Урок музыки в 5 классе "Мюзикл"
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Преображенская Юлия Алексеевна

Заключительный урок из цикла "Путешествие в музыкальный театр"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon myuzikl_5_klass.doc516.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                         

                                         Урок музыки в 5 классе

         По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.Сергеевой

                      Тема полугодия: «Музыка и литература»

                             Заключительный урок из цикла

               «Путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

Автор: Преображенская Юлия Алексеевна

учитель музыки ГБОУ СОШ №347 Невского района г. Санкт-Петербурга

Цель урока:

Знакомство с особенностями жанра мюзикла

Задачи:

  • Дать характеристику жанра мюзикл
  • Ознакомление с творчеством американского композитора Эндрю Ллойда Уэббера и его мюзиклом «Кошки»
  • Выявить особенности музыкального языка и манеры исполнения мюзикла
  • Воспитывать любовь и развивать познавательный интерес к зарубежной и русской музыке
  • Развивать вокально-хоровые навыки
  • Добиться постижения детьми смысла художественного образа песни, ее выразительных средств

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы, используемые на уроке:

  • Объяснительно- демонстративный
  • Частично-поисковый
  • Репродуктивный
  • Беседа
  • Рассказ
  • Проблемное задание

Формы организации учебной деятельности:

  • Коллективная
  • Групповая
  • Индивидуальная

Музыкальный материал:

  • Р. Роджерс «До, ре, ми…» из мюзикла «Звуки музыки»
  • Э.Л. Уэббер мюзикл «Кошки» Mungojerrie & Rumpeltiser
  • Э.Л. Уэббер ария Гризабеллы «Память» из мюзикла «Кошки»
  • «Лев и Брадобрей» муз. М.Дунаевский, слова Н. Олев
  • Распевки

Этапы работы:

                           Этапы работы

     Время

1. Приветствие детей

Видео фрагмент

2. Задания «Верно ли утверждение?», работа с текстом

3. Знакомство с композитором Э.Л. Уэббером и его мюзиклом «Кошки»,

Слушание и анализ музыки

4. Распевание детей

5. Вокально-хоровая работа

6. Обобщение, выявление характерных особенностей жанра мюзикла

7. Задания на закрепление материала

8. Синквейн

       

     3 мин.

   

     5 мин.

    12 мин.

      3 мин.

    10 мин.

     

     3 мин.

     7 мин.

     

     2 мин.

                                            Конспект урока:

1. Дети входят в класс под музыку  (Р. Роджерса «Звуки музыки») и рассаживаются по своим местам.

Учитель говорит о том, что урок сегодня необычный…и что бы понять, о чем будет идти речь, нужно просмотреть небольшой видеоролик…

(просмотр фрагмента мюзикла «Кошки» Э.Л. Уэббера)

Учитель вместе с детьми обсуждает увиденный фрагмент.

 (что мы увидели в этом фрагменте? Это была опера? Балет? А, может,- оперетта? Как Вы думаете, какой жанр театрального искусства предстал перед нами?).  Дети  с помощью наводящих вопросов выходят на жанр МЮЗИКЛ (появляется тема на доске)…

А что это за жанр? В чем его особенности? Давайте выяснять… А разобраться в этом нам поможет небольшая игра…

2. Учитель предлагает поиграть в игру «Верно ли утверждение?»

Учащимся раздают листы с вопросами, на которые они могут ответить только «Да» или «Нет» (приложение 1) 

Учитель  оговаривает, что в конце урока ученикам предстоит  еще раз ответить на эти же вопросы и сравнить ответы.

Для выполнения следующего задания учитель предлагает ученикам разделиться на 2 группы. Обе группы получат  листы с информацией и вопросами, на которые, внимательно прочитав текст, учащимся нужно будет дать ответ.

(приложения 2,3)

По истечении времени, данного на выполнение этого задания, учитель просит группу огласить ответы на вопросы, и фиксирует ответы в таблице на доске.

                   

                   Вопросы

                                 

                                    Ответы

1.Что такое мюзикл?

2. Где и когда зародился этот жанр?

3.Когда мюзикл появился в России?

4.Что является литературной основой мюзикла?

5.Каковы сюжеты мюзиклов?

6.Какими качествами должен обладать актер мюзикла?

3. Учитель рассказывает о том, что автором мюзикла, считают композитора, написавшего музыку к спектаклю, т.к. именно музыка играет здесь главную роль.

