Аналитический отчёт деятельности учителя музыки.
материал по музыке по теме
Здесь представлен аналитический отчёт о результатах деятельности учителя музыки за межаттестационный период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Аналитический отчёт учителя музыки | 73.02 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Согласовано Утверждено
на заседании методического объединения на заседании органа управления ОУ
Протокол № _____ от _________________ Протокол № ______ от ____________
Руководитель МО ____________________ Руководитель ОУ ________________
Аналитический отчет о результатах деятельности
за межаттестационный период (за последние 3-5 лет)
Харьковой Раисы Анатольевны
ФИО
учителя музыки МБОУ средней общеобразовательной школы №12 г. Ельца Липецкой области
должность, предмет (направление деятельности), наименование ОУ
1. Динамика образовательных достижений
1.1. Доля выпускников (в %), получивших положительные отметки по результатам внешнего мониторинга
Предмет Музыка 1 - 7 классы | Доля выпускников (в %), получивших положительные отметки по результатам внешнего мониторинга | |||
2008 год 100 % | 2011 год 100 % | 2012 год | год |
1.2.Доля выпускников (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам внешнего мониторинга
Предмет музыка 1 – 7 классы | Доля выпускников (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам внешнего мониторинга | |||
2008 год 2 – 4 классы 94 % 5 – 7 классы 93 % | 2011 год 2 – 4 классы 97 % 5 – 7 классы 94 % | 2012 год | год |
1.3. Доля обучающихся (в %), получивших положительные отметки по результатам внутришкольного контроля
(административные контрольные работы)
Предмет | Доля выпускников (в %), получивших положительные отметки по результатам внутришкольного контроля (административные контрольные работы) | |||
год | год | год | год |
1.4. Доля обучающихся (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам внутришкольного контроля
(административные контрольные работы)
Предмет | Доля выпускников (в %), получивших «4» и «5» по результатам внутришкольного контроля (административные контрольные работы) | |||
год | год | год |
1.5. Доля выпускников (в %), получивших положительные отметки по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ
Предмет | Доля выпускников (в %), получивших положительные отметки по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ | |||
год | год | год | год |
1.6. Доля выпускников (в %), получивших 70 баллов и выше по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ
Предмет | Доля выпускников (в %), получивших 70 баллов и выше по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ | |||
год | год | год | год |
1.7. Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших положительные отметки по итогам учебного года
Предмет | Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших положительные отметки по итогам учебного года | |||
год | год | год | год |
1.8. Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших отметки «4» и «5» по итогам учебного года
Предмет | Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших отметки «4» и «5» по итогам учебного года | |||
год | год | год | год |
1.9. Дополнительная аналитическая информация к п. 1.1. - 1.8
- анализ представленных в таблицах результатов;
- дополнительные факты, свидетельствующие о результативности деятельности педагога (поступление в вузы, ссузы, наличие медалистов и т.п.)
2. Познавательная активность обучающихся по предмету (направлению деятельности)
2.1. Наличие обучающихся – участников и призеров конкурсов, спортивных соревнований, смотров, фестивалей
Наименование мероприятий | Уровень | 2008 уч. г. | 2011 уч. г. | 2012 уч. г. | уч. г. | ||||
Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) | Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) | Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) | Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) | ||
I. Фестивали (название) Городской «Свет детства». | Международные | 1 | 1 | ||||||
Всероссийские | |||||||||
Региональные | |||||||||
Муниципальные | 3 |
| 1 | 1 | |||||
На уровне ОУ |
| ||||||||
II. Конкурсы (название) Областной «Хрустальная нота» 2011 г. | Международные | ||||||||
Всероссийские | |||||||||
Региональные | 1 | 1 | |||||||
городской «Из бабушкиного сундучка» 2011г.,2012 г.; | Муниципальные | 7 | 8 | - | |||||
На уровне ОУ |
| ||||||||
III. Смотры (название) ОУ «Любовь моя - земля Елецкая». | Международные | ||||||||
Всероссийские | |||||||||
Региональные | |||||||||
Муниципальные | |||||||||
На уровне ОУ | 18 | ||||||||
IV Концерты (название) городские: «Масленица» 2012 год. | Международные | ||||||||
Всероссийские | |||||||||
Региональные | |||||||||
Муниципальные |
| 9 | - | ||||||
«Праздник детства» май 2012 год. | 1 | - | |||||||
на уровне ОУ: «День Знаний»2012 год; «День учителя» 2011, 2012 год. | На уровне ОУ | 9 | 7
| - | |||||
«День Матери» 2011, 2012 год, | На уровне ОУ | 17 7 | 9 | - | |||||
«Масленица» 2012год. | 46 | ||||||||
Митинг Памяти 9 мая 2012 год. |
| 2
| - | ||||||
«Последний звонок» 2012 год; | 3 | - | |||||||
Выпускной «Совершенно секретно» 2012 год. | 16 | - | |||||||
«Посвящение в кадеты» ноябрь 2012 год. | 7 | - |
2.2. Дополнительная аналитическая информация (работа с детьми с особыми потребностями; роль педагога в активизации познавательной деятельности обучающихся; роль активизации познавательной деятельности в достижении образовательного результата и др.)
