доклад
статья по музыке по теме
Преподавание уроков музыки в малокомплектной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок музыки в малокомплектной школе | 27.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Школьный урок музыки – это урок, который является частью целостного образовательного процесса. В условиях малокоплектной школы урок музыки имеет свои существенные особенности, связанные не только с его структурой, но и с методикой проведения. Работая по той или иной программе по музыкально-эстетическому образованию, предназначенной для общеобразовательных учреждений, учитель музыки должен учитывать не только возрастные особенности школьников, но и специфику музыкального искусства. Цель музыкального образования в общеобразовательной школе – воспитание музыкальной культуры, являющейся составной и неотъемлемой частью всей духовной культуры каждого школьника. Основные задачи, вытекающие из данной цели:(СЛАЙД 2) воспитание у школьников интереса к предмету, а через него к музыкальному искусству в целом; воспитание сознательного интереса к предмету и музыкальному обучению;
накопление у школьников определенной суммы знаний, умений и навыков на каждом этапе обучения, необходимых для освоения музыки и как школьного предмета, и как жизненного явления.
Исходя из поставленной цели и основных задач, учитель строит обучение в каждом классе, ориентируясь на выбранную им программу по музыке.
В условиях малокомплектной школы при планировании и организации одновременных коллективных занятий с учащимися разных классов, учителю необходимо ориентироваться на концентрический характер раскрытия тематического содержания той или иной программы по музыке. Обращение к логическим связям, существующим между темами в пределах одной четверти, позволяет учителю органично объединить на уроке темы двух-трех классов. Каждый школьник за время обучения в малокомплектной школе, как и массовой, осваивает в среднем от 10 до 16 тем программы. Поскольку на каждом уроке в данных условиях раскрываются одновременно три-четыре темы, важнейшая задача учителя – сохранить целостность учебно-воспитательного процесса, помочь детям освоить эти темы в нерасторжимом единстве.
С этой целью при планировании уроков в каждой четверти необходимо выделить основную тему, через которую раскрываются другие. Принципы и методы программы по музыке в условиях малокомплектной школы получают своеобразное преломление. Так, в работе с разновозрастным коллективом учащихся особое значение приобретает принцип сопоставления произведений по сходству и различию. Необходимо помнить, что младшим доступнее воспринимать яркие контрасты в музыке; старшие ребята, обладая большим жизненно-музыкальным опытом, смогут почувствовать и более тонкие различия в сходном музыкальном материале. Это необходимо учитывать, составляя вопросы-задания для учащихся каждого класса.
При объединении трех-четырех тем на одном уроке ведущую роль в учебно-воспитательном процессе играет метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному. Этот метод лежит в основе планирования, поскольку каждый момент урока является для части детей «забеганием» вперед, для других – «возвращением» к пройденному. Применение этого метода позволяет учащимся «глубоко вникать в сравнительно небольшое число значительных произведений, помногу раз слушая и анализируя их»
Условия работы в малокомплектной школе требуют специальной компоновки программного музыкального материала для каждой темы четверти. Часть музыкальных произведений приходится заменять ежегодно по ряду причин. Во-первых, зачастую проблемные ситуации могут возникнуть лишь при восприятии незнакомой музыки, только в том случае возможно создание атмосферы творческого поиска. Кроме этого, ежегодное введение в урок новых произведений обогащает музыкально-слуховой опыт школьников, восполняет те неизбежные потери музыкального материала, которые происходят за счет объединения программы нескольких классов. С этой целью при планировании приходится предусмотреть вариативность музыкального материала для каждого года обучения.
С рядом произведений школьники встретятся несколько раз в начальной школе. Однако это не простое повторение. Встреча со знакомым произведением происходит с позиции новой темы, и музыка раскрывается перед детьми каждый раз новыми гранями. Подобный подход к повторению одной и той же музыки из года в год способствует, в частности, оттачиванию исполнительского мастерства учащихся и в целом развитию их музыкальной культуры.
