятельности:  хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, а также музыкально-ритмические движения.

Отбор музыкальных произведений осуществлялся согласно заданной

спортивной и олимпийской тематике, с учетом художественной

выразительности, образовательной и воспитательной направленности.

Приведенный материал может быть использован как фрагмент урока

либо полностью, либо частично в зависимости от выбора педагога.

Теоретический материал сопровождается музыкальными примерами,

как для слушания, так и для исполнения. Некоторый песенный материал

предложен в формате караоке.

Иллюстративный материал предложен в приложении в виде

мультимедийных презентаций, которые могут быть использованы и

дополнены по усмотрению учителя.

Спортивная и олимпийская тематика в содержании предмета «Музыка»

5 класс.

1 четверть. Урок 7.

Фрагмент урока «Музыка дружит не только с поэзией»

Представьте, что однажды пропала на Земле вся музыка. К чему бы это

привело? (Ответы учащихся.) Да, от песен остались бы только стихи. А какой

жанр искусства (кстати, который вы все очень любите) также сильно бы

изменился? (Подвести ребят к ответу «кино».) Верно, Кино и Музыка были

вместе с самого начала – ведь звуковое кино появились только через 30 лет

после изобретения синематографа, и в эпоху немых фильмов музыку в кино

создавали таперы – музыканты, сопровождавшие показ фильма игрой на

фортепиано. Музыка в кино помогает создать настроение, понять

происходящее без лишних слов, сделать образы ярче и понятнее. Одним из

композиторов, который писал замечательную музыку для кино, был Исаак

Дунаевский. Вспомните, какие песни этого композитора вы уже знаете.

Исаак Дунаевский – композитор, имя которого еще при жизни стало

легендарным. О такой невероятной популярности, всенародной любви,

которую он познал, можно только мечтать. Великий Исаак Дунаевский

создал удивительную музыку на все времена, наполненную оптимизмом,

восторгом и триумфом. Одним из таких примеров является музыка к к-ф

«Вратарь», увертюру из которого мы сейчас услышим. Увертюра-это своего

рода вступление, которое коротко расскажет нам о том, встреча с какими

героями и образами нас ждет. Слушаем и пробуем определить, сколько

разных по характеру мелодий (а значит, и разных по характеру героев)

прозвучит.

Слушание музыки.

Трек. Увертюра к фильму «Вратарь».

Ответы учеников. Комментарии учителя (два образа: один – яркий,

энергичный и жизнерадостный, другой – лирический, светлый). Основой для

энергичной мелодии стал музыкальный фрагмент, который дальше в фильме

превратится в яркий спортивный марш. Хотите узнать, как это будет? Тогда

слушаем (на экран можно вывести текст марша и дети смогут подпевать).

Мы еще с вами встретимся с разными маршами, в том числе и спортивными.

Скажите, а какой вид спорта просто невозможно себе представить без союза

с музыкой?

(Гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание.)

Какую роль играет музыка в этих видах спорта?

Роль музыки, хореографии в этих видах спорта очень велика. Более того,

правильно подобранная музыка, проработанный сюжет могут сгладить

недостатки и погрешности техники исполнения. И наоборот, впечатление от

технически сложной и чисто выполненной программы может быть

испорчено, если выступление непродуманно с художественной точки

зрения.

А сейчас я предлагаю вам игру. Посмотрите на экран. Какие виды спорта

изображены на слайдах?

Ответы детей. То есть это виды спорта, которые на первый взгляд ничего

общего с музыкой не имеют. Согласны? А теперь давайте пофантазируем и

представим, что эти слайды ожили и зазвучали. Какой по характеру, на ваш

взгляд, мелодией зазвучал бы хоккей? (Яркая, напористая мелодия, смелая).

А бобслей? (Быстрая, стремительная.) С какой музыкой у вас ассоциируется

фристайл и почему? (Танцевальная, легкая.)

Я тоже выбрала для вас мелодию, но вот «забыла», для какого вида спорта.

Давайте вместе послушаем, и вы поможете мне «вспомнить», т.е. определить

какому из представленных видов спорта эта музыка подходит больше всего и

почему?

