Развитие музыкально-ритмических движений у детей среднего дошкольного возраста
проект (музыка) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.razvitie_muzykalno-ritmichemkikh_dvizheniy.srednyaya_gruppa_.docx | 172.62 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Чувашский Республиканский Институт Образования»
Кафедра дошкольного образования
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
«Развитие музыкально-ритмических движений у детей среднего дошкольного возраста»
Выполнила:
Татьяна Владимировна Бульбарова
слушатель КПК
музыкальных руководителей ДОУ ЧР
(10.10.2011-21.10.2011)
По программе
«Совершенствование музыкального
воспитания в детском саду»
Научный руководитель:
Елена Ивановна Николаева
старший преподаватель
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Реализация проекта.
1.1. Анализ внешней и внутренней среды
1.2. Цели и задачи проекта
1.3. Принципы интеграции и инновационности
1.4. Этапы реализации проекта
Глава 2. Диагностика
2.1. Диагностика степени заинтересованности музыкально-ритмической деятельностью
2.2. Диагностика эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса дошкольников к восприятию музыки (по методике О. Радыновой)
2.3. Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка (по методике А. Бурениной)
Глава 3. Содержание проекта
3.1. Виды деятельности по развитию музыкально-ритмических движений
3.2. Методы и приемы
3.3. Особенности методики обучения детей музыкально-ритмическим движениям
3.4. Основные направления деятельности по развитию музыкально-ритмических движений
3.5. Усложнение задач музыкального развития детей
3.6. Репертуар
3.7. Работа с родителями
3.8. Работа с педагогами
Заключение
Литература
Приложение 1. Методика выявления уровня развития чувства ритма у детей.
Приложение 2. Перспективное планирование по развитию ритмопластических навыков у детей среднего возраста
Приложение 3. Перспективный план работы с родителями
Приложение 4. Тематическое занятие для детей средней группы «На лесной опушке».
Введение
«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,
что есть в жизни – это свободное движение под музыку.
И научиться этому можно у ребенка и вместе с ним»
А.И.Буренина
Музыка - самое эмоциональное искусство (Д.Б.Кабалевский). Ее воздействие на формирование личности огромно. «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы не полна, глуха, бедна…Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся». Эти слова крупнейшего композитора современности Д. Шостаковича как нельзя более полно отражают основной взгляд на музыкальное воспитание и развитие ребенка. Можно не редко услышать такую фразу: «Мой ребенок пошел в отца, у него нет совсем музыкального слуха». Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери. Однако все в действительности несколько иначе. Педагоги - музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности, т. е. физиологические способности организма, например, органа слуха или голосового аппарата имеются у каждого. Именно он составляет основу развития музыкальных способностей. И поэтому считается доказанным, что если для музыкального развития созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.
Природа дала человеку все, для того чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев, завыванием ветра, люди учились различать интонацию, высоту звука, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность - природой данное человеку свойство. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о том, что начинать музыкальное развитие ребенка нужно как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка будет невосполнимо.
Что же такое музыкальность? Это комплекс способностей, позволяющих человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании, пении, движении.
Музыкально-ритмические движения - Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.
Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак - Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей, a также пластичности и выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания - в ее гуманном характере. Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях, вместе c тем считал, что музыка является первоосновой. Синтез музыки и движений конкретизирует игровой образ. C одной стороны, музыкальный образ способствует более точному и эмоциональному исполнению движений, c другой – движения поясняют музыку, основные средства выразительности. Такие сложные явления, как метроритм, регистр, музыкальная форма, которые трудно объяснить детям словами, дошкольники воспринимают не только ухом, но и всем телом, это увеличивает музыкальное переживание, делает его более осознанным.
Занятия движениями имеют неоценимое значение, а особенно для соматически ослабленных детей, детей с неустойчивой нервной системой, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. Поэтому так важно приобщать к движению под музыку неловких, заторможенных в двигательном отношении детей, которым необходимо помочь обрести чувства уверенности в свои силы или, наоборот, расторможенных и гиперактивных детей, чтобы научить их контролировать свои эмоции и чувства. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика, координация движений, развивается произвольность движений, невербальные коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки и движений.
Научными исследованиями доказано, что любой звук вызывает y человека сокращения мускулатуры. Весь организм отвечает на действие музыки. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Профессор-музыковед Л. Медушевский писал: «Бесконечно богатая информация, заключённая в музыке, считывается не рассудком, a динамическим состоянием тела - соинтонированием, пантомимическим движением». Известно, что движение оказывает влияние на характер восприятия образов музыки.
Б. М. Теплов также доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев
и т.д.).
Также исследованием проблемы музыкально-ритмического воспитания занимались известные отечественные и зарубежные пед агоги и психологи. Среди них: Д. Б. Кабалевский, Б. М.Теплов, Е.А. Флерина, М. А. Румер, Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Двоскина, А. В. Кенеман, С. Д. Руднева, Н.А. Ветлугина, О. П. Радынова, А. И. Бурёнина и многие другие.
Таким образом, восприятие музыки - активный слухо-двигательный процесс. Через движение ребёнок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, чувствует смену её настроения, закрепляет знания o средствах музыкальной выразительности, понимает и ощущает её, развивает эмоции, интересы, вкусы, т.е. приобщается к музыкальной культуре, обогащается его духовный мир.
Актуальность. В наше непростое и жестокое время очень важно воспитать маленького человека, способного сопереживать, сочувствовать другим людям, животным, прививать ему чувство такта, воспитать культурного, полноценного члена общества. Поэтому в новых программах по музыкальному воспитанию большое внимание уделяется музыкально-ритмическому движению, как средству развития положительных качеств ребенка. Дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность. Приступая к работе по проблеме развития музыкально - ритмических движений у детей дошкольного возраста, мы исходили из того, чтобы дать детям более глубокие знания по разделу музыкально-ритмическое воспитание. Работая по традиционной программе «От рождения до школы» М. Васильевой, нисколько не умоляя значения этой программы в реализации задач личностного развития детей дошкольного возраста, мы для себя отметили несостоятельность существенной части представленного в ней содержания по музыкально-ритмическому развитию детей в современных условиях.
Вторым серьезным фактором в постановке проблемы явилось низкое психомоторное развитие детей, слабая концентрация внимания на занятиях, низкая творческая активность, которую выявила проведённая диагностика в начале учебного года.
