Правила по Сольфеджио
консультация по музыке по теме
В работе кратко изложены правила по разделу Теория музыки, необходимые ученикам ДМШ в курсе изучения Сольфеджио.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vse_pravilapo_solfedzhio.docx | 62.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз. школе.
Названия звуков.
до, ре, ми, фа, соль, ля, си
Названия октав.
Октавой называется группа звуков от до до каждого следующего до.
Октава, которая находится в середине фортепианной клавиатуры, называется первой.
Октавы, которые находятся выше (правее) первой октавы, называются: вторая, третья, четвертая.
Октавы, которые находятся ниже (левее) первой, называются: малая, большая октава, контроктава, субконтроктава.
Размещение нот на нотоносце.
Ноты - это знаки для записи музыки. Нотным станом, или нотоносцем, называется строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий нотоносца ведется снизу вверх. Ноты располагаются на линиях, между линиями, под первой линией, над пятой линией, на нижних добавочных линиях, на верхних добавочных линиях.
Скрипичный ключ.
Скрипичный ключ - это знак, который указывает, что звук соль первой октавы записывается на второй линии нотоносца.
Басовый ключ.
Басовый ключ - это знак, который указывает, что звук фа малой октавы записывается на четвертой линии нотоносца.
Соответственно расположению ноты фа на четвертой линии располагаются и другие ноты, например, нота до большой октавы записывается на второй дополнительной линии снизу, а нота до малой октавы - между второй и третьей линией.
Мажор и минор. Тоника.
Мажор и минор - наиболее распространенные в музыке лады.
Бодрым, жизнерадостным мелодиям, светлым мелодиям соответствует мажорный лад.
Печальным, грустным мелодиям соответствует минорный лад.
Главный, опорный звук лада называется тоникой. На тонике чаще всего оканчивается мелодия.
Тоническое трезвучие.
Кроме тоники (первая ступень), к опорным звукам лада относятся также третья и пятая ступени. Первая, третья и пятая ступени образуют тоническое трезвучие (т53).
Устойчивые и неустойчивые звуки лада.
Устойчивые (опорные) звуки - I, III и V ступени
Неустойчивые звуки VII, II, IV и VI ступени
Вводные звуки - звуки, окружающие тонику (VII и II ступени).
Полутон и тон.
Полутон - это расстояние между двумя ближайшими звуками. Два полутона составляют целый тон.
Диез, бемоль, бекар.
Знаки повышения и понижения отдельных звуков называются знаками альтерации, или хроматическими знаками.
Диез - знак повышения звука на полтона: #
Бемоль - знак понижения звука на полтона: b
Бекар - знак, который отменяет действие диеза или бемоля.
Дубль-диез.
Дубль-диез - знак, который повышает основную ступень на два полутона (целый тон).
Дубль-диез обозначается буквой x или двумя диезами
до-дубль-диез - клавиша ре
ре-дубль-диез - клавиша ми
фа-дубль-диез - клавиша соль
соль-дубль-диез - клавиша ля
ля-дубль-диез - клавиша си
Дубль-бемоль.
Дубль-бемоль - знак, который понижает основную ступень на два полутона (целый тон).
Дубль-бемоль обозначается двумя бемолями.
ре-дубль-бемоль - клавиша до
ми-дубль-бемоль - клавиша ре
соль-дубль-бемоль - клавиша фа
ля-дубль-бемоль - клавиша соль
си-дубль-бемоль - клавиша ля
Названия черных клавиш фортепиано.
Диезы или бемоли, поставленные около ключа, называются ключевыми знаками альтерации.
Ключевые знаки сохраняются на протяжении всей мелодии.
Диез или бемоль, стоящие перед нотой, называются неключевыми, или случайными знаками альтерации. Случайные знаки сохраняются только в данном такте.
Нотное обозначение длительности звуков.
Продолжительность звука обозначается различными видами нот.
Белая нота (круг) без палочки - целая нота.
Белая нота (круг) c палочкой - половинная нота.
Черная нота (круг) с палочкой - четвертная нота
Черная нота с палочкой и хвостиком - восьмая нота.
Основное деление длительности звуков:
Целая делится на 2 половинные, половинная - на 2 четверти, четверть - на 2 восьмые.
Направление палочек (Штили) нот на нотоносце: до третьей линии палочки пишутся вверх, выше третьей линии - вниз.
Пауза.
Паузой называется перерыв в звучании (знак молчания).
Целая пауза, равная по длительности целой ноте, записывается как черный прямоугольник под четвертой линейкой.
Половинная пауза, равная по длительности половинной ноте, записывается как черный прямоугольник на третьей линейке.
Четвертная пауза, равная по длительности четвертной ноте, записывается как знак, напоминающий зигзаг.
Восьмая пауза, равная по длительности восьмой ноте, записывается как знак, напоминающий цифру четыре.
Тетрахорды.
Тетрахордом называется мелодическая последовательность из четырех звуков, расположенных по секундам в объеме чистой кварты.
Транспозиция.
Транспозицией называется перенесение мелодии из одной тональности в другую. При этом в мелодии с первоначальной тональностью проставляются номера ступеней, номера ступеней подписываются под новый нотный стан, затем приписываются над номерами ступеней ноты мелодии уже в новой тональности.
Секвенции.
Секвенцией называется повторение какого-либо мелодического и гармонического оборота от различных ступеней лада или на определенный интервал.
Секвенции бывают восходящие и нисходящие
Например, ми-ре-до, фа-ми-ре, соль-фа-ми - восходящая секвенция, где мелодический оборот из трех нот До мажора повторяется от разных ступеней лада, шаг секвенции (интервал перемещения) - секунда.
Музыкальная фраза.
Фразы - это части, на которые разделяется мелодия.
Ритмические остановки или паузы в мелодии (они называются цезурами) указывают на окончание музыкальных фраз. Всякая повторность в мелодии - точная или с некоторыми изменениями - создает ощущение начала новой музыкальной фразы. Конец фразы обозначается знаком "галка" или "запятая".
Реприза.
Репризой называется знак повторения, это две точки - выше второй и выше третьей линеек около двух вертикальных линий.
Лига.
Если лига (дуга) стоит над или под двумя соседними нотами одинаковой высоты, то она связывает эти ноты в один непрерывно тянущийся звук, увеличивая его длительность.
