"Нам проверка на прочность бой" (военная тема в творчестве В.Высоцкого)
материал (музыка, 9 класс) на тему
Лучшими своими песнями В. Высоцкий воспитывает в нас настоящих граждан своей Родины. Такая музыка, такие песни нужны человеку в сложной ситуации, в очень ответственный и даже смертельно-опасный момент его жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nam_proverka_na_prochnost_boy.doc | 45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Нам проверка на прочность бой»
(военная тема в творчестве В.Высоцкого)
Форма: Литературно-музыкальная гостиная
Аудитория: учащиеся 9-11 классов
Цель: формирование патриотического сознания, гражданской позиции, эстетического вкуса.
Задачи:
- Расширить спектр знаний о реалиях Великой Отечественной войны через «погружение» в военную тематику творчества Высоцкого В.С.
- Воспитывать уважение к историческому прошлому и культурному наследию.
- Развивать умение слушать, анализировать, оценивать поступки и события, делать выводы.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, книжная выставка по творчеству В.Высоцкого, видео – и аудиоматериалы, видеоаппаратура.
Ход мероприятия.
Владимир Высоцкий. Это имя и при жизни было легендой. В одном социологическом исследовании на вопрос: «В чем секрет популярности В. Высоцкого? – на I место вышел ответ о правдивости его творчества. Дальше шли ответы о мужестве, смелости, силе духа. III место отводится близости к реальной жизни. IV место занимает доступность.V – принадлежит самоотдаче, самосгоранию – отдавая себя людям. На VI месте стоит близость к народу, народность. Далее отмечается искренность, откровенность, открытость, многоплановость, многогранность.
Для одних он Поэт-бард ( кстати сам Высоцкий не любил этих слов, он говорил «Я не бард, не поэт – я сам по себе», для других – представитель массовой культуры, одни его помнят по театру, другие пишут о киноработах или исследуют его песенное творчество.
Мы же сегодня поговорим о В.Высоцком как о поэте, исполнителе, о человеке, который искренне любил свою родину, о его отношении к людям войны. Военная тема занимала в его творчестве одно из важнейших мест. Будучи сыном офицера, живя среди военных, он хорошо знал их быт, много слышал от отца и его друзей рассказов о войне, о героизме и трусости. И о трусости, потому что на войне, в критических условиях человек раскрывается во всей своей сути. Сразу после окончания Великой Отечественной войны Владимир два года жил с отцом в послевоенной Германии. Сильные для детского ума впечатления от того времени позднее, несомненно, так или иначе претворились в его музыкально-поэтическом творчестве.
В. Высоцкий умел слушать людей, запоминая рассказанное, увиденное, а потом талантом художника умел это пережить, перечувствовать и сделать своим. А после – вынести на суд слушателей.
Однажды, давая интервью, Высоцкий сказал: «Я почти все свои песни пишу и пою от первого лица. Я рискую говорить «Я» вовсе не от ячества. Во-первых, во всех этих вещах есть мой взгляд на этот мир, на эти проблемы, на людей, на события, о которых я пишу. Мой, только мой собственный взгляд.
Песни Высоцкого – произведения художника, ярко, убедительно рассказывают о нашей жизни. Его стихи – не любительство, это – профессионально. Теперь это стало уже всем понятно, совсем как у поэта:
«Большое видится на расстоянии
Но лучше, если всё-таки вблизи».
Судьба героя в его песнях – это судьба Родины. Война – не только борьба человека с обстоятельствами, но и борьба с самим собой. Высоцкого, как и многих других больших писателей, поэтов вдохновляли подвиги защитников Родины.
(песня «А на войне как на войне»)
«Уходит обратно уже поредевшая рота
Что было не важно, а важен лишь взорванный форт
Мне хочется верить, что грубая наша работа
Вам дарит возможность беспошлинно видеть восход».
В Литературной газете было напечатано интервью с В. Высоцким. Там говорилось: «Многие ваши песни, такие как «Братские могилы», «Сыновья уходят в бой», «Песня о Земле» - посвящены войне. Чем Вас привлекает эта тема?
