Открытый урок "Совесть, благородство и достоинство..."
план-конспект урока по музыке (10 класс) по теме

теплых татьяна николаевна

Урок посвящен 90-летию Б. Окуджавы. Рассчитан на учащихся 9-11 классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_vechera_pamyati.docx33.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

( В зале звучит песня «Возьмемся за руки, друзья!» в исполнении Окуджавы)

СЛАЙД 1 ( портрет Б. Окуджавы и слова:

Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.)

Звучит «Молитва» ( голос Окуджавы и видеоряд )

СЛАЙД 2 ( Портрет Окуджавы с текстом)

СТИХОТВОРЕНИЕ « Вот комната эта…»

Слайд 3

-Я думаю, что все слышали имя Булат Шалвович Окуджава. Я спрошу: « Кто он был?». Кто-то мне ответит: «поэт». Кто-то: «прозаик». Еще кто-нибудь: «сценарист». Даже тот, кто скажет: «автор и исполнитель песен, основоположник направления авторской песни» - все равно не ошибется.

-Булат Шалвович Окуджава. Это имя не нуждается в особом представлении.

-Известность его творчества создает иллюзию, что этого человека мы прекрасно знаем.

-А все-таки, что мы знаем о нем, человеке, настроившем «на любовь свое сердце»?

 Исполнение песни «Грузинская»( учителя) – Слайд 4

Слайд 5

- Б.Ш. Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве и рос на Арбате.  (Слайд 6)Отец – грузин. (Слайд 7 ) Мать – армянка. Оба – дети рабочих. Оба с юных лет фанатичные большевики. Окуджава считал себя «арбатским человеком, воспитанным на русской культуре».

( На фоне песни «Ах, Арбат» в исполнении Окуджавы на экране Слайд 8, 9)

-Упрямо я твержу с давнишних пор:

Меня воспитывал арбатский двор.

Все в нем – от подлого до золотого;

А если иногда я кружева

Накручиваю на свои слова,

Так это от любви. Что в том дурного?

Слайд 10

-Арбатский двор учил законам братства и верности слову, другу, народу.

Слайд 11, 12

-Тот самый двор, где я сажал березы,

Был создан по законам вечной прозы

И образцом дворов арбатских слыл.

Там, правда, не выращивались розы,

Да и Гомер туда не заходил…

Зато поэт Глазков напротив жил.

Друг друга мы не знали совершенно,

Но, познавая белый свет блаженно,

Попеременно – снег, дожди и глушь,

И мостовых дыханье, - неизменно

Мы ощущали близость наших душ…

- Слайд 13 Черные 30-е годы не обошли стороной и мирный арбатский дворик.  В начале 1937 года в судьбе происходит трагический поворот: в феврале арестовывают отца, в августе того же года он был расстрелян по обвинению в троцкистском заговоре.

Слайд 14

Убили моего отца

Ни за понюшку табака.

Всего лишь капелька свинца –

Зато как рана глубока!

Он не успел, не закричал,

Лишь выстрел треснул в тишине.

Давно тот выстрел отзвучал,

Но рана та еще во мне.

Слайд 15 -Родительская тема в творчестве Окуджавы будет звучать неоднократно, и каждый раз – незаживающей раной. Он не раз будет писать об отце  и матери, ужасаясь их судьбе и пытаясь осмыслить произошедшее. Сам Окуджава говорит так: это добрые, чистые и светлые идеалисты.

- Слайд 16 -А сын «врагов народа» уцелел… Он учился в школе…  Слайд 17 - Ему было примерно столько, сколько нам сейчас, когда настал 1941 год.

 Звучит начало песни «До свиданья, мальчики» ( в записи голос Окуджавы) – Слайд 18

Слайд 19  -Из воспоминаний Булата Окуджавы: «На войну я пошел добровольцем, после 9 класса, в 17 лет, в 1942 году. Пошел не из жажды приключений, а воевать с фашизмом. Война – это тяжелая кровавая работа».