Если же лига стоит над нотами различной высоты, то она обозначает необходимость связного, или плавного, их исполнения, называемого легато.
Фермата.
Фермата - это знак, который показывает, что данный звук надо выдержать несколько дольше, чем написано. Знак ферматы обозначается как лига над или под точкой.
Переменный лад.
Переменный лад - лад, в котором имеются две тоники. Чаще всего тоническими трезвучиями переменного лада являются трезвучия мажора и параллельного ему минора или наоборот.
Пример - первая фраза песни в Фа мажоре, а вторая в параллельном ему ре миноре.
Размер 2/4.
Размер 2/4 - это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть, первая доля сильная, вторая - слабая.
Схема дирижирования на 2/4: вниз, вверх.
Размер ¾.
Размер 3/4 - это трехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. За каждой сильной долей следуют две слабые.
Схема дирижирования на 3/4:вниз - в сторону - вверх.
Размер 4/4.
Размер 4/4 - это четырехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. Состоит из двух простых тактов по 2/4.
Обозначение размера 4/4: 4/4 или С
Сильные и слабые доли в такте на 4/4: первая - сильная, вторая - слабая, третья - относительно сильная, четвертая - слабая.
Схема дирижирования на 4/4: вниз - к себе - в сторону - вверх.
Размер 3/8.
Размер 3/8 - это трехдольный такт, в котором каждая доля длится одну восьмую. За каждой сильной долей следуют две слабые.
Схема дирижирования на 3/8:вниз - в сторону - вверх.
Размер 6/8.
Размер 6/8 - шестидольный такт, в котором каждая доля длится одну восьмую. Состоит из двух простых тактоа по 3/8
Ритмические группы в такте на 6/8
3 восьмые и 3 восьмые
четверть с точкой и четверть с точкой
половинная с точкой
четверть восьмая и четверть восьмая
Схема дирижирования на 6/8:
Вниз – вниз - к себе- в сторону - в сторону - вверх.
Запись песни со словами и без слов.
Если песня записывается без слов, две восьмые, которые составляют четверть, соединяются ребром.
Если песня записывается со словами, то каждая восьмая, которая приходится на один слог текста, пишется отдельно.
Восьмые в двухдольном такте.
Длительности, которые исполняются в 2 раза быстрее, чем четверти, называются восьмыми. На одну четверть приходятся две восьмые.
Деление первой доли такта на две равные части: две восьмые , четверть
Деление второй доли такта на две равные части: четверть, две восьмые
Деление первой и второй долей такта на две равные части: две восьмые, две восьмые.
Четверть с точкой в двухдольном размере.
Точка около ноты увеличивает ее длительность наполовину.
Пунктирный ритм с шестнадцатыми.
Сочетание длительностей - восьмая с точкой и шестнадцатая называется пунктирным ритмом.
Шестнадцатые (имеют по два ребра или по два хвоста).
Длительности, которые исполняются в два раза быстрее, чем восьмые, называются шестнадцатыми. На одну четверть приходятся четыре шестнадцатых.
Ритмические группы с шестнадцатыми:
4 шестнадцатых
1 восьмая и 2 шестнадцатых
2 шестнадцатых и 1 восьмая
Триоли.
Триоль получается от деления длительности на три равные части, вместо обычного деления на две:
четверть делится на три восьмые, восьмая - на три шестнадцатые, половинная - на три четверти
Синкопа.
Синкопой называется перенесение ударения с более сильной доли такта на предшествующую ей слабую. Внутритактовая синкопа:
в размере 2/4 восьмая-четверть-восьмая
Затакт.
Затакт - это неполный такт, с которого начинается мелодия. Мелодии, в которых есть затакт, всегда начинаются со слабой доли такта.
Затакты - четверть, восьмая, две восьмые.
Интервалом называется сочетание двух звуков.
Если звуки интервала берутся раздельно (один за другим), то интервал называется мелодическим. Если звуки интервала берутся одновременно, то интервал называется гармоническим. Основных названий интервалов - восемь. Каждый интервал заключает в себе определенное количество ступеней.
Таблица интервалов в пределах октавы.
Интервалом называется сочетание двух звуков, взятых последовательно (один за другим) или одновременно. Количество ступеней, заключенных в интервале, устанавливает название интервала, а число тонов между звуками - вид интервала.
Названия интервалов:
Прима - первая, обозначается цифрой 1
Секунда - вторая, обозначается цифрой 2
Терция - третья, обозначается цифрой 3
Кварта - четвертая, обозначается цифрой 4
Квинта - пятая, обозначается цифрой 5
Секста - шестая, обозначается цифрой 6
Септима - седьмая, обозначается цифрой 7
Октава. Восьмая - восьмая, обозначается цифрой 8
Большая и малая секунды.
Секунда - это интервал, который содержит две ступени. Секунда называется большой, если она составляет целый тон. Секунда называется малой, если она составляет полтона. Большая секунда обозначается б.2, малая секунда обозначается м.2.
Большая и малая терции.
Терция - интервал, который содержит три ступени. Терция называется большой, если она составляет два тона. Терция называется малой, если она составляет полтора тона. Большая терция обозначается б.3, малая терция обозначается м.3.
Чистые кварты в мажорном ладу.
Кварта - интервал, который содержит четыре ступени.
Кварта называется чистой, если она составляет два с половиной тона.
Чистая кварта обозначается ч. 4.
Чистые квинты в мажорном ладу.
Квинта - интервал, который содержит пять ступеней. Квинта называется чистой, если она составляет три с половиной тона. Чистая квинта обозначается ч.5.
Большие и малые сексты.
Секста - интервал, который содержит шесть ступеней. Секста называется большой, если она составляет четыре с половиной тона. Секста называется малой, если она составляет четыре тона. Большая секста обозначается б.6, малая секста обозначается м.6
Большие и малые септимы.
Септима - интервал, который содержит семь ступеней. Септима называется большой, если она составляет пять с половиной тонов. Септима называется малой, если она составляет пять тонов. Большая септима обозначается б.7, малая септима обозначается м.7.
Обращения интервалов.
Обращением интервалов называется перемещение нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. В результате получается другой интервал, который вместе с первоначальным составляет октаву.
Прима обращается в октаву.
Секунда обращается в септиму.
Терция обращается в сексту.
Кварта обращается в квинту.
