Описание опыта "Использование живописи на уроках литературы как средства развития речи и способа формирования культуроведческой компетенции учащихся"
по литературе на тему

В русле поиска современных подходов к обучению обусловило выбор темы  опыта "Использование на уроках литературы как средства развития речи и способа формирования культуроведческой компетенции учащихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы  МОУ «Журавлёвская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»  

Мартыненко Вера Николаевна

Управление образования администрации Белгородского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Журавлевская средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»

Описание опыта

«Использование живописи на уроках  литературы как средства развития речи и способа формирования культуроведческой компетенции учащихся»

Автор опыта:

Мартыненко Вера Николаевна,

учитель русского языка и  

литературы МОУ «Журавлевская

средняя школа Белгородского района

Белгородской области»

Журавлевка

2013г.

Содержание

Информация об опыте        ………………………………………………………….3

Технология опыта……………………………………………………………… Результативность опыта…………………………………………………………16 Библиографический список……………………………………………………..18

Приложение к опыту……………………………………………………………..


        1. Информация об опыте

  1. Тема опыта.

На современном этапе развития образования требуют переосмысления права и обязанности всех участников педагогического взаимодействия — и ученика, и педагога, от которого новые подходы требуют знания психологических основ общения и обучения, дидактических и методических умений, владения соответствующими приемами организации учебного процесса.

В русле поиска современных подходов к обучению обусловило выбор темы опыта «Использование живописи на уроках русского языка и литературы как средства развития речи и способа формирования культуроведческой компетенции учащихся»

1.2. Сведения об авторе опыта.

Мартыненко Вера Николаевна – учитель русского языка и литературы МОУ «Журавлевская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области». Работает в данном учреждении с 1986 года

1.3. Условия возникновения и становления опыта.

Исходным условием становления опыта является социальный заказ общества на обеспечение  качества образования.

          Другим важнейшим условием является потребность общества в образованной личности, стремящейся к самоопределению и самореализации.

Третьим условием становления данного опыта можно считать требования, предъявляемые к учителю современным обществом, которые обусловили потребность пересмотра и качественного обновления структуры, содержания, форм и методов учебного занятия, разработки и реализации технологий педагогической деятельности.

        Этот опыт сформирован в МОУ «Журавлевская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области». Село Журавлевка находится в Белгородском районе от областного центра в 45 километрах. В настоящее время в селе проживает 1095 жителей, в т.ч. 167 детей (от 0 до 18лет), в школе 100 учеников, из них: 18 учащихся из   многодетных семей, 47 неполных семей, 10 семей входит в группу риска. Большинство учащихся живут в семьях, в которых родители имеют полное среднее и среднее специальное образование. Естественно, что социальный состав учащихся в большей мере определяет их интеллектуальные, психологические возможности, личностную направленность.

Социальный статус родителей  школьников неоднороден: работники аграрного сектора, служащие, интеллигенция, рабочие и другие. На территории  села находится медицинское учреждение, почта, сельская библиотека, детский сад, в последние годы в селе есть тенденция увеличения рождаемости детей.

Досуговая деятельность школьников организована в школе и Журавлевском Доме культуры. Методическая работа в школе ведется на хорошем уровне, создаются благоприятные условия для творческой работы.

Одна из важнейших задач педагогов – способствовать развитию личности ребёнка и формированию его индивидуальности через включение в различные виды социальных отношений в учёбе, общении, практической деятельности. Успешное ее решение возможно, если в основе  работы заложена идея сотрудничества педагогов, социальной и психологической служб, родителей и детей.

        Экспериментальная работа начата с пятого года обучения учащихся в школе. Изначально в экспериментальном классе обучалось 14 человек: 6 девочек и 8 мальчиков.

1.4. Актуальность опыта.

Воспитать у детей потребность в чтении — это один из важных вопросов преподавания литературы. В процессе изучения художественного произведения важно опираться на образное, эмоциональное восприятие учащимися текста. По словам французского живописца Э.Делакруа, в литературе первое ощущение — самое сильное. А создать такое сильное ощущение помогают произведения живописи, использованные на уроках. Учащиеся накапливают зрительные впечатления, помогающие восприятию текста, способствующие развитию образного мышления и образной речи. Ведь не секрет, что речь большинства наших детей обеднена, и перевод языка «живописи» на язык словесный помогает найти не только нужное, но и точное и наиболее яркое эмоциональное слово. «Картина поправляет ложный эпитет, приводит в порядок нестройную фразу», — писал К.Д.Ушинский. Способность к образной конкретизации, необходимая для чтения и понимания художественного произведения, развивается общением с изобразительным искусством.