- Я понимаю ваш вопрос. Я ведь отношусь к послевоенному времени. Не знаю… По-моему нас мучает чувство вины за то, что мы опоздали родиться, и мы своим творчеством, как бы довоевываем. Это чувство вины живых перед павшими видно во многих военных песнях Высоцкого. Об этом «Он не вернулся из боя» и «Песня о погибшем летчике», в которых есть такие слова:
«Но мне женщины молча намекали встречая,
Если б ты там навеки остался
Может мой бы обратно пришёл.
Я кругом и навечно виноват перед теми
С кем сегодня встречаться я почел бы за честь,
Но хотя мы живем до конца долетели-
Жжет нас память и мучает совесть
У того, у кого она есть…»
Много раз звучат в этой песне слова: вернулся, вернулся, вернулся. Как заклинание. Как просьба о прощении. Ведь ребят и убивают не только пули… Он вернулся. Вот какая беда.
(песня «Разведка боем»)
Вообще Высоцкому свойственна острота, жестокость поэтического взгляда на события, на отношения людей, когда как прикрытье используем павших, мимоходом по павшим скорбя. Вот так выражал Высоцкий духовную ситуацию на войне::
«Её любовь не для нас – верно ведь?
Что нужнее сейчас – ненависть!»
В 1974 году вышел совместный советско-югославский фильм о войне «Единственная дорога». В самом начале звучит в исполнении Высоцкого песня – камертон, сразу дающая зрителю очень определенный настрой, сильнейший эмоциональный толчок его чувствам.
«В дорогу живо, или в гроб ложись
Да, выбор небогатый перед нами.
Нас обрекли на медленную жизнь,
Мы к ней для верности прикованы цепями.
А кое-кто поверил второпях,
Поверил без оглядки, бестолково,
Но разве это жизнь, когда в цепях?
Но разве это выбор, если скован?»
В этом фильме и в этой песне жестокая правда о физическом бессилии пленного перед врагами. Но даже в цепях может человек сделать свой выбор, чтобы умереть достойно, не предав другого, на предав себя. Трудно назвать это песней. Стихотворная баллада, мелодизированная речь, порою даже рычание человека от бессилия. Заканчивается она парадоксально звучащими, но такими емкими строчками:
«Мы не умрем мучительною жизнью,
Мы лучше верной смертью оживем!»
На многое в военной теме Высоцкий взглянул по-новому, с позиций человека сегодняшнего дня. Сказал так, как до него никто не говорил.
В художественной литературе о войне, о военных мемуарах не раз приходилось читать описание того, что скажем всадник или пулеметчик, шофер или танкист в бою сливались со своим конем, пулеметом, автомобилем или танком в единое целое. Наверное, так оно и было. Но вот песня В. Высоцкого « Я – Як-истребитель». Предельно-динамичная песня. Неожиданный парадоксальный поворот темы: противоречие, раздвоенность, бунт. В песне разговор идет от имени машины. Машина одушевлена: самолет, оружие летчика «устал от ран» и взбунтовался против человека. «Я, мой, мною» настаивает машина. На войне даже терпению машины бывает предел, а человек делает свое трудное, ратное дело. Делает даже за пределом сил. И если он гибнет в своей машине, то и ей «гореть на земле». Не машины в конечном счете решали судьбу победы, а человек. Эта песня – выражение высшей гуманности поэта она утверждает значимость человека, это гимн человеку.
( песня « Як – истребитель»
Полна трагизма, жгучей боли «Песня о Земле». Песня вздох, песня-предостережение.
«Звенит она, стоны глуша
Изо всех своих ран и отдушин.
Ведь Земля – это наша душа
Сапогами не вытоптать душу».
В анкете, собственноручно заполненной Высоцким в 1970г, среди полусотни самых разных вопросов был и такой: «Любимый композитор, музыкальное произведение, песня?! Ответ: Шопен, 12й этюд (революционный), «Вставай страна огромная». Очень характерный ответ.
На военной дороге поражений и побед, по дороге туда и обратно много осталось не вернувшихся из боя. И вот звучит реквием не вернувшемуся из боя другу, потому что
«Наши мертвые нас не оставят в беде
Наши мертвые как часовые»
Тема женской верности – традиционная тема военной поэзии. Но решается она двояко – идеально и драматически: как и в жизни бывает – по-разному.