Так, две проблемы привели нас к разработке проекта «Развитие музыкально-ритмических движений детей среднего дошкольного возраста». В данном проекте внесены коррективы в связи с новыми подходами в воспитании ребенка, применяются прогрессивные педагогические технологии, внедряется авторская программа «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной.
Буренина Анна Иосифовна увлечена проблемами поиска содержания деятельности детей, интегрирует различные задачи, направленные на развитие художественно-творческих основ личности дошкольника. Результатом этого поиска явилось создание авторской программы «Ритмическая мозаика», цель которой - психологическое раскрепощение каждого ребенка, которое возможно при условии уверенности его в своих силах, освоении собственного тела как выразительного «инструмента». В программе благотворно соединены движение и музыка.
Глава 1. Реализация проекта 8
1.1. Анализ внешней и внутренней среды
Анализ внешней среды показал, что за последние годы в нашем городе повысился уровень рождаемости детей. Как следствие этого, возникла острая необходимость в увеличении количества мест в детском саду, а также необходимость в услугах дополнительного образования (различные кружки и секции). Сравнительный анализ услуг дополнительного образования показал, что в основном эти кружки ориентированы на деятельность с детьми в возрасте от 6-7 лет, дети 4-5 лет практически остаются не задействованы или эти кружки ориентированы лишь на общее развитие ребёнка, но не на развитие двигательных навыков детей. Неоспоримо, что занятия по развитию движений имеют неоценимое значение, а особенно для соматически ослабленных детей, что так характерно для детей города химиков, также детей с неустойчивой нервной системой, незрелостью эмоционально-волевой сферы. В нашем городе ежегодно устраиваются конкурсы-фестивали по детскому танцу, в которых в основном также участвуют дети 6-7-лет. Дети среднего возраста незаслуженно «остаются в стороне».
Система работы по развитию музыкально-ритмических движений у детей среднего дошкольного возраста требует осуществления преобразований внутренней среды, определенныx средств, создание особых условий с учетом возрастных особенностей и музыкальных потребностей дошкольников. Для этого в ДОУ имеется:
- музыкальный зал и хореографический класс, где выполняются все гигиенические требования;
- музыкальный инструмент: фортепиано;
- телевизор, DVD проигрыватель;
- библиотека методической и музыкальной литературы;
- аудиотека с детской, современной, классической русской и зарубежной музыкой; медиатека;
- иллюстрационный материал: картины природы по временам года, картины для знакомства с жанрами музыкальных произведений, образные картины;
- изображения инструментов симфонического, народного оркестров;
- портреты композиторов;
- музыкально - дидактические игры;
- картотеки речевых игр для развития двигательных навыков, для развития голоса, для развития фонематического слуха, пальчиковых игр, игр с массажем, хороводов с пением.
- Для показа презентаций и фильмов установлены проектор и экран
Для самостоятельного активного, целенаправленного развития детей в группах созданы центры музыкального развития, где имеются:
- музыкальные центры с аудиотекой
- немые инструменты, ноты;
- шумовые и музыкальные инструменты, нестандартное оборудование;
- музыкально - дидактические игры;
- различные атрибуты и декорации для игр и театрализации;
- портрет композитора, с произведениями которого дети знакомятся на музыкальных занятиях.
1.2. Цели и задачи проекта
Настоящий проект разработан на основе примерной программы «От рождения до школы» М.А.Васильевой, с учетом обновления содержания по программе «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной. Проведенный сравнительный анализ доказал, что разделы программы, связанные с ритмическими движениями на основе интеграции программ действительно являются взаимодополняемыми структурами и гармонично взаимодействуют. Обе программы имеют общие задачи, а значит могут успешно решить проблемы в трудном и важном разделе «Музыкально-ритмическое воспитание детей дошкольного возраста».
Основной целью проекта по проблеме «Развитие музыкально-ритмических детей среднегодошкольного возраста» является психофизическое развитие ребенка, формирование средствами музыки ритмических движений, развитие коммуникативных качеств ребенка с учетом новейших технологий и исследований в области музыкального воспитания
Задачи проектной деятельности: Образовательные:
- Приобщение к танцевальному искусству, расширение знаний о танцах.
- Формирование навыков основных танцевальных движений:
Воспитательные:
- Воспитывать коммуникативные качества у детей, активность и самостоятельность.
- Формировать общую культуру личности ребенка, способностей ориентироваться в современном обществе.
- Создать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
- Развивать воображение, фантазию, умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, побуждать детей к творчеству.
- Обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля
Проект предполагает проведение одного занятия в неделю кружковой работы, как часть традиционной музыкально-ритмической деятельности, индивидуальную работу, а также работу в свободное от занятий время и работу во вторую половину дня.
Продолжительность занятия –15-20 минут
1.3. Принципы интеграции и инновационность проекта
Проект составлен на основе принципа интеграции межпредметных связей по разделам:
- «Музыкальное воспитание»- закрепление всех движений и использование танцев, изученных и поставленных на занятии кружка.
- «Театральная деятельность»- использование танцев в театральных постановках, для создания единого, художественного образа.
- «Физическая культура»- использование элементов ритмики на физкультурных занятиях, для совершенствования психомоторных способностей: развития мышечной силы, координации, мелкой моторики, формирование правильной осанки.
- «Здоровье»- укрепление здоровья, развитие опорно-двигательного аппарата, функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма.
- «Познание»- расширение знаний о композиторах, танцах, средствах музыкальной выразительности.
Инновационность проекта:
- Понимание и принятие индивидуальных особенностей ребёнка в качестве важнейшего компонента педагогического процесса (важна личность, а не коллектив)
- Использование авторского музыкально-двигательного материала (музыкальные постановки);
- Распределение музыкально-двигательного репертуара по возрастной категории;
- Использование разных видов занятий (сюжетное, занятие – импровизация, игровое);
- Применение новых методик и технологий на базе основной программы М. А. Васильевой «От рождения до школы»
Участники проекта: дети, музыкальный руководитель, квалифицированные воспитатели группы, родители.