3. Удовлетворенность организацией образовательного процесса
3.1. Результаты опросов, анкетирования, рейтинг предмета, жалобы со стороны детей и родителей, административные взыскания.
Рост активности обучающихся свидетельствует о формировании высокой степени мотивации и интереса к предмету музыка. С целью изучения отношения обучающихся к предмету было проведено анкетирование.
Результаты мониторинга отношения к предмету.
№ | Параметры диагностики | класс | 2008 год | 2011 год | 2012 год |
Отношение к предмету. | 1 - 7 | ||||
1. | Мне нравится урок музыки. Почему? | 96% | 98% | 98% | |
2. | Мне не нравится урок музыки. Почему? | 4 % | 2 % | 2 % | |
Цель посещения урока. | |||||
1. | Общение с учителем. | 91% | 93% | 95% | |
2. | Познание новой интересной информации. | 83% | 87% | 90% | |
Что привлекает на уроке? | |||||
1. | Доступное и интересное изложение материала. | 87% | 91% | 93% | |
2. | Творческая деятельность. | 91% | 94% | 97% | |
3. | Сотворчество учителя и ученика. | 82% | 92% | 92% | |
4. | Применение современных технологий в процессе обучения. | 78% | 87% | 90% |
Данные анкетирования свидетельствуют о высоком процентном показателе количества обучающихся, испытывающих интерес к предмету музыка. Отзывы родителей и обучающихся также говорят о положительном отношении к преподаваемому мною предмету. О повышенном интересе к предмету свидетельствует рост числа обучающих, участвующих во внеклассных мероприятиях по предмету. Жалоб со стороны родителей и детей нет. Взысканий со стороны администрации не имею.
3.2. Наличие благодарностей, поощрений.
Уровень | 2008 уч. год | 2011 уч. год | 2012 уч. год | уч. год |
Международные | ||||
Всероссийские | ||||
Региональные | ||||
Муниципальные | Благодарность за активное участие и помощь в проведении мероприятий различного уровня - 2012 год. (Елецкий район). Грамота за сохранение народных традиций и участие в отчётном концерте коллективов художественной самодеятельности – 2012 год. (Елецкий район). | |||
На уровне ОУ | Отмечена благодарностями, денежными премиями руководителем ОУ. |
3.3. Наличие наград.
Уровень | 2008 уч. год | 2011 уч. год | 2012 уч. год | уч. год |
Отраслевые | - | - | - | |
Государственные | - | - | - |
4. Деятельность педагога по воспитанию обучающихся
4.1 Воспитание позитивного отношения обучающихся к общечеловеческим ценностям посредством содержания, форм и методов воспитательной работы. Создание условий для формирования их социальной компетентности.
С 2011 года являюсь классным руководителем. Проводимая мною работа с коллективом класса по нескольким направлениям: воспитательная работа и учебная деятельность позволяет сплотить обучающихся в единое целое, в коллектив, способный к взаимоподдержке, сочувствию, где каждый подросток стал его неотъемлемой частью со своим личным мнением и взглядами. Неразрывно связываю свою деятельность классного руководителя с деятельностью социальной службы школы. Стараюсь действовать в интересах каждого ребёнка, что выражается в осуществлении социального партнёрства по вопросам просвещения социальной защищённости детей. Работаю в тесном содружестве с классными руководителями школы, учителями – предметниками, заместителем директора по ВР, родителями обучающихся.
Ребята моего класса принимают активное участие в школьных акциях, направленных на благоустройство территории нашего микрорайона школы и класса. Принимают активное участие в общешкольных концертах и мероприятиях.
4.2. Индивидуализация воспитательного взаимодействия.
