Открытый урок
план-конспект урока по музыке по теме

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Здравствуйте!        

Наш урок я хочу начать с музыки.

Я попрошу вас быть внимательными слушателями.

--Знакома ли вам эта музыка?

        (Исполняю музыкальное сопровождение

        К песне «Маленький принц»).

--Знакома ли музыка?

--Назовите.

-- (Ответы детей).

--Какими словами вы можете охарактеризовать эту

        Музыку?

--(Ответы детей).

--Какими сокровенными мыслями делятся авторы песни с нами, слушателями , исполнителями?

--(Эта песня о жизни, о светлой сказке).

--Как нужно исполнять эту песню, чтобы передать художественный замысел авторов?

-- (Ответы детей).

--Прежде чем начать работу над песней, я вам напомню 1 куплет. (на экране –слова).

-- (Исполняю 1 куплет песни «Маленький принц».)

Очень интересное и необычное строение куплетов. Здесь нет  запева и припева, а есть развитие музыкального образа в самом куплете. Куплет состоит из 2-х частей. Развитие происходит внутри куплета. 1-ая половина куплета имеет разное музыкальное строение.

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА.

Послушайте 1-ую фразу. Пою.

--Каким звуком исполнила?

--( мягким , нежным).

Поём вместе со мной.

Обращаю внимание на паузу (На экране проецируется эта

                                                        Фраза).

Пою и прошу повторить вместе со мной.

--Начало 2-ой фразы такое же как вначале, но в конце послушайте, есть ли изменение.

Пою.

(Ответы:Звучит чуть выше)

Показываю голосом и на экране эти 2 фразы в сравнении.

Поём вместе и на этом высоком звуке остановимся и послушаем его.

Закрепляем эту фразу и соединяем обе эти фразы.

Послушайте 2-ую половину куплета: обратите внимание на движение мелодии: что она нам напоминает? На что похожи

Эти повторяющиеся интонации? Показываю.

--(как волна в мелодии).

--Да их можно сравнить с набегающими волнами

--На экране это движение мелодии—посмотрите на эти мотивы.

Как музыка и текст соединены!

Показываю и поём с ощущением прилива волны.

--А обратите внимание, как я закончила это предложение?

Пою. – Это точка? Устойчивый звук?

--(Нет).

--Это как-бы многоточие, вопрос, удивлённый взгляд,

        Ожидание чуда.

--А если бы эта музыкальная фраза заканчивалась так:

(пою в тонику)

--Соответствовало бы это художественному образу?

--(Нет)

--И вот ещё что-то новое  и сколько чудес: и маленький принц это тоже встреча, как хрупкость.

--Давайте своим исполнением создадим тот образ, который хотели воплотить для нас авторы песни.

Обратите внимание на мягкость дыхания,( как цветок понюхали); на кантиленность исполнения.

ИСПОЛНЕНИЕ 1-ГО КУПЛЕТА.

После исполнения 1-го куплета—обращаю внимание на окончание—лишь в конце завершение.

Итак: насколько в тесном союзе  авторы слов и музыки почувствовали эту песню, что даже этот момент не ускользнул от их внимания.

--И в словах и в музыке ещё много новых тайн и неожиданностей и нам предстоит ещё встреча на следующих уроках.

--С этой песней очень трудно расстаться и поэтому я хочу вернуться к тесту, к последним строкам:

                        --тихо на встречу мне

                        --выйдет доверчивый

                        --Маленький принц.

-- Маленький принц. Откуда он?

--У какого писателя есть такая сказочная повесть?

--(Антуан Де Сент – Экзюпери).

--Кто читал эту книгу? (дети поднимают руки).

--Что вы можете сказать об авторе этой сказки?

--(ответы детей).

--Каким был этот человек, который мог создать такого принца, какой души?

(ответы детей).

--Что хотел сказать  писатель своей сказочной повестью?

( ответы детей).

Он его создал, когда на земле была война, и не мог остановить действительность и он как бы выражает нам протест против этого, у него родилась своя «звёздная страна», в которой Маленький принц. И если верить в это создание, то мир станет лучше.

--И недаром Антуан Де – Сент Экзюпери начинает свою книгу посвящением : беру книгу и читаю это посвящение.

--Самая яркая фантазия -у детей, а не у взрослых и лишь единицы, лишь самые талантливые взрослые сохраняют в себе яркость детской фантазии.

--Даже одно то, что в  книге  мы видим рисунки самого автора; заметьте, писателя, а не художника. Это говорит о детской  доверчивости и детской открытости мужественного, взрослого человека. Похожи эти рисунки на рисунки ребёнка, чем взрослого.

( на экране перелистываются эти рисунки).Показываю и книгу.( прошу извинение за мою импровизацию; я эти рисунки немного приукрасила для вас).