Одним из самых популярных композиторов мюзикла, вне всякого сомнения, является Эндрю Ллойд Уэббер – английский лорд, бизнесмен, мультимиллиардер, и, одновременно с этим, талантливейший композитор 20 века.

 Биографы Уэббера неоднократно называли композитора «кошачьим человеком». И не просто так. Кошки - давняя любовь Эндрю. В квартире его семьи коты жили постоянно. Двух из них звали Дмитрий и Сергей – в честь Шостаковича и Прокофьева – любимых композиторов семьи Уэбберов. Эндрю неоднократно рассказывал, что в Оксвордский университет он попал частично благодаря своей любви к кошкам. Во время собеседования, которое проводил преподаватель, юноша «подружился» с его сиамским котом, это растрогало экзаменатора, и Эндрю был зачислен в ряды студентов.

         Вновь обратившись к теме кошек, Уэббер создает мюзикл «Кошки», который был сыгран в общей сложности 7485 раз, и переведен более чем на 20 языков.

         Сейчас перед Вами появятся герои этого мюзикла – кошки, которые живут на гигантской живописной помойке. Все они разные, но собрались здесь на ежегодный бал Джелликл – кошек. На этом балу будет выбрана одна из кошек, которая отправится в кошачий рай, для того, что бы возродиться к новой жизни.

Кошки рассказывают о себе в песнях и танцах.

Неожиданно на этом балу появляется кошка Гризабелла, презираемая кошачьей братией за свое высокомерие в молодости.  

        Гризабелла исполняет арию «Память», в которой она призывает всех помнить о прошлом. Сейчас Вы услышите эту арию…

Прослушивание арии «Память»

Мы сказали, что это ария…

Эта музыка напоминает оперную арию? Чем? А чем отличается от нее?

 ( Манера пения в мюзикле отличается от оперной. Это скорее напевание, по-речевому интонируемые отдельные слова, восклицания, вскрики, пение-шепот. При этом артисты хора еще и танцуют. А оркестр аккомпанирует этому действию, используя ритмы и тембры джаза и рок-музыки.)  

Как Вы считаете, почему эта мелодия привлекает внимание певцов «легкого» жанра?

Каков характер музыки? Почему мелодия так печальна? Что Вы представляли себе, когда слушали это произведение? Как Вы думаете, о чем идет речь в этой арии? Сколько частей мы можем выделить в этом произведении? Какие-то из них повторялись?

Мелодия арии «Память» стала одной из самых любимых во всем мире и производит неизгладимое впечатление на всех слушателей. Ее исполняют на нескольких языках…

Мы сейчас посмотрим и послушаем русскоязычное исполнение…

Обратите внимание на взаимоотношение Гризабеллы с другими кошками. Сумела ли она завоевать любовь и уважение кошек?

Повторное прослушивание…

Вы заметили, как кошки смотрели на Гризабеллу? Можно сказать с обожанием…и даже подпевали ей. Именно Гризабелла получает право возродиться для новой жизни в кошачьем раю. Мюзикл заканчивается всеобщей радостью и восторгом по поводу происходящего.

Учитель рассказывает детям, что в России тоже есть свои мюзиклы. Только появились они немного позже, чем в Европе - в 60-70 годах 20го века. Среди наиболее известных российских мюзиклов – «Приключения кузнечика Кузи» Ю.Антонова, «Волк и семеро козлят на новый лад» и «Юнона» и «Авось» А.Рыбникова. Ну и, конечно же, всеми любимый мюзикл «Мери Поппинс, до свиданья!» М. Дунаевского, с музыкой из которого детям предлагается познакомиться…

Учитель ярко и выразительно исполняет песню «Лев и Брадобрей» М.Дунаевского и предлагает детям выучить её. Обсуждается шуточный характер песни, выясняется, кто такой «брадобрей».

4.  Но перед пением, необходимо подготовить к работе голосовой аппарат - распеться…

Учитель обращает внимание на певческую посадку детей (спина должна быть прямой, плечи не поднимаем, руки лежат на столе, а ноги опущены вниз).

Выполняются упражнения:

  • Пение на одном звуке с закрытым ртом
  • Пение на одном звуке на слоги «Да-дэ-ди-до-ду» сначала легато, потом-стаккато
  • Упражнения на дикцию: на слоги «Зи-на» поступенно вверх от тоники до доминанты и обратно, постепенно ускоряя темп
  • Пение скороговорок на одном звуке:

«От топота копыт

Пыль по полю летит,

Пыль по полю летит

От топота копыт»;

«Бык-тупогуб,

Тупогубенький бычок,

У быка бела губа была тупа»;

По звукам гаммы вверх и вниз:

«Ехал грека через реку,

Видит Грека - в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку «Цап!»

