"Правила по сольфеджио в картинках и стихах", 1 класс
методическая разработка по музыке

Бадина Мария Борисовна

https://cloud.mail.ru/public/4H3V/2zpMGZz3u

Знакомство с одной из форм работы на уроках сольфеджио теорией музыки, приобщение ребенка к сокровищнице мировой культуры – одна из главных задач пособия. Как сделать теоретический материал интересным, увлекательным, побуждающим к личному творчеству? Автор предлагает свои варианты методики преподавания теоретического музыкального материала с использованием современного инструментария.

Пособие может быть рекомендовано преподавателям ДШИ, ДМШ, учителям общеобразовательных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл badina_m.b_rabota.docx31.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие

«Правила по сольфеджио в картинках и стихах»

Бадина Мария Борисовна

преподаватель музыкально-

теоретических

дисциплин ВКК

Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования

 «Детская школа искусств»  

Усть-Кутского муниципального образования

Утверждено на заседании педагогического совета

Протокол № 3 от «30» декабря 2016 г.

Автор:

Бадина Мария Борисовна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МБУДО ДШИ УКМО

Рецензент: О.В. Егорова, преподаватель ГБПОУ ИО «Братское музыкальное училище»

        Знакомство с одной из форм работы на уроках сольфеджио теорией музыки, приобщение ребенка к сокровищнице мировой культуры – одна из главных задач пособия. Как сделать теоретический материал интересным, увлекательным, побуждающим к личному творчеству? Автор предлагает свои варианты методики преподавания теоретического музыкального материала с использованием современного инструментария.

Пособие может быть рекомендовано преподавателям ДШИ, ДМШ, учителям общеобразовательных школ.

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………..2
  2. Методика работы с учебно-методическим пособием…………………….7
  3. Заключение………………………………………………………………......9
  4. Список использованных источников…………………………………..…10
  5. Приложение………………………………………………………………...11

Пояснительная записка

        В условиях современной системы музыкального образования достаточно разработанной является область методики преподавания сольфеджио в детских музыкальных школах. Задачи, поставленные перед учебной дисциплиной, включают в себя многогранное изучение стилей, интонаций, ритмов. Нельзя не признать, что в настоящий момент многие практики и методики устарели и не решают современных  актуальных педагогических задач. Об этом свидетельствуют традиционные учебные пособия по теории музыки, которые не влияют на развитие и раскрытие творческого потенциала учащегося.

        Теоретические сведения – одна из главных и неотъемлемых  форм работы из семи существующих на уроках сольфеджио. Особенно теоретические сведения важны на первоначальном этапе обучения, т.е. с первого класса изучения дисциплины.

        Актуальность учебно-методического пособия «Правила по сольфеджио в картинках и стихах» (приложение 1).

Набор в первый класс в ДШИ подразумевает прием детей от 6,6 и до 8 лет, поэтому группы формируются разновозрастные. Кто-то уже посещает общеобразовательную школу и умеет писать, а кто-то еще этому не научился. Перед педагогом встает задача, как же донести правила по теории до учащихся, чтобы ребенок мог усвоить их. Добиться интереса учащихся к занятиям можно лишь в том случае, если уроки будут яркими, содержательными, наполненными образными сравнениями, примерами. Сделать их такими поможет предлагаемое пособие, в котором представлены правила по теории сольфеджио в виде стихов, сказок, игр. Различные творческие задания в конце каждого правила помогут закрепить пройденный материал. Педагогам это пособие позволит сэкономить драгоценное время на уроке, у них отпадет надобность делать подробные записи правил в тетради. Родителям будет легче помочь детям в освоении нового предмета.

Пособие является инновационным как для преподавателей, так и для школы в целом, т.к. в ДШИ до настоящего времени подобные пособия преподавателями не составлялись и в таком формате учебный материал учащимся не преподносился. Необычный принцип подачи материала опирается именно на активную практику детского познания – стремление действовать , создавать, конструировать, творить, сочинять и др.

Учебно-методическое пособие «Правила по сольфеджио в картинках и стихах» имеет положительную рецензию преподавателя ГБПОУ ИО «Братское музыкальное училище» Егоровой О.В. с рекомендацией к практическому использованию в качестве дополнения к учебным пособиям по сольфеджио.

Материал «Правил по сольфеджио в картинках и стихах» изложен с учетом возрастных особенностей учащихся 1 класса и в строгой последовательности согласно программным требованиям дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства «Фортепиано», «Хоровое пение», «Народные инструменты», предметная область «Теория и история музыки», учебный предмет «Сольфеджио».