Индивидуализация воспитательного взаимодействия происходит за счёт вовлечения детей в общешкольные и городские мероприятия. Это даёт возможность каждому обучающемуся развить талант, проявить инициативу, включиться в общественную жизнь школы, города. Вовлечение подростков в различные кружки, спортивные секции способствуют самоутверждению личности в различных сферах деятельности. Ребята моего класса посещают музыкальную школу, вокальный кружок в ДК, спортивные секции по теннису, каратэ, боксу. Выступают на общешкольных, городских и областных фестивалях и концертах: «День знаний» 2012 год, «День учителя» 2011 – 2012 год, «День матери» 2011 – 2012 год, «Посвящение в кадеты» 2012 год, «Новый год» 2012 год, «Масленица» 2012 год, «Последний звонок» 2012 год; городских концертах: «Масленица» 2012 год, «Праздник детства» май 2012 год; городском фестивале «Свет детства» в январе 2012 года, Трубицина Анисья получила диплом. В областном конкурсе «Хрустальная нота», в 2011 году, Спешилова Кристина награждена дипломом III степени. Приняла участие в международном интернет – фестивале детского творчества «Апельсин» Трубицына Анисья (http://13059.mdtf.ru/).
Моя воспитательная работа построена на принципах:
1) уважение к личности ребёнка, разумная требовательность, личностно – ориентированный подход;
2) учёт возрастных особенностей, принцип природосообразности;
3) коллективная деятельность;
4) принцип диалога;
5) стимулирование самовоспитания;
6) опора на интересы и потребности обучающихся, родителей;
7) связь с жизнью микрорайона, города, области, опора на национальные, местные традиции.
4.3. Воспитательная направленность содержания учебных программ.
Программы по музыке. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие обучающихся обусловливается характером организации их музыкально – учебной, художественно – творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач. Содержание примерной программы обеспечивает возможность разностороннего развития обучающихся через наблюдение, восприятие музыки и размышления о ней; воплощение музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально пластических композиций; разучивание и исполнение вокально – хоровых произведений, игру на шумовых инструментах; импровизацию в разнообразных видах музыкальной творческой деятельности.
4.4. Методические разработки, пособия, рекомендации, выступления, доклады по организации и проведению воспитательной работы.
Форма | Уровень | Тематика с указанием года |
Методические разработки, пособия, рекомендации по организации и проведению воспитательной работы | Международный Всероссийский Региональный Муниципальный Уровень ОУ |
|
Выступления, доклады по организации и проведению воспитательной работы | Международный Всероссийский Региональный Муниципальный | |
Уровень ОУ | Выступление на МО школы совместно с ЕГУ им. Бунина с докладом «Развитие творческой личности ребёнка на уроках музыки» апрель 2012 год. Выступление на семинаре классных руководителей с докладом «Использование ИКТ технологий как условие формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках музыки» ноябрь 2012 год. |
5. Условия, обеспечивающие результат
5.1. Проектирование и прогнозирование образовательного процесса
5.1.1. Характеристика образовательной программы
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства обучающимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности обучающихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на шумовых инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс- 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
- формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
- начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
- приобретение знаний и умении;
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно – эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Результаты освоения учебного предмета «Музыка». Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
- уважительное отношение к культуре других народов:
- эстетические потребности, ценности и чувства
- развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
- развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т.С.Шмагина,М.,Просвещение,2010г. Рабочая программа по музыке для 2 - 4го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, и тематического планирования, предложенного программой образовательных учреждений предмет «Музыка», под руководством Д. Б. Кабалевского, по программе Э.Б. Абдуллина, У.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, 2010 год.
Рабочая программа по музыке для 5 – 7 класса разработана и составлена В.В. Алеевым, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования и тематического планирования, предложенного программой образовательных учреждений предмет «Музыка».
Рабочая программа для 5 – 7 классов является целостным курсом, который включает в себя основные виды музыкального творчества и способствует реализации главной цели музыкального образования – формированию духовной культуры личности, приобщению к общечеловеческим, овладению знаниями и опытом национального культурного наследия.
Тематика и последовательность программы обеспечивают эмоциональные контакты с искусством. Музыкальные знания, умения и навыки, приобретаемые на занятиях, способствуют творческой самореализации и являются основным средством приобщения к музыкальной культуре, познания мира в образной форме.
Изучение учебного предмета «Музыка» в 5 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в течение предыдущих четырёх лет занятий музыкой. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Изучение учебного предмета «Музыка» в 6 классе направлено на расширение представлений обучающихся о жизненном содержании музыки, о преобразующей роли музыки в жизни человека, в жизни общества. В процессе этого учебного года обучающимся предстоит решить проблему: как создается музыка, какое воздействие оказывает музыка на жизнь человека, на его поведение и деятельность, на его мысли, чувства, переживания. Причем две стороны вопроса о связи музыки с жизнью – «жизнь рождает музыку» и «музыка воздействует на жизнь» - должны решаться в неразрывном единстве.
