Программа развития дополнительного образования
рабочая программа по музыке (5 класс) по теме
Одна из главных задач в сфере дополнительного образования при переходе на ФГОС - доступность образовательных услуг.
Важнейшей составляющей образовательного пространства является дополнительное образование детей. Оно сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию молодого человека, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, создаёт условия для развития креативности и индивидуальности, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc | 92.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
В МКОУ «Поселковая СОШ» разработана программа дополнительного образования.
Одна из главных задач в сфере дополнительного образования при переходе на ФГОС - доступность образовательных услуг.
Важнейшей составляющей образовательного пространства является дополнительное образование детей. Оно сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию молодого человека, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, создаёт условия для развития креативности и индивидуальности, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде.
Данная программа отвечает позитивным изменениям, направленным на реализацию прав ребенка, улучшение положения детей, социально-экономическую защищенность семьи; повышению эффективности профилактики асоциальных проявлений среди детей и подростков, развитию индивидуальных креативных способностей обучающихся и формированию здорового образа жизни.
Нормативное обеспечение программы.
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
- Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»;
- Устав МКОУ Поселковой средней общеобразовательной школы.
Методической основой программы
является совокупность современных методов и приемов обучения и воспитания, реализуемых на основе принципов построения основного общего среднего образования. Рабочие и творческие тетради, словари, книги для чтения, энциклопедии и методические рекомендации, дидактические материалы и мультимедийные приложения (DVD-видео; DVD-диски со сценариями уроков, реализующих деятельностный метод обучения; CD-ROM диски; презентационные материалы для мультимедийных проекторов; программное обеспечение для интерактивной доски и др.) эффективно дополняют Интернет-поддержку и другие ресурсы в реализации программы дополнительного образования.
Основные концептуальные положения программы
Основное значение дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности.
Дополнительное образование – практико-ориентированная форма организации культурно-созидательной деятельности ребенка.
Дополнительное образование – дополнительность, непрерывность, системность в образовательной системе.
Дополнительное образование – условие для личностного роста, которое формирует систему знаний и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки в опоре на основное образование.
Цели и задачи дополнительного образования
Развитие системы воспитания, дополнительного образования детей, поддержки способной и талантливой молодёжи.
Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в части поддержки способной и талантливой молодёжи Воронежской области.
Возраст участников:11-17 лет
Программа рассчитана на 1 год
- - реализация потребностей и интересов детей;
- - осуществление личностно-ориентированного подхода к ребенку;
- - развитие совместной творческой деятельности;
- - выявление позитивных изменений, направленных на реализацию прав ребенка, улучшение положения детей, социально-экономическая защищенность семьи;
- - повышение эффективности профилактики асоциальных проявлений среди детей и подростков, формирование здорового образа жизни.
- - создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области;
- - многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;
- - признание за ребенком права на свободу и ошибку в выборе, прав на пересмотр возможностей в саморегуляции.
Дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства. Оно социально востребовано.
Системой дополнительного образования в МКОУ «Поселковая СОШ» охвачено 69 % учащихся.
- Дополнительное образование детей осуществляется круглогодично, как в учебное, так и в каникулярное время. Дополнительное образование проходит в максимально комфортных условиях для развития личности.
- В школе имеются современные кабинеты музыки, ИЗО и спортивный зал.
Основные задачи и содержание работы в школе по реализации программы
Школа ставит перед собой следующие задачи:
- выявление, развитие и реализация способностей каждого ученика;
- формирование мыслящей. духовно богатой, свободной, физически здоровой личности, обладающей широкими и прочными знаниями, духовно - нравственной, ориентированной на самостоятельную жизнь.
Эта цель реализуется на основе дополнительных программ в образовательном процессе имеющих социальную, культурологическую,профессиональную,здоровьесберегающую и досуговую направленность, и внедрения современных методик обучения и воспитания детей, а также диагностики уровня усвоения знаний обучающимися, их умений и навыков. - учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Выбор компонентов системы дополнительного образования по предмету в образовательных областях зависит от того, какие направления учебно-воспитательного процесса в школе приняты в качестве приоритетных и особо значимых. В МКОУ «Поселковая СОШ» они представлены следующими векторами:
- Вектор 1. Дополнительная учебная деятельность, связанная с желанием обучающихся углубить свои знания в каком-либо (по их выбору) предмете учебного плана. Это факультативы.
