С.И.Танеев "Серенада" для смешанного хора - аннотация
учебно-методический материал по музыке на тему
Хоровая миниатюра «Серенада» на стихи А.Фета, написанная С.Танеевым для смешанного хора в четырехголосном изложении, связана с образами любви: к природе, матери к ребенку, восхищение красками природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya.doc | 1002.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ЛГ МАОУ ДОД «Музыкальная школа»
Отделение музыкально-теоретических дисциплин и хора
С.И.ТАНЕЕВ «СЕРЕНАДА»
АННОТАЦИЯ К ХОРОВОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ
РУКОВОДИТЕЛЬ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «ДЕЛИЦИЯ»
ГАЙНАНШИНА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА
г.Лангепас, 2012г.
Сергей Иванович Танеев (1856-1915) – русский композитор, музыкальный теоретик, пианист, дирижер, общественный деятель.
Родился С.И.Танеев в г. Владимире в дворянской семье. С 5 лет занимался игрой на фортепиано. В 1866г. семья переехала в Москву, где будущий композитор поступил учиться в Московскую консерваторию. Окончил консерваторию с Большой золотой медалью по двум специальностям (1875г.).
С 1878 г. – преподаватель, затем профессор Московской консерватории по теоретическим дисциплинам, а с 1881-1888 г.г. и по классу фортепиано.1885-1889г.г. – директор консерватории. С 1902г. был организатором «булычевских вечеров», на основе которых было создано Научное музыкальное общество.
С.И.Танеев собирал и изучал народное творчество.
Хоровое творчество
Хоровые произведения составляют значительную часть творчества композитора:
- Кантата «Я памятник себе воздвиг»
- Кантата «Иоанн Дамаскин»
- Кантата «По прочтении псалма»
- Хоры в опере «Орестея»
- Хоры a capella
- Цикл из 12 смешанных хоров на сл. Я.Полонского в 3-х тетрадях
- Ранние сочинения для смешанного состава («Серенада», «Сосна», «Венеция ночью»)
- Духовные хоры
Творчество С.И.Танеева отличается большим богатством содержания, глубиной мысли в сочетании с лирической выразительностью, законченность форм, полифоническим мастерством. Тематика его сочинений охватывает широкий круг жизненных, философских, этических проблем:
- борьба сил добра и зла («Прометей»)
- стремление от мрака к свету («Восход солнца»)
- вопросы жизни и смерти («На могиле»)
- во многих хорах изображены картины природы («Сосна», «Венеция ночью»).
Отдельные хоры отличаются монументальностью, до тех пор необычайной для жанра русской светской музыки a capella. Танеев применяет в основном полифонические средства, такие как контрапункт, который по выражению композитора «дает возможность извлечь из хора наибольшую выразительность»
Мелодика отдельных хоров С.Танеева по широте, напевности близка к народной песне, русской романсовой лирике.
Большинство хоров композитора трудны для исполнения – широкий диапазон хоровых партий и высокая тесситура, иногда инструментальная трактовка голосов, обилие модуляций и отсюда частые интонационные трудности, разная подтекстовка в партиях.
Авторами текстов хоровых произведений Танеева были А.Пушкин, Ф.Тютчев, А.Фет, М.Лермонтов, А.Хомяков и другие.
Афанасий Афанасьевич Фет – русский поэт, был принципиальным сторонником доктрины «чистого искусства», избегавший в своей поэтической практике обращения к социальной действительности, прямого отклика на жгучие вопросы современности. В тоже время его поэзия – в более широком смысле – имеет твердую жизненную почву. Ощущая жизнь как всевластную, захватывающую силу, поэт как бы растворяет свое «я» в стихии органической жизни. Необыкновенно острые лирические эмоции вызывает в Фете природа – «весны таинственная сила». «Пейзаж души» дан у Фета в движении, насыщен живыми деталями предметного мира, наглядными образами, богат слуховыми и зрительными ощущениями. Поэзия Ф.Фета музыкальна и мелодична.