Цель учебно-методического пособия: формирование у учащихся комплекса знаний, умений, навыков в области теории музыки, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Задачи:

  1. Обучающие:

-приобретение знаний по музыкальной грамоте;

-понимание значения основных элементов музыкального языка;

-обучение первоначальным навыкам анализа средств музыкальной выразительности.

2.Развивающие:

              -развивать музыкальное мышление и память;

              - развивать навык анализа и обобщения музыкального текста, владения музыкальной терминологией;

              -развивать творческие способности обучающихся.

3. Воспитательные:

- воспитание навыков самостоятельной работы в домашних условиях;

-воспитание у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности, как способа самовыражения личности.

        В данном учебно-методическом пособии применены следующие современные педагогические технологии:

-технология активных методов обучения;

-технология развивающего обучения.

Принципами обучения в пособии являются:

              -связь теории с практикой (каждое правило закрепляется на практике);

             -систематичность и последовательность (содержание учебного материала разделено на логически завершенные части, которые последовательно реализуются; в конце раздела обязательно проводится обобщение и систематизация знаний);

             -доступность изложения (материал подобран в соответствии с возрастными особенностями учащихся; применяемые методы обучения связаны с условиями протекания процесса обучения; широко используется аналогия, сравнение, сопоставление).

Методы обучения: проблемно-поисковый метод, метод игровой мотивации, наглядный метод.

        Одним из необходимых условий эффективного усвоения знаний и приобретения навыков является познавательная активность учащихся. Для активизации внимания в пособии использованы наглядность в виде картинок, а также изложение правил в стихотворной форме и в виде сказок. Кроме того, содержится очень большое количество заданий, где учащиеся могут самостоятельно выполнить определенные виды действий, что приведет их к усвоению новых знаний.

        Игровые формы (ролевые, дидактические, имитационные, организационно-деятельностные) на уроке сольфеджио в сочетании с другими приемами и формами обучения повышают эффективность преподавания.

        Применение проблемно-поискового подхода (познавательные и практические задания, постановка проблемных вопросов, создание ситуаций) позволяет учащимся осваивать те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе по учебному предмету «Сольфеджио».

        Для воплощения авторского замысла были применены организационно- педагогические условия, при которых содержание, формы, методы изложения материала направлены на всестороннее развитие учащихся; психолого-педагогические условия, направленные на творческое сотрудничество педагога и учащихся, при которых содержание, приемы и организационные формы направлены на освоение теории предмета «Сольфеджио».

При изучении учебного материала используются следующие средства обучения:

-дидактический материал: карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка», изображающая строение мажорной и минорной гамм, карточки с названиями интервалов и др.;

-ТСО: доска, фортепиано, телевизор, ноутбук с подключением к сети Интернет;

-материалы (нотная тетрадь, карандаш, ручка, ластик);

-мультимедийные презентации, содержащие проверочные задания по темам.

Ожидаемые результаты

В результате обучения с опорой на данное пособие у учащихся должны сформироваться навыки:

-владения знаниями теории музыки согласно программе 1 класса;

-самостоятельной работы в домашних условиях;

-анализа средств музыкальной выразительности.

Пособие «Правила по сольфеджио в картинках и стихах» учитывает психолого-физиологические особенности восприятия информации младших школьников. Так, в издании присутствует композиционное единство:

-пособие представляет собой единую структуру с содержательной стороной текста;

-единый шрифт пособия;

-расположение текста на страницах;

-выделение в тексте терминов и понятий, ключевых слов, заголовков и подзаголовков;

-яркое красочное оформление страниц, использование иллюстраций.

Учебно-методическое пособие будет интересно преподавателям ДШИ, ДМШ, учителям общеобразовательных школ и учащимся, а также их родителям.

Методика работы с учебно-методическим пособием

Отличительной чертой предлагаемого пособия является системное изложение активных методов обучения на уроках сольфеджио. Кроме того, пособие содержит иллюстративный материал по каждой теме[5], с помощью которого можно сделать увлекательным и интересным не только сам процесс обучения, но и формы контроля получаемых учащимися теоретических знаний. Известно, что в силу особенностей возрастной психологии абстрактное мышление у учащихся этого возраста, как правило, развито слабо, и лучше они усваивают теоретические знания в дидактической форме, учебный процесс становится для них психологически комфортным.