-У Окуджавы есть автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр!», которую он посвятил своим сыновьям. В качестве эпиграфа поэт написал: «Это не приключения. Это о том, как я воевал. Как меня убить хотели, но мне повезло. Я уж и не знаю, кого мне за это благодарить. А может быть, и некого. Кому-нибудь от этого известия станет радостно, а кому-нибудь, конечно, горько. Но я жив. Ничего не поделаешь. Всем ведь не угодишь».

                                     ( фотографии войны)

-Из повести «Будь здоров, школяр!»: «Я познакомился с тобой, война. У меня на ладонях большие ссадины. В голове шум. Спать хочется. Ты желаешь отучить меня от всего, к чему привык? Ты хочешь отучить меня подчиняться тебе беспрекословно? Крик командира – беги, исполняй, оглушительно рявкай «Есть!» и падай, ползи, засыпай на ходу…»

                                       (фотографии войны)

-«Помогите мне. Спасите меня. Я не хочу умирать. Маленький кусочек свинца в сердце, в голову и все? И мое горячее тело уже не будет горячим?.. Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать? Это я дома многого боялся. Дома. А теперь я все уже узнал, все попробовал… Помоги мне. Ведь это даже смешно – убивать человека, который ничего не успел совершить. Я даже 10 класса не окончил… У меня мама есть. Что будет с ней?.. А вы знаете, как сладко, когда мама гладит по голове?.. Я еще не успел от этого отвыкнуть… Помогите мне. Я все пройду. До самого конца».

-Вот из этого выросли его песни о войне.

В зале приглушается свет!!! Звучит песня «До свидания, мальчики»  ( хор 10 клссов)

 Слайд 20

СТИХОТВОРЕНИЕ « Мое поколение»

-- И снова воспоминания Булата Окуджавы: «Был ранен, мотался по госпиталям, потом снова передовая, Северо - Кавказский фронт, и я уже не минометчик, а радист тяжелой артиллерии. Остался жив. Рождения 24-го мало кто уцелел. Война все время со мной. Попал на нее в молодое, самое восприимчивое время, и она вошла в меня очень глубоко».

-Выходят танки из леска,

Устало роют снег,

А неотступная тоска

Бредет за ними вслед.  

«Песня о сапогах» и видеоряд о солдатах. ( поют юноши 9-10 классов)

«Песня о пехоте» ( в исполнении Окуджавы и видеоряд)

Слайд 21

-Песню из кинофильма «Белорусский вокзал»  заказал Окуджаве режиссер Андрей Смирнов. Он попросил написать песню, которую бы пели в фильме фронтовики. И вот песня, которая по замыслу режиссера, должна была украсить, сделать более достоверной сцену встречи фронтовых друзей, стала сама одним из главных действующих лиц фильма.

Батальон! Становись!!!

Звучит марш «Прощание славянки» ( Юноши строятся в батальон)

Исполнение песни «Мы за ценой не постоим» (исп. дети)  - видеоряд

Слайд 22

-Известно, что тема войны стала одной из главных в творчестве поэта. О значении этого события в становлении его творческой личности он говорил: «Грустью и иронией, то есть моей творческой зрелостью, я обязан, главным образом войне. На войне я рассердился на жестокость судьбы, незаслуженно похитившей близких мне людей, но вместе с тем научился великому чувству прощения и понимания…  Все мои стихи и песни не столько о войне – сколько против нее».

-После демобилизации Окуджава поступил на филологический факультет Тбилисского университета. Слайд 23 . Дорога в Москву ему, сыну «врагов народа», была закрыта. В 1947 году из лагеря возвращается его мать.

Слайд 24

-Из рассказа «Девушка моей мечты»: «Готовясь к встрече, я думал, что будет много слез и горьких причитаний, и я приготовил такую фразу, чтобы утешить ее: «Мамочка, ты же видишь – я здоров, все у меня хорошо, ты вернулась, и мы снова вместе…» И вот я заглянул в ее глаза. Они были сухими и отрешенными, она смотрела на меня, но не видела… Она ничего не говорила…»

-Мать в поэзии и автобиографической прозе Окуджавы – символ абсолютной чистоты и всепрощения. Она никогда не жаловалась. А ведь рухнула вся ее жизнь. Обрушились, рассыпались все идеалы – они для нее были дороже самой жизни. Через всю жизнь она пронесла доброжелательность ко всем людям!