Слушание музыки.

Трек Г. Свиридова «Время, вперед!»

Обсуждение.

А теперь задание сложнее. Мы сейчас услышим несколько музыкальных

фрагментов, подумайте, с каким спортивным событием у вас ассоциируется

эта мелодия.

Слушание музыки:

И. Дунаевский. Увертюра к фильму «Вратарь».

Г. Свиридов. «Время, вперед!»

Слушание и исполнение: марш из к/ф «Вратарь».

1 четверть. Урок 8.

Фрагмент урока «Песня – верный спутник человека»

Как вы думаете, с какой музыкой маленький ребенок знакомится

раньше всего? (Ответы учащихся.) Конечно это песня. «Появился на свет

маленький человек, и сразу же зазвучали над его колыбелью тихие,

сердечные напевы. Не понимает, конечно, малыш, что звучит над ним песня

— хоть и с простыми, очень ласковыми словами, хоть и с простой, но очень

нежной мелодией. Не понимает, а все-таки услышит, успокоится и заснет. А

чуть с четверенек приподнимется, ходить научится — и сам запоет какие-то

одному ему понятные «ту-ту-ту», «ля-ля-ля»… И совсем уж незаметно одна

за другой войдут в его жизнь разные песенки. Песенки веселые и грустные,

бодрые и задумчивые, серьезные и смешные. Песни о дружбе, о любви, о

Родине, обо всем, что мы видим вокруг себя, обо всем, о чем думаем, о чем

мечтаем» (Д. Кабалевский).

И уже навсегда человек сохраняет свою привязанность к песне, не

может обходиться без нее ни в радости, ни в горе.

О роли песен в жизни человека, да и музыки вообще, люди знали уже

с древних времен. Вот в Древней Греции, например, во время Олимпийских

состязаний, помимо спорта, древние греки состязались еще и в разных

искусствах.

Так, в свое время в них участвовали отец истории Геродот, математик

Пифагор, философ Сократ, оратор Демосфен, писатель Лукиан, трагики

Эсхил, Софокл, Еврипид и многие другие, всемирно известные люди.

Основное место в этой части программы отводилось музыке и поэзии.

Для усиления эмоционального воздействия на зрителей поэты читали свои

произведения, как правило, с музыкальным сопровождением. Вот так когда-

то, возможно, спортивные состязания помогли объединению таких видов

искусств, как музыка и поэзия. В результате такого союза, возможно, и

появился музыкальный жанр, без которого просто немыслима жизнь

человека: этот жанр – песня. Вот пример такой дружбы, объединившей

поэзию, музыку и даже спорт (Трек «Темп»). Песню «Темп», как многие

другие замечательные песни, в том числе и песни о спорте, написала

композитор А. Пахмутова. Впервые эта песня прозвучала в фильме «О спорт,

ты – мир!» в 1980 г.

А какие песни о спорте знаете вы?

Вот так, несмотря на кажущуюся несовместимость понятий, музыка и

спорт уже несколько веков подряд идут рука об руку. В спорте музыка всегда

использовалась для подчеркивания особой важности происходящего, для

создания определенного настроения, как у зрителей, так и у соревнующихся

спортсменов. Думаю, вы узнаете эту музыку. Автор этой песни тоже А.

Пахмутова. («Герои спорта»)

Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к песне о спорте.

Слушание музыки: А. Пахмутова, «Темп» (ДМТ «Домисолька»).

Слушание и исполнение: А. Пахмутова, «Герои спорта»

2 четверть. Урок 16. Заключительный урок-концерт.

Исполнение музыки по выбору учащихся, в том числе песен на спортивную

тематику, изученных на предыдущих уроках: марш из к/ф «Вратарь», «Герои

спорта», «Темп» и другие по выбору учащихся.

3 четверть. Урок 25.

Фрагмент урока «Может ли музыка выразить характер человека»

Много странного в жизни у нас,

Например, я мечтал много лет,

Даже делал попытки не раз,

Написать музыкальный портрет.