1.5. Ведущая педагогическая идея.

В условиях девальвации нравственных ценностей, снижения речевой культуры молодого поколения, падения интереса к гуманитарным предметам остро стоит проблема бережного отношения к русскому языку как национально-культурной ценности, последовательного и глубокого приобщения юношества к отечественной культуре.     Концепция обучения литературе в образовательной школе предусматривает обновление содержания и методов обучения, одним из компонентов которого является овладение знаниями, связанными с отражением в языке культуры народа — носителя языка, формирование культуроведческой компетенции обучаемых.

Язык живописи по-своему отражает окружающую действительность, своими средствами передает информацию об эпохе, людях, событиях и тем самым позволяет учителю-словеснику сделать культуру предметом изучения на уроках родного языка и литературы,  расширить кругозор учащихся, соединить обучение с эмоционально- нравственным воспитанием, пробудить у обучаемых уважение к своему народу как создателю шедевров искусства.   Известный русский художник И.Репин говорил: «Художник – зеркало своей среды: в нем отражается общество, нация, время».  

1.6. Длительность работы над опытом

Временем становления данного опыта можно считать 2009- 2013  год,  время за которое изучалась педагогическая, психологическая и научная литература, передовой опыт других учителей, формировался свой собственный. С 2009 по 2013  появилась возможность проанализировать результативность опытной работы.

1.7. Диапазон опыта

Опыт  «Использование живописи на уроках русского языка и литературы как средства развития речи и способа формирования культуроведческой компетенции учащихся»  интересен тем, что учитель предлагает  на уроках литературы широко использовать  живопись.

Предлагаемые формы работы органично вплетаются в существующие программы по литературе, дополняя и обогащая их.  Мартыненко В.Н. в процессе работы над опытом разработала   уроки литературы (Приложение №1),  внеклассные мероприятия (Приложение №2),    создала презентации к урокам (Приложение №.3).

1.8.Теоретическая база опыта

               

В основе педагогического опыта лежат идеи Ю.А. Наумкиной,

Л.Н. Ревягина, В.С.Гречинской,  Е.Н  Колокольцева,  Т.Ф Курдюмовой.

В практике преподавания литературы важное место принадлежит взаимодействию литературы с другими видами искусства. В школьном изучении литературы с привлечением произведений изобразительного искусства необходимо учитывать как различие обоих видов художественного творчества, так и их определенное сходство. И если различие в характере воспроизведения действительности писателями и художниками позволяет подчеркнуть специфику литературы как искусства слова, что является одной из главных целей привлечения произведений изобразительного  искусства на уроках литературы, то сходство позволит решить задачи, связанные, например, с общностью решения и интерпретации тех или иных проблем писателем и художником. Вполне очевидное различие литературы и изобразительного искусства состоит в том, что писатель, воссоздающий действительность, пользуется словом — условным знаком, не обладающим чертами визуального сходства с тем, что обозначает, а художник прибегает к зримому подобию чувственных предметов. Свою невещественность художественная литература искупает оперативным и компактным

изображением жизни во всей ее многоплановости, поскольку слово является точным эквивалентом наших мыслей и эмоций. Художественная литература способна переносить читателя через любые пространства в повествовании, в то время как изобразительное искусство имеет дело со строго ограниченным пространством.

Одним из основных видов изобразительного искусства, использование которого имеет давние традиции при изучении литературы в школе, является живопись. Тематический диапазон живописного искусства находит отражение в системе жанров.   По предмету  изображения принято различать следующие жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер, бытовой, исторический, батальный, анималистический. Между жанрами нет абсолютных, непреодолимых границ. В живописи разные жанры нередко вступают во взаимодействие: портрет на фоне пейзажа, историко-бытовая картина, в бытовом жанре и портрете зачастую велико значение интерьера, искусствоведы говорят об историческом портрете и историческом пейзаже и т.п. Жанры живописи легко соотносимы с целым литературным произведением или с отдельными составными элементами.

