Урок музыки в 5 классе "Мюзикл"
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
Заключительный урок из цикла "Путешествие в музыкальный театр"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myuzikl_5_klass.doc | 516.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 5 классе
По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.Сергеевой
Тема полугодия: «Музыка и литература»
Заключительный урок из цикла
«Путешествие в музыкальный театр. Мюзикл
Автор: Преображенская Юлия Алексеевна
учитель музыки ГБОУ СОШ №347 Невского района г. Санкт-Петербурга
Цель урока:
Знакомство с особенностями жанра мюзикла
Задачи:
- Дать характеристику жанра мюзикл
- Ознакомление с творчеством американского композитора Эндрю Ллойда Уэббера и его мюзиклом «Кошки»
- Выявить особенности музыкального языка и манеры исполнения мюзикла
- Воспитывать любовь и развивать познавательный интерес к зарубежной и русской музыке
- Развивать вокально-хоровые навыки
- Добиться постижения детьми смысла художественного образа песни, ее выразительных средств
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы, используемые на уроке:
- Объяснительно- демонстративный
- Частично-поисковый
- Репродуктивный
- Беседа
- Рассказ
- Проблемное задание
Формы организации учебной деятельности:
- Коллективная
- Групповая
- Индивидуальная
Музыкальный материал:
- Р. Роджерс «До, ре, ми…» из мюзикла «Звуки музыки»
- Э.Л. Уэббер мюзикл «Кошки» Mungojerrie & Rumpeltiser
- Э.Л. Уэббер ария Гризабеллы «Память» из мюзикла «Кошки»
- «Лев и Брадобрей» муз. М.Дунаевский, слова Н. Олев
- Распевки
Этапы работы:
Этапы работы | Время |
1. Приветствие детей Видео фрагмент 2. Задания «Верно ли утверждение?», работа с текстом 3. Знакомство с композитором Э.Л. Уэббером и его мюзиклом «Кошки», Слушание и анализ музыки 4. Распевание детей 5. Вокально-хоровая работа 6. Обобщение, выявление характерных особенностей жанра мюзикла 7. Задания на закрепление материала 8. Синквейн |
3 мин.
5 мин. 12 мин. 3 мин. 10 мин.
3 мин. 7 мин.
2 мин. |
Конспект урока:
1. Дети входят в класс под музыку (Р. Роджерса «Звуки музыки») и рассаживаются по своим местам.
Учитель говорит о том, что урок сегодня необычный…и что бы понять, о чем будет идти речь, нужно просмотреть небольшой видеоролик…
(просмотр фрагмента мюзикла «Кошки» Э.Л. Уэббера)
Учитель вместе с детьми обсуждает увиденный фрагмент.
(что мы увидели в этом фрагменте? Это была опера? Балет? А, может,- оперетта? Как Вы думаете, какой жанр театрального искусства предстал перед нами?). Дети с помощью наводящих вопросов выходят на жанр МЮЗИКЛ (появляется тема на доске)…
А что это за жанр? В чем его особенности? Давайте выяснять… А разобраться в этом нам поможет небольшая игра…
2. Учитель предлагает поиграть в игру «Верно ли утверждение?»
Учащимся раздают листы с вопросами, на которые они могут ответить только «Да» или «Нет» (приложение 1)
Учитель оговаривает, что в конце урока ученикам предстоит еще раз ответить на эти же вопросы и сравнить ответы.
Для выполнения следующего задания учитель предлагает ученикам разделиться на 2 группы. Обе группы получат листы с информацией и вопросами, на которые, внимательно прочитав текст, учащимся нужно будет дать ответ.
(приложения 2,3)
По истечении времени, данного на выполнение этого задания, учитель просит группу огласить ответы на вопросы, и фиксирует ответы в таблице на доске.
Вопросы |
Ответы |
1.Что такое мюзикл? | |
2. Где и когда зародился этот жанр? | |
3.Когда мюзикл появился в России? | |
4.Что является литературной основой мюзикла? | |
5.Каковы сюжеты мюзиклов? | |
6.Какими качествами должен обладать актер мюзикла? |
3. Учитель рассказывает о том, что автором мюзикла, считают композитора, написавшего музыку к спектаклю, т.к. именно музыка играет здесь главную роль.