И наоборот:
Квинта - в кварту.
Секста - в терцию.
Септима - в секунду.
Октава - в приму.
Изменения вида интервала при обращении:
Большие интервалы обращаются в малые
Малые - в большие
Увеличенные - в уменьшенные
Уменьшенные - в увеличенные
Чистые - в чистые
КОНСОНИРУЮЩИЕ И ДИССОНИРУЮЩИЕ ИНТЕРВАЛЫ
Консонирующие интервалы — интервалы, звучащие более мягко, звуки которых как бы сливаются друг с другом.
Диссонирующие интервалы — интервалы, звучащие более резко, звуки которых не сливаются друг с другом.
Консонирующие интервалы
Совершенные консонансы: Несовершенные консонансы:
Чистая прима Большая терция
Чистая октава Малая терция
Чистая квинта Большая секста
Чистая кварта Малая секста
Диссонирующие интервалы:
Большая и малая секунды
Большая и малая септимы
Тритоны
Увеличенные и уменьшенные интервалы относятся к консонансам или диссонансам в зависимости от энгармонической замены.
СОСТАВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
Составные интервалы — интервалы шире октавы.
Нона —девятая ступень — обозначается цифрой 9=октава+ секунда.
Децима - десятая ступень—обозначается цифрой 10=октава+ терция.
Ундецима — одиннадцатая ступень—обозначается цифрой 11=октава+кварта.
Дуодецима—двенадцатая ступень—обозначается цифрой 12=октава+квинта.
Терцдецима - тринадцатая ступень - обозначается цифрой 13=октава+секста.
Квартдецима - четырнадцатая ступень - обозначается цифрой 14=октава +септима.
Квинтдецима - пятнадцатая ступень - обозначается цифрой 15=октава+октава.
Тритоны в мажорном ладу.
Тритоны - интервалы, в которых содержатся три тона.
К тритонам относятся увеличенная кварта и уменьшенная квинта.
Тритоны - резко звучащие интервалы. В них оба звука неустойчивые и тяготеют к ближайшим устойчивым звукам.
При разрешении увеличенной кварты звуки расходятся, а при разрешении уменьшенной квинты звуки сходятся. СТУПЕНИ |
ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ ГАРМОНИЧЕСКОГО МАЖОР, МИНОРА.
Характерными интервалами гармонического минора называются увеличенные и уменьшенные интервалы, образовавшиеся от повышения VII ступени (за исключением тритона).
ЭНГАРМОНИЧЕСКИ РАВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ.
Энгармонически равные интервалы — интервалы одинаковые по звучанию (по количеству содержащихся в них тонов), но различные по названию (по количеству содержащихся в них ступеней).
УСТОЙЧИВЫЕ И НЕУСТОЙЧИВЫЕ ИНТЕРВАЛЫ В ЛАДУ.
Устойчивые интервалы в ладу — интервалы, в которых оба звука являются устойчивыми, то есть входят в состав тонического трезвучия.
Неустойчивые интервалы в ладу — интервалы, в которых оба звука (или один из звуков) неустойчивы, то есть не входят в состав тонического трезвучия.
ЛАДОВОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ.
Ладовым разрешением называется переход неустойчивых звуков интервала в ближайшие устойчивые звуки лада.
Если в неустойчивом интервале один звук устойчивый, а второй неустойчивый, то устойчивый звук при разрешении остается на месте, а неустойчивый по ладовому тяготению переходит в ближайший устойчивый звук.
Если оба звука в интервале неустойчивые, то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки.
Увеличенные интервалы при разрешении всегда расширяются а уменьшенные суживаются.
Минорный лад бывает трех видов: натуральный, гармонический, мелодический.
Натуральный минор - минор, в котором ступени не изменены.
Гармонический минор - минор с повышенной VII ступенью.
Мелодический минор - минор с повышенными VI и VII ступенями ( в восходящем порядке). В нисходящем порядке гамма мелодического минора исполняется как натуральная.
Три вида мажора.
Гармоническим мажором называется мажор с пониженной VI ступенью.
ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА.
Хроматическая гамма - гамма, состоящая из полутонов. Хроматическая гамма образуется посредством заполнения больших секунд промежуточными полутонами.
Правописание хроматических гамм:
Мажорная хроматическая гамма вверх — хроматически не изменяются III и VI ступени.
Мажорная хроматическая гамма вниз — хроматически не изменяются I и V ступени.
Минорная хроматическая гамма вверх — хроматически не изменяются I и V ступени.
Минорная хроматическая гамма вниз — хроматически не изменяются I и V ступени.
ЛАДЫ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ
Ладами народной музыки принято называть особые натуральные лады, встречающиеся в народных песнях. Главные из них следующие:
1. Пятиступенный лад, или пентатоника - звукоряд, состоящий из пяти звуков. Он отличается от натурального мажора отсутствием IV и VII ступеней, а от натурального минора — отсутствием II и VI ступеней. В пентатонике нет звуков, образующих тритон. Характерным признаком пентатоники служит отсутствие малых секунд (полутонов).
2. Дорийский лад отличается от натурального минора VI повышенной
ступенью.
3. Фригийский лад отличается от натурального минора II пониженной
ступенью.
4. Лидийский лад отличается от натурального мажора IV повышенной
ступенью.
5. Миксолидийский лад отличается от натурального мажора VII пониженной ступенью:
Мажорное и минорное трезвучия.
Трезвучием называется аккорд из трех звуков, расположенных по терциям.
Если нижняя терция в трезвучии большая, а верхняя малая, то оно называется мажорным или большим.
Если нижняя терция в трезвучии малая, а верхняя большая, то оно называется минорным или малым.
Увеличенные и уменьшенные трезвучия.
Уменьшенное трезвучие — трезвучие, которое состоит из двух малых терций; крайние звуки образуют уменьшенную квинту.
Увеличенное трезвучие — трезвучие, которое состоит из двух больших терций; крайние звуки образуют увеличенную квинту.
Названия нижнего, среднего и верхнего звуков трезвучия.
Звуки, из которых складывается трезвучие, имеют особые названия.
Название нижнего звука трезвучия - основной тон, или прима.
Название среднего звука трезвучия - терцовый тон, или терция.
Название верхнего звука трезвучия - квинтовый тон, или квинта.
Обращения трезвучий.