Хоровая миниатюра «Серенада» на стихи А.Фета, написанная С.Танеевым для смешанного хора в четырехголосном изложении, связана с образами любви: к природе, матери к ребенку, восхищение красками природы – уходящего теплого вечера, плавно переходящего в ночное царство луны и звезд – мы видим в поэтическом тексте.
Это еще раз подтверждает ровное спокойное дыхание и мягкую атаку звука, которые используются на протяжении всего произведения от самого первого звука до последнего его «растворения» и затухания.
«Серенада» написана в умеренном темпе, в характере спокойного шага (Andante =58 ), в мажорном ладу, в тональности B Dur, размер ¾. Начинается миниатюра из затакта с третьей доли, восьмыми длительностями, что придает движению небольшой импульс вперед, словно дуновение ветерка. Этот ритмический рисунок лежит в начале каждой фразы.
3/4
Непрерывность звучания в хоре поддерживается цепным дыханием, которое объединяет между собой фразы. Работая над дыханием, нужно заострить внимание на смену дыхания не в конце слова, а в середине слова на гласном звуке; после смены дыхания следует вступать на нюанс тише; менять дыхание непринужденно и заранее, не доводя его до «истощения». Место цезур определяется паузами, ферматами и «галочками». Фермата и пауза играют немаловажную роль в исполнении данного хорового произведения. Они дают возможность осмыслить происходящее, перестроиться на другой характер и образ в новой части.
Форма произведения простая трехчастная с расширенной репризой за счет введения полифонических приемов – имитации в голосах, сначала в Альтах и Тенорах, затем в Басу, которая построена на одной фразе «спи мое дитя».
Данная форма, как нельзя лучше характеризует жанр серенады, которая родилась во Франции (serenade - вечер), была очень популярна в Италии и Испании и была связана с образами любви. «Серенада» Танеева повествовательного характера, описывающая пейзаж, зарисовку заходящего солнца и приближающейся ночи. Отсюда вытекает и динамика произведения, пиано вводит нас в лирико-романтический образ с мягким, нежным, даже несколько волшебным звуком. Только услышав первые аккорды, хочется переместиться во все таинство природы, чтобы понаблюдать за сменой вечерних красок, за переливанием и мерцанием звезд, почувствовать то дыхание ночи, о котором пишет поэт «…как легко дыханье ночи…».
Обращаясь к поэтическому тексту можно выверить и певческое дыхание, которое должно быть цепным, «перетекающим» из фразы во фразу, не нарушая то спокойствие ночи, которое создано самой природой.
Ферматы здесь формообразующие, так как они представлены на окончании первого и второго разделов и приходятся на один и тот же слог – ди-тя.
Еще одним выразительным приемом пользуется композитор, в конце каждой части изменяется темп, постепенно замедляя движение (poco rit.), после чего ремарка a tempo возвращает нас к предыдущему, первоначальному темпу (пример 1).
Фактура произведения смешанная, с преобладанием гомофонно-гармонического, что характерно этому жанру, и лишь в III разделе, при многократном повторении текста «…спи, моё дитя…», мы наблюдаем полифоническое изложение текста, которое проходит имитационно сначала в партии А и Т, а затем и Б. Все эти приемы вводят нас в круг образов колыбельной песни (пример 2).
Тональный план
I | II | III |
B Dur | g moll d moll Es Dur | B Dur Es Dur B Dur |
Гармонический анализ
II 5/3= S 5/3 |
B Dur
T5/3 S6/4 T5/3 S6/4 T5/3 S6/4 T5/3 T6/4 - D5/3 - T5/3 S 5/3 D2 T6 – III5/3 T6 II 5/3 -
D g moll D проход. D T6/4 D7 D -
VI 6= II 6 |
d moll
III6/4= VI 6/4 |
Bdur II 7 III5/3 S 5/3 D2 T6 III5/3 T6 II 5/3 - II 5/3 - II 7 D5/3 T5/3
S6/4 T5/3 S6/4 T5/3 S6/4 T5/3 T6/4 - D5/3 - T5/3 проходящ.
