кгспект урока по музыке 7 класс
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока: «Песни- рожденные войной» (7 класс)
( составила- учитель музыки МБОУ «СОШ №28 г. Астрахани
Колотова Тамара Геннадьевна)
Цель деятельности учителя - создать условия для проведения анализа произведений, способствовать формированию музыкальной культуры личности, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности (слушание музыки, пение).
Планируемые результаты:
Предметные: научиться слушать и анализировать песенные музыкальные произведения В.И.Лебедева- Кумача, В.П.Соловьева- Седого, М.И.Блантера, С.Каца
Метапредметные:
-познавательные: внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;
-коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения;
-регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Личностные: оценить результаты деятельности.
Музыкальный материал: В.И. Лебедев-Кумач «Священная война», К.Я.Листов «В землянке», М.И.Блантер «Катюша»,С.Кац «Шумел сурово Брянский лес».
Дополнительный материал: репродукции картин и плакатов времен ВОВ, слова песен, фонограммы песен о войне.
Сценарий урока.
1. Постановка учебной задачи :
Учитель: Сегодня мы поговорим о песнях рожденных Великой отечественной войной, о тех кто создавал эти песни, о том как они создавались.
11. Актуализация опорных знаний. Выполнения задач реконструктивно-вариативного и творческого типа.
(понятие ПЕСНЯ)
1. рассказ учителя о возникновении песен во время Великой Отечественной войны(ВОВ).
Песни рождаются в хорошие и трудные времена, они отображают настроение человека, его радость и боль, призывают к борьбе и подвигу, передают мечту о мире и любви. Песни живут с человеком всю его жизнь. Мы сегодня говорим о песнях, которые прошли с нашими дедами и прадедами через самые суровые испытания- воной. Песня быстрее всех других музыкальных жанров вошла в будни войны, стала частью жизни фронта и тыла. Она вливала новые силы в уставших бойцов, вдохновляла в бою. Она помогала с достоинством принять неизбежную смерть. Не случайно певец А.Окаемов, идя на казнь в немецком плену, запел «Орленка» В.Белого. в минуты краткого отдыха звучали лирические песни «В землянке» и «Темная ночь». Песня как бы сокращала расстояния, приближала родных и близких, в песне солдат выражал свое чувство к любимой, веру в скорую победу и встречу.
У вас было задание найти материал о создании некоторых песен времен ВОВ. И мы выучили некоторые песни, которые исполним сегодня.
Первая группа- рассказ о песне А.В. Александрова и В.И. Лебедева- Кумача «Священная война»
2. Знакомство с историей создания песни «Священная война»
В один из июльских дней 1941 года на Белорусском вокзале в Москве эшелоны с бойцами готовились к отправке на фронт. Провожавшие их артисты Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР запели новую песню.
Ее чеканная мелодия, суровость, мужественная сдержанность так захвати всех присутствующих, что песню пришлось повторить пять раз. Это была «Священная война», написанная композитором А.В.Александровым на стихи поэта В.И.Лебедева- Кумача. ( портреты на экране)
Отсюда она начала свой боевой путь и прошла его вместе с советскими воинами через все испытания к победе.
Поэт Евгений Долматовский вспоминал:
- в начале июня 1941 года группа поэтов вернулась из военного лагеря в Москву. Нашего возвращения ждала редактор музыкального отдела радио- музыковед, женщина тихая и спокойная. Она посмотрела на нас сквозь толстые стекла очков и с невозмктимым видом спросила6 « не кажется ли вам, что атмосфера накалилась и вот- вот начнется война с немцами? Надо думать о том, с какими песнями красноармейцы пойдут в бой. Считайте наш разговор доверительным. Если удастся написать в ближайшие дни песню- приносите. Обещаю, до начала войны о ваших сочинениях такого рода никто не узнает».
Не знаю, написал ли песню Виктор Гусев, но у меня не получилось. А Лебедев- кумач засел за работу.
22 июня он дописал последние строки. А 24 июня 1941 года стихотворение «Священная война» было опубликовано в газетах «Известия» и «Красная звезда».
На четвертый день войны композитор Александров написал на эти стихи музыку. Песню срочно разучил Краснознаменный ансамбль. Она звучала по радио. В те грозные дни песня была просто необходима! Быстроте ее появления удивлялись и до сих пор удивляются. Она стреляла как пушка, стоявшая в засаде.
Вставай страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Слушание песни «Священная война»
Скажите , могла ли такая песня поднимать бойцов в бой?
Охарактеризуйте музыку и ритм песни ( мужественная, суровая, ритм чеканный)
3. Знакомство с историей создания песни «Шумел сурово Брянский лес» :
( вторая группа учеников)
Песня «Шумел сурово Брянский лес» была создана композитором С.А.Кацем на стихи А.В. Софронова по просьбе брянских партизан. Вскоре ее запела вся страна.
