"Берегите голос"
материал по музыке по теме

Руднева Елена Викторовна

Анатомия голосового аппарата

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete_beregite_golos.doc104 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                 БЕРЕГИТЕ ГОЛОС!

Анатомия голосового аппарата


У человека голосовые связки состоят из мышечной и соединительной ткани, натянутые симметрично с каждой стороны между  голосовым отростком черпаловидного хряща и внутренней поверхностью  угла щитовидного хряща гортани. Они участвуют в образовании звуков.

Рис. 1. Связки и суставы гортани, вид сзади

1  - гортань; 
2 - дыхательное горло; 
3  -  разветвление бронхов; 
4 -легкие; 
5 - диафрагма


В голособразовании задействованы глотка, гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи, грудная клетка и мышцы брюшной полости. Указания двигательным нервам поступают из мозга, заставляя работать органы голосообразования. Это единый сложнейший механизм. Поэтому при обучении мы говорим: "сначала голова, затем голос".Нервные центры головного мозга являются главным органом в процессе певческого голосообразования.

Слух является основным регулятором голоса.

Голос напрямую связан со слухом. Без участия слуха голос не может правильно формироваться. Качество голоса зависит от состояния здоровья слухового аппарата точно также, как слуховой аппарат от состояния здоровья  голосового аппарата: здесь связь двухсторонняя - одно не может существовать без другого. 
Слуховые   восприятия  осуществляются   через   деятельность голосовых органов, слушая речь, музыку  или пение, мы "про  себя", а иногда  и вслух, повторяем их и только после этого воспринимаем.

Певческий голос

Понятие «певческий голос» связано со способностью человека петь.
В отличие от речи, звуки голоса певческого имеют точную высоту, могут долго длиться. Они проявляются на гласных. Пользоваться голосом певческим человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

Различают   голос певческий бытовой («не поставленный») и профессиональный («поставленный»). Под постановкой голоса понимается приспособление и развитие его в целях профессионального использования. Такие качества  голоса певческого, как яркость, красота, сила и длительность звучания, широта диапазона, гибкость, неутомляемость, во многом определяющиеся природными свойствами голосового аппарата, могут быть развиты в процессе постановки голоса. Голос может быть поставлен для оперно-концертного пения, исполнения народных песен, эстрадного пения и т. д.

Определяющие качества   голоса певческого - красота тембра и способность долго выдерживать звуки. Оперно-концертный голос должен быть хорошо слышным в больших залах, то есть обладать так называемой полётностью. Полётны звонкие, металличные голоса. Качество металличности и полётности определяется наличием в спектре голоса группы высоких обертонов, так называемой высокой певческой форманты. Округлость и мягкость звучания голоса зависят от усиления обертонов низкой части спектра. Высокая и низкая певческие форманты, а также вибрато (пульсация с частотой 5-6 раз в секунду) определяют красоту и льющийся характер голоса.

Важное качество  голоса певческого - его сила. Оперное пение требует сильного голоса, который может наполнять большой зал и быть слышным на фоне оркестрового сопровождения. Голос от природы имеет  регистры. Под регистром понимается ряд однородных по тембру звуков, производящихся единым физиологическим механизмом. Звуки разных регистров звучат по-разному. В мужском голосе выделяют грудной регистр в нижней части диапазона и фальцетный в верхней. Грудной регистр отличается силой и богатством звучаний. Фальцетный слаб и беден по тембру. В женском голосе различают грудной регистр, центральный, в котором совмещается головное и грудное звучание, и головной в верхней части диапазона, звучащий светло, открыто.

Профессиональный  голос певческий должен иметь диапазон в две октавы и звучать ровно на всём протяжении диапазона. Это достигается с помощью развития смешанного звучания, так называемого микста.
Голоса классифицируются по тембру и высоте. Различают шесть основных типов голосов:

Женские голоса:

  • сопрано
  • меццо – сопрано
  • контральто

Мужские голоса:

  • тенор
  • баритон
  • бас


                           Подготовка вокального и речевого аппарата.

Для разогрева аппарата есть несколько физических упражнений:

1. Возьмите большим и указательным пальцами за крылышки носа,  издавая звук и выдувая  его через нос, делайте небольшие нажатия на крылышки.
Нажатия должны быть очень мягкими и быстрыми. (Упражнение делается 20 раз, прерываемся, затем повторяем еще несколько раз.
2. Положите язык на переднюю, верхнюю часть зубов и сделайте им несколько вращательных движений по внешней стороне верхних и   нижних эубов. Язык должен плотно прилегать к зубам

(Сделайте это упражнение по 10 раз в каждую сторону).