- Вектор 2. Варианты занятий по интересам, представленных разнообразными кружками, студиями и спортивными секциями, задачей которых является обретение учащимися индивидуального опыта в разнообразных видах деятельности и развитие этого опыта в ведущей учебной деятельности.
- Вектор 3. создание условий для непрерывного восходящего развития творческого потенциала учащихся.
- Вектор 4. Расширение границ самой школы через взаимодействие с учреждениями культуры и с другими образовательными и научными учреждениями.
Все вышеназванные 5 стратегических направлений развития образовательного процесса существенно влияют на содержание и организацию современного образовательного процесса, выводя современную российскую школу на обучение по-новому.
Стратегия развития школы в рамках программы дополнительного образования
Ресурсы, необходимые для развития программы:
- готовность персонала, родителей, учеников к участию в программе, профессиональная компетентность учителей, ресурс власти, ресурс времени, информационные ресурсы, финансовые и материальнотехнические;
- создание условий для самореализации и социализации учащихся;
- создание условий для развития у учащихся духовности, культуры, гражданской ответственности, правового самосознания;
- социальное партнерство с семьями учащихся;
Опирается на принципы:
- Актуальности.
- Личностно-деятельностного подхода.
- Креативности.
- Сотрудничества.
- Диалогичности.
- Историко - культурологического подхода.
Достигается через средства:
- Концептуальное осмысление воспитательной работы.
- Создание программ воспитательной работы.
- Оптимизация самоуправления и соуправления.
- Социальное партнерство.
Приводит к результату:
- Повышение внутренней мотивации учащихся к воспитательным мероприятиям.
- Воспитанию личности, способной к самоопределению и саморазвитию.
- Повышению профессионального мастерства классных руководителей и воспитателей.
Участие родителей и общественности в реализации программы
(перспективный план работы на 2011- 2012 уч. год)
Направления работы | Содержание | Срок | Ответственные |
Привлечение родителей, семей к проблемам ОУ. | Организация участия в мероприятиях: – Планирование работы родкомитета на 2011-2012 учебный план; – Неделя семьи и детства: выход на природу всей школой «Вокруг костра»; |
|
|
Оказание различной помощи семье. | 1. Родительские дни по решению проблем школьной жизни; | Еженедельно | Соц.педагог, родком. |
Повышение педагогической культуры родителей. | 1. Классные тематические родительские собрания; | 4 раза в год | Кл. рук., соц. педагог, мед. Кл. рук., родительский комитет, библиотекарь Кл. рук., родительский комитет, библиотекарь |
Совместные мероприятия | 1. «Праздник урожая» | Октябрь Ноябрь | Кл. рук., родительский комитет, библиотекарь Администрация соц.педагог |
Ожидаемые результаты от программы дополнительного образования
Создание информационно-насыщенной среды, способствующей получению качественного образования, соответствующего современным требованиям с учетом запросов и потребности личности
Формирование и развитие творческого потенциала личности учителя и учащегося. Рост личностных достижений всех субъектов образовательного процесса.
Сформированность у учащихся целостного восприятия картины окружающего мира через новые технологии и модели обучения, авторские программы, творческие проекты и элективные курсы.
Создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, развития ее способностей, мышления и деятельности.
Совершенствование системы взаимодействия всех участников образовательного процесса станет территорией высокого качества образования и воспитания.
Оптимизация системы дополнительного образования в школе
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Совершенствование нормативно -правовой и методической базы дополнительного образования школы | 1 .Создание экспертно -методического совета по проблемам дополнительного образования. | Ноябрь | Директор |
Создание оптимальных условий во внеурочной деятельности для самореализации способностей и потребностей школьников. | 1.Конференции, конкурсы, викторины, предметные КВН. смотры, олимпиады. | Ежегодно | Заместитель |
Развитие устойчивой мотивации в образовательном и профессиональном самоопределении | 1 .Организация проектных научно - исследовательских творческих работ детей и педагогов (участие в конференциях, защита проектов). 2.Проведение творческих | Ежегодно Ежегодно | Руководитель Директора по ВР |
учащихся через проектный подход. | мероприятий мастерства воспитанников в рамках фестиваля «Весна». |
| |
Развитие интегративных связей основного и дополнительного образования | 1 .Совместная подготовка и | Ежегодно | Заместитель директора по ВР |
Развитие | Проведение открытых заседаний с участием учащихся занимающихся в объединениях дополнительного образования школы, по совместному планированию и обсуждению результатов работы. | Ежегодно | Руководитель |
Функции Дополнительного образования
1. Вместе с базовым образованием обеспечит общее развитие личности.