В отечественной методике сложились устойчивые традиции сопоставления бытовых картин с литературными произведениями по тематическому принципу, когда полотна художников соотносятся с темой, идейной направленностью созданий писателей, когда сравниваются общность сюжетов и близость судеб героев холстов живописцев и литературных произведений. Привычным стало использование картин при изучении произведений Н.А.Некрасова, когда полотна В.Г.Перова «Проводы покойника» (1865) и В.М.Максимова «Больной муж» (1881) сопоставляются с поэмой «Мороз, Красный нос», холст «Ремонтные работы на железной дороге» К.А.Савицкого — со стихотворением «Железная дорога

Изучение героических былин традиционно сопровождается привлечением известного полотна В.М.Васнецова «Богатыри» (1881—1898), а изучение русских народных сказок — рассматриванием его же картин «Аленушка» (1881) и «Иван-царевич на сером волке» (1889). Полотно П.А.Федотова «Завтрак аристократа (Не в пору гость)» сопоставляется с комедией Н.В.Гоголя «Ревизор». Идейно близок «Вишневому саду» А.П.Чехова холст И.Н.Крамского «Осмотр старого дома» (1873). Полотно Н.Н.Ге «"Что есть истина?" Христос и Пилат» (1890) стало привлекаться в процессе разбора «ершалаимских» глав романа «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова.

Картина помогает понять и замысел писателя, и образно представить обучающимся   героев произведения. Используя несколько репродукций разных художников, можно ещё и сравнить образы действующих лиц, и увидеть разные точки зрения,  высказать  своё мнение. 

Повествовательность, «литературность» живописи, ее способность в одной картине «рассказать» о многом и служат весомым основанием для привлечения картин, в том числе бытовых (жанровых, сюжетных), на уроки литературы. При этом демонстрация произведений живописи на уроках литературы несовместима с развлекательными, украшательскими функциями, ибо цель художественной картины — «не ласкание глаза, а возбуждение ума»

1.9. Новизна опыта

         Новизна опыта выражается  в том, что сочетание уроков традиционной формы и  внедрение в учебный процесс развивающих педагогических технологий (технология проектной и исследовательской деятельности - исследовательская деятельность подразумевает в первую очередь индивидуальную деятельность учащегося, что особенно важно при формировании навыков самостоятельности и исследовательские работы учащихся могут быть представлены в форме проекта; кейс-технология позволяет найти нетривиальный подход к раскрытию проблемы, проиллюстрировать учебные ситуации, может быть использован на уровне элементов или стать основой для занятий в виде деловых игр типа: урок - пресс - конференция, урок - презентация писателя;  современные технологии контроля и оценки  -  тестирование,  используются и разрабатываются тесты по всему курсу литературы, тестирование с применением ИКТ)  формирует у учащихся устойчивый интерес к изучению литературы, активизирует их познавательную деятельность различными путями.

Компьютеризация процесса образования – это реальность, с которой необходимо считаться. Использование компьютерных программ неоспоримо: прежде всего,  элемент наглядности, повышающий интерес учащихся к обучению.  В современной социокультурной ситуации появляются новые подходы и технические возможности в преподавании литературы   в школе. На место устаревших приемов приходят новые, более усовершенствованные и гармоничные. Теперь вместо наглядности в бумажном исполнении чаще используется наглядность на электронных носителях.

Информационные компьютерные технологии применительно к урокам литературы  дают возможность   приблизиться к оригинальному живописному произведению того или иного художника, увидеть многообразие красок полотен не в искаженном варианте  (что зачастую случается с бумажными иллюстрациями и репродукциями), способствуют разнообразию  деятельности учащихся как на уроке, так и во внеурочное время в деталях изучить живописное полотно, получить справку по интересующему вопросу, создать видеоролик и пр. Как мы считаем, использование Интернета в современной системе образования, в частности на уроках литературы,  рушит барьеры между разновременными картинами  мира, помогает воссоздать целостный образ   определенной эпохи в сознании обучающегося.

II. Технология описания  опыта

2.1. Определение цели

        Целью педагогической деятельности является:

  1.  сформировать коммуникативную и культуроведческую компетенции обучающихся
  2. научить обучающихся  интегрировать вербальный и зрительный живописный образ;
  3. научить их анализировать произведения живописи в единстве содержания и средств художественного выражения;
  4. научить обучающихся общению в социально-культурной сфере, в частности в области искусства и литературы;
  5. использовать компьютерные технологии и коммуникативные возможности Интернета;
  6. систематизировать информационные ресурсы.