«Мы вас ждем, торопите коней
Мы в высоких живем теремах –
Входа нет никому в эти зданья:
Одиночество и ожиданье
Вместо вас поселится в домах…»
Есть у К. Симонова стихотворение «Открытое письмо женщине из г.Вичуга». Начинается оно так: « Я вас обязан известить
Что не дошло до адресата
Письмо, что в ящик опустить
Не постыдились вы когда-то…»
Герой погиб, не получив извещение об измене жены. Высоцкий решает эту же ситуацию более жестко: его солдат получил такое письмо из дома. И оно становится причиной его смерти на поле боя.
«Он шагнул из траншеи
С автоматом на шее
Он разрывов беречься не стал
И в бою под Сурою
Он обнялся с землею
Только ветер обрывки письма разметал…»
Война и дети. Есть ли более не совместимые понятия? Но к несчастью оно было: очень трудное военное и послевоенное детство. Когда в подвалах и полуподвалах «ребятишкам хотелось под танки». (Баллада о детстве). Это страшно если «Сыновья уходят в бой». Этого не должно быть и поэт заявляет:
«Вот кто-то решив: после на, - хоть потоп,
Как в пропасть шагнул из окопа,
А я для того свой покинул окоп,
Чтоб не было больше потопа».
Неизгладимый след оставила война в памяти людей.
(песня «Пожар»)
«И еще будем долго огни принимать за пожар мы
Будет долго казаться зловещим нам скрип сапогов.
О войне будут детские игры с названьями старыми
И людей будем долго делить на людей и врагов…»
Следующая песня о времени Великой Отечественной войны – в ней все реалии – сегодняшние.
« Уходим под воду в нейтральной воде
Мы можем по году плевать на погоду
И если накроют – локаторы взвоют
О нашей беде…»
Этой песней Высоцкий как бы говорил – что и сегодня – в мирное время – гибнут люди. А потому «Спасите наши души!» Эту фразу в самом конце он повторяет несколько раз «Наш стон все глуше, глуше».
Высоцкий всегда начинал свое выступление с военных песен. И всегда это подчеркивал. Зачастую и заканчивал ими:
«Я падаю грудью, хватая свинец;
И крики «ура» застывали во рту,
Когда мы пули глотали
Но с неба свалилась шальная звезда
Прямо под сердце.
Над нами шквал, он застонал
И в нем осколок остывал…»
Лучшими своими песнями В. Высоцкий воспитывает в нас настоящих граждан своей Родины. Вот такая музыка, такие песни нужны человеку в сложной ситуации, в очень ответственный и даже смертельно-опасный момент его жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в рамках недели русского языка, посвященный военной теме в творчестве В.С.Высоцкого
Обучающиеся смогут узнать много нового и интересного о Владимире Семёновиче Высоцком - поэте, актёре, музыканте и певце. Человек выдающийся, о котором можно говорить и спорить, которым можно восх...
Открытый урок литературы в 11 классе по теме: «Авторская песня. Песенное творчество В. Высоцкого, А. Макаревича, С. Трофимова. Любовная лирика».
Литературная гостиная.Учитель: Щепилова Е. В. Открытый урок литературы в 11 классе по теме:«Авторская песня. Песенное творчество В. Высоцкого, А. Макаревича,С. Трофимова. Любовная лир...
Литературный вечер по творчеству В.Высоцкого "С Высоцким в XXI век"
Мероприятие разработано на основе воспоминаний близких людей В.Высоцкого - поэта, актёра, друга. Использованы записи стихов, посвящённых В.Высоцкому,из личных архивов учителя. Для проведения этого мер...
Статья "ЕГЭ - проверка на прочность знаний"
В данной статье проводится анализ результатов ЕГЭ по району. Выделяются проблемы в организации системы подготовки к ЕГЭ и обозначены основные задачи по их устранению....
Презентация "Военная тема в творчестве Б.Васильева"
В презентации "Военная тема в творчестве Б. Васильева" даны страницы биографии писателя, история создания военных произведений автора....
исследовательская работа Военная тема в творчестве саратовских писателей
исследовательская работа по творчеству саратовских писателей...
Открытый урок по теме "Только он не вернулся из боя". Вечер, посвященный военной теме в творчестве В.Высоцкого.
Открытый урок по теме "Только он не вернулся из боя". Вечер, посвященный военной теме в творчестве В.Высоцкого....