урок музыки в 3 классе "Интонация"
видеоурок по музыке по теме

Урок музыки в 3 классе по программе Кабалевского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx32.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект урока в 3 классе

по теме: «Интонация. Зерно-интонация»

Цель: на основе музыкальных произведений выявить, что в «зерне-интонации» содержится зародыш мелодии, ритма и других элементов музыкальной речи, что главным является характер музыки.

Задачи: 

  • научить различать выразительные и изобразительные интонации, выявить их значение в музыке через музыкальные произведения композиторов классиков и современных музыкантов
  • развивать образное восприятие, самостоятельность мышления
  •  слышать и выделять в музыке главное
  •  развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения

Форма урока: урок-путешествие

Методы: 

  • организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
  • объяснительно-иллюстративный,
  • проблемно-поисковый,
  • ретроспективы,
  • репродуктивный;
  • стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
  • метод эмоциональной драматургии,
  • создание нравственных переживаний,
  • ситуация занимательности,
  • прием сопоставления,
  • сравнение, анализ,
  • игра.

Музыкальный материал: 

  • Арсеев «Кузнец» –исполнение;
  • К.Сен-Санс «Карнавал животных»– слушание (фрагменты);
  • М.П.Мусоргский «Картинки с выставки” (фрагменты)– слушание;
  • «Подвиг космонавта»-исполнение;
  • «Сказки гуляют по свету» – исполнение.

Оборудование:   ПК, мультимедиапроэктор, презентация, проигрыватель, грамзаписи, CD-записи.

        

                                                     

Ход урока

  1. Вход под музыку. Приветствие.

-В 1 четверти мы с вами познакомились с такими понятиями как песенность, танцевальность  и маршевость. Истоками  этих понятий послужило устное народное творчество.

-Давайте вспомним, что такое устное народное творчество.

-Это фольклор: сказки, былины.

-Духовная вера человека, танцы разных народов.

-Какой бывает фольклор?

-Фольклор бывает танцевальный, игровой.

-Хорошо. А во 2 четверти мы  с вами говорили и продолжаем работать над темой «Интонация». Мы говорили о том, что такое интонация, зачем она нужна, какое она имеет значение, о приёме скороговорки, интонационной выразительности. И темой нашего урока сегодня будет «Интонация. Зерно-интонация».слайд

2.Мы уже с вами  знаем,  какие бывают интонации.

-Интонации бывают выразительные и изобразительные.

-Что они выражают?

-Они выражают настроение, чувства, мысли человека.

-А что изображают?

-Изображают движение человека, шаги, прыжки, разнообразные звуки и шумы.

-Назовите мне примеры произведений, где есть выразительные интонации. слайд

3.-Это песня-скороговорка «Болтунья». Эта песня о девочке Лиде, которая говорит без остановки и всё время тараторит.

-А кто написал эту песню?

-Советский композитор С.С.Прокофьев.

-Назовите мне примеры произведений, где есть изобразительные  интонации.

-Это «Три подружки»: плакса, злюка и резвушка. слайд

-Какие у  них были интонации?

-У Резвушки -весёлые  и передавал эти интонации инструмент пианино.

-У Злюки-резкие, злые интонации и передают их медные трубы.

У Плаксы интонации страдания, плача, обиды и показывала эти интонации скрипка.

-В какой песне мы передавали интонации вопросительные и утвердительные?

-В попевке «Кто дежурные» композитора Д.Б.Кабалевского.

-Мы побывали на улице выразительных и изобразительных интонаций.

4.-Какие ещё бывают интонации?

-Интонации бывают речевые и музыкальные.

.-Правильно. Посмотрите на таблицу и вы увидите на ней речевые и музыкальные знаки препинания. Слайд

-Что включают в себя речевые интонации?

Стихотворение «Интонация» (про кошку)

-Речевые интонации-это .   , ?  ! -  …

-А музыкальные, чтобы получилась правильная интонация?

-Это повышение и понижение звука, паузы, фразы.

-Чем же отличаются речевые интонации от музыкальных?

