"Первый снег"
план-конспект урока (музыка) по теме

Интег                    Интегрированный урок  (музыка, литература, изобразительное искусство)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc48.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Звучит музыка П. И. Чайковского «Тройка».

Слайд: эпиграф и изображение зимнего пейзажа.

Вот ветер, тучи нагоняя,

     Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима.

(А. Пушкин)

Сегодня наш урок будет посвящён зиме

- Ребята, многие поэты, художники, писатели любили  зиму и в своих произведениях рассказывали о ней. Например, русский писатель К. Паустовский говорил: «Первый снег – к лицу зиме»

(это значит, он красит зиму, делает её нарядной).

- А какие русские пословицы о зиме вы знаете?

( Дети говорят пословицы)

-Мы дополняем: - В зимний холод всякий молод.

В зиму шубы не занимали.

Зима не без морозов.

Зимой тулуп всякому люб.

Зимой съел бы грибок, да снег глубок.

Снег холодный, а от стужи укрывает.

- Ребята, 21 ноября – Михайлов день.(изображение).

Архангел Михаил – избавитель от всяких бед и злых духов.

Это большой православный праздник, светлый и весёлый. С этого

дня говорят, что «зима встаёт на ноги», «зима морозы куёт».

С приходом зимы природа преображается. Какие приметы зимы,

Ребята, можете назвать вы?

  (Снег, деревья в инее, на еловых лапах снег, сосульки появляются

от смены температуры, снежные горки, холодно, лёд на лужах, дорогах, звери впадают в зимнюю спячку.) Слайд.

- Снег, иней, лёд – всё это создаёт красоту окружающей нас природы, которую старались передать в своих творениях художники.

Слайд с изображением зимних пейзажей художников.

-  Обращаем внимание на стенд, где также выставлены картины

художников, которые изображали зиму.

- Какие тона и краски использовали художники?

        Сиреневый, голубой, синий, фиолетовый цвета называются холодными, они чаще встречаются у художников, которые хотят передать холод, неуютность, но, тем не менее, красоту, ведь зимой свои радости и потехи у народа.

- Про какие потехи я говорю?

         (Катание на санках, лыжах, коньках, лепка снежных баб,

игра в «городки». Слайд.

- В старину не только дети  играли в «городки», но и взрослые.

Кулачные бои- до первой крови).(комментарий про игры).

- А сейчас мы посмотрим ваши работы. Какие краски вы использовали для создания изображения зимнего пейзажа?

( дети выходят по очереди со своими работами, рассказывая о них

и о самом времени года - зиме).

- К этому уроку было задание - подготовить стихи о зиме.

Давайте их послушаем. Дети выходят и читают стихи как знаменитых поэтов, также и стихи собственного сочинения.

-А как композиторы изобразили бы время года? Какой был бы лад, звуки, какая мелодия? (ответы детей).

- А знаете ли вы, что у зимы есть звуки? Какие?

        (На морозе эхо громкое, лёд  трещит, снег хрустит, метель воет, звучат капели (то тает, то подмерзает в холоде), в лесу и на

улице тишина особая, не поют птицы (и холодно, и голодно, а с голоду не запоёшь)).

- Многие звери спят, а слышно, какую птицу? (Дятла).

- Но самый характерный зимний звук на Руси - звон колокольчиков.

Слайд.

Их прикрепляли к дуге коней, которые перевозили из одного пункта в другой людей, почту (раньше не было машин). Колокольчики весело звенели, и люди слышали их издалека и спешили встретить. Слайд. (Слова)

Кто долго жил в глуши печальной,

Друзья, тот верно знает сам,

Как сильно колокольчик дальний

Порой волнует сердце нам…

        Ямщики (те, кто правит тройкой) соревновались: у кого лучше и звонче колокольчики. Иногда их вешали по несколько штук. Известны были валдайские колокольчики своим малиновым перезвоном ( звучные, как птички малиновки).

Показ колокольчика.

- Кто летом слышал их в малине? Последите в саду за этой серенькой птичкой.

Слайд.

        У П. И. Чайковского, русского композитора, есть целый цикл

произведений, который называется «Времена года».В начале урока уже звучала музыка ноября- пьеса, которая называется «На тройке»

        Хотя ноябрь считают последним месяцем осени, у нас, в средней полосе России, это уже зима. В ноябре замерзают реки,

выпадает снег.

        Мы с вами никогда не катались на тройке – на санях ( большие

санки), в которых впряжены 3 лошади. Правда, иногда на зимних праздниках можно покататься на тройке, однако не каждому выпадает это удовольствие. На пони ещё, может, катались, да? Или видели.  

         Слайд «Масленица» Кустодиева.

( комментарии по картине).учитель изо.

Звучит фрагмент музыки ноября «На тройке» и говорю:

- Когда слушаешь музыку «Ноября»- и кажется, будто сам сидишь в санях, закутанный в тёплую шубу, а лошади несут тебя по заснеженной дороге. Кругом  белые просторы, звенят под дугами

колокольчики и, конечно же, льётся песня. Песня без слов, протяжная, невесёлая. Откуда и взяться веселью? Всю жизнь в дороге. Ямщик семью видит очень редко. Вот и грустит, тоскует и

тоску свою изливает в песне. (стоп музыка).

