Мастер-класс «Музыкальные упражнения как средство развития вокальных навыков»
материал
Мастер-класс «Музыкальные упражнения как средство развития вокальных навыков»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-кл"Музыкальные упражнения как средство развития вокальных навыков» | 25.15 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
«Музыкальные упражнения
как средство развития вокальных навыков»
мастер-класс
Автор-составитель:
Середина Юлия Вячеславовна,
педагог дополнительного образования
Киселёвский городской округ, 2015
Тема: мастер-класс "Музыкальные упражнения как средство развития вокальных навыков».
Цель: ознакомление учащихся с комплексом упражнений направленных на развитие вокальных навыков
Задачи:
- учить петь осмысленно и выразительно, чисто интонируя мелодию песни;
- развивать подвижность артикуляционного аппарата, расширять певческий диапазон;
- развивать творческие способности, вовлекая детей в исполнение песен, стихов, речевых игр;
- формировать четкую, ясную певческую дикцию;
- воспитывать интерес к певческой деятельности.
Техническое оснащение: музыкальный центр, СД – диски с записями песен;
Ход мастер - класса
Организационный момент
Вступительная часть
Добрый день! Сегодня, я вас приглашаю совершить путешествие в страну «Музыки». В этой стране всегда царит радость, веселье и, конечно же, там звучит много музыки. В этой стране нас ждут друзья – Весёлые ноты. Каждая нота приготовила своё задание, с которым вам необходимо справиться.
(Перед учащимися нотный стан, на котором расположены ноты с заданиями).
Пение – это великий дар, который каждый из нас получает при рождении. Все люди талантливы и все люди могут петь, но этому искусству нужно научиться.
- А вы любите петь? И вы хотите постигнуть это искусство, начиная с самых азов? Вы хотите петь слажено, свободно?
В этом нам могут помочь специальные упражнения. Они разогреют и настроят голосовой аппарат на работу. Помогут развить вокально-технические навыки, необходимые для качественного и красивого звучания голоса.
Разогревание и настройка голосового аппарата певцов к работе.
Создание эмоционального настроя, и введение голосового аппарата в работу с постепенной нагрузкой
Необходимо потянуться, поиграть всеми мышцами, распрямить плечи, высоко поднять голову (так называемый «столб достоинства»), почувствовать себя победителем.
1. Для развития бокового зрения)
(нота с заданием)
1.На счёт восемь: поворот глаз вверх – вниз, вправо – влево.
Задача вокалиста увидеть окружающие предметы.
2.«Артикуляционная гимнастика»
(нота с заданием)
А) «Шпага» - укалывание кончиком языка каждой щеки;
Б) Пожовывание языка (копим слюну и проглатываем)
В) Вытянув губы – «сосём соску»
3.Упражнения на дыхание
(нота с заданием)
Делаем несколько упражнений, необходимых именно для пения, настройки нашего дыхательного аппарата для вокальной работы.
(по методике Стрельниковой)
А) «Обними плечи» (руки подняты на уровни груди, согнуты в локтях. Во время вдоха соединяем руки навстречу друг другу до отказа, руки менять нельзя. Руки не напрягать, они сами идут навстречу друг другу. В пояснице не прогибаться. Можно чуть – чуть наклонять голову назад. Сделать 8 раз, отдохнуть, и ещё 8 раз)
Б) «Насос» (Стоим ровно и прямо, чуть – чуть кланяемся вниз, кисти рук даже до колен не доходят, вдох короткий, как хлопок. Спина круглая, голова опущена.)
В) «Большой маятник» (Состоит из двух упражнений. Нужно объединить два первых упражнения. Выполняем вдох в пол и вдох вверх. В этом упражнении можно чуть-чуть прогнуться назад)
Г) Сейчас мы будем выполнять дыхательное упражнение «Бабочки». Возьмите бабочек и под звучание вальса дуйте на них, стараясь делать вдох носом, а выдох – продолжительным и ровным, наблюдая, как бабочки кружатся в воздухе.
4.Упражнения на дикцию
(нота с заданием)
Чётко проговорить текст, включая в работу артикуляционный аппарат.
Проговорить скороговорки с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос и восклицание).
А) Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.
Б) Скороговорка
Сорок сорок, ели сырок
Раз сорока, два сорока, три сорока, четыре сорока….. и.т.д.
