урок музыки в 3 классе "Интонация"
видеоурок по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План-конспект урока в 3 классе
по теме: «Интонация. Зерно-интонация»
Цель: на основе музыкальных произведений выявить, что в «зерне-интонации» содержится зародыш мелодии, ритма и других элементов музыкальной речи, что главным является характер музыки.
Задачи:
- научить различать выразительные и изобразительные интонации, выявить их значение в музыке через музыкальные произведения композиторов классиков и современных музыкантов
- развивать образное восприятие, самостоятельность мышления
- слышать и выделять в музыке главное
- развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения
Форма урока: урок-путешествие
Методы:
- организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративный,
- проблемно-поисковый,
- ретроспективы,
- репродуктивный;
- стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- метод эмоциональной драматургии,
- создание нравственных переживаний,
- ситуация занимательности,
- прием сопоставления,
- сравнение, анализ,
- игра.
Музыкальный материал:
- Арсеев «Кузнец» –исполнение;
- К.Сен-Санс «Карнавал животных»– слушание (фрагменты);
- М.П.Мусоргский «Картинки с выставки” (фрагменты)– слушание;
- «Подвиг космонавта»-исполнение;
- «Сказки гуляют по свету» – исполнение.
Оборудование: ПК, мультимедиапроэктор, презентация, проигрыватель, грамзаписи, CD-записи.
Ход урока
- Вход под музыку. Приветствие.
-В 1 четверти мы с вами познакомились с такими понятиями как песенность, танцевальность и маршевость. Истоками этих понятий послужило устное народное творчество.
-Давайте вспомним, что такое устное народное творчество.
-Это фольклор: сказки, былины.
-Духовная вера человека, танцы разных народов.
-Какой бывает фольклор?
-Фольклор бывает танцевальный, игровой.
-Хорошо. А во 2 четверти мы с вами говорили и продолжаем работать над темой «Интонация». Мы говорили о том, что такое интонация, зачем она нужна, какое она имеет значение, о приёме скороговорки, интонационной выразительности. И темой нашего урока сегодня будет «Интонация. Зерно-интонация».слайд
2.Мы уже с вами знаем, какие бывают интонации.
-Интонации бывают выразительные и изобразительные.
-Что они выражают?
-Они выражают настроение, чувства, мысли человека.
-А что изображают?
-Изображают движение человека, шаги, прыжки, разнообразные звуки и шумы.
-Назовите мне примеры произведений, где есть выразительные интонации. слайд
3.-Это песня-скороговорка «Болтунья». Эта песня о девочке Лиде, которая говорит без остановки и всё время тараторит.
-А кто написал эту песню?
-Советский композитор С.С.Прокофьев.
-Назовите мне примеры произведений, где есть изобразительные интонации.
-Это «Три подружки»: плакса, злюка и резвушка. слайд
-Какие у них были интонации?
-У Резвушки -весёлые и передавал эти интонации инструмент пианино.
-У Злюки-резкие, злые интонации и передают их медные трубы.
У Плаксы интонации страдания, плача, обиды и показывала эти интонации скрипка.
-В какой песне мы передавали интонации вопросительные и утвердительные?
-В попевке «Кто дежурные» композитора Д.Б.Кабалевского.
-Мы побывали на улице выразительных и изобразительных интонаций.
4.-Какие ещё бывают интонации?
-Интонации бывают речевые и музыкальные.
.-Правильно. Посмотрите на таблицу и вы увидите на ней речевые и музыкальные знаки препинания. Слайд
-Что включают в себя речевые интонации?
Стихотворение «Интонация» (про кошку)
-Речевые интонации-это . , ? ! - …
-А музыкальные, чтобы получилась правильная интонация?
-Это повышение и понижение звука, паузы, фразы.
-Чем же отличаются речевые интонации от музыкальных?
-Они отличаются в точном фиксировании высоты звука. Ведь речевую интонацию мы проговариваем, а музыкальную пропеваем.
-Мы выяснили, что интонации бывают выразительные, изобразительные, вопросительные и утвердительные.
