«Работа гитариста-концертмейстера в классе ансамбля на разных этапах обучения»
методическая разработка по музыке по теме

Канаматов Руслан Мухадинович

Методический доклад на тему «Работа гитариста-концертмейстера в классе ансамбля на разных этапах обучения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontsertmeyster_gitary.docx23.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей  Детская школа искусств №3 г. Мытищи

МЕТОДИЧЕСКИЙ  ДОКЛАД

на  тему:

 

«Работа гитариста-концертмейстера в классе ансамбля

на разных этапах обучения»

                                                                                     преподаватель по классу  

                                                                                     гитары Канаматова Р.М.

18.11.2013г.

       Концертмейстер в Детской школе искусств – кто он: помощник преподавателя, аккомпаниатор, ансамблист или кто-то еще? В чем особенности деятельности этого специалиста и суть многообразия видов деятельности в процессе работы?

Вопросов много. Попробуем ответить на некоторые из них.

Обратившись к музыкальным энциклопедиям, читаем:

“Концертмейстер (нем.Konzertmeister, англ.leader, франц.violon solo):

  1. Первый скрипач оркестра; иногда заменяет дирижера. В обязанности концертмейстера входит проверка правильности настройки всех инструментов оркестра. В струнных ансамблях концертмейстер является обычно художественным и музыкальным руководителем.
  2. Музыкант, возглавляющий каждую группу струнных инструментов оперного или симфонического оркестра.
  3. Пианист, помогающий исполнителям (певцам, инструменталистам, артистам балета) разучивать партии и аккомпанирующий им в концертах. В средних и высших музыкальных учебных заведениях есть концертмейстерские классы, в которых студенты обучаются искусству аккомпанемента и после сдачи экзамена получают квалификацию концертмейстера.”

Общеизвестный факт что баянисты и аккордеонисты кроме преподавательской деятельности, работают и концертмейстерами, хотя в энциклопедиях ничего об этом не сказано. И гитаристы тоже получают специализацию концертмейстера в средних и высших учебных заведениях. Так почему гитаристы практически не работают в музыкальных школах концертмейстерами? Почему не воспринимается роль концертмейстера (преподавателя-гитариста) в игре с учеником или учениками, а только считается, что гитара с гитарой может быть только ансамбль?! Эти вопросы я хочу решить в своём методическом докладе.

         Концертмейстеры в Детских школах искусств работают в оркестровых классах и классах народных инструментов, в хоровых классах и классах хореографии, сольного пения, дирижирования, театрального искусства. Они исполняют аккомпанирующую партию в произведениях, написанных с сопровождением фортепиано, или выполняют роль аккомпанирующего инструмента, часто заменяющего оркестр.

         Концертмейстеры активно участвуют в учебной, воспитательной и музыкально-просветительской работе, а в отсутствие преподавателя самостоятельно проводят занятия и репетиции.

         Обычно аккомпаниатор является и концертмейстером в строгом понимании этого слова – он не только исполняет произведение со своими партнерами на концертной площадке, но и работает с ними на предварительных репетициях, разрабатывая вместе  с солистами художественную  концепцию интерпретации, вникая во все мелочи  «технологии» ансамблевого исполнения. Помимо высоких профессиональных качеств исполнителя, концертмейстер должен воспитать и развить у себя ряд специфических способностей, необходимых для успешной ансамблевой деятельности. Умение играть в ансамбле – очень важная сторона профессионального мастерства любого музыканта – исполнителя.

        Исполнительская квалификация “концертмейстер” присваивается наряду с педагогической, но именно первая, становясь основной благодаря сочетанию исполнительской и педагогической подготовки в обучении, способствует более разностороннему развитию, обогащает профессиональные становления личности музыканта.

        Работа концертмейстера требует постоянных занятий за инструментом, изучения и освоения концертного и учебного репертуара. Такая работа расширяет творческий кругозор музыканта, формирует и совершенствует его артистизм, позволяет быть активным пропагандистом музыки.

        Искусству аккомпанемента посвящено не так много книг и отдельных статей. Еще меньше литературы по методике преподавания этого учебного предмета (Н.Крючков, Е.Шендерович, М.Смирнов и некоторые другие).

       Авторы статей отмечают, что аккомпанементу принадлежит не подсобная роль, не чисто служебная функция гармонической и ритмической поддержки партнера, а концертмейстер в процессе исполнения становится равноправным членом единого целостного музыкального организма.

Я считаю одним из ведущих сборников в помощь педагогу работающего на начальном  этапе обучения игре на гитаре, является 1 часть Веры Донских «Я рисую музыку». Где преподаватель выступает в роли концертмейстера, помогая тем самым выступать учащимся не только на классных занятиях, но и на зачётах, концертах и конкурсах.

Произведения сборника Веры Донских «Я рисую музыку» рассчитаны не только на исполнение на инструменте, но и пение песен, что является неисполнимым помощником в развитии чувства ритма и интонационных навыков.