Изучение учебного предмета «Музыка» в 7 классе направлено на закрепление опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на обобщение и систематизацию знаний, умений и навыков, приобретенных ранее в школе в процессе занятий музыкой. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке, музыкального мышления, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Название программы, год | Тип программы | Срок реализации | На какой возраст рассчитана программа | Кол-во часов по программе | % выполнения программы за 3 года |
«Музыка» 1 класс авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,Т. С. Шмагина, 2010 год | Базовое изучение предмета | 1 год | 6 – 7 лет | 33 часа в год | - |
«Музыка» 2 класс под руководством Д. Б. Кабалевского, авторы Э.Б.Абдуллин, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, 2010год | Базовое изучение предмета | 1 год | 7 – 8 лет | 34 часа в год | 100 % |
«Музыка» 3 класс под руководством Д. Б. Кабалевского, авторы Э.Б.Абдуллин, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, 2010год | Базовое изучение предмета | 1 год | 8 – 9 лет | 34 часа в год | 100 % |
«Музыка» 4 класс под руководством Д. Б. Кабалевского, авторы Э.Б.Абдуллин, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, 2010год. | Базовое изучение предмета | 1 год | 9 – 10 лет | 34 часа в год | 100 % |
«Музыка» В.В. Алиев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак 5 класс 2010 год | Базовое изучение предмета | 1 год | 10 – 11 лет | 34 часа в год | 100 % |
«Музыка» 6 класс В.В. Алиев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак 2010 год | Базовое изучение предмета | 1 год | 11 – 12 лет | 34 часа в год | 100% |
«Музыка» 7 класс В.В. Алиев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, 2010 год | Базовое изучение предмета | 1 год | 12 – 13 лет | 34 часа в год | 100 % |
5.1.2. Наличие рабочей программы, ее обоснованность.
Концепция, обоснованность программы: Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека. Одна из важных задач, стоящих перед обществом, - это воспитание гармонической личности. Это, прежде всего, формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Необходимо создавать условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображения. Расширять кругозор, побуждать обучающихся к творчеству. Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, ребята приобщаются к музыкальному искусству. А это способствует развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.
Успешное решение этих задач зависит от содержания музыкального воспитания, от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности. На мой взгляд, эти программы, которые выбраны мной доступные и понятные для работы с детьми. Мною сформирован банк проектных презентаций к урокам.
Программа отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей обучающихся, начиная с 1 класса, строится на принципах внимания к потребностям детей и создания атмосферы доверия и партнерства в различных видах музыкальной деятельности. Мир музыки огромен и неповторим. Но не хватит и жизни, чтобы познакомиться с тем наследием, которое оставило нам прошлое, и узнать то, что окружает в настоящем. Влияние музыки очень велико, оно неповторимо и незаменимо. Какое бы образование не получил человек, музыка в его жизни присутствует всегда. Вполне естественно, что возникают новые жанры, которые, как правило, легко воспринимаются молодым поколением и иногда отрицаются старшим поколением. Но лучшие образцы народной, классической музыки сохраняются навсегда. За многие годы работы в школе мною собран богатый музыкальный материал для пения и слушания музыки на уроках. Также имею огромную коллекцию фонограмм песен современных композиторов для внеклассных мероприятий.
