Формирование культуроведческой компетенции учащихся на уроках музыки
учебно-методический материал по музыке на тему
Постепенно мы теряем наше исконно русское лицо, наши традиции и обычаи. Именно поэтому в наше время возникла острая потребность в воспитании не просто «человека образованного», а «человека культурного» (в национальном смысле). И огромную роль в этом процессе играет, конечно, школа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech.docx | 20.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
.
«Формирование культуроведческой
компетенции на уроках музыки»
«Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь»
Китайская народная мудрость
В наше время мы, не задумываясь, покупаем банку «Кока-Колы», джинсы и попкорн в кинотеатре. Молодое поколение с упоением слушает песни групп «Линкен Парк», «Секс Пистолс» и, к сожалению, не могут вспомнить и пару-тройку русских народных песен. Мы смотрим фильм, заранее зная о его «Happy-end»е. Мы поздравляем с днём рождения и поём имениннику «Happy birthday». Мы смутно понимаем, кто такие менчейдазеры, имиджмейкеры, промоутеры, но многие активно пытаются получить эти должности. Вместо «хорошо», мы говорим «O’k»! Мы – это Россияне! Жители могучей и великой страны, которую всегда боялись и уважали, пытались победить, но никому это удавалось.
Всё, что я перечислила в начале, принадлежит к инородной для нас культуре. И та банка «Кока-Колы», и попкорн, и тот фильм, и те музыкальные группы. Всё!
Постепенно мы теряем наше исконно русское лицо, наши традиции и обычаи. Именно поэтому в наше время возникла острая потребность в воспитании не просто «человека образованного», а «человека культурного» (в национальном смысле). И огромную роль в этом процессе играет, конечно, школа.
Довольно часто дети, оканчивая начальную школу, знают несколько русских народных песен, сказок, имеют представление о двух-трех самых известных праздниках народного календаря. Но почти не знакомы с народными танцами, играми, обрядами своего края. Многие дети стесняются участвовать в театрализованных народных представлениях, играх, хороводах. При этом у них наблюдается заинтересованность и стремление к данным видам деятельности. Отсюда возникает противоречие между потребностью ребенка в самовыражении и невозможностью реализовать свою значимость из-за несформированности способов самовыражения.
Но есть группа детей, у которых нет желания изучать традиционную народную культуру, т.к. они не видят в этом необходимости, не видят ее связи с жизнью, а, следовательно, у них не развит мотив учебной деятельности.
В связи с этим перед учителями возникает сложная задача - интенсифицировать учебный процесс, максимально насытив его фактами и реалиями родной, отечественной и региональной культурой, для расширения культурного кругозора учащихся, формирования их эстетических чувств. Формирование культуроведческой компетенции в изучении видов искусства выступает одним из факторов, ведущих к позитивному изменению сложившейся ситуации в культурной и общественной жизни страны.
Под компетенцией в современной методике понимается «совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения и которые, в конечном счете, служат развитию личности школьника»
Культуроведческая компетенция – это осознание видов искусства как формы выражения национальной культуры и их взаимосвязи с историей народа.
Вот поэтому реализацию одной из целей моей педагогической деятельности на уроках музыки: приобщение детей к русскому народному творчеству, я спланировала через решение следующих задач:
- Воспитывать у учащихся эмоциональную отзывчивость и интерес к русскому народному творчеству, используя разные виды детского фольклора на уроках музыки;
- Приобщать детей к простейшим видам народного фольклора;
- Оптимизировать познавательную деятельность учащихся через формирование учебно-познавательного интереса;
- Постигать народную мудрость, красоту через творческую деятельность на уроке.
Но как приобщить детей к истокам русской народной культуры? Как разбудить в них интерес к самим себе, к родному краю, к своему народу? Как воспитать в детях патриотизм, нравственность, духовность?
Каждый год в школу приходят совершенно иные дети, иное поколение. Вызвать у учащихся непосредственный интерес, а затем и глубокую любовь к народной культуре, привить желание изучать народный фольклор непросто, даже в первом классе. Из бесед с учащимися я выяснила, что детям нравится петь народные песни, играть в народные игры, но, с другой стороны, они не видят необходимости серьезно изучать народное творчество. Дети считают фольклор чем-то устаревшим, неинтересным, скучным, на фоне очень ритмичной современной музыки, танцев, ярких и глянцевых журналов и комиксов.
Я стараюсь находить такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной философии и педагогики. Особое внимание уделяю введению нестандартных (игровых) форм уроков музыки, таких как: урок-викторина, урок-экскурсия, игровой урок, урок с элементами театрализации, урок-праздник. Роль педагога на таких уроках очень велика. Он - соучастник, стратег, инструктор, опора и помощник. Педагог и дети вместе «проживают жизнь» в контексте народной культуры на каждом уроке.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития нравственности и духовности. Уже с первых занятий мы с детьми выясняем, что главное сокровище человека – познание самого себя, знание своего народа и умение ценить все народы земли, понимая, как много общего в культурах разных народов России и мира. Мы приходим к выводу, как важно всем народам нашего Отечества и всей планеты жить в мире и согласии между собой.