Важной особенностью в работе с детьми разного возраста на одном уроке является обращение к жизненному и музыкальному опыту школьников . В различных формах общения детей с музыкой эта особенность проявляется по-разному. При небольшой наполняемости класса дети могут петь двухголосно с учителем или одновременно со звучанием музыкальной фонограммы. Использование на уроке фонограммы дает возможность управлять хоровым исполнением, а также наблюдать за музыкальным исполнительством каждого ученика
Прежде чем заниматься с детьми под фонограмму, необходимо самому тщательно изучить запись, вслушаться в интерпретацию произведения, обратив особое внимание на динамику и темп исполняемой музыки. Учитель не специалист, не владея профессиональным дирижерским жестом, может заменить его яркой эмоциональной пульсацией, раскрывающей характер музыки.
В условиях малокомплектной школы характерной особенностью является одновременность разных форм общения учеников с музыкой. Например, учащиеся одного класса могут петь песню, другого – аккомпанировать , в то время как остальные ребята выступают в роли заинтересованных слушателей и высказывают затем свое мнение по поводу услышанного. А все вместе они объединяются в единой музыкально-творческой деятельности, способствующей формированию дружного разновозрастного коллектива.
Программы по музыке для 5–8-х классов построены на основе системного подхода, который исполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве. Его использование помогает организовать важнейшие компоненты программы – ее тематическое построение, музыкальный и фоновый (литературно-изобразительный) материал, виды практической деятельности. Учащиеся 5–8-х классов в условиях малокомплектной школы могут одновременно усваивать несколько тем. Несмотря на то что темы обладают самостоятельностью и внутренней законченностью, они выступают как звенья единой содержательной концепции.
Например, тема 5-го класса «Музыка и другие виды искусства» раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Раскрытие этой темы можно совместить с темой 6-го класса «В чем сила музыки», т. к. музыкальное искусство, как уже известно учащимся данного возраста, оказывает сильное эмоциональное воздействие на человека. Только нужно подобрать такие примеры музыкальных сочинений, которые помогут ребятам в освоении обеих тем. А взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством только усилит эмоциональные впечатления школьников от встречи с конкретными музыкальными произведениями или их фрагментами.
Темы 7–8-х классов – «Содержание и форма в музыке» и «Традиция и современность в музыке» – можно объединить на основе «сверхзадачи» программы , а именно связи музыки и жизни. Как и все явления, предметы в жизни, все, что нас окружает: природа, обычаи, верования, сказки, картины, архитектурные сооружения и многое другое – имеет свою форму и содержание. Все имеет свой смысл. Содержание и форма предметов, явлений тесно связаны между собой и с жизнью. Из чего складывается музыкальное содержание? Что представляет собой музыкальный образ? Как музыкальные жанры влияют на содержание музыкального произведения? На эти и другие вопросы можно ответить на примерах разных музыкальных сочинений, например классических, посмотрев на них сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне (музыка Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского). Содержание и форма современных произведений откроется и через вечную актуальность высоких традиций, и через искусство ХХ века.
Урок музыки – урок искусства. Главное, чтобы дети чувствовали, что их учитель увлечен музыкой и стремится передать им свое отношение к ней. Любовь учителя к музыке может проявляться в разных формах. И хотя бы в одной из них он должен обладать истинной артистичностью – вдохновенно петь или управлять детским хором, пластично «исполнять» музыку движением, выразительно играть на каком-нибудь музыкальном инструменте или эмоционально вести беседу о музыке.
К своей работе стараюсь подойти творчески и с любовью. Профессия учителя музыки мне нравится тем, что учитель имеет возможность импровизировать, творить, быть артистом и исполнителем. И конечно, считаю школу самым надёжным и интересным местом для занятий музыкой с детьми. В течение трех лет работаю над проблемой «Эстетическое воспитание на уроках музыки». В связи с этим ставлю перед собой следующие задачи: (СЛАЙД 3)
- развитие у детей чувства прекрасного, формирование высоких эстетических чувств через музыку;
- развитие творческой личности на уроках музыки.
Уроки музыки - это уроки творчества. Каждый из них должен способствовать развитию личности школьника, выявления его индивидуального Я , проявлению способностей, активизации мышления и воображения.