1.4. Сроки и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта: август 2011-май 2012 год
Этапы реализации проекта (таблица 2):
Таблица 2
Этапы проекта | Мероприятия, проводимые в рамках проектной деятельности |
I этап (август – сентябрь 2011 г.), Подготовительный Проведение мероприятий, направленных на организацию и подготовку совместной деятельности по развитию музыкально-ритмических дошкольников в течение учебного года. |
(Детсад.kitty.ru, 1september.ru, www.horeograf.ru)
|
II этап (октябрь2011 – май 2012г.) – Основной Непосредственное проведение мероприятий. |
|
III этап (май 2012 г.) – Заключительный Подведение итогов реализации проекта. |
|
IV этап (конец мая 2012 г.) |
|
Ожидаемые результаты проекта
В результате осуществления проекта должен возрасти интерес к музыкально-ритмической деятельности, уровень психомоторного развития и эмоциональной сферы детей, их творческих и коммуникативных проявлений, сформируются навыки музыкально-ритмических движений.
Глава 2. Диагностика
Несомненно, что занятия на основе выполнения музыкально-ритмических движений дают толчок к развитию музыкальных способностей, творческих проявлений, дают дополнительные возможности к снижению гиперактивности детей и активизацию более глубоких процессов развития. Вся работа по развитию у детей ритмопластических навыков строится с учётом их возраста, индивидуальных физических и творческих возможностей. Основой является результаты диагностики (автор О. Радынова), которая определила дифференцированный подход в процессе развития музыкальных способностей. На каждого ребёнка была оформлена « Карта диагностики уровня музыкального и психомотрного развития» (разработана А. Бурёниной), для выявления начального уровня, динамики развития, эффективности педагогического воздействия. Эти сведения служат для корректировки дальнейшего процесса музыкально-ритмической деятельности, конкретных рекомендаций педагогам и родителям. Педагогический анализ (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).
Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей (начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического воздействия.
2.1 Диагностика степени заинтересованности музыкально-ритмической деятельностью
Для выявления степени заинтересованности музыкально-ритмической деятельностью с детьми была проведена беседа о музыке (Таблица 1).
Таблица 1
Примерные вопросы 1.Знаешь ли ты, что такое музыка? 2.Любишь ли ты слушать музыку? 3.Где ты слушаешь музыку? 4.Есть ли у тебя дома магнитофонные записи с детскими песнями, диски со сказками? 5.Любишь ли ты петь и танцевать? 6.Какая твоя самая любимая песня? Танец? 7.Поёте ли вы вместе с мамой, папой? 8.Танцуете ли вы с мамой, папой? | Ответы детей: 1.100% 2. 80%-да, 20%-нет 3.везде-40%, дома-30%, в садике-30; 4.да-75%, нет-25% 5.больше петь-15%, больше танцевать-30%,и то и другое-55% 6. разные ответы 7.да-20%, нет-60%, иногда-20% 8.да-15%, нет-85% |
ВЫВОДЫ.
Дети очень любят и хотят танцевать, петь, слушать музыку, но в семье это не всегда получается. Отсутствие в нашем небольшом городе театров неудовлетворительно сказывается на обогащении эмоциональными впечатлениями ребёнка. Музыкально-ритмическая деятельность в детском саду должна хотя бы частично компенсировать эти недостатки
2.2 . Диагностика эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса дошкольников к восприятию музыки
Эмоциональная отзывчивость и устойчивость интереса дошкольников к восприятию музыки оценивалась по трехбалльной системе по следующим критериям:
- Сосредоточенность (внимание в процессе всего восприятия)
- Воспроизведение в мимических, двигательных реакциях ритмического рисунка
- Проявление у ребёнка интереса к слушанию музыки
- Эмоциональный отклик на музыку
- Адекватность эмоционального отклика на музыку, передаваемому в произведении настроению.
-1 балл - низкий уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку. Ребёнок отвлекается, не слушает музыку;
-2 балла – средний уровень эмоциональной отзывчивости на музыку. Внешние показатели проявляются по инициативе взрослого, носят неустойчивый характер;
-3 балла-высокий уровень эмоциональной отзывчивости.Показатели проявляются ярко, без инициативы взрослого.
Таким образом, суммарный балл по результатам слушания двух музыкальных произведений, позволил определить уровень музыкальной отзывчивости дошкольников:
24-30 баллов-высокий уровень
20-24 балла-средний уровень
До 20 баллов-низкий уровень
Так диагностика, проведённая в средней группе «Сказка» (20 человек) в начале проектной деятельности с целью постановки задач для последующей работы по музыкально-ритмическому воспитанию, выявила следующие результаты (диаграмма 1):
Высокий уровень развития-12 человек
Средний уровень развития- 6 человек
Низкий уровень развития-2 человека
2.3. Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребёнка (по методике А. Бурёниной)
Цель: выявление уровня музыкального и психомоторного развития ребёнка (начального уровня, уровня динамики, эффективности педагогического воздействия)
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (приложение 1). Оценка по пятибалльной системе следующих критериев
- музыкальность,
- эмоциональная сфера
- проявление некоторых характерологических особенностей ребёнка,
- творческие проявления,
- внимание,
- память,
- подвижность нервных процессов,
- пластичность, гибкость,
- координация движений.
В диаграмме 2 приведено процентное соотношение уровня музыкального и психомоторного развития детей средней группы «Сказка»
Диаграмма 2
Выводы. Данная диагностика показала, низкую психомоторную развитость детей , слабую концентрацию внимания, низкую творческую активность, слабо развитую эмоциональную сферу.
Глава 3. Содержание проекта
Реализация проекта возможна при постановке и выполнении следующих задач:
- Провести теоретический анализ методической литературы по проблеме «Развитие музыкально - ритмических движений детей дошкольного возраста на основе интеграции следующих программ: «Программа обучения и воспитания в детском саду» М.А.Васильевой и «Ритмической мозаики» А.И. Бурёниной.
- Разработать систему занятий по «Развитию музыкально-ритмических движений на основе интеграции программ».
- Разработать перспективные планы для детей среднего дошкольного возраста по «Развитию римопластических навыков детей среднего дошкольного возраста».
3.1. Виды деятельности по развитию римопластических навыков
Содержание проекта реализуется через разные виды музыкальной деятельности:
- Тематическое занятие.
Оно состоит из подготовительной, основной и заключительной частей.
Цель занятия:
Воспитание интереса, потребности в движениях под музыку, развитие гибкости, пластичности, развитие способности к выразительному исполнению движений. На занятие используются:
- Основные виды движений:
а) Ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоки подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба гусиным шагом.
б) Бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.), широкий («волк»), острый (бежим по «горячему песку»).
в) Прыжковые движения – на двух ногах на мест, с продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», легкое поскакивание.
- Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц.
Упражнения на развитие гибкости, пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.