Обращением трезвучия называется такой вид трезвучия, в котором нижним звуком является терция или квинта основного трезвучия.
Главные ступени лада и их названия.
Главные ступени лада - первая ступень (тоника), пятая ступень (доминанта) и четвертая ступень (субдоминанта).
Главные трезвучия мажора и гармонического минора.
Главные трезвучия лада - тоническое трезвучие - на I ступени, доминантовое трезвучие - на V ступени, субдоминантовое трезвучие - на IV ступени.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ АККОРДОВ ИЗ ГЛАВНЫХ ТРЕЗВУЧИЙ.
Последовательностью называется определенный порядок чередования аккордов в ладу.
СОПРОВОЖДЕНИЕ МЕЛОДИИ ГЛАВНЫМИ ТРЕЗВУЧИЯМИ.
Мелодией называется одноголосный музыкальный напев. Аккорды, сопровождающие мелодию, называются сопровождением или аккомпанементом.
РАЗРЕШЕНИЕ СУБДОМИНАНТОВОГО И ДОМИНАНТОВОГО ТРЕЗВУЧИЙ И ИХ ОБРАЩЕНИЙ.
Субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения разрешаются в тонический аккорд. Звук, принадлежащий тоническому трезвучию, остается на месте, а два остальных (неустойчивых) звука ведутся по ладовому тяготению на секунду в одну сторону — от субдоминанты вниз, от доминанты вверх.
Доминантсептаккорд.
Септаккордом называется аккорд из четырех звуков, расположенных по терциям. Доминантсептаккорд - септаккорд от пятой ступени лада. Обозначается - D7.
Разрешение доминантсептаккорда:
В до мажоре D7 разрешается в неполное тоническое трезвучие без квинты с утроенной тоникой).
ОБРАЩЕНИЯ ДОМИНАНТСЕПТАККОРДА.
Обращением септаккорда называется вид септаккорда, в котором нижним звуком является терция, квинта или септима основного септаккорда.
Первое обращение D65 квинтсекстаккорд.
Второе обращение D65 терцквартаккорд.
Третье обращение D2 секундаккорд
Разрешение основного доминантсептаккорда - неполное тоническое трезвучие-T53.
Разрешение квинтсекстаккорда - тоническое трезвучие с удвоением I ступени- T53).
Разрешение терцквартаккорда - развернутое тоническое трезвучие -T53.
Разрешение секундаккорда - тонический секстаккорд с удвоением I ступени-T6.
ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ ДОМИНАНТСЕПТАККОРДА ОТ ДАННОГО ЗВУКА.
D56 состоит из м.З, м.З и 6.2, нижний звук D56 является
VII ступенью лада.
D34 состоит из мЗ, 6.2 и б.3; нижний звук D34 является
II ступенью лада.
D2 состоит из 6.2, 63 и м.З; нижний звук D2 является
IV ступенью лада.
Септаккорд II ступени.
II7 - септаккорд, строящийся на II ступени мажора и минора. Имеет субдоминантовую функцию.
Его интервальный состав: М53 + б.З, крайние звуки образуют м.7, такой септаккорд называется по септиме малый, по трезвучию - минорный (малый минорный септаккорд).
В гармоническом - его интервальный состав: ум.53+ б.3, крайние звуки образуют м.7, такой септаккорд называется по септиме малый, по трезвучию - уменьшённый (малый уменьшённый септаккорд).
Разрешается II7 в Т6 или в D43.
ВВОДНЫЕ СЕПТАККОРДЫ.
Вводным септаккордом называется септаккорд, построенный от VII ступени лада. В зависимости от септимы вводные септаккорды бывают:
Малый вводный — если крайние звуки септаккорда образуют малую септиму.
Уменьшенный вводный — если крайние звуки септаккорда образуют уменьшенную септиму.
Малый вводный септаккорд встречается в натуральном мажоре, а уменьшенный вводный септаккорд - в гармоническом миноре и гармоническом мажоре.
Интервальный состав малого вводного септаккорда:
м.З - м.З - б.З крайние звуки образуют м.7
Интервальный состав уменьшенного вводного септаккорда:
м.З - м.З - м.З крайние звуки образуют ум.7
Разрешение вводных септаккордов: Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоением терцового тона, для того чтобы избежать параллельных квинт.
ПОСТРОЕНИЕ АККОРДОВ ОТ ДАННОГО ЗВУКА.
Для того чтобы строить аккорды от данного звука, необходимо знать, из каких интервалов они состоят.
Таблица наиболее употребительных аккордов, их обозначения и интервальный состав
Название аккорда | Обозначение | Интервальный состав |
Мажорное, или большое, трезвучие | Б53 | б. 3, м. 3 |
Минорное, или малое, трезвучие | М53 | м. 3, б. 3 |
Мажорный секстаккорд | Б6 | м. 3, ч. 4 |
Минорный секстаккорд | М6 | б. 3, ч. 4 |
Мажорный квартсекстаккорд | Б64 | ч. 4, б. З |
Минорный квартсекстаккорд | М64 | ч. 4, м. З |
Доминантсептаккорд | D7 | б3,м3,м3 |
Доминантовый квинтсекстаккорд | D65 | м3,м3,б2 |
Доминантовый терцквартаккорд | D43 | м3,б2, б3 |
Доминантовый секундаккорд | D2 | б2,б3,м3 |
Малый вводный септаккорд | мVII7 | м3,м3,б3 |
Уменьшенный вводный септаккорд | умVII7 | м3,м3,м3 |
Увеличенное трезвучие | ув53 | б3,б3 |
Уменьшенное трезвучие | ум53 | м3,м3 |
Таблицы мажорных и минорных тональностей.
1. Порядок появления диезов: фа-до-соль-ре-ля-ми-си.
2. Порядок появления бемолей: си-ми-ля-ре-соль-до-фа.
3. В диезных мажорах новый знак появляется на VII ступени (например, в Соль мажоре фа-диез на VII ступени, В Ре мажоре до-диез на VII ступени).
Тональностью называется определенная высота лада.
Мажорные и параллельные им минорные тональности с диезами:
До мажор - ля минор
Соль мажор - ми минор
Ре мажор - си минор
Ля мажор - фа-диез минор
Ми мажор - до-диез минор
Си мажор- соль-диез минор
Фа-диез мажор - ре-диез минор
До-диез мажор - ля-диез минор
Мажорные и параллельные им минорные тональности с бемолями.
