конспект урока "Квартетная музыка"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме
5 класс, "Квартетная музыка" (с использованием басни И.А. Крылова « Квартет»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_-_kvartetnaya_muzyka.doc | 78.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 1
рабочего поселка Солнечный Солнечного муниципального района Хабаровского края
Квартетная музыка
(с использованием басни И.А. Крылова « Квартет»)
5 класс
Учитель: Дмитриченко Елена Сергеевна, учитель музыки
Задачи урока:
1.формирование у учащихся понятие квартета (разновидности квартета, особенности звучания квартетной музыки); продолжить знакомство учащихся с произведениями литературы, где музыка является одним из действующих лиц;
2.развитие исследовательских навыков и творческих способностей у учащихся;
3.воспитание любви к музыке, формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве.
Оборудование:
- музыкальные инструменты (4 балалайки, фортепиано, шумовые предметы);
- мультимедийное оборудование;
- карточки для выполнения домашней работы.
Оформление класса: слова Шумана, определение басни (выполняет учащийся), определение квартета (выполняет учащийся), определение ноктюрна.
В качестве основы урока используется мультимедийная презентация.
Музыкальный материал урока:
- В.А.Моцарт «Рондо в турецком стиле» (в исполнении эстрадного оркестра Золотого Света);
- «Фантазия» (ре минор) В.А.Моцарта (фрагмент);
- басня «Квартет» И.Крылова с тремя фрагментами «хаотической» квартетной музыки;
- второй квартет А.П.Бородина (фрагмент 3-й части );
- фрагмент русской народной песни «Калинка-малинка»;
- песня «Наш сосед» слова и музыка Б.Потемкина.
Домашнее задание к уроку.
- Группа учащихся «Почемучки» (3 человека) в течение недели выполняют мини-исследования на темы:
- «Басня как литературный жанр»;
- «Крылов - великий русский баснописец»;
- «Квартет как музыкальное произведение».
- Группа учащихся «Фантазёры» (4 человека) в течение двух недель выполняют творческие мультимедийные работы к произведению А.П. Бородина «Второй квартет (фрагмент третей части - «Ноктюрн»). Задание: подобрать иллюстрации к данному музыкальному произведению (картины природы), оформить на слайдах, устно объяснить свой выбор.
Ход урока.
На экране - 2 СЛАЙД (нет изображения)
Вход учащихся под музыку В.А.Моцарта «Турецкий марш» в исполнении эстрадного оркестра Золотого Света.
- Вам понравилась музыка, под которую вы заходили в класс?
- Какое настроение у вас вызвала эта музыка?
- Все вы правы. Давайте ещё раз вспомним слова Шумана: «Каждая нота в музыке – чистое золото, каждая часть её – это клад...» (слова на доске)
- Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о произведениях литературы, где музыка является одним из действующих лиц. Мы уже говорили с вами о том, что писателями и поэтами написано много замечательных произведений, в которых рассказывается о музыке, где звучит музыка, где герои поют. Вот, например, сказки.
- Давайте вспомним те сказки, герои которых поют.
-Давайте вспомним и о рассказах, например, о рассказах Константина Георгиевича Паустовского.
Учащиеся отвечают на вопросы мини-теста, выбирают один из трёх данных вариантов.
СЛАЙДЫ №3 -6 (Портрет Паустовского, портреты композиторов и тестовые задания)
- Глинка - Чайковский (гиперссылка-портрет Чайковского) - Прокофьев
- Чайковского - Грига (гиперссылка- портрет Грига) - Моцарта |
СЛАЙД №7 (портрет Паустовского, название рассказа «Старый повар»)
- В рассказе «Старый повар» звучит чудесная музыка…
/ Слушание фрагмента из произведения «Фантазия» Моцарта /
- «Незнакомец перестал играть. Он сидел, не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой. Старик сказал, задыхаясь: «Я видел всё так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умереть, не узнав…имя. Имя!». Незнакомец ответил – «Меня зовут…»
СЛАЙД №8 (портрет В.А. Моцарта)
- Паустовский в своём рассказе показал нам, что может музыка принести человеку утешение в трудную минуту, подарить ему чудесные минуты счастливых воспоминаний о прошлом.
