Сущность игрового метода инсценирования песен на уроках музыки в классах КРО.
материал по музыке по теме

Бутусова Галина Николаевна

В современных условиях одной из актуальных задач является повышение эффективности разнообразных форм и методов обучения в начальных классах общеобразовательной школы. Все больше внимания уделяется игровому методу как виду деятельности на уроках музыки в классах КРО. В конечном итоге игровая деятельность учащихся определяет успешное овладение материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_diskety.doc339 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План работы

Введение

  1. глава. Особенности уроков музыки и внеклассных занятий по музыке.
  1. 1.1.  Музыкальное воспитание в школе.
  2.  1.2. Содержание и структура уроков музыки в школе.
  3.  1.3. Специфика внеклассных занятий по музыке.
  1. глава. Сущность игрового метода инсценирования песен на уроках музыки в классах КРО.
  1.  2.1. Методика музыкального образования в классах КРО.
  2.  2.2. Сущность игрового метода и инсценирование песен в классах КРО.
  3.  2.3. Конспекты уроков по теме.

Заключение

Список литературы

Введение

В современных условиях одной из актуальных задач является повышение эффективности разнообразных форм и методов обучения в начальных классах общеобразовательной школы. Все больше внимания уделяется игровому методу как виду деятельности на уроках музыки в классах КРО. В конечном итоге игровая деятельность учащихся определяет успешное овладение материалами.

Выбранная нами тема для исследования является очень актуальной для решения задач обучения и воспитания детей классов КРО.

Проблема исследования: как используется игровой метод и инсценирование песни на музыкальных занятиях в классах КРО начальной школы.

Объектом исследования является урок музыки в классах КРО в начальной школе. Предметом исследования является использование игрового метода и инсценирования песни на уроках музыки и внеклассных занятиях в классах КРО начальной школы.

Гипотеза моего исследования – повышение роли игрового метода обучения в учебном процессе при условии системы работы с этим видом деятельности.

Цель исследования: выявить специфику использования игрового метода и инсценирование песни на уроках музыки внеклассных занятий в классах КРО начальной школы.

Задачи исследования:

  1. Дать анализ музыкального воспитания в общеобразовательной школе на современном этапе.
  2. Проследить использование игрового метода в различных видах деятельности детей на уроках музыки.
  3. Обобщить работу по игровому методу в разных видах деятельности учащихся на музыкальных занятиях.
  4. Продумать систему работы на уроках музыки с помощью игрового метода.
  5. Описать виды игр и музыкально-ритмических заданий.

В ходе исследований были использованы следующие методы:

  • беседы с учителями музыки в школе;
  • наблюдение за деятельностью учителя и учащихся на уроках музыки;
  • изучение научной и методической литературы;
  • изучение опыта учителей музыки в учебной и внеклассной работе;
  • проведение уроков музыки в школе;
  • анализ результатов практической деятельности.

Глава 1.  Особенности уроков музыки

и внеклассных занятий по музыке

Роль музыки как искусства для людей и каждого человека неоспорима. Так чем же объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека? Прежде всего ее удивительной возможностью отображать переживания людей в различные моменты жизни. Музыка сопровождает человека всю жизнь от рождения до смерти. Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться воспринимать музыку, учиться не только внимательно слушать, но и слышать. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и своеобразными.

Сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимое условие формирования гармонически развитой личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей, одним из аспектов формирования гармонически развитой личности.  Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, различать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции,  знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации.

С развитием опыта музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение, переживание детей приобретает своеобразную эстетическую окрашенность, поэтому музыкальное воспитание, как средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры чувств, нравственности – такой подход характерен для современной музыкальной педагогики. Он основывается на специфике музыки как вида искусства, на особенностях музыкального искусства.

Выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский (1918-1970) назвал музыку лучшим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без которого невозможно представить полноценного воспитания».

Музыка отражает действительность в движении, в динамике развития. Как и в других видах искусства, центром этого движения является человек с его мышлением, субъективным восприятием объективно существующей реальности. Поэтому целью музыкального воспитания в школе является воспитание духовно богатой личности. Музыкальное воспитание можно понимать в широком и более узком смысле.

В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании музыкальное воспитание  - это воспитание Человека.

В узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости в музыке, понимание и глубокое переживание. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.

Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием на ребенка, она пробуждает в нем добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве музыка предполагает воспитание положительного героя.

Влияние музыки на воспитание личности проявляется и осуществляется в различных формах музыкальной деятельности: в умении слушать и исполнять музыку, размышлять о ней, применять знания о музыке в беседах, музыкальной и творческой деятельности, что отражено и закреплено в стандарте музыкального образования младших школьников.

В него входят важнейшие направления  в изучении музыкального искусства, например: значение музыкального искусства в жизни человека, закономерности музыкального искусства, жанровое многообразие музыки,  интонация, как носитель образного смысла музыки, формы музыкальных произведений, разнообразие русской музыки, взаимосвязь  с музыкой других жанров, навыки практического музицирования.

Реализация стандарта проходит через уроки музыки по различным программам, утвержденным министерством образования Российской Федерации, главной из которых является созданная ведущими педагогами-музыкантами под руководством академика педагогических наук более 25 лет назад Д.Б. Кабалевского. Все программы созданные в наше время опираются на нее. Например: программа по музыке Е.Д. Критской, Сергеевой, Шмагиной. Приоритетом которой является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры – «от родного порода», по выражению народного художника России Б. Неменского.

Программа И.В. Кадобновой, В.О. Усачевой, Л.В. Школяр предусматривает ведущую тему «Искусство слышать» и принципы начального вхождения ребенка в музыку, т.е. эта программа учит не только слушать, но и слышать.

Программа «Музыка» под руководством Ю.Б. Алиева ставит своей целью формирование у детей любви к музыке и потребность общения с ней; воспитание их музыкальных интересов и вкусов, развитие музыкально-творческих способностей учащихся.

Программа «Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание 1994 г.». Авторы: Н.А. Терентьева, Р.Г. Шитикова. Программа ставит своей целью сформировать художественную культуру учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизировать созидательные качества личности.

Из всего сказанного выше следует сделать вывод о том, что в параграфе первом нашей работы мы рассмотрели роль музыки как искусства в жизни человека, музыкальное воспитание в широком и узком смысле, роль музыки в формировании гармонически развитой личности, важности музыкального воспитания подрастающего поколения.

Музыкальное воспитание в школе осуществляется, прежде всего, через урок музыки.

Урок – это систематически применяемое для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Урок музыки – это основная форма организации музыкального воспитания в школе. Урок включает в себя различные виды деятельности: пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки, пластическое интонирование, импровизация.

Для уроков музыки характерна особая эмоциональная атмосфера, что вполне естественно и необходимо, ведь музыка – «язык чувств», а урок музыки – урок искусства.

Известно, что хорошая организация любого дела – половина успеха и это в полной мере относится к уроку музыки.