Когда и как у Антуана Зкзюпери возник в воображении образ Маленького принца? Мы этого не узнаем никогда.

Думаю что и он вряд л и смог объяснить. Но благодаря вот такому необычному стечению обстоятельств каждый из нас может в своём воображении перенестись в звёздную страну, стать другом маленького принца.

---Творчество человека, помноженное на работу, честность, оставляет прекрасные и незабываемые следы. Романтики, мечтатели живут во все времена. И когда мы говорим о композиторах, мы вспоминаем множество примеров, когда творческое озарение, пришедшее откуда-то, потрясает совершенно удивительными произведениями, которые переживают целые века.

(Звучит фрагмент концерта С. В. Рахманинова)

--О каком композиторе сегодня пойдёт речь?

( ответы детей).

--Выходит слайд с изображением портрета С. В. Рахманинова; годы жизни.

--Что вы знаете об этом композиторе?

( ответы детей)

Русский композитор С. В. Рахманинов был человеком

Сдержанным, и не часто делился сокровенными мыслями с посторонними людьми. Обычно он не распростронялся об истории создания  своих произведений. Однако в особых случаях это правило нарушалось. Читаю.

                « В один прекрасный день прелюдия просто

        Пришла сама собой, и я её записал. Она явилась с

        Такой силой, что я не мог от неё отделаться.

        Несмотря на все мои усилия»,- говорил

                Сергей Васильевич.

                «Я не знаю как ко мне пришло «Это»?

Сейчас предстоит встреча с этой музыкой.

                

                Звучит  «Прелюдия до-диез минор».

        Поделитесь своими впечатлениями по прослушанной музыке. (рассуждения детей).

Вы знаете , что по-разному вы услышали эту музыку.

Ведь по-настоящему талантливое произведение даёт возможность каждому из нас услышать что-то своё.

--Кто назовёт жанр этого произведения?

--(Прелюдия).

--Что  можете сказать об этом жанре?

(ответы детей)

--Какие композиторы обращались к этому жанру?

(Шопен и др.) Вот и у С. В. Рахманинова этот жанр был одним из любимых.

        -Как вы думаете, сколько лет было композитору,

Когда он написал эту музыку?

        (предположения детей).

Он написал это произведение в 17 лет. Это одно из первых

Его сочинений. Вот что было сказано после первого прослушивания прелюдии, которая исполнялась на бис:

                « В отличии от обычных юношеских опытов, она была совершенно самобытна, обещая в будущем раскрытие огромного композиторского таланта её

Автора».

--Обратите внимание на годы жизни.

--Эта прелюдия пришла к нему в самый  переход смены веков.

-- Каково отношение автора к происходящим событиям?

--Можем ли мы почувствовать в этой музыке это отношение?

 Давайте вслушаемся в начальные интонации.

                Какие музыкальные  интонации наиболее ярко звучат в начале пьесы 1-ой части?

(звучит начальный фрагмент прелюдии)

( рассуждения ребят).

                Ожидание чего-то, тревога, и вместе с тем была готовность к переменам.

                Да , в основе пьесы лежит короткий мотив в низком регистре: его набатная звучность пронизывает всю музыкальную ткань. Мы уже встречались с похожими интонациями во 2-ом концерте, где они играли тоже очень важную выразительную роль.( фрагмент набата).

                К чему же готовит нас начало пьесы, что дальше происходит в музыке?

   

 (звучат начальные интонации 2-ой части)

(высказывания ребят, что появляется какое-то движение).

(говорю дальше):

                        -Стремительные пассажи средней части

                        Врываются подобно нарастающей буре

                        Напряжение усиливается,

Но в момент Наивысшего подъёма снова

Выступает на первый план

                основная  тема как грозная

                Несокрушимая сила.

( звучит 3-я часть прелюдии)

Говорю после слушания 3-ей части:

Мрачный, тревожный характер пьесы

Как-бы предвещает «неслыханные перемены,

Невиданные мятежи»..

        Которые предчувствовал композитор. Помните, как сказал композитор, что она пришла ниоткуда, и он не смог её не записать.

Это было веление неизвестно откуда; веление высших сил, веление времени.!                        

        Это произведение было настолько популярным,

Что ни один концерт не обходился без неё, и постоянные слушатели уже не называли «Прелюдия», а называли

«Это». И каждый в это короткое слово вкладывал свой смысл. После зарубежных гастролей Рахманиновская прелюдия получила мировую известность. Были сделаны переложения для других инструментов, для джазовых оркестров. Даже диснеевский Микки маус исполнял эту пьесу в одном из мультфильмов. Рахманинову со временем стало немножко обижать то, что «Прелюдия До-диез минор», как он считал, становиться популярнее его самого.