5.1.3. Разработка и реализация авторской образовательной программы, прошедшей внешнюю экспертизу:
Наименование образовательной программы | ФИО эксперта, наименование организации, осуществившей экспертизу |
Рабочая программа по музыке 1 класс авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,Т. С. Шмагина, 2010 год | Составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2010. |
Рабочая программа по музыке 2 класс под руководством Д. Б. Кабалевского, авторы Э.Б.Абдуллин, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, 2010 год | Составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, и тематического планирования, предложенного программой образовательных учреждений предмет «Музыка», под руководством Д. Б. Кабалевского, авторы Э.Б.Абдуллин, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева. |
Рабочая программа по музыке 3 класс под руководством Д. Б. Кабалевского, авторы Э.Б.Абдуллин, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, 2010 год | Составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, и тематического планирования, предложенного программой образовательных учреждений предмет «Музыка», под руководством Д. Б. Кабалевского, авторы Э.Б.Абдуллин, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева. |
Рабочая программа по музыке 4 класс под руководством Д. Б. Кабалевского, авторы Э.Б.Абдуллин, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева,, 2010 год | Составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, и тематического планирования, предложенного программой образовательных учреждений предмет «Музыка», под руководством Д. Б. Кабалевского, авторы Э.Б.Абдуллин, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева. |
Рабочая программа по музыке 5 класс авторы В.В. Алиев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, 2010 год | Составлена В.В. Алиевым, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования и тематического планирования, предложенного программой образовательных учреждений предмет «Музыка». |
Рабочая программа по музыке 6 класс авторы В.В. Алиев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, 2010 год | Составлена В.В. Алиевым, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования и тематического планирования, предложенного программой образовательных учреждений предмет «Музыка». |
Рабочая программа по музыке 7 класс авторы В.В. Алиев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, 2010 год | Составлена В.В. Алиевым, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования и тематического планирования, предложенного программой образовательных учреждений предмет «Музыка». |
5.1.4. Участие педагога в разработке Программы развития образовательного учреждения.
5.1.5. Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе: лицензионных, созданных самостоятельно; наличие собственного сайта, страницы на сайте ОУ, блога и др.
В сентябре 2012 года создала персональный сайт, на которой размещаю свои разработки уроков, внеклассных мероприятий, доклады и статьи, фото с городских и общешкольных мероприятий, награды, ссылки на фестивали, где участвовали обучающие моего класса. Адрес сайта www.rharkova.narod.ru. Существует страничка на сайте «ProШколу.ru», «Учительский портал».
5.1.6. Методы диагностики, используемые педагогом:
Название методики, автор | С какой целью, где и когда применяется |
Методика комплексного музыкально-певческого воспитания Д.Е Огороднова. | Комплексное развитие всех музыкальных способностей, заложенных в человеке и формирование у обучающихся навыков произвольных координированных движений, способности согласованно управлять и голосовым аппаратом, и руками, и всем телом. Применяется на уроках музыки с 1 класса. |
Методика Д.Б. Кабалевского. | Формировать целостное представление о музыке у школьников. Применяется на уроках музыки с 5 – 7 классы. |
Методика Э.Б. Абдуллина. | Усвоение детьми «ключевых знаний, о музыке, активизировать обучающихся на эмоциональное отношение к музыке. Применяется на уроках музыки с 1 – 7 классы. |
Методика О.П. Радыновой. | Становление творческой личности ребёнка. Применяется на музыкальных занятиях в дошкольной группе и уроках музыки в 1 классе. |
Методика Н.А. Ветлугиной. | Развитие у ребенка общей музыкальности. Применяется на музыкальных занятиях в дошкольной группе и уроках музыки с 1 - 7 классы. |
Методика Л.П. Масловой. | Развитие творческой личности. Применяется на уроках музыки с 1 – 7 классы. |
5.1.7. Дополнительная аналитическая информация (эффективность использования программ).
Этот УМК по предмету «Музыка» способствует усвоению школьниками ключевых музыкальных понятий; знакомит ребят с известными композиторами и их произведениями; формирует духовную культуру ребёнка; формирует способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Охватывает широкое культурологическое пространство, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Тематика и последовательность программы обеспечивают эмоциональные контакты с искусством. Музыкальные знания, умения и навыки, приобретаемые на занятиях, способствуют творческой самореализации и являются основным средством приобщения к музыкальной культуре, познания мира в образной форме. УМК ориентирован на то, чтобы обучающиеся овладели определённым объёмом знаний и практических умений в музыке.
5.2. Обеспечение личностно-ориентированного и индивидуального подхода в обучении и воспитании.
С каждым годом система образования предоставляет всё больше возможности для построения личной траектории обучения каждого ученика. В классно – урочной системе есть возможности для применения отдельных форм и методов, направленных на индивидуализацию и дифференциацию обучения. Именно это направление положено в основу моей работы. В процессе организации и проведении урока стремлюсь не давать обучающимся информацию в готовом виде, прекрасно понимая, что хорошие знания вовсе не то единственное, что должны получить дети на уроке, а поэтому использую все возможности для развития и воспитания личности. Не каждому ребёнку даны вокальные данные, такие дети получают индивидуальные задания на уроке, например: составление музыкальных кроссвордов и ребусов, оформление дневника музыкальных впечатлений.
5.2.1. Организация и использования материала разного содержания, вида и формы.