2.2. Постановка  задач, способствующих достижению данной цели 

Достижение планируемых целей  предполагает решение следующих задач:

  • введение в педагогическую практику  такой организации образовательного процесса, которая  позволяла бы  ученику выбирать форму самостоятельной деятельности, стимулирующую самообучаемость, его способность к обобщению мыслительной деятельности и рефлексии;
  • использовать как  традиционные формы групповых учебных занятий,     так и индивидуальные    с целью развития умений обучающихся самостоятельно «добывать знания»;
  • создание условий для приобретения обучающимися учебно-исследовательских умений, необходимых для дальнейшего образования;
  • использование различных видов и форм самостоятельной работы  обучающихся с произведениями живописи, для  повышения эффективности процесса обучения.    

         

2.3 Организация учебно-воспитательного процесса.

Перед учителем литературы встает множество проблем. Обучающиеся перестают читать книги, не понимают, что хотел сказать автор в своём произведении. Большую часть  дня они проводят у компьютера, который за них ищет необходимую информацию, выбирает главное и даже исправляет ошибки. Обучающимся  не нужно сейчас задумываться о том, как написать сочинение – есть множество шпаргалок. А это ведет к тому, что у них не развивается речь, они привыкают получать все готовое и совершенно забывают о творческой активности личности.
        Исправлять эти недостатки нужно своевременно. В первую очередь – не только приучать  читать, но и научить их внимательному и вдумчивому чтению. А этому поможет урок литературы, использование учителем различных методов работы над текстом.

Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании следующих способов включения учащихся в учебно-познавательную деятельность:

Проектные технологии

Проектные технологии позволяют решать задачи формирования интеллектуальных умений и творческого развития детей. Проект является действенным средством вовлечения в урочную и внеклассную работу большинства учащихся, так как работа над проектом предполагает развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению произведения путем чтения критической, научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками, участия в работе факультативов, лингвистических кружков, клубов. Проектное и личностно-ориентированное обучение дает возможность использовать множество подходов (обучение в деле, самостоятельные занятия, совместный мозговой штурм, ролевая игра), учит детей анализировать и систематизировать, приносит чувство удовлетворения своим результатом.
       Метод проектов не противоречит традиционным способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших отметок.
    Так при изучении поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» группа  учащихся 9 класса работала над проектом «Н.В.Гоголь и Кукрыниксы», результатом работы является презентация «Н.В.Гоголь и Кукрыниксы».   (Приложение №3-1)

Исследовательскую работу,  посвященную творчеству И.Шмелева  и Кустодиева, провела ученица 11 класса  после изучения произведения И.Бунина «Чистый понедельник». В работе отмечена не только межпредметная связь, но и  внутрипредметное взаимодействие литературного материала, создание произведений художника кисти и художников слова по воспоминаниям. (Приложение №3-2)

        Изучая повесть И.Гончарова  «Обломов», учитель останавливается на  литературоведческом понятии «деталь» Деталь – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет, характер в неповторимой индивидуальности. Результатом исследовательской деятельности группы учащихся десятого класса является создание презентации к уроку, в которой учащиеся использовали иллюстрации Ю.Гершковича к роману «Обломов», портреты А.С.Пушкина -  художник В.А.Тропинин, портрет драматурга Александра Островского – художник В.Г.Перов.

Исследовали   семантику халата в произведениях Даля (В  зависимости от собственного настроения и намерений меняет одежду один из его героев — Иван Яковлевич Шелоумов в повести «Вакх Сидоров Чайкин»: «Когда он являлся в халате своём, то это значило, что он намерен быть хозяином, домоседом, отцом семейства; если выходил поутру прямо в сюртуке, байковом или камлотовом, то это значило, что он будет человек крайне деловой и занятой; если же в коротенькой куртке, то это была одна из самых дурных примет»),  А.С.Пушкина. (В романе «Евгений Онегин». А сам в халате ел и пил;//Покойно жизнь его катилась… О Дмитрии Ларине.  Расстался б с музами, женился,// В деревне, счастлив и рогат, //Носил бы стеганый халат…   Один из   возможных   вариантов судьбы Ленского), Л.Н.Толстого в романе «Война и мир  (Старый князь Болконский появится перед Наташей, объявленной невестой собственного сына, в халате. Эта одежда, несущая в себе намёк на интимность и семейные отношения, одновременно позволяет ему продемонстрировать свою княжескую спесь, превосходство в знатности и богатстве перед полуразорившимся графским родом Ростовых. Князь не верит в искренность чувств Наташи, считает выбор сына ошибкой и превращает сцену знакомства с будущей невесткой в оскорбительный для неё фарс. Халат становится в данном случае одеждой комедианта) (Приложение №3-3).