Фа мажор - ре минор
Си-бемоль мажор - соль минор
Ми-бемоль мажор - до минор
Ля-бемоль мажор - фа минор
Ре-бемоль мажор - си-бемоль минор
Соль-бемоль мажор - ми-бемоль минор
До-бемоль мажор - ля-бемоль минор
Энгармонически равные тональности.
Энгармонически равные тональности - тональности одинаковые по звучанию, но различные по названию
Энгармонически равные мажорные тональности:
Си мажор и До-бемоль мажор
Фа-диез мажор и Соль-бемоль мажор
До-диез мажор и Ре -бемоль мажор
Энгармонически равные минорные тональности.
соль-диез-минор и ля-бемоль минор
ре-диез минор и ми-бемоль минор
ля-диез минор и си-бемоль минор
БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ И ТОНАЛЬНОСТЕЙ.
Для буквенных обозначений применяются начальные буквы латинского алфавита: A a, B b, C c, D d, E e, F f, G g, H h
Буквенное обозначение мажорных тональностей.
до мажор — C-dur фа мажор — F-dur
соль мажор — G-dur сиb мажор — B-dur
ре мажор — D-dur миb мажор — Es-dur
ля мажор — A-dur ляb мажор — As-dur
ми мажор — E-dur реb мажор — Des-dur
си мажор — H-dur сольb мажор — Ges-dur
фа # мажор — Fis-dur доb мажор — Ces-dur
до # мажор — Cis-dur
Буквенное обозначение минорных тональностей.
ля минор — a-moll ре минор — d-moll
ми минор — e-rnoll соль минор — g-moll
си минор — h-moll до минор — c-moll
фа # минор — fis-moll фа минор — f-moll
до # минор — cis-moll сиb минор — b-moll
соль # минор — gis-moll миb минор — es-moll
ре # минор — dis-moll ляb минор — as-moll
ля # минор — ais-moll
Квинтовый круг мажорных тональностей.
Квинтовым кругом называется система, в которой все тональности одного лада расположены по чистым квинтам (вверх, вниз).
Гамма - это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до ее октавного повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Полная гамма состоит из восьми ступеней. Восьмая ступень гаммы является повторением первой. Ступени обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы дается по ее главному тону, то есть тонике.
Ля минор - минорный лад, в котором тоникой является звук ля. Это лад, параллельный До мажору.
Параллельными называются мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Тоника параллельной минорной тональности является шестой ступенью мажорной тональности.
Соль мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук соль (лад с одним диезом в ключе).
Ми минор - минорный лад, в котором тоникой является звук ми (лад, параллельный Соль мажору, с одним диезом в ключе).
Фа мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук фа (лад с одним бемолем в ключе).
Ре минор - минорный лад, в котором тоникой является звук ре (лад, параллельный Фа мажору, с одним бемолем в ключе).
Ре мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук ре (лад с двумя диезами в ключе).
Си минор - минорный лад, в котором тоникой является звук "си" (лад, параллельный Ре мажору, с двумя диезами в ключе).
Тональность Си-бемоль мажор.
Си бемоль мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук си-бемоль (лад с двумя бемолями в ключе). |
Тональность соль минор.
Соль минор - минорный лад, в котором тоникой является звук соль (лад, параллельный Си-бемоль мажору, с двумя бемолями в ключе).
Тональность Ля мажор.
Ля мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук ля (лад с тремя диезами в ключе)
Тональность фа-диез минор.
Фа-диез минор - минорный лад, в котором тоникой является звук фа-диез (лад, параллельный Ля мажору, с тремя диезами в ключе).
Тональность Ми-бемоль мажор.
Ми-бемоль мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук ми-бемоль (лад с тремя бемолями в ключе)
Тональность до минор.
Тональность до минор - минорный лад, в котором тоникой является звук до (лад, параллельный ми-бемоль мажору, с тремя бемолями в ключе).
Тональность Ми мажор.
Ми мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук ми (лад с четырьмя диезами в ключе).
Тональность до-диез минор.
До-диез минор - минорный лад, в котором тоникой является звук до-диез (лад, параллельный Ми мажору, с четырьмя диезами в ключе).
Тональность Ля-бемоль мажор.
Ля-бемоль мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук ля-бемоль (лад с четырьмя бемолями в ключе)
Тональность фа минор.
Фа минор - минорный лад, в котором тоникой является звук фа (лад, параллельный Ля-бемоль мажору, с четырьмя бемолями в ключе).
Тональность Си мажор.
Си мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук си (лад с пятью диезами в ключе).
Тональность соль-диез минор.
Соль-диез минор - минорный лад, в котором тоникой является звук соль-диез (лад, параллельный Си мажору, с пятью диезами в ключе).
Тональность Ре-бемоль мажор.
Ре-бемоль мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук ре-бемоль (лад с пятью бемолями в ключе).
Тональность си-бемоль минор.
Си-бемоль минор - минорный лад, в котором тоникой является звук си-бемоль, (лад, параллельный Ре-бемоль мажору, с пятью бемолями в ключе).
Одноименные тональности.
Одноименными тональностями называются мажорная и минорная тональности, имеющие общую тонику (I ступень).
Сравнение одноименных гамм:
Мажор III VI VII ступени высокие.
Минор III VI VII ступени низкие.
РОДСТВЕННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ.
Родственные тональности — тональности, имеющие наибольшее число общих звуков. К ним относятся следующие:
1. Параллельная тональность.
2. Доминантовая тональность.
3. Тональность, параллельная к доминанте.
4. Субдоминантовая тональность.
5. Тональность, параллельная к субдоминанте.
Кроме перечисленных тональностей диатонического родства, к числу родственных тональностей относятся также: в мажоре тональность минорной (гармонической) субдоминанты, в миноре тональность мажорной (гармонической) доминанты.
Модуляции в родственные тональности.
Модуляцией называется переход из одной тональности в другую.
Модуляция в гармонии совершается двумя способами -
1)с помощью отклонения, после которого следует каденция в новой тональности (аккорд субдоминантовой функции, кадансовый квартсекстаккорд, доминанта, тоника). Отклонение обычно совершается с помощью аккорда доминантовой функции. (так называемый предкадансовый способ).