СЛАЙД № 9 (нет изображения)
Проблемная ситуация.
- Некоторые люди считают, что музыкальные способности есть у каждого человека. Вы хотите это проверить?
Учитель вызывает к доске 4 ученика, даёт им в руки инструменты (2 баяна, 2 балалайки)
-Сейчас я хлопну три раза в ладоши, и вы начинаете играть знакомую вам песню, например, «Калинку». А одноклассники вам подпоют. Вот увидите, у вас всё получится замечательно!
Ученики пробуют играть. Ничего не получается.
- Как же так, ведь здесь всего три струны, чего тут не играть-то? …А может, вы неправильно сидите?
Учитель пересаживает «музыкантов». Они снова пробуют играть, класс подпевает. Снова все приходят к выводу, что музыки не получилось.
Тогда учитель пробует перевернуть инструменты в руках «музыкантов». Снова не получается.
- И всё-таки не получается ничего…в чём же дело?
- Вы меня убедили, я с вами соглашусь. Тем более, что совсем недавно я услышала одну очень замечательную историю. Я хочу её послушать ещё раз, приглашаю вас сделать это со мной.
Гиперссылка с 9 СЛАЙДА
/ Слушание «Квартета» - басни И.Крылова с тремя фрагментами «хаотической» квартетной музыки /
- Какая музыка получилась у четырёх музыкантов?
- Вам нравится такая музыка?
- Почему?
-Чему нас учит рассказ об этих четырёх музыкантах?
- «Музыка» во время звучания этого рассказа представляет собой полнейшую бессмыслицу, хаотический набор нелепых звуков, ничем между собой не согласованных, лишённых интонационной и ритмической определённости. «Кто во что горазд» - вот «стиль» этой «музыки».
- А как вы думаете, что это за литературное произведение для вас прозвучало?
- Как видите, музыка звучит не только в рассказах и сказках, но и в баснях.
- Давайте теперь подробнее вспомним о том, что такое басня?
Ученик, выполнявший домашнее мини-исследование, рассказывает о басне.
- А может быть, кто-нибудь назовёт автора?
- Действительно, автором этой басни является великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов.
СЛАЙД № 10 (портрет Крылова)
Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов. |
Ученик, выполнявший домашнее мини-исследование, рассказывает об И.А. Крылове.
СЛАЙД № 11(музыкально-математическое уравнение)
- Название у басни, которую мы вместе послушали, мне кажется, очень простое. Но всё-таки, чтобы узнать его точно, решите музыкально-математическое уравнение.
ТРИО – СОЛО + ДУЭТ = ? |
- Получилось название ещё одной басни Крылова «Квартет».
-Итак, тема сегодняшнего урока - «Квартетная музыка»
- Что такое квартет?
- Но давайте узнаем более точное значение слова «квартет».
Ученик, выполнявший домашнее мини-исследование, рассказывает о квартете.
- Вы поняли, что такое квартет?
- А вот сейчас я попробую вас проверить. Назовите номер лишнего свитка с названиями инструментов
СЛАЙД №12 (тестовое задание)
- На каких музыкальных инструментах играли герои басни?
СЛАЙД №13-15 (названия инструментов, иллюстрация, краткое описание)
Учитель на основе слайдов рассказывает об этих инструментах.
- Почему виолончель Крылов называет «басом»? Что такое бас?
- Виолончель – самый низкий по звучанию инструмент в квартете.
- С помощью чего извлекают звук из скрипки, альта и виолончели?
- А как вы думаете, к какому семейству они относятся по типу извлечения звука?
СЛАЙД №16 (гиперссылка на презентации учеников)
- А теперь пришло время послушать настоящую квартетную музыку в исполнении профессиональных музыкантов.
- Послушайте …. и полюбуйтесь картинами родной природы…
/ Слушание – Второй квартет А. Бородина (фрагмент 3-й части ) /
- Вот так должен звучать настоящий квартет: гармонично, слаженно.
- А ведь здесь тоже прозвучали альт, 2 скрипки и виолончель. Получается, что если музыкальные инструменты находятся в руках настоящих музыкантов, то звучит самая разнообразная красивая музыка – медленная и быстрая, нежная и мужественная, печальная и радостная - звучит красиво, выразительно, увлекательно.