5.-Мы продолжаем говорить об интонации, о зерне – интонации. Мы постараемся сегодня услышать зерно – интонацию в музыкальных произведениях.
Мы начали разучивать песню «Кузнец» и домашним заданием было рассказать содержание песни.
-Ехала барыня в красивом платье в карете, запряжённой двумя статными лошадьми. слайд
И вдруг по дороге расковался жеребец. А в каждом селе раньше была кузница. Пришлось барыне обратиться к кузнецу. А ему для работы молоточки нужны и большие и маленькие. И кузнец подковал жеребца.
-Давайте вспомним песню и подумаем, где здесь было интонационное зерно? (Дети исполняют песню «Кузнец») слайд
-Зерно интонация приходится на слова «тук-тук-тук»
-Хорошо. Правильно. Андрей нам покажет ритмическое зерно-интонацию. (на палочках)
-Света покажет вокальное исполнение зерна-интонации. (поёт)
-Настя покажет инструментальное зерно-интонацию.(на металлофоне)
-Надя покажет пластическое зерно-интонацию.(взмахи руками)
-Мы выяснили, что зерно-интонация может быть разным.
- А что выросло из мелодического зерна?
-Мелодия.
-Значит, у мелодии есть характер и жанр. Какой?
-Это песня-марш весёлого, задорного характера.
6.На занятиях кружковой работы мы с вами показывали, какой бывает интонация в движении, в пении, в игре на музыкальных инструментах. слайд
7. Ребята, мы с вами знаем, что 2011 год объявлен в нашей стране годом Космонавтики. Почему?
-Потому что 50 лет назад , в 1961 году герой-космонавт Юрий Гагарин совершил первый в мире полёт в космическое пространство и облетел вокруг Земли за 108 минут. слайд
В космической ракете
С название «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
-Давайте исполним песню «Подвиг космонавта» первого космонавта Земли и покажем в песне ритмическую интонацию. (дети исполняют песню)
8.-Вслед за ритмической песней идёт ритмическая пауза, физкультминутка.
(звучит песня «На зарядку) слайд
9. Ребята, я сегодня от Музы получила необычное письмо с музыкальным приложением. (открываю конверт, читаю). Я, Муза, покровительница искусства, посылаю вам звуковое письмо. Прослушав, два произведения из циклов «Картинки с выставки» и « Карнавал животных» пришлите мне ответ с моими вопросами: кто является автором музыки, как называются эти произведения и где было зерно интонации. В чём оно выражалось? Сейчас мы послушаем эти произведения.
Домашнее задание было: подготовить сообщения о композиторах.
10.Цикл пьес «Картинки с выставки» был создан в 1874 году русским композитором М.П.Мусоргским. слайд. Он был другом художника Виктора Гартмана. Рисунки этого художника послужили началом создания оригинальных пьес. В этих пьесах слышны черты народности.
- Вы видите свои рисунки, на которых изображены различные персонажи.
-.Какие названия вы дали своим рисункам?
-1.«Гном».
2.«Старый замок».
3.«Тюильри».
4.«Быдло».
5.«Балет невылупившихся птенцов».
6.«Два еврея, богатый и бедный».
7.«Лимож. Рынок»
8.«Катакомбы. Римская гробница».
9.«Избушка на курьих ножках».
10.«Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве».
-Мы уже знакомились с произведениями из этого цикла. И сегодня мы послушаем ещё одно.
Во время слушания, постарайтесь услышать зерно-интонацию и проследите, в какую мелодию оно выросло. Какая здесь была интонация . Может быть кто-то отгадает название? (дети смотрят видео «Балет невылупившихся птенцов» и показывают пластические движения ).
-Зерно-интонация была похожа на однообразные прыжки.
-Сколько раз повторялось зерно-интонация?
-3 раза.
-А какой инструмент показал нам эту интонацию?
- Интонацию нам показал инструмент пианино.
- Значит интонация
– выражала -весёлый характер и изображала, как птенцы танцуют.
-Мелодия нас привела в музыкальный жанр
– танец.
-Кто даст название пьесы?