Распевая колыбельные песни, которые пели дома родители, разучивая новые тексты колыбельных и прибауток, дети учатся быть заботливыми, нежными, ласковыми, любящими. Одно из заданий на уроке 1 класса предлагает одному из учащихся с куклой на руках спеть колыбельную, которую он знает, а другим детям класса назвать характерные черты колыбельной (настроение, характер музыки, динамику, темп).
Один из наиболее любимых жанров детского фольклора – небылицы-перевертыши. Они доставляют удовольствие детям своим комическим эффектом. Благодаря творческой силе человеческого слова в воображении детей возникает мир, в котором совершается невероятное и очень смешное. Но вместе с этим небылицы-перевёртыши имеют огромную педагогическую ценность, они являются мыслительными играми, с помощью которых русский народ развивал своих детей. Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями. Чуть он овладеет какой-нибудь мыслью, он не прочь сделать ее своей игрушкой.
С одной стороны в небелицых-перевёртышах присутствует ритм и мелодика родной речи, свойственные народным потешкам, с другой эти, казалось бы, нелепые строчки воспитывают в ребенке чувство юмора и помогают развитию логики.
Ехала деревня мимо мужика,
А из-под собаки лают ворота:
«Караул, деревня, мужики горят!
Бабы сарафаном заливать хотят»
Детский игровой фольклор – это целая система развития личности ребенка: силы, физической и психологической выносливости и уравновешенности, быстроты и точности реакций и т.д. Это богатый пласт народного педагогического опыта воспитания здорового ребенка.
В результате использования разных жанров детского фольклора на уроках музыки дети в доступной, интересной для них форме знакомятся с сокровищами традиционной материальной и духовной культуры, наследниками которой они являются. Так, во втором классе, знакомясь с танцами, мы изучаем хоровод, а так же играем в хороводные игры. Одна из них называется «Колпачок».
Детское творчество – неистощимый родник фантазии и энергии. А урок музыки – самый благоприятный для развития детского творчества. Ребенок должен получать наслаждение от общения с народным творчеством, тогда оно станет частью его внутреннего мира, основой формирования личности. Вот поэтому одной из задач моей педагогической деятельности является развитие творческого потенциала учащихся на уроках музыки.
В 4 классе, изучая русские народные традиции, я заметила, что ребята с увлечением участвуют в театрализованных мини-представлениях. Вот так, играя, мы постигаем тайны старинных свадебных обрядов.
Интересным методом использования культуроведческого материала на уроках музыки являются сообщения учеников, выступающих в роли «историка», «архитектора», «экскурсовода», «искусствоведа», «репортера» и т.д. С помощью выступлений учащихся учитель решает важную задачу урока – накопление фоновых знаний, которыми ученики будут оперировать в ходе урока и в процессе выполнения возможной творческой работы. Давая задания учащимся, учитель указывает литературу, помогает в составлении плана будущего выступления. Подготовленное сообщение учитель обсуждает с учеником и дает указания по содержанию и форме изложения культуроведческого материала. Учащийся выступает на уроке лишь после тщательной отработки текста сообщения. Все сообщения мы оформляем в электронную презентацию. В результате этой работы мною накоплен уже огромный багаж таких исследовательских работ.
В пятом классе, изучая песню, я предлагаю ребятам творческое задание на дом. Им необходимо, выбрав любую русскую народную песню, сочинить историю её возникновения. Такое задание заставляет учащихся ознакомиться с большим количеством народных песен, выбирая ту, с которой они хотят поработать. Выбрав всё-таки её, необходимо погрузиться в текст песни, мелодику, проникнуться внутренней атмосферой материала и выполнить творческую работу по оформлению. Результатом явилась выставка работ, небольшую часть которой вы можете наблюдать в конце нашего кабинета на стенде.
Обобщая сказанное, хочется отметить, что приобщение детей к истокам народной культуры на уроках музыки является средством воспитания у них патриотичности, нравственности, духовности и других качеств, необходимых для личностной культуры ребенка. Есть особая педагогика – народная. Она требует атмосферы свободы, импровизационности, профессионального мастерства. Она побуждает ребенка и учителя к восприятию духовных ценностей, к осознанию себя в мире и мира в себе.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование языковой и культуроведческой компетенций учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время
Обобщение опыта по формированию языковой и культуроведческой компетенций учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время за последние 5 лет. Содержание Сведения об авторе опыта ...
Технология формирования культуроведческой компетенции учащихся
Материал включает описание технологии и презентацию....
Обобщение опыта «Использование живописи на уроках литературы как средства развития речи и способа формирования культуроведческой компетенции учащихся»
На современном этапе развития образования требуют переосмысления права и обязанности всех участников педагогического взаимодействия - и ученка и педагога, от которого новые подходы требуютзнани...
Описание опыта "Использование живописи на уроках литературы как средства развития речи и способа формирования культуроведческой компетенции учащихся"
В русле поиска современных подходов к обучению обусловило выбор темы опыта "Использование на уроках литературы как средства развития речи и способа формирования культуроведческой компетенции уча...
Система работы учителя русского языка и литературы по формированию культуроведческой компетенции учащихся
Система работы учителя русского языка и литературы по формированию культуроведческой компетенции учащихся...
Методическая разработка по теме : "Межпредметные связи как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках литературы , русског языка и во внеурочной деятельности.""
Интеграция предметов- это не просто соединение их частей и элементов, это взаимопроникновение, объединение на основе общего подхода. Стремление к эффективности учебного процесса заст...