2)с помощью общего аккорда между начальной и конечной тональностями, (он обычно бывает в конечной тональности либо трезвучием, либо секстаккордом II, IV или VI ступеней) после которого следует каденция в конечной тональности. (кадансовый квартсекстаккорд, доминанта, тоника - все в конечной тональности). (так называемый кадансовый способ).
Музыкальный синтаксис
Мотив – наименьшая часть мелодии. Мотив может состоять из 3-х – 5 нот – 1 такт. Например-
Фраза - 2 такта. Например- «Австрийский вальс» (8+8)
Предложение – 4 такта Например-
Период – чаще всего состоит из 8 тактов. Это 2 предложения или 1 предложение.
КАДЕНЦИИ.
Каденцией называется заключение музыкальной мысли.
Полная совершенная каденция
Заключительные ступени в мелодии полной совершенной каденции:
VII — I
II —I
V —I
III —I
IV — I
Полная несовершенная каденция
Заключительные ступени в мелодии полной несовершенной каденции:
Остановка на тонической терции:
II — III
IV— III
V— III
Остановка на тонической квинте:
VI —V
IV —V
Половинные каденции
Остановка внутри построения на неустойчивых ступенях: на доминантовой приме — V ступень, на доминантовой терции — VII ступень, на доминантовой квинте — II ступень, на субдоминантовой приме — IV ступень.
ПЕРИОД.
Периодом называется построение, выражающее относительно законченную Музыкальную мысль. Более мелкие построения, на которые разделяется период, называются предложениями и фразами.
Однотональный период заканчивается в той же тональности, в которой начался
Период обычно состоит из 2-х предложений
Первое предложение может заканчиваться полной несовершенной каденцией на тонической квинте или на тонической терции
Первое предложение может заканчиваться половинной каденцией на доминантовой приме,терции или квинте.
Второе предложение обычно заканчивается полной совершенной каденцией на тонической приме.
Модулирующий период заканчивается не в той тональности, в которой начался.
МЕЛИЗМЫ.
Мелизмами называются мелодические фигуры, украшающие отдельные звуки мелодии.
Короткий форшлаг (маленькая зачеркнутая нота перед основной) исполняется перед основной нотой, не меняя ее ритма, не сдвигая ее с места, либо сдвигая на четверть длительности основной ноты. Пример - си(бемоль)-ля.
Долгий форшлаг (маленькая незачеркнутая нота перед основной)- исполняется за счет основной ноты, форшлаг ставится на место основной ноты, эта основная нота сдвигается со своего места и становится за счет форшлага короче. Пример - си(бемоль)-ля.
Мордент (похож на лежащий зигзаг) - исполняется за счет основной ноты. Бывает простой -ля-си(бемоль)-ля, перечеркнутый -ля -соль(диез)-ля и двойной - ля-си(бемоль)-ля-си(бемоль)-ля. Перечеркнутый обозначает движение вниз - ля -соль(диез)-ля, ля -соль(диез)-ля -соль(диез)-ля. Дополнительный диез, бемоль или бекар относятся к вспомогательному звуку.
Группетто (лежащая перевернутая s). Группетто бывает простым-ля-си(бемоль)-ля-соль(диез)-ля, си(бемоль)-ля-соль(диез)-ля и перечеркнутым- ля-соль(диез)-ля -си(бемоль)-ля, соль(диез)-ля -си(бемоль)-ля. Дополнительный диез, бемоль или бекар относятся к первому вспомогательному звуку.
Трель - обозначается tr с волнистой линией. Состоит из мелких длительностей (например,32-х). Пример - ре-ми-ре-ми, ре-ми-ре-ми,ре-ми-ре-ми, ре-ми-ре-ми-ре- последняя группа может содержать не 4, а 5 нот (записывается как квинтоль).
Аччакатура - пример - аккорд соль-си-до-ми, где нота си обрывается сразу после взятия аккорда, а ноты соль-до-ми продолжают звучать.
Шлейфер - пример - мелодия -ми-ре-до, где первая нота (ми) остается звучать во время прохождения нот ре-до.
ОБОЗНАЧЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ОТТЕНКОВ.
Одним из важнейших условий выразительного исполнения музыки являются динамические оттенки или нюансы.
Динамическими оттенками называются изменения громкости звучания при исполнении музыкального произведения.
Таблица основных динамических оттенков
Полное обозначение | Сокращенное обозначение | Произношение | Значение |
piano | р | пьяно | тихо |
mezzo piano | mp | меццо-пьяно | не слишком тихо |
pianissimo | pp | пьяниссимо | очень тихо |
forte | f | форте | громко |
mezzo forte | mf | меццо-форте | не очень громко |
fortissimo | ff | фортиссимо | очень громко |
crescendo | < | крещендо | усиливая |
poco a poco crescendo | поко-а-поко крещендо | постепенно усиливая | |
diminuendo | > | диминуендо | ослабляя |
poco a poco diminuendo | поко-а-поко диминуендо | постепенно ослабляя | |
morendo | морендо | замирая | |
sforzando | sf | сфорцандо | внезапное усиление (отдельного звука - или аккорда) |
ИТАЛЬЯНСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ТЕМПОВ И ХАРАКТЕРА ИСПОЛНЕНИЯ.
Темпом называется скорость исполнения музыки.
Темп связан с характером произведения. Темп всегда указы¬вается в начале произведения. Обозначение темпа часто дается на итальянском языке.
Очень медленные темпы
Largo (ларго)—широко Lento (ленто) — медленно Adagio (адажио) — медленно Grave (граве) —тяжеловесно, важно
Медленные темпы
Larghetto (ларгетто) —несколько скорее, чем Largo Andante (анданте) —не торопясь, спокойно Sostenuto (состенуто) — сдержанно
Умеренные темпы
Moderate (модерато) — умеренно
Andantino (андантино) —несколько скорее, чем Andante.
Allegretto (аллегретто) —несколько медленнее, чем Allegro.