Но что же делать с этим, если музыка так нравиться слушателям, если она настолько глубока, что хочется её

Слушать и слушать.

--Несмотря на небольшие размеры, прелюдия полна сдержанного пафоса, покоряет широтой замысла, пианистическим размахом.

                Звучит прелюдия.

 В чём же  сила этой музыки?

( правдивое жизненное отношение, рождённое временем.

Т. К. родилась на переломе эпох; и мы живём на переломе эпох, и нам тоже понятна эта тревога наших дней.

        Сегодня на мой взгляд был очень интересный  и

Красивый урок: песня, Экзюпери, Рахманинов,-- что объединяет эти произведения—фантазии создателей,

Глубина жизненного содержания и удивительная выразительность.

                В чём сила этих произведений?

        --В жизненном содержании., авторском вдохновении, с которым созданы эти произведения.

 

Нужны ли они в наше время? Прелюдия более 100 лет;

                        «Маленький принц» Сент Экзюпери—70 лет;

                        Песня—более 40 лет.

(ответы детей)

-И только время решает, какой музыке жить, а какой умирать.  

ОТКРЫТЫЙ УРОК

В 6 КЛАССЕ

«АВТОРСКОЕ ВДОХНОВЕНИЕ,

КАК ИСТОЧНИК ВЕЧНЫХ

ОБРАЗОВ В ИСКУССТВЕ»

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ:

ФИЛАТОВА С. В.

2009 ГОД.

ТЕМА ПОЛУГОДИЯ:

« В чём сила музыки?»

ТЕМА УРОКА:

« Авторское вдохновение, как источник  вечных тем в искусстве».

ЦЕЛЬ УРОКА:

Развитие духовно -  нравственного аспекта в воспитании школьников на примере обращения к творчеству Антуана Де Сент-Экзюпери и С. В. Рахманинова.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Формирование позитивного отношения к художественным произведениям прошлых лет.

Совершенствование навыков музыкально-художественного анализа образного содержания произведений.

Развитие исполнительских способностей, умения переносить ранее полученные знания об основах  музыкального искусства на незнакомые произведения.

ДОКЛАДЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ

РАЗРАБОТКИ

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ

ФИЛАТОВА С. В.

Звучит начало поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

- Какое литературное произведение начинается этими поэтическими строками?

 -Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Слайд.

-Назовите главных героев поэмы. ( ответы)

-О чём эта поэма, её основная мысль?

    (ответы и рассуждения детей).

-Поэма «Руслан и Людмила» была с восторгом прочитана русским композитором М. И. Глинка. Слайд

Он написал по сюжету поэмы А. С. Пушкина оперу, которая так и называется «Руслан и Людмила».

Но М. И. Глинка не просто пересказал содержание поэмы А. С. Пушкина, но для каждого героя композитор создал свой музыкальный портрет. Он языком музыки дополнил слова А. С. Пушкина и от этого музыкальные портреты получились очень яркими и интересными.

- Сейчас вы услышите музыкальный фрагмент из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

-- Что вы можете сказать об этом персонаже?

  (звучит начальный речитатив) .

--Что  можно сказать о персонаже? Какой он?

  ( богатырь, герой мужественный, смелый, решительный).

--Почему вы так решили?

  ( так как интонации такие—твёрдые, уверенные).

   (показываю на фортепиано) .

--Какие? (уточняем)

--(решительные)

--Динамика?

--Напевная речь или призывные интонации?

--Но это мы слышали только начало музыкального портрета персонажа. Полное представление  об этом герое мы получим, если послушаем музыку до конца.

--Далее слушание  рондо Фарлафа.

--Осталось ли у нас прежнее впечатление об этом персонаже?

--Мы по прежнему считаем, что это мужественный богатырь или что-то изменилось?

--Что сейчас можете сказать?

(он какой-то суетливый, непонятный).

--А хорошо ли вы разобрали слова, которые звучали в этом фрагменте?

--Нет, плохо.

--На что похожа музыкальная речь?

--(на скороговорку).

--А какими средствами музыкальной выразительности композитор создал впечатление скороговорки?

  (быстрый темп, короткие фразы, быстрое произнесение текста).

--А если бы так звучала?

 (пою медленно, напевно).

--Сохранилось ощущение скороговорки?

--Нет.

--И не случайно здесь быстрый темп, быстрое произнесение текста. Всё это не просто так. (кусочек фрагмента звучит)

--А знаете ли вы другие произведения, где есть интонации скороговорки?

--Да, «Болтунья» С. С. Прокофьева.

--А почему  в своём сочинении охарактеризовал Лидочку интонациями скороговорки?

--Что тем самым хотел подчеркнуть в характере девочки?

  ( она болтливая, несерьёзная, берётся за одно дело и бросает его).