Одним из самых популярных композиторов мюзикла, вне всякого сомнения, является Эндрю Ллойд Уэббер – английский лорд, бизнесмен, мультимиллиардер, и, одновременно с этим, талантливейший композитор 20 века.
Биографы Уэббера неоднократно называли композитора «кошачьим человеком». И не просто так. Кошки - давняя любовь Эндрю. В квартире его семьи коты жили постоянно. Двух из них звали Дмитрий и Сергей – в честь Шостаковича и Прокофьева – любимых композиторов семьи Уэбберов. Эндрю неоднократно рассказывал, что в Оксвордский университет он попал частично благодаря своей любви к кошкам. Во время собеседования, которое проводил преподаватель, юноша «подружился» с его сиамским котом, это растрогало экзаменатора, и Эндрю был зачислен в ряды студентов.
Вновь обратившись к теме кошек, Уэббер создает мюзикл «Кошки», который был сыгран в общей сложности 7485 раз, и переведен более чем на 20 языков.
Сейчас перед Вами появятся герои этого мюзикла – кошки, которые живут на гигантской живописной помойке. Все они разные, но собрались здесь на ежегодный бал Джелликл – кошек. На этом балу будет выбрана одна из кошек, которая отправится в кошачий рай, для того, что бы возродиться к новой жизни.
Кошки рассказывают о себе в песнях и танцах.
Неожиданно на этом балу появляется кошка Гризабелла, презираемая кошачьей братией за свое высокомерие в молодости.
Гризабелла исполняет арию «Память», в которой она призывает всех помнить о прошлом. Сейчас Вы услышите эту арию…
Прослушивание арии «Память»…
Мы сказали, что это ария…
Эта музыка напоминает оперную арию? Чем? А чем отличается от нее?
( Манера пения в мюзикле отличается от оперной. Это скорее напевание, по-речевому интонируемые отдельные слова, восклицания, вскрики, пение-шепот. При этом артисты хора еще и танцуют. А оркестр аккомпанирует этому действию, используя ритмы и тембры джаза и рок-музыки.)
Как Вы считаете, почему эта мелодия привлекает внимание певцов «легкого» жанра?
Каков характер музыки? Почему мелодия так печальна? Что Вы представляли себе, когда слушали это произведение? Как Вы думаете, о чем идет речь в этой арии? Сколько частей мы можем выделить в этом произведении? Какие-то из них повторялись?
Мелодия арии «Память» стала одной из самых любимых во всем мире и производит неизгладимое впечатление на всех слушателей. Ее исполняют на нескольких языках…
Мы сейчас посмотрим и послушаем русскоязычное исполнение…
Обратите внимание на взаимоотношение Гризабеллы с другими кошками. Сумела ли она завоевать любовь и уважение кошек?
Повторное прослушивание…
Вы заметили, как кошки смотрели на Гризабеллу? Можно сказать с обожанием…и даже подпевали ей. Именно Гризабелла получает право возродиться для новой жизни в кошачьем раю. Мюзикл заканчивается всеобщей радостью и восторгом по поводу происходящего.
Учитель рассказывает детям, что в России тоже есть свои мюзиклы. Только появились они немного позже, чем в Европе - в 60-70 годах 20го века. Среди наиболее известных российских мюзиклов – «Приключения кузнечика Кузи» Ю.Антонова, «Волк и семеро козлят на новый лад» и «Юнона» и «Авось» А.Рыбникова. Ну и, конечно же, всеми любимый мюзикл «Мери Поппинс, до свиданья!» М. Дунаевского, с музыкой из которого детям предлагается познакомиться…
Учитель ярко и выразительно исполняет песню «Лев и Брадобрей» М.Дунаевского и предлагает детям выучить её. Обсуждается шуточный характер песни, выясняется, кто такой «брадобрей».
4. Но перед пением, необходимо подготовить к работе голосовой аппарат - распеться…
Учитель обращает внимание на певческую посадку детей (спина должна быть прямой, плечи не поднимаем, руки лежат на столе, а ноги опущены вниз).
Выполняются упражнения:
- Пение на одном звуке с закрытым ртом
- Пение на одном звуке на слоги «Да-дэ-ди-до-ду» сначала легато, потом-стаккато
- Упражнения на дикцию: на слоги «Зи-на» поступенно вверх от тоники до доминанты и обратно, постепенно ускоряя темп
- Пение скороговорок на одном звуке:
«От топота копыт
Пыль по полю летит,
Пыль по полю летит
От топота копыт»;
«Бык-тупогуб,
Тупогубенький бычок,
У быка бела губа была тупа»;
По звукам гаммы вверх и вниз:
«Ехал грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку «Цап!»