Для натуры нашел человека –

Эталон благородства и чести,

Современник из нашего века,

Прожил жизнь безо лжи и без лести.

И сегодня, «рисуя» портрет,

Не простая, поверьте работа,

Мне пюпитр заменит мольберт

Вместо красок, кистей – только ноты.

Как вы уже догадались из стихотворения, речь сегодня на уроке пойдет о

портрете в музыке. Что такое портрет?

Портрет – это изображение одного человека. Итак, первый музыкальный

портрет. Слушаем.

Исходя из характера музыкального произведения, что можно сказать о

данном персонаже? Какими качествами он обладает? Какие средства

музыкальной выразительности использует композитор, изображая данного

―героя‖? Как вы думаете, как выглядит этот человек внешне? Я сейчас

покажу вам несколько фотопортретов. Выберите, кому из представленных

здесь людей больше всего подходит данная музыка. Почему?

(Необходимо подобрать несколько фотопортретов, среди которых должен

быть известный спортсмен, лучше всего, если это будет известный спортсмен

города или края.)

Вы узнали человека на портрете? Да, это наш олимпийский чемпион –

Алексей Воевода. Что вы о нем знаете?

Какими чертами характера должен обладать спортсмен, чтобы добиться

победы? Отражает ли услышанная вами музыка эти черты? Глядя на портрет

А. Воеводы, давайте еще раз послушаем этот музыкальный портрет. Эту

музыку, а вернее, песню написала А. Пахмутова и называется она (под стать

нашему герою) «Богатырская наша сила».

Справочный материал.

Алексей Иванович Воевода (родился 9 мая 1980 в г. Сочи) — выдающийся

российский спортсмен, на Олимпиаде в Турине был членом олимпийской

сборной команды России по бобслею, где завоевал серебряную медаль в

составе экипажа-четверки.

До перехода в бобслей Алексей Воевода стал трехкратным чемпионом мира

по армрестлингу.

А в 2010 г. на Олимпийских играх в Ванкувере в составе экипажа двойки с

Зубковым Алексей Воевода завоевал бронзовую медаль.

Награды: медаль и орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (5 марта

2010 года) — за большой вклад в развитие физической культуры и спорта,

высокие спортивные достижения на Играх XXI Олимпиады 2010 года в

Ванкувере. Заслуженный мастер спорта России.

(В приложении предлагается мультимедийная презентация «А. Воевода»)

Слушание музыки: А. Пахмутова. «Богатырская наша сила».

4 четверть. Урок 34.

Фрагмент урока «Музыка в произведениях изобразительного искусства»

Взаимодействие красок и звуков, музыки и живописи существует

издавна как в природе, так и в искусстве. Вот, например, в Древней Индии

существовал род живописи на музыкальные темы – ваника, в которой семь

звуков гаммы сопоставлялись с семью цветами, а мелодия – с определенной

графической формой. С целью сделать музыку видимой в ХVIII веке даже

был создан так называемый «цветной клавесин».

Выдающиеся русские композиторы Н. А. Римский-Корсаков и А. Н. Скрябин

обладали так называемым «цветным слухом». Каждая тональность

представлялась им окрашенной в определенный цвет и в связи с этим имела

тот или иной эмоциональный колорит. Так, до мажор у Римского-Корсакова

— белый; до минор — багряный, трагический; ми мажор — сумрачный,

серо-синеватый (дать музыкальные примеры).

Часто созданные музыкальные образы находят свое воплощение в

произведениях живописи. И наоборот, образы, запечатленные в живописи,

могут зазвучать.

Посмотрите, пожалуйста, на картину С. Суровцева «Счет открыт».

(Репродукции картин даны в приложении.)

Какое событие отражено на картине? Какие эмоции испытывают игроки?

Вспомните, что мы сегодня говорили о связи цвета и звука?

Я вам сыграю несколько аккордов, выберите те, что по краскам

соответствуют настроению игрока, забившего гол, эмоциям вратаря. Они

одинаковые или нет? Почему?

Перед вами еще одна картина художника А. Дайнеки, посвященная футболу.