Под уроком музыки в начальной школе следует понимать завершенный в смысловом, временном и  организационном отношении определенный этап работы по музыкальному воспитанию младших школьников в целостном учебном процессе. Из определения видно, что урок музыки явно имеет черты, характерные для понимания урока в общей педагогике. Таковыми общими чертами, сближающими урок музыки с другими предметами начального образования являются:

  • цель – воспитание гармонически развитой личности;
  • психолого-педагогические, коммуникативные и социологические закономерности педагогического процесса;
  • основные принципы дидактики;
  • формы организации урока (общность состава учащихся, единая продолжительность уроков по времени, структурные элементы организации урока – сообщение нового, повторение, проверка усвоения пройденного материала);
  • целостность урока (подчинение разных видов деятельности детей конкретной цели урока);
  • основные методы обучения.

Цель уроков музыки в школе – воспитание музыкальной культуры учащихся. Понятие «музыкальная культура» довольно емкое. Оно включает:

  • нравственно-эстетические чувства и убеждения, музыкальный вкусы и потребности;
  • знания, навыки и умения, без которых невозможно освоение музыкального искусства (восприятие и исполнение);
  • музыкальные творческие способности, определяющие успех музыкальной деятельности.

 При этом урок музыки обладает своими характерными особенностями, представляя собой комплекс различных видов музыкальной деятельности детей (пение, музыкально-ритмические движения, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах в сольном варианте и в детском оркестре и т.д.). Перечисленные виды музыкальной деятельности детей могут быть представлены в различных комбинациях, следовательно, какого-то определенного «трафарета» в проведении урока музыки быть не должно.

Однако занятия отдельными видами музыкальной деятельности в уроке должны быть выстроены как цельная динамическая композиция, т.е. единая музыкальная деятельность.

«У этой композиции – отмечает Н.А. Терентьева, - есть своего рода завязка проблемы, код ее решения, кульминация, самая яркая точка урока, когда на максимально высоком эмоциональном напряжении дети делают для себя неожиданные эстетические открытия, и, наконец, где подводятся итоги».

Таким образом, музыка как учебный предмет, представляющая образовательную область «Искусство, ввиду этой своей особой природы обязан иметь свою собственную дидактику – художественную дидактику, т.е. принципы и методы, раскрывающие его специфику, должны отличаться от принципов общей дидактики.

Музыка и жизнь – это генеральная тема, своего рода сверхзадача школьных занятий музыкой, которую ни в коем случае нельзя выделить в самостоятельный, более или менее изолированный раздел. Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса, также, как их будут пронизывать идеи патриотизма и интернационализма, формируя мировоззрение учащихся, воспитывая их нравственность и душевное благородство.

Музыкальный материал, звучащий на уроках, комментарии учителя, наблюдения и размышления самих учащихся, направляемые учителем, - все должно помогать постепенному разрешению этой сверхзадачи». С каждым годом учитель может выдвигать ее все шире и смелее.

Жизненного материала будет более чем достаточно для всех классов от первого до последнего, и учитель может свободно отбирать его в зависимости от собственных знаний, собственных интересов и личного жизненного опыта.

Так, изучая музыку, как вид искусства, ребята уже с первого класса почувствуют и поймут что они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь.

Учебный предмет «Музыка» в школе решает следующие задачи:

  • увлечь  музыкой, привить интерес и любовь к ней, научить ценить ее красоту, развить эмоциональную сферу учащихся, вызвать эстетический отклик на музыкальное произведение;
  • развить музыкально-образное мышление, научить разбираться в закономерностях искусства, восприятие музыки, научить размышлять о ней, связывая с жизнью;
  • заложить основы творческих и музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки, движения под музыку и ее пластического интонирования.

   Содержание предмета «Музыка» объединяет музыкальный материал для слушания и репертуар для пения. Их отбор осуществляется учителем музыки в школе по следующим критериям: музыкальные произведения должны быть высокохудожественными и увлекательными для школьников, педагогически целесообразными, романтически приподнятыми, создающими в представлениях школьников эталоны красоты, доступными для соответствующего возраста учеников.

Отобранные музыкальные произведения должны быть созвучными жизненному и музыкальному опыту детей, отвечать тематическому содержанию программы.

Учителя, ведущие уроки музыки в начальной школе, опираются на программу «Музыка», разработанную в 70-е годы для трехлетней начальной школы авторским коллективом под руководством Д.Б. Кабалевского.

Концепция Д.Б. Кабалевского дала не только яркий образ урока музыки, но и образ учителя, который «…должен любить музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость, он должен относиться к музыке с волнением и никогда не забывать, что нельзя вызвать в детях любовь к тому, что не любишь сам, увлечь их тем, чем сам не увлечен…».

Продолжатели дела Д.Б. Кабалевского, его соратники и ученики модернизировали программу, в силу изменения исторических условий страны, но суть программы осталась неизменной.

Урок музыки в школе как урок искусства, конечно, имеет свои особенности и вместе с тем как школьный предмет он имеет сходство с другими уроками.

Во-первых, все предметы, входящие в учебный план, объединяет общая цель: формирование всесторонне развитой гармонической личности. И хотя в каждом случае цель реализуется различными средствами, она едина. Поэтому одним из принципиальных положений музыкального воспитания является то, что общеобразовательная школа не готовит музыканта-профессионала.

Во-вторых, в основе построения любого школьного урока лежат психолого-педагогические закономерности, например, учитываются возрастные особенности школьников, проявляющиеся в своеобразии их внимания, памяти, воображения. Урок музыки также строится с учетом общих закономерностей развития учащихся, в соответствии, например, с характером их мышления, интересов и т.д.

В-третьих, все преподавание в школе строится на основе общедидактических принципов, которые опять-таки реализуются по-разному, в соответствии с особенностями каждого предмета. Принципы воспитывающего обучения, доступности, наглядности и другие – присущи уроку музыки, как и преподаванию любого другого предмета.

В-четвертых, объединяет музыку с другими предметами и форма организации урока: класс имеет один и тот же состав учащихся определенной возрастной группы, что и для остальных предметов, обязательность урока для всех учащихся, независимо от данных интересов, склонностей; продолжительность урока; сообщение нового, закрепление, повторение, проверка усвоения пройденного материала.

В-пятых, при наличии разных форм работы урок должен быть целостным. Включение разных видов деятельности, их содержание определяются конкретной целью данного урока, и в этом, их направленности, должна осуществляться целостность урока.

В-шестых, общими являются и основные методы обучения: показ-объяснение, беседа, создание проблемной ситуации для выполнения каких-либо заданий и т.п.

Отличие урока музыки от других предметов, как уже видно из сказанного, окрашивают и общие элементы, поскольку содержание определяет любую форму как урока в целом, так и проведение его отдельных элементов. И это закономерно вытекает из главной особенности урока музыки – это урок искусства.

Как уже говорилось, музыкальное искусство – особая форма отражения действительности, в которой важнейшую роль играют чувства и эмоциональная сфера. Само познание, происходящее в процессе обучения музыке, специфично, оно не может сводиться только к деятельности мысли, а обязательно должно являть собой единство эмоций и разума, сознания и чувства.