5. Далее учитель приступает к разучиванию первого куплета песни по фразам, уделяя большое внимание интонированию, ритму, точному соблюдению пауз, дикции в куплете и кантилене звучания в припеве.

Когда первый куплет детьми выучен, учитель предлагает спеть его по группам, по колонкам, индивидуально…

6. Учитель предлагает детям обобщить новый материал и попытаться выделить характерные особенности мюзикла:

  • Равноправие музыки, танца и разговорного жанра
  • Ведущая роль музыки эстрадного плана
  • Яркий, зрелищный спектакль с обилием спец. эффектов и необычными декорациями
  • В основе мюзикла могут лежать как литературные произведения, так и различные истории из жизни, газетные статьи и т.д.

        7. Учитель  снова обращается к заданию «Верно ли утверждение?» и просит учеников ещё раз ответить на поставленные вопросы, но уже исходя из знаний, полученных на уроке. После чего происходит обсуждение и выделение правильных ответов.

Для обобщения и закрепления полученных знаний, ученикам предлагается решить кроссворд (приложение 4).

8. В заключении урока, учитель просит детей выразить своё отношение к жанру мюзикла, чувства, эмоции, полученные на занятии, в синквейне. Предварительно учитель объясняет, как правильно выполнить это задание.

Ученики озвучивают результаты (синквейны).

Домашнее задание: тест (приложение 5)

                                                                                                                  Приложение 1

Вопросы к игре «Верно ли утверждение?»

Верно ли утверждение?

Да

Нет

Да

Нет

  1. Мюзикл пришел к нам из Франции
  2. Актеры мюзикла должны уметь хорошо петь и танцевать
  3. Либретто-это название женского голоса
  4. Эндрю Ллойд Уэббер немецкий композитор
  5. Мюзикл появился в 21 веке
  6. Сюжетом мюзикла может быть книга, история, опера
  7. Мюзикл-это театральный жанр, где все герои танцуют и выражают свои чувства, эмоции с помощью мимики и пантомимы
  8. Мюзикл - очень яркий, красочный жанр

                                                                                                                  Приложение 2

Текст задания для I группы:

Мюзикл (от английского - musical - сокращенное от musical comedy - музыкальная комедия) – музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет, как правило, незамысловат. Это развлекательное представление, в котором соединяются различные виды искусства – эстрадная и бытовая музыка, хореография и современный танец, драма и изобразительное искусство.

Мюзикл как жанр зародился в Америке в конце 19 века и активно развивался в 20 веке. Послевоенные десятилетия стали для мюзикла триумфом. Мюзикл шагнул за пределы Америки и отправился покорять мир. Во второй половине 20 века мюзикл проникает на театральные подмостки Европы, а в 60-70х гг. и в Россию. Сейчас мюзикл - один из самых модных жанров современного театра.  Центром мирового мюзикла считается Бродвей, один из районов Нью-Йорка.

                        Вопросы:

  1. Что такое мюзикл?
  2. Где и когда зародился этот жанр?
  3. Когда мюзикл появился в нашей стране?

                                                                                                                             Приложение 3

Текст задания для II группы: 

Литературной основой мюзикла является либретто (литературный текст мюзикла), которое пишется либо как самостоятельная пьеса, либо по мотивам какого-либо другого произведения. При чем основой сюжета может послужить всё, что угодно: классическое литературное произведение, газетные статьи, биографии людей, современные пьесы, фильмы и т.д.

В мюзикле играют универсальные актеры. Они должны владеть хорошим голосом, уметь танцевать и быть драматическим актером. Внешность актера так же имеет большое значение.

Мюзикл - один из самых зрелищных театральных жанров. В постановке мюзикла часто применяют различные спец. эффекты.

      Вопросы:  

  1. Что является литературной основой мюзикла?
  2. Каковы сюжеты мюзикла?
  3. Какими качествами должен обладать актер мюзикла?

                                                                                                                                         Приложение 4

                                                                                                                                         Приложение 5

Домашнее задание:

Ответить на вопросы теста https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dFBmajUydThlQTFpVm5EVjBrMmFJWnc6MQ

(Фрагмент теста приведён ниже…)

Электронные ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)

VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока:  урок-сценарий.Цель:  Показать жизнеутверждающую красоту музыки...

Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.

В Данной публикации  говорится о нескончаемом источнике в формировании  процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым  позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...