Какая атмосфера передана в картине? Какими качествами должны обладать

настоящие футболисты?

Если бы вы решили написать музыку о футболе, какие музыкальные средства

вы выбрали? (Ответы учащихся, обсуждение.)

Исаак Дунаевский написал песню, которая называется «Вот это и есть

футбол» (как вариант – песня А. Пахмутовой «Ах, футбол»).

Послушайте и скажите: удалось ли композитору найти подходящие

музыкальные краски для рассказа об этом виде спорта и почему вы пришли к

такому выводу.

Ответы учащихся с комментариями учителя.

Слушание и исполнение: И. Дунаевский. «Вот это и есть футбол».

А. Пахмутова. «Ах, футбол».

О. Газманов. «Футбол»

«Все на футбол»

Список ссылок на источники

Музыка. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/Т.И. Науменко,

В.В. Алеев.М.:Дрофа, 2006

И. Дунаевский. http://slovari.yandex.ru, http://sovmusic.ru/

http://sovmusic.ru/list.php?part=1&category=sport

http://slovari.yandex.ru

Музыкальный портрет. http://festival.1september.ru/articles/528216/

Музыкальная энциклопедия. http://www.melomans.ru/

А. Воевода. http://ru.wikipedia.org,

Музыка и изобразительное искусство. Серия: Музыка и изобразительное

искусство в школе. Редактор: Льняная Л. И. Издательство: Просвещение,

2010 г.

Взаимодействие музыки и изобразительного искусства. http://www.arteducation.

ru/AE-magazine/archive/nomer-3-2008/ruban/ruban_24_08_2008.htm

А. Дайнека. http://www.deineka.ru/

Ссылки для получения дополнительной информации

И. Дунаевский. http://ru.wikipedia.org/

http://www.peoples.ru/art/music/composer/isaak_dunaevsky/history.html

Шафер Н. Дунаевский сегодня. М.: Советский композитор, 1988

Жанры музыки. Песня.

http://www.hollandec.ru/vse_dlya_raboty_s_muzykoy/muzykalnye_zhanry_i_

stili

Музыка в Древней Греции. http://earlymusic.narod.ru/referat2.html,

http://www.geige2007.narod.ru/History/Greek_mus.htm, http://ru.wikipedia.org/,

http://www.muz-urok.ru/dr_greciya.htm

А. Воевода. Не былинный богатырь. http://urfam.ru/article/a-61.html

Олимпийские игры в Древней Греции

http://www.greekroman.ru/symb/symbol.htm , Пифагор и спорт.

http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/162301

История Олимпийских игр.

http://www.russwimming.ru/data/menu/sportplav/olympic/jkdfk.html

Музыка и изобразительное искусство.

http://11school.ucoz.ru/music/muzikaiizo.ppt

А. Дейнека http://ru.wikipedia.org/wiki , http://iskusstvo-schoo.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиады по математике в 5-6 классах, с содержанием задач на олимпийскую тематику.

Материал содержит олимпиадные задачи, в том числе на олимпийскую тематику,  для проведения школьного этапа олимпиад по математике в 5-6 класса....

Сценарий открытого урока (предмет "Музыка") в 6-м классе "Протестное содержание музыкальных образов русской ROCK-музыки

Вниманию пользователей предлагается сценарий урока, созданного на основе педагогической технологии Л.П.Масловой....

.Викторина на олимпийскую тематику «XXII Олимпийские игры: от Москвы до Сочи» для старших классов.

.Викторина  на олимпийскую тематику «XXII  Олимпийские игры: от Москвы до Сочи» для  старших  классов....

Спортивная и олимпийская тематика на уроках музыки 6 класс

Приведенный материал может быть использован как фрагмент урокалибо полностью, либо частично в зависимости от выбора педагога.Теоретический материал сопровождается музыкальными примерами,как для слушан...

Спортивная и олимпийская тематика в содержании предмета "Музыка" 8 класс

         Предлагаемые рекомендации по включению спортивной и олимпийской тематики могут быть использованы педагогами, работающими по рабочим программам, разработанным н...