С самых первых уроков происходит знакомство со звуками. В пособии подробно дается определение шумовых и музыкальных звуков [7]. Далее представлено задание на различение шумовых и музыкальных звуков по картинкам. При изучении нот учащимся предлагается запись их на  линейках, между, под первой и добавочной линейками, а также правописание скрипичного и басового ключа. Знакомство с клавиатурой в стихах помогает учащимся быстрее запомнить названия нот и их расположение. Для активизации внимания в пособии использованы наглядность в виде картинок, а также изложение правил в стихотворной форме и в виде сказок[8]. Например, при изучении темы «Гамма. Звукоряд. Ступени» в стихотворной форме дается понятие тоники, гаммы, устойчивых и неустойчивых ступеней. Сказка о длительностях помогает прочувствовать через шаг и запомнить счет каждой длительности. Также по этой теме учащимся предложена игра на соотнесение разницы между короткими и длинными звуками. Картинки животных по теме «Интервалы» помогают наглядно представить звучание каждого интервала. Такой метод позволяет подкрепить в дальнейшем слуховые ощущения детей образно-эмоциональным рядом: дети будут слышать не абстрактным интервал, а ассоциативно соотнесенный с ним определенный «персонаж» с присущим ему «характером» (например: у «носорога» - б7 – острый рог, поэтому он звучит резко; «жираф» - ч8- самый высокий и т.д.). Работа над ритмом и метром является одной из самых трудных в практическом освоении всех музыкальных дисциплин. По этой теме представлены различные ритмические задания, выполняющие обучающую функцию: учащимся предлагается прочитать слова с названием животных и определить в них долгие и короткие звуки, либо прохлопать, расставить длительности или тактовые черты, а также найти затакт, что является непростым для них заданием [2,3]. На начальном этапе знакомства с двумя ладами очень важно представить их в виде двух разнохарактерных братьев, в которых «Мажор-веселый брат», а «Минор-грустный».  Таким образом, ладовый слух учащихся в дальнейшем начнет воспринимать ладовое наклонение как самостоятельную музыкальную категорию.

Заключение

        В пособии представлено очень большое количество заданий, где учащиеся могут самостоятельно выполнять определенные виды действий, что приведет их к усвоению новых знаний и развитию творческих способностей. Кроме того, все методические принципы, изложенные в данном пособии, направлены на совершенствование обратной связи при групповом изучении материала, на углубление самого процесса познания, на привитие навыков в самостоятельном добывании знаний, дающих учащимся наибольшее удовлетворение. На уроке с одной стороны в занимательной форме организуется мыслительный процесс, с другой – учащимся предоставляется выбор средств, усиливающий процесс восприятия материала.

Список использованных источников:

  1. Геталова О. Секреты Дилидона. - СПб.:. Композитор, 2000.
  2. Золина Е.М. Домашние задания по сольфеджио. 1 класс. – Кострома: «Кострома»,  2011.
  3.  Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь 1 класс. - М., 2007.
  4. Королева, Е.А. Длительности нот (дошкольное образование) [Элетронный ресурс] / Е.А. Королева – Режим доступа: https://portal-slovo.ru/pre_school_education/36764.php -  свободный. Дата обращения: 11.11.2016
  5. Страшко, А. Лад. Основы теории музыки [Элетронный ресурс]/ А.Страшко – Режим доступа: http://www.studio.starport.ru/main/statyi/mt_9.php - свободный. Дата обращения: 11.11.2016
  6. Федотова Н. Учимся, играя – Иркутск, 2001.
  7. Федотова, Н.Ф. Звуки шумовые и музыкальные, высокие и низкие. [Элетронный ресурс]/ Н.Ф. Федотова // Авторская программа «Раннее эстетическое развитие детей дошкольного возраста» - Режим доступа: https://refdb.ru/look/2937812-p2.html - свободный. Дата обращения: 11.11.2016
  8. Халилова, З.Ф. Сказка «Мажор и минор» [Элетронный ресурс] / З.Ф. Халилова – Режим доступа: https://infourok.ru/skazka-mazhor-i-minor-3204705.html - свободный. Дата обращения: 11.11.2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие по правам ребенка для малышей "О твоих правах в картинках и стихах"

Это пособие поможет учителям начальной школы рассказать о правах ребенка в яркой, оригинальной форме. Материал может быть полезен соц. педагогам, библиотекарям, рабртникам детского сада....

Весёлая гимнастика (в картинках и стихах)

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть п...

Правила по Сольфеджио

В работе кратко изложены правила по разделу Теория музыки, необходимые ученикам ДМШ в курсе изучения Сольфеджио....

Правила по сольфеджио 1 класс

Краткий  справочник по сольфеджио, примерные проверочные задания....

Правила по сольфеджио 2 класс

Краткий справочник по сольфеджио 2 класс...

Правила по сольфеджио 3 класс

краткий справочник по сольфеджио 3 кл....

Правила по сольфеджио 4 класс

краткий справочник по сольфеджио для 4 класса ДШИ...