Привлечение картин художников при изучении литературы, в том числе и  портрета,  является испытанным средством познания литературы как искусства слова. Понимание эстетической идеи живописца, проникновение в мир эмоций художника обогащают зрителя, делают его представления о мире и искусстве глубже, богаче, значительнее. Рассматривание и анализ произведений живописи в процессе изучения литературного произведения, благодаря зримому и особенно запоминающемуся образу живописного полотна, делают более доступным для учащихся постижение мысли писателя, его эстетического идеала, способствуют углубленному пониманию специфики искусства слова и изобразительного искусства. Эффективным средством сопоставительного анализа является и сопутствующий ему искусствоведческий комментарий произведений живописи, который, соединяясь с литературоведческой трактовкой художественного произведения, конкретизирует историко-литературные и теоретико-литературные знания школьников и ведет их к глубокому знанию изучаемого произведения.

При отборе картин для урока учитель  руководствуется их художественной ценностью, а также близостью содержания произведения живописи и литературного произведения.

Чем глубже будет проникновение учащихся в сущность живописного полотна, в его идеи и образы, тем станут богаче их собственные мысли и чувства. Лишь эмоциональное отношение к виденному развивает потребность в выразительной словесной передаче воспринимаемых образов

На уроке  литературы «Тяжко бывает одинокому человеку» (по рассказу Бориса Васильева «Вы чьё, старичьё» и творчеству художника А.Шилова)  обучающиеся в результате  сопоставительного  анализа произведений писателя и художника пришли к выводу: А.Шилов стремится рассказать нам искусством красок о той же проблеме, что и писатель  Б.Васильев, проблеме одинокой старости (Приложение № 2, Приложение №3-4).

На уроках литературы в 5классе, посвященных изучению пейзажной лирике в разделе  «О дом отеческий! О край,  всегда любимый! Родные небеса! (Мотивы родной природы в русской лирике) пишут сочинения  на тему «Русский пейзаж в поэзии и живописи». Учатся сопоставлять,  проводить параллель между поэтическими строчками и пейзажами художников.

Старшеклассники при изучении творчества поэта С.А. Есенина выполняют групповые проекты: «Лирика С.Есенина о животных», «Любовная лирика С.А.Есенина», «Пейзажная лирика С.Есенина» и др. Они не только изучают указанную лирику, но и анализируют одно стихотворение поэта, подбирают к нему произведения живописи.
         Учитель формирует у учащихся устойчивый интерес к изучению литературы, активизирует их познавательную деятельность различными путями: на уроках и внеурочное время.

Так в процессе подготовки к внеклассному мероприятию, посвященному Дню Матери, обучающиеся готовили материал для создания сборника стихов «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя — Мать» учили  любимые стихи о матери,  подбирали репродукции картин известных художников, готовили сообщения об авторах стихов, находили их портреты. Итог работы – изданный альманах стихов о матери,  презентация альманаха. (Приложение№3-4)

На внеклассном мероприятии литературная гостиная  «Планета толерантности в произведениях Вячеслава  Дегтева», проводимом на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе,  прозвучали интересные ответы на вопрос: «Как видение, представшее в последние минуты жизни героя рассказа (Облик матери и облик Богородицы) ассоциируется с картиной Василия Животягова «Мираж войны»?   Звучало стихотворение учителя, посвященное воину-афганцу, бывшему ученику школы, и его Матери, как образец ассоциации:

Ваш  сын – он самый лучший –

Поэтому Бог забрал.

В своей жизни короткой, кипучей

Он легких путей не искал.

Ваш сын – он самый сильный –

Поэтому Бог забрал.

На горной дороге пыльной

Он товарищей прикрывал.  

Ваш сын – он добрый самый –

Поэтому Бог забрал.

Дочку, жену и маму,

Он родину защищал.

Ваш сын – он самый смелый –

Поэтому Бог забрал.

Молодым мужчиной, незрелым

Он так далеко умирал.

Ваш сын – он самый красивый –

Поэтому Бог забрал.

Маленьким облачком сивым

В небо вечности улетал.

Сердце матери в трауре –

С нею сыночка нет…

Он в бронзе и мраморе

Вот уже много лет.