Звучит песня «Новое утро» - «Не клонись-ка ты, головушка…»

                                   ( дуэт учителей) видеоряд.

Слайд 25 -Окончив университет, Окуджава по распределению приезжает учительствовать в Калужскую область. Он вспоминает «Жил я тогда бедно, трудно. Был учителем в деревне. Зарабатывал я в месяц 70 рублей… Ну вот, как мы жили? Я даже не знаю, как. Ели картошку одну… Картошку ели и все…»

Слайд 26 -А в Москву Окуджава смог вернуться только в 1956 году, после реабилитации родителей. Он жил в переулке, который в бурные послереволюционные годы был переименован из Протопоповского в Безбожный. А Окуджава придумал ему новое имя: «Будто сам я не в Безбожном, а в Божественном живу!». Говорят, в Москву даже приходили письма, адресованные в Божественный переулок.

-Переулок Божественным

Назван мной для чего?

Чтобы слогом торжественным

Возвеличить его?

Видно, прозвище прежнее

Без опоры в судьбе:

Так, пустое, небрежное,

Ни тебе - ни себе.

А в сегодняшнем имени

Есть сиянье из тьмы,

Что-то доброе, сильное,

Что утратили мы.

Просто есть в нем  для города

Не на год, не на час

Что-то вечное, гордое,

Словно это про нас.

Слайд 27

-В конце 50-х годов Окуджава впервые взял в руки гитару и спел свое шуточное стихотворение под ее аккомпанемент. Так начались так называемые песни. Потом их становилось все больше и больше.

Слайд 28

ПЕСНИ   ( поют учителя)  Слайд 29

Слайд 30 – В начале 60-х  появились первые магнитофоны. «И вот я на работе, - вспоминаем Булат Шалвович,- я работаю в издательстве «Молодая гвардия»- стали раздаваться звонки, и люди меня приглашали домой попеть свои песни. Я с радостью брал гитару и ехал по неизвестному адресу. Там собирались человек 30 тихих интеллигентов. Я пел эти несколько своих песен. Потом я их повторял снова. И уезжал. А на следующий вечер я ехал в другой дом. И так это тянулось полтора года. Ну и постепенно – магнитофоны работали – это все распространялось очень стремительно».

Слайд 31 -Песни Окуджавы были необычны, непривычны и поэтому вызвали не только доброжелательный интерес, но и резкие, уничижительные отклики. В газетах появились статьи с презрительными заголовками: «О чем, Окуджава, поете?»

-Вспоминая те времена, поэт Юрий Ряшенцев свидетельствует:

Когда во всех концах державы

Магнитной лентой шелестя,

Возникли песни Окуджавы,

Страна влюбилась в них, хотя…

Какая брань, какие клички

Тем песням выпали в свой срок!..

Слайд 32 -Но вот «в свой срок» все стало на свои места. И эти песни, и проза, и стихи Окуджавы теперь широко известны. Никто уже не пытается обвинить поэта в пошлости, очернительстве и прочем.

СТИХОТВОРЕНИЕ  «Прощание с осенью»

Слайд 33 -Поэт как бы берет на себя наши заботы, отвечает на наши вопросы, успокаивает нас и учит, вселяет надежду…

Слайд 34 Песня «Пожелание друзьям» ( исп. живое)

( на экране фотографии Окуджавы)

Слайд 35 - О своих песнях Окуджава говорил, что это просто способ исполнения стихотворений. А вот свидетельства Татьяны и Сергея Никитиных: « Для нас магия Окуджавы заключена в музыке, в звучании. Это  и неповторимая окуджавовская интонация, и органическое слияние русского романса с грузинским распевом, это скупое, но мастерское использование гитары. Есть еще и такой экспериментальный факт: иностранные слушатели, часто не понимая стихов и всего, что за ними стоит, покупают записи с песнями Окуджавы и слушают его просто как музыку».