- Мы с вами прослушали 3 часть «Квартета», которая называется «Ноктюрн»
ПЛАКАТИК:
Ноктюрн - / франц., / ночной; инструментальная пьеса лирического характера.
- Страстное и трепетное чувство выражено вдохновеннейшей мелодией, одной из лучших в мировой музыке.
/ Снова включается мелодия. /
-Мне интересно, почему именно такие картины ребята подобрали к этой мелодии?
Выступление двух групп учащихся, готовивших творческие мультимедийные работы (дети объясняют свой выбор, свои впечатления)
-Написал эту красивую музыку Александр Порфирьевич Бородин
СЛАЙД №17(портрет Бородина)
- А.П.Бородин – великий русский композитор. Много времени отдавал он музыке, самостоятельно постигнув композиторское искусство.
- Квартеты Бородина — выдающееся явление русской музыки. Они отличаются спокойствием, широким размахом.
СЛАЙД №18 (композиторы)
- Струнные квартеты писали Л.Бетховен, П.И.Чайковский, Д.Д.Шостакович и многие другие композиторы.
СЛАЙД №19 (квартет)
- Квартеты носят иногда имена великих музыкантов.
-Так, один из старейших коллективов в нашей стране – квартет имени Л.Бетховена.
- Большой известностью пользуются квартет имени А.П.Бородина.
СЛАЙД №20 (квартет имени Бородина)
СЛАЙД №21
- Ленинградский квартет имени Танеева.
СЛАЙД №22
- Совсем недавно появился квартет имени С.С.Прокофьева.
- А также бывают и вокальные квартеты.
СЛАЙД №23
-И всё-таки я думаю, что творческие способности есть у каждого человека. Вы хотите прямо сейчас создать музыку. И не просто музыку, а квартетную?
-Сначала разучим слова песни «Наш сосед», слова для вас- на слайде.
Разучивание песни «Наш сосед».
Затем учитель делит класс на группы. Разучивает с каждой группой движения:
- группа «играет» разученную мелодию с помощью целлофановых мешочков (шуршание);
- группа «играет» с помощью ручек и карандашей (стук);
- группа хлопает по коленкам в такт мелодии;
- группа - поёт.
- Вам понравилось так исполнять музыку?
- Мы продолжим с вами именно так изучать музыкальное искусство?
- Вы верите в то, что вы можете стать музыкантами?
- Спасибо вам всем за творчество! Спасибо за урок!
- А для домашнего задания каждый из вас получает карточку. Внимательно прочитайте задания, если будет непонятно - подойдёте на переменке и спросите.
- Ещё раз спасибо за урок! До новых встреч!
Домашнее задание: каждый учащийся выполняет на карточке тестовую работу.
А) выберите правильный вариант ответа (обведите кружком номер выбранного варианта)
- Сколько инструментов участвует в квартете?
1) 3
2) 4
3) 5
- Из каких инструментов состоит квартет в басне Крылова?
1) рояль, скрипка, виолончель, бас;
2) скрипка, альт, виолончель, фортепиано;
3) 2 скрипки, альт, виолончель.
- К какому семейству относятся скрипка, альт и виолончель по типу извлечения звука?
1) струнно-смычковые;
2) клавишные;
3) духовые.
- С помощью чего извлекают звук из скрипки, альта и виолончели?
1) пальцы;
2) смычок;
3) палочки.
Б) Напишите небольшое рассуждение на тему: «Как связаны между собой музыка и литература?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки в 6 классе "Музыка возвышает и облагораживает человека"
Данный конспект урока является авторской разработкой учителя музыки высшей категории Русановой Ю.А....
Конспект урока музыки "Нужна ли музыка в цирке?". 1 класс.
Конспект урока музыки в 1 классе по теме "Нужна ли музыка в цирке?". Программа "Музыка" Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Тип урока: урок применения и с...
конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"
Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...
План-конспект урока музыки в 4 классе по теме "Музыка Украины"
В презентации, используемой на уроке, могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, портреты, цитаты.На экране могут также появляться определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как уч...
Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"
Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....
План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"
Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....
План - конспект урока музыки (5, 6, 7 класс) по теме: Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5, 6, 7 классов!...