        Итак, использование живописи на уроках литературы основывается на глубинном взаимовлиянии литературы и живописи и служит убедительной иллюстрацией органических связей литературы и изобразительного искусства как учебных предметов средней школы.
        Понимание эстетической идеи живописца, проникновение в мир эмоций художника всегда обогащают зрителя, делает его представление о мире и искусстве глубже, богаче, значительнее. Рассматривание и анализ произведений живописи на уроках литературы и на внеклассных занятиях, благодаря зримому и поэтому особенно запоминающемуся образу, делают более доступным для учащихся постижение писательской мысли, его эстетического идеала, способствуют углублённому пониманию специфики искусства слова и изобразительного искусства. Эффективным средством сопоставительного анализа является и сопутствующий ему искусствоведческий комментарий произведений живописи, который,
соединяясь с литературоведческой трактовкой художественного произведения, конкретизирует историко – литературные и теоретико – литературные знания школьников и ведёт их к глубокому знанию изучаемого произведения.
 

 

III. Результативность

  Педагогическое кредо учителя – путем совместных усилий проложить дорогу "в царство мыслей", поэтому на уроке учитель лишь старший товарищ, богатый опытом и знаниями, помогающий учащимся научиться самостоятельно рассуждать. Он указывает  на приемы,  методы приобретения знаний, помогает организовать совместную работу самообразования.  Учит, как надо развивать мысль, в логике поставленного вопроса; включаться в коллективное обсуждение проблем, делать сообщение на основе различных источников знаний, включая Интернет, используя при необходимости форму рассуждений, доказательств; связно излагать тему, цель, гипотезу, ход и результаты проведенной частично-поисковой или исследовательской работы. Сотрудничество и сотворчество с учащимися помогают добиться у каждого ученика усвоения материала, соответствующего базовому уровню знаний, а также способствует их продвижению к творческому уровню. Результатами этой деятельности явились победы старшеклассников в районных творческих

конкурсах и олимпиадах:

8 место в районе  "Письмо другу" Бабаева Н.,

6 место в  конкурсе сочинений «Судьба семьи в судьбе страны»  Самойлов Е. (сочинение «Мой семейный альбом»),

1 место в конкурсе «Моя семья» Винник И.,

          1 место, в конкурсе «Учитель глазами ребенка» Бидыло М.

Постоянно учитель занимается  с одаренными детьми и отстающими в учебе.

Формируя устойчивый интерес к предмету, добилась того, что стабильным стало качество знаний учащихся по литературе.

IV.Библиографический список

  1. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. – М.: Изд.Искусство, 1962.
  2. Доманский В.А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе: Учеб. пособие. М., 2002.
  3. Ванслов В.В О станковом искусстве и его судьбах
  4. Колокольцев Е.Н. Бытовая картина на уроке
  5. Колокольцев Е.Н. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. – М.:Изд. Просвещение,1992.
  6. Колокольцев Е.Н. А.С.Пушкин в портретах и иллюстрациях. - М.,Просв.,1999
  7. Курдюмова Т.Ф. Пейзаж-средство эстетического воспитания на уроках литературы.- М.,Просв.,1965
  8. Наумкина Ю.А  Внутритекстовая связь литературы и живописи в филологическом образовании: интегрированный подход  
  9. Порудоминский В.И. Половина жизни моей... – М.:Изд. Просвещение,1987.
  10.  Ревягин Л.Н. Начала синергетики // Содержательная и дидактическая интеграция в образовательном процессе: Сборник научно-методических работ / Под ред. проф. В.А. Доманского. Томск: ТГУ, 2004. Вып. 2.
  11. Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи. – М.: Детгиз, 1962.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

Использование активных методов обучения иностранному языку становится приоритетным направление в образовании. Вашему вниманию предоставляется небольшая статья, в которой раскрыты основные а...

Обобщение опыта «Использование живописи на уроках литературы как средства развития речи и способа формирования культуроведческой компетенции учащихся»

На современном этапе развития образования требуют переосмысления права и обязанности всех участников педагогического   взаимодействия - и ученка и педагога, от которого новые подходы требуютзнани...

Система работы учителя русского языка и литературы по формированию культуроведческой компетенции учащихся

Система работы учителя русского языка и литературы по формированию культуроведческой компетенции учащихся...

Статья: Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

Статья: Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка...

Методическая разработка по теме : "Межпредметные связи как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках литературы , русског языка и во внеурочной деятельности.""

Интеграция предметов- это не просто соединение их частей и элементов, это взаимопроникновение, объединение на  основе общего подхода. Стремление к эффективности  учебного процесса  заст...

Интерактивные технологии обучения устной речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

Интерактивные технологии обучения устной речикак способ формирования коммуникативной компетенцииучащихся на уроках английского языка...

Статья Способ формирования культуроведческой компетенции

                Существует большое количество способов для формирования культурведческой компетенции. Среди них коллажирование, работа с проектом, опросн...