Программная музыка
методическая разработка по музыке (7 класс) по теме
Урок музыки в седьмом классе по программе В. О. Усачёвой и Л. В. Школяр.
3 четверть, 4 урок
Цель урока:
Тип урока: Изучение нового материала
Задачи:
Образовательные:
- Знать особенности программной музыки и виды программности
- определять на слух темы из произведений: А.Бородина «Богатырская симфония», Д.Шостаковича «Ленинградская симфония», М.Глинки «Патриотическая песня», М.Мусоргского «Богатырские ворота»
- формировать у обучающихся навыки аналитического мышления
Воспитательные:
- воспитание в детях гордости за свой народ, его национальную стойкость в борьбе с силами зла
формирование героико – патриотического настроение обучающихся, опираясь на музыкальные произведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmnaya_muzyka.docx | 168.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Програмная музыка.
Урок музыки в седьмом классе по программе В. О. Усачёвой и Л. В. Школяр.
3 четверть, 4 урок
Цель урока:
Тип урока: Изучение нового материала
Задачи:
Образовательные:
- Знать особенности программной музыки и виды программности
- определять на слух темы из произведений: А.Бородина «Богатырская симфония», Д.Шостаковича «Ленинградская симфония», М.Глинки «Патриотическая песня», М.Мусоргского «Богатырские ворота»
- формировать у обучающихся навыки аналитического мышления
Воспитательные:
- воспитание в детях гордости за свой народ, его национальную стойкость в борьбе с силами зла
- формирование героико – патриотического настроение обучающихся, опираясь на музыкальные произведения
Развивающие:
- развитие образного восприятия мира через музыку и слово
- расширение кругозора учащихся
- умение работать с разными источниками информации
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию
- проявлять активность в решении познавательных задач
Технические средства обучения:
Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, синтезатор.
Дидактический материал:
- Wordle.net –текстовое задание
- Презентация
- Задание eor.edu.ru
- Audassity
Ход урока:
- Организационный этап. Wordle.net – определить тему урока.
- Основной этап.
- Составить таблицу программных произведений (картинная программность; сюжетная программность). Выяснить отличительные черты.
- Викторина по произведениям М.Мусоргского, П.Чайковского, М.Глинки, Д.Шостаковича,А.Бородина.
- «Ленинградская симфония» Д.Д.Шостаковича
- Задание в программе Аудассити (выбрать из папки 4 темы симфонии Шостаковича)
- Рефлексия. Проверка задания и оценка самих обучающихся. Исправления, дополнения.
III. Песни о родном городе: «Мальчишки у стен Ленинграда», «Ладога», В.П. Соловьёв – Седой «Вечер на рейде»
IV. Заключительный этап. (подведение итогов) Д/З
Наши уроки II полугодия объединяет тема «Музыкальная драматургия». Я хочу предложить Вам самостоятельно выяснить чему будет посвящён урок сегодня, назвать тему урока. Предлагаю задание Wordle.net. «Зашифрована» тема: «Програмная музыка».
Ленинградская симфония, Богатырская симфония, Богатырские ворота, Садко, Ромео и Джульетта, Картинки с выставки, Патриотическая песня, Эгмонт, Кармен, Времена года, Ленинградская симфония, Богатырская симфония.
II.1
Постарайтесь распределить в две колонки произведения по тематизму, в чём их различие?
Картинная программность - (Времена года, Картинки с выставки, Садко –повесвовательно - картинный)
Сюжетная программность - (Ленинградская симфония, Богатырская симфония, Патриотическая песня – обобщённо-сюжетный)
В нач. 19 в., после длительного периода существования музыки и поэзии как самостоятельных иск-в, тенденция к их единению ещё более усилилась. Это определялось уже не их слабостью, а скорее их силой, желанием отобразить действительность во всём её многообразии. Не всякое заглавие, не всякое пояснение к музыке могут рассматриваться как её программа. Заглавие не является разъяснением музыки, оно дополняет её.
Определёнными средствами конкретизации обладает сам музыкальный язык. В их числе музыкальная изобразительность - отражение различного рода звучаний действительности, ассоциативные представления, порождаемые музыкальными звуками - их высотой, длительностью, тембром. Важным средством конкретизации является также привлечение черт "прикладных" жанров - танцевальных, марша во всех его разновидностях и т.п. Конкретизации могут служить и национальные -характерные черты музыки,стиль. Все эти средства конкретизации позволяют и без обращения к программности выражать общую концепцию сочинения (напр., торжество светлых сил над тёмными и т.п.). И всё же они не дают той предметной, понятийной конкретизации, которая обеспечивается словесной программой.