5. Далее учитель приступает к разучиванию первого куплета песни по фразам, уделяя большое внимание интонированию, ритму, точному соблюдению пауз, дикции в куплете и кантилене звучания в припеве.
Когда первый куплет детьми выучен, учитель предлагает спеть его по группам, по колонкам, индивидуально…
6. Учитель предлагает детям обобщить новый материал и попытаться выделить характерные особенности мюзикла:
- Равноправие музыки, танца и разговорного жанра
- Ведущая роль музыки эстрадного плана
- Яркий, зрелищный спектакль с обилием спец. эффектов и необычными декорациями
- В основе мюзикла могут лежать как литературные произведения, так и различные истории из жизни, газетные статьи и т.д.
7. Учитель снова обращается к заданию «Верно ли утверждение?» и просит учеников ещё раз ответить на поставленные вопросы, но уже исходя из знаний, полученных на уроке. После чего происходит обсуждение и выделение правильных ответов.
Для обобщения и закрепления полученных знаний, ученикам предлагается решить кроссворд (приложение 4).
8. В заключении урока, учитель просит детей выразить своё отношение к жанру мюзикла, чувства, эмоции, полученные на занятии, в синквейне. Предварительно учитель объясняет, как правильно выполнить это задание.
Ученики озвучивают результаты (синквейны).
Домашнее задание: тест (приложение 5)
Приложение 1
Вопросы к игре «Верно ли утверждение?»
Верно ли утверждение? | Да | Нет | Да | Нет |
|
Приложение 2
Текст задания для I группы:
Мюзикл – (от английского - musical - сокращенное от musical comedy - музыкальная комедия) – музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет, как правило, незамысловат. Это развлекательное представление, в котором соединяются различные виды искусства – эстрадная и бытовая музыка, хореография и современный танец, драма и изобразительное искусство.
Мюзикл как жанр зародился в Америке в конце 19 века и активно развивался в 20 веке. Послевоенные десятилетия стали для мюзикла триумфом. Мюзикл шагнул за пределы Америки и отправился покорять мир. Во второй половине 20 века мюзикл проникает на театральные подмостки Европы, а в 60-70х гг. и в Россию. Сейчас мюзикл - один из самых модных жанров современного театра. Центром мирового мюзикла считается Бродвей, один из районов Нью-Йорка.
Вопросы:
- Что такое мюзикл?
- Где и когда зародился этот жанр?
- Когда мюзикл появился в нашей стране?
Приложение 3
Текст задания для II группы:
Литературной основой мюзикла является либретто (литературный текст мюзикла), которое пишется либо как самостоятельная пьеса, либо по мотивам какого-либо другого произведения. При чем основой сюжета может послужить всё, что угодно: классическое литературное произведение, газетные статьи, биографии людей, современные пьесы, фильмы и т.д.
В мюзикле играют универсальные актеры. Они должны владеть хорошим голосом, уметь танцевать и быть драматическим актером. Внешность актера так же имеет большое значение.
Мюзикл - один из самых зрелищных театральных жанров. В постановке мюзикла часто применяют различные спец. эффекты.
Вопросы:
- Что является литературной основой мюзикла?
- Каковы сюжеты мюзикла?
- Какими качествами должен обладать актер мюзикла?
Приложение 4
Приложение 5
Домашнее задание:
Ответить на вопросы теста https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dFBmajUydThlQTFpVm5EVjBrMmFJWnc6MQ
(Фрагмент теста приведён ниже…)
Электронные ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК МУЗЫКИ "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА.ОБРАЗЫ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ"
РАЗРАБОТКА УРОКА 6 КЛАСС...
Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)
VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока: урок-сценарий.Цель: Показать жизнеутверждающую красоту музыки...
Сценарий урока музыки: «Музыка и литература» «Музыка и слово» (Народная песня в стихотворении Н.А. Некрасова «На Волге»)
Урок музыки в 5 классе...
Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.
В Данной публикации говорится о нескончаемом источнике в формировании процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...
Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)
Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок: "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...
Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»
Урок музыки в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...
Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс
Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...