Работа учителя музыки характеризуется многоплановостью деятельности: интересно и увлеченно рассказывать детям о музыке, ее формах и жанрах; на высоком профессиональном уровне вести занятия по разучиванию и исполнению песен; давать теоретические знания в доступной форме, вести различные виды внеклассной работы. Следует подчеркнуть, что многоплановость и многопрофильность работы учителя музыки объясняется тем, что музыкальные занятия включают и активное слушание музыки, хоровое и индивидуальное пение, ознакомление с основными музыкальными понятиями и музыкальное творчество в различных проявлениях (беседы, рассказы, сочинение по прослушанному произведению, музыкально - ритмические движения, метод «свободного дирижирования и т.п.) Чтобы все это осуществить на практике, нужно овладеть множеством знаний и умений, любить и понимать детей, хорошо знать класс, состоящий из школьников с разными склонностями, интересами и способностями.
Творческая деятельность зависит от ряда обстоятельств, от условий, в которых работаешь, от уровня общего развития класса и музыкальной подготовки школьников, от собственных личностных качеств.
Когда речь идет о творческом отношении к программе, то имеется в виду, прежде всего возможность расширять музыкальный материал, используемый на уроке. В то же время основной стержень программы должен оставаться незыблемым. Это относится как к принципу «тематизма», так и к трем ведущим методам музыкального обучения (обобщения, забегания вперед и возвращение назад, эмоциональной драматургии). Творчество учителя музыки проявляется в решении задач, возникающих в работе с учащимися. Он должен обобщать, анализировать ситуацию и находить средства достижения цели, критически оценивать полученные данные и формулировать новую задачу. В ходе решения этих задач учитель использует различные методы. Но особое значение приобретают методы стимулирования мотивации учебно- познавательной деятельности школьников. Эти методы, сохраняя за собой обучающую функцию, способствуют проявлению активного познавательного интереса.
Чтобы творческие проявления учащихся носили активный характер, учителю необходимо:
(СЛАЙД 4)
• подбирать дополнительный музыкальный материал для развития конкретных творческих навыков;
• с целью формирования мышления привлекать материал из других видов искусств;
• умело импровизировать в неожиданных ситуациях;
• использовать разнообразные формы работы, которые пробуждают активность, заинтересованность (словесно-иллюстративная, поисковая).
Дети очень любят слушать музыку. И поэтому на уроках не обойтись без проигрывателя и магнитофона. К сожалению, в нашей школе на уроке музыки приходится работать в основном только с магнитофоном . Любимым занятием детей на уроках стало исполнение песен под «Караоке» (пение под записанную музыку) и в результате растет исполнительское мастерство учащихся. Исполняя песни под фонограмму, они проявляют самостоятельность, чувствуют себя артистами.
Еще очень полезно записать на магнитофонную пленку или снять на видео исполнение песен ребятами в классе, а потом вместе прослушать, проанализировать. Такое мы часто делаем. В процессе слушания они находят свои ошибки, недостатки в исполнении. Таким образом, делают самоанализ исполненной песни.
Очень важно, чтобы ребят окружала на уроке яркая, эмоционально-привлекательная и понятная музыка, чтобы любое произведение, которое прозвучит на уроке, было бы значимым для ребят, оставляло след в детской душе. Однако не менее важно, чтобы дети не только знакомились с доступными для них произведениями, но и могли активно, самостоятельно размышлять о них. И здесь учитель должен создавать атмосферу доверия, доброжелательности, чтобы у ребят возникло желание высказаться о своих чувствах. С некоторыми учениками бывает трудно наладить контакт, привлечь их к общему разговору на уроке. Самолюбие, проявляющееся в подростковом возрасте, сковывает таких ребят. Им требуется особое внимание учителя. Я стараюсь в таких случаях проявить терпение и такт, поощрять любую попытку высказаться о музыке. Или задаю на дом письменное задание, где ученик выражает свои мысли.
Одной из важнейших сторон творческой деятельности учителя является искусство управления познавательной активностью учащихся на уроке музыки. Умение естественно и ненавязчиво подвести к теме урока, способствовать ее усвоению, пробудить активность ребят - все это требует от учителя определенного педагогического искусства. Учитель должен владеть словом, искусством общения с детьми, и искусством направленного музыкального воздействия. Во время беседы учитель должен задавать наводящие вопросы в целях достижения цели урока.