Обращение композитора к П. м. обычно определяется его связью с жизнью, с современностью, вниманием к актуальным проблемам, в других случаях само способствует сближению композитора с действительностью, более глубокому её постижению. Богатое развитие программность получила в русской музыке. Для русской национальной музыкальной школы обращение к программности диктовалось эстетическими установками её ведущих представителей, их стремлением к демократичности, общепонятности своих сочинений, а также "объективным" характером их творчества. От сочинений, основанных на песенных темах и потому заключающих в себе элементы синтеза музыки и слова, поскольку слушатель при их восприятии соотносит с музыкой тексты соответствующих песен ("Камаринская" Глинки), русские композиторы вскоре же пришли к собственно П. м. Ряд выдающихся программных сочинений создали члены "Могучей кучки" - М. А. Балакирев (симф. поэма "Тамара"), М. П. Мусоргский ("Картинки с выставки" для фп.), Н. А. Римский-Корсаков (симф. картина "Садко", симфония "Антар"). Немалое число программных произв. принадлежит П. И. Чайковскому (1-я симфония "Зимние грёзы", симфония "Манфред", увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта", симф. поэма "Франческа да Римини" и др.). Программность широко представлена и в творчестве композиторов С. С. Прокофьева ("Скифская сюита" для оркестра, симф. Эскиз.) и Д.Д.Шостаковича.
II.2
- М.Мусоргский «Богатырские ворота»
- А.Бородин «Богатырская симфония»
- М.Глинка «Патриотическая песня»
- Д.Шостакович «Ленинградская симфония»
II.3
“Музыка Шостаковича – это мир глубоких… мыслей…,
это гимн человеку…,
это протест против жестокости…,
это исповедь художника
это летопись нашей жизни…”.
Так написал Родион Щедрин о музыке Д.Шостаковича. Вы согласны с этим высказыванием и почему?
Во время блокады в Ленинграде Шостакович вместе со студентами выезжал за город на рытьё окопов, дежурил на крыше консерватории, а когда стихал грохот бомб, снова приступал к сочинению симфонии.
Симфония написана в 1941 году. Большая её часть сочинена в осаждённом Ленинграде.
16 сентября 1941 года город бомбили фашистские самолёты, и под гул зенитных орудий и разрывов бомб по Ленинградскому радио раздался голос Д.Д. Шостаковича со словами:
(На экране слайд №8: слова Д. Шостаковича.)
“Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения. Если… удастся закончить третью и четвёртую части, то тогда можно будет назвать это сочинение “Седьмой симфонией”.
Так страна узнала о рождении великого произведения, известного всему миру как “Ленинградская симфония”.
- Почему Д.Д. Шостакович назвал так свою симфонию? (Вопрос биографам)
Уч-ся: Шостакович родился, учился, жил, работал в Ленинграде и начал писать симфонию в Ленинграде. Он видел, как героически защищают свой город его жители.
У.М.: Когда Шостакович закончил свою симфонию, он написал такие строчки:
(На экране слайд №10: слова Д.Д. Шостаковича на фоне блокадного Ленинграда.)
“Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду я посвящаю свою седьмую симфонию”.
Лев Болеславский писал в своей поэме “Шостакович”
Дежурить шёл, надев комбинезон
И то и дело каску поправляя.
С консерваторской крыши видел он
Весь Ленинград, до заводских окраин.
Затишье страшно стиснуло виски,
Достал, спеша, огрызок карандашный
И чистые эскизные листки
И - на бумагу замысел вчерашний.
На этот, в нотных контурах листок,
Как будто знак иного звукоряда,
Внезапно пепел неостывший лёг
Сгоревшего Бадаевского склада.
Такое чувство брезжило в душе,
Как будто в самом воздухе Седьмая
Жила неслышно до него уже,
А он лишь ловит звуки, ей внимая.
II.4
Работаем в программе Аудасити.
Я предлагаю Вам создать звуковой файл в котором будут звучать последовательно 4 темы симфонии (Г.П Iч, тема нашествия, тема IIIч и Финал). Выбрать их надо из папки на рабочем столе с названием «программная музыка».
II.5
Обучающиеся демонстрируют полученную звуковую дорожку.
Сравнивают свои работы, правильность выбранных тем и сами оценивают.
III
С первого дня Великой Отечественной до победного праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности, поднимала боевой дух воинов. Как верный друг она не покидала солдата в трудную минуту, она «шла» с солдатом в бой.
Что пели на фронте?
Сначала это были популярные песни довоенного времени. Но очень скоро появились новые песни. Во время войны только Ленинградскими композиторами были созданы 192 крупных произведения и большое количество песен.
Осенью 1941г замкнулось кольцо блокады вокруг Ленинграда. Враги рассчитывали на то, что Ленингадцы сдадут свой город. Но они просчитались. Ленинград выстоял, выдержал 900 дней и ночей блокады.
Огромную роль сыграла легендарная трасса, проложенная по льду Ладожского озера – Дорога жизни. Никогда не забудется мужество и героизм всех, кто под бомбёжкой и обстрелом, в мороз и метель работал на дороге жизни.
Их подвигу посвящена песня «Ладога». Автор слов Пётр Богданов – обратился к участникам художественной самодеятельности старшине Краубнеру и сержанту Шенбергу подобрать музыку к словам. В декабре 1942 г песня была напечатана в красноармейской газете, а в феврале 1943г состоялась её премьера на смотре армейской художественной самодеятельности Ленинградского и Волховского фронтов. И стала песня одной из самых любимых для воинов и защитников Ленинграда. И сегодня ветераны с удовольствием слушают и поют эту песню.