При подготовке уроков использую материалы интернета. Огромную помощь в работе мне оказывают музыкальные программы: «Энциклопедия классической музыки» («Кирилл и Мефодий»), «Энциклопедия театра», сборники композиторов, «Шедевры музыки», «Музыкальный класс», музыкальные проигрыватели, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы. Формы, применяемые на уроках: словесные (рассказ, объяснение, дискуссия, лекция); наглядные (рисунки, портреты, презентации); практические (тест, импровизация, слушание музыки, разучивание песен и игр, музыкальная викторина).
Творческие задания, применяемые на уроках музыки:
- сочинение-размышление о музыке;
- сказки о музыке;
- музыка в картинках (рисование);
- подбор иллюстраций к прослушанным произведениям;
- изготовление шумовых инструментов;
- составление музыкальных кроссвордов.
Методы активизации:
- пение;
- импровизация;
- голосовые игры, речевые упражнения;
- словесное высказывание о музыке;
- интересный подбор репертуара и музыкального материала (использование фонограммы);
- задания на активизацию слухового внимания (музыкальные викторины);
- создание рисунков и раскрашивание;
- движения под музыку;
- инсценирование;
- пластическое интонирование;
- учебно-игровая деятельность;
- игра на шумовых инструментах;
- использование дискуссионного метода ведения урока;
- сочинения, рассказы, сказки, как преподавателя, так и обучающихся.
5.2.2. Создание условий для творчества в учебной и внеучебной деятельности (проявления инициативы, самостоятельности, избирательности в способах работы, естественного самовыражения каждого обучающегося).
В настоящее время возвращается былая актуальность творческой деятельности. Работая над этой проблемой, поставила перед собой цель: дать ребятам возможность проявить себя в творческой деятельности и тем самым помочь развитию положительных качеств их личности. В своей работе с детьми, стремлюсь научить их видеть прекрасное в обыденном, сделать что то самостоятельно. В большинстве случаев у наших детей нарушены такие личностные качества, как самостоятельность, настойчивость, самооценка. Участие подростков в творческой деятельности в немалой степени способствует развитию этих качеств. Использую в работе групповые, индивидуальные, коллективные формы обучения, которые способствуют развитию самостоятельности обучающихся, их самоорганизации.
5.2.3. Создание ситуации выбора (использование форм и методов, позволяющих раскрыть субъективный опыт обучающихся; создание условий для свободного высказывания, использования различных способов выполнения заданий; оценка деятельности не только по результату, но и по процессу).
При организации личностно – ориентированного урока моя позиция как учителя состоит в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Продумываю не только какой материал буду сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте обучающихся. Обсуждение детских версий не в жёстко – оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. В этих условиях обучающиеся стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, предлагают, не боясь ошибиться, свои варианты её содержательного обсуждения. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс их достижения.
5.2.4. Учет индивидуальных показателей здоровья.
Детский развивающийся организм имеет свои особенности. Все эти особенности важно учитывать при посадке ученика, а также при разучивании песен.
Опыт моей работы выявил следующие пути решения проблемы сохранения здоровья детей:
- использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (групповые игровые технологии);
- применение активных методов обучения и форм организации творческой и познавательной деятельности обучающихся;
- создание комфортного психологического климата на уроке музыки;
- соблюдение СанПиН и правил охраны труда;
- чередование различных видов деятельности на уроке;
- использование аудиовизуальных средств обучения.
Поэтапная смена деятельности, разных методов и форм работы не даёт ребёнку утомить свой организм, помогают избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости детей.
Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья обучающихся и эффективной работе на уроке, я всегда провожу музыкальные физкультминутки, динамические паузы. Физкультминутки – это неотъемлемая часть уроков и внеклассных мероприятий. В системе использую игровые песни с движениями, пластическое интонирование. При разучивании песен с начальными классами, чтобы ребята быстрее запомнили текст, также использую движения. При закреплении изучаемого материала можно использовать всевозможные игровые моменты, чтобы разнообразить виды деятельности на уроке и помочь обучающимся легче усвоить новый материал.
Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, часто на уроках рассматриваем задачи, которые связаны с понятиями «правильная посадка при пении», «правильное дыхание при пении», «как правильно стоять при пении». Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые я использую на уроках способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к урокам.
5.3. Профессиональный рост педагога
5.3.1. Непрерывность повышения квалификации:
– Самообразование.
С 2012 года работаю над темой по самообразованию «Развитие творческой личности ребёнка на уроках музыки».
