Урок музыки в 3-м классе "Портрет в музыке"
план-конспект урока по музыке на тему
Данный урок проводится в 3 классе по теме Портрет в музыке. Он является вторым в разделе "День, полный событий", на изучение которого отводится 4 часа. Урок связан с предыдущим уроком "Утро", так как на предыдущем уроке были введены термены "музыкальный образ", "динамика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_3_kl._portret_v_muzyke.docx | 22.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 3 классе.
Учитель музыки МБОУ СОШ № 5
Щербакова Н.А.
Цели:
Воспитательная: формирование эмоционального отношения к музыке, понимание музыки, развитие культуры речи, сравнение музыкальных образов и оценивание характером.
Развивающая: восприятие музыкальных образов, умение различать музыкальные фрагменты, образное мышление, способность сопоставлять факты, анализировать и высказывать свою точку зрения.
Обучающая: углубить знания о средствах музыкальной выразительности – динамические оттенки, штрихи, тембр, интонация. Умение использовать их при составлении музыкального портрета.
Задачи урока:
- формировать культуру слушателя; дать понятие о выразительных и изобразительных интонациях; познакомить со средствами музыкальной выразительности (тембром, динамикой, штрихами), их ролью в создании характера, образа; воспитывать в детях положительные черты характера.
Оборудование:
ТАВСО
Музыкальные инструменты: свирель, бубен, ложки, синтезатор.
Методы обучения, используемые на уроке:
Музыкальные:
Метод эмоциональной драматургии;
Метод наблюдения за музыкой;
Метод сопереживания;
Метод музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному;
Метод размышления о музыке;
Метод моделирования художественно-творческого процесса.
Общепедагогические:
По источнику знаний – практический, наглядно-слуховой, словесный.
По характеру познавательной деятельности – объясниьтельно – иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, игровой.
По дидактическим целям – методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.
Ход урока:
Орг.момент:
Музыкальное приветствие (на тему «Болтунья» С.С. Прокофьева) – эмоциональный настрой на урок.
Учитель: Сегодня у нас с вами очень интересный урок. А чему мы научимся на уроке музыки, об этом мы попробуем сказать вместе.
Чему нас учит музыка?
Ученики: Умению слушать, понимать и чувствовать.
Учитель: Хорошо, а как вы думаете, музыка может только выражать чувства или она может еще и изображать?
Ученики: Музыка может изображать.
Учитель: А какие картины музыка может нам нарисовать?
Ученики: Музыка может изображать картины природы, настроение, может нарисовать образы животных и людей.
Учитель: Молодцы. В изобразительном искусстве картины природы называют – пейзаж, а картины, где изображен образ человека как называется?
Ученики: Портрет.
Учитель: Правильно. Вот мы и подошли к теме нашего урока. Кто мне сможет ее точно назвать:
Ученики: Портрет в музыке.
Учитель: Замечательно. Так как мы находимся на уроке музыки, то будем рисовать музыкальные портреты. И целью нашего урока будет: узнать, какими музыкальными красками можно нарисовать портрет. Художник, чтобы нарисовать картину может пользоваться красками: масляные, акварельные, гуашь. Так же и композитор может пользоваться красками, но только музыкальными.
А теперь вспомните наше музыкальное приветствие. Мелодию вы слышали впервые или она уже вам знакома? (Если не вспомнили, то напеть или наиграть).
Конечно. Это «Болтунья». Откройте учебники на странице 26-27, и найдите, кто автор этого стихотворения и кто композитор?
Ученики: Автор стихотворения – Агния Барто, композитор – С.С.Прокофьев.
Учитель: Молодцы. Со стихами А.Барто мы встречаемся с самого детства, это и «Зайку бросила хозяйка», «Идет бычок качается» и многие другие. И с музыкой Прокофьева мы уже встречались. А сейчас еще раз внимательно послушаем это произведение и подумаем, какой же образ нарисовала нам музыка? (Слушание).
Учитель: Молодцы. Все внимательно слушали, а теперь попробуем ответить на поставленный вопрос.
Ученики: Музыка нам нарисовала образ девочки Лиды, которая все время болтала.
Учитель: Прочитайте, пожалуйста, 2-е четверостишие, с выражением. Что общего здесь между музыкальной и разговорной речью?
Ученики: Скороговорка и убедительная размеренная речь – чередование.
Учитель: Композитору удалось передать настроение стихотворения? Музыка ка звучала?
Ученики: Музыка звучала легко, весело, шутливо, быстро
Учитель: Хорошо, вот мы и нарисовали первый портрет и в этом помогла нам музыка С.С.Прокофьева.
