Использование информационных технологий в области общего музыкального образования
статья по музыке на тему
основные направления применения компьютерных технологий на уроках музыки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodologicheskie_problemy.doc | 65.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Факультет музыки Международная научно-практическая конференция |
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
Использование информационных технологий в области общего музыкального образования |
Борисова Ирина Анатольевна |
ГБОУСОШ №512 |
Санкт – Петербург 2013 |
План:
- Введение
- Информационно компьютерные технологии и современный урок музыки
Интернет в музыкальном образовательном пространстве
Основные направления применения компьютерных технологий на уроках музыки.
- Заключение
I. Введение
В условиях нового времени использование информационно-компьютерных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Процесс информатизации образования в настоящее время находится в стадии интенсивного роста. Новые информационные технологии, возникающие как следствие общего процесса информатизации общества, находят все большее применение в образовательном процессе при преподавании различных дисциплин. Идёт поиск приёмов и методов обучения, которые с помощью компьютерных технологий позволили бы повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения школьников новые компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
предъявление информации на экране компьютера вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
ИКТ несёт в себе образный тип информации, понятный детям;
движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
ИКТявляется отличным средством для решения задач обучения.
II. Информационно компьютерные технологии и современный урок музыки
В условиях образования искусство – единственная область, в которой может закономерно развиваться эмоционально-нравственное развитие растущего человека. Молодое поколение, в большинстве своём, не имеет четкого представления о том, какую практическую пользу приносят занятия музыкой, поэтому к предмету «Музыка» относятся как к малозначимому.
И в этих условиях возникает необходимость сделать предмет «Музыка» интересным и привлекательным для учащихся. Через формирование слушательского интереса, достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня учащихся, воспитания эстетического вкуса и высоких нравственных качеств.
Чтобы решить поставленные задачи, урок необходимо сделать современным. Как этого можно достичь? Прежде всего используя в своей работе современные принципы педагогической техники и информационные технологии. Необходимо изменить роль ученика: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения.
С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика. В качестве основной цели использования информационных технологий на уроках музыки можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся.
Использование современных информационных технологий позволяет осуществить ранее неосуществимое в рамках урока музыки – соединить два важных вида восприятия музыкального произведения – слуховое и визуальное. Наглядность материала повышает его усвоение детьми, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, моторный, слуховой и эмоциональный.
Это способствует наилучшему пониманию предмета, делает урок ярким, запоминающимся, интересным для учащихся, формирует эмоционально положительное отношение к музыке.
Интернет в музыкальном образовательном пространстве
Персональные компьютеры давно уже стали повседневным и обычным инструментом в жизни человека, широкое распространение сети Интернет дает нам возможность широко ее использовать в образовательном процессе. Качественное звуковоспроизведение музыкальных произведений, возможность непосредственного погружения в концертную обстановку, виртуального перемещения в музыкальный театр, видения изучаемого предмета: музыкального инструмента, жанра, исполнителя – всё это неполный перечень новых возможностей современного урока музыки. Современный учитель, благодаря сети Интернет, имеет возможность найти тот материал, который понадобится для него и предоставит широкую информацию школьникам о его предмете:
- видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов и др.,
- зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика; репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика и др. ); материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии, видовые художественные фотографии и др.
- звуковой ряд: звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;
- литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме.
- анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;
Так же это даёт возможность широкой исследовательской и творческой деятельности учащихся: создание и озвучивание мультимедийных презентаций, видеороликов, сочинения собственных мелодий…
Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе инициирует процессы развития наглядно-образного и теоретического типов мышления, а также благоприятно влияет на развитие творческого, интеллектуального потенциала обучающихся.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки – это объективная необходимость, продиктованная самой жизнью. Компьютер -
- источник учебной информации
- наглядное пособие
- средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение
- средство подготовки выступлений.
Применение информационных технологий на уроке музыки способствует:
– личностному развитию учащихся;
– повышению интереса школьников к урокам музыки;
– росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;
– повышению интереса к творческой и познавательной деятельности;
– воспитанию активности и самостоятельности;
– формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству ;
– формированию у школьников основ теоретического мышления, - развитию творческих способностей учащихся
Основные направления применения компьютерных технологий на уроках музыки.
Если проанализировать разные подходы к применению компьютерных технологий в области музыкального образования в школе, можно выделить несколько направлений их применения, среди них:
- прослушивание и анализ музыкальных произведений (слушательская деятельность) ;
- вокально-хоровая работа (использование минусовок, визуального ряда для разучивания песен) ;
- изучение истории и теории музыкального материала;
- получение разнообразной музыкальной информации с использованием сети Интернет;
- Заключение
Внедрение новых информационных, мультимедийных технологий и Интернет-технологий в обучении определяет модификацию устоявшихся организационных форм и методов обучения. Интеграция информационных технологий с традиционными методами обучения порождает появление новых методов обучения, в основе которых лежит применение методов и средств информатики. Новые современные методы обучения призваны реализовывать идеи личностно-ориентированного и развивающего обучения, усиление всех ступеней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества.
Использование информационных технологий открывает практически неограниченные возможности для творческой деятельности как обучаемых, так и преподавателей.
Эффективность применения информационных технологий значительно повышается за счет реализации основных принципов работы учителя:
- систематичность применения ИКТ.
- компетентность учителя в компьютерных технологиях.
- интерес и инициатива учителя.
- творческий подход в применении ИКТ.
- свободное владение современными техническими средствами.
-программно – методическое и техническое обеспечение.
Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу, каждый учитель музыки, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.
В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий. Использование информационных технологий в образовательном процессе дает учителю большие возможности при проведении урока, делает урок более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть, обогащает методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень.
Источники информации:
- Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств»
- http://www.dslib.net/obw-pedagogika/novye-informacionnye-tehnologii-v-muzykalnom-
obrazovanii.html
- http://www.coolreferat.com/Применение_информационных_технологий_в_музыке_часть=2
- http://allforchildren.ru/songs/kid35.php
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный педагогический университет
им. А. И. Герцена»
Факультет музыки
Международных научно-практических конференций
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Использование современных и информационных технологий в области общего музыкального образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества образования и воспитания обучающихся через использование информационных технологий на предмете «Технологии»
Отчёт самообразования за 2012-2013 учебный год...
Реализация модульно – компетентностного подхода с использованием информационных технологий при подготовке специалистов среднего профессионального образования в ГБОУ СПО СТТ.
Модульно - компетентностный подход в профессиональном образовании...
Рабочая программа проектной деятельности с использованием информационных технологий дополнительного образования учащихся 1-4 классов по ФГОС: "Мои первые проекты".
Данная программа обучает учащихся создавать и работать с проектом, используя компьютер, как основной инструмент. Формирует навыки сотрудничества, учит способам обработки информации....
«Применение информационных технологий в системе дополнительного музыкального образования детского дома»
Тезисы к XIV Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции "Информационные технологии в образовании" " ИТО-РОСТОВ 2014"...
Статья: "Значение информационных технологий в области дополнительного образования"
Особый интерес представляют вопросы, связанные с применением информационных технологий в дополнительном образовании, так как в наше время обычными методами обучения удовлетворить индивидуальные запрос...
Методическая разработка "Использование информационной технологии при реализации ДООП «ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН»"
Применение ИКТ на уроках ОФПВнедрение новых технических средств обучения не только заставляет размышлять над вопросами: «Чему учить?», «Зачем учить?», «Как учить?» ...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»
laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...