Второй отличительной чертой урока музыки является то, что музыка воздействует комплексно на ребенка – на его психику, моторику, физиологический процесс. Он не только испытывает разные чувства, состояния (радости, печали, сосредоточенности, бодрости), подчас не отдавая себе в этом отчета, не только мысли, осознает возникающие чувства, но под влиянием музыки в организме человека могут происходить и физиологические сдвиги: меняется пульс, артериальное давление и др.

Конечно, любой школьный урок должен быть интересным для учащихся, но скучный урок музыки фактически не может иметь место, при скуке нет музыки. Скучный урок, на котором дети равнодушно слушают какое-то музыкальное произведение или формально, без всяких эмоций поет, только называется уроком музыки. Поэтому третьей отличительной чертой урока музыки является обязательное единство эмоционального и сознательного, каждый элемент урока должен вызывать активное, заинтересованное отношение детей.

Четвертая особенность урока музыки является непременное единство не только эмоционального и сознательного, но и художественного и технического. Что это значит? Музыкальный урок как урок искусства требует, чтобы все его компоненты были художественными. Художественными должны быть не только репертуар для слушания и пения, но и любое упражнение. Однако следует иметь ввиду, что речь идет не только о материале, как иногда думают, а и самом качестве его звучания. Но для того, чтобы добиться «художественности» на уроке, необходим труд, техническое владение материалом.

Пятой особенностью является преимущественно коллективная форма работы: слушают и исполняют музыку все дети одновременно.

Исходя из сказанного, следует сделать вывод, что урок музыки имеет черты, сближающие его с другими школьными уроками, не должен копировать их, а должен сохранять своеобразие. Конечно, результаты музыкальной работы, как и в других случаях, обусловлены: содержанием учебного материала; уровнем развития познавательных способностей детей, их общим и специальным развитием; эффективностью применяемых методов обучения; используемыми техническими средствами; личностью учителя. Поскольку все названные факторы не могут быть установлены раз и навсегда, то не может быть принятой также раз и навсегда структуры урока. В связи с этим необходимо напомнить слова Д.Б. Кабалевского из его статьи «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы», предшествующей самой программе. Затрагивая в ней предметы урока, Д.Б. Кабалевский пишет, что для детей урок музыки всегда должен быть целостным, объединяющим все входящие в него элементы в единое понятие: музыка и музыкальное искусство… Пусть учитель будет свободен от власти схемы, требующей от него стандартного графика проведения урока.

В построении урока необходимы гибкость, творческий подход к выбору путей, средств, методов при постоянной опоре на общие дидактические принципы.

Музыкальное воспитание в школе не следует ограничивать рамками одного урока в неделю. Хорошим дополнением является внеклассная музыкальная работа, которая является продолжением музыкальной деятельности детей. Разнообразная внеклассная работа -  это продолжение работы по привитию интереса, любви к музыке, как виду искусства, которые проводят на уроках музыки. Эти виды работы тесно взаимосвязаны, раскрывают и дополняют друг друга. Участие во внеклассной работе открывает перед школьниками возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Учитель же, занимаясь с заинтересованными учащимися, имеет возможность больше приобщать их к музыке, формировать самостоятельность и творческую активность, просветительскую деятельность, развивать вкус.

Во внеклассной работе по музыке существует две формы организации – массовая и кружковая.

Массовые формы. Само название массовые формы внеклассных занятий говорит о том, что главной их задачей является охват наибольшего количества, т.е. массы детей, не требуя от них каких-либо особых способностей, специальных знаний и навыков. Это не означает, что участие в том или ином массовом мероприятии вообще не требует от детей никакой подготовки.

Итак, под массовыми формами музыкального воспитания понимаются те мероприятия, которые проводятся без индивидуальных подготовок, уровня их музыкального развития. Они эпизодичны, не предусматривают планомерного музыкального обучения. Достаточно желания, интереса и школьник становится участником какого-либо конкретного мероприятия.

Создание такого интереса, желания составляет основу его подготовки. К ним относятся: карнавалы, календарные, тематические, фольклорные праздники, клубы, музыкальные гостиные, посещение музыкальных спектаклей, концертов и многие другие. Такая форма внеклассной работы очень приемлема в классах КРО, т.к. дети более свободнее себя чувствуют, им интересно.

Выполняя музыкально-просветительскую функцию, названные мероприятия тоже способствуют пробуждению и углублению музыкальных и эстетических чувств и потребностей.

Например, одной из форм являются праздники. Они должны доставлять учащимся радость. Праздник должен быть рассчитан на учащихся определенного возраста. При подготовке праздника всегда учитываются интересы, склонности детей и их особенности. Важно организовать конкурсы, связанные с тематикой праздника, например, на лучшее исполнение стихов и т.д. С этой целью учащимся даются задания в соответствие с их интересами и способностями.

Являясь источником радостных впечатлений, праздник оказывает большое эмоциональное воздействие на детей, обогащает их внутренний мир.

Глубокое эмоциональное воздействие на детей оказывает и посещение детьми различных музыкальных спектаклей. Содержание спектакля может, и не останется в памяти, но музыка, движение, красочные костюмы и веселая, добрая обстановка вызовут у ребенка чувство радости, может быть, желание самому поучаствовать в спектакле. Живое исполнение оставит значительно глубокий след в их душах.

Кружковые формы внеклассной музыкальной работы. Это регулярные занятия по определенным направлениям музыкальной деятельности, один-два раза в неделю, в течение года или нескольких лет обучения. К ним относятся: хоровые кружки, оркестры музыкальных инструментов, индивидуальные занятия по пению, игре на музыкальных инструментах, вокально-инструментальные ансамбли, музыкально-драматические кружки.

Вступление в тот или иной кружок обуславливается, главным образом, наличием желания со стороны школьника. Даже хоровые кружки, куда раньше принимали детей, у которых был более или менее был развит певческий голос, в настоящее время комплектуются без особого отбора, для того, чтобы дети быстрее и лучше музыкально развивались.

Хоровые кружки – это наиболее распространенная, доступная, любимая детьми форма внеклассной музыкальной работы. В хоре позволяется каждому ребенку в наиболее непосредственной форме проявить свою любовь к музыке, к музыкальному искусству.

Задачами хоровых кружков являются:

  1. Воспитание у учащихся любви к прекрасному.
  2. Воспитание любви к хоровому пению.
  3. Выработка хоровых навыков.
  4. Развитие музыкальных способностей.
  5. Расширение музыкального кругозора.

Мы сказали, что внеклассная музыкальная работа может проводиться в разнообразных формах. Но формы этой работы должны учитывать желание детей. Внеклассные занятия необходимо проводить в атмосфере, приближенной к домашним условиям.

Еще один вид кружковой формы – это школьный оркестр или ансамбль детских инструментов. Сейчас в наше время таких коллективов существует не так уж много, но опыт показывает, что они могут играть важную роль в пропаганде музыкального искусства.

В классах КРО детям можно предложить такие инструменты, как барабан, маракас, бубен, ложки, треугольники, металлофоны или ксилофон.

Организуя внеклассную работу по музыке, следует помнить, что:

  • все виды внеклассных музыкальных занятий должны быть направлены на нравственно-эстетическое воспитание школьников, формирование их музыкальных вкусов и интересов;
  • широкое использование различных методов должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей школьников;
  • необходимо воспитывать у учащихся интерес к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру.

