Педагогическая система учителя музыки Абоевой Натальи Андреевны
статья по музыке (5 класс) по теме
Педагогическая система учителя музыки Абоевой Натальи Андреевны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsist.docx | 24.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Величие искусства яснее
всего проявляется в музыке.
/Гёте И./
Педагогическая система учителя музыки Абоевой Натальи Андреевны
Музыка - это движение души и сияние разума
Музыка-искусство, средством воплощения художественных образов, для которого являются звук и тишина, особым образом организованные в во времени. Музыкальное образование как инструмент познания мира и вовлечение ребёнка в процесс творчества и созидания играет важнейшую роль в области формирования позитивного мировоззрения личности. Язык музыки с позиции коммуникативно-диалоговой функциональности даёт возможности выражать чувства и эмоции и понимать друг друга без слов, передавать информацию от «сердца к сердцу». Коммуникативный строй музыки представляет собой идеальную модель общения. В основе моей методической системы лежит создание творческой, художественно-образовательной среды, способствующей вовлечению учащихся в активную музыкально-творческую деятельность, как на уроках музыки, так и во внеурочное время. Именно в такой среде, в процессе постижения музыкальных ценностей у детей рождаются сопереживание, соучастие и эмпатия. Полноценное восприятие музыки возможно не только с общими эмоциями впечатлениями от неё, но и осознанное восприятие формоструктуры музыкального произведения, его конструкции и композиционного устройства. Для этого процесс усвоения знаний должен быть системным, целенаправленным и иметь двусторонний характер взаимосвязанной совместной деятельности преподавателя и учащихся. Восприятие неразрывно связано с мышлением, неотъемлемой частью которого является и мышление музыкальное, имеющее ярко выраженную эмоциональную окраску. Данная система предполагает более глубокое изучение музыкального искусства и новые подходы в организации учебной деятельности. Очень важно в процессе теоретического изучения формостркутуры музыки и её особенностей постоянно обращаться к музыкальной деятельности, как исполнительской, так и творческой, чтобы ощущения «изнутри», сопряжённые с различными музыкальными явлениями создавали оптимальные условия для формирования музыкального интеллекта учащихся. Это становится возможным при использовании современных педагогических технологий с учётом принципов индивидуализации и дифференцации обучения. Неотъемлемой частью педагогической системы является инструментальное сотворчество, активизирующее и углубляющее восприятие музыки, и чувство музыкальной формы. Процесс игры на простейших музыкальных инструментах строится на основе наблюдений за развитием элементов музыкального строя. Исполнение знакомых песен на металлофоне и ксилофоне позволяют детям осознать деление музыкального периода на фразы и предложения, построенные на неоднократных повторениях мелодической или ритмической фигуры. В ансамблевом исполнении инструментальных пьес детям поручаются партии, построенные на известных ритмических мотивах и ладовых интонациях. Но особая роль отводится всё-таки духовым музыкальным инструментам. Именно свирель является тем инструментом, который можно использовать на уроке музыки, вовлекая в исполнительскую деятельность всех без исключения детей. Младшие школьники испытывают особую радость, и чувство гордости, когда в процессе музицирования на свирели им удаётся воспроизвести знакомую законченную мелодию. Особенность этого музыкального инструмента состоит в том, что свирель не требует той меры координации движений пальцев и степени независимости левой и правой рук, которые нужны, например, для игры на рояле. Детская игра при этом ещё и даёт возможность удовлетворить любопытство к разного рода, свистящим звукам и открывает возможность сделать ребёнку первые шаги к освоению музыкального искусства. А для многих детей свирель остаётся первым и единственным инструментом, к которому им довелось прикоснуться в своей жизни. На первоначальном этапе упражнения выполняются с помощью учителя или одноклассников. И то, что ребёнок сегодня делает с чье-то помощью, завтра он сможет делать сам, то есть перейти в зону актуального развития. Такой подход способствует быстрейшему созреванию функций психики ребёнка и более глубокому усвоению музыкального образования.
Таким образом, теоретическая и практическая значимости данной системы заключаются в формировании процесса освоения понятий и перехода к новой форме интеллектуальной деятельности - к мышлению в понятиях. В младших классах понимание содержания произведения и средств выразительности начинается с осмысления жанровых особенностей музыкальных произведений. Происходит первое знакомство с терминами относительно средств выразительности. Постепенно учащиеся приобретают знания об основных видах и жанрах музыки, театрального искусства, об их роли в культурном становлении человека, позволяют узнавать наиболее значимые произведения, анализировать содержание и высказывать суждения о них.
