Использование информационных технологий в области общего музыкального образования
статья по музыке на тему

Борисова Ирина Анатольевна

основные направления применения компьютерных технологий на уроках музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodologicheskie_problemy.doc65.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный педагогический университет

им. А. И. Герцена»

 

Факультет музыки

Международная научно-практическая конференция

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Использование информационных технологий в области общего музыкального образования

Борисова Ирина Анатольевна

ГБОУСОШ №512

Санкт – Петербург

2013


План:

  1. Введение
  2. Информационно компьютерные технологии  и современный урок музыки

Интернет в музыкальном образовательном пространстве

Основные направления применения компьютерных  технологий на уроках музыки.

  1.  Заключение

I.  Введение

В условиях нового времени использование информационно-компьютерных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Процесс информатизации образования в настоящее время находится в стадии интенсивного роста. Новые информационные технологии, возникающие как следствие общего процесса информатизации общества, находят все большее применение в образовательном процессе при преподавании различных дисциплин. Идёт поиск приёмов и методов обучения, которые с помощью компьютерных технологий позволили бы повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения школьников новые компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

 предъявление информации на экране компьютера вызывает у детей огромный интерес к деятельности;

 ИКТ несёт в себе образный тип информации, понятный детям;

 движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

 ИКТявляется отличным средством для решения задач обучения.

II. Информационно компьютерные технологии  и современный урок музыки

В условиях образования искусство – единственная область, в которой может закономерно развиваться эмоционально-нравственное развитие растущего человека. Молодое поколение, в большинстве своём,  не имеет четкого представления о том, какую практическую пользу приносят занятия музыкой, поэтому к предмету «Музыка» относятся как к малозначимому.

 И в этих условиях возникает необходимость сделать предмет «Музыка» интересным и привлекательным для учащихся. Через формирование слушательского интереса, достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня учащихся, воспитания эстетического вкуса и высоких нравственных качеств.

Чтобы решить поставленные задачи, урок необходимо  сделать современным. Как этого можно достичь? Прежде всего используя в своей работе современные принципы педагогической техники и информационные технологии.  Необходимо изменить роль ученика: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения.                                                                        

С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика. В качестве основной цели использования информационных технологий на уроках музыки можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся.                                                                        

Использование современных информационных технологий позволяет осуществить ранее неосуществимое в рамках урока музыки – соединить два важных вида восприятия музыкального произведения – слуховое и визуальное. Наглядность материала повышает его усвоение детьми, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, моторный, слуховой и эмоциональный.

Это способствует наилучшему пониманию предмета, делает урок ярким, запоминающимся, интересным  для учащихся, формирует эмоционально положительное отношение к музыке.

Интернет в музыкальном образовательном пространстве

Персональные компьютеры давно уже стали повседневным и обычным инструментом в жизни человека, широкое распространение сети Интернет дает нам возможность широко ее использовать в образовательном процессе. Качественное  звуковоспроизведение музыкальных произведений, возможность непосредственного погружения в концертную обстановку, виртуального перемещения в музыкальный театр, видения изучаемого предмета: музыкального инструмента,  жанра, исполнителя – всё это неполный перечень новых возможностей  современного урока музыки.  Современный учитель, благодаря сети Интернет, имеет возможность найти тот материал, который понадобится для него и предоставит широкую информацию школьникам о его предмете:

  1. видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов и др.,
  2. зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика; репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика и др. ); материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии, видовые художественные фотографии и др.
  3. звуковой ряд: звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;
  4. литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме.
  5. анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;

 Так же это даёт возможность широкой исследовательской и творческой деятельности учащихся: создание  и озвучивание мультимедийных презентаций, видеороликов, сочинения собственных мелодий…

            Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе инициирует процессы развития наглядно-образного и теоретического типов мышления, а также благоприятно влияет на развитие творческого, интеллектуального потенциала обучающихся.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки  – это объективная необходимость, продиктованная самой жизнью.  Компьютер -

  • источник учебной информации
  • наглядное пособие
  • средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение
  • средство подготовки выступлений.

              Применение информационных технологий на уроке музыки способствует:

              – личностному развитию учащихся;

– повышению интереса школьников к урокам музыки;

– росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;

– повышению интереса к творческой и познавательной деятельности;

– воспитанию активности и самостоятельности;

– формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству ;

– формированию у школьников основ теоретического мышления,                                                                                          - развитию творческих способностей учащихся

Основные направления применения компьютерных  технологий на уроках музыки.

         Если проанализировать разные подходы к применению компьютерных технологий в области музыкального образования в школе, можно выделить несколько направлений их применения, среди них:

  •  прослушивание и анализ музыкальных произведений (слушательская деятельность) ;                                                                          
  • вокально-хоровая работа (использование минусовок,  визуального ряда для разучивания песен) ;
  •  изучение истории и теории музыкального материала;
  •  получение разнообразной  музыкальной информации с использованием сети Интернет;
  1. Заключение

Внедрение новых информационных, мультимедийных технологий и Интернет-технологий в обучении определяет модификацию устоявшихся организационных форм и методов обучения. Интеграция информационных технологий с традиционными методами обучения порождает появление новых методов обучения, в основе которых лежит применение методов и средств информатики. Новые современные методы обучения призваны реализовывать идеи личностно-ориентированного и развивающего обучения, усиление всех ступеней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества.

Использование информационных технологий открывает практически неограниченные возможности для творческой деятельности как обучаемых, так и преподавателей.

Эффективность применения информационных технологий значительно повышается за счет реализации основных принципов работы учителя:                                  

- систематичность применения ИКТ.

- компетентность учителя в компьютерных технологиях.

- интерес и инициатива учителя.

- творческий подход в применении ИКТ.

- свободное владение современными  техническими средствами.

-программно – методическое и техническое  обеспечение.

Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу, каждый учитель музыки, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.

В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий.  Использование информационных технологий в образовательном процессе дает учителю большие возможности при проведении урока, делает урок более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть, обогащает методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень.

Источники информации:

  1. Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств»

  1. http://www.dslib.net/obw-pedagogika/novye-informacionnye-tehnologii-v-muzykalnom-

obrazovanii.html

  1. http://www.coolreferat.com/Применение_информационных_технологий_в_музыке_часть=2
  2. http://allforchildren.ru/songs/kid35.php

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный педагогический университет

им. А. И. Герцена»

 

Факультет музыки

Международных научно-практических конференций

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Использование современных и информационных технологий в области общего музыкального образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа проектной деятельности с использованием информационных технологий дополнительного образования учащихся 1-4 классов по ФГОС: "Мои первые проекты".

Данная программа обучает учащихся создавать и работать с проектом, используя компьютер, как основной инструмент. Формирует навыки сотрудничества, учит способам обработки информации....

«Применение информационных технологий в системе дополнительного музыкального образования детского дома»

Тезисы к XIV Южно-Российской межрегиональной  научно-практической конференции "Информационные технологии в образовании"  " ИТО-РОСТОВ 2014"...

Статья: "Значение информационных технологий в области дополнительного образования"

Особый интерес представляют вопросы, связанные с применением информационных технологий в дополнительном образовании, так как в наше время обычными методами обучения удовлетворить индивидуальные запрос...

Методическая разработка "Использование информационной технологии при реализации ДООП «ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН»"

Применение ИКТ на уроках ОФПВнедрение новых технических средств обучения не только заставляет размышлять над вопросами: «Чему учить?», «Зачем учить?», «Как учить?» ...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»

laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...