-Они отличаются в точном фиксировании высоты звука. Ведь речевую интонацию мы проговариваем, а музыкальную пропеваем.

-Мы выяснили, что интонации бывают выразительные, изобразительные, вопросительные  и утвердительные.

5.-Мы продолжаем говорить об интонации,  о зерне – интонации. Мы постараемся сегодня услышать зерно – интонацию в музыкальных произведениях.

Мы начали разучивать песню «Кузнец»  и домашним заданием было  рассказать  содержание песни.

-Ехала барыня в красивом платье в карете, запряжённой двумя статными лошадьми. слайд

И вдруг по дороге расковался жеребец. А в каждом селе раньше была кузница. Пришлось барыне обратиться к кузнецу. А ему для работы молоточки нужны и большие и маленькие. И кузнец подковал жеребца.

-Давайте вспомним песню и подумаем, где здесь было интонационное зерно? (Дети исполняют песню «Кузнец») слайд

-Зерно интонация приходится на слова «тук-тук-тук»

-Хорошо. Правильно. Андрей нам покажет ритмическое зерно-интонацию. (на палочках)

-Света покажет вокальное исполнение зерна-интонации. (поёт)

-Настя покажет инструментальное зерно-интонацию.(на металлофоне)

-Надя покажет пластическое зерно-интонацию.(взмахи руками)

-Мы выяснили, что зерно-интонация может быть  разным.

- А что выросло из мелодического зерна?

-Мелодия.

-Значит, у мелодии есть характер и жанр. Какой?

-Это песня-марш весёлого, задорного характера.

6.На занятиях кружковой работы мы  с вами показывали, какой бывает интонация в движении, в пении, в игре на музыкальных инструментах.  слайд

7. Ребята, мы с вами знаем, что 2011 год объявлен в нашей стране годом Космонавтики. Почему?

-Потому что  50 лет назад , в 1961 году  герой-космонавт Юрий Гагарин совершил первый в мире полёт в космическое пространство  и облетел  вокруг Земли за  108  минут. слайд

В космической ракете

С название «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

-Давайте исполним песню «Подвиг космонавта»  первого космонавта Земли  и покажем  в песне ритмическую интонацию.   (дети исполняют песню)

8.-Вслед за ритмической песней идёт ритмическая пауза, физкультминутка.

(звучит песня «На зарядку) слайд

9. Ребята, я сегодня от  Музы получила  необычное письмо с музыкальным приложением. (открываю конверт, читаю). Я, Муза, покровительница искусства, посылаю вам звуковое письмо. Прослушав, два произведения из циклов «Картинки с выставки» и « Карнавал животных» пришлите мне ответ  с моими вопросами: кто является  автором  музыки, как называются эти произведения  и где было зерно интонации.  В чём оно выражалось? Сейчас мы послушаем эти произведения.

Домашнее задание было: подготовить сообщения о композиторах.

10.Цикл пьес  «Картинки с выставки» был создан в 1874 году    русским  композитором М.П.Мусоргским. слайд. Он был другом художника Виктора  Гартмана. Рисунки этого художника послужили началом создания оригинальных пьес. В этих пьесах слышны черты народности.

- Вы видите свои рисунки,  на которых изображены различные персонажи.

-.Какие названия вы дали своим рисункам?

-1.«Гном».
2.«Старый замок».
3.«Тюильри».
4.«Быдло».
5.«Балет невылупившихся птенцов».
6.«Два еврея, богатый и бедный».
7.«Лимож. Рынок»
8.«Катакомбы. Римская гробница».
9.«Избушка на курьих ножках».
10.«Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве».

-Мы уже знакомились с произведениями из этого цикла. И сегодня мы послушаем ещё одно.  

Во время слушания, постарайтесь услышать зерно-интонацию и проследите, в какую мелодию оно выросло. Какая здесь была интонация . Может быть кто-то отгадает название? (дети смотрят видео «Балет невылупившихся птенцов» и показывают пластические движения ).

-Зерно-интонация  была похожа на однообразные прыжки.

-Сколько раз повторялось зерно-интонация?