Успех всей разнообразной работы по музыкальному воспитанию во многом определяется тем, насколько ребята овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней.

Таким образом, внеурочная работа по музыке может быть очень разнообразной по формам. Основная задача – обогатить детей новыми музыкальными впечатлениями, удовлетворить их музыкальные интересы, закрепить пройденный материал на уроке музыки, привлечь их к активному участию в праздниках. Каждая форма организации внеклассной музыкальной работы имеет свое предназначение, выполняет свои функции, но является продолжением музыкальной работы на уроке музыки.

Глава 2-я: Сущность игрового метода

и инсценирование песни на уроках музыки

в классах КРО

Методы обучения как способы достижения цели представляют собой систему действий учителя, направленную на организацию деятельности учащихся по усвоению содержания образования.

Методику музыкального воспитания и образования можно рассматривать как способ организации усвоения содержания предмета, отвечающую целям и ведущим задачам учебного процесса. В практике музыкальных занятий, в методических работах, обращенных к учителю, накоплено немало методов и приемов работы на уроке музыки. Все они подчинены тематическому построению программы по музыке, обновленной и рядом других программ, о которых говорилось выше.

Методы музыкального воспитания. Методы  музыкального воспитания представляют собой различные способы совместной деятельности учителя и учеников, где ведущая роль принадлежит педагогу. Развивая воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, учитель стремится к тому, чтобы общение с искусством вызвало у ребят чувство радости, удовлетворения, а формирование навыков и умений способствовало проявлению их активности и самостоятельности. Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях. Например, знакомство детей с музыкальным произведением учитель начинает с беседы, задает им вопросы о композиторе и его произведениях, уже знакомых (словесный метод); по ходу беседы исполняет знакомые фрагменты (наглядно-слуховой метод); сообщает интересные сведения об истории создания произведения или обстоятельствах исполнения, впечатление, которое оно оказало на слушателей (это стимулирующий метод); учащиеся слушают произведения в грамзаписи (наглядно-слуховой метод); отвечают на вопросы учителя, делятся впечатлениями (словесный метод); выполняют предлагаемые учителем творческие задания: слушая, сравнивают и анализируют отдельные фрагменты произведения (наглядно-слуховой метод и метод анализа и сравнения); определяют идею произведения (метод обобщения).

Метод стимулирования музыкальной деятельности применяется для создания той музыкальной творческой атмосферы, которая необходима для уроков музыки. Широкое использование метода эмоционального воздействия определяет успех музыкальной деятельности учащихся, овладение им говорит о мастерстве учителя.

Эффективность метода всегда зависит от тех отношений, которые складываются между учениками и учителем, от его авторитета: сильное эмоциональное воздействие на ребят может оказать только обстановка доверия и взаимопонимания.

Интерес к музыке зависит от привлечения необычных фактов, создания эффектов удивления – стимулирующий метод.

Стимулирование интересов к музыкальной деятельности, способствует созданию ситуации успеха. Они особенно необходимы в тех случаях, когда учащиеся проявляют старание, но испытывают затруднения, например, из-за отсутствия координации между слухом и голосом. Поощряя ребят, учитель создает ситуацию успеха.

К методам стимулирования музыкальной деятельности относится и создание проблемно-поисковых ситуаций, когда учащимся даются различные творческие задания. Проблемно-поисковые ситуации активизируют музыкальную деятельность, концентрируют слуховое внимание учащихся, заставляют мыслить, рассуждать, развивают творческие способности.

Метод сравнения является наиболее распространенным в практике музыкального воспитания не только потому, что его применение позволяет создавать ситуации, вызывающие у учащихся интерес. Выполнение творческих заданий предполагает анализ музыки, а, значит, ребята должны вслушиваться в нее, следить за изменениями звучания и развитием музыкального образа, осознавать свои впечатления и делать выводы.

Метод эмоционального воздействия – умение учителя выражать свое отношение к музыкальному произведению образным словом, мимикой, жестами. Примеряя различные методы музыкального обучения и воспитания, музыкальное образование детей проходит более успешно.

Теперь непосредственно перейдем к конкретной методике музыкальной работы в конкретном классе.

Уроки в первом классе имеют особое значение во всей системе музыкального образования. Здесь закладываются основы желаемого отношения детей к уроку музыки, а, следовательно, и к самой музыке. Основными задачами музыкального воспитания в первом классе является интерес и любовь к музыке, желание слушать и исполнять ее. Уроки нужно строить так, чтобы детям было интересно, т.е. много наглядности, разнообразные виды деятельности. Необходимо сделать все, чтобы разбудить в ребенке интерес к музыке. Обычно музыкальный уровень первоклассника довольно неровный, особенно в классах КРО. Одни дети уже имеют слушать музыку, другие даже не подозревают, что значит слушать специально. Очень важно в первом классе научить детей правильно слушать музыку и слышать, тогда им будут доступны основные жанры, названные Д.Б. Кабалевским «тремя китами» в музыке, - танец, песня, марш; доступная музыка иллюстративного характера. Однако из-за малого объема непроизвольного внимания, произведения, предназначенные им для слушания, должны быть небольшими, заключать в себе яркий образ. С первых шагов обучения слушанию музыки учитель должен добиваться тишины во время исполнения. Для детей классов КРО особенно трудно сохранить тишину. Чтобы добиться этого, нужно как-либо заинтересовать их (например, они сидят на концерте).

Необходимо дать детям пока еще элементарные представления о связях музыки с жизнью, о том, что музыка своими средствами передает мысли и чувства человека.

Для формирования навыков слушания музыки можно реализовать разные методы, приемы, задания, вопросы. Нужно отталкиваться от того, что в первую очередь детям интересно: иллюстрации, книги, можно говорить о героях. Все ответы должны найти сами дети.

Итак, через воспитание культурного слушания мы готовим  детей первого класса к вокально-хоровой работе, т.е. правильному пению, исполнению ритмических движений.

Методика музыкального воспитания во втором классе. Задачи музыкального воспитания в школе, которые мы рассматривали применительно к первому классу, естественно, остаются и во втором классе. Здесь продолжается формирование любви и интереса к  музыке, развитие музыкальных способностей в процессе воспитывающего и развивающего обучения. Все знания и навыки имеют целью более углубленное, полноценное восприятие музыки, ее эстетическое переживание и более качественное исполнение, постоянно взаимосвязанное с восприятием музыки. Музыкальное развитие второклассника в значительной мере зависит от качества музыкальных занятий в первом классе, а не только от музыкальных способностей ребенка. Во втором классе продолжается развитие музыкальных навыков, которые закладываются через все виды музыкальной деятельности на уроках музыки.

Методика музыкального воспитания в третьем классе. Тема последней четверти третьего класса подводит итог музыкальным занятиям в 1-3 классах, являясь обобщением всех предыдущих тем. Все три линии «Композитор – исполнитель – слушатель» тесно связаны друг с другом. В программе сказано, что занятия в последней четверти третьего класса помогут школьникам ответить на вопрос: «Что мы узнаем о композиторе, что мы узнали об исполнителях и как научились исполнять сами, что узнали о слушателях и какими слушателями стали сами?».