--Когда композитор изображает человека несерьёзного, ненадёжного, то он вплетает в музыку интонации скороговорки. Человек говорит незадумываясь, выплёскивая всё сразу.

--А серьёзные, надёжные люди будут так говорить?

--(нет).

--Вот и у М. И.  Глинки в опере мы видим ненадёжного, суетливого, и вовсе не мужественного персонажа.

--Наконец настало время открыть его имя. Вот как о нём сказано у А. С. Пушкина. Читаю и на экране текст:

Фарлаф, крикун надменный,

В пирах никем не побежденный,

Но воин скромный средь мечей.

(разбор каждой строчки:-- хвастун на словах;

--любит много покушать;

--трус, боится воевать.

--А. С. Пушкин показал его хвастуном, трусом, а не вовсе богатырём. В опере М. И. Глинка вложил в уста Фарлафа

Такие слова (читаю встречу Фарлафа с Наиной).(СЛАЙД-ФРАГМЕНТ СЛОВ)

В тексте встречается таинственное имя,-имя Наина—

Кто такая?—волшебница.

-Что она предложила Фарлафу? (Подтвердить текстом).

-Согласился на предложение Наины? (да).

--Благородный, настоящий герой, разве принял бы такое педложение, согласился? (нет)

--А Фарлаф согласился..? –Да!

--М. И. Глинка в опере с помощью интонации скороговорки

Раскрывает истинное лицо Фарлафа.(изображение Фарлафа)

Но не только интонация, но и музыкальная форма играет большую роль в характеристике героя.

--Какую музыкальную форму выбрал композитор?

   (звучит рондо).

      (обращаемся к формам).

--рондо (дети объясняют почему).

--В опере этот музыкальный портрет так и называется

«Рондо Фарлафа». Слайд.

. Какая фраза постоянно повторяется?

(близок уж час торжества моего)---почему?

--А потомучто это его главная мысль; он отомстит Руслану и Людмила будет в его руках

--Слушаем целиком

--Так почему портрет Фарлафа композитор создал в такой форме?

(Так как именно в этой форме есть возможность постоянно возвращаться к основной мысли. А в эпизодах можно показать всё то, о чём думает оперный  персонаж)

--Композитор и поэт –они схожи в характеристике Фарлафа?

--(Да, схожи)

--Но они ещё и дополняют его характеристику, по своему рисуя ого портрет, каждый своими средствами.

--А вы хотели иметь, ребята, такого друга, как Фарлаф? (нет).

--А почему? (ответы)

--Ведь очень важно какого человека вы называете своим другом и каким человеком вы являетесь сами.

Говорю слова из песни: «но ты-человек»--- Знакомы?

--Из какой песни? Основная идея. Каков смысл этой песни в фильме?

(ответы детей). Слайд со словами.

, Какими средствами композитор создал образ такого человека.

 Напоминаю 1-ый куплет.

(уверенность, сдержанность, темп песни очень сдержанный).

--Вокально-хоровая работа над песней.

-Послушайте, какой короткой фразой  начинается песня (показываю)

-Давайте услышим эту фразу, проговорив её.(проговариваем)

-А теперь пропоём.

Итакже вторую фразу. Соединяем

--Как объёмно звучит зтот гласный. Попробуйте за своим голосом услышать этот звук, это продолжение.

2-ая часть куплета—обратить внимание на окончания;

--послу---шная река (выписать на доске)

Соединяем целиком куплет.

ПРИПЕВ: Несмотря на то, что звучит один и тот же звук, на одной нотке идёт большое развитие, большой смысл.

--обращаем внимание на слова,- к какому слову идёт движение в этих четырёх фразах куплета.

Каждая фраза ведёт нас к основной мысли песни, что не бывает дороги простой. Чувствуется внутреннее волнение; насколько интересна связь. Поём.

--Соединяем куплет и припев. Я далее пою куплеты, а дети подхватывают припев.

Сегодняшний урок был посвящён  оперному портрету. Персонаж создан давно, но мы пришли к выводу, что тема человека; разговор отом, каков он-это важно для нас и в наше время. Чтобы достойно жить-зависит только от нас.

ОТКРЫТЫЙ УРОК

В 5 КЛАССЕ

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ»

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ

ФИЛАТОВА С.В.

2009 ГОД

ТЕМА ПОЛУГОДИЯ:

«МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

ТЕМА ЧЕТВЕРТИ:

«МОЖЕМ ЛИ МЫ УВИДЕТЬ МУЗЫКУ»

ТЕМА УРОКА:

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ»

ЦЕЛЬ УРОКА:

«УГЛУБИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МНОГОГРАННЫХ СВЯЗЯХ МУЗЫКИ, ЖИВОПИСИ, ЛИТЕРАТУРЫ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...