2. Расширит, углубит и дополнит базовые знания учащихся.
3. Даст возможность удовлетворить интерес к какой-либо области знаний и умений, проявить себя, реализовать свой творческий потенциал в максимально комфортной обстановке.
При построении системы дополнительного образования педагогический коллектив школы исходит из:
- потребностей, интересов, желаний учащихся и родителей;
- современных задач и целей образования;
- анализа образовательного пространства школы, его социума, т.е. возможностей социокультурной среды для организации дополнительного образования;
- особенностей школы.
Перспективный план развития дополнительного образования
В МКОУ «Поселковая СОШ» на 2011 – 2012 учебный год
I этап - подготовительный (2010-2011 учебный год)
Аналитико – диагностическая деятельность (анкетирование и тестирование учащихся и педагогов
Поиск новых форм и методов работы (изучение и анализ методической литературы)
Создание условий для внедрения новых программ ( организация комнаты детского творчества, оснащение специальным инвентарем, покупка музыкальной аппаратуры, оформление рекреации.
II этап – практический (2010 – 2012 уч.год)
Апробация и использование новых программ по дополнительному образованию («Психея», «Весёлые нотки», «Играй, гармонь!», «Ложкари», «Фольклор», «Театр одного актера»), направленных на развитие личности ребенка, на раскрытие его индивидуальных особенностей.
Оценка познавательных, творческих возможностей и способностей каждого ребенка и объединения в целом через различные виды деятельности (школьный смотр-конкурс «Школьная весна», ежегодные школьные выставки и смотры творчества, выходы на различные фестивали, конкурсы и соревнования районного и областного уровней )
III этап – обобщающий ( 2010-2011 и 2011-2012 уч.год)
Обработка и интерпретация результатов за данный период.
Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.
Определение перспектив и путей дальнейшего развития дополнительного образования в школе.
Разработчики программы
Творческая группа в составе администрации школы, методического совета, совета по стратегии и планированию, председателей методических объединений при участии Попечительского совета, родительской общественности, совета старшеклассников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Сенсорное развитие" (дополнительное образование для детей 5-6 лет)
Для детей дошкольного возраста сенсорное воспитание – это залог успешной, познавательной деятельности. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания ...
Управление профессиональной адаптацией педагогов дополнительного образования в УДОД в современных условиях развития дополнительного образования
В статье уделяется внимание вопросу управления профессиональной адаптацией педагогических работников УДОД в современных условиях развития дополнительного образования и связанных с ним проб...
Развитие дополнительного образования как одно из условий повышения качества образования в свете новых стандартов.
Интеграция основного и дополнительного образований становится важным условием перехода на новый образовательный стандарт. По большому счету основное и дополнительное образование изначально не до...
Дворец творчества детей и молодежи Ростова-на-Дону в истории развития дополнительного образования в России. (100-летию системы дополнительного образования в России посвящается)
В 2017 году исполнится 81 год одному их самых знаковых учреждений города Ростова-на-Дону - Дворцу творчества детей и молодежи, правопреемнику Дворца пионеров, дипломанту Всероссийского конкурса учрежд...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Программа по дополнтельному образованию...
Функции регионального ресурсного центра развития дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в реализации стратегических направлений программы развития детско-юношеского спорта в Санкт-Петербурге до 2030 года
Система детско-юношеского спорта в Санкт-Петербурге представляет собой слаженную структуру межведомственного взаимодействия, выстроенную для популяризации и развития школьного спорта, детско-юношеског...
Условия развития центра дополнительного образования в рамках реализации Целевой модели развития дополнительного образования в Республике Адыгея.
Благодаря федеральному проекту "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" МБУ ДО "Майкопский центр развития творчества детей и взрослых" удалось до...