В военно- мемуарных источниках можно найти следующие сведения об этой песне: в конце августа 1941 года в Москву приехал молодой комиссар Брянского фронта с поручением от политуправления. Он разыскивал поэтов и композиторов. Комиссару нужны были песни для партизан.
Однажды по радио из лесов пришла шифровка: «…патроны и оружие отберем у врага, а вот песни как трофей не возьмешь. Пришлите песню».
Заказ был передан поэту Анатолию Софронову и композитору Сигизмунду Кацу. Над песней работали долго. Авторам приходилось много слышать и читать о партизанах. Но будет ли этого достаточно, чтобы почувствовать атмосферу и обстановку? Когда песня была готова, заказчика в Москве уже не было- комиссар отбыл на фронт. Но обстоятельства складывались удачно: военного корреспондента «Известий» Анатолия Сафронова командировали на Брянский фронт, а Сигизмунду Кацу разрешили выехать вместе с ним. В одном из партизанских отрядов разучили песню «Шумел сурово Брянский лес». Вскоре эта песня широко зазвучала среди партизан.
Сегодня ее мелодия звучит в Брянске ,на площади Партизан у Памятника вечной славы павшим в боях за освобождение Брянска и Вечного огня
Слушание песни «Шумел сурово брянский лес».
Скажите похожи ли эти песни, чем похожи ( характером, суровостью, настроением)
4. Знакомство с истории создания песен «Катюша» и «В землянке».
На войне было сложено и пелось немало боевых громких песен, песен призывов к победе, песен маршей. Но не менее любимы песни лирические, душевные, тихие такие как «Катюша» и «В землянке».
Третья группа расскажет нам об этих песнях:
Только в Красной армии грустное лирическое стихотворение может выполнить роль боевой воодушевляющей песни.
Алексей сурков не писал песню специально. он и стихотворения не писал. Просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли в голову. Потом рассказал жене, где находится, о чем думает, какая наконец погода в тех местах. Причем песня «В землянке» распространилась раньше, чем на слова была написана музыка.
В конце 1941 года в Москве по дороге из эвакуации на фронт задержался композитор Константин Листов. Он и сочинил мелодию. Затем песня была исполнена по радио. Ее запели и очень полюбили за то, что она говорила людям суровую фронтовую правду.
Бьется в тесно печурке огонь,
На поленьях смола как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза…
( звучит песня «В землянке».дети подпевают, текст песни на столах или на экране)
Почти легендарную популярность обрела «Катюша». Написанная еще в мирное время, она в годы войны пелась повсюду, на ее мелодию подбирались самые разные стихи. Задорная и лирическая, она несла с собой веру в победу.
После войны «Катюша» стала своего рода паролем дружбы. Ее знают во всех странах и поют на разных языках когда ее автор- композитор Я.Блантер приехал в Италию, местные газеты писали, что в страну прибыл синьор «Катюша».
Исполнение песни «Катюша».
111. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
- назовите фамилии композиторов –сочинивших военные песни;
- о чем поется в песнях услышанных сегодня на уроке;
- какую роль играют слова и музыка в этих песнях.
Вывод:
Фронтовые песни- живые свидетельства героических лет. Они всегда вселяли в душу воинов дух бодрости и отваги, веру в победу. А для нас это живая история Великой Отечественной войны в песнях. Изучая и исполняя эти песни мы - прикасаемся к истории воны.
Домашнее задание:
Расспросить своих бабушек и дедушек, какие военные песни они помнят, записать.
При создании сценария урока использованы источники:
http//orpheusmusik.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Богатырская тема в музыке.Открытый урок по музыке 5 класс.
Предмет: музыка. Цель урока: Выявить какое эмоциональное воздействие оказывают на личность учащихся произведения музыки, изобразительного искусства, литературы. Тип урока: урок комплексного применения...
Разработка мультимедийного урока по музыке в 4 классе по теме "Музыка Украины"
Мультимедийная презентация, видео мамериалы по теме...
Сценарий открытого урока (предмет "Музыка") в 6-м классе "Протестное содержание музыкальных образов русской ROCK-музыки
Вниманию пользователей предлагается сценарий урока, созданного на основе педагогической технологии Л.П.Масловой....
Урок по музыке 5 класс «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»
Раскрытие понятия жанра хоровой музыки.Усвоение особенностей жанров народно-хоровой, хоровой храмовой и светской музыки.Знакомство с музыкальными образцами этих жанров....
План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.
Тема урока: Искусство Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...
Урок в 5 классе ФГОС по музыке. Тема урока "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".
В классе 13 учеников. Разделились на 4 группы, которые выполняют задания по карточкам. В каждой группе выбран учитель, который оценивает работу группы. Для выразительного чтения, заранее д...
Технологическая карта урока по музыке в 5 классе. Тема урока: "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора…"
Технологическая карта к уроку по музыке. Тема урока: "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора"...