Сценарий урока "Классы неорганических веществ"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
"Учение с увлечением"- так можно охарактеризовать урок знакомства с новым классом неорганическихвеществ.Формирование представления о кислотах и их свойствах происходит на примере веществ и явлений окружающей дейсвительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassy_neorganicheskikh_veshchestv_8_klass.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии в 8 классе.
Тема урока: «Классы неорганических веществ»
Цель урока: формирование представления о наличии общих химических свойств кислот на примере веществ и явлений окружающей действительности, оценка значимости химических знаний в мировоззренческой системе взглядов на мир и собственное место в нем.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить и уточнить знания о классах неорганических соединений: оксидах, основаниях, кислотах путем повторения классификации, номенклатуры;
- выработать представление о наличии общих химических свойств кислот на примере веществ и явлений окружающей действительности;
- закрепить умение пользоваться рядом напряжений металлов и таблицей растворимости.
Развивающие:
- развивать учебно – информационные навыки: умение извлекать информацию из Interneta, устных сообщений, наблюдаемых процессов;
- развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
- продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию свойств веществ и их безопасного и обоснованного применения.
- повысить мотивацию к изучению химии через связь темы с повседневной жизнью и кругом интересов учащихся (использование компьютерных технологий)
Материалы и оборудование: чайник с накипью, уксусная кислота, ржавый ключ, упаковка препаратов «очиститель ржавчины», раствор гидроксида натрия, соляной кислоты, лакмус, фенолфталеин, стакан с зубной щеткой и пастой, яйцо обычное и выдержанное в соляной кислоте, стружки магния и меди; программное обеспечение в программе Microsoft PowerPoint (Приложение 1)
Эпиграф к уроку: «Просто знать еще не все, знания необходимо использовать»
М.В. Ломоносов. (Приложение 1 слайд 1) На этот вопрос вы ответите в конце урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
Мотивация. Сообщение эпиграфа урока. Вопрос: Почему выбран именно такой эпиграф к уроку.
II. Подготовка к восприятию нового материала.
- Повторение изученного ранее.
Учитель: Мы продолжаем изучать классы неорганических веществ.
- Какие вы уже знаете?
- Вспомним, что вам известно об этих классах
- Игра «Решето» ((Приложение 1 слайд 2)
- Задание «Найти «родственников»» (Приложение 1 слайд 3)
- Задание «Крестики – Нолики» (Приложение 1 слайд 4)
- Задание «Найди лишнее» (Приложение 1 слайд 5)
- Задание «Третий лишний» (Приложение 1 слайд 6)
2. Сообщение темы, цели урока. Постановка задачи перед учащимися. (Прил-ние 1 слайд7)
Учитель: Сегодня у нас интересная тема «Химические свойства кислот». Кислоты играют важную роль в нашей жизни (Приложение 1 слайд 8)
Цель урока. Познакомиться с химическими свойствами кислот на примере веществ и явлений окружающей жизни, функционирования организма человека. Для этого некоторым ученикам было дано опережающее домашнее задание: найти информацию о химических свойствах кислот.
Ваша задача записать химические реакции о свойствах кислот, рассказанных вам.
III. Изучение нового материала
1. Выступление учащегося по теме «Как избавиться от накипи?» (Приложение 1 слайд 9)
Доказано, что кроме карбонатов кальция и магния в состав накипи в нашем городе, входит гидроксид железа (III), который и придает накипи желтовато- коричневую окраску. Для удаления накипи используют химическое свойство кислоты: ее взаимодействие с основаниями.
Напишите уравнение реакции, которую можно использовать для растворения накипи.
гидроксид железа (III) + соляная кислота = хлорид железа (III) +вода.
Осуществите ее на практике.
На практике можно использовать раствор уксусной кислоты. Накипь растворяется.
2. Выступление учащегося по теме «Почему ржавеют автомобили?» (Приложение 1
слайд 10)
Автомобили ржавеют из-за присутствия в воздухе влаги, растворенных солей, кислот, которые взаимодействуют с металлом автомобиля. Так серная кислота (разбавленная) может разъедать железо из которого делают автомобили.
Напишите уравнение реакции:
Железо + серная кислота (разб) = сульфат железа (II) + водород.
