«Подбор музыкального материала для уроков народно-сценического танца»
методическая разработка по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств п.Октябрьский Радищевского района
Ульяновской области
Методическая разработка по теме
«Подбор музыкального материала для уроков народно-сценического танца»
Составитель:
Баринов Виктор Александрович
преподаватель I
квалификационной категории
п.Октябрьский
2014
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
Задачи музыкального воспитания ……………………………………………….4
Обязанности концертмейстера …………………………………………………..4
Технология подбора музыкального материала …………………………………5
Формы и методы работы …………………………………………………………6
Основные этапы ознакомления детей с музыкальным сопровождением на уроках народно-сценического танца ……………………………………………7
Народно-сценический танец ……………………………………………………..8
Заключение ………………………………………………………………………13
Литература ………………………………………………………………………14
Введение
Искусство танца неотделимо от музыки. Поэтому на занятиях
хореографических классов с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер исполняет музыку. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях.
Гармоничное единение музыки и танца – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. На занятиях учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, вследствие чего формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление.
Задачи музыкального воспитания
1. Развитие музыкального восприятия метроритма;
2. Ритмическое исполнение движений под музыку, умение воспринимать их в единстве;
3.Умение согласовывать характер движения с характером музыки;
4. Развитие воображения, художественно-творческих способностей;
5. Повышение интереса учащихся к музыке, развитие умения воспринимать ее эмоционально;
6. Расширение музыкального кругозора детей.
Обязанности концертмейстера
В обязанности концертмейстера хореографических классов входят:
- совместная творческая работа с педагогом-хореографом;
- репертуарный подбор музыкальных произведений;
- изучение опыта работы по эстетическому воспитанию детей в хореографических коллективах;
- знакомство с новыми методиками «движения под музыку».
Результат работы в хореографических классах возможен только при сотрудничестве хореографа и музыканта. Важным моментом этого тандема являются психологическая совместимость, личностные качества хореографа и музыканта. Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия и взаимопонимания.
Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся.
Программирует и планирует работу в хореографических классах педагог-хореограф. Концертмейстеру часто приходится работать с несколькими педагогами и, чаще всего, концертмейстер приходит на уже готовую программу. Концертмейстер обязан знать план и программу каждого года обучения и каждого занятия.
Сотворчество хореографа и концертмейстера необходимо во всех сферах (планирование, реализация учебной и постановочной работы). От концертмейстера не зависит построение занятий, это решает хореограф. А вот какова будет отдача, на каком эмоциональном уровне они пройдут, во многом зависит от музыканта, от подобранной и предложенной им музыки.
Технология подбора музыкального материала
Технология подбора музыкальных произведений базируется на глубоких знаниях концертмейстером системно-хореографического образования и техники исполнения танцевальных движений.
Концертмейстер обязан знать:
- школы и направления танцевального искусства;
- традиционные формы, методы и этапы обучения детей хореографии;
- хореографическую терминологию (на французском языке);
- методику обучения и технику исполнения элементов народно-сценического танца.
Репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий должен соответствовать природе танца, базовой основой которого является народная музыка народов мира.
К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по следующим моментам:
- характеру;
- темпу;
- метроритму;
- форме музыкального произведения.
Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо постоянно пополнять и разнообразить. Постоянное звучание на уроках одного и того же музыкального материала ведет к механическому, не эмоциональному исполнению упражнений. Не желательна и другая крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание учащихся, не способствует усвоению и запоминанию ими движений.
Формы и методы работы
Музыкальное развитие учащихся на уроках хореографии осуществляется при помощи определенных методов работы:
- наглядно-слуховой (прослушивание музыки во время показа движений педагогом);
- словесный (педагог помогает понять содержание музыкального произведения, побуждает воображение, способствует проявлению творческой активности);
- практический (конкретная деятельность в виде систематической отработки движений и комбинаций).
В процессе урока в паузах между уроками концертмейстер знакомит детей с новыми произведениями, помогает накапливать опыт в знаниях искусства, расширяет музыкальный кругозор и креативное мышление.
У концертмейстера нет специальных уроков, не всегда есть небольшие паузы, которые можно заполнить музыкой. Развивая детское воображение, восприятие, фантазию, целесообразно применить метод прослушивания фрагмента с последующим обсуждением. Результат этой методической работы всегда положительный. Танцевальные движения детей постепенно становятся более выразительными, то есть происходит сближение музыкально-слуховых форм восприятия со зрительно-двигательными. Дети учатся контролировать свои движения и делать их гармоничными.
Основные этапы ознакомления детей с музыкальным сопровождением на уроках народно-сценического танца
1 этап: первоначальное знакомство с музыкальным произведением. На данном этапе ставятся следующие задачи:
- познакомить учащихся с музыкальными фрагментами;
- научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выраженные во фрагментах чувства;
- уметь точно выполнять preparation во время вступления.
В процессе освоения нового музыкального материала участвуют слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. Поэтому материал дается в целостном виде, а не раздроблено.