3. Слегка сомкните губы и вытяните их вперед. На высоком тоне голоса попробуйте повибрировать губами, имитируя звук поющей лягушки. Выдувание звука должно быть очень мягким и близким к губам. При правильном выполнении упражнения вы должны будете почувствовать легкое щекотание на губах ,.Повторите упражнение несколько раз,  затем усложните упражнение. Тем же приемом, не меняя положения губ провибрируйте гаммочку вверх и вниз .(гамма-поступенное движение вверх и обратно).
4. Сложите руки в кулаки и потрите ими грудную клетку. Сначала вращающими движениями, а затем движениями имитирующими  утюг гладящий белье. Через несколько минут вы почувствуете тепло и прилив энергии.

Рекомендации ораторам во время работы

1. Во время чтения лекции глаза должны быть мягкими, улыбчивыми.
 Брови чуть приподняты, ноздри слегка вздернуты, а мышцы щек сокращены в   улыбке.
Достаточно  улыбнуться глазами или  просто подумать об улыбке, мышцы щек автоматически сократятся.
Лицо станет одухотворенным и очень обаятельным.

2. Старайтесь говорить высоко и спокойно, это не даст связкам устать, а слушатель будет вынужден сосредоточиться на приятном тембре вашего голоса.

3. Говорить спокойно, не значит говорить без красок (монотонно).
Главное как для оратора ,так и для вокалиста уметь правильно распределить дыхание и силу голоса.

В каждом вашем предложении есть вершина (смысловая точка), вот к ней энергетически по нарастающей идет усиление вашего голоса, затем естественен мягкий   спад к концу предложения, Пользуйтесь  голосовыми красками, эмоционально подпитывая организм, а для этого поговорим о дыхании и артикуляции.

Артикуляция очень важна. Активная подача .Чем больше вы помогаете себе, артикулируя (утрируя согласные и открывая максимально рот на гласные), тем меньше давление у вас идет на связки и значит голос будет менее уставший.

Поведение певца до выхода  на сцену и во время концерта

1. Настраивайте себя на концерт задолго до выхода на сцену еще дома, собирая ноты, готовя костюм и реквизит.

2. Старайтесь делать все, получая удовольствие: от надетого вами платья или костюма, подбора грима и предвкушения чуда, которое называется "сцена".

3. Оденьтесь, сделайте последние штрихи, выпрямитесь, разверните плечи, чтобы нормально дышать и красиво выглядеть, что немаловажно, улыбнитесь и вперед.

4. Состояние перед выходом на сцену сравнивается с поведением скаковой лошади перед стартом. Это состояние возвышенного возбуждения  и нетерпения быстрейшего выхода на сцену. Несите себя ровно,с  достоинством  с высоко поднятой головой.

5. Вот вы на сцене и перед вами сотни и тысячи зрителей.
Не начинайте выступление сразу, старайтесь даже при самом страшном волнении сохранять внешнее спокойствие.

6. Если сильное сердцебиение, и дыхание не восстанавливается, сохнет во рту рекомендую раза три медленно вдохнуть и выдохнуть, тихонечко покусать кончик языка- это вас успокоит и увлажнит полость вашего рта.
 7. Стройте программу вашего концерта по нарастающей, перемежая сильные тяжелые произведения более легкими, чтобы связки и весь организм успевал немного отдохнуть.

8. Ведите себя в паузах между произведениями интеллигентно и с достоинством, не забывая при этом про улыбку.

9. Не кланяйтесь в низком реверансе- это признак дурного тона. Также не рассылайте бесконечные воздушные поцелуи.

10. Во время пения не смотрите в пол, глаза при пении очень важны, они выражают эмоциональное состояние каждого произведения.

11. Не переминайтесь с ноги на ногу, найдите положение, удобное для вашего тела.      Я не рекомендую стоять во время пения фронтально к публике, лучше развернуть торс в полуобороте, выдвинув одну ногу вперед.

12 Не машите чрезмерно руками- это говорит о нервозности и непрофессионализме, но и не зажимайте руки, прижав их к себе, так как при пении живет весь организм. В зависимости от образа руки могут быть нежными, страстными и даже страшно скрюченными, но это только в том случае, если этого требует образ.

13. Заканчивайте выступление на его пике, не утомляя публики, и ни в коем случае не заканчивайте концерт после пика менее выигрышными произведениями.
Заканчивайте тогда, когда во время пика публика еще хочет и хочет вас слушать.