- Плясовые движения. Элементы народных плясок, доступных по координации. Например, поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой «выбрасывание» ног, полуприседание для девочек, и полуприсядка для мальчиков и др.
- Разучивание танцевальных упражнений: шаг польки, приставной шаг, поскоки и др., а также разучивание музыкально-ритмических композиций.
II. Сюжетные занятия.
Сюжетное занятие выстраивается в соответствии с содержанием русских и зарубежных сказок.
В сюжетном занятии преобладают имитационные движения – разнообразные, образно-игровые движения, жесты раскрывающие понятный детям образ, динамику его настроений или состояний (в природе, в настроениях человека и животных, в вымышленных игровых ситуациях)
Цель занятия: развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать другим людям и животным – персонажем сказок. Развивать художественно-творческие способности по средством ритмической пластики.
Сюжетное занятие проводится по заданному сценарию сказки, или произведения.
Занятие состоит из основных трех частей.
Подготовительная часть: сюда входят разминка и общеразвивающие упражнения, в которых отражен сюжет занятия, т.е. «сказочная зарядка»
Основная часть: это кульминация – наивысшая точка развития сюжета. В основную часть входят музыкально-ритмические композиции, соответствующие сценарию.
Заключительная часть – развязка на достижение целей, которые были поставлены в начале занятия перед детьми.
Использовать следующие сюжетные темы:
«На лесной опушке», «Новогодняя сказка», «Путешествие по сказкам», «Теремок», «Осень в гости к нам пришла», «Весенняя карусель».
III. Игровые занятия.
Игровое занятие по структуре напоминает сюжетное занятие.
Цель занятия: способствовать развитию у детей творческих и физических способностей. Содействовать развитию прыгучести, ловкости, координации движений, ориентирование в пространстве. Занятие состоит из трех частей: подготовительная, основная, заключительная.
В подготовительной части проводится разминка и общеразвивающие упражнения. Характер упражнений соответствует теме предлагаемой педагогом по типу зарядки.
Основная часть занятия включает в себя подвижные игры, отражающие тему занятия.
В заключительной части используется музыкально-ритмические композиции, соответствующие анной теме занятия.
Можно использовать следующие темы игровых занятий:
«В гостях у трех поросят», «Путешествие в Морское царство», «Поход в зоопарк», «В гости к Чебурашке» и др.
IV. Импровизация
Импровизация, проходит в конце учебного года. У детей развиты двигательные навыки, накоплен разнообразный музыкально– ритмический репертуар, что способствует творческому мышлению, воображению и фантазии. Занятия импровизации проходит в свободной импровизированной форме.
Цель занятия: повторить изученный материал по ритмическим танцам. Учить импровизировать под музыку. Способствовать развитию импровизации, творческих способностей детей.
3.2. Методы и приемы
Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях использовать различные методы: наглядный, словесный и практический.
Наглядный метод может быть наглядно-слуховым (исполнение музыки) и наглядно-зрительным (показ иллюстрации, картинок, совместное исполнение движений, применение наглядных пособий).
Музыка на занятиях должна звучать, как в "живом" исполнении, так и в записи. Использование записи позволяет подобрать самую разнообразную музыку - от детских песен, народных мелодий до эстрадных и классических произведений в оркестровом исполнении. Это расширит кругозор детей, разовьёт художественный вкус. Следует отметить ещё одно важное преимущество фонограммы. Всем известно непроизвольное «приспособление» аккомпанемента к движению. Желая помочь детям (и, как правило, совершенно невольно), музыкальный руководитель ускоряет или замедляет темп, дополняет лишними аккордами вступление или заключение музыкального произведения. Такая «помощь» исключена при использовании фонограммы, и это способствует более внимательному вслушиванию в музыку, концентрации слухового внимания. Важно заострять внимание детей на разнице звучания, отмечать изменения характера музыки, нюансов настроения в зависимости от ее исполнения. Симфоническую музыку лучше слушать в записи, чтобы сохранить при восприятии оркестровую красочность.
Зрительная наглядность имеет также большее значение, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы , близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы. Приемы применения зрительной наглядности (картин, рисунков, цветных карточек, игрушек) рассмотрю ниже.
Словесный метод. С помощью интересной беседы детям прививается любовь к музыке, расширяются представления о некоторых явлениях действительности, обогащается их внутренний мир, чувства, формируются нравственные качества, интересы.
Практический метод в развитии музыкального восприятия также очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, сочетаю восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания.
Использовать движения, как приемы, активизирующие осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений.
Говоря о развитии музыкального восприятия с помощью движения, важно отметить, что речь идет не о выработке качественного выполнения движений, а о возможностях выразить переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и способов действий.
Методы музыкального воспитания тесно связаны между собой.
Показ с пояснением. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя. Все пояснения, описание игровых ситуаций должны быть немногословными и очень точными, емкими, яркими.
Игровые приемы делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность. Это использование игрушек, картин, иллюстраций, дидактических игр, игровой приём «Зеркало» «Эхо»)
Приём погружения в музыку воплощение в движениях музыки, с которой дети впервые знакомятся на занятии.
Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того с какой целью задан вопрос (беседа, вступительное слово, закрепление).
Оценка качества детского исполнении неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.
3.3. Особенности методики обучения детей музыкально-ритмическим движениям
Весь процесс обучения детей музыкально-ритмическим движениям делится на 3 этапа:
Основные принципы обучения.
Развитие восприятия музыки и выразительного движения планируется проводить по строго обдуманному плану на основе общепедагогических принципов:
Принцип воспитывающего обучения.
Мы воспитываем любовь к прекрасному в жизни и искусстве, обогащаем духовный мир ребёнка, развиваем внимание, воображение, мышление, речь.
Принцип доступности.
Заключается в том, что содержание и объём знаний о музыке, методы и приёмы обучения и усвоение их детьми соответствует уровню возрастного и индивидуального развития ребенка.
Принцип постепенности, последовательности и систематичности.
Постепенно переходим от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний
и приобретения навыков, придаёт им уверенность в своик силах и способствует повышению интереса к занятиям.
Принцип наглядности.
Сочетание слухового и зрительного восприятия. Основной приём - это
образец исполнения музыкального произведения. Наглядность в обучении повышает интерес детей к музыкальным занятиям, лёгкости и прочности усвоения музыкального материала.
Принцип сознательности, концентричности.