      Одной их таких важных особенностей является умение и готовность быть “вторым”. Отсутствие этого качества становится особенно заметным во время публичных выступлений, так как пытаясь выделиться можно заглушить, “забить” солиста, нарушить ансамбль и не иметь возможности этот ансамбль ощущать. Все должно подчиняться замыслу композитора, солиста или руководителя коллектива, важно чувствовать меру, осторожно сохраняя звуковой баланс.

Другое, не менее важное требование – точнейшее следование тексту. Динамика и агогика, как и сам текст, должны быть соблюдены самым точнейшим образом.

        Концертмейстеру часто приходится упрощать фактуру, добиваясь более рационального способа изложения. При работе в классе концертмейстер может произвольно изменить и облегчить трудные места, чтобы не останавливать движение музыки.

        Необходимым и серьезным качеством в работе концертмейстера является также развитое умение чтения с листа и транспонирование. Конечно, в концертах или на экзамене чтение партии с листа или транспонирование почти не встречается, но в рабочем процессе в классе эти качества крайне необходимы.

         Многие качества, присущие концертмейстеру приближают его к дирижеру, что вызывает в свою очередь обладание такими чертами, как дирижерская воля, ритмическая и темповая устойчивость, умение “цементировать” ансамбль и всю форму исполняемого произведения в целом.

        Отметим, что достижения всех поставленных перед концертмейстером задач возможно лишь при полном взаимодействии с педагогом, при абсолютном профессиональном доверии. Концертмейстер в классе – это помощник, аранжировщик, репетитор, правая рука и единое целое с преподавателем класса, целенаправленно выполняющий свои профессиональные задачи.

В рамках разговора об общих особенностях работы концертмейстера отметим, что любая другая музыкальная деятельность едва ли может сравниться с концертмейстерским искусством по своей многофункциональности и универсальности.

Ко всему сказанному, концертмейстер должен быть очень эрудированным музыкантом, в поле деятельности которого находится огромный и разнообразный репертуар.

Таким образом, творческая деятельность концертмейстера включает и исполнительскую, и педагогическую, и организационную, где музыка выступает в качестве реального самостоятельного художественного процесса.

       “Чтобы понимать музыкальную речь во всей ее содержательности,– писал К.Г.Мострас, – нужно иметь достаточный запас знаний, выходящих за пределы самой музыки, достаточный жизненный и культурный опыт, надо быть человеком большого ума и большого чувства”. Это высказывание очень точно передает образ пианиста-концертмейстера. Несмотря на то, что к данному виду деятельности часто относятся свысока, а сами концертмейстеры всегда остаются “в тени”,– их искусство требует высокого музыкального мастерства и бескорыстной любви к своей профессии.

“Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога”, – утверждает К.Виноградов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Донских В. Я рисую музыку. – Композитор – С-П., 2004
  2. Фетисов Г. А. «Гитара в ансамбле». Часть I, II. Учебно-методическое пособие. –  М., 1997-2002
  3. Виноградов К.М. О работе оперного концертмейстера // О работе концертмейстера: сб. статей / ред. М.Смирнов М. 1974.
  4. Аккомпанемент вокальных и инструментальных произведений в классе фортепиано. Примерная программа для ДШИ, сост.Е.Пономарева, М., 2006.
  5. Музыкальная энциклопедия Т.2.
  6. Мострас К.Г.Конспект лекций по курсу методики обучения игре на скрипке.1949, Научная музыкальная библиотека им.С.И.Танеева.
  7. Сергей Никитин: «Джеральд Мур был крупнейшим аккомпаниатором ХХ века. Элизабет Шуман, Елена Герхардт, Эмануил Фойерман, Пабло Казальс, Иегуди Менухин, Дитрих Фишер-Дискау, Ханс Хоттер, Герман Прей, Элизабет Шварцкопф, Криста Людвиг, Виктория де Лос Анхелес – этот список выдающихся певцов и звезд вокального искусства можно продолжать бесконечно. Пожалуй, не было великого музыканта, который бы не успел с ним хотя бы немного поработать. Джеральд Мур сделал из аккомпанемента равноправный и полноценный ансамбль с исполнителем…»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения чтению на разных этапах обучения

В работе рассмотрены основные виды чтения, их особенности, приведены упражнения для развития навыков разных типов чтения на разных этапах обучения, приведены основные требования при овладении различны...

Особенности обучения чтению на разных этапах обучения

В работе рассматриваются основные виды чтения, упражнения для развития разных типов чтения на всех этапах обучения....

Доклад на тему"Последовательность работы над аудированием на разных этапах обучения"

Последовательность работы над аудированием на разных этапах обучения...

Обучение учащихся на разных этапах обучения аргументированному высказыванию

Данная статья посвящена основным приёмам аргументирования и упражнениям по овладению этими приёмами, что способствует развитию умения говорить логично и убедительно.  Аргументированно высказывать...

Из опыта работы. Подготовка к итоговой аттестации на разных этапах обучения.

Статья является обощением работы по подготовке к экзаменам в форме ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе,  итоговому сочинению....

Обучение чтению на разных этапах обучения иностранному языку

Чтение на изучаемом языке становится важным и неотъемлемым аспектом процесса обучения иностранным языкам; при этом само понятие “чтение” требует нового осмысления, а его реализация как сод...