– Прохождение курсов повышения квалификации:
Наименование учреждения | Название образовательной программы | Количество часов | Дата прохождения курсов | № удостоверения (свидетельства) |
ЕГУ им.И.Бунина | «Повышение профессиональной компетенции учителей условиях модернизации образования». | 72 часа | С 28 сентября 2011 - 10 октября 2011 года. | 316/11 |
– Участие в работе конференций, семинаров:
Уровень и название конференции, семинара и др. | Форма участия | Тема выступления | Дата |
Творческий отчёт классных руководителей МБОУ СОШ №23. | Слушатель | Апрель 2012 год. | |
Областная научно-практическая конференция по проблемам гуманитарных наук. | Слушатель | «Развитие креативности личности в образовательном процессе школы и вуза». | 19.10.2012 год. |
Семинар классных руководителей на базе школы. | Доклад | «Использование ИКТ технологий, как условие формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках музыки». | 07.11.2012 год. |
Участие в авторском вебинаре В.О.Усачёвой, Л.В.Школяр. Всероссийский уровень. | Слушатель | «Методические аспекты преподавания музыки в условиях реализации ФГОС ООО». | 14.12.2012 год. |
– Участие в работе МО:
Год | Вид деятельности | Результаты работы |
2008 год | Доклад «Развитие и охрана детского голоса в условиях общеобразовательной школы». Участие в предметных неделях. Открытые уроки и мероприятия на базе школы. Открытое мероприятие в рамках ГМО. Оказание помощи в открытых мероприятиях школы. | |
2011 – 2012 год | Доклад на МО совместно с университетом им. И.Бунина ««Развитие творческой личности ребёнка на уроках музыки». Участие в предметных неделях: открытый урок «Музыка - главный герой басни» 5 класс. «Картины природы в музыке и живописи» 5 класс. КВН для 5 классов «Какого цвета музыка?»; внеклассное мероприятие для ГПД «Мы дружим с песней». Участие в мероприятиях на базе школы. Доклад на семинаре классных руководителей на базе школы «Использование ИКТ технологий, как условие формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках музыки». |
– Работа над методической темой:
Год | Наименование темы | Результаты работы |
2008 год | «Развитие и охрана детского голоса в условиях общеобразовательной школы» | Участие обучающихся в праздничных мероприятиях школы, города. |
2011 год | «Развитие творческой личности ребёнка на уроках музыки». | Участие в общешкольных, городских и областных мероприятиях. |
2012 год | «Развитие творческой личности ребёнка на уроках музыки». |
5.3.2. Участие в профессиональных конкурсах:
Уровень | Наименование конкурса | Итого (с указанием года) | ||
Участник | Лауреат | Победитель | ||
Всероссийский | ||||
Региональный | ||||
Муниципальный | ||||
На уровне ОУ |
5.4. Участие в реализации образовательных программ экспериментальных площадок, лабораторий, ресурсных центров:
Уровень | Тема | Год |
Всероссийский | ||
Региональный | ||
Муниципальный | ||
На уровне ОУ |
5.5. Дополнительная аналитическая информация.
6. Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе
Наименование технологии | Использование (необходимо оценить по 3-х балльной системе) 0 баллов – оцениваемый показатель отсутствует 1 балл – использование элементов технологии 2 балла – использование технологии в полном объеме |
Развивающее обучение | 2 |
Проблемное обучение | 1 |
Разноуровневое обучение | 2 |
Коллективная система обучения (КСО) | 2 |
Исследовательские методы обучения | 1 |
Проектные методы обучения | 1 |
ИКТ | 1 |
Модульное и блочно-модульное обучение | 2 |
Здоровьесберегающие технологии | 3 |
Система инновационной оценки «Портфолио» | 1 |
Проектные методы обучения | 1 |
Диалог | 1 |
6.1. Дополнительная аналитическая информации (эффективность использования технологий).
Задачи современного урока музыки - развивать интерес детей к музыкальному искусству, развивать творческие способности, формировать музыкальную культуру воспитывать музыкальный и эстетический вкус, интерес к высокохудожественной музыке. Интересные уроки музыки вызывают разнообразные чувства, эмоции, размышления, переживания.
Технологии развивающего обучения:
- проектная технология (создание проектов: проблемное изложение учебного материала, частичнопоисковая деятельность, самостоятельная проектно – исследовательская деятельность);
- личностно – ориентированный подход (в основе личностно-ориентированного подхода в обучении лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика, его развития не как “коллективного субъекта”, а прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым “субъектным опытом”.