Умения считаются усвоенными сознательно, если они хорошо поняты детьми, и они могут их передать словами. Своей деятельностью способствуют осознанности восприятия музыкального произведения, передачи музыкального образа через движение. В каждой возрастной rруппе темы изучаются на новом репертуаре с возвратом к знакомому, что способствует закреплению представлений о музыке, накоплению впечатлений.
Принцип прочности.
Закрепление знаний о музыке должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением. От сознательного
повторения знакомого материала зависит и прочность усвоения.
Принцип адаптивности, гибкости.
Эти принципы облегчают планирование работы на ближнюю и дальнюю перспективы, помогают логике усложнения репертуара, отбирать и менять возрастные границы репертуара по своему усмотрению, позволяют применять разработанные конспекты вариативно, гибко, творчески.
Принцип интеграции.
Соединение в единое воспитательное пространство воспитателя,
музыкального руководителя инструктора по ФИЗО, психолога.
3.4. Основные направления деятельности по развитию музыкальных движений.
Обучение танцам – является приоритетным направлением деятельности по развитию музыкальных движений. В проекте были выделены следующие направления:Музыкально-ритмические упражнения
В музыкально-ритмических упражнениях дети осваивают отдельные виды движений: всевозможные повороты, вращения, кружения, наклоны, покачивания, разновидности шага, бега, прыжков, подскоков. В данный раздел ритмики входят также упражнения на разнообразные построения, движения по кругу, квадрату, диагонали, «змейками», цепочками, парами, тройками и т.д.
Перечисленные упражнения относятся к разряду общеразвивающих и связаны с физическим воспитанием ребенка, развитием его ловкости, координации, умения владеть своим телом и ориентироваться в пространстве.
В контексте занятий ритмикой эти упражнения получают новую смысловую окраску. Движения упражнений связываются с яркими музыкальными образами (скачущие галопом лошадки, прыгающие зайчики, крадущиеся кошечки и т.п.), расцвечиваются фантазией детей, будят их творческое воображение. В этих упражнениях ребенок творчески познает возможности своего тела, соотносит свои действия с действиями других, приобретает навыки общения, учиться ориентироваться в осваиваемом им мире – мире вещей, живых существ, людей и их взаимоотношений. Звучащая музыка помогает ему в этом, ритмически организуя деятельность, делает познаваемый ребенком мир ярким и эмоционально насыщенным.
Танцы, пляски и хороводы.
Танцы, пляски и хороводы – также весьма привлекательный для детей раздел занятий ритмикой. Основу программ музыкально-ритмического воспитания в ДОУ составляют несложные танцы разных народов, характерные танцы.
Музыкальная форма, структура народного танца, как правило, ясная, четкая, доступная детскому восприятию. Часто музыкальная форма основывается на противопоставлении контрастных частей (быстро – медленно, тихо – громко и т.д.). Контраст звучания музыки реализуется в танце через контрастную смену характера движений, что легко осваивается детьми.
В характерных танцах плясовые элементы соответствуют манере движений различных персонажей (снежинок, куколок, клоунов, пингвинов и т.п.). Сам же характерный танец часто связан с забавным сюжетом, где есть завязка, развитие, кульминация и развязка. Яркие образы и сюжеты характерных танцев помогают детям ориентироваться в музыкальной композиции.
Процесс разучивания и исполнения танцевальных движений – по сути, процесс освоения закономерностей музыкальной формы, действенное средство развития у детей музыкально-слуховых представлений. С помощью движений ребенок может «войти» в звуковой поток, ощутить, прочувствовать и телесно пережить движущие его закономерности:
-метрическую пульсацию;
-чередование, сопоставление или контраст фраз, разделов, частей;
-смысловые интонационно-ритмические акценты; кульминации и спады мелодических «волн» – линий и т.д.
Движения помогают ребенку выявить эмоции, связанные с музыкальным образом, воплотить, реализовать заложенные в интонационной драматургии музыкального произведения пространственные, двигательные, тактильные, зрительные ассоциации.
Народные танцы можно рассматривать и как своеобразные тренинги-упражнения по развитию навыков общения у детей. В фольклорной традиции танец связан с определенным ритуалом, жизненным событием. Поэтому рисунок народного танца всегда наполнен глубоким смыслом, прочными нитями связан с жизнью, с культурой взаимоотношений людей. В фигурах народного танца запечатлена особая пластика, свойственная национальному характеру, а главное – запечатлены определенные модели поведения, способы выражения эмоций в рамках принятых в культуре народа норм.
Движения и фигуры в народных танцах, представленных в программах по ритмике для детей, очень простые, несложные для запоминания. В основе танцевальных сюжетов – образы дружелюбия, партнерской поддержки, одобрения индивидуальных решений в рамках коллективного взаимодействия. В таких танцах часто есть игровые сюжеты, что, во-первых, облегчает их запоминание, а во-вторых, способствует выработке выразительных движений, соответствующих определенным эмоциональным состояниям.
Фигурами танцев в основном являются естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Освоенные в танце, эти движения могут стать для детей своеобразными моделями, эталонами этикета в естественном процессе общения. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.
Музыкальная игра
Музыкальная игра как раздел ритмики приобретает особое значение в развитии детей. В музыкальной игре дети могут проявить творчество, комбинируя известные движения: составить из них простейшие танцевально-игровые сюжеты и композиции, включить по своему усмотрению шумовые, речевые, изобразительные эффекты, мимические и пластические сценки.
Разделы ритмики, связанные с музыкально-ритмическими упражнениями и танцами для детей довольно подробно и тщательно проработаны в методической литературе, снабжены в программах ДОУ апробированными методиками и музыкальным репертуаром, соотнесенным с возможностями детей каждого возрастного этапа.
В то же время технология организации на занятиях с детьми творческих музыкально-двигательных игр на сегодняшний день находится в стадии становления. Педагоги, работающие с детьми, испытывают потребность в методическом осмыслении, систематизации творческих идей и приемов, «разлитых» в практической педагогической деятельности. Подтверждением тому является всплеск интереса к проблемам творческого музицирования, к игровым технологиям в музыкально-педагогической практике современности.
Помимо основных разделов (упражнение, композиция, игра) на протяжении всего года ведется работа над импровизационной, творческой деятельностью ребенка.
Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для поиска характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения. Выразительность исполнения образных движений, воссоздавая образ в целом. В основном это мир природы, окружающей нас, игрушки, добрые сказочные персонажи. Детям предлагаются этюды, небольшие по содержанию рассказы, яркие короткие музыкальные произведения для освоения образа, задания для импровизации танцевальных движений, игры с импровизациями.