В средних классах процесс обучения уже опирается на целый комплекс выразительных средств, к которым относятся ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, метроритм, передающие настроение и основную мысль музыкального произведения. В средней школе много времени уделяется освоению тезаурусу, как понятийному словарю (понятия, определения и термины в области музыки), что способствует формированию лексической коммуникации, позволяющей воспринимать музыку как членораздельную речь. Освоение понятийного аппарата по музыкальным формам способствует более тонкому и глубокому музыкальному восприятию и пониманию содержания не только на эмоциональном уровне, но и на смысловом, содержательном. При этом используется доступная для ребенка терминология. Ядром музыкальной мысли является интонация. Представление школьников о музыкальной интонации происходит через сравнение с речевой интонацией, чтобы школьники ощущали и осознавали выразительное и изобразительное содержание музыкальной интонации, ее изменение в развитии образа. Для освоения форм вариаций, помогают выразительные движения, сопровождающиеся исполнением музыки русских народных песен посредством творческой деятельности учащихся, например ритмического аккомпанемента к знакомой мелодии. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы уделяется информационным и компьютерным технологиям, использование аудио- и видеоматериалов. При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, изобразительного искусства, истории и информатики
В связи с тем, что на уроки музыки отводится минимальное количество часов, данная педагогическая система предполагает более глубокое и всестороннее изучение музыкальных произведений во внеурочное время, используя в своей работе разнообразные формы и виды музыкальной деятельности: музыкальный театр, музыкальные гостиные, театральные уроки. Театр как никакой другой из видов искусства, синтезирует в себя удивительные качества и живописи и литературы и музыки, располагает особыми средствами воздействия, влияет на общую систему эстетического воспитания школьников. Театр стал неотъемлемой частью и урока и внеклассной работы, а театрализация и освоение элементов актерского мастерства при постановке музыкальных спектаклей, в которых играют дети, используется, как средство развития личности ребенка. Театральные упражнения, которые дети выполняют на занятиях, погружают детей в присущую их возрасту стихию игры, развивают у детей внимание, воображение, мышление, волю, память так необходимые ребенку для дальнейшего успешного обучения и социализации. Интенсивно идёт процесс организации зрительного и слухового внимания. Они учатся элементарной исполнительской деятельности через освоение средств выразительности театрального искусства. Приобретают навыки коллективной работы при подготовке театрального спектакля или небольших сцен и фрагментов. Артикуляционные упражнения формируют правильное дыхание, логику речи, знакомство с основами сценической речи.
В воспитательном аспекте существенную роль играет реализация совместного проекта «театр-школа» с детским государственным театром Зазеркалье. Удивительная классическая музыка, сохранение и приумножение академических театральных традиций погружают зрителей в незабываемую атмосферу. При театре работает детский арт-клуб «Три апельсина», символизируя собой литературу театр и музыку. В клубе для подростков проводятся встречи с музыкантами, композиторами, артистами, писателями, поэтами нашего города. Дети выступают с презентациями собственных исследований в области музыки. Для этого применяются технологии проблемного обучения, направленные на развитие познавательной активности и творческой самостоятельности. Подростки участвуют во Всероссийском национальном фестивале детских театральных форм на соискание Российской национальной театральной премии «Арлекин», которую позиционируют как «Золотую маску» в области театра для детей. Учащиеся школы выступают в качестве ведущих в радиопередачах «Три апельсина» на радио России. В школе представители театра проводят театральные и музыкальные уроки, организуют конкурсы и викторины. Результатом данной работы является сохранение постоянного и неослабевающего интереса к Петербургской культуре и его традициям.
Вывод: предложенная система работы позволяет перейти на качественно новые социально-психологические отношения с детьми и организовать педагогическую деятельность, направленную на развитие личностной сферы учащихся, оптимизировать процессы индивидуализации обучения, реализовать деятельностный подход к развитию творческой личности ребёнка в школе. Успешное достижение целей обусловлено применением в музыкальном образовании, как теории, так и практики, с опорой на чувства и разум, непосредственно-эмоциональное и формально-логическое. Формирование тезауруса стало необходимым условием для правильного восприятия и понимания музыки и формированию музыкального мышления. Развитие эмоциональной сферы и эстетического вкуса осуществляется на не абстрактных, а вполне конкретных знаниях о музыкальном искусстве, умении облечь свои впечатления в слова, конкретизировать их с помощью музыкальных понятий. Общение с музыкой не может происходить без знания того языка на котором она «говорит».У детей формируются ценностные ориентации, воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных и культурных проекта как школы так и города.
В результате освоения содержания курса формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения, осуществляется познание и самопознание.
Метапредметными результатами изучения музыкального искусства являются освоенные способы деятельности, применимые в реальных жизненных ситуациях:
сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Профессиональные достижения" учителя музыки Тикуновой Натальи Ивановны
В презентации отражаются различные стороны моей педагогической деятельности....
Педагогическая концепция учителя музыки
Воспитание духовности, формирование системы духовных и нравственных ценностей у подрастающего поколения, становление личности, воспитание гражданственности и патриотизма – вот наиболее проблемн...
Сценарий урока по предмету "Музыка" для учащихся 2 класса на тему "Музыкальная форма – вариации", подготовила учитель музыки Попова Наталия Николаевна
Урок представлени в форме урока-сказки, рассматривается тема "Вариации" , учащиеся активно включены в творческий и учебный процесс благодаря использованию различных форм и методов учебной и творческой...
Педагогическая концепция учителя музыки Сазоновой Татьяны Анатольевны ВСОШ №2
Педагогическая концепция учителя музыкиСазоновой Татьяны Анатольевны ВСОШ №2...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и дополнительного образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Масляевой А. И.
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и дополнительного образованияМОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов...
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗУЧИВАНИЮ ШКОЛЬНЫХ ПЕСЕН» Разработала учитель музыки: ДЁМИНА НАТАЛИЯ АНИСИМОВНА
Краткий обзор возможностей и рекомендации учителя. План и программа занятий сопровождается методическими указаниями, биографическими данными композиторов, анализом их творчества, теоретической р...
Программа по самообразованию учителя музыки Гришиной Надежды Андреевны на 2017-2021гг.
Систематизация процесса самостоятельного совершенствования профессиональных компетенций педагога....