Материал к уроку музыки. 3 класс.
материал по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Кантата «Александр Невский С. Прокофьева. Традиции русской песенности и колокольности в музыке кантаты».
Цель урока: Продолжить знакомство с жанром кантаты..
Задачи урока: Познакомить детей с хором «Вставайте, люди русские!» Разучить его. Проанализировать музыку хора.
Музыкальный материал: «Патриотической песня» М. Глинки, С. Прокофьев хоры из кантаты «Александр Невский»: «Песня об Александре Невском» (№ 2) и «Вставайте, люди русские» (№ 4).
Проблема урока: Как музыка рассказывает нам о героях??
Дополнительный материал: «презентация», видеофрагменты из фильма «Александр Невский.
Ход урока
1. Организационный момент.
Можно войти в класс под музыку «Патриотической песни» М. Глинки, обратить внимание детей на торжественный характер этой музыки, предложить учащимся высказать свое мнение о том, почему композитор назвал эту песню патриотической, рассказать о том, что песня была гимном России. (слайд 1)
2. Работа с презентацией.
- Ребята уже знакомы с именем Александра Невского, великого полководца и святого земли русской, но лучше повторить.(слайд 2)
- Рекомендуется повторить, что такое кантата, кем и когда она была создана, прослушать хоры из кантаты «Александр Невский»: «Песня об Александре Невском» (№ 2) и «Вставайте, люди русские» (№ 4).
- В первом хоре отметить повествовательный характер главной мелодии, которая сродни старинным былинам. Это начало событий, данное в эпическом плане, - рассказ о недавней победе русских над шведами: "А и было дело на Неве-реке" - и о готовящемся новом испытании: "Не уступим мы землю русскую". "Кто придет на Русь, будет насмерть бит" - такова основная мысль этой части. Средняя его часть от слов "Ух, как бились мы, как рубились мы!" более оживленна и картинна. Звуки битвы, бряцание оружия, удары мечей переданы в оркестре в сопровождении ударных (барабан, бубен), но гусельные переборы у арф придают музыке характер эпического рассказа.
- Хор «Вставайте, люди русские» имеет трехчастную форму. И это не случайно. Осмыслить выразительное значение музыкальной формы может помочь непосредственная исполнительская деятельность учащихся. Дети могут спеть главную мелодию хора с ориентацией на нотную запись (с. 17). В нотной записи они увидят те «подсказки», которые помогут им передать характер этой темы: темп – решительно, мужественно; динамика – громко (форте), особенности ритма (акценты). На слух ребята могут определить колорит сурового минорного лада.
- Пусть ученики подумают над тем, какое вступление могло бы предшествовать появлению главной темы хора в кантате (значение термина «кантата» объясняется в Учебнике на с. 16). После высказываний детей предложите им послушать фрагмент хора – вступление и первую тему. Во вступлении дети, наверняка, услышат звучание колокола. Что передает звучание колокольного звона во вступлении: радость? тревогу? взволнованность? призыв? Пусть ребята выразительным активным движением руки изобразят под музыку вступления партию оркестрового колокола. Трудность выполнения этого задания будет заключаться в том, что нужно «уловить» удары колокола, которые звучат неравномерно, несимметрично.
- Этот хор был очень любим в годы Великой Отечественной войны. Он действительно является боевой патриотической песней.
- Объяснить фразу:
- «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».
- Завершить урок можно продолжением работы над исполнением русских народных песен – «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу».
Дом.задание: Дома учащиеся могут выполнить задание в Рабочей тетради на развороте «Наша слава – русская держава».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал к уроку музыки в 5 классе по теме: "Образ моря в музыке и изобразительном искусстве"
Данный материал идет как сопровождение к уроку музыки в 5 классе. во втором полугодии по теме: Образ моря в музыке и изобразительтном искусстве". презентация содержит картины художника-мариниста...
Музыкальный материал для уроков музыки. 1 полугодие, 2 класс
Этот музыкальный материал и требования к уровню подготовки учащихся для уроков музыки во 2 классе( из программы начального образования по музыке авторов Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой) поможет учителю н...
Игровой материал для уроков музыки 5-7 класс
1. Задание: в буквенной таблице найти фамилии 15 композиторов.2. вопросы к кроссворду "Лира"...
Музыкальный материал для уроков музыки (2 класс).В помощь учителю начальных классов.
Сценарий Праздника 1 сентября.....
"ЕСЕНИН И МУЗЫКА" ( материал для уроков музыки в 7-8 классах или для музыкального лектория для старшеклассников)
Интересный материал для уроков или лектория...
«Игровой прием обобщения материала на уроках музыки в 1-7 классах» (разработка урока)
Разработка урока Зариповой М.А. "Игровой прием обощения материала на уроках музыки в 1-7 классах" была опубликована в сборнике педагогических статей "Современный урок в сфере требований ФГОС второго п...
Методический материал к уроку музыки в пятом классе
Презентация к уроку музыки в 5 классе "Тайна скрипки"...