- Детям предлагается найти характерную пластику персонажа:
- беззаботная птичка
- кукла ожила
- важная утка
- радостный или грустный зайчик
- Детям предлагается освоить композиционные перестроения (ориентировка в пространстве):
- движение друг за другом по кругу
- движение змейкой
- движение в двух колоннах
- переход из двух колонн в два круга
- движение врассыпную
- из общего круга в пары
Все эти задания сочетаются в разных формах работы: в свободных играх, при подготовке к праздникам и развлечениям, индивидуальной работе с ребенком, в театрализованной деятельности.
Однако необходимо учитывать не только возрастные особенности детей, но и их индивидуальные особенности, возможности, корректировать задачи в условиях работы дошкольного учреждения.
(Перспективное планирование по развитию ритмопластических навыков у детей среднего дошкольного возраста отражено в приложении 2)
3.5.Усложнение задач музыкального развития детей
Данная схема (таблица 3) помогает видеть перспективу в музыкальном развитии детей, подсказывает последовательность в подборе музыкальных произведений с точки зрения их сложности для восприятия дошкольников, помогает ориентироваться при подборе музыкальных произведений с целью развития кругозора и музыкального вкуса у детей.
Таблица 3
Программная задача. | Младший возраст |
Восприятие и выражение в движении характера и содержания музыкального произведения (на репертуаре, соответствующем возрастным возможностям детей). | Ярко-контрастный характер музыки (детские песни, народные плясовые мелодии, - колыбельные, марши). |
Темп | Умеренный (умеренно-быстрый и умеренно-медленный) |
Динамика |
f p |
Метроритм | Отмечать в движении ритмическую пульсацию; |
Регистр | Верхний и нижний |
Музыкальная форма | Двухчастная, куплетная, трёхчастная (контрастная) |
3.6. Репертуар Во многом успех музыкального развития детей зависит от качества используемого репертуара. Репертуар должен соответствовать физическим, психическим особенностям ребёнка и удовлетворять двум требованиям:
Очень важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, музыка должна быть художественной, яркой, вызывающей эмоциональный отклик у детей, разнообразной по жанрам, стилю, исполнению.
Это требование рассматриваю как в плане возможности восприятия, так и доступности для двигательной интерпретации соответственно возрастным возможностям. Доступность содержания музыкального произведения определяю тем, насколько это произведение близко и понятно дошкольникам, их жизненному опыту. (Например, для младших дошкольников - мир игрушек, окружающей природы, произведения, которые вызывают положительные эмоции; для старших - мир волшебных сказок, динамика переживания различных состояний и т.д.)
Доступность музыкально-ритмических упражнений относительна. |
3.7. Работа с родителями
Одними усилиями музыкального руководителя на занятиях без поддержки воспитателей и родителей трудно добиться желаемого результата.
Цель работы с родителями: приобщение семьи к формированию положительных эмоций и чувств ребёнка, поддержание заинтересованности, инициативности родителей к жизни детского сада.
Музыкальное воспитание и развитие ребёнка в семье зависит от условий, которые определяются врождёнными музыкальными задатками, образом жизни семьи её традициями, отношением к музыке, общей культурой. Изучить эти условия помогает анкетирование родителей в начале проектной деятельности (Таблица 4).
Анкетирование родителей « Мой ребёнок и музыка»:
Таблица 4
Вопросы | Результаты |
1.Какое место в жизни вашего ребёнка занимает музыка? 2.Любит ли он её слушать? Какую музыку предпочитает? 3.Какое самое любимое произведение вашего ребёнка? А ваше? 4.Любит ли он под эту музыку двигаться, танцевать? 5.Понимает ли он содержание музыки? 6. Передаёт ли в движении характер музыки, её ритм? 7. Насколько эмоционально ребёнок реагирует на музыку? 8. В чём это выражается? 9. Стремится ли ребёнок поделиться впечатлениями и переживаниями с вами? Как вы на это реагируете? 10. Каково ваше участие в музыкальном развитии ребёнка: Есть ли дома фонотека детской музыки? Посещаете ли вы детские спектакли? Смотрите ли вы по телевизору музыкальные программы вместе с ребёнком? Обсуждаете ли вы их? | Не знаю-60%,любит петь(танцевать)-30%, никакое-10% 2.любит-80%, не любит-20%,предпочитает детскую-15%, современную-85% 3.не знаю-70%, назвали любимые произведения детей-30% 4.любит-90%, не любит-10% 5.да-40%, нет-50%, не знаю-10% 6. да-70%, не знаю-10%, да-20% 7.очень-65%, не реагирует-10%, не знаю-25% 8.разные ответы 9.да-60%, не всегда-20%, никогда-20% 10.разные ответы |
Вывод: большинство родителей не интересуются музыкальным воспитанием детей, не знают их любимых музыкальных произведений, не видят их музыкальных способностей.
Решение проблемы: правильно организовать работу по музыкальному воспитанию в семье, проводить беседы, консультации о музыке, совместные праздники и досуги, привлекать родителей к активному участию в жизни ДОУ и группы в частности. По результатам анкетирования выбираются формы сотрудничества (диаграмма 3).
Составляется план работы с родителями, успешное выполнение которого зависит от активности и инициативы со стороны родителей, целенаправленности и дифференцированного подхода к сотрудничеству с семьёй со стороны ДОУ (Приложение 3)
Диаграмма 3
3.8.Работа с педагогами
Одной из важнейших задач по работе с педагогами является
согласованность действий (таблица 5).
Цель: Совместное решение задач воспитания и развития детей посредством музыки и музыкальной деятельности.
Таблица 5
Месяц | Форма работы |
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
Июнь |
|
Заключение
Таким образом, в результате проектной деятельности, благодаря регулярным и дополнительным занятиям по развитию музыкально-ритмических движений у детей возрастут показатели в развитии двигательных качеств и умений, общеразвивающих движений, имитационных движений, ориентировки в пространстве, творческих способностей, нравственно-коммуникативных качеств личности. Для этого будут созданы соответствующие условия : дидактические игры, музыкальные уголки , инструменты с помощью которых можно работать с ритмами (деревянные палочки, «волшебные» кубики, бубны, колотушки, трещотки, ритмические таблицы), костюмы.