        Музыка словно передаёт нам чувства, которые вызывает у путника песня ямщика, его думы, его настроение.

        И даже можно услышать тихий звон колокольчиков.

- И давайте услышим то, что хотел донести до нас композитор.

        

        Звучит музыка ноября « На тройке».

        ( поднять руку там, где услышите колокольчики).

Ваши впечатления. Ответы детей.

Слайд. (слова песни)

- Перед вами знакомые слова из песни. Какова здесь музыка стиха?

(высказывания детей).

- Давайте исполним эту песню. Исполнение.

- Сегодня мы с вами на уроке слушали музыку, читали стихи,

говорили о красках зимы, учили песню и даже попробовали украсить наш класс такими красивыми веточками в инее.

Ведь все знают, как красиво, когда большими хлопьями падает снег.

        Слайд с изображением кружащихся хлопьев.

И я уверена, что - то, о чём мы с вами сегодня говорили, то, что слушали на уроке - вдохновило вас, создало нужное настроение,

взволновало ваши души, и я думаю, что будет настраивать на дальнейшее творчество. И у вас всё будет хорошо.

-У вас было ещё одно задание: сделать снежные комочки из ваты.

Это нам нужно для нашей игры. Я вам буду читать текст, а при словах «снег, снег»- подкинуть шарик в ладошке.

В еловых лапах - снег, снег,

Заискрилось поле – снег, снег,

Белое раздолье – снег, снег,

По лугам – полянам – снег, снег,

На катке стеклянном – снег, снег,

Летит, кружится – снег, снег,

Нам румянит щёки – снег, снег,

Вьётся белым роем – снег, снег.

А мы крепость строим – снег, снег,

Вихри, будто кони – снег, снег,

Ловим мы в ладони – снег, снег.

Если останется время, можно провести викторину.

ВОПРОСЫ О ЗИМЕ:

  1. Кто половину года живёт без обеда? (Барсук, ёж, медведь – спит)
  2. Кто меняет шубу 2 раза в год? ( Заяц, куница, горностай, лиса, белка.)
  3. Кто бежит задними ногами вперёд?  (Заяц)
  4. У кого из зверей холодильник в сугробе? (У чёрного хорька)
  5. У кого подо льдом реки дровяной склад? ( У бобра)
  6. Почему дано снегирю его снежное имя?  (Его видим в снежное время)
  7. Где зимой теплее: в ельнике или березняке? (В ельнике ветки гуще, задерживают снег и ветер).
  8. Когда сова охотится днём? (Зимой, грызуны под снегом, и она охотится на птиц).
  9. Что теряет лось каждую зиму? (Рога).

МОУ СОШ №8

 с углублённым изучением отдельных предметов

г.Егорьевск, Московской области

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

6 КЛАСС

«Первый снег»

(музыка, литература, изобразительное искусство)

Учителя: Филатова С.В.

                      Кузнецова И.А.

2011/2012 учебный год

Художественно-педагогическая идея урока:

Вот ветер, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима.

(А. Пушкин)

Цель урока:  знакомство с творчеством П.И. Чайковского,

                      Знакомство с картинами художников.

Предварительная подготовка к уроку:

  1. Нарисовать зимний пейзаж
  2. Сочинить или найти стихотворение о зиме
  3. Найти пословицы и поговорки о зиме
  4. Сделать ватные шарики, имитирующие снежки
  5. Написать мини-сочинение о зиме

Художественный материал урока:

  1. П.И.Чайковский Портрет
  2. П.И.Чайковский цикл «Времена года» пьеса «Ноябрь. На тройке»
  3. Песня «А снег идёт» ( муз.Эшпая. сл.Евтушенко)
  4. Картины изобразительного искусства:
  • Кустодиев «Масленица»
  • В. Суриков «Взятие снежного городка»
  • Зимние пейзажи

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине И.Попова "Первый снег"

МОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.Усть-Вымь   Учитель русского языка и литературы – Морозова М.Б.   Цели: углубить представление о пейзаже в художественном стиле ...

Ах, кто не любит первый снег...

В прошлом году я стала классным руководителем пятиклашек. Это второе моё классное руководство. Первых ребят любила очень, как-то даже не «по-учительски», как мама, переживала, как сложится у них...

Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".

Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся. Задачи, решаемые в ходе проведения урока: - образовательные: развивать память, внимание,  образное мышление, воображение,...

Конспект урока по развитию речи в 5-м классе по теме "Изложение с языковым анализом по тексту К.Г.Паустовского "Первый снег"

Данный урок позволяет закрепить понятие " изложение с языковым анализом", показать систему языковых средств, используемых в тексте....

Урок-мастерская "Первый снег".

Урок-мастерская "Первый снег". Урок развития речи в 5 классе. Основой урока является технология педагогических мастерских....

УРОК ПО ТЕМЕ : «РАБОТА ПО КАРТИНЕ А.А.Пластова «ПЕРВЫЙ СНЕГ». (Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» в 5 классе)

Урок развития речи по картине А.А.Пласотва "Первый снег" в 5 классе, где ребята знакомятся с художником и его картиной, отвечают на вопросы, составляют план сочинения и пишут сочинение по картине....