Естественно, что задавая этот вопрос ребятам, учитель должен достаточно четко представить себе, какого уровня музыкального развития достигли учащиеся данного конкретно класса, каков накопленный ими за период обучения в начальной школе музыкальный опыт, какими знаниями, умениями и навыками они овладели на уроках музыки, как готовы они к обобщению ранее полученных представлений. К концу третьего класса у школьников значительно развиваются музыкально-ритмические навыки.

Каковы же критерии, дающие право судить о степени музыкального развития учащихся, о плодотворности их занятий в начальной школе? Назовем самые основные из них: насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею и любовь к ней, ощущают и понимают ли ребята, что музыка является составной частью жизни вообще и каждого учащегося в отдельности, умеет размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять ее образное содержание, умеют ли применять «ключевые» слова, знания, полученные в процессе музыкальных занятий по отношению к музыке, звучащей вокруг них, каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, в музыкально-ритмических движениях, в игре на элементарных музыкальных инструментах содержание и характер исполнения произведений.

Очень большое значение для учителя имеет метод эмоциональной драматургии. Этот метод выделен как один из основным Д.Б. Кабалевским. Он прежде всего направлен на активизацию эмоционального отношения к музыке, он способствует созданию атмосферы увлеченности, живого интереса к музыкальному занятию. Его основная функция – впитывать в ребят опыт эмоционально-нравственного отношения человека к действительности, заключенного в музыкальном произведении. Задача заключается в том, чтобы соотнести тот или иной предлагаемый программой принцип построения урока с конкретными условиями, уровнем музыкального и общего развития.

В педагогической теории и практике созданы формы воспитательной работы. Некоторые методисты стремятся собрать как можно больше названий форм и даже насчитывают несколько тысяч таких названий.

Оригинальна предложенная Е.В. Титовой классификация форм воспитательной работы. Она считает, что существует три основные вида форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры.

Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения и обучения. Формой коллективной творческой деятельности могут стать сюжетно-ролевые игры, если идея содержания и способы организации, правила игры разрабатываются в ходе коллективного творчества. Безусловно, этот поиск направляет педагог.

Игровой метод является частью метода эмоциональной драматургии. Почему? Он способствует повышению активизации детей на уроках музыки, заинтересованность в учебном материале и непосредственное участие детей в исполнении. Знания психологии показывают, что игра остается одним из основных видов детей 6-9 лет, а в классах КРО игра остается основным видом и дольше.

Через игру ребенок познает мир, жизнь. С помощью игры ребенок легче усваивает и моральные нормы, т.к. игры для ребенка – это доступная ему форма активной деятельности. Дети в классах КРО невнимательны, неусидчивы, не с полной отдачей работают на уроке, но выполняя какую-либо роль в творческой игре, он приобретает многие положительные качества. Поэтому игра становится ценным методом воспитания в любом педагогическом процессе, то в музыкальной педагогике игра особенно важна.

Музыкальные игры могут заменить эпизоды внеклассных музыкальных занятий. Вместе с тем, игры расширяют кругозор. Сами того не подозревая, дети получают новые впечатления о музыке, знакомятся с ее основными элементами, композиторами.

Итак, внедрение и большая популярность игрового метода обусловлена психологическими особенностями детей. Игра на уроке снимает усталость, сосредотачивает внимание, особенно в классах КРО. Через игру у ребенка развиваются творческие возможности, он приобретает такие качества, как смелость, активность и т.д.

С детьми в классах КРО по всем учебным темам и в разных видах деятельности в работе нужно использовать игру. А.С. Макаренко писал: «Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив неиграющий не будет детским коллективом». Исходя из этого, игровой метод используется в двух направлениях:

1. Игровой характер урока или занятия в целом: образное сравнение, игровые приемы работы над песней.

2. Введение конкретных игр в зафиксированных названиях, с определенными правилами.

Игровая форма обучения – это важнейший принцип организации учебной работы, это почти единственно продуктивный способ воспитания, т.к. «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры,  сказки, музыки».

В первую очередь ребенка следует «оживить», вывести его из равнодушного состояния, вызвать у него то эмоциональное состояние, которое непроизвольно заставит его войти в образ исполняемой песни. Иногда какой-нибудь небольшой диалог между педагогом и маленьким учеником перерождает его самочувствие и вызывает у него блеск в глазах, создает «эмоциональный тонус», который оживляет исполнение. У детей необходимо развивать воображение и фантазию. Иногда элементарная театрализация какой-нибудь детской песенки вызывает у детей те настроения, какие никак не возникают в статической обстановке.

Инсценирование песни – это форма организации учебного процесса в опоре на игровой метод, поэтому учителю важно знать методику инсценирования песни. Рассмотрим ее на примере песни-игры «Зарядка» муз. Слонова, сл. Петрова. Прежде чем проводить урок, учитель должен определить четко цели данного занятия. Во-первых, необходимо воспитывать у детей любовь к спорту, любовь к музыке; во-вторых, воспитание живого интереса к такого рода музыкальным занятиям; в-третьих, на основе разучивания песни «Зарядка» развивать у детей мышление, внимание, легкость и ритмику; в-четвертых, добиться исполнения правильного характера песни, правильного исполнения мелодии и ритма. Учителю важно добиться того, чтобы это занятие заинтересовало детей.

Как выяснилось на практике, дети в классах КРО очень любят новшества в уроке, у них нет усидчивости и мы считаем, что такие занятия нужно проводить очень часто, тогда учителю будет нетрудно заинтересовать их.

Занятие начинается с прослушивания песни в исполнении учителя и беседы о прослушанной музыки. Важно, чтобы дети выявили главное: о чем эта песня? Этот этап будет своеобразным мостиком к беседе о зарядке, которая носит большое воспитательное значение. В ходе беседы учитель привлекает большую часть детей к участию в ней. Затем учитель знакомит их с текстом песни. Дальнейшая работа – это содержание работы над разучиванием песни по фразам, пожалуй, одним из самых длительных и трудных  этапов всего урока. Здесь идет работа над вокально-хоровыми навыками, особое внимание следует обратить на ритм, т.к. он является основой для ритмического оформления инсценировки самой песни.

Разучивание этой песни-игры требует не одного занятия. Дети очень устают. Когда песня разучена, целесообразно ее еще раз исполнить.

Теперь только учитель приступает к следующему этапу – ритмическое оформление песни, к инсценировке.

Учитель дает задание: в соответствии с содержанием первого куплета придумать движения. Может быть, не все и не сразу скажут, значит, нужно подвести их к тому, чтобы сами догадались. Дальше учитель показывает эти движения, сочетая их с пением. Даже сам текст помогает детям в выборе движения. Нужно обратить внимание на то, как дети организованно выполняют движения. Если это не совсем так, нужен какой-то стимул, чтобы они организовались. Например, вызвать для примера самого хорошо исполнявшего ученика. После того, как дети разучили движения, нужно их повторить с пением. В ходе такого исполнения можно привлечь детей к исправлению ошибок. Далее дети выясняют, что в конце есть музыка (соло фортепиано). Учитель перед исполнением его дает детям задание подумать и сказать, чтобы вы стали делать: петь, танцевать или маршировать? Дети должны сказать, что удобно маршировать. Учитель предлагает детям самим придумать движения.