Исполнение песни «Ладога»
"Прощай, любимый город..." История создания песни "Вечер на рейде"Пожалуй, самую первую песню Великой Отечественной войны написал Василий Павлович Соловьев-Седой: уже 24 июня он принес на Ленинградское радио нотный клавир, где поверху значилось: «Играй, мой баян». А через полтора месяца на свет явился подлинный шедевр — «Вечер на рейде». Как же родилось это песенное чудо? Василий Павлович вспоминал:
— В августе 1941 года вместе с группой композиторов и музыкантов мне пришлось работать на погрузке в Ленинградском порту. Стоял чудесный вечер, какие бывают, мне кажется, только у нас на Балтике. Невдалеке на рейде стоял какой-то корабль, с него доносились к нам звуки баяна и тихая песня. Мы как раз кончили нашу работу и долго слушали, как поют моряки. У меня возникла мысль написать об этом тихом, чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть, предстояло идти в опасный поход, в бой. Возвратившись из порта, я сел сочинять эту песню...
Композитор сам придумал начало припева — «Прощай, любимый город!» — и, отталкиваясь от него, стал писать музыку. Через два дня он передал ноты давнему своему другу поэту Александру Чуркину, и тот сложил полный текст «Вечера на рейде».
Однако путь у песни в жизнь оказался непростым. Когда Василий Павлович впервые спел ее друзьям, песню забраковали: слишком уж спокойной и «тихой» показалась она, не подходящей для грозной военной поры. И композитор спрятал ноты подальше...
А зимой сорок первого выступал он на Калининском фронте. Как-то после концерта в солдатской землянке под Ржевом бойцы попросили исполнить что-нибудь «для души», потеплее, посердечнее, и композитор вспомнил о забракованной песне. Уже со второго куплета бойцы начали ему тихо подпевать:
Прощай, любимый город!
Уходим завтра в море.
И ранней порой
Мелькнет за кормой
Знакомый платок голубой.
Сразу полюбившаяся фронтовикам песня с этого дня стала опережать артистов. Только начнут концерт, а зрители скандируют: «Вечер на рей-де!..» Возвращаясь с фронта, Соловьев-Седой заехал в Москву, чтобы в Центральном Доме композиторов показать свои новые произведения. «Вечер на рейде» приняли единодушно. Скоро, после исполнения по радио, ее запели тысячи, миллионы людей:
Почему же мирная и тихая песня, в которой, кстати, даже ни разу не вспоминается слово «война», так полюбилась в суровую пору? Наверное, потому, что говорила она о том, что пережили тогда миллионы,— о расставании с любимыми, родными местами. И еще, наверное, потому, что есть в ней не только задушевность, но и задумчивость, не только светлая грусть, но и большая внутренняя сила. Привольная мелодия льется естественно, свободно, и поющие словно обращаются друг к другу, ища сочувствия, поддержки, отклика:
У рояля — словно всплески волн, и ты уже видишь морской простор с его бесконечными далями, ощущаешь величие и силу моря, испытываешь возвышенное настроение — именно это, видно, и стремился композитор передать в музыке:
Красивая, чистая, душевная песня...
Исполнение песни.
IV .Оценка деятельности обучающихся.
Д/З Составить программу концерта, посвященного 70.й годовщине снятия блокады, с использованием программной классической музыки и песенного репертуара.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Времена года" в программной и инструментальной музыке.
"Удачно выбранное название усиливает воздействие музыки" - так писал Роберт Шуман о программной музыке. Различным инструментальным произведениям, пусть это будет даже маленькая пьеса, композиторы нере...
"Времена года" в программной и инструментальной музыке.
"Удачно выбранное название усиливает воздействие музыки" - так писал Роберт Шуман о программной музыке. Различным инструментальным произведениям, пусть это будет даже маленькая пьеса, композиторы нере...
Конспект открытого занятия "Программная музыка"
Программная музыка-это музыка,не включающая в себя словестный текст то есть чисто инструментальная,однако сопровождаемая словестным указанием на своё содержание....
Презентация к уроку ВЗАИМОДОПОЛНЕНИЕ МУЗЫКИ, ЛИТЕРАТУРЫ И ЖИВОПИСИ В ПРОГРАММНОЙ МУЗЫКЕ
на примере «Картинок с выставки» М.П.Мусоргского ВЗАИМОДОПОЛНЕНИЕ МУЗЫКИ, ЛИТЕРАТУРЫ И ЖИВОПИСИ В ПРОГРАММНОЙ МУЗЫКЕ...
Конспект открытого урока по музыке в 5 классе на тему: "Программная музыка. Вторая жизнь песни" 2014 год.
Тема 1 полугодия: «Музыка и литература».Обобщающий урок по темам: «Программная музыка. Вторая жизнь песни».Тип урока: углубление и обобщение темы.Форма: урок-концерт. Цель...
Открытый урок по музыкальной литературе на тему: "Программная музыка" (первый год обучения)
Урок по музыкальной литературе с учащимися 4 класса....
Презентация к уроку по музыкальной литературе на тему :"Программная музыка"
Презентация к уроку по музыкальной литературе с учащимися 4 класса...