(необходимо, как можно больше посчитать сорок на одном дыхании)
5.Вокальные упражнения
(нота с заданием)
Распевка - это набор вокальных упражнений. Эти вокальные упражнения не только разогревают мышцы и голосовой аппарат, но могут и решать различные вокальные задачи. Первая и главная такая задача - расширение диапазона. К высоким и к низким нотам можно и нужно подходить лишь последовательно. На вокальных упражнениях могут решаться задачи развития музыкального слуха, координации между слухом и голосом. Вокальные упражнения прекрасно формируют основные вокальные навыки, начиная с кантилены и заканчивая ровностью диапазона, позволяют проработать различные штрихи, приёмы. Навыки, наработанные на вокальных упражнениях, затем используются в пении произведений.
При выполнении упражнений, необходимо помнить о правильном дыхании.
А) С закрытым ртом начиная с Ля мажора первой октавы поём такую комбинацию: До# - Cи - До# - Си - Ля. Поём только мажор, выбирая лады на белых клавишах. Вверх и вниз до тех нот, которые «тянем». Не напрягать сильно связки.
Б) Поём по нотам: Ля – До# – Ми – До# – Ля. Вверх по ладам все ноты пропеваем со звуком «А», вниз со звуком «У», дойдя до Ля, с которой начинали – «О» и далее вниз, на сколько возможно.
В) Поём по нотам: Ми - До# - Ля («Я пою») – Ми – Ре - До# - Си – Ля («Хорошо пою»)
Г) Поём скороговорку на одном звуке: «От топота копыт, пыль по полю летит». При каждом повторе скороговорки увеличивается темп и повышается звук на тон.
Д) Пропеваем гамму со звуком «А», от Ля до Ля. И так продвигаемся вверх по ладам.
Теперь переходим с вами к пению попевок. Они разучиваются и поются непосредственно перед песнями. Попевки улучшают память, развивают артикуляционный аппарат, выправляют логопедические недостатки.
Попевка веселого радостного характера. Поэтому мы с вами должны спеть её легко, на улыбке, свободным, полетным звуком.
1) Чики-чики-чики «Раз»,
Чики-чики-чики «Два»,
Чики-чики-чики «Три»,
Ты за мною повтори
Эти легкие слова.
Чики-чики «Три» и «Два».
Улыбнись и повтори.
Чики-чики «Раз», «Два», «Три».
2)Чики-чики-чики «One»,
Чики-чики-чики «Two»,
Чики-чики-чики «Three»,
Ты за мною повтори
Эти легкие слова.
Чики-чики «Three» And «Two».
Улыбнись и повтори.
«Раз», «Два», «Три» And «One», «Two», «Three»
(Лев Хайтович)
Подведение итогов, обсуждение
- Все вышеперечисленные упражнения – это очень важный начальный этап. Конечно, хочется как можно скорее начать петь песни, но всё это обязательно будет. Главное – в самом начале заложить фундамент, и постепенно наращивать свои навыки.
- Главное не стесняться и петь с удовольствием!
- Пойте чаще, пойте вашим друзьям, пойте с любимыми исполнителями.
Список литературы
- Нижникова, А.Б. Вокальная работа с детьми: / – А.Б. Нижникова. - М.: Учебно-методическое пособие, 2006. – 13 с.
- Осеннева, М.С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: /– М.С. Осеннева, В.А. Самарин, Л.И. Уколова . - М.: Академия, 2003. - 39 с.
- Гонторенко, Н.Б. Сольное пение: / - Н.Б. Гонторенко. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008. –315 с.
Интернет ресурсы:
http://musicforum.ru/lofiversion/index.php/t41270.html http://forum.salincorp.com/viewtopic.php?f=7&t=116
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие вокальных навыков и творческих способностей на уроках музыки
"Ах, голос! Как он чист, силён и ровен. Душа открыта настежь в нём. Как он прекрасен, благороден, что в сердце трепетно моём..." ...
Мастер-класс "Игра как средство развития личности"
Мастер - класс«Игра как средство развития личности»...
Духовное пение как средство развития вокально-хоровых навыков у детей на уроках музыки.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте второго поколения, в послании Президента Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и моральные ценности-это такой ж...
Мастер — класс: “Игра как средство развития творческих способностей дошкольников” Муз/руководитель МДОУ «Детский сад №3 «Нур» ГП Терек» Озрокова Тамара Борисовна 2018 г.
Мастер — класс:“Игра как средство развития творческих способностей дошкольников”Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №3 «Нур2» ГП Терек»Озрокова Тамара ...
Распевание как важное средство развития вокально-слуховых навыков в детском хоровом коллективе.
Распевание как важное средство развития вокально-слуховых навыков в детском хоровом коллективе....
Статья «Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков младших школьников в системе дополнительного образования»
В статье «Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков младших школьников в системе дополнительного образования» уделено внимание развитию одаренной личности на примере вок...
мастер класс «Игровые упражнения, способствующие развитию коммуникативных навыков у дошкольников».
Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребёнка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Умение общаться и...