-3 раза.

-А какой инструмент показал нам эту интонацию?  

- Интонацию нам показал инструмент  пианино.

- Значит интонация

– выражала -весёлый характер и  изображала, как птенцы танцуют.

-Мелодия нас привела в  музыкальный жанр

 – танец.

-Кто даст название пьесы?

-«Балет невылупившихся птенцов» слайд

11.- Переходим к следующему произведению.

-«Карнавал животных»  написал французский композитор К. Сен-Санс.  Это большая зоологическая фантазия, написанная композитором в 1886 году."В Карнавале животных" 14 номеров. 01 Королевский марш львов. 02 Курицы и петух. 03 Антилопы. 04 Черепахи. 05 Слоны. 06 Кенгуру. 07 Аквариум. 08 Персонаж с длинными ушами. 09 Кукушка в глубине леса. 10 Птичник. 11 Пианисты. 12 Ископаемые. 13 Лебедь. 14 Финал.

-Послушаем другое произведение из «Карнавала  животных». Предлагаю вам послушать миниатюру и постараться узнать, кто изображён в музыке. Обратите внимание на тембр инструментов, ритм и темп. Ведь движения любого живого существа происходит в определённом ритме и темпе, и очень точно могут быть отражены в музыке. В этой  пьесе композитор посмеивается над необычным танцующим героем. Послушайте и определите, какой танец, и кто его исполняет? Где было зерно-интонация? ( Звучит пьеса «Слон», дети выполняют пластические движения).

-Кого изображала музыка?

Ответы детей.

-Посмотрим мультфильм и точно узнаем, правильно ли мы отгадали.(дети смотрят видео «Слон»)

-Какая была интонация?

-Интонация была изобразительной.

-Почему?

-Она изображала, как слон медленно и тяжело переваливается.

-А можно сказать, что интонация выражала чувства слона?

-Можно.

-Какие?

-Слон, может- быть пошёл на прогулку, задумался.

-Какой инструмент подчеркнул характер и изобразил таким слона?

-Инструмент контрабас.

-Характер музыки радостный, немного шутливый.

-Лад музыки  мажор.

- Правильно. У Сен-Санса вальс танцует слон. Можно только восхищаться, изобразительностью композитора, который с помощью контрабаса показал нам вальсовое кружение слона.

-А где было зерно-интонация?

-В самом начале в басу.

-Сколько раз повторялось зерно-интонация?

-3 раза.

12. -Итак, мы послушали два произведения. Они были одинаковые или разные?

-Разные.

_А что у них было разное?

-У них был разным характер.

- Мы слушали 2 произведения и выяснили, что зерно-интонация  нас привела в жанр вальса.

13-Давайте исполним песню в жанре вальса «Сказки гуляют по свету». Какая  в песне интонация?

-Мелодическая. (дети исполняют песню) слайд

14.Вывод.

-Итак, мы пришли к выводу, что интонация-основа музыки. Слайд.

Основа интонации – интонационное зерно, которое может быть ритмическим, мелодическим, вокальным. Выяснили, что интонация определяет жанр музыки. Ещё интонации бывают выразительные и изобразительные. Интонация-это выразительность. Но чаще интонации сливаются вместе, воедино.

Зерно-интонация (работа по слайду)

-На следующих уроках мы будем продолжать знакомиться  с произведениями разных жанров и определять зерно- интонацию.

15. А сейчас выполним творческое задание и пошлём Музе наши ответы. слайд

Дети выполняют итоговые  задания. Выход.

 

Муниципальное образовательное учреждение

«Социалистическая средняя общеобразовательная школа №18»

  Щёкинский  район   Тульской области

Урок по предмету «МУЗЫКА»

в 3 классе  по теме «Интонация. Зерно интонации»

        Учитель музыки

1 категории

Бобрышева А.В.

п. Социалистический

2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)

VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока:  урок-сценарий.Цель:  Показать жизнеутверждающую красоту музыки...

Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.

В Данной публикации  говорится о нескончаемом источнике в формировании  процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым  позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...