2 этап: формирование умений в области музыкального исполнения движений, восприятия музыкального сопровождения в единстве с движениями. Здесь ставятся задачи:
- умение исполнять движения в соответствии с характером музыки;
- углубленное восприятие и передача настроения музыки в движениях;
- координация слуха и характера движений.
На этом этапе выявляются все неточности в исполнении, исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы выполнения хореографических заданий.
Этот этап продолжается длительное время. Идет тщательная подборка музыкального материала для каждого движения народно-сценического экзерсиса в соответствии с предъявляемыми требованиями (квадратность, ритмический рисунок, характер мелодии ,наличие затакта, метроритмические особенности, темп, размер).
3 этап: образование и закрепление навыков, то есть автоматизация способов выполнения заданий в точном соответствии с характером, темпом, ритмическим рисунком музыкального фрагмента. Он ставит следующие задачи:
- эмоционально-выразительное выполнение упражнений экзерсиса;
- развитие самостоятельной творческой активности детей.
На этом этапе закрепляется все то, что отрабатывалось в процессе обучения на втором этапе, слуховой и зрительный контроль подкрепляются двигательным. Ученики сознательно решают поставленные перед ними задачи, опираясь на приобретенные навыки слушания и танца.
Народно-сценический танец. Классификация движений.
Отточенный веками, сохранившийся в сотнях поколений, народный танец является одной из высших духовных ценностей любого народа, а так же эффективным средством не только всестороннего воспитания, но и сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры.
Используя народно-сценический танец как средство сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры, в ребенке возрождаются чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущение счастья бытия и творчества.
Классификация движений в экзерсисе у станка народного танца повторяет экзерсис классического танца. Вместе с тем, движения в экзерсисе народного танца имеют ряд особенностей и отличаются отдельными элементами движений.
Приседания в народном танце так же, как и в классическом, делятся на два вида: полуприседания и полные приседания. Но у станка народного танца есть ряд отличительных особенностей, а именно:
- приседания подразделяются на медленные (мягкие и плавные) и быстрые (резкие, обрывистые);
- все приседания исполняются по всем открытым и прямым позициям.
Упражнения на развитие подвижной стопы. В упражнении этого раздела заложена основа, идентичная bbattements tendus в классическом танце. Отличительным движением является движение в переводе стопы с носка на пятку и обратно, при этом колени обеих ног вытянуты.
Размер 2/4, характер музыки- четкий, бодрый, темп allegro или allegretto. Для музыкального фрагмента желательна квадратность.
Маленькие броски. В основе упражнения лежат элементы классического танца. Элементами, принадлежащими народному танцу, является исполнение движения на полуприседании, где в работу включается пятка опорной ноги, которая при броске работающей ноги опускается на пол, а в момент возвращения ее в позицию переводится на полупальцы.
Размер 2/4, темп allegro, четкий ритмический рисунок. На начальном этапе имеет значение квадратность, четкий ритм с акцентом на «и». Наличие затакта необходимо с начального момента изучения.
Круговые движения ногой по полу или по воздуху. Движения данного раздела являются важной составной частью урока народного танца у станка и отличаются всеми составляющими элементами от классического. При исполнении круговых движений ступня работающей ноги проводится ребром внешней стороны от пятки до носка опорной ноги (положение скошенного подъема) и далее вытянутым подъемом проводится по полукругу до второй позиции или назад.
Круговые движения ногой исполняются по полу носком или пяткой, тяжесть корпуса - на вытянутой в колене опорной ноге. Движения могут усложняться полуприседанием на опорной ноге, поворотом пятки опорной ноги, «восьмеркой», «растяжкой».
Круговые движения ногой по воздуху исполняются с вытянутым подъемом, с сокращенным подъемом, с добавлением полуприседания на опорной ноге, с поворотом пятки опорной ноги, с подъемом на полупальцы, с подскоком, с подъемом и поворотом пятки опорной ноги.
Размер 2/4, 4/4, характер мелодии может быть плавным и энергичным, синкопированным в зависимости от комбинации.
Каблучные упражнения являются спецификой народного танца. Упражнения исполняются на полуприседании, при этом участие в выполнении упражнения принимают обе ноги. Каблучные упражнения можно разделить на:
- низкие;
- средние;
- высокие.
Размер 2/4, темп от allegro до moderato, характер мелодии четкий, энергичный.
Низкие и высокие развороты ноги по характеру и темпу исполнения могут быть медленными и быстрыми. Важным отличием народного танца от классического является чередование медленных и быстрых разворотов ноги, которые могут усложняться подъемом на полупальцы, наклонами и перегибами корпуса.
Большие броски, как правило, исполняются последними в комплексе упражнений, они завершают урок у станка как народного танца, так и классического. Кроме основного вида больших бросков на уроке на уроке народного танца могут исполняться броски ногой с сокращенным подъемом, с наклоном корпуса, в сочетании с круговыми движениями ноги, с опусканием на колено и др.
Размер 2/4, характер музыкального фрагмента бодрый, энергичный, темп от allegretto до allegro moderato.