-«Балет невылупившихся птенцов» слайд
11.- Переходим к следующему произведению.
-«Карнавал животных» написал французский композитор К. Сен-Санс. Это большая зоологическая фантазия, написанная композитором в 1886 году."В Карнавале животных" 14 номеров. 01 Королевский марш львов. 02 Курицы и петух. 03 Антилопы. 04 Черепахи. 05 Слоны. 06 Кенгуру. 07 Аквариум. 08 Персонаж с длинными ушами. 09 Кукушка в глубине леса. 10 Птичник. 11 Пианисты. 12 Ископаемые. 13 Лебедь. 14 Финал.
-Послушаем другое произведение из «Карнавала животных». Предлагаю вам послушать миниатюру и постараться узнать, кто изображён в музыке. Обратите внимание на тембр инструментов, ритм и темп. Ведь движения любого живого существа происходит в определённом ритме и темпе, и очень точно могут быть отражены в музыке. В этой пьесе композитор посмеивается над необычным танцующим героем. Послушайте и определите, какой танец, и кто его исполняет? Где было зерно-интонация? ( Звучит пьеса «Слон», дети выполняют пластические движения).
-Кого изображала музыка?
Ответы детей.
-Посмотрим мультфильм и точно узнаем, правильно ли мы отгадали.(дети смотрят видео «Слон»)
-Какая была интонация?
-Интонация была изобразительной.
-Почему?
-Она изображала, как слон медленно и тяжело переваливается.
-А можно сказать, что интонация выражала чувства слона?
-Можно.
-Какие?
-Слон, может- быть пошёл на прогулку, задумался.
-Какой инструмент подчеркнул характер и изобразил таким слона?
-Инструмент контрабас.
-Характер музыки радостный, немного шутливый.
-Лад музыки мажор.
- Правильно. У Сен-Санса вальс танцует слон. Можно только восхищаться, изобразительностью композитора, который с помощью контрабаса показал нам вальсовое кружение слона.
-А где было зерно-интонация?
-В самом начале в басу.
-Сколько раз повторялось зерно-интонация?
-3 раза.
12. -Итак, мы послушали два произведения. Они были одинаковые или разные?
-Разные.
_А что у них было разное?
-У них был разным характер.
- Мы слушали 2 произведения и выяснили, что зерно-интонация нас привела в жанр вальса.
13-Давайте исполним песню в жанре вальса «Сказки гуляют по свету». Какая в песне интонация?
-Мелодическая. (дети исполняют песню) слайд
14.Вывод.
-Итак, мы пришли к выводу, что интонация-основа музыки. Слайд.
Основа интонации – интонационное зерно, которое может быть ритмическим, мелодическим, вокальным. Выяснили, что интонация определяет жанр музыки. Ещё интонации бывают выразительные и изобразительные. Интонация-это выразительность. Но чаще интонации сливаются вместе, воедино.
Зерно-интонация (работа по слайду)
-На следующих уроках мы будем продолжать знакомиться с произведениями разных жанров и определять зерно- интонацию.
15. А сейчас выполним творческое задание и пошлём Музе наши ответы. слайд
Дети выполняют итоговые задания. Выход.
Муниципальное образовательное учреждение
«Социалистическая средняя общеобразовательная школа №18»
Щёкинский район Тульской области
Урок по предмету «МУЗЫКА»
в 3 классе по теме «Интонация. Зерно интонации»
Учитель музыки
1 категории
Бобрышева А.В.
п. Социалистический
2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК МУЗЫКИ "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА.ОБРАЗЫ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ"
РАЗРАБОТКА УРОКА 6 КЛАСС...
Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)
VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока: урок-сценарий.Цель: Показать жизнеутверждающую красоту музыки...
Сценарий урока музыки: «Музыка и литература» «Музыка и слово» (Народная песня в стихотворении Н.А. Некрасова «На Волге»)
Урок музыки в 5 классе...
Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.
В Данной публикации говорится о нескончаемом источнике в формировании процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...
Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)
Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок: "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...
Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»
Урок музыки в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...
Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс
Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...