Для достижения поставленных целей деятельность по развитию музыкально-ритмических движений проводится индивидуально, по-подгруппам, фронтально, а также в интеграции с использованием синтеза различных видов деятельности: музыкальная, художественно-речевая, изобразительная. Проводятся игры-драматизации, организуется совместная деятельность детей и взрослых в танцевальных ансамблях с участием родителей и педагогов, проведение совместных праздников с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ, выступления на сценах города, участие в городских танцевальных конкурсах.
При успешной реализации проектной деятельности по развитию музыкально-ритмических движений у детей среднего возраста планируется:
- продолжить научный поиск по изучению и внедрению эффективных технологий по приобщению детей к музыкально-ритмическому воспитанию;
- внедрять авторскую программу А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика» более углубленно в старших и подготовительных группах.
- принять участие в ежегодном танцевальном конкурсе «Чок-чок, каблучок»
- Обобщить и распространить опыт работы по данной теме в печатных изданиях (журналы «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра»).
Литература
1.Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни//Вопросы психологии, 1996. - №4 –
2.Буренина А.И.Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). - СПб.: ЛОИРО, 2000
3.Буренина А.И. Мир увлекательных занятий. - СПб., 1999
4..Васильева, Веракса, Комарова, Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Мозаика-Синтез, 20115..Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» - М., Просвещение, 1981;
5.Глазырина Е.Ю, Приёмы воплощения музыкального образа в детской пластике. Эстетическое воспитание: проблемы, поиски,решения-М,1994
6.Дьяченко о. М. «Выразительное движение» - Москва, Научный центр Венгера, 1996 г.
7. Зазульская О. «Кувшин эмоций»//Обруч. - 2005 - №6
8.Коренева Т.Ф., Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие.-М.: Владос, 2001
9.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И «Воспитание ребёнка-дошкольника» М., ГИЦ:, Владос, 2003
10.Михайлова М.А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения.Ярославль:Акдемия развития, 2000
11.Назайкинский Е.В. «Музыкальное восприятие, как музыкознание» - М., 1980;
12. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. «Музыкальное воспитание дошкольников», под.ред.О.П.Радыновой - М.,Просвещение: Владос, 1994;
13.Степанова Г.Эмоциональные состояние ребенка-дошкольника, их педагогическая оценка в условиях детского сада// Дошкольное воспитание - 1998 - №5 -с.39-54.
14.Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» - М., Л., 1977;
15. «Музыкальный руководитель» N2, 2005.
Приложение 1
- Методика выявления уровня развития чувства ритма (разработана на основе методик А.Н. Зиминой и А.И. Бурениной).
Цель: выявление уровня развития чувства ритма и сформированности музыкально – ритмических движений
Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально
подобранных заданий.
Критерии уровня развития чувства ритма:
1. Движение.
1) соответствие движений характеру музыки с контрастными частями:
высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений в
соответствии с изменением характера музыки, чувствует начало и
конец музыки;
средний – производит смену движений с запаздыванием, по показу взрослого;
низкий – смену движений не производит, не чувствует начало и конец музыки.
2) соответствие движений ритму музыки:
высокий – ребёнок чётко ритмично выполняет движения;
средний – выполняет движения с ошибками;
низкий – движения выполняются неритмично.
3) соответствие движений темпу музыки:
высокий – ребёнок чувствует смену темпа, самостоятельно отмечает это сменой движения;
средний – чувствует смену темпа с запаздыванием, движения меняет по показу взрослого или других детей;
низкий – не чувствует смену темпа, движения меняет с большим опозданием.
4) координация движений и внимание («Ритмическое эхо» со звучащими
жестами):
высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;
средний – допускает 1-2 ошибки;
низкий – не справляется с заданием.
2. Воспроизведение метра и ритма.
1) воспроизведение метрической пульсации музыкального произведения в
хлопках:
высокий – ребёнок точно воспроизводит метрическую пульсацию
музыкального произведения;
средний – на протяжении выполнения задания кратковременно теряет
ощущение метра (спешит, запаздывает), но в целом справляется с заданием.
низкий – беспорядочные хлопки.
2) воспроизведение ритма знакомой песни под пение педагога или своё пение:
высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;
средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни.
3) воспроизведение ритмического рисунка в хлопках («Ритмическое эхо»):
высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;
средний – допускает 2-3 ошибки;
низкий – неверно воспроизводит ритмический рисунок.
Приложение 2
Перспективное планирование по развитию ритмопластических навыков у детей средней группы
Раздел занятия | Виды музыкально -ритмических движений | Репертуар |
Сентябрь-ноябрь 1.Движение 2. Композиции 3. Игры | -притопы хлопки кружение в паре хлопки в паре | «Веселые путешественники» М. Старокадомский «Рыбак» М. Старокадомский «Лошадки» «Маленький танец» Кулау «Разноцветная игра» Б. Савельев -«Все мы делим пополам» М. Шаинский «Огородная-хороводная» «Жмурки» «Займи домик» «Птички и ворона» |
Декабрь-февраль 1. Движение 2. Композиция 3. Игра | - пружинки - кружение - наклоны в паре - притопы в паре | «Плюшевый мишка» В. Кривцова «Куклы и мишка» Д. Кабалевский «Танец петрушек» «Чебурашка» В. Шаинский «Марш» Г. Свиридов «Кот Леопольд» Б. Савельев «Куклы-неваляшки» З. Левина «Найди себе пару» «Кот Васька» Повторение любимых игр |
Март-май Движение 2. Композиция 3. Игра | ковырялочка ковырялочка в паре повторение ранее пройденных движений | «Белочка» В. Шаинский «Белые кораблики» В. Шаинский - «Кузнечик» В. Шаинский «Кукляндия» П. Овсянникова «Поросята» «Паровоз» «Игра с колокольчиками» -«Воробьи и автомобиль» |
Приложение 3
Перспективное планирование работы с родителями
МЕСЯЦ | ФОРМА РАБОТЫ |
СЕНТЯБРЬ |
«К концу года дети могут» |
ОКТЯБРЬ |
|
НОЯБРЬ |
|
ДЕКАБРЬ |
|
ЯНВАРЬ |
|
ФЕВРАЛЬ |
|
МАРТ |
|
АПРЕЛЬ |
|
МАЙ |
|
Приложение 4
Тематическое занятие
«На лесной опушке»
по развитию ритмопластических навыков
у детей средней группы
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
-пробуждать интерес к танцевальному искусству;
-закрепить музыкально-ритмические навыки и умения;
-содействовать развитию музыкальности, координации движений, чувства ритма и ориентировки в пространстве;
-развивать выразительность, пластичность движений, исполнительское творчество.