Быстрые темпы
Allegro (аллегро)—скоро Vivo (виво) — живо Vivace (виваче) — живо Presto (престо) — очень скоро
Дополнительные слова к обозначениям темпов
piu mosso (пиу моссо) —более подвижно, meno mosso (мено моссо) —менее подвижно, non troppo (нон троппо) -не слишком, molto (мольто)—очень, assai (ассаи) —весьма, очень, con moto (кон мото) — с подвижностью, accelerando (аччелерандо)—ускоряя, ritenuto (ритенуто) —сдерживая, ritardando (ритардандо)—запаздывая, rallentando (раллентандо)—замедляя
термины характеризующие музыкальную эмоциональность:
* abbandono (аббандоно) – непринуждённость
* abbandonamente (аббандонаменте) - непринуждённо
* accarezzevole (аккарэццеволэ) - ласково
* affettuoso (аффеттуозо) - сердечно
* agitato (ажитато) – возбужденно, взволнованно
* amabile (амабилэ) - приятно
* alla (алля) – в роде, в духе
* alla marcia (алля марчьа) – в духе марша
* alla polacca (алля полякка) – в духе польского
* amoroso (аморозо) - любовно
* animato (анимато) – воодушевленно, оживленно
* appassionato (аппассионато) - страстно
* ardente (ардентэ) – с жаром
* brillante (брилльянтэ) - блестяще
* buffo (буффо) - комически
* burlesco (бурлеско) - комически
* cantabile (кантабиле) - певуче
* capriccioso (каприччиозо) - капризно
* con amore (кон аморе) – с любовью
* con anima (кон анима) – с воодушевлением, с оживлением
* con bravura (кон бравура) - блестяще
* con brio (кон брио) – с жаром
* con calore (кон калоре) – с жаром
* con dolcezza (кон дольчецца) – нежно, мягко
* con dolore (кон долоре) – с грустью
* con espressione (кон эспрессионе) – с выражением
* con forza (кон форца) – с силой
* con fuoco (кон фуоко) – с огнём
* con grazia (кон грация) – с грацией
* con malinconia (кон малинкониа) - меланхолично
* con moto (кон мотто) - подвижно
* con passione (кон пассьёне) – со страстью
* con spirito (кон спирито) – с воодушевлением
* con tenerezza (кон тэнэрецца) – с нежностью
* con vigore (кон вигоре) - мужественно
* deciso (дэчизо) - решительно
* dolce (дольче) - нежно
* dolcissimo (дольчиссимо) – очень нежно
* dolente (долентэ) – грустно, жалобно
* doloroso (долорозо) – грустно, печально
* elegante (элегантэ) – изящно, красиво
* elegaco (эледжъяко) – жалобно, грустно
* energico (энерджико) - энергично
* eroico (эроико) - героически
* espressivo (эспрессиво) - выразительно
* flebile (флебиле) - жалобно
* feroce (фэроче) - дико
* festivo (фэстиво) - празднично
* fiero (фиеро) - дико
* fresco (фрэско) - свежо
* funebre (фунэбре) - похоронно
* furioso (фурьёзо) - бешено
* giocoso (джъёкозо) – шутливо, игриво
* gioioso (джьойозо) радостно, весело
* grandioso (грандиозо) – пышно, великолепно
* grazioso (грациозо) - грациозно
* guerriero (гуэрьэро) - воинственно
* imperioso (империозо) - повелительно
* impetuoso (импетуозо) – стремительно, бурно
* innocente (инночентэ) – невинно, просто
* lagrimoso (лагримозо) - плачевно
* languido (лангуидо) – с изнеможением, бессильно
* lamentabile (ламентабиле) - жалобно
* leggiero (деджьэро) - легко
* leggierissimo (леджьериссимо) очень легко
* lugubre (люгубре) - мрачно
* lusingando (люзингандо) - льстиво
* maestoso (маэстозо) – торжественно, величаво
* malinconico (малинконико) - меланхолично
* marcato (маркато) - подчёркивая
* marciale (марчиале) - маршеобразно
* marziale (марцьяле) воинственно
* mesto (мэсто) - печально
* misterioso (мистериозо) - таинственно
* parlando (парляндо) - речитативно
* pastorale (пасторале) - пастушески
* patetico (патетико) - страстно
* pesante (пезанте) – грузно, тяжеловесно
* piangendo (пьянджендо) – плачевно
* pomposo (помпозо) – великолепно, с блеском
* quieto (киэто) - спокойно
* recitando (речитандо) - рассказывая
* religioso (релиджьозо) - благоговейно
* rigoroso (ригорозо) – строго, точно
* risoluto (ризолюто) - решительно
* rustico (рустико) – в деревенском стиле
* scherzando (скерцандо) - шутливо
* scherzoso (скерцозо) - шутливо
* semplice (сэмпличе) - просто
* sensibile (сэнсибиле) - чувствительно
* serioso (серьозо) - серьезно
* soave (соаве) - приветливо
* soavemente (соавементе) - приветливо
* sonore (соноре) - звучно
* spianato (спьянато) – с простотой
* spirituoso (спиритуозо) - одухотворённо
* strepitoso (стрепитозо) – шумно, бурно
* teneramente (тэнераменте) - нежно
* tranquillo (транкуильлё) - спокойно
* vigoroso (вигорозо) – сильно, бодро
Некоторые термины часто встречающиеся в нотной литературе:
* a capella (а капэлла) – хором, без инструментального сопроводждения
* a due (или a 2) (а дуэ) – вдвоем исполнять одну и ту же партию
* ad libitum (ад либитум) – по желанию: указание, позволяющее исполнителю свободно варьировать темп или фразировку, а также пропустить или сыграть часть пассажа (или другого фрагмента нотного текста); сокращенно ad. lib.
* arco (арко) – буквально «смычок»: указание coll arco для исполнителей на струнных инструментах – играть смычком, а не пиццикато
* attacca (аттакка) – переход к следующей части без перерыва
* a tempo (а темпо) – возвращение к первоначальному темпу после его изменения.
* basso continuo (бассо континуо) (также генерал-бас, цифрованный бас) – «непрерывный, общий бас»: традиция музыки эпохи барокко, в соответствии с которой нижний голос в ансамбле исполнялся мелодическим инструментом соответствующего диапазона (виола да гамба, виолончель, фагот), в то время как другой инструмент (клавишный или лютневый) дублировал эту линию вместе с аккордами, которые обозначались в нотах условной цифровой записью, подразумевавшей элемент импровизации
* basso ostinato (бассо остинато) – буквально «постоянный бас»: краткая музыкальная фраза в басу, повторяемая в течение всей композиции или какого-либо ее раздела, при свободном варьировании верхних голосов; в старинной музыке этот прием особенно типичен для чаконы и пассакальи.