Слайд 36 - Особой строкой в этической системе поэта стоит рыцарское отношение к женщине. Поэт преклоняется перед женщиной и в любви видит спасение:

Вы в глаза ее взгляните,

Как в спасение свое,

Вы сравните, вы сравните

С близким берегом ее.

Слайд 37  Песня «Ваше Величество женщина» ( мужчины)

-В своем творчестве Булат Окуджава выстраивает систему представлений о жизни, оказавшуюся важной и нужной для современников. Настойчиво и последовательно, но никогда не впадая в дидактичность, он внушает нам простые истины о вере и  дружбе, братстве и  верности, милосердии и любви… Темы, вечные темы: любовь и … разлука.

Песня «Любовь и разлука» ( поет учитель)

-Что поражает в песнях Булата Шалвовича – так это пушкинская простота. В то время, когда вся молодая, да и потянувшаяся вслед за тонконогой модой пожилая поэзия пытались поразить мир то лесенкой строк, то криками на стадионах, песни малоизвестного молодого человека достойно и спокойно представляли глубинную, основную струю национальной поэзии. Две правды были в них – правда жизни и правда художественного образа.

                    Дуэт скрипачей исполняют мелодию песни «Музыкант»

                          Песня «Музыкант» (  видеоряд)  ( поет учитель)

Слайд 38  -Его песням свойственна такая высочайшая лирическая интимность, что, даже когда он исполнял их в переполненном зале, казалось, он напевает тебе лично.

- Как где-то сказано у Достоевского, у человека всегда должен быть дом, куда можно пойти. В самые безнадежные времена таким домом для многих людей того поколения были песни Окуджавы.

-Печаль в искусстве, которая понимает и отражает нашу жизненную печаль, есть бодрящая печаль. В этом смысле Булат Окуджава был нашим великим общенародным утешителем. Цель искусства в конечном итоге – утешение.

СТИХОТВОРЕНИЕ « Я вас обманывать не стану» ( читает учитель)

-У него было удивительное лицо: по-детски доверчивые глаза и презрительно-насмешливые губы.

-И в песнях его беспечность соединена с болью, беззащитностью, мудростью. Поэт часто говорил, что он не «вживается» в чей-то «образ», а всегда пишет о себе.

-У поэта современников нету

Ни на улице и ни в судьбе.

И когда он кричит всему свету,

Это он не о вас – о себе.

Руки тонкие к небу возносит,

Жизнь и силы по капле губя,

Догорает, прощения просит:

Это он не за вас – за себя.

Но когда достигает предела

И душа отлетает во тьму…

Поле пройдено. Сделано дело.

Вам решать: для чего и кому.

То ли мед, то ли горькая чаша,

То ли адский огонь, то ли храм-

Все, что было его,- нынче ваше.

Все для вас. Посвящается вам.

Слайд 39  -Когда-то в одном из интервью поэта спросили, какой он видит, оглядываясь на прошлое, свою жизнь, он ответил: «Я вообще-то счастливый человек. Несмотря ни на что… Жизнь моя была интересной. Я делал то, что я хотел. Что мог, я совершил. Самое лучшее мне предстоит еще совершить».

-В 1997 году свое 73-летие и День Победы Окуджава решил встретить в Германии со своими немецкими друзьями. «Я рад, что между нашими народами вражды больше не существует», - без всякого пафоса заметил писатель - фронтовик.

-А потом был Париж… И все газеты сообщили:  «В военном госпитале под Парижем 12 июня 1997 года скончался Булат Шалвович Окуджава». Слайд 40. А ведь когда-то он написал:

Париж для того, чтоб ходить по нему,

Глядеть на него, изумляться,

Грозящему бездной концу своему

Не верить и жить не бояться…

Слайд 41

-Последнее интервью ( весна 1997 года):

-Как вы относитесь к своей популярности?