А сейчас вы сами будете исполнителями, но для этого нам нужно подготовить свой голосовой аппарат к работе.
Дыхательная гимнастика:
1.Зевок
2.Собачка.
3.Шарик.
4. А,О,У – Работа над исполнением штрихов - legato, staccato, nonlegato.
Учитель: Хорошо, наш голосовой аппарат готов к работе.
Сейчас я вам исполню 3 музыкальных фрагмента. У вас на партах лежат файлы, достаньте розовый лист. Обратите внимание, на них написаны три четверостишия, ваша задача – внимательно прослушать фрагменты и правильно подобрать, к каждому свой стих. (Приложение № 1)
Слушание.
Учитель: А теперь мы разобьемся на группы?: 1,2,3.
Еще раз играю фрагмент, а вы попробуйте подобрать название нашей будущей песенке – (читают, называют)
Тоже проделываем с другими фрагментами.
Молодцы, а теперь обратите внимание на доску, это наша музыкальная палитра – здесь Музыкальные краски, которые помогут нам точнее передать все 3 образа.
Берем первую краску:
ИНТОНАЦИЯ – это музыкальное зерно, из которого рождается музыкальное произведение. Давайте подберем к каждому фрагменту свои интонации (повторяем – какими бывают интонации - подбираем).
Следующая краска – динамика – Что это?
Ученики: Сила звука.
Учитель: Какие динамические оттенки вы знаете?
Ученики: Громко, тихо, не очень громко, не очень тихо. (подбираем)
Учитель: Следующая краска – штрихи – они помогают ярче представить характер звучания. Какие штрихи вы знаете, мы с ними сегодня уже встречались, когда готовили свой голосовой аппарат к работе.
Ученики: Легато – плавно, Стоккато – отрывисто, нон- легато – подчеркивая. (подбираем).
Учитель: А теперь, используя все краски, которые мы подобрали к каждому фрагменту, исполним их (поем хором и соло).
Поаплодируем нашим солистам.
Вот мы с вами и нарисовали 3 образа, какие музыкальные краски мы использовали на уроке?
Ученики: Штрихи, динамические оттенки, интонацию.
Учитель: Музыка может рисовать не только портреты людей – взрослых и детей. Она может рисовать еще и образы животных и птиц.
А чей образ мы будем сейчас рисовать - вам расскажет музыка. Закрываем глаза, кладем голову на руки и внимательно слушаем.
Ученики: Музыка нарисовала нам образ Червячков.
Учитель: Возьмите музыкальную палитру и опишите образ Червячков (дети описывают)
Молодцы, а теперь настало время физминутки.
Исполнение физминутки «Червячки».
Сегодня очень плодотворный урок, мы уже нарисовали несколько портретов. Перечислите их.
Ученики: Болтунья, Плакса, Злюка, Резвушка, Червячки.
Учитель: Молодцы. Сейчас я вам предлагаю прослушать новую песню, которая называется «Вечный двигатель».
Ваша задача – внимательно прослушать и подумать о каком же вечном двигателе в ней идет речь, какие композитор взял музыкальные краски для того, чтобы точно показать вечный двигатель. (Разучивание припева).
Учитель: Подведение итога урока, оценивание учащихся, ДЗ.
Приложение № 1
3 фрагмента.
- «Брошу на пол куклу я,
Уходите все друзья.
Не хочу я веселиться,
Буду только злиться, злиться».
- «На скакалке я скачу,
Прыгаю и хохочу,
Я люблю играть, резвиться
И с друзьями веселиться».
- «Плачет дождик за окном,
Плачет Таня за столом,
Не хочу идти гулять,
Буду слезы проливать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства "Я рисую музыку"
Цель: Развивать умение различать характер предложенного музыкального произведения красками, используя особенности цвета и нетрадиционные техники рисования....
Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"
Интегрированный урок в 3 классе, с применением ИКТ....
Бинарный урок литературы и музыки "Образы природы в поэзии и музыке"
На примере высочайших образцов поэзии И.А.Бунина и музыки С.Рахманинова показана связь двух видов искусства....
Урок музыки в 5 классе по ФГОС "Музыка эпохи Возрождения"
Урок с использованием ИКТ и Интернет - технологий. Форма: урок - путешествие с элементами исследования....
Бинарный урок (литература и музыка) "Образы природы в поэзии и музыке"
На примере поэтических и музыкальных шедевров показана неразрывная связь литературы и музыки....
Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, музыкальных инструментах. Закрепление интереса к музыкальному искусству.
Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, му...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...