ОБОРУДОВАНИЕ: декорации леса (деревья, цветы, грибы); маски лягушек и цапли; магнитофон, аудиокассеты.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Звучит песня Е. Крылатова «Песенка о лете». Дети входят в зал, перестраиваются в две линии, выполняют поклон.
Муз.рук:- Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать в лес. Кто из вас бывал в лесу? А каких зверей вы знаете? Кто ещѐ живѐт в лесу? Сегодня, пока мы будем гулять по лесу, нам встретятся многие обитатели леса. Ну, что ж, приготовились, отправляемся в лес!
Разминка «Поход»
Отправляемся в поход,
Много нас открытий ждѐт. дети маршируют за педагогом,
Мы шагаем, друг за другом, который меняет направление движения
Лесом и зелѐным лугом.
Крылья пѐстрые мелькают дети выполняют лѐгкий бег на
-Это бабочки летают, полупальцах, кружатся, взмахивая руками
Над цветочками резвились,
Всѐ летали и кружились. (муз. «Мотылѐк» С. Майкапара)
Мостик в стороны качался, изображают ходьбу с удержанием
А под ним ручей смеялся. равновесия, шаг медленный,
Мы по мостику пойдѐм, с оттягиванием носочка
На тот берег попадѐм!
Дальше - глубже в лес зашли, («Полька» бел. нар. мел.)
Налетели комары. выполняют ритмичные хлопки с
Руки вверх над головой, паузами: 8 раз по 4 хлопка
А внизу хлопок другой!
Комаров всех перебьем (фин. мел. «Полкинс»)
И к болоту подойдем. прыжки на двух ногах с
Перейдем преграду вмиг продвижением вперѐд
Мы по кочкам: прыг, прыг, прыг.
Прыгать дружно мы умеем,
Прыгать будем веселее. не останавливаясь, переходят на
Раз-два, раз и два- шаг поскоком
Позади уже вода!
Дальше по лесу шагали (рус. нар. мел. «Я на горку шла»)
И медведя увидали. имитируют ходьбу медведя
Руки на пояс мы кладѐм идут «качающимся» шагом
И вразвалочку идѐм.
Зайчик быстрый скачет в поле,
Очень весело на воле. («Песенка зайчиков» муз. А. Филиппенко)
Подражаем мы зайчишке, имитируют прыжки зайца
Непоседы - ребятишки!
За кустами - чудеса – («Со вьюном я хожу» рус. нар. мел.)
Появляется лиса, имитируют движение лисы
Ходит мягкою походкой, идут мягким, пружинным шагом
Очень хитрая плутовка!
Мы шагаем, мы шагаем, («Марш» И. Кишко)
Выше ноги поднимаем! маршируют, замедляя движение,
Дышим ровно, глубоко, делают глубокий вдох и выдох
Видишь, как идти легко!
Здесь у речки чей-то дом?
Кто же, кто хозяин в нѐм?
Здесь утки дикие живут,
Танцуют, песенку поют!
Давайте, дети, мы потанцуем с утятами! Покажем, какие у них клювики,крылышки, хвостики!
Ритмический танец
«Танец утят» (финская песня)
Муз.рук: Как весело танцевали утята - молодцы! А теперь мы пойдѐм дальше ипосмотрим, кто же живѐт вон на той ёлке.
Танцевально – ритмическая игра
А в лесной глуши на ѐлке
Жили-были два бельчонка.
Жили дружно, не тужили, (муз. Н. А. Римского–Корсакова «Белка»)
И с зарядкою дружили.
Вставали рано поутру дети выполняют имитационные
Изображали кенгуру. движения на текст речитатива
В неваляшек превращались,
Вправо, влево наклонялись.
Как козлята топали,
Как мартышки хлопали,
Щѐлкали орешки дружно,
А теперь поспать им нужно!
А мы дальше пойдѐм,
На болото попадѐм!
Музыкально-ритмическая игра
- Ребята, посмотрите, зеленеет болото, подойдѐм поближе и познакомимся с
болотными жителями.
- Кто живѐт на болоте?
- А кто это так весело квакает?
- Давайте и мы превратимся в лягушек, цаплю я поиграем в весѐлую игру!
- Ну, лягушки, берегитесь - к цапле в клюв не попадитесь!
Проводится игра «Цапля и лягушата»
(Звучит рус. нар. мел. «Возле речки, возле моста»)
1 часть-
лягушки притихли, «спрятались», сидят на корточках, замерев. Цапля
важно ходит по болоту, ищет лягушек.
2 часть-
лягушата весело танцуют, импровизируя движения, цапля старается до
кого-нибудь дотронуться, лягушата стараются увернуться.
Игра повторяется, роль цапли исполняет другой ребѐнок.
Муз.рук:- Как весело мы провели время в лесу! Но лесные жители с нами прощаются,им пора отдыхать. Да и лес любит тишину... Давайте попрощаемся с лесом иего обитателями, поклонимся им, помашем на прощанье рукой. А теперь наносочках, чтобы никого не потревожить пойдѐм в группу. Тс-с-с! /шѐпотом/ Лес отдыхает!
Звучит музыка для релаксации «Лесной ручей»
(см. кассету «Музыкальные образы»),
дети выполняют низкий поклон, жест «Прощание» и выходят
мягким, пружинящим шагом из зала)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в подвижных играх с мячом для детей среднего дошкольного возраста
Деятельность по физическому развитию ребенка с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе....
Доклад на тему: "Роль игры в процессе формирования детей среднего дошкольного возраста"
Выступление на педагогическом совете в дошкольном образовательном учереждении....
Сценарий новогоднего представления для детей среднего дошкольного возраста «Приключение Снежного колобка»
Сценарий новогоднего представления для детей, с использованием кукольного театра....
Рабочая программа по развитию речи детей среднего дошкольного возраста «Говорун».
Цель программы: развитие у детей познавательной речевой активности и формирование культуры речевого общения. Данная рабочая программа представляет систему, обеспечивающую полноценную реализ...
Отчет по проекту «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
В настоящее время большое значение придается воспитанию гармонически развитой личности. Необходимым условием для ее развития является богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобо...
Отчет по проекту «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
В настоящее время большое значение придается воспитанию гармонически развитой личности. Необходимым условием для ее развития является богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобо...
Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста
Главный вектор в развитии речи дошкольников пятого года жизни - это освоение, прежде всего, связной монологической речи....