Чтобы сделать это занятие интересным, учитель предлагает детям выбрать считалочку, а по ней ведущего зарядки. Они охотно это делают. Ведущий громко должен считать во время соло фортепиано, как бы помогая ребятам выполнить движение. В конце необходимо ученикам исполнить песню-игру «Зарядка». Затем отметить активность ребят. Очень важно выяснить у детей, понравился ли им урок.

Таким образом, инсценирование песни, ее обыгрывание – это очень своеобразная, занимательная форма музыкальной деятельности, способствующая развитию интереса к музыкальным занятиям, воспитанию нравственных качеств учащихся. Инсценировка – богатая и плодородная почва для детской деятельности, для развития творческих способностей.

Конспект уроков по теме

Конспект пробного урока по музыке в первом классе.

Тема четверти: о чем говорит музыка?

Тема урока: что выражает музыка?

Методист: Абрамова Ольга Александровна.

Учитель: Белова Вера Николаевна.

Практикант: Бутусова Галина Николаевна.

Задачи: воспитательные: добиться эмоционального отклика на музыку Бетховена «Веселая. Грустная», на примере песни «Перепелочка», воспитывать добрые качества: отзывчивость, сострадание, любовь к животным, воспитывать любовь и уважение к народной музыке через песню «Калинка», воспитывать любовь к школе, к учебе на примере попевки «Звонкий звонок».

Развивающие: на всем музыкальном материале развивать навык определения: что может выражать музыка (чувства, настроение).

Образовательные: вокально-хоровая работа над песней «Звонкий звонок» в сочетании с игрой на музыкальных инструментах, продолжение работы над певучестью в песне «Перепелочка» в сочетании с игрой на музыкальных инструментах, работа над интонацией в песне «Дон-дон» на одном звуке, на примере попевки «Звонкий звонок» познакомить с понятием «мажор» и «минор», р.н.п. «Калинка» - исполнение с применением музыкально-ритмических движений.

План урока:

  1. Вход в класс под музыку Бетховена «Марш».
  1. задание на вход;
  2. приветствие;
  3. обсуждение задания на вход.
  1. «Звонкий звонок».
  • слушание с заданием;
  • понятие «мажор»;
  • исполнение попевки;
  • вывод.
  1. «Перепелочка» - исполнение.
  • слушанье с заданием;
  • обсуждение задания;
  • повторение всех куплетов;
  • исполнение одновременно с игрой на музыкальных инструментах.
  1. «Веселая. Грустная» - слушанье.
  • слушанье с заданием;
  • закрепление «китов» - танца и песни.
  1. «Дон-дон» - исполнение в ансамбле с учителем.
  • слушанье с заданием;
  • показ рисунка;
  • исполнение на воображаемом треугольнике.
  1. «Калинка» - слушанье, исполнение в ансамбле с учителем.
  • слушанье с заданием;
  • исполнение на музыкальных инструментах: ложках и бубне.
  1. Вывод по уроку.
  2. Оценка работы с детьми.
  3. Уход детей под музыку.

Ход урока

Орг. момент

+ Дети, сейчас вы зайдете в класс под музыку, уже знакомую вам с прошлого урока. Ваша задача определить: композитора, как называется произведение, какой характер, и «кит»

Л.В. Бетховен

- Дети начинают движения, проходят и встают на свои места, но не садятся.

«Марш»

+ Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте!

Аккорд «сесть»

+ Можете сесть. Зовут меня Галина Николаевна, сегодня урок музыки проведу у вас я. Все приготовились внимательно меня слушать.

Обсуждение задания на вход

+ Дети, давайте, вспомним, какое задание я вам давала. Какой «кит» музыки, под которую вы вошли в класс.  

- Марш.

+ Кто композитор?

- Людвиг Ванн Бетховен

+ Какого народа этот композитор?

- Немецкий.

+ Как звучала по характеру музыка?

- Твердо, четко.

+ Какое настроение выражает музыка?

- Торжественная, бодрая.

+ Сейчас мы с вами немного поиграем. Сейчас я выберу одного человека – самого послушного. Он будет солистом. Теперь такое задание: с помощью вот этого инструмента

- Барабан.

+ Солист будет показывать пульс с начала движения, а затем конец – точку в музыке.

- Выполняют.

Попевка «Звонкий звонок»

+ Сейчас все примем позу слушателя, т.е. сели как вам удобно, но только, чтобы была полная тишина. Музыка появляется только из тишины. Внимательно послушаем, что я вам сыграю

+ Задание: какой «кит»? Одно ли настроение выражает музыка? Про что эта песня?

- Слушают.

+ Какой «кит» вы услышали?

- Песня.

+ А как вы догадались?

- Можно петь.

+ Сколько настроений вы услышали?  

- 2.

+ Какое настроение было в первой части?

- Веселое, бодрое, светлое.

+ Как звучит музыка? Светло или затемнено?

- Светло.

+ Дети, это мажорный лад или мажор. Значит, какой лад, если музыка звучит светло?

- Мажор.

+ О чем говорится в первой части?

- Все дети 1 сентября идут в школу и каждый из них узнавать что-то новое, открывать дверь в прекрасную, светлую страну «знаний».

+ Послушайте, сейчас я вам спою светло. Петя, ты будешь изображать начало урока звуками колокольчика.

- Исполняют.

+ Какое настроение второй части?

- Печальное, грустное.

+ Если настроение печальное, грустное, то как музыка звучит?

- Затемнено.

+ Это, дети минорный лад или минор. О чем говорится во II части?

- Отвечают.

+ Сейчас примем позу исполнителя и повторим слова первой и второй части.

- Повторяют.

«Перепелочка».

Грамзапись.

+ Дети, примите позу слушателя и слушаем музыку. Задание: что это прозвучало, какой характер?

- Слушают.

+ Что это прозвучало?

- Песня «Перепелочка».

+ Какого народа эта песня?

- Белорусского.

+ Что выражает музыка?

- Настроение и чувства.

+ Какое настроение?

- Грустное, жалостливое.

+ А какие чувства?

- Жалость, ласка, нежность.

+ Дети, поднимите руку, у кого дома есть животные?

- Поднимают.

+ Эта песня учит нас, что надо жалеть животных, уважать пожилых людей: бабушек и дедушек, помогать им. Посмотрите на доску, повторите еще раз слова песни. Встаньте, сейчас споем все  три куплета.

- Поют.

+ Какой инструмент помог нам передать характер музыки.

- Треугольник.

+ Сейчас Маша нам исполнит сильный пульс на треугольнике, а все остальные выполняют движения: на каждый сильный пульс наклоны туловища вправо и влево.

- Исполняют.

«Веселая», «Грустная»

+ Дети, музыка может выражать чувства и настроения. Сейчас прозвучит музыка, уже знакомого вам композитора Бетховена. Скажите, что выражает музыка?

- Слушают.

+ Что выражает музыка?

- Настроение.

+ Сколько настроений?

- 2.

+ Сколько частей?