* ben (бэн) - хорошо
* blue note (англ.) – в джазе исполнение третьей или седьмой ступени в мажоре с легким понижением (термин связан с жанром блюза)
* coda (кода) заключение
* col (коль) - с
* come (комэ) -как
* con (кон) - с
* da capo (да капо) – «с начала»; указание, предписывающее повторить с начала фрагмент или целую часть произведения; сокращенно D.C.
* dal segno (даль сеньо) – «начиная от знака»; указание, предписывающее повторить фрагмент от знака; сокращенно D.S.
* diminuendo (диминуэндо) – динамическое указание, аналогичное decrescendo
* divisi (дивизии) – разделение (однородным инструментам или голосам исполнять разные партии)
* e, ed (э, эд) - и
* fine (фине) – конец (традиционное обозначение в партитуре)
* forte (форте) – обозначение выразительности: громко; сокращенно
* ma (ма) - но
* mezza voce (мецца воче) – вполголоса
* mezzo forte (меццо фортэ) – не очень громко
* molto (мольто) – очень; обозначение темпа: molto adagio – обозначение темпа: очень медленно
* non (нон) - не
* non troppo (нон троппо) – не слишком; allegro ma non troppo – обозначение темпа: не слишком быстро
* obligato (облигато) – 1) в музыке 17 и 18 вв. термин относится к тем партиям инструментов в произведении, которые не могут быть опущены и должны исполняться обязательно; 2) полностью выписанное сопровождение в музыкальном произведении для голоса или солирующего инструмента и клавира
* opus (опус) (лат. opus, «произведение»; сокращенно – ор.): обозначение употребляется композиторами начиная с эпохи барокко и относится обычно к порядковому номеру данного сочинения в списке (чаще всего хронологическом) произведений данного автора
* ostinato (остинато) – многократное повторение мелодической или ритмической фигуры, гармонического оборота, отдельного звука (особенно часто – в басовых голосах)
* poi (пои) - потом
* perpetuum mobile (перпетуум мобиле) (лат. «вечное движение»): пьеса, построенная на непрерывном быстром ритмическом движении от начала и до конца
* pianissimo (пианиссимо) – очень тихо; сокращенно: pp
* piano (пиано) – тихо; сокращенно: p
* piu (пиу) – больше; piu allegro – обозначение темпа: быстрее
* pizzicato (пиццикато) – щипком: способ игры на струнных инструментах защипыванием струн пальцами
* portamento (портаменто) – скользящий переход от одного звука к другому, используемый в пении и игре на струнных
* portato (портато) – способ звукоизвлечения, между legato и staccato
* quasi (куази) – как бы
* rallentando (раллентандо) – обозначение темпа: постепенно замедляя
* recitative (cокращенно recit.) (речитативо) - речитативно
* ripieno (рипиено) – в инструментальной музыке эпохи барокко обозначение игры всего оркестра; то же, что tutti
* ritardando (ритардандо) – обозначение темпа: постепенно замедляя
* ritenuto (ритенуто) – обозначение темпа: постепенно снижая темп, но на более коротком отрезке, чем ritardando
* rubato (рубато) – гибкая трактовка темпо-ритмической стороны произведения, отклонения от равномерного темпа с целью достижения большей выразительности
* scherzando (скэрцандо) – игриво
* segue (сегуэ) – одинаково с предыдущим
* senza (сэнца) - без
* simile (симиле) - одинаково с предыдущим
* solo (соло) - один
* soli (соли) – множественное число от соло, т.е. больше чем один солист
* sostenuto (состэнуто) – обозначение выразительности: сдержанно; иногда обозначение может относиться и к темпу
* sotto voce (сотто вочэ) – обозначение выразительности: «вполголоса», приглушенно
* staccato (стаккато) – отрывисто: манера звукоизвлечения, при которой каждый звук как бы отделяется паузой от другого; противоположный способ звукоизвлечения – legato (легато), связно. Staccato обозначается точкой над нотой
* stile rappresentativo (стиле раппрэзентативо) – оперный стиль начала 17 в., основной принцип которого состоит в том, что музыкальное начало должно быть подчинено выражению драматических идей или отражать содержание текста
* sforzando (сфорцандо) – внезапный акцент на звуке или аккорде; сокращенно sf
* segue (сэгуэ) – продолжать, как раньше: указание, которое, во-первых, заменяет указание attacca (т.е. предписывает исполнять следующую часть без перерыва), а во-вторых, предписывает продолжать исполнение в той же манере, что и раньше (в этом случае чаще употребляется обозначение sempre)
* semibreve (сэмибреве) – целая нота
* tace (таче) - молчи
* tacet (тачет) - молчит
* tutti (тутти) – все (например весь оркестр)
* tenuto (тэнуто) – выдержанно: обозначение предписывает выдерживать полную длительность ноты; иногда имеется в виду легкое превышение длительности
* unisono (унисоно) – в унисон
* voce (воче) - голос
* voci (вочи) - голоса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сольфеджио. Развитие ладового чувства. Наглядность для работы над гаммой на уроке сольфеджио.
Мажорные тональности до двух знаков при ключе, буквенное обозначение. Устойчивые, неустойчивые. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, опевание устойчивых ступеней неустойчивыми, ступеневые до...
План-конспект урока по сольфеджио с учащимися 2 класса ОНИ Тема: Связь сольфеджио с окружающим миром. Преподаватель Путилина Наталья Юрьевна
План-конспект урока по сольфеджио с учащимися 2 класса ОНИ Тема: Связь сольфеджио с окружающим миром. Преподаватель Путилина Наталья Юрьевна...
"Правила по сольфеджио в картинках и стихах", 1 класс
https://cloud.mail.ru/public/4H3V/2zpMGZz3uЗнакомство с одной из форм работы на уроках сольфеджио теорией музыки, приобщение ребенка к сокровищнице мировой культуры – одна из главных задач пособ...
Правила по сольфеджио 1 класс
Краткий справочник по сольфеджио, примерные проверочные задания....
Правила по сольфеджио 2 класс
Краткий справочник по сольфеджио 2 класс...
Правила по сольфеджио 3 класс
краткий справочник по сольфеджио 3 кл....
Правила по сольфеджио 4 класс
краткий справочник по сольфеджио для 4 класса ДШИ...