T6= D6 |
Es dur D6/5
T5/3= S5/3 |
B dur
II 6 имитация D5/3 III5/3 VI 5/3 S5/3 II 7 D5/3 T5/3 T5/3
Исходя из характера произведения, звуковедение во всех партиях legato, которое достаточно сложно отрабатывать при вертикальном движении голосов, поэтому дирижеру с помощью плавного, гибкого дирижерского жеста нужно помочь исполнителям выдержать штрих и кантилену на протяжении всего произведения.
Окраска певческого звука должна быть светлой, в высокой позиции. Особенно обратить внимание на басовую партию, чтобы звук не был «тяжелым» и темным. Добиваться в работе над звуком нежного, мягкого, плавно льющегося исполнения.
Тесситура для хора удобная. Диапазон хоровых партий позволяет исполнителям передать образ произведения, его красочность, сочность, насыщенность гармоний и бархатистость звучания.
- Диапазон хора – F большой октавы до G 2-й октавы.
- Диапазон S партии – C первой октавы - G 2-й октавы.
- Диапазон А партии – G малой октавы - As первой октавы.
- Диапазон T партии – D малой октавы - D 1-й октавы.
- Диапазон В партии – F большой октавы - G малой октавы.
Удобная тесситура звучания и диапазон партий помогают хору естественно показать вершины фраз, которые совпадают со смысловыми акцентами на первой доле такта (пример 3).
Кульминация всего произведения приходится на 3 раздел серенады и является связующим звеном эмоционально-художественной вершины музыкального языка и поэтического текста. Связь эта хорошо видна в партитуре и слышна в хоре: постепенное нарастание звучности, широкое расположение в аккордах.
3 раздел «Серенады» - реприза 1 части с дословным повторением двух первых тактов и новой трактовкой басовой партии в третьем такте, где бас делает скачок на чистую кварту вниз, образуя октаву с партией тенора (пример 4). Такой квартовый ход придает фонизму фактуры еще более далекую пространственность, разомкнутость, подготавливая слушателя к главному высказыванию мысли - к кульминации всего произведения (пример 5).
Кульминация логически выстроена как в поэтическом, так и в музыкальном плане. Догорающий тихий вечер плавно переходит в ночь, наполненную теплом, звездным небом, звездами, которые в оригинале поэт сравнивает с ангельскими очами:
…смотрят ангельские очи
Трепетно светя…
Композитор же заменил эту строчку своими словами «…смотрят звезды, словно очи…». Нюансы очень чуткие, дают ощущение колыхания, трепета листочков, дуновения ветра – и это все в пределах звучания piano.
Ансамбль.
Прежде всего, ансамбль – художественное единство, согласованность всех элементов хорового звучания.
Ритмический ансамбль в этом произведении достаточно прост, так как здесь нет дробления долей, полиритмии, синкоп, триолей и других сложных ритмов. Начальная же ритмоформула требует аккуратности, строгости, точности взятия каждой доли в аккорде, чтобы не нарушить мелодическую линию. Дирижер должен собрать внимание исполнителей для точности при вступлениях, снятиях и в агогике.
Очень важен в этом произведении динамический и тембральный ансамбль. Динамика звучания не должна выходить за пределы mp – mf. В унисонном звучании добиваться одной тембральной окраски голосов, чтобы не было выделения партий (пример 5).
Следует обратить внимание на частный и общехоровой ансамбль как в отдельных партиях, так в партии всего хора, чтобы была слитность голосов, согласованность, ровность звучания, одно звукообразование.
Строй.
Одной из трудностей горизонтального строя является длительное повторение одного и того же звука в партиях А и В, между которыми образуется октава. Отрабатывать интонацию с тенденцией к повышению в высокой позиции, в одной певческой манере и в гармонии с остальными голосами (пример 7)
Наиболее сложное место в вертикальном строе приходится на кульминацию произведения и требует тщательной отработки в гармонии.
Привожу примеры сложных аккордов в произведении: (пример 8)
Приемы работы над скачками:
- пение на слог, собирающий звук («лё», «ю»), а также закрытым ртом.