Осуществите ее на практике, вместо железа используйте стружку магния.
Учитель: Кислоты реагируют только с теми металлами, которые стоят левее водорода в ряду напряжения металлов. Полученная соль должна быть растворимой.
3. Выступление учащегося по теме «Способы борьбы с ржавчиной». (Приложение 1
слайд 11)
Средства для очистки ржавчины содержат фосфорную или соляную кислоту. Одним из компонентов ржавчины, является оксид железа (III)
Напишите уравнение реакции:
Оксид железа (III) + фосфорная кислота = фосфат железа (III) + вода.
Осуществите ее на практике.
Для этого поместите ржавый ключ в пробирку с кислотой, выдержите, пока пишете уравнение.
4. Выступление учащегося по теме «Как работает наш желудок?» (Приложение 1
слайд 12)
Соляная кислота содержится в желудке и выполняет две функции: дезинфицирует большую часть микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей, и помогает перевариванию пищи. Помимо этого при избытке соляной кислоты в желудочном соке возникают такие заболевания, как гастрит и язва желудка. Для лечения этих болезней используются лекарственные препараты (гастал и другие). В основе их действия используется химическое свойство кислоты: вступать в реакцию с щелочем с образованием нейтральной среды.
Напишите уравнение реакции:
Соляная кислота + гидроксид натрия = хлорид натрия +вода.
Осуществите на практике. В щелочь предварительно добавьте фенолфталеин.
5. Выступление учащегося по теме «Кислота и зубы». (Приложение 1
слайд 13)
Одним из компонентов зубной эмали является карбонат кальция. Многие виды пищи, например сладости, соки создают в ротовой полости кислую среду, которая разрушает карбонат кальция.
Напишите уравнение реакции:
Карбонат кальция + соляная кислота = хлорид кальция + вода + оксид углерода (IV)
Демонстрация опыта с обычным яйцом и выдержанном в кислоте.
Учитель. Реакция между кислотой и солью идет при условии, что кислота сильнее кислоты в соли. Один из продуктов уходит из сферы реакции в виде осадка или газа.
IV. Обобщение по теме «Химические свойства кислот».
С какими простыми и сложными веществами взаимодействуют кислоты?
При каком условии взаимодействуют кислоты с металлами, солями?
Ученик записывает на доске ответ. (Приложение 1 слайд 14)
V. Закрепление. Выполнение задания. (Приложение 1 слайд 15)
VI. Рефлексия.
- Обсуждение вопроса: Почему был выбран такой эпиграф к уроку?» (Приложение 1 слайд 16)
- Закончите фразу: (Приложение 1 слайд 17)
Сегодня на уроке я узнал …
Я удивился …
Теперь я умею…
Я хотел бы …
VII. Домашнее задание
VIII. Подведение итогов. Оценивание учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классификация сложных неорганических веществ, оксиды
По УМК Новошинского И.И. основные классы неорганических соединений изучаются в два этапа: на первом дается определение, классификация...В конце учебного года знания расширяются: изучаются химические с...
Классификация сложных неорганических веществ, основания.
Особенности программы под редакцией Новошинского И. И. состоят в нетрадиционном подходе к изложению материала (от простого к сложному, от общего к частному). В основе программы лежит идея зависи...
Классификация сложных неорганических веществ, кислоты.
презентация к превому этапу изучения темы...
Модульные уроки по биологии в 5 классе «Химический состав клетки. Неорганические вещества. Органические вещества."
Модульные уроки по биологии в 5 классе «Химический состав клетки. Неорганические вещества. Органические вещества." ...
Презентация подготовка к ЕГЭ №37 (С2) "Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ" "Мысленный эксперимент" Занятие №2 "Названия веществ"
Презентация подготовка к ЕГЭ №37 (С2) "Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ" "Мысленный эксперимент" Занятие №2 "Названия веществ"Выполнение задания «мысл...
Тренировочный тест по теме Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ(тривиальная и международная).
Тренировочный тест по теме Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ(тривиальная и международная). создан по шаблону А.Н. Комаровского и содержит 10 вопросов на соответ...
Химические свойства простых и сложных веществ. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
собрать всю теорию по взаимодействию веществ в одну работу; определить многообразие типов заданий, проверяемых в ходе ОГЭ по данной теме и научиться их решать....