- ИКТ технологии (использование презентаций, фонограмм, компьютерных программ: «Энциклопедия классической музыки» («Кирилл и Мефодий»), «Энциклопедия театра», сборники композиторов, «Шедевры музыки», «Музыкальный класс», «Караоке», музыкальные проигрыватели, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы).
- здоровьесберегающие технологии (использую дыхательную гимнастику, физкультминутки с пением и движениями под музыку, пластическое интонирование).
Использование на уроке музыки современных педагогических технологий даёт высокую положительную, эмоциональную удовлетворённость, развивает любознательность, сообразительность, речь, логическое и образное мышление, прививает интерес к уроку, даёт возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, развивает творческие способности обучающихся и является важным условием повышения качества образования.
7. Обобщение и распространение опыта
7.1. Презентация опыта на различных уровнях:
Форма | Уровень | Тематика с указанием года |
Проведение мастер-классов для педагогов, руководителей | Всероссийский Региональный Межмуниципальный Муниципальный На уровне ОУ | - |
Выступления на методических объединениях, конференциях | Всероссийский Региональный Межмуниципальный Муниципальный | - |
На уровне ОУ | Выступление на МО школы с докладом «Охрана и развитие детского голоса в условиях общеобразовательной школы» февраль 2008 год. Выступление на МО школы совместно с университетом им. Бунина с докладом «Развитие творческой личности ребёнка на уроках музыки» апрель 2012год; выступление на базе школы в семинаре классных руководителей с докладом «Использование ИКТ технологий, как условие формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках музыки» ноябрь 2012 год; |
7.2. Наличие научно-педагогических и методических публикаций
Уровень | Название публикации | Выходные данные | ||
Место издания, гриф | Название издательства | Год издания | ||
Международный Всего: | ||||
Всероссийский Всего: | ||||
Региональный Всего: | ||||
Муниципальный Всего: | ||||
На уровне ОУ Всего: |
7.3. Дополнительная аналитическая информация (влияние обобщения и распространения собственного опыта на профессиональный рост и образовательный результат).
8. Взаимодействие с родителями и представителями социума
8.1. Участие родителей и общественности в родительских собраниях.
Решая задачу по воспитанию подрастающего поколения, работаю в тесном содружестве с классными руководителями школы, учителями предметниками и родителями обучающихся во внеурочной деятельности. Строю свою работу в тесном сотрудничестве с каждым родителем.
Регулярно провожу родительские собрания класса. Часы общения. Приглашаю родителей на праздничные общешкольные мероприятия.
8.2. Привлечение родителей к различным видам деятельности, к управлению образовательным процессом.
Участие родителей в совместных походах на природу, посещение театра, кинотеатра, музеев города Ельца, городских мероприятиях, в школьных концертах. Родители моего класса принимают участие в работе школьного профилактического совета.
8.3. Использование возможностей социума в реализации образовательных задач.
9. Другие информационные и аналитические данные, свидетельствующие о результативности деятельности педагога
10. Рекомендация руководителя ОУ о соответствии уровня квалификации педагогического работника
требованиям, предъявляемым к квалификационной категории (первой)
Рекомендую аттестовать на I квалификационную категорию по должности учитель музыки.
«____» _____________2012 г. _________________________
подпись руководителя ОУ
М.П.
С аналитическим отчетом ознакомлен (а) ______________________________________
подпись аттестуемого
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный план просветительской деятельности учителя музыки
В примерный план состоит из форм проводимых мероприятий, их тематики и цели, места проведения, учитывает состав и возраст аудитории, материальные и технические условия....
Методическая разработка:" К проблеме артистизма в деятельности учителя музыки на пути к ФГОС".
Данная методическая тема разработана в помощь учителю музыки как напоминание о том , что его артистический талант на уроках приведёт прежде всего...
Использование личностно-ориентированных технологий обучения в практической деятельности учителя музыки
Актуальность личностно-ориентированного обучения обусловлена необходимостью кардинальных перемен не только в содержании образования, но и в технологии образовательного процесса....
Применение метода проектов в учебной деятельности учителя музыки
Публикация содержит анализ проектной методики, применительно к уроку музыки. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. При...
Аналитическая справка деятельности учителя
Деятельность учителя биологии и химии...
Деятельность учителя музыки как условие качественного проведения урока музыки.
Теоретические основы организации деятельности учителя музыки в общеобразовательной школе....
Информационно-аналитические результаты деятельности учителя русского языка и литературы Сергеевой С.Н. по освоению обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых в образовательной организации
Информационно-аналитические результаты деятельности учителя русского языка и литературы Сергеевой С.Н.по освоению обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых в образовател...