- 3.

+ Почему?

- Первая и третья части одинаковы.

+ Какой «кит» в первой части?

- Танец.

+ Какой «кит» во второй части?

- Песня.

+ Третья часть такая же, как и первая. Сейчас мы снова слушаем и исполняем с движениями: первая и третья часть, изображаем пульс двумя руками, а вторую часть плавными движениями одной руки.

- Исполняют.

«Дон-дон»

+ Посмотрите внимательно на рисунок. Что мы видим?  

- Пожар.

+ Расскажите, что еще видите?

- Мечется кошка, ей на помощь бежит курица, какое у них настроение?

+ Какое у них настроение?

- Тревожное.

+ Дети, какое мы знаем литературное произведение, похожее на наш рисунок?

- «Кошкин дом».

+ Сейчас послушаем, а вы вспомните слова и скажите, на скольких по высоте звуках поется песня?

- Слушают.

+ Что выражает музыка?

- Чувства.

+ Кто напомнит слова?

- Говорят по цепочке.

+ Чтобы у нас получилось выразить тревожное настроение, попросим солиста изобразить на треугольнике звучание колокола.  Ускоряется или нет музыка?

- Вначале медленно, затем быстрее.

+ Почему?

- Чувство тревоги усиливается.

+ Сейчас самого лучшего ученика на уроке попрошу играть на треугольнике, а остальные – на воображаемом треугольнике.

- Исполняют.

Русская народная песня «Калинка»

+ Сели все прямо, сейчас послушаете еще одну музыку, может, она вам и знакома. Задание: какой «кит», что выражает музыка, как называется?  

- Слушают.

+ Как называется?

- Р.н.п «Калинка»

+ Какой «кит» вы услышали?

- Песня.

+ Как звучала музыка по характеру?

- Весело, бодро.

+ Что выражает музыка?

- Настроение.

+ Как вы думаете, какие музыкальные инструменты нам помогут выразить веселое, доброе настроение?

- Ложки и бубен.

+ А сейчас мы будем не только слушать, но и исполнять сильный пульс на бубне, а на ложках каждый. Ложками нужно ударять легонько, чтобы было слышно музыку соседа.

- Исполняют.

+ Вывод по уроку.

 

Этот урок весь построен на игровых элементах, чем бы не занимались дети. На музыку Бетховена «Марш» осуществлялись музыкально-ритмические движения в сочетании с игрой на музыкальных инструментах. В попевке «Звонкий звонок» использована игра, которая поможет ввести ребят в тему «Что может изобразить музыка», пригласив солиста, изображавшего начало урока колокольчиком. Разучив песню «Перепелочка», определив ее характер, дать творческое задание, определить, какой инструмент смог бы помочь передать характер музыки. При повторном слушании пьесы Бетховена «Веселая. Грустная», можно предложить детям первую часть и третью исполнить, изображая пульс двумя руками, а вторую часть плавными движениями одной руки. «Калинка» - танцевальная часть поможет нам применять разнообразные музыкально-ритмические движения: пульса и ритма. Весь урок построен на применении игрового метода через различные виды деятельности.

Конспект урока во втором классе.

Тема четверти: «Развитие музыки».

Тема урока: «Виды развития музыки».

Задачи: воспитательные: на примере песни «Почему медведь зимой спит» воспитывать любовь к природе, животным; в симфонической сказке «Петя и волк» - любовь к животным, людям, воспитывать доброту, чувство доброты к ближним.

Развивающие задачи: на всем уроке пронаблюдать развитие музыки (исполнительское и композиторское), развивать навыки определения различных видов развития, учить отличать виды развития.

Обучающие: закрепить понятие «лад», «ритм», «динамика», «регистр», проверить знания о творчестве композиторов (Франса Шуберта и С.С. Прокофьева); вокально-хоровая работа над песней «Почему медведь зимой спит», добиваться певучего звука, выразительного исполнения, обыгрывание содержания каждого куплета, на примере попевки «Игра в слова» выполнять ритмические движения по содержанию попевки, в «Марше» Шуберта использование музыкально-ритмических движений на различение динамики, на восприятие и различение регистра.

Ход урока:

«Марш» Шуберта

+ Ребята, когда вы зайдете в класс, будет звучать музыка. Постарайтесь определить, какая она по жанру, и были ли в ней изменения?

- Заходят.

+ Давайте сейчас еще раз послушаем эту музыку и где звучит высоко, поднимем руки вверх, где низко – опустим вниз, а где средне – руки вытянем перед собой.

- Выполняют.

+ Приветствие. Обсуждение задания на слушание.

Игра «В слова»  

+ Сейчас прозвучит мелодия, вы вспомните, что это такое и как называется, есть ли у музыки развитие?

- Слушают. Обсуждение задания.

С.С. Прокофьев «Петя и волк»

+ Вы замечательные исполнители, а сейчас я посмотрю, какие вы слушатели. Посмотрите на портрет. Кто это?

- Прокофьев.

+ Какое произведение он написал для детей.

- Симфоническая сказка «Петя и волк».

+ Какие герои встречаются в этой сказке?

- Утка, волк, Петя, дедушка, птичка и кошка.

+ В сказке с этими героями происходят какие-то события?

- Да.

+ Сказка состоит из трех частей, и в каждой из них нам показаны события, которые происходят с этими героями. В первой части показана безмятежная жизнь Пети и его друзей; вторая часть начинается с появления волка, заканчивается сказка победой Пети и его друзей и в третьей части нам показано торжественное шествие Пети и его друзей. Если в сказке изменяются события, то в ней есть развитие?

- Да.

+ Если есть развитие в музыке?

- Есть.

+ А какое?

- Композиторское, т.к. композитор задумал изменение в музыке.

+ Сейчас прозвучит тема одного из героев сказки. Определите, кто это?

- Утка.

+ Как вы догадались?

- Звучит гобой.

+ К какой группе инструментов относится гобой?

- К группе деревянно-духовых инструментов.

+ Сейчас послушаете еще один отрывок. Чья это тема?

- Тема кошки.

+ Какой инструмент помог нам догадаться?

- Кларнет.

+ К какой группе инструментов отнесем кларнет?

- К группе деревянно-духовых инструментов.

+ Изменялась ли музыка?

- Да.

+ Как происходило это изменение?

- Вначале тема звучала тише, чем в конце.

+ Как называется это средство выразительности?

- Динамика.

+ Теперь послушаем еще одну тему. Чья она?

- Тема волка.

+ Какой инструмент помог нам услышать?  

- Три валторны.

+ К какой группе инструментов относится валторн?

- К группе медно-духовых инструментов.

+ Сейчас прозвучит мелодия, а вы мне скажете, что за произведение, и какой вид развития?

- Песня «Почему медведь зимой спит».

+ Лев Книппер написал одинаковую мелодию для всех куплетов, а по характеру все куплеты одинаковы?

- Нет.

+ А почему?

- Содержание разное.

+ Давайте вспомним слова всех трех куплетов. Сейчас немного поиграем и исполним не просто так, а сделаем театральное представление. Я назначу солистов, которые будут исполнять роль медведя, лисы и дятла, но будут выполнять движения, характерные герою, т.е. медведь вперевалочку, лиса – подвижная.