Реабилитация голоса при  простудных заболеваниях

Голос хорошо звучит только тогда, когда певец здоров, бодр и в хорошем настроении. От настроения певца очень часто зависит качество репетиции. Если певец пришел на урок расстроенным, подавленным, угнетенным, то занятие продуктивным не будет.Настроение - эмоциональная настройка - влияет на активность нервной системы и на общий тонус организма.

Кратко рассмотрим наиболее распространенные из простудных заболеваний. Самое частое простудное заболевание - это насморк (воспаление слизистой оболочки носа). Заболевание несерьезное, но неприятно способностью спускаться вниз - на гортань. В таком состоянии наступает длительное расслабление голосовых мышц, и голос надолго теряет свою настоящую звучность. Помимо острых бывают и длительные - хронические насморки. И те, и другие необходимо серьезно лечить, так как при них выключается полностью или частично нос, как резонатор, а это ухудшает качество озвученной речи.Насморк часто бывает вместе с острым воспалением верхних дыхательных путей, и его не  следует путать с гриппом, вирусным заболеванием, которое очень часто дает  осложнения на гортань. После гриппа может долго наблюдаться ослабленное смыкание или даже не смыкание голосовых складок.

При простудных заболеваниях гортани - острых ларингитах - поражается не только слизистая оболочка, но и голосовые складки, наблюдается их не смыкание. Простудные ларингиты быстро проходят, но не смыкание складок после них может затянуться. Всякое заболевание носа или глотки не проходит бесследно для гортани. Она в той или иной степени вовлекается в болезненный процесс.

Острые заболевания миндалин в обыденной жизни называют ангинами. Острые и нечастые ангины быстро излечиваются и не оставляют следа. Но ангины хронические, часто повторяющиеся, или так называемые хронические тонзиллиты не проходят бесследно для всего организма и для гортани в частности. При них слизистая оболочка глотки находится почти постоянно в воспаленном состоянии, в это воспаление вовлекается и гортань. В случае безрезультатного длительного лечения больные миндалины удаляют оперативным путем.

Воспаление трахеи - трахеиты бывают чаще простудного характера. Но признаки трахеита: тяжесть, неловкость и даже боль в области трахеи могут быть при форсированном дыхании во время фонации, при перенапряжении голоса. При трахеитах ослабевает качество голоса, снижается сила и ухудшается тембр.

Очень неблагоприятны для голосовых складок все простудные заболевания дыхательных путей, сопровождающиеся кашлем. Сам по себе этот симптом несерьезен. Но кашель связан с сильными выдыхательными толчками на голосовые складки, с их травмированием. Поэтому даже небольшой кашель может ухудшить звучание голоса. А после сильного приступобразного кашля, особенно без мокроты, голос может надолго потерять свою звучность.

Рекомендации

1.Во время болезни рекомендовано пить как можно больше теплого питья 
2. Есть теплую манную кашу на чистом молоке со сливочным маслом.
3. Делать компрессы на горло: а) из смеси водки с растительным маслом: б) из медовой лепешки (мед с мукой).
4. Полоскать раствором соли, соды и  йода.
5. Для дезинфекции  полоскать раствором ромашки и шалфея.
6. Обязательно по назначению врача пить отхаркивающие сиропы.
7. При сильном простудном кашле хорошо делать картофельные, масляные и эвкалиптовые ингаляции.
8. Сделать раствор редьки с медом (почистить большую редьку, вырезать середину, положить пару ложек меда и дать настояться до получения жидкости внутри).
9. Очень хорошо настоять в молоке инжир и выпить.
10. Самое главное – закрыть рот и МОЛЧАТЬ !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Певческий голос и некоторые проблемы постановки голоса

Данные рекомендации посвящены методам использования физиологически обоснованных защитных механизмов голосовых связок в вокальной технике. В настоящее время эти вопросы являются очень животрепещу...

Береги свой голос - сбережёшь здоровье

Внеклассное мероприятие...

Берегите голос ребенка.

Голосовые правила, о которых должны знать родители, средства, которыми можно воспользоваться при первичных нарушениях голоса....

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Голос и его свойства. Гигиена голоса».

Логопедическое занятие валеологической направленности, в котором интегрированы образовательные области "Развитие речи", "Коммуникация",  "Здоровье", "Музыка", посвящено ознакомлению детей с образ...

Детский голос. Профилактика и охрана детского голоса.

Свойства нормального певческого звука, рабочий диапозон детского голоса. Профилактика и охрана детского голоса....

Берегите детский голос

Консультация для родителей...

Доклад на тему "Берегите детский голос"

Малыши очень музыкальный народ. Они имеют музыкальные способности, о которых мы даже не подозреваем, и прямо-таки обожают петь....