-Вы знаете, я человек не тщеславный, а честолюбивый. Тщеславный человек старается слыть, а честолюбивый – быть. Меня никогда не интересовал шум вокруг моего имени. Но как автору мне, конечно, приятно знать, что ко мне хорошо относятся.

-Вы что-нибудь сейчас пишите?

-Я все время пишу  и все время работаю.

-А музыку пишите?

-Музыку, в полном смысле слова я никогда не писал: я не знаю нот.

-Значит, вы прежде всего  поэт?

-Прежде всего я человек, который пишет стихи, а поэт я или нет – не знаю.

-Что такое, на ваш взгляд, интеллигентный человек?

-Интеллигентный человек – это прежде всего тот, кто стремится к образованию. Это человек, который против насилия.. Бывает, что академик – жлоб, а рабочий – интеллигент.

-Какой смысл вы вкладываете в понятие «свобода»?

-Свобода это, прежде всего, то, что в России неизвестно. Когда в России говорят свобода, подразумевают воля. Что значит воля? Делай, что хочешь, а свобода – это воля в рамках закона. У нас или воля, или полное холопство, поэтому мы сейчас и мучаемся. Свобода это прежде всего уважение к личности. Я живу в рамках собственного предназначения. Но я никогда не позволю себе нарушать покой соседа или образ жизни другого человека ради себя – вот это и есть свобода.

-Вы любите людей?

-Хороших – да, плохих – нет. Нельзя любить всех людей, бывают субъекты, которых не грех и ненавидеть. У меня есть такие строки в стихотворении: «Я люблю не народ, а отдельных его представителей».

-Вы ощущали себя сыном «врагов народа»?

-Я испытываю это на себе ежечасно, во всех мыслях. Но я считал, что это ошибка. Я был очень политическим мальчиком. И я знал, что мои родители такие коммунисты, каких не бывает вообще в природе. Произошла ошибка какая-то.

-Но.. Семью Окуджавы «выкашивал» террор 30-х годов. И, словно бы вопреки этой трагедии, в подростке, а затем юноше Булате рождаются жажда добра и надежды. Это была милость Божия, конечно же, незаметная и не до конца осознанная. Бог действует в мире и в каждом человеке, если Он посеял в нем жажду добра и сострадания.

-Священник Георгий Чистяков сказал: «Как Вергилий в «Божественной комедии» у Данте, он, язычник, провел нас через ад и подвел почти что к тому порогу, где ждет нас Христос… Его «Молитву» повторяли тысячи людей, никогда не умевших молиться и не открывавших Евангелие… Именно поэтому песни Окуджавы не покрываются пылью времен. Эти песни можно исполнять на любой аудитории.

-При отпевании Булата Шалвовича Окуджавы в церкви  священник сказал, что его стихи могут быть прочитаны, как псалмы, потому что едва ли не в каждом из них чувствуется жажда коленопреклонения и воспарения. Ведь и его «Последний троллейбус»- молитва, в которой «полночный, случайный» троллейбус плывет по городу насилия и лжи, словно утлая ладья, подбирающая тех, кто потерпел крушение. Прикосновение плечами вместо хамского «Куда прешь?!» Молчание, исполненное теплоты…

Слайд 42  -Земная тропа Булата Шалвовича Окуджавы оборвалась 12 июня 1997 года. Даты рождения ( День Победы)  и смерти ( День Независимости России) этого человека поразительно связаны с судьбой нашей Родины.

-Вот она – его «Молитва», которую повторяли тысячи людей, никогда не умевших молиться и не открывавших Евангелие.

Исполнение песни «Молитва» ( видеоряд)

Слайд 43 -Если бы Окуджава не сочинял музыку и не пел своих стихов под гитару, в них все равно бы чувствовалось звучание гитарных струн.

-Поэзия Булата Шалвовича Окуджавы – это, по его собственному выражению «надежды маленький оркестрик под управлением любви».