- Исполнение.

Вывод по уроку

Этот урок также построен на игровых элементах. В «Марше» Шуберта присутствуют музыкально-ритмические движения на различение динамики. В попевке «Игра в слова» содержание позволяет выполнять ритмические движения, пластическое интонирование. В песне «Почему медведь зимой спит» после разучивания можно сделать театральное представление, обыграв содержание каждого куплета, выбрав солистов, которые исполняют роли медведя, лисы и дятла. Дети исполняют движения, характерные героям.

Заключение:

Итак, в первой главе квалификационной работы: «Особенности уроков музыки и внеклассных занятий по музыке» в первом параграфе проанализировано музыкальное воспитание в общеобразовательной школе. Раскрыто понятие «музыка», роль музыки как искусства в жизни человека, музыкальное воспитание в широком и узком смысле, роль музыки в формировании гармонически развитой личности. Сказано о стандарте музыкального образования младших школьников, направление, реализация программ, о важности музыкального воспитания подрастающего поколения.

Во втором параграфе описан урок музыки как предмет, его содержание, структура. Раскрыты сходства и отличия урока музыки от других предметов, т.к. урок музыки – это урок искусства. Проанализированы задачи урока музыки. Также сказано и о том, что урок музыки строится с учетом общих закономерностей  развития учащихся в соответствии с особенностями каждого предмета. Урок музыки обладает своими характерными особенностями, представляя собой комплекс различных видов музыкальной деятельности. Исходя из сказанного, следует сделать вывод, что урок музыки, имея черты, сближающие его с другими предметами, не должен копировать их, а должен сохранять своеобразие. В построении урока необходимы гибкость, творческий подход к выбору путей, средств, методов, при постоянной опоре на принципы единства обучения и воспитания. Также в работе отражена специфика внеклассной музыкальной работы как продолжение работы по привитию интереса, любви к музыке, как виду искусства, которые проводят на уроках музыки. Раскрыты две формы внеклассной работы: массовая и кружковая. Таким образом, внеурочная работа по музыке может быть очень разнообразной по формам. Основная задача – обогатить детей новыми музыкальными впечатлениями, удовлетворить их музыкальные интересы, закрепить пройденный материал, привлечь их к активным участиям в праздниках.

Во второй главе: «Сущность игрового метода и инсценирования песни на уроках музыки и внеклассных занятий» прослежено использование игрового метода в различных видах деятельности детей на уроках музыки.

Рассмотрена методика музыкального образования, методы музыкального воспитания, которые представляют собой различные способы совместной деятельности учителей и учеников, где ведущая роль принадлежит педагогу.

Во втором параграфе раскрыто понятие «игра», сущность игрового метода, сказано о том, что игровой метод является частью метода эмоциональной драматургии.

Раскрыта специфика инсценирования песни с примером. Инсценирование песни, ее обыгрывание – это очень своеобразная, занимательная форма музыкальной деятельности, способствующая развитию интереса к музыкальным занятиям, воспитанию нравственных качеств учащихся.

В параграфе третьем второй главы представлены уроки по теме исследования, в которых описаны виды игр и музыкально-ритмических движений, которые можно использовать для развития интереса, музыкальных способностей, общего развития детей классов КРО. Проведена систематизация использования игрового метода на музыкальных занятиях. В первом классе на начальном этапе обучения можно использовать исполнение акцентов в танцевальной музыке, музыкально-ритмические движения и игровой элемент, который активизирует работу детей на уроках музыки или повторение интонации во время разучивания песни вслед за учителем, а игра, т.е.  музыкально-ритмическая игра, связанная с повторением музыкально-ритмического рисунка вслед за учителем, готовит работу второго класса.

Во втором классе происходит усложнение этой работы, игровой метод используется все шире, более интенсивно, через большое количество уроков.

В третьем классе дети владеют уже многими умениями и навыками музыкальной деятельности на уроке.

Список использованной литературы:

  1. Ю.Б. Алиев «Методика музыкального воспитания детей от д/с – к начальной школе».
  2. О.А. Апраксина «Методика музыкального воспитания в школе»: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. №2119 «Музыка и пение» - М.: Просвещение, 1983.
  3. А.Я. де Арисменди «Дошкольное музыкальное воспитание» - М.: Прогресс, 1989.
  4. С.И. Бекина «Музыка и движение» (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет): Из опыта работы муз. руководителей дет. садов. – М.: Просвещение, 1984.
  5. Н.А. Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка» М.: «Просвещение», 1967.
  6. Л.Г. Дмитриева «Методика музыкального воспитания в школе»: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений – 2-е издание стереотип. – М.: Издательский центр «Академия» 1998.
  7. Журнал «Музыка в школе», №№1-5, 2003 год.
  8. Журнал «Музыка в школе», №№1-5, 2002 год.
  9. Зимина «Музыкальные игры и этюды в детском саду».
  10. Из истории музыкального воспитания/сост. О.А. Апраксина – М.: Просвещение/1990 г.
  11. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ. по спец 0308 «Дошкольное воспитание» (Н.А. Ветлугина, И.Я. Дзержинская, Л.Н. Комисарова и др.). Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1989.
  12. «Музыка в начальных классах», методическое пособие для учителя/Э.Б. Абдулина, Т.А. Бейдер, Т.Е. Вендрова; Научн. руковод. Д.Б. Кабалевский, - М.: Просвещение, 1985.
  13. Педагогический энциклопедический словарь/ гл. ред. П24 Б.М. Бим – Бад – М.: «Большая российская энциклопедия», 2002.
  14. Педагогика: учебник для студентов пед.вузов и пед. колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
  15. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров «Педагогический словарь»: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  16. И.П. Подласый, Педагогика, Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В2КН. – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
  17. Программа по музыке для общеобразовательной школы (1-3 классы). М.: Просвещение, 1977 год, Д.Б. Кабалевский.
  18. М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. «Организация воспитательного процесса в школе»: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманист, изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
  19. Современный словарь по педагогике/сост. Рапацевич Е.С. – МН.: «Современное слово», 2001.
  20. П.Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская «Методика музыкального воспитания»: Учебное пособие. – М.: Музыка, 1979.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методы и приемы на уроках музыки

«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее невыговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, н...

Подборка песен для уроков музыки.

Данная подборка песен поможет учителю дополнить свои уроки по различным темам....

«Игровой прием обобщения материала на уроках музыки в 1-7 классах» (разработка урока)

Разработка урока Зариповой М.А. "Игровой прием обощения материала на уроках музыки в 1-7 классах" была опубликована в сборнике педагогических статей "Современный урок в сфере требований ФГОС второго п...

Применение общепедагогических и специальных методов музыкального образования на уроке музыки в классах эстетического профиля.

Современный опыт по организации профессиональной деятельности учителя музыки в классах эстетического профиля....

Реализация ФГОС в практике преподавания музыки "МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И АЛГОРИТМ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УРОКУ"

1. Характеристика вертикальной структуры педагогических технологий2. Системность, научность, структурированность и управляемость в технологии развивающего обучения3. Методы активизации обуча...