Движение по полутонам:
- пение по четвертьтонам, с остановкой на устойчивых звуках; пение на слог, собирающий звук, а также закрытым ртом.
Зонный строй должен быть прозрачным, чтобы услышать красоту гармонии, трепетность звучания.
Дикция.
Тихо вечер догорает, горы золотя
(Ти-ха ве-черда-га-ра-е-тго-ры –за-ла-тяа)
Знойный воздух холодает.( Зно-йны-йво-сду-ха-ла-да-ет).
Спи, мое дитя (Спи, ма-ё ди-тяа).
Соловьи давно запели (Са-ла-вьи да-вно за-пе-ли)
Сумрак возвестя (Су-мра-кво-зве-стяа);
Струны робко зазвенели (Стру-ны ро-пка за-зви-не-ли)
Спи, мое дитя (Спи, ма-ё ди-тяа).
Смотрят звезды, словно очи (Смо-тря-тзвё-зды-сло-вна очи),
Трепетно светя. (Тре-пе-тно сви-тяа);
Так легко дыханье ночи (Та-кле-хко ды-ха-нье ночи)
Спи, мое дитя (Спи, ма-ё ди-тяа).
Логическое строение стиха совпадает с музыкальными вершинами фраз, ударениями в ловах. Особенностью произношения рядом стоящих согласных – быстрое проговаривание, без излишнего утрирования таких слов, как: знойный воздух; сумрак возвестя; струны; смотрят звезды; трепетно; зазвенели.
Произношение гласных и согласных звуков, четкое произношение слов в этом произведении необходимы, чтобы донести до слушателя тот смысл, ту идею стихотворения и произведения, воплощенных поэтом и композитором. И это главное – передать образ теплого, нежного вечера, плавно переходящего в ночное царство луны и звезд.
Используемая литература:
- Безбородова Л.А. Дирижирование: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов. – М.: Просвещение, 1984. – 111с.
- Дмитриевский Г.А. Хороведение и управление хором. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1957. – 106с.
- Дыганова Е.А. Самостоятельная работа студентов по выполнению аннотаций на вокально-хоровые произведения. Методические рекомендации. – Казань: ТГГПУ, 2010. – 29с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока «Смешанные дроби. Представление смешанного числа в виде неправильной дроби»
Проект урока по теме «Смешанные дроби. Представление смешанного числа в виде неправильной дроби» в 5 классе по учебнику Дорофеева Г.В. "Математика. 5 класс". К проекту урока прилагается презентация, к...
Открытый урок по хору .Тема: Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре
"Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре."Цель:развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре...
Григорианский хорал - основа культуры католического Запада. Теория и видеозаписи концерта знаменитого Григорианского хора Парижа в Санкт-Петербурге.
Григорианский хорал — литургическое пение Католической Церкви на латинском языке, одноголосное и без участия музыкальных. инструментов. Текстовую основу григорианского хорала составляют книги Свя...
Разработка открытого урока по хору "Игровые моменты в вокально-хоровой работе над произведениями в хоре 1 класса,развитие музыкальных способностей".
В данной разработке представлены различные игровые формы и методы вокально-хоровой работы над музыкальным произведением в хоре....
Один из лучших в мире школьных детских хоров на гастролях в России. Видео Tiffin-хора.
Хор основан в 1957 году при Tiffin School. Сами англичане в своих аннотациях к концертам обязательно отмечают, что этот хор является именно государственным, как и само учебное заведение, при котором о...
Аннотация хорового произведения «Ивушка» Русская народная песня Обработка для хора М. Солодковой
Аннотация хорового произведения «ИВУШКА»Русская народная песня Обработка для хора М. СолодковойСодержание:1. Общий историко-стилистический анализ произведения.2. Музыкально-теори...
Аннотация хорового произведения «Утро» Музыка П.И. Чайковский. Обработка для хора А.В. Свешникова. Слова А. Машистова.
Аннотация хорового произведения «УТРО»Музыка П.И. Чайковский. Обработка для хора А.В. Свешникова.Слова А. Машистова. Содержание:1. Общий историко-стилистический анализ произведен...