Спецификой станка народного танца являются движения, включающие дробные выстукивания, упражнения с напряженной стопой, подготовка к «веревочке».
Дробные выстукивания. Упражнения этого раздела подготавливают учащихся к исполнению дроби на середине зала. Дробные выстукивания исполняются всей ступней, каблуком, ребром каблука, либо в сочетании ударов каблуком и полупальцами.
Размер 2/4, темп allegro, четкий ритмический рисунок (по необходимости синкопированный).
Подготовка к «веревочке». Данное упражнение развивает подвижность в коленном и тазобедренном суставах, подготавливает учащихся к исполнению движения «веревочка» на середине зала.
Размер 2/4, темп, темп подвижный, четкий, ритмичный, синкопированный рисунок. Наличие затакта необходимо с начального момента изучения.
В качестве наглядного материала к данной работе представлено следующими музыкальными фрагментами:
- р.н.п. «Утушка луговая»/ ralive;
- «Сударушка» / demi-plies/grand-plies;
- «Смоленский гусачок»/Рус. нар. танец/ battements tendus;
- «Возле речки, возле моста»/ Рус.нар. песня/ battements tendus jetes;
- Бэтута /Молд.нар.танец/ rond de jambe par terre;
- У реки/ Б.Карамышев/ battements fondues;
- «Смуглянка» / А.Новиков / флик-фляк;
- Характерный танец /Т.Глиняная/ косичка;
- «Яблочко»/ Рус.нар.песня / grand battements jetes;
- Сибирский лирический /обр. Б. Карамышев/ port de bras;
- «Барыня»/ Рус.нар.танец / ключ.
Таким образом, станок народного танца значительно отличается рядом элементов от станка классического танца и является самостоятельным. Он обладает специфическими особенностями, которые подчеркивают его индивидуальность.
Заключение
Мастерство концертмейстера обладает глубокой специфичностью. Оно требует от музыканта не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально - исполнительских дарований, отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партитур, по импровизационной аранжировке музыкального материла.
Деятельность концертмейстера требует от музыканта применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений.
Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в нестандартных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость. Концертмейстер должен питать бескорыстную любовь к своей специальности, которая не приносит внешнего успеха. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива.
Литература
1. Богданов Г.Ф. «Урок русского народного танца»- Москва, 1995 г.
2. Васильев О.С. «Семиотика этнокультуры»- Современные эстрадные танцы № 2, 2003 г.
3. Васильева Т.К. «Секрет танца»- Санкт-Петербург, ОТОО «Золотой век», 1997 г.
4. Государев А.А. «Духовная и художественная иерархия ценностей в культуре личности»- Вестник академии русского балета им. А.Я. Вагановой, №6, 1997 г.
5. Горошко Н.Н. «Современная подготовка пианиста-концертмейстера: от узкой направленности к разностороннему воспитанию исполнительского мастерства»-Оренбург, Изд-во ОГПУ, 1998 г.
6. Гусев Г.Л. «Методика преподавания народного танца», Москва, «Владос», 2004 г.
7. Заикин Н.И., Заикина Н.А. «Областные особенности русского народного танца»-Орел, ОГИИК, 2004 г.
8. Исивов Л.П. «Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище»// Методические записки по вопросам музыкального образования.-М., 1966 г.
9. Классический танец / сост. Д. Ярмолович.- Санкт-Петербург: Музыка, 1985 г.
10. Кубинцева Е.И. «Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность» // Музыка в школе, №2.-2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТКРЫТЫЙ УРОК НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА "ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С МУЖСКИМ КЛАССОМ НА УРОКЕ ХОРЕОГРАФИИ"
Сценарий открытого урока по народно-сценическому танцу содержит информацию о различиях в работе с девочками и мальчиками, влиянии возрастных и психологических причин на результативность репетиционной ...
открытый урок "Народно-сценический танец"
План - конспект урока Народно-сценического танца...
Л.Ю. Лату. Рекомендации по подбору музыкального материала к урокам хореографии (классический танец)
Содержание:Введение Цель и задачи хореографического образованияРекомендации по подбору музыкального материала к урокам по классическому танцуЗаключение Особенности работы концертмейстера хореографичес...
Музыкальное оформление уроков народно-сценического танца
Методические рекомендации для концертмейстеров отделения хореографии общеобразовательных школ...
Методическая разработка Организация педагогического процесса на уроках «Народно-сценического танца» для детей с ОВЗ
Доступность народных танцев, привлекательность и лёгкость движений принесут детям радость, создадут предпосылки для дальнейших занятий музыкой и танцами, сформируют интерес к познанию мира танца...
Работа концертмейстера над подбором музыкального материала к спектаклям.
В разработке рассматриваются различные подходы к оформлению музыкальных спектаклей - подбор ранее созданных музыкальных фрагментов, а так же переложение готовой авторской музыки. Приводятся примеры по...
Методические рекомендации "Тонкости подбора музыкального материала для оформления уроков классического танца"
В работе рассматриваются нюансы подбора концертмейстером музыкального материала совместно с хореографом....