Учащиеся имеют «Словарь эстетических эмоций». Начинаем пользоваться этим словарем с 5- го класса, у детей увеличивается словарный запас, им становится легче передать характер музыкального произведения.
В 5- ом классе, когда мы говорим о взаимосвязи музыки и литературы, я даю задания ребятам сочинить дома сказку, где бы «звучала» музыка. Предлагаю оформить ее в виде книжки и по возможности проиллюстрировать. Дети с удовольствием выполняют это задание, и сказки у них получаются интересные. Также очень важно использовать на уроках игровые моменты, устраивать театрализацию музыкальных произведений, применять различные жесты при исполнении музыки.
В конце каждой четверти проводим урок-концерт. (СЛАЙД 5,6)Разновидность обобщающего урока в конце. Цель его – наглядно продемонстрировать уровень музыкальной культуры учащихся, достигнутый в течении четверти . На этих уроках представляем разнообразные по характеру и содержанию произведения, выученные школьниками в течение года. Это музыка для хорового и сольного пения, (народная, классическая и современная), предназначенная для игры в четыре руки с учителем, музыка, включающая музыкально-ритмические движения
Урок – КВН – также используется на уроках музыки. (СЛАЙД 7 )Такие уроки мы проводим в конце учебного года, когда уже музыкальный багаж достаточно полный. Здесь всё как в настоящем КВНе. Ребята делятся на две команды, выбирают капитанов, а жюри – это родители, учащиеся старших классов. Только задания и все конкурсы на музыкальные темы. Такие уроки доставляют ребятам особое удовольствие и вызывают большой интерес. А для родителей такие уроки просто открытие. Они иногда и не подозревают, как много знают их дети о музыке. Какими они могут быть открытыми и эмоциональными.
Завершается урок исполнением песни вместе с родителями. Это всегда вызывает особый подъем, воодушевление, что так важно для урока-концерта в целом. «Пусть школьники уйдут с заключительного урока как с праздника музыки!» - подчеркивается в программе.
Не менее интересными могут быть урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия и др. нетрадиционные формы.
Занимаясь с детьми, я пришла к выводу, что все методы и утонченности педагогики остаются без результата, пока в детях не вызван интерес к знанию и не пробуждена самостоятельность. С этой целью главное внимание должно быть обращено на изучение внутреннего мира ребенка: не ломая детской души, разбудит в ней дремлющую любознательность, развить любовь к наблюдению, представив им полный простор к самодеятельности и условия к проявлению творческой работы. Другая задача - открыть перед детской душой путь к дальнейшему самосовершенствованию, заронить в ребенке зерно прекрасного - любовь к правде и красоте. Самая главная суть уроков музыки – дать понять детям, что жизнь - единая почва, из которой «вырастают» произведения литературы, музыки, изобразительного искусства, кино, театра. Они не иллюстрируют друг друга, а, каждая по-своему, отображают сходные явления жизни: исторические события, картины природы, характер и внутреннее состояние человека. И что музыка затрагивает вечные темы жизни: (СЛАЙД 8)
• добро и зло;
• справедливость и беззаконие;
• война и мир;
• любовь и ненависть;
• борьба и страдания;
• долг и совесть;
- жизнь и смерть.
Мы знаем, что мера любой вещи, любого явления - не только количество, но и качество. Поэтому нас не может не тревожить, что в этом необъятном мире звуков слишком много плохой музыки, пошлой и безнравственной. Ведь хочет человек или не хочет - она оказывает на него свое влияние. Это поднимает моральную и профессиональную ответственность школьных учителей музыки в достижении высшей цели музыкального воспитания, которую трудно определить лучше, чем это сделал замечательный педагог В.А. Сухомлинский. Ему принадлежат мудрые слова: «Музыкальное воспитание- это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека»
Resource id #806
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слайды к докладу по теме: "Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного ".
Данные слайды отражают и суммируют основную идею доклада....
Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"
Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...
Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».
Развитие творческих способностей детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад: «Обновление практик обучения и воспитания в современном дополнительном образовании.» Доклад: "Развитие игровой технологии в образовательной практике"
Воспитательный процесс в системе дополнительного образования....