Песня «Надежды маленький оркестрик» ( 8б)

Слайд 44  -Д.Шостакович сказал, что писать новую музыку на его стихи бессмысленно: они  как будто родились вместе с музыкой.

Слайд 45  -День Победы мы празднуем в его день рождения. Это случайно. Война присутствовала в его жизни, а потом в прозе и стихах. Это закономерно. Тихо, сердечно, без пафоса, с юмором и талантом он нам пропел свою и наши жизни.

Слайд 46

Каждый пишет, как он слышит.

Каждый слышит, как он дышит.

Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить…

Так природа захотела. Почему?

Не наше дело. Для чего?

Не нам судить.

                                      ПЕСНЯ «Бери шинель» ( с видеорядом)

( На фоне слов бегущая строка…)

Две жизни прожить не дано.

Два счастья – затея пустая.

Из двух выпадает одно,

Такая уж правда простая.

Кому проиграет труба

Прощальные в небо мотивы,

Кому улыбнется судьба,

И он улыбнется, счастливый!  ( Звучит голос Окуджавы. Песня?????)

На экране: ( бегущая строка):

Член КПСС ( 1955-1990)

Член Союза писателей

Член учредительного совета газеты «Московские новости»

Член учредительного совета «Общей газеты»

Член редколлегии газеты «Вечерний клуб»

Член Совета общества «Мемориал»

Член-учредитель русского ПЕН- центра

Член комиссии по помилованиям при президенте РФ

Член комиссии по Государственным премиям РФ

Медаль «За оборону Кавказа»

Орден Дружбы народов

Почетная медаль Советского фонда мира

Государственная премия СССР

Премия «За мужество в литературе» имени А.Д.Сахарова

Первая премия и приз «Золотой венец» на поэтическом конкурсе «Стружские вечера» в Югославии

Приз «Золотая гитара» на фестивале в г.Сан – Ремо в Италии

Почетная степень Доктора гуманитарных наук Норвичского университета в США

Им написано:

Проза

Более 800 стихотворений

Более 200 песен

Более 100 статей

Несколько сценариев к кинофильмам

Более чем в 50 фильма звучат более 70 песен на его стихи, 40 из которых на его музыку.

Слайд 47

Звучит песня «Быстро молодость проходит» ( голос Окуджавы)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: Сальников Ю.В «Чтобы всегда по справедливости». Понятие чести, достоинства и благородства.

Работа над содержанием сборника рассказов Юрия Васильевича Сальникова "Чтобы всегда по справедливости"....

Совесть, благородство и достоинство (К 90-летию со дня рождения Б.Ш. Окуджавы)

Мероприятие посвящено 90-летию со дня рождения Булата Окуджавы. В мероприятии участвовали ученики 9 "Б", 7 "А" класса, их родители и учителя 21 школы № 21 МО РФ. В ходе мероприятия была представлена и...

Совесть, благородство и достоинство (К 90-летию со дня рождения Б. Ш. Окуджавы) - Презентация

 Презентация подготовлена к внеклассному мероприятию "Совесть, благородство и достоинство" (К 90-летию со дня рождения Б. Окуджавы). Презентация содержит разнообразный материал фото матери...

Внеклассное мероприятие «Совесть, благородство и достоинство – вот оно, святое наше воинство…»

Внеклассное мероприятие направлено на воспитание патриотических чувств, сохранение памяти о великих поэтах- фронтовиках времён Великой Отечественной войны, расширение и углубление знаний обучающихся о...

Конспект открытого урока ОДНКНР в 5 классе модуль «Основы светской этики» тема: «Честь и достоинство»

Методы:деятельностного подхода;моральных дилемм и дискуссий;моделирования;проектирования.Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.Цель: воспитание личности гражданина посредством приобщения его к нр...

Презентация к открытого урока ОДНКНР в 5 классе модуль «Основы светской этики» тема: «Честь и достоинство»

тема: «Честь и достоинство»   Методы:деятельностного подхода;моральных дилемм и дискуссий;моделирования;проектирования.Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.Цель:...

Открытый урок на тему "Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества"

quot;Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества"- открытый урок....